Разработки педсоветов для дошкольников по патриотическому воспитания. Педсовет "патриотическое воспитание детей дошкольного возраста". Формирование любви к Родине

Педсовет в детском саду «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Описание: Моя публикация будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ.
Форма проведения: традиционная
Цель: Систематизация знаний воспитателей об организации образовательной деятельности с детьми по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Закрепить знания воспитателей о современных требованиях к организации работы по формированию у детей эмоционально окрашенного чувства причастности к истории малой Родины, её природе.
2. Обобщить опыт воспитателей по работе с ознакомлением детей с современной культурой, литературой, традициями русского народа, приобщением их к истокам русского фольклора, развитию духовности детей.

Повестка дня:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета, старший воспитатель Ануфриева И.В.
2. Вступительное слово по теме педсовета – старший воспитатель Ануфриева И.В.
3. Итоги тематической проверки, старший воспитатель Ануфриева И.В.
4. Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа», воспитатель высшей кв.категории Бирюкова Л.В.
5. Презентация опыта работы «Воспитание у детей любви к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания», воспитатель высшей кв.категории Байгушева Е.И.
6. Видеопросмотр мероприятия в мини-музее «Рождественские колядки» в средней группе, воспитатель 1 кв.категории Балтаева Е.Н., Просмотр, обсуждение.
7. Итоги конкурса «Саратовский край глазами детей», награждение.
8. Проект решения педагогического совета № 3.
9. Организационные вопросы.

Ход педсовета

1. Об исполнении решения предыдущего педсовета, старший воспитатель Ануфриева И.В.
Решение педсовета № 2, от …
1. Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. С целью создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы разработать программу «Здоровый дошкольник».
Ответственные: старший воспитатель, творческая группа воспитателей, медсестра.
Срок: 1 февраля 2016 г.

3. Дополнить
- физкультурные уголки:
*интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
*регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- документацию:
*Картотекой прогулок;
*Картотекой различных игр, проводимых в группе, на прогулке;
*Комплексми: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»
Ответственные: воспитатели. Срок: 1.02.2016 г.
4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года
5. Запланировать и провести «День здоровья», как совместное мероприятие с родителями.
Ответственные: инструктор по физкультуре, воспитатели. Срок: до 1.03.2016 г.

(отчёт старшего воспитателя)

2. Вступительное слово по теме педсовета – Ануфриева И.В.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Реализуется патриотическое воспитание в нашем д/с через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины.
Почти четыре месяца мы с вами работали по второй годовой задаче: формировать у детей эмоционально окрашенное чувство причастности к истории малой Родины; знакомить дошкольников с современной культурой, литературой, а также традициями русского народа, приобщать их к истокам русского фольклора, способствовать развитию духовности.
Решая данные задачи, мы провели в ДОУ достаточное количество интересных мероприятий:
*Пополнили в мини-музее экспозицию «Край Духовницкий наш» стендом «Поэты-земляки», приурочили это событие к закрытию года литературы.
*Также к закрытию года литературы, руководителем мини-музея Пузаковой О.Е. было проведено мероприятие для детей и родителей литературная викторина «Путешествие в сказку».
* Игровая программа для старших дошкольников «Рука в руке» (ко Дню Единства).
*Конкурс рисунков, фотографий и поделок «Саратовский край глазами детей». Работы-победители конкурса также пополнили наш мини-музей.
*Открытое мероприятие «Рождественские колядки» в мини-музее, воспитатель Балтаева Е.Н.
*Цикл бесед в мини-музее «Духовницкое – капелька России», руководитель мини-музея Пузакова О.Е.
*Экскурсии в районный музей, библиотеку, «Комнату боевой и трудовой славы» в школе, на реку Волгу, к памятникам воинам-защитникам, П.Ф.Баулину, к другим достопримечательностям Духовницка.
*Музыкально-литературная гостиная для детей и родителей «Колесо истории».
И другие мероприятия в группах.

А сейчас я проведу небольшой блиц-опрос в рамках темы педсовета, посредством которого хочу определить вашу компетентность, педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма…

1. Без чего невозможна реализация патриотического?
2. Что вы можете сказать об актуальности патриотического воспитания?
3. С чего необходимо начать работу педагогу по изучению родного края, родной страны.
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России, вашей области, посёлка? Каких именно?
5. Какие проблемы возникают у вас в процессе ознакомления детей с родным краем?
5. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции? Какие?
6. Достаточно ли у вас знаний о посёлке, в котором вы живете?
8. Профессионально ли вы планируете работу по данному направлению с детьми своей возрастной группы?
9. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?
10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран иллюстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? Какие?
11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? Какие?
12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

………………………………………………………………………..
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
-

Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить блиц-опрос и выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на высоком уровне…

3. Итоги тематической проверки, Ануфриева И.В.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
на тему: «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель проверки: исполнение ст. 32, п. 3.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», определение уровня воспитательно- образовательной работы по организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по гражданскому воспитанию дошкольников, через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод проектного обучения).
Основные методы контроля:
Оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр открытых занятий, мероприятий).
Оценка создания условий в группах, предметно-развивающая среда.
Оценка планирования работы.
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно - образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группах.
В результате проведённого контроля было установлено: старшие и подготовительные к школе группы детского сада (№ 1 «Фиалка», № 10 «Подсолнушки», № 8 «Почемучки, № 4 «Ромашка», № 11 «Ручейки») организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колокольчик».
Запланированы и проведены следующие мероприятия:
Тематические недели – «Мой любимый детский сад», «Семь Я – это дом мой и семья», «Мой поселок – Духовницкое», Моя Родина – Россия», «Мамина неделя», «Народные календарные праздники», «Народная игрушка», «Наши папы сильные – наши папы смелые», «Мамы всякие нужны – мамы всякие важны», «Наш дом – Земля».
НОД, мероприятия - проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мой папа», «Славим женщину – мать», «Моя страна – Россия» «Символика России» и другие.
Музыкально-развивающий КВН «Я знаю свой поселок», КВН «Мой край родной», развлечения - «Рождественские колядки», «Святки», «Вечер А.С. Пушкина», «Инсценировка сказки» (Колобок, Теремок), «Игры наших бабушек и дедушек».
Проекты – «Природа родного края», «Мы друзья зимующих птиц», «Сердцу милый уголок», «Наши защитники Отечества», «Куклы в национальных костюмах», «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Календарные праздники – «Международный день мира», «День дошкольного работника», «День учителя», «Международный день девочек», «День матери», «День милиции», «Праздник народных игр», «День Защитника Отечества».
Беседы на темы - «Мой любимый д/с», «Перелетные птицы», «Наша забота о старших», «Братья наши меньшие», «Наш поселок осенью», «Семь Я – это дом мой и семья», «Мой поселок Духовницкое», «Почетные люди нашего поселка», «Защитники порядка», «Моя Родина – Россия», «За что мы любим маму», «Как я помогаю маме?», «Герои и патриоты нашей Родины», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Достопримечательности посёлка» и другие.
Чтение художественной литературы - «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Наша Родина» Н.Забила, «Поезжай за моря – океаны» М.Исаковский, Э.Мошковская «Я маму свою обидел», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?», «Просто старушка», «Старый дед и внучка», Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?» и другие.
Заучивание стихов – Е. Благининой «Мама спит она устала», заучивание пословиц, поговорок о маме, о Родине, о воинах.
Продуктивная деятельность на темы: «Детский сад», «Моя семья», «Что мне нравится в поселке?», «Москва – Красная Площадь», «Как мы отмечаем праздники?», «Портрет мамы», «Кремлевские башни», «Девочка в русском сарафане», «Коврик с узором дымковских мастеров», «Городецкий узор», «Хоровод дружбы». Изготовление подарков на праздники.
Слушание песен – «Широка страна моя родная», «Гимн», песни военных лет и другие.
Участие в конкурсах - «Саратовский край глазами детей», «Духовницкое – село родное»
Экскурсии – на Волгу, к памятнику воинам, П.Ф.Баулину, к достопримечательностям Духовницка, в мини-музей ДОУ («Край Духовницкий наш», «Наши поэты земляки»).
Игровая деятельность – «Детский сад», «Семья», «Путешествие по поселку», «Мы – моряки», « Путешествие по стране»,«Моя семья», «Папа, мама, я» , «Собери всю семью», «Профессии», «Собери правильно» и другие.
Создание плаката – «Мы за мир!»
Оформление альбомов – «Моя семья», «Памятники воинской славы», «Герои России», «Российская армия».

Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с посёлком Духовницкое и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией - культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
Совместно с родителями отмечаются общественные праздники, проводятся различные мероприятия.
Анализируя просмотренные занятия и мероприятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Дети знают название посёлка, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадей; знают флаг, герб, гимн России; герб посёлка; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками, анализируют поступки.
Анализ просмотренных мероприятий показал, что воспитатели достаточно хорошо владеют информацией о разнообразии современных методов обучения дошкольников по данной теме.
Анализ результатов проверки по работе с родителями показал, что педагоги, не так активно, но используют разнообразные формы взаимодействия. Это папки-передвижки; рекомендации для родителей по данной проблеме; родительские собрание в группах «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет.

На основе выше изложенного, предлагаю:
Работу педагогов во всех группах по данной теме считать удовлетворительной.

Рекомендации:
* Педагогам необходимо продолжать заниматься самообразованием по темам патриотического воспитания, изучать современные технологии и применять их в своей работе.
* Продолжать создавать условия по воспитанию у детей нравственных норм, правил поведения, этики, дополнять ППРС.
* Пополнять картотеку статей по нравственно-патриотическому воспитанию детей в методическом кабинете.
* Во всех группах иметь дидактические, настольно- печатные игры, в которых можно закрепить знания по требуемым темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре.
* Необходимо продумывать тему занятия, мероприятия, относиться к данному вопросу творчески.
* Разрабатывать перспективный план работы на год

Тематический педагогический совет по теме:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель Гусева Н.М.

Москва, 2013

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания. Закреп ить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
  2. Проведение оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
  3. Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).
  4. Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель).
  5. Проведение смотра-конкурса по теме «Герб моей семьи» в подготовительных группах.
  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
  7. Проведение анкетирования воспитателей
  8. Проведение тематической проверки « Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников».

Повестка дня:

  1. Вступление. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной школой.
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Из опыта работы воспитателей разных возрастных групп. Выступление воспитателей: ….
  4. Обсуждение проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)»
  5. Обзор программ, методических разработок, литературы по данной теме.
  6. Анализ анкет и результаты тематической проверки. Итоги смотра-конкурса «Центр по патриотическому воспитанию».
  7. Итог и решение педсовета.

Ход педсовета

1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

2. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

Конституция Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г .

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

3. По третьему вопросу выступила старший воспитатель …. В своем выступлении она затронула вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» и показала презентацию «Растим патриотов России».

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

Тематические занятия;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

О воспитательно-образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста рассказала воспитатель ……………………, среднего возраста – ..., старшего возраста – …., детей подготовительной группы – …. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе рассказала ….

4. По четвертому вопросу прошло активное обсуждение и выбор стран для проектов по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Традиции и культура народов…. (название выбранной страны)». Прошло обсуждение того, что должно быть сделано в рамках этого проекта, а также была назначена примерная дата защиты проектов.

5. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  • Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
  • Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
  • «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
  • Новицкая М.Ю. «Наследие»

6. Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей старших и подготовительных групп.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, лишь … человек (…%) ответили отрицательно, а остальные родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране. …% ответивших, считают, что быть патриотом – это преданность и верность своей стране, своему народу, а также гордость за свою страну, свою нацию.

…% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, …% – что семье должна помогать школа, и еще …% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и школа и детский сад.

Всего лишь … человека (…%) отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 1 человек (…%) ответил, что эта тема неактуальна.

На вопрос о семейных традициях, …% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям старших и подготовительных групп (... педагогов) раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» , в которых они ответили на следующие вопросы:

  • Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
  • Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
  • Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
  • Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
  • Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
  • Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
  • Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
  • Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
  • Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
  • Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
  • Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
  • Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Москве. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только один педагог считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.

Итоги смотра-конкурса центров по патриотическому воспитанию.

В конце октября 2013г. был проведен смотр-конкурс центров по патриотическому воспитанию детей в старших и подготовительных группах.

Все центры были оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, методическая и художественная литература соответствовала возрасту детей.

  1. место заняла группа №…
  2. место - группа №…
  3. место поделили между собой группы №… и …. С чем мы их и поздравляем.

7. Решение педсовета:

  1. Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Взять одной из годовых задач на 2014-2015 уч.год следующую задачу: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истокам русской народной культуры».
  3. Провести мастер-класс по проектам на тему: «Традиции и культура народов…». Обобщить практический материал, собранный для создания проектов. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель.
  4. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг».
  5. Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Я и моя Москва». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в городе, а также на фоне достопримечательностей Москвы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Педсовет на тему « Патриотическое воспитание дошкольников».

Задачи: обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста этапах, формах и методах работы, способствовать творческому поиску.

Форма проведения: Клуб умных и находчивых. 1. Выступление заведующей о патриотическом воспитании дошкольников. 2. Анализ тематической проверки. 3. Педагогические соревнования. 4. Дискуссия на тему «Патриотическое воспитание дошкольников». 5. Принятие проекта решения педагогическим советом.

Приложение №1
Выступление заведующей ДОУ Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ.

Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой ма-ленький человек.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исто¬рические знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Каково же содержание проблемы? Наиболее идеологически незащищенными в плане формиро¬вания патриотизма оказываются дошкольники.

В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окру¬жающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным, интеллектуальным барьером. Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали фор¬мироваться еще в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-ХIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей рус¬ских. Важное место в народной педагогике России всегда зани¬мали пословицы и поговорки. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические сверше¬ния народа. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, род¬ной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, про¬шлому и настоящему, ко всему человечеству».

Так писал академик Д. С. Лихачев. Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошко¬льного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Что же включают в себя «пути и средства патриотического воспитания русского человека»?

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях. 2. Взгляды на патриотизм в летописях. 3. Русские народные былины как средство воспитания пат¬риотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли). 4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края, сказки о солдатской дружбе и т. д. 5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль. 6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его харак¬тера и культуры.

Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм об¬ретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только пере¬дачей знаний». (Д. С. Лихачев.)

Приложение № 2
Педагогические соревнования.
Задание № 1: Вопросы участникам.
Вопросы l-ой команде: 1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. 2. Официальная эмблема государства. 3. Крупная территория, которая имеет определенные границы. 4. Кто основал Москву? 5. Почему Красная площадь так называется?

Вопросы 2-ой команде: 1. Символ государства его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище, установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. 2. Совокупность близких родственников живущих вместе и ведущих общее хозяйство. 3. Что такое патриотизм? 4. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? 5. Дата принятия конституции Р.Ф.
Задание №2: За 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине. Золоту - старости нет, Родине - цены нет. Всякому мила своя сторона. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Родина - мать, умей за нее постоять. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Человек без Родины, что соловей без песни.

Приложение № 3
Дискуссионные вопросы на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического вос¬питания?
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? Какими?
4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? Каких именно?
5. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции? Какие?
6. Достаточно ли у вас знаний о городе, в котором вы живете?
7. Позволяют ли вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
8. Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
9. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?
10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран иллюстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? Какие?
11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? Какие?
12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Ольга Суворова
Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха

Педагогический совет

на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ».

Составил :

старший воспитатель 1категории

Суворова О. В.

с. Боровиха 2017

Цель :

повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания .

Повестка :

1. Педагогический тренинг – Суворова О. В., ст. воспитатель ;

2. Патриотическое воспитание в ДОУ – Колчанова Л . А., заведующий;

3. Защита проектов (домашнее задание) ;

4. Мини-викторина “Патриотическое воспитание в ДОУ”

5. Выработка проекта решения.

Задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям , сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества :

Основы гражданственности,

Любовь к Родине,

Бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,

Уважение к старшим и сверстникам,

Уважение к культуре и традициям других народов.

Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом :

Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.

Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому питанию , включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме : патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием .

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина , ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный , интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания - воспитание с любви к родителям , близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.

Тренинг на создание образа «Родина» .

Предлагаю создать образ Родины.

Закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина» . (педагоги описывают те образы , которые возникли : берёза, чистое поле и т. д);

Обмен мнениями, прослушивание народных песен и просмотр видеозаписи «Картины родной природы» ;

Выработка общего понятия «Родина» ;

Подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник) .

Просмотр видеоролика «Моя Родина – Алтай»

«Патриотическое воспитание в ДОУ » – Колчанова Л. А., заведующий;

Защита проектов (домашнее задание) ;

Мини-викторина “Патриотическое воспитание в ДОУ” – Суворова О . В.

1. Игра «Мозговой штурм» .

Ведущий : А сейчас мы с вами проВедущийущийем небольшую разминку. Ответьте на предложенные вам вопросы.

Вопросы педагогам :

1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание ? (Это воспитание любви к Родине , себе, близким, окружающему)

2. Составьте схему осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста (воспитателям предлагается заполнить предложенные им схемы. Затем Ведущий заполняет общую схему на доске для проверки) .

Вопросы командам :

1. Какие задачи включаютс работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию ?

2. Через какие формы охватывается система патриотического воспитания ?

1. Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются :

2. Какие средства относятся к патриотическому воспитанию ?

Игра «Внимательные глазки» .

Ведущий : А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства . Вспомните и ответьте на вопросы :

Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей : белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)

Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

Что держит орел в правой лапе? (скипетр)

Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)

А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)

А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)

Форму какого предмета имеют гербы? (щит)

«Бабушкин сундучок»

Ведущий : Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине и семье. За каждый ответ команда получит балл.

Ведущий : Назовите названия стихов о Родине и о семье. За каждый ответ команда также получит баллы.

Коллективная творческая работа «Коллаж – мы Россияне»

Команды составляют коллаж, который будет использован в тематической выставке «Наша Родина – Россия» .

Выработка проекта решения.

1. Продолжить работу педагогов во всех группах по данной теме. Ответственные : воспитатели возрастных групп . Срок : постоянно.

2. Продолжить работу по краеведческому воспитанию дошкольников , используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика , видео-презентации) привлекая родителей воспитанников . Ответственные : воспитатели старшей , подготовительной и старше – подготовительной групп. Срок : постоянно.

3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени. Ответственные : воспитатели возрастных групп . Срок : постоянно.

4. Разработать перспективный план работы на 2017 – 2018 уч. год. по кварталам по теме : «Формирование патриотических чувств у дошкольников на примере знакомства со своей малой Родиной». Ответственный : старший воспитатель . Срок : август 2017 г. (установочный педсовет ) .

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС» Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска.

Педагогический проект «Организация взаимодействия с семьей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Актуальность: В настоящий момент всё больше внимания уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Важнейшим способом реализации сотрудничества.

Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников» Педагогический совет «Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников» Подготовила и провела старший воспитатель.

Педагогический совет «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как основного вида деятельности детей. Задачи: 1.

Педагогический совет «Речевое воспитание детей, родителей и педагогов» Педсовет на тему: "Речевое воспитание детей, родителей и педагогов". Форма проведения: педсовет-дискуссия. Цель: 1. Раскрытие роли воспитателя.

Педагогический совет «Совершенствование педагогических компетенций педагогов доо в Соответствии со стандартом педагога» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Составила старший воспитатель МБДОУ детский сад № 93 г. Владикавказ Моргоева Н. И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Педагогический совет «Воспитание трудом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248» Протокол № 2 от 16.11.2016г. Педагогический совет.

Педагогический совет «Этноэкологическое образование дошкольников» Цель педсовета: провести системный анализ педагогической деятельности по этноэкологическому образованию дошкольников. Задачи: 1. Актуализация.

Библиотека изображений:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх