Методическая разработка проектная деятельность по патриотическому воспитанию. Организация патриотического воспитания через проектную деятельность в условиях современного образовательного учреждения. Выводы о позитивных результатах проделанной работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Адамовская средняя общеобразовательная школа №1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЭШЕЛОН ПАМЯТИ»,

посвященный 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Выполнили проект: учащиеся шестого

кадетского класса АСОШ№1

Руководитель: Задойная Л.А.

Адамовка

2013-2015 год

Одна война, одна судьба, одна строка…

Все вместе – память…

Актуальность проекта:

На крутых перевалах истории России наш народ преодолел немало исторических и трагических испытаний. В их ряду страшная по жестокости, по количеству жертв и масштабу разрушений Великая Отечественная война 1041-1945 годов, ставшая переломным этапом в судьбе всего человечества.

Исход этой войны, освобождение от фашизма не только нашей страны, но и мира, решили единство народа и святая вера в Победу. Все впитала в себя Великая Победа: мужество и самоотречение, стойкость и страдание, горе и слезы, достойный вклад опорного края державы. Навсегда, на все времена она стала нетленным достоянием России, неиссякаемой объединяющей силой для людей разных поколений, национальностей и убеждений, для государства и гражданского общества.

Когда человек обращается к своим истокам - его помыслы и дела становятся чище и добрее. В патриотическом, нравственном примере особо нуждается подрастающее поколение, которому принадлежит будущее России. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Мы приглашаем всех, для кого Победа 1945 года - национальная святыня нашего народа, участвовать в проекте "Эшелон памяти"- посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сохранение памяти о прошлом и рассказ, о событиях Великой Отечественной войны является одной из главных задач нашего поколения.

Кадеты не только будут непосредственными участниками реализации проекта, но и доносить информацию до своих сверстников, воспитанников детского сада. Активно вовлекать их в изучение исторических событий.

Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации проекта, планируем передать в создавшийся школьный музей. А также порекомендуем использовать на классных часах. Творческие работы в виде рисунков, плакатов, макетов помогут сохранить нашу историю.

Проблема проекта: Все меньше и меньше остается свидетелей той Великой войны. В наши дни существуют различные интерпретации Великой Отечественной войны, осквернение памятников и монументов и даже простое человеческое равнодушие к прошлому. Это мешает правильно воспринимать историю мировую и истории России.

Цель: приобщится к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Донести изученное до подрастающего поколения

Задачи:

Продолжить формировать интерес к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;

Доносить информацию о ветеранах фронта и тружениках тыла, проявлять заботу о том, чтобы как можно больше людей имело возможность видеть и слышать представителей поколения, переживших Великую Отечественную войну;

Активно участвовать в массовых патриотических акциях и мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным дням России;

Научиться самостоятельному поиску необходимой информации с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

Научиться анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей;

Развить чувство ответственности за порученное дело.

Целевая аудитория

Учащиеся школы 5"А",5"Б",5"В", 6"А", 6"Б", 8"Б", 4"А", 3"Б

Педагоги школы

Родители учащихся

Ветераны Великой Отечественной войны и труженники тыла

Сотрудники музеев

Воспитанники детского сада

Учащиеся Джарлинской школы 8 класс

Учащиеся Аниховской школы 7класс

Учащиеся Комсомольской школы 7-8 классы

Совет ветеранов

Районная детская библиотека

Детская школа искусств

Управление реализацией проекта

Руководитель проекта:

Задойная Лариса Александровна - классный руководитель

Исполнители:

Учащиеся шестого кадетского класса

Ресурсное обеспечение

Временное обеспечение:

Проект реализуется с 02.09.2013 по 25.05.2015 г.

Материально-техническое обеспечение:

Реализация проекта осуществляется совместно учащимися МБОУ Адамовская СОШ№1с использованием мультимедийных средств, музеев, районной детской библиотеки, детской школы искусств, ЦРТДЮ, совет Ветеранов

Виды ресурсов

Информационные ресурсы: личные архивы, архив школьного музея, музеев п Адамовка и Адамовского района, г.Ясный. Информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед, Интернет - ресурсы

Человеческие ресурсы: Советветеранов, педагоги и учащиеся школы, выпускники школы, ДШИ, ДРБ, работники районного военного комиссариата, жители поселка, родители.

Материально – технические ресурсы: медиапроектор, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office , Microsoft Office PowerPoint , цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы, музыкальный инструмент (гитара), музыкальный центр, автобус

Этапы проекта

1 этап – подготовительный 02.09.2013 - 30.09.2013г

Осознания актуальности проблемы.

Создание творческой группы.

Работа творческой группы над созданием проекта «Эшелон памяти".

Работа творческих групп по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся.

Проведение мероприятий реализации проекта.

Презентация лучших исследовательских работ на ученической конференции.

Информирование общественности об итогах реализации проекта в СМИ.

Размещение лучших материалов в экспозиции школьного музея.

3 этап – итогово – аналитический (май 2015 год.)

Рефлексия.

Обобщение работы по реализации проекта.

Анализ деятельности всех участников проекта.

Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

Партнеры проекта

Партнерами в реализации проекта являются Совет ветеранов, ДШИ, ЦРТДЮ, родители, руководители образовательных образований.

География проекта

Проект реализуется на территории поселка Адамовка и Адамовского района.

Риски проекта

Цели проекта могут быть частично недостигнуты под влиянием следующих рисков:

Программа мониторинга проекта

объект мониторинга

Критерии

Показатели,

Методики изучения

Деятельность учащихся

Степень активности учащихся в рамках реализации проекта

Количество учащихся, задействованных в проекте;

Количество собранного материала

Наблюдение

Статистические данные

Статистические данные

учащихся

Исследовательские работы учащихся

Качество выполнения исследовательских работ

Мониторинг участия работ в конкурсном движении;

Интерес учащихся к работам

Статистические данные;

Портфолио учащихся;

Анкетирование учащихся;

Наблюдение

Анализ представленных материалов

Взаимодействие с социумом

Включенность в проект

Охват участников

Привлечение родителей к созданию работы

Статистические данные

Статистические данные

Ожидаемыйрезультат

Главными итогами реализации проекта должно стать: неформальное общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях.

Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

В реализации данного проекта будут задействованы кадеты, учащиеся 5-6 классов МБОУ Адамовская СОШ№1, родители, воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ Адамовского района, музеи, районная детская библиотека. Мы хотим, чтобы учащиеся района после проведенных совместных мероприятий сами стали в дальнейшем информационными носителями. Реализация проекта «Эшелон памяти» будет способствовать воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; вовлечет учащихся в изучение исторических событий того времени. Пополнит создающейся школьный музей новыми экспонатами, экспозициями, исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Бюджет проекта

Мероприятие

Виды расходов

Проведение литературно-музыкальных композиций, встреч с ветеранами

2. Цветы для ветеранов

270 рублей

600 рублей

Создание информационного архива по итогам реализации проекта на магнитных носителях

Приобретение магнитных дисков

100 рублей

Поездка вг.Ясный, п.Комсомольский, п.Аниховка, п. Джарлинка

Заправка школьного автобуса

3000 рублей

3870рублей

Поиск спонсоров.
Обратились к руководству ДРСУ за помощью. Предприятие выделило бензин для заправки автобуса. Остальные деньги, потраченные на проект были заработаны самостоятельно во время проведения школьной ярмарки.

Реализация мероприятий проекта позволит:

    Сформирует уважительное отношение к старшему поколению, их судьбе, таланту любить Родину, жить, трудится, и побеждать на благо великой России!

Оценка реализации проекта

Социальная оценка проекта может быть дана:

    Ветеранами Великой Отечественной войны и педагогического труда

    Семьями учащихся

    Учащимися

    Педагогическим сообществом

    Другими представителями общественности

План

реализации проекта «Эшелон памяти»,

посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне

2013-2014 учебный год

Название мероприятия

Исполнители

Сентябрь

Октябрь 2013

Акция «Тепло и радость в Ваш дом» - поздравление с Днем пожилого человека ветеранов ВОВ и тружеников тыла (Кулаева М А., Мукатаева М.,Наседкину А.И.)

Урок мужества: «М.Шеменев» экскурсия в музей.

«Россия Родина моя» с приглашением ВОВ

Кулаева М.А.

Кадетский класс

Работники музея

Учащиеся кадетского класса

Ноябрь 2013

«Москва за нами!»

Круглый стол: «Каким, по – вашему мнению, должен быть кадет»

Работник отдела пограничной комендатуры п.Адамовка Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, работник военного комиссариата п. Адамовка Оренбургской области, кадеты, классный руководитель

Декабрь 2013

Трудовой десант: «Поможем ветерану». Оказание помощи ВОВ Кулаеву М.А., ветерану труда Кочетову Б.А.

Экскурсия на призывной пункт.

Учащиеся кадетского класса, Исенгулов Е.Т., Князькин С.,

Егоров В., Рахматулин М.Х., работники библиотеки

Учащиеся кадетского класса

работник военного комиссариата п. Адамовка Оренбургской области

Январь 2014

Трудовой десант: «Поможем ветерану».

«Незабываемые страницы блокадного Ленинграда» с приглашением работников детской библиотеки, ветерана ВОВ Мукатаева М.

«Музыкальные произведения о войне»

Конкурс рисунков, посвященный 70 летию снятия блокады Ленинграда

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, Коваленко З.А., классный руководитель

Детская школа искусств

Учащиеся кадетского класса, работник детской библиотеки

Февраль 2014

«Они сражались за Родину» литературно – музыкальная композиция посвященная героям – антифашистам.

«Сталинградская битва» встреча с ветераном ВОВ Зайцевым.

Литературно – музыкальная композиция «Афганистан в моей душе»

Спортивные соревнования «Встреча трех поколений» в рамках

Трудовой десант «Поможем ветерану»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, работники детской библиотеки, педагоги ЦРТДЮ

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, родители, представитель погранкомендатуры.

Учащиеся кадетского класса

«Я родом из Адамовки» (круглый стол с элементами викторины о знании истории нашего края с приглашением первоцелинников и ветеранов труда и ВОВ)

Экскурсия по улицам М.Шеменева и И.Ищанова.

Кадетский класс, классный руководитель, работники музея.

Экскурсоводы ЦРТДЮ, классный руководитель

Апрель 2014

«Огненная дуга», посвященный сражению на Курской дуге.

Кадетские корпуса России

Встреча с ветеранами «Мы хотим быть похожими на вас»

Акция «Обелиск»

Кадетский класс, классный руководитель

Работник районного военного комиссариата, классный руководитель, кадеты.

Классный руководитель, учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Акция «Обелиск», «Дари добро». Поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла с Днем Победы.

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» приглашенные ветераны ВОВ.

Задание на лето. Сбор информации, фотографий для оформления стенда в классе, создания электронной презентации к мероприятию «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, родители

Июнь 2014 года

6 июня 1945– дата учреждения медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

22 июня – День воинской славы России. День памяти и скорби – начало Великой Отечественной войны (1941–1945)

Литературно – музыкальная композиция: «Мы ничего не знаем о войне» для воспитанников детского сада №5

Акция «Мы помним!»

Выступление кадетов перед детьми посещающих лагерь дневного пребывания МБОУ АСОШ№1

Кадеты, классный руководитель, родители, организаторы митинга

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Сентябрь 2014 года

9 сентября - Международный день памяти жертв фашизма. Встреча с ветеранами труда и детьми войны: «Ты помнишь страна».

Запуск проекта «Славим подвиг и мужество» - информация о героях войны. Учащиеся на каждом классном часе делают сообщения.

Акция «Тепло и радость в Ваш дом»

Трудовой десант «Чистый двор у ветерана»

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Октябрь 2014 года

Героя Советского Союза» «Подвиг, что это такое?» Круглый стол (встреча ветеранов ВОВ, локальных войск, призывной молодежи)

Акция «Живи, ветеран!»

Литературно – музыкальная гостиная «Сказания о Музыке и Войне» (история войны в песнях)

Литературно-музыкальная композиция:" Они были молодыми»

Учащиеся кадетского класса, совет ветеранов, работник военного комиссариата

ДШИ, кадеты

Ноябрь 2014 года

Запуск проекта « Помню и горжусь» (в рамках школы выступить с инициативой выпуска сборника стихов и рисунков) работу завершить к апрелю 2015 года.

Экскурсия: «Памятники п.Адамовка»

«Они писали о войне»

Акция «Мы помним!»

Литературно-музыкальная композиция: " От героев былых времен»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, администрация школы

Учащиеся кадетского класса, экскурсоводы ЦРТДЮ

Детская библиотека, учащиеся кадетского класса

Декабрь 2014 года

1 декабря – День рождения Георгия Константиновича Жукова (1896–1974), Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза

«Если б не было войны…» литературно – музыкальная композиция

Учащиеся кадетского класса, детская библиотека

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, военный комиссариат, погранкомендатура

Январь 2015 года

«Отрывной календарь Победы»

«Они прикрыли мир собой» литературно – музыкальная композиция посвященная снятию блокады Ленинграда

Акция: «Поможем ветерану»

«Виват, таланты» работы по техническому творчеству

Коллегия по печати и информации

Учащиеся кадетского класса,

ветераны, ДШИ, детская библиотека

Учащиеся кадетского класса

Учитель технологии, учащиеся кадетского класса, ЦРТДЮ

Февраль 2015 года

«200 дней и ночей Сталинграда»

Работа над оформлением стенда «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

«Открытка ветерану»

«Аты баты шли солдаты» военно-спортивные соревнования

Учащиеся кадетского класса, дети военных лет

Учащиеся кадетского класса, работник райвоенкомата, ветеран

Родитель, учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, учитель ИЗО

Учащиеся кадетского класса, зам по ГПВ

Март 2015 года

Литературно-исторические композиции «Живая память»

«Солдатский подвиг»

Учащиеся кадетского класса, сотрудники музея

Работники детской библиотеки, ветеран ВОВ

Апрель 2015 года

«Это нужно не мертвым, это нужно живым» об узниках фашистских концлагерей

«Равнение на Победу» круглый стол

Брейн-ринг, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

« Помню и горжусь» рукописная книга учащихся МБОУ АСОШ№1

Акция «Мы помним!»

Трудовой десант «Чистый двор у ветерана»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Ветераны ВОВ, учащиеся, родители, силовые структуры

Учащиеся кадетского класса, учащиеся 5-6 классов

Учащиеся школы, администрация

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Май 2015 года

Выпуск электронной версии стенда «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Завершение проекта «»Славим подвиг и мужество»

Акция «тепло и радость в Ваш дом», «открытка ветерану»

Выступление кадетского класса с песнями о войне на вечере встрече с ветеранами

«Парад Победы»

Родители, учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, учитель музыки, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, воспитатель

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)


Беляева Елена Александровна, воспитатель МКДОУ д/с №24
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 6 месяцев
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Коллекции: монет, полезных ископаемых, каслинское литьё, изделия из мрамора, русская матрёшка.
Макеты: «Русская изба», «Гора самоцветов».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой посёлок», «Моя семья», «Урал – опорный край державы», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».
Презентация проекта «Я часть России»
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Мультимедийные презентации
Работа с родителями
Консультации
Совместная работа с детьми
Участие в конкурсах
Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной) Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь
I Блок – Семья. Детский сад.

Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму»
Развлечение: «День знаний», «Знакомство с поэтессой пгт. Красногорский»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры:
РНИ «Пирог»
РНИ «Горелки»
РНИ «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам посёлка, на игровую площадку
Работа с родителями:
Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»
Участие в региональном конкурсе «Мы создаём историю Челябинской области»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Октябрь
II Блок Малая Родина

Беседы:
«День пожилых людей»
«Мой посёлок»
«Челябинская область»
«Уральские умельцы»
Книги П.П.Бажова, рассматривание символики городов Челябинской области, книги авторов п.Красногорский, фотоальбом «Перелётные птицы России», «Мой посёлок», каслинское литьё, изделия из мрамора, коллекция полезных ископаемых.
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Лепка «Урожай в моём огороде»
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка»
Чтение произведений поэтов п.Красногорский
Разучивание стихотворения «Мой Красногорск»
Экскурсии:
В детскую поселковую библиотеку «В гости к хозяйке медной горы»
МБОУ СОШ №14
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Соревнование между детскими садами п. Красногорский: «Зов джунглей»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из овощей и фруктов

Ноябрь
III Блок Россия

Беседы:
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
НОД: «Мы готовим винегрет»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Декабрь
Беседы:
«Москва – столица России»
«Башни Кремля»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Валяние «Ёлочка»
Граттаж – «Зима в деревне»
НОД: «Россия - Родина моя»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Пирожок»
РНИ «Гуси - лебеди»
РНИ «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Новогодняя выставка «Валенок»

Январь
III Блок Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Экскурсии: В МБОУ СОШ № 14 (в музей «Русская изба»)
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
IV Блок Защитники отечества. Масленица.

Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии:
МБОУ СОШ №9
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Бояре»
Соревнования между детскими садами п. Красногорский: Военно-патриотическая игра «Зарница 2015»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Презентация проекта: «Я часть России»
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного посёлка, расширили представления о работе шахтёров, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале, говорили о Каслинском литье, Южноуральском фарфоре, рассматривали изделия из мрамора и мраморной крошки, читали Уральские сказы П.П.Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, посещали ансамбль «Казачата» где знакомились с традициями Уральского казачества. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Знакомство с поэтессой п.Красногорский Э.Г.Столле


Право на имя


Изучаем историю посёлка


В гостях у Хозяйки медной горы


Делаем гору самоцветов


Ищем Россию


Рисуем Башни кремля


Золотая хохлома


Гжель


Русская красавица – матрёшка

МДОУ д/с №23 «Радость» городской округ Серпухов.

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне »

Практико-значимый проект

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьо Великой Отечественной войне»

Введение

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Патриотическое воспитание не исчерпывается содержанием отечественной культуры, развить интерес и чувство гордости за соотечественников доверено нам в доступной для дошкольников форме.
Постановка целей и задач исследования.

Цель исследования: изучение возможностей проектного метода в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования
Рассмотреть особенности воспитания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработать проект «…Но разве о войне мечтают дети…»
Определить эффективность использования проектного методав воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: целенаправленная работа с применением проектного метода приведет к формированию устойчивых навыков нравственного поведения у детей дошкольного возраста

Методы исследования:
Анализ литературных источников по теме исследования
Наблюдение
Диагностическое обследование
Анализ полученных данных

Основная часть

Дошкольное детство является важнейшим периодом становления человеческой личности, поэтому гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в этом возрасте. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы, в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос о героях дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: человек-паук, черепашки-ниндзя и прочие мутанты. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Сколько уже написано о войне…сколько сказано и спето…но тема эта неисчерпаема в России, пока хоть один человек будет о ней помнить.

22 июня 1941 года… жаркий летний день. Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не знал, что именно в этот день, как черный ворон пронесутся над страной страшные слова: «Война!».

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних ветеранов. Их воспитала война. Детство целого поколения совпало с великой трагедией народа. Детские мечты в один день разрушила война. Они навсегда стали взрослыми и обратной дороги в детство им уже никогда не найти.

С первых дней войны дети несли на своих плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

Для того чтобы дети могли наглядно убедиться, послушать и увидеть трудную и героическую жизнь детей во время ВОВ, мною в рамках проведения исследования был разработан проект«…Но разве о войне мечтают дети…».(приложение)

Мероприятия:
1.Подбор и изучение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и материалов военной хроники.
2.Подбор и разучивание стихов о войне и подвигах народа.
3.Прослушивание и разучивание песен военных лет.
4.Подготовка презентаций «История Георгиевской ленточки», «Парад Победы»; подготовка слайд-шоу «Серпухов в годы войны», «Награды военных лет», «Дети войны».
5.Изготовление дидактических игр.
6.Изготовление атрибутов к передвижным мини-выставкам и сбор фотоматериалов из семейных архивов. Консультации с родителями: как подготовить материал к акции «Бессмертный полк».
7.Участие в выставке фотографий «Бессмертный полк».
8.Совместное творчество с детьми: изготовление «Голубя мира», стенгазет.
9.Ознакомление родителей с консультативным материалом «Как и что можно рассказать детям о войне».

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень знаний детей о ВОВ.
2. На втором этапе была организована работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности.
3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

В проекте « Но разве о войне мечтают дети» я хотела показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы хотим больше узнать и рассказать другим. В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Жизнь наших сверстников, которым пришлось пережить трудные годы войны, может стать примером для нашего поколения. Мы думаем, что вклад детей в победу нашей страны, был очень весом. Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. Можно сделать вывод, что в те страшные военные годы, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:
— определение целей и задач проекта;
— изучение методической литературы;
— подборка художественных произведений;
— обогащение предметно развивающей среды.

Основной:
— теоретическая и практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
— вызывать у детей интерес к истории страны, испытывать гордость за сверстников в годы ВОВ;
— совместная образовательная работа с детьми и родителями для решения поставленных задач.

Заключительный:
— подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
— анализ результатов реализации проекта;
— презентация проекта, мастер класс с родителями.

Организационные формы работы над проектом.

Работа с детьми:

Дидактические игры.
сюжетно-ролевые игры.
беседа.
презентации.
опрос.

Дидактические игры:

«Защитники нашего Отечества»; «Гости города»; «Наша страна»; «Собери флаг»; «Символы моей Родины»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пограничники»; «Разведка».

Задачи: развивать умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссорится, исполнять роли по очереди; учить рассказывать о своих впечатлениях по окончании игры.

«Пограничники» — Цель: продол¬жатьзнако¬мить детей с воен¬ными профессиями, уточ¬нитьраспо¬ря¬док дня военнослужащих, в чем заклю-ча¬ется их служба, воспи¬ты¬вать смелость, ловкость, умение четко выпол¬нять приказы командира, расши¬ритьсловар¬ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

«Мы – военные разведчики» — Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Работа с родителями:

Работа с родителями по созданию и пополнению музея о ВОВ
Анкетирование родителей: «Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание»?»
Консультация для родителей: « Как рассказать детям о празднике 9 мая — День Победы?»
Мастер-класс «Голубь мира»
Демонстрация презентации педагогического проекта в день открытых дверей. Обсуждение и распространение опыта педагогического проектирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Оценка знаний детей о ВОВ на начало и конец проектной деятельности:

Считаю, что современным дошкольникам нужно больше читать, беседовать и рассказывать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, смотреть кинофильмы и мультфильмы, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана победа.

Выводы:
»
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к Родине, понимание исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.

Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет. У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам. Дети проявляют интерес и желание получать новые знания о ВОВ. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с военной атрибутикой, художественной литературой о войне. Особое впечатление на них произвела встреча с ветеранами ВОВ. Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников.

Таким образом, в результате реализации проекта «…Но разве о войне мечтают дети…» уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о ВОВ повысился, то есть гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате исследования поставленные задачи были выполнены.

1.До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине.

2.Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

3.Молодые герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы.Но вот о чем все же не следует забывать: дети погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
Мы, современное поколение, всегда будем помнить о тех жертвах и разрушения, которые принесла Великая Отечественная война.

Практическая значимость: данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формировании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Список источников информации

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. –2007.

2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. 3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.

6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

7. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. –2011.

8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.

9. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.

10. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.

11. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.

12. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.

13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32

Приложение:

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое — ________________________________________________________________
затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

_______________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников

Учитель

СОШ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,

Project and research activity as means of patriotic education of primary school students

Murzina Valentina Ivanovna, teacher
Moscow City University, Moscow,

Аннотация: В данной статье представлен материал из опыта работы учителя по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы посредством . Патриотическое воспитание – важное направление младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, патриотизм, проектно-исследовательская деятельность

Abstract: This article presents material from the teacher"s experience of patriotic education of primary school students through project and research activities. Patriotic education is important direction of development of children of primary school age. At the correct organization of pedagogical work it promotes formation and development of the personality having qualities of the citizen and patriot of the country.

Key words: patriotic education, primary school student, patriotism, project and research activity

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта » показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Патриотизм у ребёнка проявляется и в чувстве гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего народа, и в бережном отношении к народной памяти. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Для реализации патриотического воспитания как в урочное так и во внеурочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладеть навыками работы с различными источниками информации, а также объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую деятельность.

Первый шаг к познанию Родины – это изучение истории своей семьи. Так, например, работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. При изучении темы по окружающему миру «Моя семья», дети работали над проектами: «Моя родословная», «Интересные факты из истории моей семьи», «Моё генеалогическое древо». Данный проект способствовал единению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

А если история твоей семьи тесно переплетается с историей страны? Конечно, это становится очень близко для младшего школьника. Размышляя над этим, у многих возникают вопросы: «А что я знаю о своей семье? Что интересного связано с жизнью моих предков?» К сожалению, об этом многим известно очень мало. В прошлом году, в год 70-летия победы над фашизмом, в нашей школе был запущен исследовательский проект на тему: «История моей семьи в истории планеты». Цель этого проекта: ответить на главный вопрос: «Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?» Чтобы на него ответить ребятам нужно было выполнить следующие шаги. Во-первых, узнать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Во-вторых, узнать где воевали их прадедушки и прабабушки и подготовить рассказы-воспоминания. Постараться отыскать семейные реликвии, сохранившихся после войны – пилотки, письма с фронта, фляжки, планшеты, ордена и медали. Ребятам предстояло найти информацию о том, как ВО война отражена в стихах и фильмах. А также поразмышлять о том, какие качества помогли нашим прадедушкам и прабабушкам пройти через все испытания и победить. Ученики с большим интересом и трепетом включились в проект. Свою работу они начали с анкетирования родных. После анализа анкет выяснилось, что у учащихся начальной школы 12 прадедушек – войны, активных участников боевых событий, 1 прадедушка воевал в партизанском отряде, 15 прадедушек работали в тылу врага, трое прадедушек находились в подростковом возрасте и не принимали участия в боях и сражениях, но они были очевидцами немецкой оккупации и тех военных исторических событий. Также ребята узнали на каких фронтах воевали их прадедушки и прабабушки и создали карту зон боевых действий с участием их родственников. Все ученики и их родители активно включились в поиск информации и написали рассказы-воспоминания о памятных моментах, случаях в Великую Отечественную войну, которые произошли с их прабабушками и прадедушками. Собранный материал оформили как Книгу Памяти «Я помню, я горжусь», организовали выставку семейных реликвий, сохранившихся после ВОВ для учащихся всей школы. Мы постарались понять, какие качества помогли нашим прадедам пройти войну? Подготовили и представили материал на . Это были мужественные, выносливые, сильные духом люди, безгранично любящие свою Родину. Уважительные и внимательные, смелые и решительные, готовые пожертвовать своей жизнью ради свободы и независимости своего народа. В преддверии праздника 9 мая съездили в Центральный музей Великой Отечественной войны и Музей техники Вадима Задорожного. Итоговым мероприятием была литературно-музыкальная гостиная, где ребята представили результаты своих исследований; читали стихи о Великой Отечественной войне; пели песни военных лет; смотрели фильм о детях –героях войны. Таким образом, ребята ответили на поставленные перед ними вопросы: Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?
и Как это отразилось на моей семье? Собранный и исследованный материал об исторических событиях Великой Отечественной войны оказался интересным, полезным, познавательным. Ребята поняли, как важны эти сведения. Ведь историю делали их прадеды, а продолжать её делать им. Работая над проектом, ребята научились проводить интервью, анализировать собранный материал.

Бесспорно, День Победы - это самый любимый праздник Россиян как дань памяти дедам и прадедам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. В этот день каждого из нас переполняют особые чувства - чувство гордости, чувство благодарности, чувство надежды, что больше никогда война не придёт в наш дом. 9 мая по всей нашей необъятной Родине прогремят салюты в честь победы над фашисткой Германией. На Красной площади состоится военный парад. По всей стране пройдёт Бессмертный полк. Но, есть ещё один праздник в нашей стране - это - День защитника Отечества, который не менее важен. Современная Российская армия чтит традиции старших поколений. В этом году мои третьеклассники делали проект «Кто нас защищает?» Они выяснили, что защищает нас не только армия, но и полиция, и служба , и МЧС России. Ребята брали интервью у ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции (даже конной) и пожарной охраны. Проект «Кто нас защищает?» был проведён с целью расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России. Работа над данным проектом способствовала формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитанию на примерах мужества, патриотизма.

Реализация данных проектов предполагает воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, развитие у школьников интереса к истории своего народа через историю своей семьи. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность показывает успешность выбранных форм и методов работы.

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Библиографический список

1.Агапова И., атриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.оспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

3.атриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8

4. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

6.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, и занятий, по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: , . – М.: АРКТИ, 2003.

Ольга Деминтиевская

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

4. Воспитывать интерес к своей родословной.

5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

1 этап : подготовительный

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

2 этап : основной

Разработка консультации для родителей

Создание папки – передвижки «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Проведение бесед по данной теме

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» . Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

3 этап : заключительный

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта

Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

Выводы :

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

Публикации по теме:

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх