Статья на тему проблемы физического развития дошкольников. Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Инструктор по физической культуре

Место выполнения работы:

Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька»

Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников.

По своему действию движение

вполне может заменить собой любое лекарство,

Но ни одно лекарство мира не может заменить движение.

Врач А. Труссо

Двадцатый век дал людям много благ: электричество, телевидение, компьютер, интернет, современный транспорт и пр. Медицинская наука избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако двадцатый век принес уменьшение двигательной активности, увеличение нервно - психического напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды и другие негативные явления, связанные с научно – техническим прогрессом. Все это привело к существенным изменениям в стиле и укладе жизни человека.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является актуальной проблемой физического воспитания дошкольников. В настоящее время проблема профилактики и оздоровления дошкольников приобрела особую актуальность для большинства дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так как социально – экологическая обстановка многих городов России является неблагоприятной для развития детского организма. В тоже время к ребенку предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного образа жизни.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени находятся в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается довольно часто. Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на его внешний вид, но и на состояние внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой системы, дыхательного аппарата.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата (известно, что более 50% обучающихся начальной школы имеют нарушения осанки). В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и оздоровительной направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, в частности, детского сада, где ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических и оздоровительных воздействий.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок - это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании определенных условий для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение многих задач, в том числена охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Такую работу в детском саду должны осуществлять инструктор по физической культуре и воспитатели. На базе детского сада для оздоровления детей можно организовать методическое объединение «Здоровьесберегающие технологии в ДОО», которое будет решать вопросы профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата и оздоровление дошкольников средствами физического воспитания. Прежде, чем начать работу по профилактике нарушений ОДА и оздоровлению дошкольников, воспитателям методического объединения необходимо пополнить знания: что такое опорно-двигательный аппарат, причины его заболеваний, типы нарушений осанки (работа с интернетом, консультации медицинского персонала и инструктора по физическому воспитанию). В начале года, совместно с медицинским персоналом необходимо провести мониторинг здоровья, а затем определить план мероприятий на год. В каждой возрастной группе составить план – схему для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в режиме дня. На протяжении всего дня в группе необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, здоровьесберегающие технологии в режиме дня. Для поставленной цели ставятся следующие задачи:

Формировать у детей навык правильной осанки;

Развивать гибкость и подвижность в суставах;

Укреплять мышечную систему ребенка;

Учить детей напрягать и расслаблять мышцы;

Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Формировать у детей желание быть здоровыми надо начинать с бесед об осанке, какая она должна быть, для чего нужно сохранять осанку?

На первых занятиях учить детей правильно принимать основные исходные положения: стоя, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке и другие. В каждом последующем занятии закреплять пройденный материал.

В игровой форме детей знакомить в доступной форме со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Учить элементарным навыкам ухода за собой. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети будут закреплять в самостоятельной деятельности.

Для занятий подбирать физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Такие упражнения действуют на организм всесторонне. Под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Какие же средства физического воспитания рекомендуется включать в работу для профилактики и оздоровления дошкольников.

1.Физические упражнения: с предметами, без предметов, из разных исходных положений, с использованием спортивного инвентаря, нестандартного оборудования.

2.Физические упражнения силового и расслабляющего характера.

3.Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н.: «Ладошки», «Ушки», «Погончики», «Кошка». «Обними плечи».

4.Закаливающие процедуры, доступные в условиях дошкольного учреждения: промывание носа проточной водой, обширное умывание, точечный массаж в области носа, самомассаж; оздоровительные занятия проводить с открытой фрамугой, босиком, в облегченной одежде (шорты, майка, носки), сухое растирание махровой рукавичкой.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью регулярно проводить родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения.Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений, на развитие у них культуры и желания вести здоровый образ жизни. Родители объясняют детям, как важно утром спешить в детский сад на утреннюю гимнастику. К приобщению здорового образа жизни помогают совместные оздоровительные занятия, спортивные мероприятия.

Формы проведения утренней гимнастики: танцевальные движения, основные движения, подвижные игры, зарядка с одним спортивным предметом «Зарядка с мячом», «Зарядка с обручем», беговые задания, «Дорожка здоровья», силовая зарядка.

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе – это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни.

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается физкультурой или каким-либо видом спорта.

Здоровье человека зависит от его образа жизни, воспитания с раннего детства здоровых привычек и навыков, двигательной активности.

Проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива дошкольной образовательной организации и родителей. Именно такая форма совместной деятельности воспитывает у детей культуру ценностей и знаний, которые используются для развития физических и интеллектуальных способностей человека, для укрепления и сохранения здоровья.


УДК: 796.011.1

ПРОБЛЕМЫ

и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени

Кандидаты педагогических наук, доценты Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень А.С. Яковлев

Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF PHYSICAL EDUCATION OF TYUMEN PRESCHOOL CHILDREN T.P. Zav"yalova, associate professor, Ph.D.

I.V. Starodubtseva, associate professor, Ph.D.

Institute of physical culture of Tyumen state university, Tyumen A.S. Yakovlev

Department of sport and youth policy of Administration of the city of Tyumen

Key words: children, preschool children, physical education, sports organizer.

Preschool age is an especially important and crucial period in the man"s life. High rates of development, reorganization of functions of many body systems, high plasticity and lability define great sensitivity to the effect of environmental factors, including education and training. In the period of early and preschool childhood educational interferences are not only essential conditions of mental development, but reflect the significant impact on the formation of child"s physical health.

The purpose of the study was to analyze the problems and perspectives of development of physical education of Tyumen preschool children.

Nowadays the tremendous activity on enhancement of the system of preschool education is being carried ou in the Tyumen region. Many important, necessary and proper actions are being taken to ensure full-fledged education and training of preschool children.

The analysis of the situation being set now indicates to the capacity of control of innovation processes in the sphere of physical education of preschool children, intended to promote and protect health of preschool children. But efficiency of the introduced innovations will increase in case of compulsory coordination of all participants of the educational process in a kindergarten, education, public health units, higher educational institutions, between education units, Tyumen department of sport and youth policy.

Ключевые слова: дети, дошкольники, физическое воспитание, спорторганизатор.

Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни человека. Высокие темпы развития, перестройка функционирования многих систем организма, высокая пластичность и лабильность определяют большую чувствительность к воздействию факторов окружающей среды, в число которых входят обучение и воспитание. В период раннего и дошкольного детства педагогические воздействия являются не только важным условием развития психики, но и оказывают значительное влияние на формирование физического здоровья ребёнка.

Цель исследования - анализ проблем и перспектив развития физического воспитания тюменских дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в Тюменском регионе проводится огромная работа по совершенствованию системы дошкольного образования. Делается много важного, нужного, должного для обеспечения полноценного воспитания и обучения дошкольников. В частности, область признана победителем в номинации «Лучший регион» по итогам второго всероссийского конкурса «Детские сады - детям». Количество воспитанников муниципальных образовательных учреждений в г. Тюмени увеличилось до 36,5 тыс. Охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составил 98,2 %, в то время как по Российской Федерации данный показатель составляет 62 %. Несомненно, радует и действующее видовое разнообразие дошкольных учреждений города: от детских садов общеразвивающего вида - до центров развития ребёнка. Большое внимание уделяется вопросам

обеспечения доступности дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Изыскиваются средства для социальной и материальной поддержки педагогов.

Однако многое ещё предстоит сделать. В первую очередь это касается вопросов организации физического воспитания, которое занимает особое место в системе дошкольного образования и является важным фактором всестороннего развития личности ребенка. Физическое воспитание по праву считается одним из важнейших средств формирования культуры здоровьесбережения и оздоровления подрастающего поколения, однако в настоящее время его эффективность остаётся низкой, что обусловлено комплексом причин, связанных как с общероссийскими тенденциями, так и с региональными особенностями г. Тюмени.

Среди общих проблем, затрагивающих все компоненты системы дошкольного образования, в первую очередь необходимо обозначить низкий исходный уровень состояния здоровья современных дошкольников. Сегодня специалисты рассматривают здоровье как целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. При этом отмечается, что на реализацию функций здоровья влияют многие факторы, как внешние, так и внутренние, в том числе социально-культурные, индивидуально-личностные, наследственно обусловленные, сре-довые и др. Это многообразие делает проблему оздоровления междисциплинарной и требует консолидации усилий всего общества .

С указанной проблемой взаимосвязана ещё одна - перекос системы образования в сторону интеллектуального развития ребёнка в ущерб другим составляющим развития, в том числе двигательной . Как показывают наблюдения, в недельном расписании старших групп среднестатистического детского сада насчитывается до 16 учебных занятий. Из них 11 носят познавательную направленность, 2 - музыкально-эстетическую и только 3 - физкультурно-оздоровительную. Помимо этого учебный процесс насыщается дополнительными занятиями статического характера, организуемыми на платной основе (иностранный язык, обучение чтению, письму, подготовка к школе и т. д.). Всё это приводит к резкому снижению двигательной активности, которая, как известно, является витальной потребностью организма и лежит в основе здорового образа жизни каждого человека.

Кроме того, масштабная оптимизация дошкольного образования в г. Тюмени привела к по-

явлению дополнительных проблем регионального характера. Обозначим некоторые из них.

1. Сокращение числа педагогов: воспитателей (вместо четырёх воспитателей на двух группах работают три) и узких специалистов (психологов, логопедов, инструкторов по физической культуре), обеспечивающих комплексное решение задач физического воспитания в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

2. Слабая технологическая и методическая вооруженность воспитателей, вынужденных самостоятельно проводить занятия по физической культуре.

3. Массовая реконструкция спортивных залов под групповые помещения, вызванная необходимостью обеспечить наличие дополнительных мест в детских садах и как следствие - возникновение несоответствия между условиями проведения занятий и степенью требований к их организации, а также снижение возможности для реализации оптимальной двигательной активности дошкольниками.

4. Увеличение числа детей, единовременно посещающих одну возрастную группу (нередко до 35-40 человек) и невозможность осуществления в этих условиях полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей.

Данные положения дополняются далеко не всегда идеальными условиями жизни и воспитания ребёнка вне дошкольного учреждения. Известно, что здоровье детей дошкольного возраста, их физические кондиции во многом определяются отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье. Однако регулярная, целенаправленно организованная деятельность по оздоровлению детей средствами физической культуры, воспитанию у них физических качеств и развитию движений в большинстве современных семей отсутствует. В качестве основных причин можно выделить следующее:

Повышенная занятость родителей, вызванная стремлением обеспечить семью материально, и как следствие дефицит родительского тепла и внимания к воспитанию ребёнка;

Недостаток специальных знаний в области воспитания и образования детей;

Дефицит педагогического опыта, снижающий успешность прогнозирования последствий своих воспитательных воздействий или бездействий даже в ближайшем будущем;

Трудности в установлении контактов с собственными детьми и др.

Кроме того, значительная часть родителей склонна недооценивать роль физической культуры в жизни, здоровье и развитии детей.

Наши исследования показывают, что к наиболее важным направлениям воспитательной

работы большинство родителей относят прежде всего подготовку к школе и развитие интеллекта. А среди факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье ребёнка, они в первую очередь отмечают те, которые не зависят от них напрямую: экологическая обстановка (было отмечено 51,5 % от числа опрошенных), стрессовые ситуации (34,3 %), наследственная предрасположенность (30,3 %). Значительно меньшее число респондентов отмечает недостаток двигательной активности (18,2 %) или отсутствие знаний по здоровому образу жизни (6,1 %) . Настораживает и тот факт, что большая часть родителей (83,7 %) затрудняются с ответом на вопрос о необходимых для здоровья ребенка показателях двигательной активности. При этом более половины респондентов (56,7 %) утверждают, что их ребенок получает в детском саду достаточный объем двигательной активности .

Очевидно, что отсутствие срочных мероприятий, направленных на компенсацию указанных недостатков, может привести к разрушению системы дошкольного воспитания. Конечно, в первую очередь необходимы грамотные управленческие решения, поэтому одной из основных задач является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и по месту жительства ребёнка. И такой поиск повышения эффективности физкультурно-спортивной работы с различным возрастным контингентом успешно осуществляется в Тюмени .

Одним из приоритетных направл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут

МАКСИМОВА С.Ю., ФОМИНА Н.А. - 2015 г.

Теория физической культуры, объясняющая закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в области физической культуры как таковая появилась относительно недавно; ее содержание и предмет едины с общей теорией физической культуры. Образование есть направленный на создание образа человека процесс обучения, воспитания и развития. Это подразумевает двоякую трактовку понятия "образование": оно является результатом усвоения знаний, умений и навыков, т.е. показателем готовности человека использовать свои способности; а также процессом систематического изменения его качественного состояния, что позволяет нам сделать вывод о том, что, образование в области физической культуры представляет собой готовность ребенка к использованию полученных знаний, умений и способностей для решения двигательных задач посредством физической культуры, развитие телесной рефлексии у ребенка . В педагогической науке понятие "образование" понимается следующим образом: это система обобщенных знаний о конкретном явлении, отражающем существенные признаки, несущие отличия данного явления от всех других . Касательно теории физической культуры, термины "воспитание" и "образование" являются взаимозаменяемыми, хотя и несколько различающимися в трактовке. Поскольку каждая научная дисциплина разрабатывает свой понятийный аппарат, теория физического воспитания не стала исключением. Рассмотрим основные понятия теории физического воспитания : Физическое развитие - процесс естественных изменений, происходящих на протяжении индивидуальной жизни ребенка и отражающихся на морфофункциональных свойствах его организма, а также основанных на них психофизических качествах. Физическое совершенство - это оптимальный уровень физической подготовленности, гармонирующий с психическим развитием и отвечающий требованиям форм жизнедеятельности. Существуют определенные критерии физического совершенства, зависящие от ситуаций социального развития и отражающие запросы общества. Физическое воспитание является педагогическим процессом, имеющий целью формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства и содействие гармоничному развитию личности. Физическая подготовленность - соответствие развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям. Физические упражнения представляют собой специальные движения, применяемые в качестве средств физического воспитания в целях совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Двигательная активность представляет собой основу индивидуального развития и жизнеобеспечения детского организма, поскольку человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Двигательная активность носит биосоциальный характер, будучи социально направленной системой воспитания. Спорт является составной частью физической культуры, системой организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. Приведенные понятия составляют фундамент теории физического воспитания. Система Российского воспитания отводит особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста, поскольку, охватывая период от рождения до семи лет, этот этап ответственен за формирование здоровья, общей выносливости и работоспособности, жизнедеятельности. Именно на протяжении этого времени происходит усиленный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается базис для всестороннего развития физических и духовных способностей, то есть всего того, что требуется для всеобщего гармоничного развития личности посредством целенаправленного педагогического воздействия. Для правильно построенного процесса физического воспитания характерно соблюдение таких моментов, как установление и последующее строгое соблюдение режима дня, создание и поддержание благоприятного эмоционального микроклимата, правильное питание, закаливание, физические упражнения . Систематические занятия физкультурой с детьми дошкольного возраста способствуют улучшению функционирования всех физиологических функций организма, обеспечивая подобным образом резистентность ребенка к заболеваниям, будучи, тем самым, основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни. Таким образом физическое воспитание детей дошкольного возраста преследует глобальную цель подготовки к жизни и трудовой деятельности через овладение двигательными навыками и умениями к началу школьного обучения, способствующими более результативному усвоению школьной программы на дальнейших этапах обучения, а также поддержанию интереса к самостоятельным физическим занятиям. Стоит также упомянуть наличие неоспоримой тесной связи между формированием физических качеств и интеллектуальным, нравственным и психическим развитием ребенка. Эта связь присуща всестороннему физическому воспитанию дошкольников . Первейшей задачей физического воспитания дошкольников, являющейся общей оздоровительной задачей, представляется охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание, поскольку здоровье определяется нормальной работой всех организма человека. Помимо этой задачи, в ходе физического воспитания детей дошкольного возраста также решаются образовательные задачи. К ним относится: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, выработка навыков правильной осанки, гигиены, получение знаний о физическом воспитании . Процесс физического воспитания позволяет решить широкий круг воспитательных задач, поскольку ставит перед необходимостью выработки ежедневной потребности в физических упражнениях, привитии детям любви и интереса к занятиям спортом. Также в процессе физического воспитания дошкольников реализуется трудовое воспитание, являющееся результатом развития способности к быстрому овладению двигательными навыками и воспитанию физических качеств. Перечисленные задачи - оздоровительные, образовательные и воспитательные, - представляют собой систему, на которой базируется процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. При условии одновременного решения совокупности представленных задач ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития . Выделяют следующие формы организации физического воспитания детей: - физкультурные занятия; - физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры); - повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений) . Перечисленные формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста, отвечая общим задачам физического воспитания и развития ребёнка, находятся во взаимосвязи и имеют свои специальные задачи. Реализация задач физического воспитания детей дошкольного возраста предполагает использование различных средств. Во-первых, к ним следует отнести гигиенические факторы, соблюдение которых вызывает положительные эмоции, улучшая таким образом деятельность всех систем организма. Во-вторых, к ним относятся естественные силы природы (солнце, воздух, вода), являющиеся важным средством укрепления здоровья. В-третьих, как основное средство физического воспитания следует назвать физические упражнения. Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом гимнастика . Очевидно, что вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста требует продуманного и серьезного подхода, учитывающего специфику данной возрастной категории, поскольку азы здорового образа жизни закладываются в самом раннем возрасте, определяя последующий образ жизни человека.

Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

характер.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

3. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

4. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников .

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер.
Οʜᴎ изменяются исходя из ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, двигательная активность носит биосоциальный характер.

5.Цели и задачи физического воспитания.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного ребенка.
Физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

1.формирование правильной осанки;

2.своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

3.формирование изгибов позвоночника;

4.развитие сводов стопы

5.укрепление связочно-суставного аппарата;

6.развитие гармоничного телосложения;

7.регулирование роста и массы костей;

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям..
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: - приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

    осознает свои двигательные действия;

    усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

    узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

    ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.
Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

    потребность в ежедневных физических упражнениях;

    умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

    приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

    самостоятельность, творчество, инициативность;

    самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

  • Гурьев Сергей Владимирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, отражающие динамику состояния российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – уже не тревожная перспектива, которая маячит где-то в неопределённом завтра, а суровая реальность наших дней. До сих пор достаточно не раскрыты психологические и педагогические механизмы мотивации восприятия физической культуры, как фактора общего гармонического развития личности; не выяснены структурные элементы сознательного отношения детей к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни; практическая педагогика, теория и методика физического воспитания, спортивной подготовки требует научного обоснования структурных компонентов положительной мотивации и методики ее формирования у детей на занятиях физической культуры.

  • Влияние работы за компьютером на организм детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Мониторинг физического состояния детей в детских дошкольных учреждениях
  • Воздействие гаджетов на физическое состояние студентов
  • Повышение эффективности физического воспитания старших дошкольников на основе современных информационных технологий

Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, отражающие динамику состояния российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – уже не тревожная перспектива, которая маячит где-то в неопределённом завтра, а суровая реальность наших дней.

До сих пор достаточно не раскрыты психологические и педагогические механизмы мотивации восприятия физической культуры, как фактора общего гармонического развития личности; не выяснены структурные элементы сознательного отношения детей к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни; практическая педагогика, теория и методика физического воспитания, спортивной подготовки требует научного обоснования структурных компонентов положительной мотивации и методики ее формирования у детей на занятиях физической культуры.

Настало время, когда необходимо объединить знания, традиции, различные методики и поставить их на службу здоровья человека. Рассматривая здоровье как основной ресурс для повседневной жизни и существенный показатель качества жизни человека, необходимо признать, что в соответствии с принципами государственной политики в области образования (приоритет жизни и здоровья человека) сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим условием и целью воспитания и образования.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Считается, что около 80 % знаний и умений ребенок приобретает в дошкольном возрасте, посещая детский сад, еще по 10 % приходится на школу и последующую жизнь. Это касается и здоровья детей, только при правильном двигательном режиме, правильном питании, соблюдении гигиенических норм можно сохранить здоровье подрастающего поколения. Поэтому именно к детям дошкольного возраста следует обратить особое внимание, как специалистам, работающим с ними, так и их родителям.

С детьми дошкольного возраста должны работать опытные специалисты по физической культуре чтобы вести постоянную и целенаправленную работу по сохранению и укреплению их здоровья, совершенствованию их физических качеств, приобретению ими двигательных навыков и умений.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста, методика сохранения и укрепления их здоровья, не должны оставаться в стороне от прогрессивных методов обучения. Чтобы добиться хороших результатов в физическом воспитании дошкольников, привитии навыков здорового образа жизни, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения.

Комплексная система воспитания ребёнка дошкольного возраста, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, с развитым чувством собственного достоинства, включает в себя несколько направлений: обеспечение физического и психологического благополучия, охрану и укрепление здоровья, приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям. Следует учитывать возраст детей, имеющиеся условия и конкретную систему действий.

Это требует от специалистов физического воспитания и воспитателей высокого профессионализма, серьёзной теоретической и методической подготовки, гуманного отношения к детям, установления партнёрского стиля общения.

Специалист по физической культуре, работающий с детьми, должен уметь:

  • организовать группу детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
  • неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавляя их активности, больше слушать детей, меньше говорить самому;
  • быть терпеливым и выдержанным, в совершенстве владеть приёмами релаксации и правильного дыхания и уметь помочь детям освоить их;
  • знать отечественные и зарубежные методики укрепления здоровья, нетрадиционные методы физического, психологического самосовершенствования;
  • владеть партнёрским стилем общения с детьми;
  • уметь предоставить детям возможность самим увидеть проблему и способы её решения;
  • уметь предусматривать проявление возможных отрицательных эмоций у детей и вовремя предупреждать их;
  • создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • развивать способность видеть каждого ребёнка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
  • выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать их через систему физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной работы;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • уметь диагностировать физическую подготовленность и физическое развитие детей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя несколько основных разделов:

  1. Диагностика физического развития.
  2. Организация двигательной деятельности.
  3. Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
  4. Планирование и организация физических мероприятий.
  5. Совместная работа детского сада, родителей и медиков по воспитанию здорового ребёнка.
  6. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Всем работникам детских дошкольных учреждений (ДОУ), специалистам физического воспитания, работающим в ДОУ, необходимо переосмыслить работу с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, физического образования и физической культуры, но и обучения и воспитания в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, общения и т.д. В течение дня важно выполнять физиологически обоснованные движения. Одним из главных моментов физического воспитания, на наш взгляд, является реализация потребности детей в движении за счёт широкого использования в учебном процессе циклических упражнений на выносливость, как самого доступного и эффективного средства физической подготовки.

Физкультурные занятия должны решать проблемы тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, терморегуляции организма, дать должный эффект в укреплении здоровья каждого отдельного индивидуума. Необходимо отказаться от жёсткой методики проведения физкультурных занятий, от их однообразия. Нормативы физической подготовленности должны учитывать уровень физического развития детей, состояние их здоровья, а также их жизненный опыт.

Цели и задачи дошкольных образовательных учреждений:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребёнка;
  • забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Как известно, в период детства (3-10 лет) осуществляется комплекс мер, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, закаливание и физическое развитие детей, создание условий для проявления ими творческих способностей, становления общечеловеческих ценностей.

По завершении периода детства ребёнок должен: быть развит духовно и физически, ориентирован на общечеловеческие ценности, владеть приёмами самоорганизации. При этом период детства рассматривается как период, обладающий самостоятельной ценностью в жизни детей, к завершению которого ребёнок приобретает:

  • определённый, соответствующий возрасту уровень детской компетентности;
  • коммуникативные навыки, позволяющие вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  • необходимый уровень познавательных способностей;
  • произвольность поведения и проявления эмоционально-аффективных переживаний;
  • ценностные ориентации.

Учитывая тот бесспорный факт, что ребёнок проживает своё детство, а взрослые организуют этот процесс, физкультурные работники должны преследовать несколько целей :

  • создание условий, способствующих формированию физически развитой и психологически здоровой личности ребёнка;
  • реализация творческих возможностей в пределах своей компетентности, т.е. психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей;
  • активное вовлечение родителей и педагогов дополнительного образования в процесс воспитания и обучения детей.

Каждая из отмеченных целей конкретизируется через соответствующие задачи:

  1. Создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения:
    • организация развивающей среды в группе;
    • учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка и особенностей детской группы;
    • обеспечение социально-психологической поддержки ребёнка;
    • прогнозирование процесса развития ребёнка;
    • реализация развивающих программ;
    • проведение коррекционных и адаптивных процедур.
  2. Активное вовлечения родителей и педагогов дополнительного образования в процесс физического воспитания:
    • формирование у родителей осознанного отношения к целям и задачам воспитания детей;
    • включение родителей и педагогов дополнительного образования в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию детей;
    • формирование у родителей позитивного отношения к овладению знаниями психологии и педагогики, основами медицины и валеологии.

Деятельность образовательных учреждений периода детства включает два процесса: воспитательно-образовательный и воспитательно-оздоровительный.

Понятие «воспитательно-оздоровительная работа» представляется более широким по сравнению с понятием «физическое воспитание», под которым нередко понимается лишь развитие моторики.

Основными разделами воспитательно-оздоровительной работы образовательных учреждений периода детства являются:

Необходимым вступительным разделом, с которого начинается воспитательно-оздоровительная работа, является диагностика, т. е. комплекс тестов, включающих определение исходных показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья и т.д.

Лишь осуществляя такой комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению физического, психического здоровья детей, по их оптимальному физическому развитию и двигательной подготовленности.

В работе с детьми следует соблюдать принципы рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:

  • преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, кроссы по пересечённой местности, походы и т.д.);
  • ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе;
  • частая смена упражнений при многократной (10-12 раз) повторяемости одного упражнения;
  • проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме;
  • моторная плотность занятий по физической культуре – 80 % и более;
  • обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре;
  • осознанное отношение детей к выполнению упражнений;
  • мышечное расслабление, постановка правильного дыхания – необходимые компоненты занятий по физической культуре;
  • преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства;
  • особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии.

Необходимо соблюдать основные принципы физического воспитания :

  • принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями;
  • принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например, воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т.п.;
  • принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма;
  • принцип систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;
  • принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает их усвоение, воспитывает самостоятельность, инициативу;
  • принцип индивидуального подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Для сохранения и укрепления здоровья детей очень важно проводить закаливающие процедуры и при этом соблюдать принципы реализации системы эффективного закаливания:

  • одежда (на открытом воздухе и в помещении), соответствующая погоде. Необходимо избегать одежды из синтетических тканей;
  • проведение занятий по физической культуре босиком - эффективное закаливающее средство при условии его постепенного внедрения;
  • ведущими научно обоснованными методами закаливания являются контрастные ванны и души. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребёнка;
  • циклические упражнения, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежде на занятиях (особенно на открытом воздухе) и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
  • отличные закаливающие результаты можно получить в оздоровительном комплексе, включающем бассейн, сауну, фитобар, горячие и холодные обтирания и т.д.

Большое значение в работе с детьми дошкольного возраста имеют принципы применения психологических и психопрофилактических средств и методов:

  • выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей;
  • применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений;
  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребёнка;
  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении;
  • обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для психического и физического самосовершенствования;
  • организация комнаты психологической разгрузки в образовательном учреждении и по возможности уголка живой природы в каждой группе.

Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми, имеющими аффективные и невротические проявления;

  • рациональное применение «музыкотерапии», «цветотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей.

Следует уделить внимание принципам реализации оздоровительных режимов:

  • организация режима для детей в соответствии с особенностями индивидуального биоритмологического профиля, основные компоненты которого физическая культура и умственная работа, а также эмоциональная реактивность в режиме дня;
  • стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении (если в детском дошкольном учреждении эти моменты в основном соблюдаются, то в домашних условиях они часто требуют корректировки). Остальные компоненты режима – динамические.

Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка.

В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:

  • учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.;
  • отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;
  • обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).

Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности. Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.

Общие требования к физической образованности детей дошкольного возраста 3-7 лет:

  • развить интерес к физической культуре и использовать его для формирования положительных черт характера и поведения;
  • закрепить и расширить фонд основных жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств, приобретённых ранее, обучить начальным знаниям в области физической культуры;
  • содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей растущего организма применительно к особенностям данного этапа онтогенеза;
  • обеспечить направленное развитие физических и основанных на них психомоторных качеств; проводить закаливание детей с учётом широкого спектра воздействий различных факторов среды, формировать нормальное телосложение.

Дети должны:

  • решать двигательные задачи, посильные в данном возрасте, используя при этом рациональные способы двигательных действий, в том числе ходьбы, бега, прыжков, лазания, преодоления предметных препятствий, передвижения на велосипеде, лыжах, коньках и т.д., метаний (в цель и на дальность), поднимания и переноски предметов; преодолевать страх водной среды; уметь держаться на поверхности воды;
  • выполнять доступные гимнастические и танцевальные упражнения и осознано взаимодействовать в подвижных и спортивных играх;
  • выполнять на уровне нормированных для данного возраста показателей физической подготовленности упражнения, требующие координации движений, скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости, иметь нормальную осанку и вес тела;
  • обладать начальными знаниями в области физической культуры, личной гигиены; иметь элементарные навыки самообслуживания, усвоить правила безопасности и ухода за физкультурным инвентарём.

Средства:

  • комплексы упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, танцы, циклические упражнения и другие виды двигательной активности, регламентированные применительно к возрастным группам детей дошкольного возраста, солнечные, воздушные и водные ванны, гигиенические факторы, массаж.
  • объём и режим физкультурно-двигательной активности: не менее трёх физкультурно-оздоровительных занятий разных форм ежедневно общим объёмом не менее 5-6 часов в неделю в младших группах, 6-8 часов – в средних и 8-10 часов – в старших группах.

Организация физкультурных занятий с детьми 3-7 лет

Ежедневно в группах детей от 3 до 7 лет проводятся следующие физкультурные занятия: утренняя гимнастика, физическая культура, гимнастика после дневного сна. Это позволяет создать оптимальный двигательный режим. Физкультурные мероприятия должны проводиться преимущественно на свежем воздухе.

В ходе физкультурных занятий у детей накапливается необходимый опыт, который требуется для других видов деятельности. Важным моментом для физкультурных занятий является опора преподавателя на жизненный опыт ребёнка.

Для того чтобы поддерживать в детях интерес к физкультурным занятиям, необходимо проводить занятия каждый день (в соответствии с законом РФ «О физической культуре и спорте»), сочетая в игровой форме тренировочные, обучающие и развлекательные элементы. Это позволит организовывать индивидуально-групповое обучение по различным программам с учётом состояния здоровья и интересов детей, не перегружая их.

В каждом физкультурном занятии должна прослеживаться разная направленность в зависимости от возраста. Главное для самых маленьких – доставить им как можно больше удовольствия, научить ориентироваться во всём пространстве площадки, правильно работать с инвентарём, обучить приёмам элементарной самостраховки.

В среднем возрасте основное внимание при организации занятий тренер-преподаватель, инструктор по физической культуре или воспитатель направляют на развитие физических качеств, прежде всего выносливости и силы , которые станут основой физической подготовки детей.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание нужно уделять физической подготовке детей, раскрытию их двигательных способностей и воспитанию самостоятельности. Физкультурные занятия рекомендуется проводить в конце прогулки. За 35-40 мин до её окончания дети переодеваются в спортивную форму и выходят на площадку.

Длительность занятий должна составлять 20-40 мин в зависимости от характера нагрузки, содержания материала, настроения детей, погодных условий и т. д. Сложных тренировочных занятий должно быть не более 3-х в неделю.

Остальные занятия, как правило, сюжетно-игровые, комплексные, с элементами спортивных развлечений. В ходе их, помимо закрепления и совершенствования движений, должны решаться некоторые задачи развития математических представлений, речи, знакомства с окружающим миром и др.

Одной из обязательных составляющих всех занятий является введение в них специальных оздоровительных мероприятий. Проведение занятий можно сочетать с воздушными ваннами и водными процедурами, с элементами дыхательных гимнастик и т.д. Необходимо создавать особый эмоционально-психологический фон, давать детям почувствовать свою заинтересованность их успехами.

Варианты основных физкультурных занятий:

  1. Занятия обычного типа, образцы которых можно найти во многих методических разработках.
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр и игр-эстафет с включением игр-аттракционов.
  3. Занятия-тренировки.
  4. Прогулки-походы.
  5. Сюжетно-игровые занятия (именно на них необходимо решать задачи по развитию речи, знакомству с окружающим миром и т.д.).
  6. Занятия на спортивных комплексах и тренажёрах.
  7. Занятия, построенные на танцевальном материале.
  8. Самостоятельные занятия.
  9. Занятия серии «Умею властвовать собой» или «Познай себя».
  10. Занятия-зачёты, соревнования по различным видам спорта (обязательно в присутствии медицинского работника).

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий

Комплексы утренней гимнастики составляются на месяц вперёд в четырёх основных вариантах в зависимости от погодных условий. Каждый вариант учитывает индивидуальные особенности детей периода детства. По истечении месяца составляются новые варианты утренней гимнастики.

Варианты физкультурных занятий планируются также на месяц вперёд с тем, чтобы обеспечить их разнообразие и правильно распределить нагрузки в течение недели.

Работа спортивных секций и кружков планируется также на год и на полгода вперёд.

Воспитатель и тренер-преподаватель согласовывают свою работу, как правило, составляют совместный план работы. Часть занятий, проводимых воспитателем, является подготовительной к освоению нового двигательного действия, которое будет продолжено тренером.

Двигательный опыт, который дети периода детства накопят с тренером или инструктором по физической культуре, затем должен быть использован воспитателем в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Благодаря стабильному календарю соревнований и спортивно-массовых мероприятий, дети имеют возможность целенаправленно готовиться к определённым соревнованиям, и все мероприятия равномерно распределены в течение учебного года.

Участие в соревнованиях развивает у детей интерес к спорту и физической культуре, приучает детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества, воспитывает морально-волевые качества.

Регулярное участие детей в походах так же развивает их физические качества и приносит оздоровительный эффект. Дети получают хорошую физическую нагрузку, эмоционально разгружаются, отдыхая на природе. Лесной воздух благоприятно влияет на организм детей. В летнее время, посещая пляж или городской стадион, детям предоставляется возможность походить босиком по траве, песку, камешкам, что способствует закаливанию, профилактике плоскостопия и очень полезно для здоровья.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Общий объём самостоятельной двигательной активности под руководством взрослых в детском саду и семье в младшем и среднем дошкольном возрасте должен составлять 9-12 часов в неделю, в старшем – 12-14 часов, в том числе дома 2-5 часов. Рекомендуется проводить ежедневную утреннюю гимнастику (5-10 мин в зависимости от возраста ребёнка), 2-3-разовые физкультурные занятия (от 30 мин для младших, до 45 мин для старших дошкольников).

Кроме того, необходимы целенаправленные тренировочные занятия под руководством инструктора по физической культуре ДОУ 2-3 раза в неделю, а также подвижные игры во время прогулок (до 20 мин) не менее 2-х раз в неделю.

Основной принцип – выполнять с детьми физические упражнения, играя. Рекомендуется проводить занятия в форме рассказов, во время которых инструктор предлагает ребёнку выполнить цепь последовательных движений, создавая ряд знакомых ему образов, т. е. меньше объяснять ребёнку, а больше показывать. Например, прогулка по зоопарку, поход, путешествие на Луну и т. д. Объяснения должны быть ясными, чёткими и давать их необходимо бодрым, весёлым голосом. Не забывайте следить за дыханием ребёнка. Приучайте его дышать носом и не останавливать дыхание. На дыхание, расслабление, осанку необходимо обращать особое внимание – это основа борьбы с утомлением и стрессами.

При составлении комплекса для занятий с 3-4-летними детьми следует вводить 2-3 упражнения для рук, 1-2 упражнения для туловища, 2-3 упражнения для ног. Для детей 5-6 лет количество упражнений в комплексе увеличивается в 2-3 раза. Почти в каждое занятие необходимо включать суставную гимнастику, возможны варианты пальцевой гимнастики, а также элементы самомассажа.

Физические упражнения, различного вида развлечения рекомендуется в основном организовывать на свежем воздухе. Особое внимание следует уделять одежде и обуви детей на занятиях.

Большое место в двигательной деятельности ребёнка должны занимать прыжки (независимо от специализации инструктора по физической культуре или спортивного направления, которое ведёт тренер-преподаватель). Они способствуют укреплению опорно-двигательной системы, развитию мышц, вырабатывают координацию движений. При занятиях с детьми данного возраста следует вообще исключить нагрузку на позвоночник, больше давать упражнений на растягивание и расслабление – это основа будущего здоровья дошкольника. Ребёнок должен после каждой нагрузки (независимо от того, на что она направлена) обязательно выполнить упражнения на расслабление.

Разнообразные физические упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную и нервную системы, укреплять костный аппарат, развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, регулировать обмен веществ. Внедрение в ДОУ элементов школьного спорта, в частности лёгкой атлетики (бег на выносливость, бег на скорость, прыжки и метания) поможет значительно повысить возможности детского организма.

Бег, безусловно, является прекрасным развивающим и оздоровительным средством. Ещё древние говорили: «Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть умным – бегай! Хочешь быть красивым – бегай!»

Очевидно, следует подумать о том, как расширить ассортимент двигательной активности наших детей, имея в виду целенаправленное совершенствование физических и интеллектуальных качеств. Прежде всего, нужно развивать выносливость как качество, определяющее состояние сердечно-сосудистой системы. Основное средство развития выносливости – это, конечно, бег.

При воспитании выносливости принято вести речь о существовании шести зон интенсивности, которые определяются показателями ЧСС.

В процессе занятий физическая нагрузка у детей дошкольного возраста контролируется по частоте сердечных сокращений (пульс не должен превышать 155-160 ударов в минуту) и по внешним признакам утомления – резкое покраснение, сильная одышка, потеря координации. Оптимальной частотой пульса при выполнении упражнений на выносливость можно считать 145-150 ударов в минуту, восстановительный период длится не более 3 минут.

Лучше всего заниматься бегом весной и осенью, хотя имеются данные научных исследований о значительном эффекте, который дают беговые упражнения, выполняемые в зимний период.

Хорошо известно, что малыши – чрезвычайно наблюдательный народ. Особый интерес они проявляют к животным, растениям. Весьма чувствительны дети и к ритмическому звучанию мелодии, слов. Поэтому для детей 3-4 лет так естественны подражательные движения. Очень охотно они изобразят, как «машет крыльями бабочка» или «петушок», «как прыгает зайчик», «как летит птичка», «как бежит паровозик» и т. д. А если зазвучит песенка про зайчика или лягушонка, и ребенку надо сделать несколько движений в такт мелодии и словам, то можно легко заметить, что подобные сочетания приносят ему особую радость. А ведь любое подражательное движение, выполняемое по определенному заданию, и есть игра.

Очень точно сказал об игре А.С. Макаренко: «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Игра и движение для ребенка не только жизненная необходимость, это сама жизнь. Без них нет нормального обмена веществ, нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма.

Специалистам физического воспитания, работающим с детьми периода детства, необходимо придерживаться основных десяти правил воспитания ребенка:

  1. Любить детей, т.е. любить их присутствие, принимать их такими, какие они есть, не оскорблять, не унижать их, не подрывать уверенности в себе, не подвергать наказанию, не отказывать в своем доверии, дать им повод полюбить вас.
  2. Охранять порученных вам детей, т.е. защищать их от физических и душевных опасностей, даже, если потребуется, - жертвуя собственными интересами и рискуя собственным здоровьем.
  3. Быть добрым примером для детей!
  4. Прививать детям уважение к традиционным ценностям, самому жить сообразно им. Относиться к детям с чувством ответственности. Дети должны находиться в такой среде, в которой бытуют честность, скромность, гармония.
  5. Необходимо совместно трудиться с детьми! Помогать им, когда они принимают участие в вашей работе.
  6. Позвольте детям приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Ребенок признает только свой опыт, который пережил самолично. Ваша собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для детей. Дайте им возможность накопить собственный опыт, даже если это связанно с известным риском. Чрезмерно оберегаемые дети, «застрахованные» от любой опасности, часто становятся социальными инвалидами.
  7. Показывайте детям возможности и пределы человеческой свободы! Специалисты физического воспитания должны раскрыть перед ними замечательные перспективы развития и утверждения человеческой личности соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем детям нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в коллективе и вообще в обществе (придерживаться законов и соблюдать правила общежития).
  8. Приучайте детей быть послушными! Преподаватель, инструктор по физической культуре обязаны следить за поведением детей и направлять их таким образом, чтобы их поступки не причиняли ущерба ни им самим, ни другим. Детей следует вознаграждать за соблюдение установленных правил! Однако в случае необходимости нужно насаждать уважение к правилам посредством наказания.
  9. Ждите от детей только таких мнений и оценок, на какие они способны в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом.
  10. Предоставляйте ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний. Дети, как и взрослые, «питаются» переживаниями, которые дают им возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1993.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Средний возраст. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Гурьев С.В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами физического воспитания / С.В. Гурьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 2 (60). С. 48-53


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх