Личные качества воспитателя детского сада пример. Профессионально-личностные качества педагога доо


Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
К настоящему моменту в отечественной и зарубежной науке проведено достаточно большое количество исследований, касающихся изучения профессиональных и личностных качеств педагогов-профессионалов. Но главное качество, с нашей точки зрения, -- то, которое нельзя измерить «тестовыми батареями», - это любовь к детям! Как нельзя лучше данное положение отражено в одной из заповедей Ш.А. Амонашвили: «Если хотите развить в себе Божий дар педагога - любите ребенка!».
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования личности педагога. Эти требования относятся к:

  • системе знаний, умений и навыков;
  • способностям;
  • сфере общения.
Психологические требования к личности педагога
Обобщая исследования в области педагогической психологии, Р.С. Немов предлагает следующую систему психологических требований к личности педагога.
Таблица 1

Устойчивые

Главные

Любовь к детям
Любовь к педагогической деятельности Наличие специальных знаний в той или иной области науки
Педагогическая интуиция Высокоразвитый интеллект
Высокий уровень общей культуры и нравственности Профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания

Дополнительные

Общительность Артистичность Хороший вкус и т.д.

Изменчивые

Умение общаться с окружающими на правовой и демократической основе, предполагающее способность принимать как должное наличие разнообразных точек зрения, с одной стороны, и отказ от диктата и насилия в любых его проявлениях - с другой
Приоритет интересов личности над интересами общества Профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера
Предприимчивость и деловитость
Умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно
Умение слушать других
Независимость
Г рамотность
Инициативность и т.д.

Предпочтение той или иной профессии обусловлено наличием некоторых личностных качеств. В.А. Титов выделяет семь таких качеств.

Широкова Г.А. “Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей” - 5 -
Таблица 2
Личностные качества педагога


Качество

Содержательные характеристики

1

2

Профессиональная
направленность

Характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения; комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание

Эмпатия

Способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Педагогическая эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Эмпатия способствует сближению людей в общении, доводит его до уровня доверительного, интимного

Педагогический
такт

Чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе

Педагогическая
зоркость

Проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние

Педагогический
оптимизм

Глубокая вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы

Культура
профессионального
общения

Понимание детей и окружающих взрослых, уважение к ним, создание положительного микроклимата

Педагогическая
рефлексия

Самоанализ и оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью; анализ причин успехов и неудач для последующего изменения процесса воспитания и обучения с целью достижения лучших результатов

Необходимо отметить, что одним из важнейших качеств, которое занимает главенствующее место в системе личностных качеств любого профессионала в сфере образования, является ответственность за свои действия, поступки и слова. Каждый педагог должен тщательно продумывать выстраиваемую им систему взаимодействия с детьми и другими взрослыми, не оставаться равнодушным к жестокости и бездушию.

Конференция: Современный детский сад

Организация: ДРЦ «Аистенок»

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Добрый день.

Все мы знаем, что воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы поговорим с вами о личностных и профессиональных качествах современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении.

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные умения педагога дошкольного учреждения (высказывание воспитателей).

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения.

Педагог, какой он?

Сейчас мы проведем с вами блиц-опрос. По кругу каждый называет одну характеристику.

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма.

Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель.

Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.

А теперь поговорим о качествах педагога.

Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

Внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».

Компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.

Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса

3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.

Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Особенности воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная, представляет собой систему, имеющую определенную структуру.

МОТИВ,ЦЕЛЬ,ПРЕДМЕТ,СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ,РЕЗУЛЬТАТ

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения на современном этапе конкретизуется как полноценная подготовка ребенка к обучению в школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

А теперь давайте рассмотрим процесс воспитания. Это процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и развитие личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это поддержка в становлении личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому, что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой.

Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса в ДОУ является создание условий для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Последние изменения в дошкольном образовании (с разработкой ФГТ) делают акцент на этом, то есть работа каждого педагога должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Работа ДОУ должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Основная цель - развитие личности ребенка.

В связи с этим от нас требуются некоторые изменения. Изменения – это дань времени. Компьютеризация нашей жизни, доступность разного рода, вида и качества информации, изменения в общественном строе, конечно, повлияли и на детей.

Каждый воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, к какой-то деятельности, слыша речь, тембр интонации голоса воспитателя, чем младше они, тем более доверчиво считают, что так и нужно себя вести, так говорить, делать – что это норма. Дети конкретной группы во многом зеркало поведения конкретны

Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Одни дети ходят в садик с удовольствием, общение с воспитателем приносит определенное удовлетворение. Другие при виде воспитателя начинают капризничать или плакать, в группе замыкаются в себе, и посещение садика превращается в пытку. Выбирая детский сад, нужно в первую очередь познакомиться с воспитателем, понять его ценности, отношение к детям, выяснить уровень профессионализма. Человека, который удовлетворял бы всем требованиям родителей найти практически невозможно, но приближенного к идеалу поискать можно. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Найти надежного, умного, воспитанного, уравновешенного, деликатного и любящего детей человека не просто. Но и доверять своего ребенка некомпетентному воспитателю также не стоит. Каждый родитель, ориентируясь на свой идеал воспитателя, способен выбрать для своего ребенка достойный вариант.

Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование в процессе изучения курса педагогики.

Как известно, умения – это способность человека применять имеющиеся у него знания на практике в различных условиях. Знания являются как бы инструментом по отношению к умениям. Без знаний не бывает умений. Однако и знания без умений не дают возможности человеку успешно работать. Умения формируются в деятельности. Имея знания, человек может постепенно научиться тем или иным практическим действиям, идя путем проб и ошибок. Тем не менее, более рациональным является путь целенаправленного формирования умений в процессе обучения. Для того чтобы обеспечить эту целенаправленность, надо знать:

1) какие умения формировать; 2) каковы условия формирования умений; 3) каковы способы формирования умений.

Воспитатель ДОУ должен обладать психолого-педагогическими, частнометодическими и специальными умениями.

Психолого-педагогические умения наиболее обобщены и относятся ко всей педагогической деятельности воспитателя. Это умение аналитические, коммуникативные и др. о них пойдет речь дальше.

Частнометодические – это специфические умения, связанные с обучением или организацией конкретной деятельности, например умения обучать рисованию, ритмическим движениям, пению и т.д. обучении этим умениям осуществляется в процессе изучения частных методик. Однако и при изучении курса педагогики у учащихся формируют частнометодические умения, например умения, организовывать игровую, трудовую деятельность детей, руководить ею.

Специальные умения – это умения в той области деятельности, которой обучают детей. К ним относятся умение рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать, выполнять физические упражнения, движения под музыку и т.п.

Перечень умений, необходимых специалисту в работе, формируется на основе анализа профессиональной деятельности и находит отражение в профессиограмме.

Выделим психолого-педагогические умения из профессиограммы воспитателя ДОУ.

Аналитические умения: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка; анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия; анализировать и оценивать реально существующие педагогические явления, причины, условия и характер их возникновения и развития (например, агрессивность, враждебность у определенной части детей группы, недисциплинированность, чрезмерная возбудимость отдельных детей); анализировать педагогическую деятельность других воспитателей (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе; анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности.

Проектировочные умения (проектирование результатов педагогических воздействий, планирование путей осуществления педагогических воздействий): проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей; выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения; планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей; теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы.

Конструктивные умения подготовка к реализации учебно-воспитательных задач): анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности детей; осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям; расчленять каждое действие (культурно-гигиенические, трудовые, изобразительные, физкультурные и другие умения и навыки) на отдельные операции, обосновывать значение каждой операции; находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности, с одновременной организацией детей для выполнения различных видов деятельности; обоснованно с учетом психологических особенностей дошкольников определять логическую структуру организации занятий и отдельных моментов в режиме дня.

Организаторские умения: управлять поведением и активностью детей; увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами; группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей; быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий; четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования, правила.

Коммуникативные умения: устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями; находить контакт и правильный тон при общении с разными людьми в разных обстоятельствах; располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.

Умения, необходимые для контроля за ходом педагогического процесса и регулирования его: видеть одновременно всех детей; определять по внешним проявления и поступкам детей изменение их психологического состояния, понимать и объяснять поведение детей в конкретных жизненных ситуациях; своевременно и разумно менять поставленные педагогические задачи с учетом ответных реакций детей на педагогические воздействия и конкретных условий; по ходу выполнения детьми заданий давать им необходимые дополнительные указания и разъяснения, вносить поправки в их действия; регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтах и устранять их; усложнять требования и стимулировать ход деятельности, учитывая успехи и достижения воспитанников.

Умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач: анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и поставленными педагогическими задачами; выделять сравнительную эффективность применяемых средств и методов воспитательно-образовательной работы; анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной педагогической деятельности; соотносить свой опыт с педагогической теорией; на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать педагогические задачи.

Таков перечень основных общепедагогических умений, которыми должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста, имеющий среднее специальное образование.

Рассмотрим теперь частнометодические умения (на примере руководства сюжетно-ролевыми играми – одним из наиболее специфических видов деятельности детей).

Чтобы успешно руководить сюжетно-ролевыми играми, воспитатель должен уметь наблюдать игры детей, анализировать их, устанавливать (диагностировать) уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом (содержание игр, характер взаимоотношений детей); проектировать развитие игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом, планировать приемы, направленные на развитие игры; обогащать впечатления детей, для того чтобы игры стали боле разнообразными, интересными (воспитатель отбирает соответствующий литературный материал, трансформирует его таким образом, чтобы он был доступен детям, организует экскурсии, рассказывает ребятам что-либо из своего личного опыта, показывает иллюстрации, чтобы вызвать у детей желание отразить полученные впечатления в игре). Не менее важными в руководстве сюжетно-ролевыми играми являются умение взрослого организовывать начало игры, побуждать детей к игре, предлагать им новую игру, планировать ее подготовку и содержание; проектировать содержание конкретной сюжетно-ролевой игры (предоставлять возможное ее развитие, предвидеть, как она будет проходить у конкретной группы детей); развивать игру в соответствии с воспитательно-образовательными задачами (предлагать новые роли, игровые действия, ситуации); вопросами, советами обогащать содержание игры, включаться в игру с детьми, прямыми способами (показ и пояснение) обучать маленьких детей игре.

Итак, мы знаем, какие психолого-педагогические и частнометодические умения по руководству сюжетно-ролевыми играми необходимо развивать у наших учащихся. Формирование этих умений осуществляется как на занятиях по курсу педагогики, так и в процессе педагогической практики. Направляет, организовывает, контролирует весь процесс обучения преподаватель педагогики.

Мы уже говорили, что умения формируются в деятельности. Как же организовывать деятельность учащихся, чтобы выработать у них необходимые умения? Для этого нужны определенные условия:

    Планомерное и целенаправленное обучение. Преподаватель планирует последовательное обучение умениям в связи с изучением теоретического учебного материала.

    Осознанная деятельность учащихся по овладению умениями. Уже на вводных занятиях по педагогике преподаватель объясняет, какими умениями, необходимыми воспитателю для успешной работы, должен овладеть будущий специалист. При выполнении каждой практической работы преподаватель указывает не только ее содержание и конечный результат, но и те педагогические умения, которыми овладевает специалист в ходе ее выполнения. Например: «Сегодня на занятии мы будем анализировать на основе ваших наблюдений состояние игровой деятельности детей ваших групп. Анализ необходим для того, чтобы правильно ставить задачи в руководстве играми. Вы уже определяли уровень учебной деятельности у отдельных детей своей группы. Способы анализа примерно одинаковы. Вспомним, как мы анализировали и оценивали состояние учебной деятельности детей».

    Наличие знаний у учащихся. Для того чтобы выполнить названное выше задание, учащийся должен знать, по каким показателям может проводится анализ уровня развития игровой деятельности (тематика, сюжет игры, количество участников, наличие наделенных разными функциями ролей, способ применения игрушек и предметов в игре, характер общения и др.) и какой уровень характерен (задан программой) для детей данного возраста.

    Осознание цели и способов действий. Выполняя работу, учащийся должен знать о ее назначении, цели (в нашем примере – установить уровень развития игровой деятельности, чтобы затем наметить задачи по дальнейшему руководству играми детей) и о том, каким образом ее можно достигнуть (на основе записей игр определить, соответствует ли требуемому уровню каждый показатель игровой деятельности; выявить, какие стороны игры находятся на достаточно высоком уровне, по каким показателям уровень недостаточен; на основании проведенного анализа дать общую описательную оценку развития игровой деятельности детей).

    Неоднократное выполнение действий в варьирующихся условиях. Чтобы сформировалось, необходимо применять его много раз в новых условиях. Например, целесообразно проанализировать не одну игру, а несколько или же дать оценку игровой деятельности не одной, а нескольких групп детей. Полезно на уроке под руководством преподавателя педагогики анализировать игру одного вида, а в ДОУ вместе с руководителем подгруппы практикантов – другого вида и т.п. следует иметь также в виду, что психолого-педагогические умения легко переносятся с руководства одной деятельностью детей на другую; учащиеся должны лишь усвоить их алгоритм (определенный порядок, последовательность действий). Так, научившись анализировать и оценивать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков детей при изучении темы «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», учащийся без затруднений использует это умение при анализе любой другой детской деятельности.

Зная перечень формируемых умений и условия их выработки, мы без особого труда определяем формирования умений: это решение педагогических ситуационных задач, анализ педагогических ситуаций, выполнение практических заданий, практическая деятельность учащихся с детьми в ДОУ. Так как последняя представляет собой область педагогической практики, ею руководит преподаватель – руководитель подгруппы практикантов. Однако преподаватель педагогики, обеспечивая связь теоретического обучения с практикой, часто дает задания учащимся по наблюдению за детьми, проведению с ними отдельных воспитательных мероприятий в ДОУ. Делается это для того, чтобы впоследствии на уроке проанализировать выполнение задания или опереться на опыт учащихся. Вот примеры заданий по оценке педагогической ситуации, запись которой осуществляется на практике, а анализ – на уроке педагогики: «Запишите жалобы детей и реакцию на них воспитателя. Проанализируйте педагогическую ситуацию, дайте ей оценку». Или: «Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой детей, попробуйте включиться в нее, взяв на себя какую-нибудь второстепенную роль («больного» в игре во «врача», «покупателя» в игре «магазин», «пассажира» в игре в «поезд» и т.п.)». опираясь на опыт учащихся, преподаватель на следующем уроке показывает различные приемы поддержания и развития сюжетно-ролевой игры воспитателем путем включения в нее второстепенных ролях. В процессе выполнения практического задания в ДОУ у учащихся формируется одно из умений руководства сюжетно-ролевыми играми.

Следует учитывать, что далеко не все психолого-педагогические умения могут формироваться на уроках. На занятиях учащиеся учатся анализировать (на основе наблюдений в ДОУ), проектировать и конструировать (планировать) свою педагогическую деятельность. Организаторские, коммуникативные умения, умения контролировать деятельность детей формируются только в процессе непосредственного общения и работы с ними.

Попытки организовывать «деловые игры», в которых одни учащиеся на себя роли «педагогов», а другие – «детей», как правило, не умеют большого успеха, потому что выполняющие роль «детей» не могут ее сыграть так, чтобы «педагог» попал в реальную ситуацию общения с ребенком. Самое большее, что может преподаватель на уроке, - это назвать, объяснить и продемонстрировать отдельные приемы организаторской, коммуникативной или контролирующей деятельности, то, что в педагогике принято называть техникой педагогической работы. Отработка педагогической техники (умения владеть голосом, жестом, мимикой, распределять и последовательно переключать внимание, привлекать внимание к себе, четко формулировать задачи, задания, лаконично и доступно объяснить смысл задания и др.) необходима. Для этой цели хороши были бы специально разработанные упражнения и задания. Однако если в колледже сложились прочные традиции, если в нем живет «педагогический дух» и высокая требовательность к воспитанникам, то овладение педагогической техникой происходит в ходе всего учебного процесса и внеучебной работы.

Вот, к примеру, некоторые единые требования к учащимся, выполнение которых на любом предмете способствует овладению педагогической техникой: «Следите за порядком на своем рабочем месте в аудитории – это нужно вам, чтобы выработать привычку содержать в порядке рабочий стол воспитателя.

Слушайте внимательно ответ учащегося, приучайте себя вникать как в построение фраз, так и в смысловое содержание. Это поможет вам правильно оценивать ответы детей, поправлять допущенные ими ошибки.

Говорите связано, свободно, достаточно громко, эмоционально, убедительно, чтобы научиться общаться с детьми, рассказывать им, объяснять».

Что касается аналитических, проектировочных и конструктивных умений, то они формируются на учебных занятиях по педагогике и частным методикам. Если аналитические умения опираются преимущественно на знание психологии, то проектировочные и конструктивные – на знания педагогики и частных методик. Следует иметь в виду, что умения эти тесно связаны между собой. Сам по себе анализ не имеет смыслового значения, если учащийся на основе его не проектирует свою дальнейшую деятельность (ставит цели, выдвигает задачи) и не конструирует ее (отбирает содержание, выбирает рациональные для каждого случая формы, методы и средства обучения и воспитания). Поэтому на формирование профессиональных умений должна быть направлена система практических занятий и заданий, как бы охватывающая эти три группы умений. В методических рекомендациях к изучению темы «Игра» показан примерный комплекс таких практических занятий.

Практические работы по специфике деятельности учащихся могут быть подразделены на:

    Анализ педагогических ситуаций. В качестве педагогической ситуации используется либо наблюдение учащегося, либо пример из художественной или педагогической литературы, либо специально подобранные задачи. Учащиеся должны проанализировать и оценить ситуацию: указать причины и мотивы поведения детей, действий педагога или родителей; выявить допущенные педагогические ошибки; высказать суждение о возможных вариантах действий.

    решение педагогических ситуационных задач. Учащемуся предлагается спланировать, спроектировать свою деятельность, выбрать наиболее целесообразные, но его взгляд, способы и средства педагогического воздействия при заданных педагогических условиях. Эти условия могут быть либо сформулированы в задаче, либо являться результатом предварительной аналитической деятельности на основе наблюдений. Их можно взять из практического опыта учащегося.

    1. На основе анализа игровой деятельности детей вашей группы спланируйте перспективы ее развития: какого уровня игровой деятельности хотели бы вы добиться в течение ближайшего полугодия? Какие приемы вы используете для этой цели?

      На основе составленной вами характеристики культурно-гигиенических навыков отдельных детей в группе сформулируйте задачи их совершенствования с учетом программных требований.

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

Функциональные обязанности:

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества:

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:

· творческое и абстрактно-логическое мышление;

· образная и оперативная память;

· эмоциональная устойчивость;

· выдержка;

· доброта;

· чуткость;

· наблюдательность распределение и переключение внимания;

· зрительное и слуховое восприятие;

· терпение;

· самоконтроль;

· искренность;

· внимательность;

· ответственность.

Профессиональные умения:

1. Конструктивная деятельность:

ü Аналитические умения:

· Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)

· Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

· Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

· Правильно диагностировать педагогическое явление

· Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

· Рефлексия

ü Прогностические умения:

· Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

· Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

· Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

ü Проективные умения:

· Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

· Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

· Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

· Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

· Планировать индивидуальную работу с детьми

· Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

· Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

· Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность:

ü Мобилизационные умения:

· Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

ü Информационные умения:

· Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

ü Развивающие умения:

· Определение ЗБР

· Ориентационные умения:

· Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность:

ü Перцептивные умения:

· Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

ü Умение общения:

· Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

ü Педагогическая техника:

· Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)

Плюсы и минусы:

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх