Общее определение подросткового возраста. Этот не простой подростковый возраст

Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по-разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.

Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков.

По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.

На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет.

Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей, формирование грудной клетки.

На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков - мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение, поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.

К пятому этапу, в 15-17 лет (16-17 лет у мальчиков, 15-16 - у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18-34 месяца раньше, чем мальчики.

Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З. Фрейду. Возраст 12-15 лет - это период пубертата (лат. pubertas - половая зрелость), т. е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям. Вступление в генитальную стадию сопровождается биохимическими и физиологическими изменениями в организме. В результате этих изменений усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. Иначе говоря, на этой стадии требуется наиболее полное удовлетворение сексуального инстинкта. Предпочтение подростками своих сверстников, по мнению Фрейда, свидетельствует о гомосексуальных тенденциях их поведения. Формируется генитальный характер - зрелость и ответственность в социально-сексуальных отношениях.

Суждения о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является спорным. Ж.-Ж. Руссо и Стэнли Холл, а также этой точки зрения придерживался Л. С. Выготский, подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Л. Ф. Обухова определяет как «взрыв развития», знаменующими конец одного его этапа и начало следующего, сопряженного с определенными внутренними и внешними трудностями (конфликтами).

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется нам самым острым, ярким и самым продолжительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе (первая фаза подросткового возраста - 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста - 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности).

Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, неизменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность, и т. п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и пр.), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Конечно, и внешние условия - особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы, - имеют здесь большое значение, но не они являются решающими.

Точно так же не является сам по себе решающим и фактор биологического созревания, которому до сих пор "еще некоторыми психологами придается преувеличенное значение. Нельзя отрицать, конечно, что перестройка организма, в том числе и быстро наступающие соматические изменения, не имеет отношения к кризису подросткового возраста. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность и пр., а быстрое возмужание усиливает ощущение своей "взрослости" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность - половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустрировать подростка итем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Несостоятельными являются и все теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка, исходя из каких-либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо; они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований. А.Н.Леонтьев утверждал, что никакое развитие невыводимо непосредственно из того, что составляет лишь его предпосылки. Развитие, согласно его точке зрения, надо исследовать как процесс "самодвижения", в котором "его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся его собственные моменты".

Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализировано то центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс подросткового возраста, природу происходящего здесь кризиса и его феноменологию.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином "самоопределение". С точки зрения самосознания субъекта он характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего.

Можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте:

Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:

необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности;

постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: агрессивность способность творческий подросток

развитием способности к абстрактному мышлению

расширением временной перспективы.

Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

освобождение от родительской опеки;

постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов;

осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Также, взрослость может проявляться как в фактах особой дружбы и внутренней близости с родителями, так и в наличии эмансипации от взрослых, в развитии опосредствованного, даже рационалистического поведения со взрослыми у многих детей. Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. <…>Взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. <…>Взрослость во внешнем облике и манере поведения - результат прямого подражания подростков взрослым и выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают "взрослую манеру" ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить.

Чувство взрослости - особая форма самосознания как социального сознания. В этой особой форме самосознание уже обладает содержанием и функциями, свойственными его развитой форме: во-первых, оно социально по своему содержанию, во-вторых, интерполирует поведение подростка, оценки им себя и других.

Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из этого перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В этом смысле в истории психического развития подростка господствует строгая иерархия. Различные функции (внимание, память, восприятие, воля, мышление) не развиваются рядом друг с другом, как пучок веток, поставленных в один сосуд; они не развиваются даже как связанные между собой общим стволом различные ветки единого дерева. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий.

Наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление, мышление в понятиях. Подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и осмысливает ее в понятиях, т. е. для него в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление. Он упорядочивает видимую действительность, не соотнося ее с прежде установленными комплексами, а с помощью выработанных в мышлении понятий. Категориальное восприятие возникает только в переходном возрасте. Аналогичные изменения обнаруживает в переходном возрасте и память подростка.

Если у ребенка интеллект - это функция памяти, то у подростка память - функция интеллекта. Но рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания - память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания со стороны ее состава, строения, способов деятельности. Дальнейший путь ее развития изменяется коренным образом.

Элементарная функция внимания, как она проявляется в наиболее чистом виде в раннем детстве, входит в качестве подчиненной инстанции в новый сложный синтез с интеллектуальными процессами. Внимание интеллектуализируется, как и память, и если для детского возраста наиболее характерно отношение зависимости мышления от внимания, то сейчас, по правильному указанию

В подростковом возрасте вновь происходит резкое возрастание индивидуальных различий. На этот раз в отличие от младшего школьного возраста эти различия относятся к развитию самостоятельного мышления детей, активности в постановке исследовательских вопросов и поиске их решения. В дальнейшем, у взрослых, они сохраняются. Это позволяет рассматривать период от 11 до 14 лет как сензитивный для формирования самостоятельного, творческого мышления.

Любознательность подростков в значительной мере не находит своего удовлетворения в школе, в результате чего почва для развития творческой активности учащихся все более истощается. Если в дошкольном детстве и даже младшем школьном возрасте мы могли говорить об опережающем значении диалога "ребенок-взрослый" в развитии любознательности и творческой активности ребенка, то в дальнейшем можно говорить, скорее, о-"тормозящем" значении системы обучения.

Сохранение и развитие творческой активности в этом возрасте возможны при обращении к подлинно диалогическим формам обучения. Организация дискуссий, проблемного диалога, затрагивающего познавательные запросы подростков, позволит в значительной мере избежать снижения интереса к учению. Конечно же, это требует не только мастерства педагога, но и определенного пересмотра содержания учебных программ. Тем не менее, обращение учителя "лицом" к познавательным запросам учащихся, знание их потребностей и стремлений позволят существенно улучшить условия обучения, открыть дорогу для преобразования исследовательской активности в творческую.

Развитие креативности проходит как минимум две фазы:

  • 1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа, по данным ряда авторов, наступает в 3-5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).
  • 2. Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления).

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

этап от 10–11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания,деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период развития детей от 11-12 до 15-16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся ср ступени общеобразоват.школы (уч-ся 5-9-х кл). П. в. наз. также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. До 17-18 вв П. в. не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после к-рого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в совр. условиях неск годами раньше, чем в прошлом, в то время как психол. и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. По уровню и характеру психич. развития П. в. - типичная эпоха детства С др. стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчеркивая, что подросток уже не маленький ребенок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато разл. осложнениями в межличностных отношениях, к-рые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста Поэтому П. в. иногда называют «трудным», «критическим».

На протяжении всего 20 в ведется теоретич. спор о роли биол.и социальных моментов в возникновении явлений критич. развития в П. в Проблема биол.фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биол.зрелости, развертывается процесс полового созревания За этим стоят процессы мор-фологич.и физиол. перестройки организма, наиб. интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 15-15 лет у мальчиков (при этом возможны индивидуальные вариации) За счет акселерации физич. развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Специфич. моментами физич. развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубер-татный скачок в росте) Увеличение массы мышц и мышечной силы идет наиб. интенсивно в конце периода полового созревания Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности (завершение этого процесса находится за пределами П. в.). Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологич. формы (напр., дисморфофобия - наиб. типичное именно для П. в. хронич. состояние неудовлетворенности своим внеш. обликом). Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащенное сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутр. секреции приводят к нек-рым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, к-рые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Половое созревание и сдвиги в физич. развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психол. образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др. полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Существ, анатомо-физиол. изменения в организме подростка долгое время служили основой разл. теорий о биол. обусловленности особенностей П. в. и свойственных ему кризисных явлений в развитии. Такое представление - т. н. биоге-нетич. универсализм - было заложено Г. С. Холлом и 3. Фрейдом, к-рые считали комплекс специфич. особенностей П. в. явлением неизбежным и универсальным в силу его биол. природы. Теории биогенетич. универсализма были опровергнуты амер. антропологами и этнографами, изучавшими т. н. примитивные культуры. М. Мид, к-рая изучала подростков Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в П. в. и показала их социальную, а не биол. обусловленность. Она обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости у подростков Самоа и описала условия жизни, особенности воспитания и отношения детей с окружающими. Было доказано, что конкретными социальными обстоятельствами жизни ребенка определяется длительность П. в. (напр., у нек-рых племен он ограничен неск. месяцами); наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; характер самого перехода от детства к взрослости. Амер. этнограф Р. Бенедикт выделила на основе обобщения этнографич. материалов 2 типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, к-рые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует при расхождении в существующих нормах и требованиях к детям и взрослым (Бенедикт и Мид считали его характерным для совр. амер. общества и стран с высоким пром. развитием). В таких условиях переход к взрослости идет с внеш. и внутр. конфликтами и имеет специфич. результат - неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости. К. Левин продолжил анализ положения подростка в совр. обществе и рассмотрел конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения в обществе группы детей и группы взрослых, их нек-рых прав и привилегий. Он констатировал разделенность этих групп и считал, что в П. в. происходит смена принадлежности к группе. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться нек-рыми их привилегиями, к-рых нет у детей. Однако взрослыми он еще не принят и поэтому оказывается в положении между группами. Степень трудности и наличие конфликтов Левин ставит в зависимость от социальных моментов - резкости разграничения в обществе группы детей и группы взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между группами. Идеи Левина о «неприкаянности» подростка развиваются Дж. С. Коулменом и др. заруб. психологами, к-рые говорят о существовании особой «субкультуры» подростков, т.е. о наличии общества подростков в обществе взрослых.

Долгое время содержание развития подростка описывалось в терминах, обобщенных в понятии «кризис развития», подчеркивавшего негативные аспекты этого возраста. Это понятие и сегодня используется не только в заруб., но и в отеч. возрастной психологии, но трактуется по-разному. Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорга-нич. и социального как осн. особенностей и осн. противоречий П. в. Им поставлена проблема выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснение социальной ситуации развития. Центральным и специфич. новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфич. направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфич. социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, к-рые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Во множестве норм, правил, ограничений и особой «морали послушания», к-рая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребенка многое из доступного взрослому еще запретно. В детстве ребенок овладевает нормами и требованиями, к-рые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие - с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к нек-рым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в к-рых наиб. зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Для нравств. развития в П. в. характерно формирование нравств. убеждений, к-рыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении и к-рые формируются под влиянием окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе уч.-воспитат. работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравств. идеалы подростков.

Процесс становления личности в П. в. сложен и противоречив. «Кодекс морали» подростка (и обусловленное им поведение) нередко отличается своеобразием и противоречит нек-рым принятым в обществе нормам и принципам.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутр. мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психол. качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психич. жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Умственное развитие в П. в. тесно связано с изменением характера и форм уч. деятельности. Серьезная и многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Переход к систематич. изучению основ наук ведет к систематизации знаний, к установлению связи знаний одной области со знаниями из других областей, с практикой жизни. Все это влияет на характер познавательной деятельности в П. в. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетич. восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное организованное восприятие начинает занимать все большее место в умственной деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для П. в. характерно интенсивное развитие произвольной логич. памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Особенности П. в. требуют очень внимательного воспитат. подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего положения: в П. в. дети изменяются; эти изменения еще не дают основания считать подростков взрослыми, но требуют иного подхода к ним, чем к мл. школьникам. Не следует подавлять естеств. стремления подростка к самостоятельности. Предъявление подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, к-рому необходимо придавать более тактичные формы, в частности устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона.

Лит.: Выготский Л. С., Педология подростка, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Кру-тецкий В. А., Лукин Н. С., Психология подростка, M.; Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, М., 1967; Маркова А. К., Психология обучения подростка, М., 1975; Подросток. Проблемы воспитания детей в семье, пер. с венг., М., 1977; Фельдштейн Д. И., Психология воспитания подростка, М., 1978; Алемас-кин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; Мир детства. Подросток, под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1982; Колесов Д. В., Мягков И. Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, М., 1986; Психология совр. подростка, под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1987; Guardo G. I., The adolescent as individual: issues and insights, N. Y., 1975; Coleman J. C., The nature of adolescence, L.-N. Y., 1980. В. А. Крутецкий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальная ситуация развития

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими .

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;

«доминанта дали» - установка на большие масштабы;

«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному .

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

1) освобождение от родительской опеки;

2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

Подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

» ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);

Взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

Интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) .

Ведущая деятельность

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями» .

В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее

Психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества .

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте.

2. Характеристика новообразований в подростковом возрасте.

3. Развитие психических процессов.

4. Развитие личности подростка.

5. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особенность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

3. Проведите исследование межличностных взаимоотношений в коллективе школьного класса:

А) используя методы наблюдения и беседы;

Б) используя метод социометрии. Проанализируйте полученные данные.

4. Заполните пробелы.

Кризис личности подростка связан с________ изменениями __________созреванием, поиском___________ среди других, потерей

5. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину.

Выберите правильный ответ:

А) учебная;

Б) общественно-полезная;

В) интимно-личные отношения; « г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет.

6. Центральным новообразованием подросткового возраста считается:

А)становление самосознания;

Б) становление системы мотивов;

В) профессиональное самоопределение;

Г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет.

7. Проведите опрос подростков по выявлению индивидуальных качеств личности.

8. Изучите темперамент, акцентуации характера подростка в период педагогической практики (психологического практикума). Дайте советы по взаимодействию с учетом преобладающего типа темперамента и акцентуации характера (см. Диагностические методики).

9. Проведите методику «Рисунок несуществующего животного» с целью изучения личности подростка.

10. Составьте психологический портрет современного подростка.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх