Программы раннего развития малышей. Методика раннего развития ребенка: обзор существующих систем. Плавание с грудничком

Методики раннего развития

47921

сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития - методики марии монтессори, николая зайцева, екатерины и сергея железновых, глена домана и его последователя - андрея маниченко и т.д. современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… однако справиться с обилием всей информации непросто. к тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином "раннее развитие". в данном случае - это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: (п.в.тюленев), "математика с пеленок" (а.а. маниченко), (масару ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. сразу оговоримся - идеальной методики развития не существует! потому что все родители разные, и все дети разные. то, что нравится и подходит одним - совершенно не радует и не подходит другим. более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии "западающих" направлений. так, например, у большинства методик не затрагивается развитие (а, как известно, движение - это жизнь) и , которая наряду с в дошкольном периоде является ведущей.

развивающая среда марии монтессори
это
принцип: следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
что нужно? развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным марией монтессори. потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
как заниматься. ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. все материалы должны находиться в свободном доступе. ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. например, он подходит к "розовой башне". если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с "розовой башней". после завершения игры пособие убирается ребенком на место. взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. например, ребенок увлекся . это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. и внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
пробелы. в системе не предусмотрено , и . нет места
как можно адаптировать. развивающая среда - это всегда хорошо. и не обязательно заполнять её только монтессори-материалами - подойдут любые развивающие игрушки. хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести - они действительно уникальны и интересны. ещё вариант - посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по марии монтессори.

карточки домана-маниченко
эту разработал американский врач-нейрофизиолог глен доман. а российский педагог-психолог андрей александрович маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
принцип: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
что нужно? цель занятий по доману - познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). доман предлагает , на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
как заниматься. несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. при этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. каждый раз подборка карточек должна обновляться (доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
пробелы. система домана-маниченко - одна из самых спорных систем раннего развития.
предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. задача малыша - познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь - через тактильные каналы. методика же домана-маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за "раннее обучение", которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
как можно адаптировать. можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте "умница" появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

игры и упражнения сесиль лупан
последовательница метода глена домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
принцип: обучение должно приносить радость малышу и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.
направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
что нужно? считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
она разработала , направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «поверь в своё дитя». книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить "репертуар" занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
как можно адаптировать. сесиль лупан сама дает совет на этот счет: "нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого". золотые слова!

кубики зайцева
принцип: ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. склад - это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па - 3 склада, э-к-ра-н - 4 склада).
направления: .
что нужно? нужно купить (они все разные - по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. и заниматься. для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). он сразу будет учиться пропевать склад. пропевать - потому что "обучаться чтению с пением гораздо эффективнее". и ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
пробелы. в школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со "складов" на "слоги".
кому подходит. высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
как можно адаптировать. ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. хотя кубики зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по . только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

динамические кубики евгения чаплыгина
- последователь методики зайцева. он разработал , с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. в наборе намного меньше кубиков (20 штук - 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте зайцева. двойные кубики чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое , направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
"кубики" и "домино" рекомендованы для детей от трех лет.
в настоящий момент чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики андрею маниченко (компании "умница").

музыкальные диски железновых
екатерина и сергей железновы разработали методику раннего музыкального развития . в репертуаре железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

сказочные игры воскобовича
вячеслав воскобович разработал - конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
самые известные игры – «геоконт», «квадрат воскобовича», "волшебная восьмерка" (изучаем цифры), "конструктор букв" (изучаем буквы"), "складушки" (учимся читать).
игры воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
игры воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. одной игры вашему ребенку хватит надолго. так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

развивающие игры никитиных
борис и елена никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. надо сказать, что в советское время произвела фурор. хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о "первопроходцах".
борисом никитиным был придуман , направленных на развитие творчества и логического мышления. также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых - не показывать, как надо. малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
самые популярные игры никитина: "рамки и вкладыши", "сложи квадрат", и другие. играть в эти игры можно всей семьей. получите массу положительных эмоций.

логические блоки дьенеша
- это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. в наборе блоков дьенеша имеются методические указания с примерами игр. в дополнение можно приобрести , логические блоки дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. блоки дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

цветные счетные палочки кюизенера
палочки кюизенера – , в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

комплекты «школа семи гномов»
"школа семи гномов" - это от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. в зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
что нужно? нужно заниматься со своим ребенком по пособиям "школы семи гномов". в каждой книге шсг имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. задания в пособиях "школа семи гномов" продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
как заниматься. в этом вам помогут разноцветные гномики. вместе с самым младшим фиолетовым гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. дальше за дело возьмется синий гномик. годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. голубой гномик - позанимается с 2-3-летним ребенком, зеленый гномик - 3-4-летним, желтый гномик - 4-5-летним, оранжевый гномик - 5-6-летним, красный гномик - 6-7-летним.
кому подходит. всем детям и всем родителям. "школа семи гномов" активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
как можно адаптировать. книги шсг можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. задания в книгах целесообразно дополнять "живыми" играми и занятиями.

Материал к занятию.

Большинство способностей человека формируется в раннем детстве. Известно установленный факт, что каждый ребенок с рождения обладает большим интеллектуальным потенциалом. Поэтому важно, чтобы ребенок получал и усваивал новые знания как можно раньше, поскольку это поможет ему развить определенные способности в себе, тем самым облегчит в будущем жизнь и учебу.

Однако, к сожалению, заложенный потенциал ребенок использует не полностью, а только небольшую его часть. Почему так происходит? Все очень просто, мы, родители, используем устаревшие методики воспитания. Многие ученые и психологи утверждают, что большинство детей в силах использовать данный им природный потенциал и достигать высоких результатов, которые раньше считали бы феноменальными.

Большинство педагогов считают, что учить детей легче с 3-4 –летнего возраста, чем семилетних. Научные исследования доказали, что обучение эффективно осуществлять во время роста мозга человека, то есть в раннем детстве. Раннее обучение детей и является основой всех методик раннего развития детей, существующих на сегодняшний день.

Каждый родитель должен ознакомиться с каждой из методик и выбрать подходящую. Вопрос выбора методики достаточно важен для родителей, поскольку методик развития много и каждая по-своему эффективна. Гениями не рождаются, ими становятся. Объединяя лучшее из каждой методики и применяя это на практике, можно раскрыть возможности, которые заложены самой природой в нашем малыше, всесторонне развить и подготовить его к взрослой жизни. Рассмотрим суть наиболее распространенных методик раннего развития детей.

Методика раннего развития Глена Домана.
Самой противоречивой и самой обсуждаемой методикой раннего развития детей является методика Глена Домана. Свое начало данная методика берет в 40-х годах прошлого столетия, когда военный врач, американец по происхождению, Глен Доман стал лечить детей с тяжелыми травмами мозга. Таких детей обучали чтению с помощью карточек, на которых большими красными буквами были написаны разные слова. Одновременно с показом карточек произносились и слова, написанные на них. Данные уроки были весьма короткими, 5-10 секунд, но таких подходов в день было несколько десятков. Результатом такого способа обучения стало то, что парализованные дети понемногу начали двигаться, а затем ползать, ходить и бегать, как это происходит с обычными здоровыми детьми. Поэтому Глен Доман сделал простой, но одновременно гениальный вывод, что постоянное стимулирование зрения способствует общей активизации деятельности мозга.

После этого Доман начал применять свою методику и к здоровым детям. Методика основана на применении карточек для показа ребенку с раннего возраста, практически с рождения. Кстати, карточки предъявляются с информацией по различным областям – это карточки с точками для счета, написанные красными крупными буквами слова для чтения, картинки с изображением животных, научных деятелей, природных явлений и т.д. Данные карточки сам Доман называл «битами информации». Карточки в течение дня постоянно показываются ребенку на несколько секунд. Сам Доман очень верил в свою методику и считал, что она воспитывает гениев. Да и многие педагоги, и психологи были согласны с ним в том, что зрительные впечатления очень важны для новорожденных.

Однако данная методика, как и всё в нашем мире, имеет свои недостатки. Она не дает полноценного развития детям. Существенным ее недостатком является пассивность ребенка, поскольку активной работой занято только его зрение. А малыши, это известно всем, любят трогать интересующий его объект руками и «пробовать все на вкус». А когда начнет говорить, то разных вопросов не избежать, что в методике Домана не приветствуется, поскольку малыш должен сидеть и внимательно смотреть и слушать. Доман все время сравнивает мозг человека с совершенным компьютером, для успешной работы которого необходима загрузка хорошей базы данных. Однако живой ребенок – это не компьютер, ему мало знать цифры и факты, ему необходимо правильно уметь их анализировать и пользоваться ими. Маленький ребенок нуждается в опыте, спонтанном творчестве, разговорах, играх и ласковых песенках. Поэтому данная методика не только не дает гарантии воспитания гениальных детей, но и очень трудоемкая. Только занятия одной математикой должны быть как минимум шесть раз в день. В итоге, родители все свое время посвящают урокам, а ночью они должны подготовить карточки для новых занятий. Но кое-что из данной методики взять на вооружение все-таки можно, например, занятия с карточками совмещать с чтением любимой книги. Если вы не из тех, кто боится трудностей, и верите в силу интеллекта и энциклопедические знания, то методика, разработанная Гленом Доманом для Вас.

Методика раннего развития Сесиль Лупан.
Методика Глена Домана вызвала очень много споров и дала начало другим интересным методам, таким как система Сесиль Лупан. Она стала заниматься со своими дочерьми по разработанной методике Глена Домана. Однако, поняв, что многие приемы Домана не работают с ее детьми, она решила немного усовершенствовать данную методику, взять что-то из других и привнести свое. В итоге, Сесиль Лупан разработала свою систему обучения, учитывая реальность семейной жизни. Актерское образование Лупан помогло создать множество увлекательных игр. Методика Лупан особое внимание уделяет обучению чтению, которое необходимо начинать прямо с рождения. Например, напевать алфавит малышу на мотив любимой песенки. Кроме того, зрительный интерес необходимо поддерживать табличками с названиями предметов, которые нужно разместить по всему дому. Рисовать их нужно в красно-черном цвете, то есть красным цветом выделять гласные буквы. Также необходимо постоянно обновлять эти карточки. Например, сначала карточки должны знакомить малыша с окружающим миром, затем таблички должны показывать действия. Например, показав ребенку слово «простудиться», необходимо чихнуть, а карточку со словом «падать» сопроводить смешным падением. Однако, родителям, пытающимся сохранить свой статус-кво, такая методика не подходит. А те родители, для которых возможно стать ребенком на некоторое время при общении со своим малышом, могут смело применять данную методику. Эта методика подробно описана в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», которая придает родителям уверенности и побуждает фантазировать и созидать.

Методика раннего развития Н.А. Зайцева.
Данная методика также направлена на раннее обучение чтению. Для этого Зайцев разработал специальные кубики (различны по весу, цвету, размеру, издают различные звуки) и таблицы, которые предназначены для ознакомления ребенка со складами. Склад, по мнению Зайцева, представляет собой сочетание гласного и согласного звуков, из которого состоят слова русского языка. В итоге, когда ребенок заговорит, он буде произносить не отдельные буквы, а сочетания "ма","па","ба". Суть данной методики заключается в том, что обучение ребенка происходит не от простого к сложному (буква-слог-слово). Ребенку предоставляются сразу все склады, которые ему постоянно показываются, и он запоминает их. То есть весь обучающий материал (таблицы, кубики) ребенок получает целиком. Для того, чтобы дети не уставали на занятиях и не испытывали дискомфорта таблицы располагают на высоте 170 см. от пола. Ребенок должен работать стоя, что положительно сказывается на осанке, крупные буквы не вызывают напряжения зрения, ребенок постоянно двигается, а занятия проходят исключительно в игровой форме, когда дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Данная методик исключает всякое зазубривание и заучивание. Однако в данной методике также есть свои подводные камни. Поскольку складов более 200, а букв в алфавите всего 33, ребенок, обучающийся по данной методике, получает информации в десять раз больше, чем обучающийся по традиционной системе. Данный метод обучения чтению прямо противоположно отличается от школьной системы. Из этого делаем вывод, что ребенку нужно будет заново учиться читать по буквам. Кроме того, такому ребенку будет намного сложнее делать фонетический и словообразовательный разборы слов.

Вальдорфская педагогика.
Данная методика обучения основывается на философии ученого, педагога Р. Штайнера. Суть заключается в том, что приоритетное значение имеет эстетическое и духовное развитие личности, а интеллект ребенка значения не имеет. Поэтому основу методики составляют наблюдения за природой, творчество, ремесла. В центрах вальдорфских учений дети занимаются лепкой, игрой на различных музыкальных инструментах, народными промыслами, принимают участие в театральных постановках и т.п. Обучение чтению данная методика рекомендует начинать не раньше двенадцатилетнего возраста. Главным наставником во всем является учитель, который преподает все предметы и является единственным источником, который дает знания. Обучение проводится в форме рассказов учителем и пересказа учениками, при этом показ и имитация имеют главное значение. Вальдорфская методика также имеет свои минусы. Некоторые считают, что данная система создает идеальную обстановку, далекую от реальности. Кроме того, осуществляется неоправданное торможение развития ребенка. И, наконец, эстетическое воспитание, на которое делается упор в данной методе обучения, ущемляют развитие мышления и логики. Но вальдорфская педагогика является необходимой для тех родителей, у кого гиперактивный, раздражительный и агрессивный ребенок, который не уверен в себе, с низкой концентрацией внимания. В вальдорфских центрах одним из обязательных условий является создание для детей психологического комфорта, кроме того, педагоги в данных центрах психологически хорошо подготовлены.

Данная методика обучения совершенно не подходит родителям, которые сильно загружены на работе, поскольку для занятий нужно будет лепить из глины, теста, шить кукол, а также заниматься рукоделием. Дети являются в данной методике центром внимания, а родители должны подстраиваться под них. Вальдорфская педагогика не терпит никаких ускорений в обучении, поскольку это поможет негативно сказаться на здоровом развитии ребенка.

Методика раннего развития детей семьи Никитиных.
Данная методика схожа с учениями Р. Штайнера. В основу их системы обучения положен труд, естественное развитие ребенка, близость к природе. Этот метод исключает любое принуждение ребенка к чему-либо, он основан на сотрудничестве детей и родителей, в котором последние просто направляют ребенка, не опережая его развитие. Главным в данной системе является создание комфортных условий для ребенка, где самочувствие и желания ребенка являются приоритетными. Семья Никитиных никогда не стремилась научить всему своих детей как можно раньше. Но они заметили, что у детей раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы опережающие условия. Например, для малыша, который только начинает говорить, необходимо приобрести кубики с цифрами и пластиковую азбуку. Кроме того, семья Никитиных разработали множество детских развивающих интеллектуальных игр. Уровень сложности игр разнообразен. Поэтому такого рода игры интересуют ребенка многие годы. Благодаря постепенному усложнению интеллектуальных задач, ребенок развивается самостоятельно.

При занятиях с ребенком по методу Никитиных необходимо придерживаться следующего:

  • запрещается объяснять и подсказывать ребенку решение задач;
  • запрещается требовать от ребенка решение задачи с первой попытки;
  • нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки, поскольку он может быть просто не готовым и необходимо время;
  • пробуйте придумывать совместно с малышом новые игры.
Система Никитиных на сегодняшний день популярна во всем мире. Японцы, например, сделали данную методику базовой основой работы детских садов. В Германии создан институт Никитиных. Но методика семьи Никитиных подойдет не каждому ребенку, поскольку гуманитарная и эстетическая сторона в ней отсутствуют. Однако развивающие игры действительно уникальны, все они описаны в книге с одноименным названием «Интеллектуальные игры».

Методика раннего развития Монтессори.
Основными принципами методики Марии Монтессори являются обучение в игровой форме и самостоятельное выполнение упражнений. В ее основу положен индивидуальный подход к ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает материал и продолжительность занятия, то есть развивается в индивидуальном ритме. Главной целью данной методики является развивающая среда, создание которой пробуждает в ребенке желание проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори отличаются от традиционных, поскольку позволяют ребенку самостоятельно обнаружить и исправить допущенные ошибки. Роль педагога состоит в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка, а не в обучении. Методика Монтессори способствует развитию внимания, творческого и логического мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Кроме того, данная методика особое внимание уделяет коллективным играм и заданиям, что положительно влияет на развитие навыков общения, а также освоению бытовой деятельности, что влияет на развитие самостоятельности.

Какую методику развития выбрать для своего ребенка – решать Вам. Главное при этом, сохранять реальный взгляд на вещи и не ставить перед ребенком невыполнимых для него задач.

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

{reklama2}

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх