Все древней вятской игрушке моховик. Дымковская игрушка. История. Настоящее дымковской росписи

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

Лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый - это символ природы, пашни и земли, красный - красоты, здоровья, огня, белый - доброты, правды, честности, черный - горя, зла, а голубой - цвет неба.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

«Свистунья-свистопляска».

Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в слободе Дымково Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской» , приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку , даря радость своего искусства взрослым и детям.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище , в котором «своя своих не познаша». В честь погибших и в память о трагической битве у Раздерихинского оврага был сооружен поминальный крест, а затем возведена часовня.

Разгульное ярмарочное веселье продолжалось три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Некогда оказавшийся свидетелем сего праздника вятский писатель Лебедев В.В. в своих воспоминаниях сравнивал поход среди свистящей на площади толпы с ощущением, что «идешь по воздуху». Описывая людей, Лебедев обращал особое внимание на смеющиеся и в чем-то дерзкие лица вятичей.

К сожалению, ныне этот праздник давно уже канул в Лету, просуществовав лишь до двадцатых годов минувшего века, а вот промысел жив и поныне. В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковская игрушка являла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные свистульки . Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

Анна Мезрина и Алексей Деньшин - хранители дымковского промысла.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. Сейчас ее творчество - классика и пример для подражания современным ремесленницам. Свои традиции и свой опыт Анна Афанасьевна завещала двум дочерям: Александре Ивановне Мезриной (1874-1934) и Ольге Ивановне Коноваловой (1886-1979), не только обучив их основам древнего искусства, но и передав все его секреты.

И все же, по-видимому, решающую позитивную роль в судьбе всего дымковского промысла сыграл вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С пятнадцати лет он настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Даже после Октябрьской революции Деньшин А.И. не прекратил активно изучать и пропагандировать дымковское ремесло. Пытаясь акцентировать внимание властей на самобытном русском народном искусстве, художник создавал своими собственными руками альбомы с зарисовками дымковских игрушек и описаниями истории промысла . Альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках», изданный в 1917 году, альбом «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», датированный 1919 годом, и альбом «Вятские старинные глиняные игрушки», 1926 года издания, вышедшие в свет небольшими тиражами в Москве и Вятке, моментально стали редкостью книжного мира .

Интерес представляет не только содержание альбомов, но и способ их создания. Деньшин выполнил альбомы на литографских камнях, а потом ручным способом раскрасил яичными красками , являвшимися точными копиями подлинников. Эти творения стали абсолютно незаменимыми источниками изучения традиций дымковского промысла для всех поколений мастеров.

Еще одним вкладом А. И. Деньшина в историю развития и сохранения дымковского ремесла стало собирание и распространение по музеям Петербурга и Москвы коллекций дымковских игрушек . Такие плодотворные деяния вскоре принесли свои плоды. Общественность и руководство страны узнали о старинном промысле. Несмотря ни на что, ремесло выжило, а за особые заслуги старейшая игрушечница А.А. Мезрина в 1934 году была удостоена персональной пенсии .

На протяжении тридцатых годов минувшего века популярность дымковской игрушки только возрастала. Александр Иванович Деньшин сумел вернуть в ремесло потомственных мастериц Е.И. Пенкину (1882-1948) и Е.А. Кошкину (1871-1953), вовлечь в занятие уникальным творчеством молодое поколение.

Следует отметить, что в двадцатые-тридцатые годы минувшего века усилилось и внимание со стороны руководства Советского государства к самобытным народным промыслам. Вовлечение в традиции новых образов повлекло расширение тематики, изменение цветовой гаммы и орнаментного строя . Именно в этот период среди дымковских игрушек появляются композиции , конструктивно состоящие из фигур, объединенных единым смыслом и цельным основанием, получившим название «блинчика». Такой оригинальный прием привнес в жанровые сценки способность отражения тем реальной жизни. Кстати, именно А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина и Пенкина Е.И. первыми ступили на новый творческий путь.

Старейшие мастерицы.

В сороковые годы минувшего века Елизавета Ивановна Пенкина стала активно заниматься сказочной темой. С 1938 года ее помощницами в росписи становятся Л.Н. Никулина (1906-1961) и Косс-Деньшина Е.И. (1901-1979). Особую роль в развитии этой темы сыграли творчество А.С. Пушкина и его столетний юбилей, которому было посвящено немало событий. Творчество классика русской поэзии словно подсказало народным искусницам такие близкие и родные для каждого русского человека образы из сказок. Следуя этим тенденциям, Е.И. Пенкиной создает композиции «У лукоморья» и «Баба-яга», причем у Бабы-яги появляется знаменитая Избушка на курьих ножках.

Е.А. Кошкина, изначально отдававшая предпочтение созданию традиционных отдельно стоящих фигур, начиная с тридцатых годов и на протяжении сороковых годов также обращается к созданию композиций из нескольких фигур. Используя основания, она позиционировала жанровые сценки с участием 2-3 персонажей. Многие работы создавались в соавторстве с дочерью мастерицы - Зиновией Федоровной Безденежных (1901-1964), которая занималась росписью композиций. Так стали появляться работы, в которых вместе с образами птиц, животных и людей присутствовали архитектурные мотивы .

В 1939 году бригада в составе мастериц Е.А. Кошкиной, Коноваловой О.И., Е.И. Пенкиной и З.Ф. Безденежных под непосредственным руководством А.И. Деньшина принимала участие в оформлении и декорировании зала Кировской области в павильоне «Ленинград - Северо-Восток» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проходившей в Москве, Пресса тех лет так описала дымковское ремесло: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива» . Данное описание навсегда стало ассоциироваться с зародившимся дымковским рельефом, который на долгие годы вошел в традицию дымковского ремесла второй половины минувшего столетия.

Военные и послевоенные годы.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон не только всему культурному наследию нашей страны, включая и едва возродившийся дымковский промысел. Ремесленницы остались без работы. Обстоятельства складывались так, что в это тяжелое для народа время было не до игрушек . По крайней мере, так казалось. Однако дымковская игрушка вскоре вновь стала обретать былую популярность. Уже в 1942 году производство было возобновлено, Алексей Деньшин справедливо подметил, что дымковская игрушка стала «доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства».

После великой Победы, фактически возрождаясь из небытия, страна и ее люди снова обратились к дарящему радость творчеству дымковских мастеров. Государство всячески поддерживало мастериц, финансировало улучшения условий труда и обучение молодого поколения. Правда, наличие организационных трудностей не позволяло решать все проблемы. Умер А.И. Деньшин, постепенно уходило из жизни старшее поколение дымковских мастериц. К 1956 году промыслом занималось только восемь мастериц. Среди них работали молодые снохи Кошкиной и Пенкиной: Кошкина Е.З. (1914-1993) и Пенкина З.В. (1897-1988).

Конец пятидесятых годов прошлого столетия ознаменовался новым этапом возрождения народных промыслов. Вновь возрождается тяга к старым русским корням, изучаются проблемы традиций русской культуры и их развития. Спрос на дымковскую игрушку значительно увеличивается, и она начинает условно подразделяться на две основных категории: выставочную и традиционную. Выставочная категория создавалась в основном с применением инноваций, с целью привлечь внимание посетителей множества художественных выставок различного уровня, начиная областными и заканчивая международными выставками. Проводились и персональные выставки мастеров. Творчество дымковских мастеров широко освещалось в прессе, привлекало внимание профессионалов и сотрудников музеев. Имена мастериц входили в историю и становились знаменитыми.

Первые поколения учениц - будущих мастериц.

Начиная с 1955 года к освоению ремесла приступают будущие мастерицы З.И. Казакова, Е.А. Смирнова и А.В. Кузьминых. Уже через три года на обучение к З.В. Пенкиной и Е.З. Кошкиной приходит целая «звездная» группа будущих искусниц: Л. С. Фаналеева, Л. А. Иванова, А. П.Печенкина, А. Ф. Попыванова, В. П. Племянникова, Н. П. Трухина, А. И. Ворожцова, Н. Н. Суханова, Г. И. Баранова, Н. П. Борнякова, В. П. Красикова. Пенкина и Кошкина приступают к обучению творческой молодежи совместно с З.Ф. Безденежныхи Никулиной Л.Н.

Спустя годы Валентина Петровна Племянникова, уже будучи признанным мастером своего дела, вспоминала, что все учителя-мастерицы поочередно менялись для того, чтобы ученицы понимали разницув «руке», то есть характер конкретной мастерицы в ее работе. Кошкина Е.З. обучала лепке курочек, барынь в капорочках, всадников, лодочников и свистулек. За этими игрушками, по свидетельству В.П. Племянниковой, так и закрепилось название «кошкинских», а все они своей дородностью, пышущим здоровьем, гладкостью, округлостью, «кошкинской» душой так и походили на мастерицу-наставницу.

Навсегда остались в памяти Л.С.Фалалеевой слова З.Ф. Пенкиной: «Девочки, ведь глина - это такой материал, оторви да брось, если много. Если мало, возьмии добавь ещё...».

Первоначально все ученицы занимались в общей комнате в Доме художников по улице Свободы, д.65.

Неоценимый вклад в сохранение и развитие промысла в эти годы внес скульптор Михаил Михайлович Кошкин (1907-1984), который являлся председателем Вятского союза художников.

Будучи художественным руководителем промысла, Е.А. Окишева (1927-2007) постоянно посещала с начинающими мастерицами местные музеи, где группа создавала целые альбомы работ, занимаясь зарисовкой творений старейших мастериц - А.А. Мезриной, Пенкиной Е.А. и Е.А. Кошкиной имногих других. Некоторые из будущих мастериц обучались в художественной студии при Кировском Доме художников.

Творчество лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

В 1967 году «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества» мастерицы З.В. Пенкина, Косс-Деньшина Е.И., Е.З. Кошкина и Коновалова О.И. были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Помимо этого, те же мастерицы были награждены большим количеством почетных грамот, дипломов и медалей. Продолжительный период времени они являлись членами худсовета промысла, занимались приемкой и оценкой изделий.

Не зря говорят, что игрушка, рожденная руками мастерицы, прошедшая сквозь ее сердце, чудесным образом напоминает ее характер и даже внешность. Это утверждение бесспорно доказано творчеством.

Взять, к примеру, изделия Евдокии Захаровны Кошкиной (1914-1993). По множеству воспоминаний мастерица была спокойной, доброй, аккуратной и уравновешенной женщиной, вот и ее работы были исполнены крепости форм и ощущения неодолимой силы. Она отдавала предпочтение традиционным сюжетам: фигуркам барынь, нянь, мужичков, животных, птиц, в образе которых, интерпретированных на свой манер, воплощала характерные для повседневной жизни Вятского края черты бытового своеобразия. Художественный язык Е.З. Кошкиной всегда был лаконичным. Рождая свои композиции, она отбрасывала вселишние детали, не прибегала к намеренному украшательству, следовала симметрии иравновесию, скрупулезно отделывала каждую фигурку в орнаменте и лепке. Цветовая гамма игрушек Е.З. Кошкиной спокойна и немного разбелена. При среднем размере игрушки этой мастерицы монументальны, им присущи симметрия и фронтальность.

Зоя Васильевна Пенкина (1897-1988) самостоятельной работой занялась с 1935 года.

В 50-е годы круг образов и сюжетов ее творчества расширяется. Обладая удивительной фантазией, Пенкина З.В. создаетсвой уникальный образ разодетой барыни с высокой прической, с разнообразнымишляпами с украшениями, в платьях с оборками, располагающихся ярусами, с бантиками и воланами. Ее дочь и соавтор В.В. Киселева точно подобранным колоритом на протяжении более чем двадцати лет подчеркивала произведениях матери то главное, что отличало их от всех прочих.

Шестидесятые и семидесятые годы минувшего века стали периодом настоящего расцвета самобытного таланта З.В. Пенкиной. Не пасуя перед трудностями, она никогда не боялась браться за новые темы и разрабатывать их всевозможные варианты. Мастерица работала быстро и помногу. Несколько наивный и жизнерадостный характер Пенкиной З.В., ее чувства, воплощались в словно оживающей под руками трепетной глине.

Дочь А.А. Мезриной, потомственная мастерица Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) сумела перенять от своей матери основы традиционных образов птиц, влюбленных парочек, наездников и барынь. Она особенно любила передавать в лепке животных (медведей,зайцев, коров, оленей) и свистулек все многообразие и широту своего истинно русского характера. Среди ее сюжетных сказочных и бытовых композиций особенно выделяются «Свадьба зверей», «Катание на лодке», «Репка», «Катание с горы», «Старик с корзинкой». Коновалова О.И. первой исполнила фигурку «Барыньки наножках». Для ее игрушек характерен небольшой размер, разнообразие в орнаменте истремление передать движение в пластике.

Жена А.И. Деньшина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (101-1979) к самостоятельной работеприступила в сороковые годы. Ее постоянные творческие поиски внесли в мир дымковского промысла много нового. Е.И. Косс-Деньшина в ходе работы над каждой игрушкой тщательно продумывала образ, как с точки зрения лепки, так и с точки зрения росписи. Подарив миру дымковской игрушки множество новых композиций исюжетов, она является автором исключительно оригинальных орнаментов изтрадиционных составляющих: точек, клеток, кругов, волнистых и прямых линий. После смерти мужа мастерица на протяжении многих лет занималась художественным руководством промысла.

Весь творческий путь мастериц, рожденные ими произведения, нашедшие свое место в музеях, и, конечноже, вся их не простая, но интересная жизнь - важны и ценный этап в развитии и сохранении традиций дымковской игрушки. Каждая мастерица - это легенда, ее образ невозможно стереть из памяти, учитывая силу значимости вклада каждой вобщее дело. Любая современная игрушечница, изучая и осваивая старинное ремесло, никогда не пропустит мимо себя творчество старших поколений мастериц. Понять сущность дымковского чуда можно только при наличии глубокого почтения к прошлому, к произведениям и судьбе предшественниц. Так будет из года в год, пока жив старинный вятский промысел.

, Палех , Русская лаковая миниатюра , другой вариант лаковой миниатюры - елочные шары ручной работы , не так давно был опубликован рассказ о Федоскинской миниатюре . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
(с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"





Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле несколько сотен лет.

, CC BY-SA 3.0

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Технология

Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

После полной просушки в течение от двух до четырнадцати дней, в зависимости от размера, и обжига при температуре до 850 градусов, игрушки покрывают водоэмульсионными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость.

Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Коллекции

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 1000 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции...

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В июне 2013 года запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России — виртуальный 3D-музей дымковской игрушки.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В статье использованы фотографии коллекции Царицинского музея народов СССР

Фотогалерея


















Трескунова Полина, 3 класс.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему: История создания и возникновения Дымковской игрушки.

Выполнила: ученица 3-го класса

Трескунова Полина

Руководитель проекта:

Пузач В. С.

Москва 2010

I . Введение

Темой моего проекта была выбрана «История создания дымковской игрушки».

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки. У барышень очень красивые и разнообразные наряды.

Чему я выбрала эту тему? Выполняя проект, мы ответим на различные вопросы о дымковской игрушке и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

II . Основная часть.

1. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе

Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

З емля Вятская упряталась в глубине материка между Нижним Новгородом

и Уралом, в восьмистах километрах от Ледовитого океана и в тысяче от Каспийского моря.
Там долгие зимы и быстротечное лето. Наверное, к ней относятся слова: край вечнозеленых помидоров. Но какая нарядная зима бывает на Вятке, какая красочная живописная осень гуляет по вятским лесам!
К лимат на Вятке не из мягких, особенно в северной части области. Больших гор нет. Красивейшие Вятские увалы - водораздел, отсюда реки веером бегут во все стороны и на север и на юг. Река Вятка протекает по многим районам области. Исток ее находится километрах в шестидесяти от истока Камы.

Набродившись по разным местам, воды двух сестер Вятки и Камы, сливаются в один могучий поток. Длина главной реки Вятки от истока до устья более тысячи километров. Ширина и глубина ее изменчивы, зависят от времени года и осадков.
Этот город носил три вполне законных собственных имени: Хлынов, Вятка, Киров. Однако слово «Вятка» и при всех иных названиях было в ходу: и когда центр наместничества назывался Хлыновом, и сейчас, когда город носит имя С.М. Кирова. Дело в том, что Вятка- название всей земли, и недаром прилагательные «вятский», «вятское», «вятская» теперь, как и встарь, в таком большом употреблении.

С амые древние города расположены на реке Вятке: Киров, Слободской, Котельнич, Орлов. Утратившие свое городское звание Шестаков, Кай и Лальск в былые времена находились на старом Сибирском пути. Во время укрепления Руси при Иване Грозном возникли города «на южном порубежье»: Яранск, Уржум, Малмыж, Кукарка (Советск), Царево-Санчурск, Нолинск.
Вятка всегда была мужицким, крестьянским краем. Мужик обходился почти без помощи города. Все, кроме соли, керосина и спичек, у него было свое, производимое собственными руками. Раньше каждый вятский мужик мог срубить баню, много было и печников, и пимокатов, умельцев сплести лапти, выточить чарушу, изладить гармонь.
Одинаково ловко орудовал крестьянин и топором, и цепом для обмолота зерна. По обилию кустарных промыслов редкая губерния могла сравниться с Вятской. Разнообразны и красочны вятские народные промыслы: кружева, резьба по дереву, изделия из капового корня, соломки, бересты. Всемирно известна глиняная расписная дымковская игрушка.
7 ноября 1934 года был создан Кировский край и чуть позже Вятка была переименована в Киров а двумя годами позже образована Кировская область.
К ировская область - один из крупных научных центров. Основные направления деятельности научно- исследовательских институтов- микробиология, гематология, создание лекарственных препаратов, разработка технологий и устройств для машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности.

Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено.

2. Технология изготовления игрушки.

1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание".

« Обеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь.

4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

3. Барыня.

Лепили мы барыню следующим образом:

Свернули блин, и получился колокол юбки для барыни.

Свернули следующие два блина и

получились голова и туловище.

Аккуратно «примазали» сан и головку.

Скатали колбаску и разделили её пополам, затем «примазали» к туловищу. Головку украсили косицами, а туловище оборками.

Украсили барыню оборками, кокошником или шляпой.


Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.


А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.


4. Свистулька.

Свистульки начали делать на праздник свистунья (свистопляска). В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, зять прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова, состоявший "при особе государя", был внезапно "удален на Вятку".
В Вятке впавшему в немилость генерал-майору довелось стать свидетелем удивительно самобытного, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь - свистуньей. Свистопляска произвела на него очень сильное впечатление. Он пространно написал о ней, как об "эпохе, торжествуемой каждый год на городских валах".
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А "остальная часть сего достопамятного дня" посвящалась увеселениям: "народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице". И "продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные".
Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения "удаленного на Вятку", но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному.
Но что же такое свистунья? Обратимся к "Вятским запискам" Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.

Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи. Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний - поминок. Ветхая часовенка развалилась.

А было вот что: "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью - в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста...
Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост - глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.
А старухи на скамейке сидят да говорят: - В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит" (Всеволод Лебедев. Вятские записки.)
Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было.

Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.

Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.

III . Заключение.

Изучив материал для данного проекта, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же любимые дымковские игрушки: барыня и свистульки, которые я сделала сама.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами. В 1919 была создана игрушечная мастерская (с 1942 – цех в ведении товарищества "Кировский художник", с 1956 – цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения ХФ РСФСР; мастера – А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, З.Ф. Безденежных, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина).

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Мой проект можно использовать на уроках живописи и внеклассного чтения. Я буду рада, если взрослые и дети прочитав мой проект, узнают много нового из истории нашего русского промысла.


Идет весна, весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

IV. Литература


1. Г.Л.Дайн "Русская игрушка"

2. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные

3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП "Вятка", 2000 год.

V . Содержание

I.Введение…………………………………………………………….стр.3

II. Основная часть

1. История создания дымковской игрушки………………………...стр.5

2. Технология изготовления игрушки………………………………стр.9

3. Барыня………………………………………………………………стр.11

4. Свистулька………………………………………………………….стр.15

III. Заключение…………………………………………………………..стр.18

IV. Литература…………………………………………………………..стр.22



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх