Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе национальных традиций православных праздников. Программа по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

Аннотация к учебно-методическому комплекту по основам православной культуры «Возрождение» для детей дошкольного возраста, разработанного воспитателем МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Лопандиной Надеждой Павловной.

Учебно-методический комплект «Возрождение» содержит программу, методические разработки, рабочую тетрадь – раскраску.

В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организации непосредственно образовательной деятельности. Основная цель - духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа. Духовно – нравственное развитие осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных, развивающих задач.

Задачи программы:

Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

Во второй части содержатся конспекты непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии с учебной программой. В структуру содержательной части учебного курса входит знакомство с православными праздниками, жизнью святых; приобщение дошкольников к народной мудрости; усвоение нравственных православных ценностей.

Данный курс разработан для детей старшего возраста. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования – 1 час в неделю.

Рабочая тетрадь – раскраска соответствует содержанию программы по основам православной культуры «Возрождение».

Пояснительная записка.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – всё это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых испытаний.

Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе… Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евгений. Духовность как ответственность).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.

формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этническое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Народная культура – неиссякаемый источник нравственности, духовности, творчества, помогавший России выстоять во все времена. Общение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания.

В силу сложившихся исторических условий в нашей стране существуют различные подходы к организации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно – нравстенного воспитания.

Цель и задачи учебной программы:

Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

Задачи программы:

Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста; имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом из двух лет обучения, углубляясь в связи с возрастными особенностями детей.

Первое направление – знакомство с православными праздниками.

Второе направление – показ воплощения нравственного идеала православия на примере жития святых.

Третье направление – поучительное чтение и беседы.

В работе используются разные виды деятельности:

Дидактические игры,

Чтение художественной литературы (авторской и народной),

Знакомство с произведениями искусства,

Изобразительная деятельность,

Использование музыкальных произведений,

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. В непосредственно образовательной деятельности предусматривается работа с тетрадью – раскраской «Родники души».

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

I часть.

Программа курса «Основы православной культуры».

Состояние духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении.

1.1. Основные понятия духовно-нравственного воспитания.

Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, богоугодной, благочестивой жизнью. Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живёт. По словам философа И. А. Ильина: «Человек не может творить культуру, не чувствуя себя предстоящим именно тому, что он должен осуществить в своём культурном творчестве. «Творящий» без верховного Начала, без идеала, перед которым он преклоняется, не творит, произвольничает, «балуется», тешит себя или просто безобразничает!.. Человек же, который «ничему не преклоняется», обманывает сам себя, - ибо на самом деле он поклоняется себе самому и служит своей бездуховной и противодуховной похоти…

«Человек, как духовное существо, всегда ищет лучшего, - писал И.А. Ильин, - ибо некий таинственный голос зовёт».

«Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - пишет Т.И. Петракова.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс развития духовной сферы человека, организованного внутреннего и внешнего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка с целью её развития.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает результат – это целостное формирование духовно-нравственной личности ребенка.

1.2. Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Организация духовно нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.

02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ. МО РФ разработано Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16).

1.3. Принципы организации содержания духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся:

Принцип исторического соответствия религиозным традициям России,

Принцип культуросообразности,

Принцип личностно – ценностного соответствия,

Принцип содержательных обобщений.

1.4. Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не только цикл непосредственно образовательной деятельности, а содержание, связанное с православным церковным календарем и его праздниками. Целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка подчинены темы для рисования, аппликации, подбор художественных произведений и сказок, для игр-драматизаций.

Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).

1. Мир вокруг нас.

2. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.

3. Храм – дом Божий.

4. Православные праздники.

5. Родные святые.

6. Заповеди Божии.

7. Дерево добра.

8. Святыни моего города (края).

Особенность организации непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, заключается в том, что занятия проходят в деятельности. Обязательной частью непосредственно образовательной деятельности является чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и анализ музыкальных произведений, диалоги с детьми. Непосредственно образовательная деятельность предполагает различные виды художественной деятельности: рисование (раскрашивание), аппликации, ручной труд (изготовление подарков).

Раздел «Мир вокруг нас» сообщает о рукотворном и нерукотворном мире, о Боге, о днях творения, о человеке и его жизни, о бережном отношении ко всему живому.

Раздел «Жизнь Иисуса Христа и Богородицы» знакомит детей с главными православными праздниками, связанными с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Богородицы.

Раздел «Храм – дом Божий» дает знания о храме и его внутреннем и внешнем устройстве, значением храма в жизни человека.

Раздел «Православные праздники» вводит детей дошкольного возраста в православный календарь, знакомит с православными народными традициями.

Раздел «Родные святые» предоставляет Жития родных святых: Святых Веры, Надежды, Любы и Софии, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, святой Екатерины и Варвары, Святителя Николая и других святых, как образцами любви, послушания, трудолюбия, честности, доброты, милосердия.

Раздел «Заповеди Божии» знакомит детей с нравственными правилами жизни.

Раздел «Дерево добра» включает непосредственно образовательную деятельность, построенную на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения), которые учат детей различать добро и зло, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи такой деятельности: научить ребенка видеть в себе движения к добру, а не ко злу; научить различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести; формировать христианское отношение к ближним.

Тематика непосредственно образовательной деятельности: «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Совесть», «Милосердие», «Сочувствие», «Трудолюбие» «Прощение», «Скромность», «Добрые слова и добрые дела», «Книги – наши друзья».

Раздел «Святыни моего города» предлагают детям познакомиться со святыми местами малой Родины.

1.5. Ожидаемые результаты.

Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:

1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психоэмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности к самовыраженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои поступки и дела.

1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

1.7. Преемственность детского сада и школы.

Понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности – игровой, как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени – опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности - учебной, как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.

Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

Цель взаимодействия:

1. Создание на территории «Детский сад – начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.

2. Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.

3. Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школы.

4. Создание единой стратегии в работе с родителями.

5. Обеспечение профессионального роста педагогов.

1.8. Осуществление внешних связей:

С культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, детско – юношеский центр, детская районная библиотека, станция юных натуралистов, районный дом культуры, Дом ремесел);

С научно – методическими учреждениями;

Организация совместных мероприятий.

Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Она также может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы:

1. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. М., 2005.

2. Библия.

3. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

4. Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Нижний Новгород, 2002.

5. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. М., 2004.

6. Книга о Пресвятой Богородице. М. 2002.

7. Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.

8. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.

9. Рождество. Альманах. Январь. «Планета» 2000, «Малыш» 2001.

10. Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.

11. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 2002.

12. Харитонова ОК. Основы Православной культуры в первом классе. М., 2002.

Полную версию работы можно скачать .

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директорапо ВРР ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Абинскийсоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

М.М.Шевлякова

Е.М.Пунгина

«______» ___________________ 2017 г.

«_____» ____________________2017 г.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию несовершеннолетних 5 - 8 лет

«Восхождение»

Разработчик:

Завгородняя Анастасия Олеговна

Воспитатель

Абинский р-н, ст. Холмская

Пояснительная записка

… «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма, включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Цели: - Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.

Задачи:

Дидактические задачи.

    Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

    Развивать активное культурное сознание и волю для практической реализации нравственных норм и правил.

    Способствовать развитию речевых навыков:

Умение правильно формулировать и излагать свои мысли,

Отстаивать свою точку зрения,

Находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах;

    Развивать умение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи.

    Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными сведениями из различных областей знаний, искусства, философии, краеведения.

Воспитательные задачи.

    Формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

    Формировать в сознании детей патриотические ценности: любовь к своей семье, родному дому.

    Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

    Формировать у детей уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

    Формировать интерес к своей родословной.

    Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.

    Формировать основы морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Методика и технология реализации:

Для повышения эффективности восприятия материала программа дополнительного образования реализуется в 3 этапа (14 часов).

1. Диагностический этап (1 час).

2.Коррекционный этап, представленный 3 блоками (12 часов):

- «Уроки доброты» (4 часа).

- «Я – и мир вокруг меня» (4 часа).

- «Православные праздники» (4 часа).

Каждый из блоков представляет собой цикл занятий. Общий объем занятий по 3 блокам – 24 занятия. Занятия проводятся по 30 минут. Каждое из занятий может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе других общеразвивающих программ.

3.Контрольно-оценочный этап (1 час).

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания занятий.

Целевая группа : несовершеннолетние в возрасте 5 - 8 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Форма обучения: групповые занятия.

Режим занятий: 2 раза в неделю по одному аудиторному занятию в день.

Занятия поводятся регулярно, для того чтобы знания, умения и навыки успели сформироваться и закрепиться у дошкольников.

Состав исполнителей: воспитатель, имеющий среднее профессиональное образование, образовательный ценз подтверждается документом государственного образца о соответствующем уровне образования.

Критерии эффективности общеразвивающей программы:

    занятия адаптированы к конкретной культурной среде;

    рассчитаны на непрерывное обучение в течение всего срока реабилитации несовершеннолетнего;

    используются различные методы работы;

    все участники информированы о целях, задачах и формах работы;

    занятия и процесс обучения постоянно подвергаются экспертизе.

По окончании цикла занятий дети дошкольного младшего школьного возраста должны:

    Иметь представления об окружающем мире, ???отношение к действительности и почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

    Иметь доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

    Иметь представления об основах экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

    Научиться уважительно, относиться к родителям, осознанно, заботливо относиться к старшим и младшим.

    Иметь представления о духовных и нравственных качествах личности ребенка.

    Приобрести активное культурное сознание и волю для практической реализации нравственных норм и правил.

    Приобрести основы морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения : учебное помещение, мольберт, телевизор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, цветная бумага).

I . Диагностический этап (1ч)

Первичная диагностика нравственной оценки, диагностика этики поведения (Приложение №1).

II .Коррекционный этап (12 ч)

1 блок «Уроки доброты» (4 ч)

1.1. Волшебные слова

Беседа «Что такое вежливость и вежливые слова?». Игра «Приветствие». Чтение стихотворения «Простите». Чтение отрывка из стихотворения «Добрые слова». Чтение стихотворения «Поссорились». Игра «Догадайся». Физминутка. Игра «В кругу волшебных слов». Пословицы. Игра «Вежливо – невежливо».

1.2. Доброе слово – что лучик света

Упражнение «Барометр настроения». Диалог – презентация «Страна Вежливости». Проблемная ситуация «Для чего говорят «Спасибо?». Чтение рассказа «Спасибо» В. А. Сухомлинского. Упражнение «Драгоценность». Ролевая игра «Мы волшебники». Подвижная игра «Пожалуйста». Игра «Хоровод».

1.3. Ежели вы вежливы

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе». Игра «Не сердись, улыбнись!». Чтение и разбор стихотворений, с использованием вежливых слов. Игра «Хлопки». Игра с мячом «Вежливые слова».

1.4. Путешествие в страну Вежливости

Станция «Улица волшебных слов». Станция «Парк сказок». Игра «Вежливо – невежливо». Станция «Тупик вредных советов». Станция «Улица Театральная». Станция «Оранжерея Добрых дел».

1.5. Учимся уважать старших

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка». Народные пословицы об уважительном отношении к старшим. Просмотр мультфильма «Алешины сказки».

1.6. Уроки доброты для дошколят

Путешествие в сказку «Муравей и голубка». Беседа по сказке. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Доброта». Путешествие в парк «Доброта». Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…». Рисунок «Солнце доброты».

1.7. Учимся прощать

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Обсуждение рассказа. Физминутка. Групповое пение «День рождения кота Леопольда». Сюрпризный момент.

1.8. Что такое хорошо и что такое плохо?

Составляем слово из букв. Упражнение «Добро и зло в сказках». Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Игра «Коробочка добра». Физминутка. Игра «Дополни пословицу». Правила жизни добрых детей. Игра «Круг доброты».

    блок «Я – и мир вокруг меня» (4 ч)

2.1. Имя – великое сокровище

Появление гостя – Бабушка – Загадушка. История русских имен. Прослушивание песни «Было у матушки 12 дочерей». Дети передают платок и рассказывают об имени. Кроссворд «Имена».Пословицы об именах.

2.2. Именины

История праздника «Именины». Рассказ о великомученице Татьяне. Задание от Буратино. Физминутка. Монгольская игра. Игра от Мальвины.

2.3. Дом, в котором я живу»

Упражнение «Волшебные шарики». Игра «Помогите птичке». Работа с демонстрационным материалом «Семья». Подвижная игра «Птички». Аппликация модульная обрывная «Дом, в котором я живу». Рефлексия.

2.4. Путешествие в прошлое. Русская изба

Рассказ о быте русской семьи. Беседа Матушки с гостями из «будущего». Рассказ о печи. Д.и. «Предметы быта: древность и современность». Народная игра «Ворота». Народные приметы. Изготовление макета города.

      Моя малая Родина – Кубань

Прослушивание песни «Ой-да, Краснодарский край». Беседа о злаковых культурах. Физминутка «Я по травке на лугу». Игра «Море волнуется».

      Наша Родина – Россия

Песня «Гляжу в озера синие». Стихотворение Ю. Друнина «О России». Государственные символы. Флаг. Стихотворение «Наш трехцветный флаг» Смирнова. Герб. Стихотворение «Герб России». Песня «У моей России». Гимн. Песня «Росиночка – Россия».

      Русские народные праздники на Руси

История России. Картины: Храм, с другой стороны - русская изба, берёза. Сцены из жизни русского народа. Рассказ о празднике Рождество. Игра «Колечко». Картина «Народные гуляния на Масленицу». Рассказ о празднике Масленица. Песня «Блины». Рассказ о празднике Пасха. Стихотворение «Христос Воскрес». Выставка яиц. Чаепитие.

      Мир профессий

Появляется Фея Трудолюбия. Сервировка стола. Стирка салфеток. Игра «Клубочки». Игра «Чудо-сад».

    блок «Православные праздники»

3.1. День ангела

Появление Ангела. Хоровод «Каравай». Стихи для именинников. Физминутка. Песня «День рождения». Танец «Ангелочки». Чаепитие.

3.2. Добро и зло в Библии

Беседа о добре и зле. Беседа о жадности. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Беседа с детьми по содержанию рассказа. Игра «Закончи пословицу». Игра «Ручеек».

3.3. Рождество Христово

Загадка о празднике Рождество Христово. Стихотворение Рождество. Песня «Рождество». Песня «Яркая звездочка». История празднования праздника в разных странах. «Колядки». Игры со снежками и колокольчиками. Стихотворение «Рождественское». Чтение «Рождественская сказка». Песня «Что Бог обещал».

3.4. Крещение Господне

История праздника. Показ иллюстраций «Крещение Господне», «Купель». Игра «Продолжи правильно». Приметы.

3.5. Пасха

Показ иллюстраций храма, картинки пасхи, разукрашенное пасхальное яйцо. История праздника. Показ картинки с пасхальными яйцами. Работа по рисованию пасхальных яиц. Выставка рисунков.

3.6. Святая Троица

Рассказ о празднике Троица. Берёзовые загадки. Рассказ о русалках. Хоровод «Во поле березка стояла».

3.7. Спас Медовый, Яблочный, Ореховый

Стихи, пословицы и загадки про Ореховый, Медовый и Яблочный спас. Хоровод «Ах, вы сени». Игра «Пчелки». Игра «Угости друга яблочком». Игра «Набери корзинку яблок». Песня «Моя Россия».

3.8. Сретение Господне

III . Контрольно – оценочный этап (1 ч)

Итоговая диагностика нравственной оценки, диагностика этики поведения (Приложение №1).

Список литературы

Основная

      Божественная Литургия. – Издание Церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово, 2008.

      Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина».

      Дмитриев Д. Делу – время. Рассказы о близнецах. М.: Приход храма Святаго духа Сошествия, 2009.

      Ермилов Г. Ключи от неба. – М.: Отчий дом, 2009.

      Никифоров-Волгин В. А. Серебряная метель. – М.: Отчий дом, 2009.

      Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Ерёмина, Г.В. Емельянова и др.; Под общ.ред. Е.И. Якубовской. – СПб.: СПбАППО, 2005.

      Чарская Л. А. Галина правда. Сказки. – М.: Добрые книжки, 2008.

      Шангина И.И. Русские девушки. – СПб.: Азбука-классика, 2008.

Дополнительная

    Ганаго Б. Неземные мысли. Сборник рассказов. – Минск, Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2010.

    Ганаго Б. Детям о душе. Сборник рассказов. – Минск, Белорусская православная церковь, 2008.

    Ганаго Б. Детям о слове. Сборник рассказов. – Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2003.

    Ганаго Б. Детям о вере. Сборник рассказов. – Минск, Белорусская православная церковь, 2008.

    Ганаго. Детям о молитве. Сборник рассказов. – Минск, Белорусская православная, 2008.

    Ганаго Б. Помыслы сердца. Сборник рассказов. – Минск, белорусская православная церковь, 2007.

    Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».

Татьяна Пахомкова
Программа духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы - крепче наше будущее»

ПРОГРАММА

духовно - нравственного

воспитания воспитанников МБДОУ

"Вознесенский детский сад № 5" .

Наименование программы ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

"Крепче мы - крепче наше будущее "

Основание для разработки Современная концепция о "Духовно- нравственном

программы воспитании детей "

Основные разработчики

программы Методический совет МБДОУ "Вознесенский детский

Управляющий совет учреждения.

Цель программы 1 . Создание условий :

для формирования у дошкольников

ценностных ориентиров и нравственных норм ,

основанных на культурно- исторических и духовно-

нравственных , патриотических и общечеловеческих

принципов.

2. Для более тесного сотрудничества семьи и

детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, детский сад и ребенок.

Задачи программы Сохранение исторической преемственности

поколений, развитие национальной культуры,

воспитание бережного отношения к историческому

и культурному наследию России,

формирование духовно- нравственных качеств

воспитанников .

Оценка социальных - формирование ценностных ориентиров духовно-

последствий реализации нравственной личности ;

программы - повышение воспитательного потенциала семьи ;

Совершенствование скоординированной системы

деятельности семьи и детского сада

по физическому, патриотическому и нравственному

воспитанию детей .

Критерии выполнения - совершенствование методов духовно-

программы нравственного и семейного воспитания ;

Сроки программы - 2013 - 2018 годы .

Организация контроля

за исполнением - администрация МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5"

программы

Пояснительная записка

Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка .

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная : он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений , тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания , как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка.

Программа "Духовно- нравственного воспитания " предусматривает - воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.

Планирование духовно- нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада . Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания . Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного , духовно богатого , способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Актуальность

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания . Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения . Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно- нравственного и правового долга .

Под духовно- нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно- нравственных ценностей .

Духовно- нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса . Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно- нравственного воспитания дошкольников МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5". Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у дошкольников высоких духовно- нравственных качеств .

Нормативно-правовые документы.

" Закон РФ "Об образовании"1992г. №3266-1

" Конституция Российской федерации

" Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

" Декларация прав и свобод человека

" Конвенция о правах ребёнка

" Устав детского сада

Этапы реализации Программы

" I этап - начальный (2013г/ 2014.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности

" II этап - практический (2014/2017 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников , социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности.

" III этап - обобщающе-результативный (2017/2018 гг.)

Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно- нравственного воспитания дошкольников .

Цели и задачи Программы

Цель программы .

1. создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов дошкольника .

3. Гармоничное духовно- нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи :

" Воспитание чувства патриотизма , активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства.

" Формирование духовно- нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

" Изучение культурных и духовно- нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

" Физическое развитие дошкольников , формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

" Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно- нравственном воспитании детей .

" формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

" создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника .

" Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Принципы Программы

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса .

3. Принцип сотрудничества.

4. Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированный подход.

6. Возрастной подход .

Программа соответствует специфике среднего и старшего возраста детей , и способствует :

" духовному и личностному росту детей ;

" развитию творческого и логического мышления;

" развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

" обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

" развитию способности к самопознанию, формированию положительной "я - концепции".

Задачи воспитания :

" Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели : любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои .

" Пробудить все силы, присущие человеку : физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

" Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

" Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.

" Сформировать культуру общения.

" Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

" Приобщить воспитанников к национальной и мировой культуре.

Направления воспитательной работы :

1. Социализация. Воспитанник и детский сад

Цель и задачи :

Формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Воспитание сознательного отношения к познанию всего интересного и полезного, развитие познавательной активности;

Просветительская работа с дошкольниками и их родителями через воспитательные мероприятия .

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

2. Семейное воспитание . Моя семья и мой детский сад.

Цель раздела : психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышение воспитательного воздействия семьи ; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина , любящего своих родителей.

Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей сына - мужа.

3. Учебно-познавательное и физическое.

" Мои знания.

Цель и задачи : расширение кругозора : создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала дошкольников ; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

" Моё здоровье.

Цель и задачи : Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья дошкольников .

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах. Ребёнок и спорт - главная наша цель.

4. Экологическое воспитание . Мы и наша природа.

Цели : воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического , нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

5. Патриотическое воспитание . Мы - защитники нашего Отечества .

Цели : пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно- нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.

Предполагаемым результатом

данной духовно- нравственной воспитательной программы является :

Для воспитателя . 1. Формирование у детей навыков самостоятельности : самоанализа, самооценки.

Это необходимо воспитанникам при переходе в начальное школьное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом детского сада.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности : познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная .

В общении воспитателя с детьми должны реализовываться следующие правила :

" умение выслушивать его до конца;

" не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

" открытость и доступность.

Отношения воспитателя и воспитанника строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты. Для дошкольника .

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно- нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор . Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том , что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно- нравственного воспитания , детский сад - центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Дошкольники должны быть :

" дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

" обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

" самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

" способны к изменению самих себя.

Виды и формы воспитывающей деятельности :

1. Лекция; (для родителей)

2. Беседа; (для детей и родителей )

3. Час общения; (для родителей и детей )

4. Ролевые игры; (для детей )

5. Диспуты; (для родителей)

6. "Мозговой штурм"; (для родителей)

7. Занятия творчеством (для детей и родителей )

8. Собрания; (для родителей)

9. Экскурсии (для детей )

Мероприятия : (в течении года)

1. Семинары (для родителей)

2. Конкурсы, (для детей )

3. КВН (для родителей)

4. Викторины (для родителей)

5. Экскурсии (для детей )

6. Акции, проекты (для родителей)

7. Туристические слеты (для детей и родителей )

8. Круглые столы (для родителей)

9. Диспуты (для родителей)

10. Исследовательская деятельность. (для детей )

11. Конференции (для родителей)

Традиционные мероприятия в детском саду (в течение года)

" День Знаний

" Эстетическое шоу "По стране вежливых слов"

" Юбилей детского сада

" День Матери

" Праздник Новогодней ёлки

" Проект "Я открываю свой талант!"

" Спортивный праздник

" Праздник Здоровья "Папа, мама, я - здоровая семья"

" Праздники и мероприятия "Служу отечеству"

" Зарничка-смотр "Парад военной песни"

" Конкурс инсценированной сказки

" Праздник "Здравствуй, лето!"

" Праздник "Звездный дождь"

" Вознесенские звездочки (конкурс детского творчества)

" Проектная деятельность

" Экологические походы.

" Фольклорные праздники.

" Театральные постановки.

" Создание краеведческого музея "История нашего детского сада "

Диагностика :

Изучение особенностей дошкольников , понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики :

1. Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольников :

" общие сведения;

" способности;

" темперамент;

" тип личности в общении;

" самооценка;

" успешность в деятельности;

" уровень воспитанности .

2. Изучение межличностных отношений :

" социометрия;

" социально-психологический климат в группе;

" общие сведения;

" способности;

" темперамент;

" тип личности в общении;

" самооценка;

" успешность в деятельности;

" уровень воспитанности .

3. Формы диагностики :

" анкетирование;

" тестирование;

" наблюдение;

Работа с родителями.

Взаимодействие воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями :

" анкетирование

" консультации

" родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, экскурсий, родителей и детей .

Литература

1. Закон об образовании1992г. №3266-1

2. Конституция Российской федерации (Ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета. 1990.

5. Т. В. Волкова "Наука быть человеком" Волгоград, 2008.

6. М. А. Андрианов "Философия для детей " Минск, 2003.

7. Н. Е. Щуркова Тест. "Размышления о жизненном опыте". Москва,1991.

8. Е. Н. Степанов " Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения". Москва, 1991.

9. Ляхов И. И. Проектная деятельность. М. 1996.

Паспорт программы

Наименование Программы

«Откроем в сердце двери»

Основание для разработки Программы

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 27.10. 2011 № 2562.

Основные разработчики Программы

Педагог-организатор Куликова Ирина Петровна

Основная цель Программы

Основные задачи Программы

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на учебный год.

Структура программы

пояснительная записка;

цель, задачи;

перспективный план;

мониторинг качества реализации Программы;

литература.

Инновационная деятельность.

Исполнители Программы

Администрация МДОУ «Д/С №21 «Гнёздышко»

Педагогический коллектив МДОУ «Д/С №21 «Гнёздышко»

Воспитанники МДОУ «Д/С №21 «Гнёздышко».

Ожидаемые результаты Программы

Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Пояснительная записка.

Не нашли к сердцу дверей, вот и получайте зверей.

Иоанн Кронштадский.

В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальная потребность в познании мира;

2) соц. потребность – жить, действовать для других.

Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.

Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В программе по духовно – нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, концерты).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Программа составлена для детей старшей группы. Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в образовательных областях:труд,познание, музыка и как дополнение к любой программе к разделу «Социально – нравственное развитие».

Программа строится на принципах:

Культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

Принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты.

Принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Цель :

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи:

Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Содержание программы.

Первый раздел программы «Познай себя» вводит дошкольников в самопознание. Они осмысливают и понимают самих себя, вырабатывают умения выражать свои эмоции, сопоставлять личные черты характера и воспитание в себе доброжелательности и сочувствия. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие дошкольниками нравственных ценностей через игровую деятельность. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки этикетного поведения будут способствовать формированию у дошкольников доброты. Чуткости, доброжелательности. Поскольку духовно – нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный раздел включает развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств. Основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать), умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умение настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; развитию социальной активности. Методические приемы направлены на формирование и развитие умений детей любить друг друга, прощать, проявлять снисходительность, терпимость, благородство. В результате совместной творческой работы дети научаться видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, подражать хорошим манерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.

Содержание второго раздела программы «Познай окружающий мир» ориентировано на формирование ориентации дошкольников на духовно – нравственные ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания. В программе данного раздела предусмотрено приобщение дошкольников к казачьему фольклору, обращаясь к народности, к казачеству, дети через православные праздники, народную песню, сказку, игру знакомятся с понятиями: вера, надежда, любовь. Высокой ступенью духовно – нравственного развития личности – принятие детьми традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного села. Через семью, друзей, окружающую среду и социальное окружение наполняются понятия «семья, род, народ». Казачество и православие не отделимы, вот почему казачья народная культура – одна из форм воспитания духовно – нравственной личности. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Раздел включает как теоретический блок, так и практический. Система духовно – нравственного воспитания детей строиться через приобщения их к культурному наследию своего народа. Из теоретического блока, посвященных общечеловеческим ценностям, дошкольники узнают об обязанностях уважать право другого человека на жизнь, знакомятся с символикой, как государственной, так и малой родины – Раздольное, достопримечательностями родного края. Этот опыт поможет детям научиться жить в гармонии с собой и окружающем миром, сохранять и укреплять свое здоровье, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Эмоциональная насыщенность занятий обеспечивается использованием практического блока – экскурсий, проведение различных праздников. «Подлинные встречи» с культурным наследием села помогут раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые оценки и суждения.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

Система организованных образовательных областей (познание, музыкальное развитие, изобразительное творчество) ;

Работа вне занятий (беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми);

Массовые театрализованные праздники и развлечения.

Учебные занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 25 минут. Количество занятий в год – 9.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаемдетям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

чтенияпедагогом рассказовоб иконах православных праздников;

наблюдений;

показа сказок (детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по селу, целевых прогулок в храм «Успения пресвятой Богородицы» села Раздольного;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

разбора житейских ситуаций;

проведения тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздников;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Принцип духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания – построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила – «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям региона).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями

Сентябрь

Составление календаря дней рождений и именин. Праздник осенних именинников

Цель: формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия; развивать монологическую и диалогическую речь; учить радовать друг друга и радоваться задругих, дать представления о роли в жизни человека Ангела-Хранителя и святого небесного покровителя; познакомить детей с традицией празднования именин.

Вечерние посиделки с родителями «На Воздвиженье первая барыня – капуста»

Цель: закреплять знания детей о православном празднике Воздвиженье; познакомить, с казачьим обычаем делать заготовки на зиму из капусты, с подвижными играми; развивать ловкость, быстроту, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; расширять словарь, упражнять в образовании прилагательных от существительных, развивать речевое дыхание и голос; воспитывать интерес к казачьему быту, взаимопомощь,упражнять детей в совместном творчестве с родителями с различным природным материалом (яблоко, груша); формировать желание к творческому труду; развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение; обогащать словарь прилагательными; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к природе.

Тема

Праздник «Осенины»

Цель: продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к народной музыке и устному народному творчеству; создавать условия для развития индивидуальных способностей детей; закрепить знания детей о характерных признаках осени родного края; развивать общую и мелкую моторику, воспитывать уважение к культуре нашего народа.

Беседа с родителями «Покров Пресвятой Богородицы»

Цель: учить понимать связь душевных переживаний человека с явлениями и состоянием природы – Божьего мира; формировать эстетический вкус и любовьк художественному слову; развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею; развивать способность создавать художественные образы в творческих работах; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и длительность речевого выдоха, совершенствовать навык ведения диалога; воспитывать у родителей и детей любовь к Родине и родной природе, продолжать учить использовать природный, бросовый материал при изготовлении поделок, закрепить знания об особенностях этого материала, развивать фантазию; развивать мелкую моторику, расширять словарь, упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; воспитывать желание сделать совместную поделку для близкого человека, друга.

Ноябрь

Тема

Занятие «Народные промыслы»

Цель: познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; активизировать словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными; воспитывать любовь и бережное отношение к казачьей культуре и традициям русского народа.

Развлечение для матерей «День Матери»

Цель: развивать духовно – нравственный потенциала дошкольников; упражнять в подборе однородных определений к существительному, продолжать развивать общую и мелкую моторику, память, внимание; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

Тема

Творческая мастерская «Добрый Ангел»

Цель: учить детей создавать образ ангела по образцу, сделанному воспитателем, добиваться выразительности в образе, развивать способность видеть в реальных событиях духовный смысл; упражнять в подборе синонимов, в составлении разных типов предложений; продолжать развивать образные представления, воображение.закреплять представления детей о творении мира Богом; содействовать формированию и уточнению представлений детей о мире невидимом – ангельском, о связи мира невидимого и видимого мира; активизировать словарь детей; развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать навык ведения диалога.

Праздник совместно с родителями «Новый год»

Цель: вызывать эмоционально – положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью; продолжать развивать речевое дыхание; воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями, приучать активно, участвовать в подготовке и проведении праздников.

Январь

Тема

Творческая мастерская – Изготовление вертепного театра

Цель : способствовать эстетическому и этическому развитию ребенка, развитию интеллектуального потенциала; активизировать словарь детей; продолжать развивать воображение, мелкую моторику. : закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих канону Рождества Христова; познакомить с понятием «Сочельник» – день перед Рождеством Христовым; продолжать рассматривать иллюстрации в книгах на тему Рождество Христово; упражнять в составлении предложений разного типа и описательных рассказов; уточнить понятие «Святки»; вспомнить знакомые колядки.

Праздник «Рождество Христово»

Цель: познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадоватьблизких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, выразительность речи.

Февраль

Март

Тема

Развлечение «Масленицу встречаем»

Цель: закрепить собирательный образ весенних примет; развивать любознательность и активность в познании окружающего мира; упражнять в образовании новых слов; активно употреблять предлоги; воспитывать умение видеть и различать красивое, стремление участвовать в творческой деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх