Экскурсии в подготовительной группе. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Экскурсия в музей мастеров. Целевая прогулка на луг

Летняя экскурсия «Разнотравье, разнотравье» для детей подготовительной к школе группы

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Травянистые растения летом).

Оборудование : коврики, панамки, рюкзачки по числу детей, мобильные мольберты, акварельные мелки, папка для гербария.

Предварительная работа

Рассматривание изображений травянистых растений на открытках или просмотр слайдов «Растения луга». Разучивание стихотворения «Разнотравье», подвижной игры «Мы венок плели». Проведение беседы «Травянистые растения». Толкование русских народных пословиц и поговорок, в которых упоминаются растения. Ознакомление детей с народными приметами, в которых упоминаются растения.

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на травянистые растения, которые им встречаются.

На месте педагог предлагает детям расстелить коврики и разместиться на тенистой лужайке.

Педагог. По дороге мы с вами увидели много разных травянистых растений, разных трав. Разные травы окружают нас сейчас. Их называют красивым русским словом «разнотравье». Слышите, из каких слов образовано слово «разнотравье»?

Дети . Из слов «разные» и «травы».

Педагог . Правильно. Вспомните стихотворение о разнотравье, которое мы выучили.

Один из детей рассказывает стихотворение.

Разнотравье

Разнотравье, разнотравье,

На полянах лето правит.

Травы свежи и не смяты.

Рядом свежая душица.

На пригорке, погляди-ка,

В красных звездочках гвоздика,

Лопуха большие листья,

У тропы — тысячелистник,

А у леса на опушке —

Пролила кукушка слезки.

Разнотравье, разнотравье...

На полянах лето правит.

Педагог . Названия каких травянистых растений прозвучали в этом стихотворении? Перечислите их.

Дети. Мята, мятлик, душица, полевая гвоздика, лопух, тысячелистник, медвежьи ушки, кукушкины слезки.

Педагог. Молодцы! Вы запомнили названия всех травянистых растений. Мы рассматривали с вами их изображения на открытках. Попробуйте найти некоторые из этих растений на поляне.

Дети расходятся по поляне и ищут знакомые растения, а потом все вместе рассматривают их и объясняют, по каким признакам нашли их. Целесообразно показать детям одно-два еще не знакомых им растения, например тимофеевку и вейник, которые часто можно встретить в городе. Можно предложить детям понюхать, как по-разному пахнут растения. Пусть аккуратно срывают, растирают пальцами и нюхают листья растений, а потом рассказывают о своих впечатлениях.

Педагог. А теперь достаньте мольберты, бумагу и мелки, выберите по одному растению, которое вам особенно понравилось, и попробуйте нарисовать его.

Дети усаживаются на коврики и рисуют. Педагог оказываем им необходимую помощь, а потом сам рисует одно из растений. Когда все закончат работу, педагог организует беседу.

Педагог. Попробуйте рассказать о растении, которое вы нарисовали. Послушайте, как я это сделаю.

Рассказ педагога

Я нарисовала травянистое растение, которое называется вейник. У вейника тонкий и достаточно прочный стебель; длинные узкие листья, снизу блестящие, а сверху шершавые; узкая раскидистая метелка. На метелке желтоватая пыльца.

Дети составляют рассказы по образцу, предложенному педагогом.

Образцы рассказов детей

A. Я нарисовал луговой клевер. У него тонкий и прочный стебель; овальные листочки, собранные по три; ярко-розовый цветок, похожий на шарик. Он приятно пахнет медом.

Б. А я нарисовала дрему белую. У нее тонкий стебель, покрытый как будто пушком; продолговатые неширокие листья; мелкие белые цветки с пятью лепестками, которые распускаются вечером.

B. Я сегодня рисовал лапчатку. У нее тонкий ползучий стебель; листья, похожие на ладошку с пальчиками; небольшие желтые цветки с пятью лепестками.

Когда все дети расскажут о своих растениях, педагог предлагает им выбрать лучший рисунок и лучший рассказ. Все аплодируют победителям. Затем по предложению педагога дети убирают рисунки, мольберты и мелки в рюкзачки. Педагог зовет детей в центр поляны и организует игру.

Игра «Мы венок плели»

Ай, люли, люли, люли,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы на луг гулять пошли,

Мы на луг гулять пошли,

На лугу венок плели.

Мы плели, плели венок,

Вился за цветком цветок:

Лютик, мак, фиалка, кашка,

Колокольчик, сныть, ромашка,

Незабудка, иван-чай.

— Кто был первым? Отвечай!

(Эти слова произносит ребенок, называвший первое растение.)

Ай, люли, люли, люли,

(Дети вновь идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы на луг гулять пошли,

(В центре круга стоит тот же водящий.)

Мы на луг гулять пошли,

На лугу венок плели.

Мы плели, плели венок,

Вился за цветком цветок:

Лютик, мак, фиалка, кашка,

Колокольчик, сныть, ромашка,

Незабудка, иван-чай.

(Останавливаются. Встают лицом в круг. Водящий указывает, кто из детей произносит первое название растения. Далее дети по одному перечисляют растения)

— Кто был пятым? Отвечай!

(Эти слова произносит водящий.)

— Колокольчик!

(Эти слова произносит ребенок, называвший пятое по счету растение.)

Ай, люли, люли, люли,

(Дети опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы на луг гулять пошли,

(В центре круга стоит водящий.)

Мы на луг гулять пошли,

На лугу венок плели.

Мы плели, плели венок,

Вился за цветком цветок:

Лютик, мак, фиалка, кашка,

Колокольчик, сныть, ромашка,

Незабудка, иван-чай.

(Останавливаются. Встают лицом в круг. Водящий указывает, кто из детей произносит первое название растения. Далее дети по одному перечисляют растения.)

— Кто седьмым был? Отвечай!

(Эти слова произносит водящий.)

— Незабудка!

(Эти слова произносит ребенок, называвший седьмое по счету растение.)

Педагог. Перечислите еще раз названия растений, прозвучавшие в игре.

Дети. Лютик, мак, фиалка, кашка, колокольчик, сныть, ромашка, незабудка, иван-чай.

Педагог. Разойдитесь по поляне и постарайтесь найти некоторые из этих растений.

Дети расходятся по поляне, ищут указанные растения. Все вместе рассматривают их еще раз. Педагог достает папку для гербария.

Педагог. А теперь давайте аккуратно соберем листики и цветки разных растений, засушим их, а потом сделаем коллаж «На лужайке летом».

Дети собирают травянистые растения, педагог укладывает их в папку, а потом организует заключительную беседу.

Педагог. Сегодня мы говорили о разных травах, о разнотравье. Вспомните пословицы, поговорки, народные приметы, в которых упоминаются травы и цветы.

Дети перечисляют известные им пословицы, поговорки, народные приметы.

Много воды — много травы.

Без росы трава не растет.

Если утром трава сухая — к ночи жди дождя.

Июль — макушка лета, середина цвета.

Хвались сеном, а не травой.

Без корня и полынь не растет.

Без матушки родной и цветки не цветно цветут.

Если летом много щавеля, зима будет теплой.

Педагог предлагает детям объяснить, как они понимают перечисленные ими пословицы и поговорки. Дети выполняют задание.

1-й ребенок . Без корня и полынь не растет. Это значит, что у человека должны быть корни — семья, родные люди.

2-й ребенок. Без матушки и цветы не цветно цветут. Это значит, что без мамы все плохо.

На этом экскурсия заканчивается. Педагог и дети возвращаются в детский сад.

рамиля муфазалова
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе

Тема «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы».

Цель: Отразить систему работы по обучению грамоте и адекватно показать знания, умения и навыки детей за год.

1. Образовательные: обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок чисел (до 10 и обратно, закрепить умение проводить звуковой анализ,умение читать простые слова, продолжить работу по развитию речи.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, желание учиться. Формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Предварительная работа: беседы, просмотр слайдовой презентации «Достопримечательности Москвы», слушание гимна Москвы, песня И. Дунаевского «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!»

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические технологии: здоровье сберегающая, компьютерная, игровая.

Виды детской деятельности: игровые, исследовательские, практические.

Индивидуальная работа: помочь при выполнении заданий.

Предполагаемый результат: дети выполнили все задания и показали прочные знания.

Материалы и оборудование: листы А4 (с заданием «Звукобуквенный анализ» карандаши: красный, синий, зеленый.); алфавит с зашифрованными животными силуэты 10 домашних животных (собака, кошка, гусь, баран, петух, кролик, лошадь, свинья, утка, корова, 3 домика. Разрезная азбука приклеенная к полу. 2 пословицы разрезанные на слова. 10 картинок с изображениями достопримечательностей Москвы. Цифры с номерами от 1 до 10. Слайдовая презентация «Достопримечательности Москвы»,песни о Москве, стихотворение В. Борисова «Москва –России краса!»

Ход образовательной деятельности.

Дети с воспитателем входят в группу здороваются с гостями.

Вводная часть:

Воспитатель: Дети давайте встанем в круг и вспомним пальчиковую гимнастику «Дружба»

Воспитатель: Ребята, сегодня на телефон я получила сообщение -приглашение посетить столицу нашей Родины город Москву. Посмотреть его достопримечательности. Вот я и думаю, стоит мне принять это бесплатное приглашение?

Воспитатель: Хорошо! Но ведь я одна не могу поехать – поедете со мной?

(Дети отвечают.) А поедем мы с вами на поезде, который быстро нас довезет до Москвы. (Дети садятся в поезд и поют: «Вот поезд наш мчится колеса стучат, а в поезде нашем много ребят. Едет поезд скрежеща: же-че-ща, же- че- ща.» (далее сопровождает песня о Москве).

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в Москву. Познакомимся с достопримечательностями и будем выполнять задания, которые нам встретятся по пути нашей экскурсии. Ребята, а как называется профессия человека, который проводит экскурсии? (Дети: экскурсовод)

Воспитатель: Правильно. Я прикрепляю бейджик с моим именем и мы начинаем экскурсию по достопримечательностям Москвы. Встаем парами и идем за мной к видео информатору. Он будет нам показывать изображения, а я буду зачитывать задания. Ребята, у видео информатора есть таймер, который будет включатся при выполнении каждого задания. Если мы не успеем по времени – наша экскурсия по достопримечательностям Москвы сразу закончится.

Основная часть:

Воспитатель: Смотрим первое изображение – это главная достопримечательность «КРЕМЛЬ». В Кремле находится правительство России. А кто главный человек государства? (Дети: Президент В. В. Путин)

Воспитатель: Правильно. А вот и задания. Проходим, садимся за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами задания и 3 карандаша (красный, синий, зеленый).

1) Задание: «Звуковой анализ слов» ГЕРБ, ГИМН, ФЛАГ.

Из чего состоят слова?

Чем отличаются буквы и звуки? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем)

Сколько букв в этом слове(4)

Сколько звуков в этом слове(4)

Сколько звуков гласных? Назовите их. (обводим красным карандашом)

Какие согласные звуки? (Герб- 3согл. «г,р,б-г смягчается звуком гласным «е»-обводим зеленым карандашом; звуки «р» и «б» синим карандашом).

(Выполнение напечатанных индивидуальных заданий). Молодцы, все справились!

Воспитатель: Задания Кремля «Звуковой анализ слов» мы выполнили. Наша экскурсия по достопримечательностям Москвы продолжается. Подходим к видео информатору встаем возле цифры.

Воспитатель: Вторая достопримечательность Москвы –«БОЛЬШОЙ ТЕАТР».

Дети: В Большом театре танцуют балерины и заслуженные народные танцевальные коллективы.

Воспитатель: Правильно! В «Большом театре» танцевали знаменитые балерины Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа, Николай Цискаридзе и многие другие. И вот наше задание: «Назвать слово (используя тему балета) на ту букву, возле которой стоишь» А сейчас задание усложняется: вы должны назвать слово на вашу букву относящееся к театру. (Затем под классическую музыку танцуем и быстро занимаем букву,то же под народную музыку, но называем элементы народного костюма или музыкального инструмента.

Воспитатель: Спасибо за напоминание! Вам нравится наша экскурсия (Дети: да) Наступило время для третьего задания встаем возле своей цыфры и ждем изображение третьей достопримечательности Москвы. Видеоинформатор показал изображение «ЦИРК НИКУЛИНА»

Воспитатель: Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при виде здания цирка?

Дети: В цирке выступают фокусники, гимнасты и дрессированные животные.

Воспитатель: Верно! А кто из вас знает кто такой Юрий Никулин? (ответы детей артист, клоун, директор цирка)

Воспитатель: Давайте пройдем за столы и приступим к выполнению задания: перед вами необычная азбука. Фокусники спрятали в ней 10 дрессированных животных. 1)Вам нужно их найти, обвести карандашом слово. 2)Разбить найденные слова на слоги. 3)Найти ударный слог» 4)Заселить животных в домики (1слог –одно окно; 2слога –два окна; 3слога – три окна).(Работают у мольберта вызванные воспитателем дети).Молодцы, ребята! С заданием фокусников вы справились!

Воспитатель: Подходим ребята к видеоинформатору встаем возле цифр и ждем изображение следующей достопримечательности «ТЕЛЕЦЕНТР ОСТАНКИНО» Дети, что вы знаете о телецентре? Какие детские передачи с участием детей вы знаете (ответы детей)

Ведущие Останкино попросили вас составить из слов два предложения по схемам,а затем прочитать их. «Золото нации – наша самая любимая передача!», «Устами младенца» дети загадывают- взрослые отгадывают.

Воспитатель: Ребята, для быстрого выполнения задания давайте разделимся на две команды и каждая составит по предложению на полу, а затем прочитает его и сравнит по схеме. Молодцы ребята!

Воспитатель: Подходим к цифрам и смотрим изображение с достопримечательностью Москвы «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЛЕРЕЯ»

Дети, что вы знаете об этой достопримечательности?

Дети: Там выставляют картины известных художников: Репина, Васнецова, Сурикова, Куинджи.

Воспитатель:Верно. Проходим за столы и послушаем задание от художников: «Реставрируйте картины известных художников. У нас очень много работы и мы без вашей помощи не успеем оформить очередную выставку. Развесьте ваши картины по порядку номера на обороте. (дети реставрируют (приклеивают часть картины и развешивают их по порядку) Молодцы, ребята правильно выполнили задание художников.

Заключительная часть: Рефлексия.

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по достопримечательностям Москвы. А как она начиналась? Понравилось вам наша экскурсия? Илюша Шимарёв приготовил нам стихотворение В. Борисова «Москва – России краса»

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных,

Людных, шумных,

Ярких самых,

Удивительных… И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой!

Воспитатель: Вот сколько экскурсий у нас впереди ребята! Я благодарю, вас за сегодняшнюю экскурсию! А теперь садимся в поезд на свои места – нас ждёт Оренбург! (песня об Оренбурге)

Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).

Оборудование : коврики, панамки, схема плетения венка.

Предварительная работа

Разучивание стихов о лете, о полевых и луговых цветах, подвижных игр «Венок», «Водичка», «Волк и зайки».

Проведение бесед «Птицы и дикие животные летом», «Растения летом», «В мире насекомых».

Прослушивание записи пения птиц.

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, как ярко светит и греет солнце, какое высокое голубое небо, какие легкие белые облака.

На месте педагог предлагает детям разместиться на тенистой лужайке и прочитать знакомые стихи о лете. Один из детей обязательно читает стихотворение С. Погореловского:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о лете, его признаках, природе летом, о жизни растений и представителей животного мира в это время года. Осмотритесь и расскажите, по каким признакам видно, что поздняя весна закончилась и наступило лето.

Дети . Солнце уже не просто пригревает, а сильно греет. Воздух горячий. Ветер теплый. Небо высокое и чистое. Все деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве много цветов: ромашек, колокольчиков, купальницы, дремы. На берегу пруда цветут калужница и незабудки.

Педагог. Вспомните и расскажите стихи о цветах.

Дети читают стихи:

Клевер

Розовый клевер цветет на лугу.

Глаз от него оторвать не могу.

Капли нектара в соцветьях дрожат.

Пчелы над клевером важно кружат.

Незабудки

Незабудки, незабудки —

Капли дождика как будто.

Распустились у пруда.

Где цветки? А где вода?

Дрема

Дремы розовый прибой

Нежно кружит нас с тобой.

Если дремы много, это

Значит — скоро будет лето.

Иван-чай

Иван-чай, иван-чай,

Возле леса не скучай.

Если ты цветешь — с утра

За малиной нам пора.

Купальница

Медовые бубенчики на солнышке качаются,

Медовые бубенчики в лучах его купаются.

Не зря цветочки эти купальницей зовут:

Пришла пора купаться, когда они цветут.

Ромашки

На лесной опушке расцвели ромашки —

Желтые макушки, белые кудряшки.

На макушках желтых капельки-росинки.

Их туман наплакал и уплыл в низинку.

Лютик

Лютик, ты не злой цветок,

Насекомым даришь сок,

Щедро делишься нектаром

И зовешься лютым даром.

Педагог предлагает детям выбрать лучшего исполнителя стихов, а потом организует игру «Венок».

Игра «Венок»

Цель — развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного праксиса.

Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.

Предварительная работа. Изготовление педагогом карточки со схемой плетения.

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть цветы, растущие вокруг, посоревноваться в составлении рассказов-описаний о них (по плану, предложенному педагогом или составленному коллективно) и выбрать самого лучшего рассказчика.

Образец рассказа о полевом цветке

Это колокольчик. Колокольчик — полевой цветок. Он цветет летом, в июне—июле. У колокольчика тонкий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, темно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, слышен тихий шорох.

Колокольчики-звоночки

Я вплету в веночек дочке.

Колокольчик — синий цвет,

Подвижная игра по мотивам русской народной игры «Прянишна»

Венок

На зеленом на лугу,

(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)

На речном на берегу

(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с венком в руке.)

Мы венок сплели

И играть пошли.

Раз, два, три,

(На слово «беги» водящий надевает венок на голову одному из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с венком на голове бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки венок.)

Педагог приглашает детей к водоему и предлагает опустить венок в воду. Можно рассказать, что обычай плести и опускать в воду венки существовал на Руси с древности. Дети опускают в воду венок.

Педагог. Опустите руки в воду. Расскажите, какая она.

Дети приседают и опускают ладони в воду.

Дети. Вода очень теплая, опускать в нее руки приятно.

Педагог. Давайте поиграем с водой, вспомним игру «Водичка», которая вам нравилась, когда вы были маленькими.

Игра «Водичка»

Раз, два, три, четыре,

(Дети садят на корточках, опустив в воду руки.)

Руки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопают в ладоши под водой.)

И побрызгаем немножко.

(Легко загребают воду ладошками.)

Из ладошки да в ладошку

(Переливают воду из ладошки в ладошку.)

Льются капельки-горошки.

После игры экскурсия продолжается. Педагог вновь приглашает детей на тенистую лужайку, где они удобно устраиваются на ковриках.

Педагог. Кого вы видели в траве и на цветах, когда рассматривали их?

Дети . Мы видели насекомых.

Педагог. Каких?

Дети. Бабочек, стрекоз, кузнечика, божью коровку, муравьев.

Педагог . Послушайте, как громко стрекочут кузнечики. О чем говорит такое громкое стрекотание?

Дети. Если кузнечики громко стрекочут, то дождя не будет.

Педагог. Какие еще насекомые предсказывают дождь?

Дети. Дождь предсказывают бабочки. Они исчезают перед дождем, прячутся в укромные сухие места и сидят там, сложив крылышки, пока не пройдет дождь. Прячутся в муравейнике перед дождем и муравьи.

Педагог. Что вы знаете об этих насекомых?

Дети . Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредителей растений. Разорять муравейники нельзя.

Педагог. Верно. Молодцы! Вы многое знаете и помните о жизни насекомых. А теперь послушайте пение птиц и сравните его с пением, которое мы слышали весной. Сделайте вывод.

Дети. Птицы поют, но уже не так активно, как весной, потому что у многих из них уже появились птенцы и птицы кормят и растят их.

Педагог. Что вы знаете о жизни птиц летом?

Дети. Ласточки прилетают к нам только на лето. Причем прилетают они последними, а улетают первыми. Питаются они только насекомыми. За лето одна ласточка съедает около миллиона насекомых. А если сложить в одну линию насекомых, которых съедает за лето стриж, то она растянется на один километр. В конце лета, перед отлетом в теплые края, все птицы линяют, меняют старые, поизносившиеся перья на новые.

Дети перечисляют названия птиц, которых они узнали. Если есть возможность, педагог организует наблюдение за одной из птиц. Дети рассматривают и описывают ее. По возвращении в детский сад можно нарисовать эту птицу с детьми или сделать коллективную аппликацию.

Педагог. А что вы знаете о жизни диких животных летом?

1-й ребенок. У белки уже подросли бельчата, которые родились ранней весной. В начале лета они начинают выбегать из гнезда, прыгать по веткам деревьев, лакомиться ягодами и грибами.

2-й ребенок. В жаркую погоду белка прячется в дупле, а полакомиться ягодами и грибами выходит только утром или вечером.

3-й ребенок. У ежа в начале лета появляются ежата. Сначала иголки у них мягкие и светлые, но ко времени выхода из гнезда они темнеют и становятся крепкими и колючими.

4-й ребенок. Лисица начинает выводить на охоту своих подросших лисят. Сначала она показывает им, как нужно ловить бабочек и жучков, потом приносит живого мышонка и пускает между лисятами, а они его ловят. Лисица учит своих детенышей быть осторожными, слушать, не бежит ли собака, не идет ли человек.

Педагог. Вы очень интересно рассказали о жизни диких животных летом. Я вами горжусь! А теперь давайте поиграем.

Игра «Волк и зайки»

На лесной лужайке

Веселятся зайки,

В травке кувыркаются,

(Дети-«зайки» свободно двигаются по полянке, прыгают, сделав «ушки» из ладошек.)

Прыгают, толкаются.

Вдруг из чащи вышел волк,

(В центр полянки выходит ребенок- «волк».)

Он в зайчатах знает толк.

Разбегайтесь кто куда,

(На слово «беда» «волк» бросается ловить «заек».)

Не случилась бы беда!

(Они убегают за линию в дальнем конце полянки.)

Педагог. Вот и заканчивается наша экскурсия. Вспомните, какие признаки лета мы с вами сегодня наблюдали.

Дети . На улице жарко. Ярко светит и греет солнце. Вода в водоемах согрелась и стала очень теплой. Уже можно купаться. Деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве цветут ромашки, колокольчики, лютики, кашка. В траве много насекомых: бабочек, жуков, стрекоз, муравьев. Слышно пение птиц, но они поют уже не так много, как пели ранней весной, потому что они выкармливают птенцов. У диких животных подросли детеныши.

Сентябрь
Целевая прогулка по улице Гастелло.
Цель : закрепить название улицы, на которой расположен детский сад, в честь кого названа улица – воспитывать чувство патриотизма у дошкольников.
Экскурсия к пешеходному переходу.
Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Целевая прогулка «Деревья осенью»
Цель: закрепление представлений детей о растительном мире ближайшего природного окружения. Закрепление представлений о сезонных явлениях в природе.
Развитие пространственных представлений. Наблюдение за рябиной: цвет, расположение плодов, их форма, кто питается плодами;учить описывать красоту дерева.
Целевая прогулка «Осень золотая»
Цель : формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Октябрь
Целевая прогулка «В гости к кроту Федоту» (посадка озимого чеснока).
Цель: формировать представление детей об овощной культуре «чеснок»; закреплять знание строения головки чеснока; условий, необходимых для жизни растения;
- научить сажать зубки чеснока в землю, работать коллективно;
- развивать познавательную активность, умение вести беседу, активизировать словарь: головка, зубчики чеснока, яровой, озимый, изводит недуг.
Экскурсия на городской рынок.
Цель: продолжать учить различать и называть овощи и фрукты; продолжать формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
Целевая прогулка «Как растения и насекомые готовятся к зиме».
Цель: сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений. Наблюдать за растениями и насекомыми, устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений осенью. Сделать выводы, почему насекомых осенью меньше.
Целевая прогулка «Птичьи хлопоты»
Цель : формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе. Познакомить с некоторыми птицами; рассмотреть их внешний вид; сравнить воробья и ворону. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Ноябрь
Целевая прогулка «Мы заботимся о птицах».
Цель : учить называть птиц, прилетающих к кормушке, различать птиц по двум-трем характерным признакам.
Целевая прогулка «Опасные места на территории детского сада в осеннее время».
Цель: учить видеть опасные места (гололед, сосульки), формировать умение объяснять природу их возникновения, осмысливать их опасность.
Экскурсия к реке.
Цель : дать детям знания о происходящих на реке изменениях (река покрыта льдом, в начале зимы лед тонкий, ходить по нему нельзя – опасно; рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок).
Экскурсия в магазин одежды.
Цель: закреплять знания предметов одежды и обуви, их признаков, назначения, материалов, различия по сезонам.

Декабрь

Цель : продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе зимой; учить обращать внимание на красоту природы; закрепить знания о жизни птиц зимой, о том, как человек может помочь им перезимовать.
Экскурсия в магазин мебели «Май».
Цель : закрепить названия предметов мебели, их назначение; продолжать знакомить с трудом взрослых, содержанием труда продавца, продолжать формировать интерес к профессии.
Целевая прогулка на кухню детского сада.
Цель : обратить внимание на части кухонной посуды и материалы, из которых она сделана.
Целевая прогулка по территории детского сада.
Цель: обратить внимание на новогодние украшения, на подготовку к Новому году; воспитывать эстетическое чувство, умение видеть прекрасное.

Январь
Экскурсия «Елочка-красавица в гости к нам пришла».
Цель: обратить внимание на праздничное убранство ёлки, на подготовку к Новому году; воспитывать эстетическое чувство, умение видеть прекрасное.
Целевая прогулка по детскому саду «Профессии в детском саду».
Цель: продолжать знакомство с профессиями людей, работающих в детском саду. Воспитывать уважение к труду.
Целевая прогулка вокруг детского сада (наблюдения за живой и неживой природой).
Цель: продолжать знакомство с различными природными явлениями (по народному календарю). Наблюдать за живой и неживой природой. Формировать знания и умение заботиться о птицах и зверях зимой (изготовление кормушек, приготовление корма для птиц).

Февраль
Целевая прогулка по 1-му этажу детского сада.
Цель: расширение представлений детей о профессиях работников детского сада, об инструментах, которые им помогают в работе.
Целевая прогулка «Зимний пейзаж».
Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа; подготовиться к рисованию зимнего пейзажа.
Целевая прогулка «Растения зимой».
Цель : способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представление о частях растения, воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.
Экскурсия в аптеку.
Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением. Дополнить знания о профессии – провизор и фармацевт, показать значимость их труда
для жителей города.

Март
Целевая прогулка «Уже повеяло весною».
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; развивать наблюдательность и любознательность, учить называть приметы весны; учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды (гололед, капель).
Целевая прогулка к берёзе «У моей России белые березки».
Цель : уточнить представления детей о том, что дерево - это растение, познакомить с основными частями дерева (корень, ствол, ветки, листья). Продолжать изучать сезонные изменения в природе летом. Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. Воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к миру природы.
Целевая прогулка «Весна - подружка солнышку»
Цель: познакомить с явлением весеннего равноденствия, рассказать о том, как на Руси отмечался этот день. Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чувства любви к Родине и родной природе.
Экскурсия по улицам родного города «Мой Арбат» .
Цель: закреплять и расширять знания детей о родном городе; уточнить знания детей о названиях улиц, пробуждать интерес к истории своего города; продолжать знакомить с достопримечательностями родного города; уточнить знания детей о функциональной принадлежности зданий; продолжать развивать умение поддерживать непринужденную беседу; воспитывать чувство хозяина своего города; учить проявлять заботу о городе; прививать любовь к своему городу.

Апрель
Целевая прогулка "В мире насекомых".
Цель : продолжать расширять знания о многообразии насекомых; учить устанавливать связь между особенностями внешнего строения и способом передвижения; знакомить с особенностями жизни насекомых в весенний период; воспитывать заботливое отношение к природе.
Целевая прогулка «Как на веточке тонюсенькой Узелок набух малюсенький».
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; развивать наблюдательность и любознательность, учить называть приметы весны; наблюдать за почками и распускающимися листочками (сравнить: у одних деревьев молодые листочки покрыты клейким веществом, у других – пушком).
Целевая прогулка «Ветер, ветер, ты могуч!»
Цель : уточнить и расширить знания о разнообразии живой природы, природном явлении ветре, причинах его возникновения, влиянии на жизнь растительных организмов, человека.
Целевая прогулка к клумбе «Пробуждение цветов».
Цель: уточнить и расширить знания о растительном мире (о цветах), об особенностях жизни растений в весенний период, напомнить фазы роста и развития растений, какие условия необходимы для нормального роста и развития; закрепить названия садовых цветов; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы.

Май
Экскурсия к памятникам Вов.
Цель: формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать представления о героизме. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Учить детей заботиться о дорогих народу памятных местах.
Целевая прогулка «Темное царство»
Цель: продолжать формировать умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями природы; выявлять зависимость почвы от погодных условий; вырабатывать умения связно излагать свои мысли.
Целевая прогулка на огород «Огородная страна всяким всячеством полна»
Цель: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии овощных культур; провести наблюдения за молодыми всходами; рассказать о значимости ухаживания за культурными растениями; воспитывать интерес к растениям.
Целевая прогулка «Весенние ароматы».
Цель : продолжать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы; углублять представления об окружающем мире; приучать высказывать свои впечатления, выбирать эпитеты; обратить внимание на запахи, которые выделяют растения; воспитывать любознательность.

Жук Лариса Николаевна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»

Г.Муравленко

Пояснительная записка

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий), но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Тематический план экскурсий.

Тема экскурсии

Сроки проведения

«Путешествие по городу»

познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

сентябрь,

«Магазин».

Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;

сентябрь

«Аптека».

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;

«Библиотека».

познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

Проведение экскурсий

1 этап – осенний цикл (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Воспитатель раскрывает размещение объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта).

Рассказ воспитателя, раскрывающий назначение объектов наблюдения, смысл специальных терминов.

Закрепление полученных представлений. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ детей и различные творческие работы и игры: рисунки, аппликации, развлечения, викторины.

2 этап - весенний цикл (март, апрель, май)

На повторных экскурсиях дети сами могут вести группу по маршруту в сопровождении взрослых. Известно, что дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является важным условием для формирования навыков самоорганизации познавательной деятельности, развития связной диалогической и монологической речи в процессе проигрывания роли экскурсовода – гида. Дети с удовольствием рассказывают о достопримечательностях родного города.

Примерная структура экскурсий .

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии

¨ дорога к объекту

¨ рассматривание внешнего вида объекта

¨ повторение и знакомство с правилами культуры поведения

¨ рассказ воспитателя

¨ проблемные вопросы

¨ подведение итогов

(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)

Условия эффективности экскурсий:

¨ учет возрастных особенностей детей;

¨ благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

¨ непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

¨ естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города

¨ продвижение от опыта к знанию.

¨ обязательное соблюдение мер безопасности.

Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.

Наш опыт может быть творчески использован воспитателями детских садов и поможет им разработать новые экскурсии, путешествия с дошкольниками в своем районе.

Экскурсия «Путешествие по городу»

Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.

Предварительная беседа:

Скажите, пожайлуста вы любите совершать прогулки по улицам нашего города?

¨ Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)

¨ Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существуют адрес?

¨ Какие улицы нашего города вы знаете? Назовите свой адрес.

С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий города, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход. Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего города.

¨ Как называется центральная улица города Муравленко?

По ходу следования к центральной улице города воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения. («Сейчас мы идем прямо по улице Пионерской, затем поворачиваем направо и попадаем на улицу Ленина», «Что вы видите справа от нас, слева, впереди и т.д.?»)

На, какие части делится улица?

Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.

¨ Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?

Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.

¨ Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)

¨ Какие деревья посажены на улице?

¨ Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

Тротуар – это пешеходная часть улицы.

¨ Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).

¨ А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).

Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

¨ На какой свет мы будем переходить дорогу?

¨ Вспомните правила поведения пешеходов на улице?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья. (С.Михалков.)

На нашем пути встречается много магазинов.

¨ Какие магазины вы видите справа от нас, слева? (Наталка, Золотая орхидея, Визит, Тройка, и др.).

¨ Кто работает в магазине?

Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора.

Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.

Наше путешествие продолжается.

¨ Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека?

¨ Что мы в ней приобретаем? Зачем нужны в городе аптеки? Кто работает в аптеке? Давайте заглянем туда.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии.

¨ Какие здания встретились сегодня на нашем пути?

¨ Какие бывают дома?

¨ Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?

¨ Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.

Экскурсия. «Магазин».

Программное содержание: Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Предварительная беседа.

  • Как называется наш детский сад?
  • Какой адрес нашего детского сада?

Вокруг д/сада расположены разные дома. В каком-то из них живете вы. Есть и другие здания, в которых люди не живут, но они нам всем очень нужны. Такие здания называются общественными.

Какие общественные здания находятся рядом с нашим детским садом? (мечеть, школа, магазины).

  • Для чего нужны такие здания?
  • Как следует вести себя в общественных местах?

Ход экскурсии.

Сегодня цель нашей экскурсии – познакомиться с общественным зданием, куда каждый день приходят люди нашего города. Мы посетим с вами близлежайший магазин. Вы уже знакомы с некоторыми магазинами нашего города, которые располагаются на центральной улице. Давайте вспомним:

¨ Вы часто с родителями ходите в магазины?

¨ Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

¨ Кто работает в магазине?

¨ Зачем люди строят магазины?

Магазины бывают разные: продуктовые, промтоварные, хозяйственные, овощные.

¨ Какие магазины находятся рядом с нашим детским садом?

¨ Как называется магазин, куда вы с родителями ходите чаще всего?

По ходу следования к объекту наблюдения (магазину) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения.

Остановка: магазин (названный детьми как наиболее известный).

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть здание магазина (цвет, вывеска, двери). Следует обратить особое внимание на порядок возле магазина. Наличие урны для мусора. Зачем?

¨ Кто приводит в порядок территорию возле магазина?

¨ Давайте вспомним правила поведения в общественном месте:

разговаривать тихо, вежливо;

ходить, спокойно, не толкаясь,

соблюдать порядок,

товар смотреть, не трогая руками.

Сегодня в магазине мы не будем ничего покупать. Мы поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры:

1. Внимательно слушать воспитателя.

2.Запомнить все, что увидите.

3. Рассказать о том, что видели и запомнили после того, как мы выйдем из магазина. Вы сами сможете определить самого внимательного ребенка нашей группы.

Рассказ воспитателя (в магазине) .

Это магазин продуктовый, так как в нем продают продукты.

В магазине несколько отделов. В одном продают овощи, соки, фрукты, в другом – конфеты, сахар, печенье, чай, в третьем – молочные продукты, колбасные изделия, рыбную продукцию. В каждом отделе свой продавец. Продавец – это профессия человека, который предлагает нам товар, показывает его, меняет товар на деньги.

Как вы думаете легко работать продавцом? На самом деле есть специальные учебные заведения, где учат работать продавцами: ведь хороший продавец должен знать очень много. Он не просто стоит за прилавком и продает нужную нам вещь – хороший продавец должен знать все о качестве и свойствах того товара, который продает, чтобы дать полезные советы людям, которые хотят купить предлагаемый товар. Продавец должен уметь хорошо считать, чтобы правильно давать сдачу, пользоваться микрокалькулятором, кассой, пробивать чеки.

¨ Как называют людей, которые покупают товар? (Покупателями).

Давайте рассмотрим витрину с набором товара.

¨ Что вы видите на витрине?

Большой выбор разных вкусных и полезных продуктов. Каждый продукт имеет свою цену. Некоторые продукты можно взвешивать, некоторые продаются поштучно.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и больших, в банках разной емкости, в бутылках, брикеты с полуфабрикатами, хлеб: белый, черный, маленький и большой («кирпичиком», круглый, продолговатый).

Просит детей внимательно понаблюдать за покупателями и продавцами: покупатель выбирает нужный продукт, вежливо просит продавца показать и продать необходимое количество товара, продавец выполняет просьбы покупателей, вежливо задает вопросы, помогающие купить нужный продукт в необходимом количестве.

¨ Откуда берутся продукты в магазине? (привозят со склада).

¨ Кто еще кроме продавцов работает в магазине? Что, по вашему, они делают?

Заведующий магазином или директор. Это главный продавец, который отвечает за общий порядок, за культурой обслуживания, следит, чтобы в магазине был большой выбор товаров.

Грузчики, которые подвозят товар со склада, помогают разгрузить продукты, размещают их в подсобных помещениях.

Фасовщики взвешивают и раскладывают товар в пакеты или в сетки в большом или малом количестве.

Уборщицы и дворники, которые следят за чистотой и порядком на территории магазина и близлежащем участке.

Вот как много людей работает в магазине и все они заботятся о нас с вами, чтобы у нас было все, что нужно для жизни.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в магазине, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Магазин», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Экскурсия «Аптека».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать любовь к своему родному городу.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы. Посещение медпункта детского сада. Беседа с медсестрой:

¨ Для чего в детском саду медпункт?

¨ Кто в нем работает?

¨ Какую помощь оказывают детям медицинские работники?

¨ Какие лекарства есть в медпункте детского сада?

¨ Для чего они нужны?

Ход экскурсии.

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним общественным зданием, которое называется аптекой. Что это за здание и почему оно нам необходимо – на эти вопросы мы сможем ответить в ходе экскурсии.

По ходу следования к объекту наблюдения (аптеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

¨ Что это за учреждение впереди нас? – Аптека.

¨ Как вы узнали, что это аптека?

Прежде, чем зайти в аптеку дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Войдем в аптеку.

¨ Что вы видите внутри помещения? (витрины, продавцов).

¨ Какой товар продается в аптеке? (лекарства).

Значит аптека – это магазин, в котором жители города могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства. А продавцов в аптеках называют фармацевты, это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при разных заболеваниях. Ошибки не допускаются, так как это может повредить здоровью человека.

¨ Давайте посмотрим, какие же лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки?

В отделах можно приобрести вату, бинты, йод, витамины, травы, кремы, мази, средства гигиены и некоторые лекарства, которые могут помочь людям в экстренных случаях (при головной боли, кашле, общем недомогании).

Внимание детей обращается на разнообразие и упаковку медикаментов: есть таблетки – как они выглядят? А порошки? Микстура? Ампулы?

Есть лекарства, которые отпускаются без рецепта, но есть и такие, которые отпускаются только по рецептам.

¨ Что такое рецепт? Кому и кем он выдается?

Давайте рассмотрим его внимательно. В рецепте указана фамилия больного – значит, не любому, кто захочет купить данное лекарство, а только этому человеку прописывает врач необходимый медикамент. Название лекарства и какие – то цифры указывают на то, как его правильно принимать людям. Каждое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому – две таблетки, кому – одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт – это не просто бумажка, это - документ! Без подписи и печати врача данное лекарство отпускаться не будет.

¨ А зачем здесь касса? Лекарства покупают (обменивают на деньги), значит, как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое аптека? – Учреждение, где продают и покупают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

¨ А аптечка? Вы слышали такое название? Чем отличаются аптека и аптечка?

Нам с вами часто приходится путешествовать. И не всегда на пути можно встретить настоящую аптеку. А в дороге всякое случается: разболится голова или живот, поранились или нечаянно соринка в глаз попала. Как же помочь в таких случаях? Для оказания первой помощи необходимо всегда с собой в длительную дорогу брать набор нужных, самых основных медикаментов. Такой набор лекарств называют аптечкой. В каждой семье обязательно есть своя аптечка - набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе, в любом транспорте должна быть аптечка.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в аптеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Аптека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Экскурсия «Библиотека».

Программное: содержание: познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснений к ним.

Рассказ воспитателя: Немного из истории библиотек...

Давным- давно, когда ещё не было бумаги, люди хотели передавать свои знания другим. Информацию – слова и условные знаки записывали на чем придётся: они высекались на камне в виде значков (иероглифов), позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусах – специально подготовленном материале, сделанном из многолетнего растения такого же названия. А в России письменные сообщения писали на пергаменте, на березовой коре, на обработанной тонкой коже. Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки и папирусы и пергаменты. Создавались первые учреждения, где хранились древние рукописи. Позже эти учреждения стали называть библиотеками. Со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди, научились делать бумагу и печатать книги. Человека, который пишет книги, называют писателем. Писатели писали о том, что видели, слышали. Сочиняли стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле.

¨ Где мы можем увидеть, приобрести или взять во временное пользование книги?

(в магазине купить, в библиотеке)

Библиотеки бывают для взрослых и детей. Есть специальные библиотеки, где собраны книги для слепых, в которых они «читают» книги пальцами.

В нашем городе есть разные библиотеки: семейного чтения, студенческие, школьные и детская. Сегодня мы отправимся в путешествие в библиотеку, которая называется «Детская библиотека». Как вы думаете почему?

По ходу следования к объекту наблюдения (библиотеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения (повернем направо, налево, пройдем немного вперед, что осталось позади нас). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

Обращая внимание детей на здание, вывеску, порядок на территории, воспитатель инициирует ответы детей с использованием пространственных предлогов (над, за, перед, около, вокруг, из – за, под и т.д.)

Прежде, чем зайти в библиотеку дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Мы с вами подошли к зданию.

¨ Кто знает, что за здание справа от нас?

¨ Кто был в библиотеке?

¨ Как вы думаете, что там внутри?

¨ Чем отличается библиотека от книжного магазина?

¨ Зачем нам нужны библиотеки?

В библиотеке:

Основные отделы библиотеки.

Работники библиотеки собирают книги в библиотеку, делая специальные заказы в книжные магазины, принимают от населения художественную литературу. Книжный фонд детской библиотеки создается с таким расчетом, чтобы дети – читатели смогли найти ответ на любой интересующий их вопрос:

Как летать с Земли до звезд?

Как поймать лису за хвост?

Как из камня сделать пар?

В детской библиотеке вы найдете книги для любого ребенка: с яркими иллюстрациями для самых маленьких, познавательные пособия для подростков по математике, географии, истории, энциклопедии, словари и замечательную художественную литературу известных русских, советских и зарубежных авторов.

Первая остановка – АБОНЕМЕНТ.

В абонементе на книжных стеллажах и полках, доступных читателям, можно выбрать любую книгу. Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, которые отделяют литературу разных наук, тем и авторов друг от друга.

Вторая остановка – КАТАЛОГ.

В небольших ящичках собраны карточки. Их ровно столько, сколько книг в библиотеке. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги; ее название; фамилию художника, который делал рисунки и фотографии к данной книге. Здесь же указан город, где была напечатана книга, год издания, количество страниц.

Карточки расположены в строгом порядке, как и книги на полках в соответствие с разделом. Найти нужную книгу вам поможет БИБЛИОТЕКАРЬ.

¨ Давайте подумаем, каким должен быть человек, который работает библиотекарем? (много читать, любить и беречь книги, знать разных авторов – писателей, уметь интересно рассказывать о прочитанном)

¨ Для чего в библиотеке нужен такой работник? (следит за порядком, выдает читателям книги для домашнего чтения, аккуратно ведет учет всех книг в библиотеке)

Остановка – ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенных в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую – то информацию из истории нашего города, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.

ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

¨ Можно обратиться к работникам библиотеки с любым вопросом, с просьбой помочь выбрать нужную литературу.

¨ Аккуратно обращаться с библиотечными книгами;

¨ Вовремя возвращать книгу в библиотеку, дата и сроки для домашнего чтения указываются библиотекарем в специальной карточке (формуляре читателя и на обложке книги)

¨ Подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в библиотеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Библиотека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Литература

Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

Быковский В.А. Есть город на Ямале – Муравленко. – Екатеринбург: Издательство «Екатеринбург», 1999.

Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга: Изд-во «Адель», 1997.

Планы занятий по программе «Развитие» для детского сада. – М.: УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 1999.

Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»», 2010

Программно-методическое пособие «Развитие +» - НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие» 2012.

Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.

Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000969 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111163

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх