Что должен делать малыш в 10 месяцев. Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня. Развитие на десятом месяце жизни

В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

Десятимесячные дети становятся всё более самостоятельными, показывают новые умения и навыки в игре и общении с близкими людьми. Родители прошли огромный путь к тому моменту, когда исполняется 10 месяцев их ребёнку. Каково развитие крохи, что должен уметь малыш в плане физических, речевых и интеллектуальных навыков? Об этом мы поговорим подробно в нашей статье.

В десятимесячном возрасте малыши очень активно передвигаются по дому вслед за своей мамой, к которой они очень привязаны. При этом они постоянно находят для себя что-то новое: ручки комодов, цветы в горшках, обувь у входной двери или ёршик для унитаза. В руках и во рту малыша может оказаться что угодно, поэтому ещё раз проверьте свою квартиру на соответствие правилам безопасности. Малыши много играют со взрослыми, увлекаясь надолго. Они всё лучше понимают человеческую речь, копируют звуки и слова, знают многие предметы и их назначение. Постараемся по пунктам описать основные умения и навыки ребёнка в 10 месяцев.

Физические навыки большинства детей в этом возрасте:

  • Малыш быстро и хорошо ползает, перелезает через преграды.
  • Встаёт у опоры, делает несколько приставных шагов вдоль неё или даже без опоры, от одного предмета к другому.
  • Ребёнок сам садится и подолгу может сидеть с ровной спинкой и выпрямленными ногами.
  • Кроха хорошо ходит, когда его водят взрослые за две или одну ручку.
  • Эмоциональные и социальные навыки:
  • Ребёнок проявляет интерес к другим детям: присматривается, разглядывает, пытается повторять их действия.
  • Появляется чувство юмора: в ответ на смешные действия дети в 10 месяцев заливисто хохочут.
  • Копирует все действия, мимику, жесты взрослых.
  • Малыш старается всегда быть в центре событий и становится очень общительным. В это время прогулки на детской площадке становятся не только увлекательными, но и познавательными.
  • Проявляет эмоции в зависимости от ситуации: радуется маминой похвале, плачет, когда отобрали игрушку.

Интеллектуальные способности детей в возрасте 10 месяцев:

  • Ребёнок выполняет простейшие действия и понимает жесты: машет рукой «пока-пока», даёт игрушку, хлопает в ладоши, стучит молотком. Понимает слово «нельзя».
  • Знает множество предметов и может показать на них по просьбе взрослых. Выполняет манипуляции со знакомыми предметами.
  • Достаёт из коробки игрушки и вещи, может даже складывать их обратно.
  • Находит спрятанные у него на глазах предметы, прячется сам.
  • Самостоятельно листает книги и находит в них знакомых животных и другие вещи.
  • Постепенно овладевает новыми навыками в игре: строит башню из кубиков, снимает кольца с пирамидки.

Ребёнок в 10 месяцев ходит на цыпочках

Обычно в этом возрасте дети ходят, опираясь на пол всей ступнёй. Однако что делать, если ребёнок в 10 месяцев ходит на цыпочках? Прежде всего, постарайтесь адекватно оценить ситуацию: как часто ваш кроха ведёт себя подобным образом, может ли это быть частью его увлекательной игры?

Если данная ситуация встречается нечасто и ребёнок делает это играючи, то проблемы нет. Купите ему ортопедическую обувь и постарайтесь постепенно отучать от вредной привычки.

В некоторых случаях ситуация, при которой десятимесячный малыш стоит и ходит на носочках, может иметь негативные последствия. Речь идёт о мышечной дистонии или повышенном тонусе мышц. Следует показать кроху неврологу и немедленно решать проблему с помощью массажа и других процедур. Если же вы не знаете, какова первопричина подобного поведения, лучше обратитесь к специалисту как можно скорее.

Что говорит ребёнок в 10 месяцев

Ваш малыш уже достаточно вырос и даже пытается общаться с окружающими. Давайте посмотрим, что говорит ребёнок в 10 месяцев. В этом возрасте дети в основном произносят свои первые односложные слова: «дай», «на», «гав», «мяу», «кач», «ам» и другие. Некоторые карапузы могут даже осознанно или неосознанно произносить двусложные слова «мама» и «папа». Если взрослый много раз повторяет одни и те же слоги, ребёнок может воспроизвести их. Кроме того, он даже может говорить «нет» с помощью жестов, активно мотая головой из стороны в сторону.

Если 10 месяцев ребёнку уже исполнилось, учимся говорить вместе с ним. Для этого необходимо проговаривать каждое действие простыми словами и короткими предложениями. Почаще указывайте малышу на предметы, называя их, а потом просите показать эти предметы. Длинные названия заменяйте упрощёнными обозначениями: дождь - кап, качель - кач, собака - гав. Читайте книги, так как это отлично пополняет словарный запас. В этом возрасте дети стараются подражать взрослым во всём. Поэтому, если вы будете активно общаться со своим ребёнком, он ответит вам тем же.

Малыш в 10 месяцев стал активным, много времени играет самостоятельно, гораздо реже просыпается ночью. Чтобы познавать мир, непоседе требуется много энергии, которую, как и взрослые, он получает из пищи. Каким должно быть полезное питание ребенка в 10 месяцев, чтобы удовлетворять все потребности растущего организма?

Режим дня ребенка в 10 месяцев

К началу одиннадцатого месяца большинство детей переходят на двухразовый сон днем, и длительность каждого сна составляет около 1,5 часов. Если кроха укладывается спать дважды днем и в одно и то же время, его распорядок дня можно построить так, как удобно и малышу, и маме. Режим дня благотворно влияет на организм 10-месячного ребенка, исключая переутомление, благодаря чему малыш становится менее капризным. Уже сейчас, формируя распорядок дня, вы подготавливаете ребенка к детскому саду. Как правило, «режимные» детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса от разлуки с мамой.

Примерный распорядок дня:

Построенный таким образом режим предполагает пятиразовое питание и примерно равные периоды бодрствования.

Чем кормить десятимесячного малыша

На грудном вскармливании

Если ребенок в 10 месяцев находится на грудном вскармливании, то одно материнское молоко уже не способно обеспечить его необходимыми питательными веществами. Полностью отказываться от него не стоит, ВОЗ рекомендует сохранять данный вид вскармливания до 2 лет.

В 10 месяцев мамино молочко – это дополнение к основной, «взрослой» пище, и оно должно занимать не более четверти от ежедневного объема пищи.

На искусственном вскармливании

Малышам на искусственном вскармливании молочную смесь в 10 месяцев заменять обычным молоком не рекомендуется, бутылочка смеси должна присутствовать в первое кормление, а последнее можно заменить на кисломолочную смесь или детский кефир.

Рацион питания

Рацион питания ребенка в 10 месяцев должен быть разнообразен, если не выявлена аллергия. Данный возраст - самое время приучать малыша к взрослому столу и к самостоятельному управлению ложкой и кружкой. В этом возрасте у малыша обычно уже выросли резцы поэтому перетирать пищу не стоит, можно нарезать небольшими кусочками или пользоваться крупной теркой. Ребенку необходимо развивать жевательный рефлекс - это и залог правильного пищеварения, и развитие челюстных мышц, важных для развития речи.

Светлана, мама двух детей, 5 и 1,5 лет: «старшего ребенка по неопытности я кормила только измельченной пищей, а когда пришла пора идти в сад, начались проблемы, ведь там дают обычную еду! Много времени ушло на привыкание к жеванию. С младшим ребенком стала мудрее, и давать пищу кусочками стала с 8 месяцев».

Что должно присутствовать в питании ребенка обязательно, кроме молока матери или смеси?

Злаки

Каши из рисовой и гречневой, кукурузной и овсяной крупы богаты белком и минералами, а также полезными углеводами. Не стоит торопиться с введением манки – она может стать причиной аллергии и избыточного веса.

Мясо

Это источник белка и витаминов группы В, без которого невозможна нормальная выработка гемоглобина, что, в свою очередь, чревато анемией.

Овощи

Кроме того, что они богаты витаминами и минералами, в них есть и клетчатка, которая важна для профилактики запоров. Наиболее ценными в детском питании являются кабачки, цветная капуста, брокколи, морковь, свекла.

Фрукты

Они содержат клетчатку, витамины (в большинстве своем – С, поддерживающий иммунитет малыша), а так же углеводы. Однако не стоит радоваться, что малыш налегает на фрукты, ведь они гораздо вкуснее овощей. Но установлено, что питательной ценностью фруктовые пюре обладают небольшой, лишь на 2% обеспечивают организм необходимыми витаминами, и способны вызывать вздутие в животе и разжижать стул. А ещё следует внимательно следить за кожей малыша при введении новых ягод и фруктов, так как они могут вызвать аллергическую реакцию.

Молочные продукты

Помимо грудного молока или смеси - кефир и творог. Они богаты витаминами А, Д, отвечающими за зрение и усвоение организмом ребенка кальция. Давать творог нужно не более 40 г. в сутки и необязательно в чистом виде: это могут быть запеканки и пудинги. Детям до 1 года нельзя давать коровье цельное или парное молоко (в том числе козье).

Яичный желток

Он содержит витамины А, В, Д, Е. Но давать целый желток стоит не чаще, чем трижды за неделю. А вот белок вообще пока давать не нужно, он способен вызвать аллергию.

Масло

Растительное и сливочное масло, дается в количестве не более 5 г в день.

Изделия из пшеничной муки

Их стоит вводить в рацион очень ограниченно. Можно включать в меню ребенка в 10 месяцев вермишель, сухарики из белого хлеба, детское печенье (галетное).

Питье

Что давать пить, кроме молока? Обязательно воду и обязательно очищенную и кипяченую. Соблюдая питьевой режим, вы обеспечите ребенку хорошее пищеварение, и предотвратите обезвоживание, что особо актуально летом или при заболеваниях ЖКТ. Фруктовые соки лучше давать те, что приготовлены собственноручно. Пакетированные же приносят мало пользы и разрушают зубки ребенка. Сколько сока в сутки можно выпивать малышу? Примерный объем выводим по формуле: возраст крохи в месяцах умножаем на 10 мл, то есть в 10 месяцев – не более 100 мл сока в сутки.

Хорошо давать малышу домашние компоты, кисели и морсы, а так же травяные чаи (например, серии «Бабушкино лукошко»).

Кефир лучше всего предлагать малышу в 18-ти часовой прием пищи, и приучать сразу пить из чашки. Это должен быть не обычный напиток, а детский, такие кефиры производят, например, фирмы «Тема», «Агуша», а так же на детской молочной кухне. Так же можно приготовить кефир самостоятельно. В аптечной сети имеется множество различных заквасок для приготовления детского кефира. Напитки, сделанные самостоятельно не проходят процесс стерилизации, поэтому в них больше живых кисломолочных бактерий.

Елена, мама годовалой Алисы: «Кефир я готовила дома. Приобрела йогуртницу и закваски. А молоко брала пастеризованное, но предварительно кипятила, а если готовить из ультрапастеризованного – то кипячение не нужно».

Что нельзя давать 10-месячному ребенку

Блюда для 10-месячных детей нельзя хранить и разогревать, их готовят непосредственно перед употреблением!

Категорически нельзя давать детям первых 12 месяцев жизни цельное или парное коровье или козье молоко, цитрусы, красную рыбу, все соленое и копченое, а также кондитерские изделия с белковым кремом и шоколад.

Не стоит давать малышу шоколад, - советует автор замечательной книги «Растёт дочка, растёт сын» Ханхасаева И.Н., - чем дольше ребенок проживет, не зная сладостей, тем лучше.



Сколько должен съедать ребенок

Убедиться в том, что ребенок получает достаточно пищи, просто, зная, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев, можно ориентироваться на таблицу ВОЗ:

При недостатке веса необходимо пересмотреть рацион ребенка, посоветовавшись с педиатром, и заменить некоторые продукты на более калорийные. Однако диагностировать низкую массу тела должен только специалист, ведь маленький вес может быть обусловлен такими факторами как, например преждевременные роды или многоплодная беременность, физиологическая особенность, а не бедным рационом. Сколько должен съедать ребенок в 10 месяцев за один раз, зависит от консистенции пищи и от предпочтений маленького гурмана. Нужно иметь ввиду, что весь объем пищи за сутки не должен превышать 1000 мл, а разовый объем можно высчитать, поделив это число на количество кормлений.

«На сегодняшний день не должна ставиться цель «наесться досыта», - говорит доктор Комаровский. - Ей на смену выдвинута иная: как при таком изобилии продуктов сохранить здоровье, ведь вкусовые привычки закладываются с детства, и тут важна роль родителей».

Примерное меню - таблица на 1 день



Таблица меню на неделю

Примерная таблица меню на неделю позволит рассчитать необходимое количество продуктов и сделать питание ребенка в 10 месяцев более разнообразным:

День недели: 1 кормление 2 кормление
3 кормление
4 кормление
5 кормление
понедельник

180 г. рисовой протертой каши на молоке,
50г пюре из фруктов,
100г киселя

120 мл овощного супа на мясном бульоне с белым хлебом (5 г),
100 г овощного пюре с паровой котлетой (60 г),
50 мл фруктового сока

Печеное яблоко,
творог (40г),
отвар шиповника (70 мл)

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
вторник Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г каши молочной гречневой,

ячный желток ½,
100 мл морса клюквенного

80 мл куриного бульона,

60 г картофельного пюре,
кнели мясные (50г),
компот из сухофруктов (100мл)

100 г пюре из фруктов,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
среда Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
100 г рисово-творожного пудинга,

50 г пюре из фруктов
100 мл травяного чая

120 мл супа-пюре из овощей,

60 г вермишели отварной,
тефтели (50г),
сок (70 мл)

180 г молочной каши,
отвар шиповника (100мл)
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
четверг Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
120 г отварной вермишели,

яичный желток,
70 мл фруктового сока

120 мл супа с рисовой крупой на мясном бульоне,

80 г мясного суфле,
100 мл киселя

70 г пюре из фруктов, 100 мл кефира с печеньем (20 г) Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
пятница Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной кукурузной,
40 г творога, 100 мл чая
120 мл супа с вермишелью на курином бульоне,

60 г тушеных овощей,
фрикадельки (40 г),
100 мл компота

100 г овощного пюре,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
суббота Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г молочного супа-лапши,
70 мл фруктового сока
100 г крем-супа из тыквы, 60 г картофельного пюре),

ежики мясные (60 г),
100 мл чая травяного

100 г пюре из фруктов,

кефир (80 мл),
сухарик

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
воскресенье Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной гречневой,

пюре из фруктов (50 г),
чай (100мл)

150 мл супа-пюре из овощей,

60 г. морковно-картофельного пюре,
паровая котлета(50г),
100 мл сока

100 г салата из вареных овощей,
100 мл киселя
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)

Точный набор продуктов и их объем зависит от здоровья и аппетита малыша, его склонностей к аллергии, а также от рекомендаций педиатра.

Простые и полезные рецепты для питания 10-ти месячного ребенка

Растительное рафинированное масло не содержит полезных веществ, зато в процессе очистки разбавляется химическими примесями, поэтому маленьким детям не рекомендуется его употреблять.

Самое подходящее масло для детей до 2-х лет - оливковое, льняное, кукурузное или соевое.

Первые блюда

Супы для малышей готовят лишь тогда, когда все суповые ингредиенты уже знакомы ребенку. Начинать стоит со сваренных на воде или овощном бульоне, с кусочками овощей и крупами. Постепенно бульон можно заменять мясным, но не концентрированным, а вторичным (первый слить, когда мясо закипит). Солить бульоны можно, но совсем немного (до 3 г соли).

Усилители вкуса и различные добавки, например, бульонные кубики «Магги» и прочие не должны присутствовать в детском супчике – только натуральные продукты!



Суп-пюре «Овощата»

Для приготовления понадобятся:

  • картофель – 30г;
  • капуста – 30 г;
  • свежая морковь – 10г;
  • стакан воды;
  • молоко – 100 мл;
  • немного соли.

Овощи очищаем и мелко нашинковываем, заливаем водой и ставим кастрюлю на небольшой огонь, отвариваем. Затем их пюрируем блендером вместе с отваром, вливаем молоко, чуть присаливаем и доводим до кипения.

Суп-пюре кабачковый с цветной капустой

Для приготовления потребуется:

  • цветная капуста – 150 г;
  • кабачок – 150 г;
  • яичный желток – 0,5 шт.

Овощи очищаем и нашинковываем, складываем в кастрюлю и заливаем стаканом кипятка, ставим на слабый огонь и варим. Затем пюрируем овощи, добавляем отвар, в котором они готовились, присаливаем, ставим на плиту до закипания. Мелко крошим желток и добавляем в суп.



Суп рисово-молочный

Рис (15-20 г) промываем, предварительно перебрав, и варим до готовности в 1 стакане воды при небольшом огне, откидываем на дуршлаг, перетираем через среднеячеистое сито (можно этого не делать, если рис разварился или вы уверенны, что малыш справится с пищей). Добавляем стакан горячего молока – 100 мл и доводим до кипения.

Блюда из мяса

Для малышей лучше брать мясо нежирное, в идеале – индейку, цыпленка, кролика, телятину. С мяса необходимо удалять пленки и жир. Фарш можно готовить заранее и фасовать порционно, храня в морозилке. Но блюда из него хранению не подлежат, готовятся и съедаются сразу.

Фрикадельки

Мясо (филе) 200г. пропустить на мясорубке, смешать с размоченным в молоке хлебом (50г) и перемолоть фарш снова. Добавить масло сырой желток и молоко до нежной, но липкой консистенции. Сформовать мясные шарики и приготовить на пару.

Суфле «Неженка»

  • Мясо (филе) – 300г;
  • Яйцо сырое, разделенное на желток и белок;
  • Молоко – 60 мл;
  • Мука – 15 г.

Вареное мясо прокрутить на мясорубке, вмешать муку, желток и молоко. Хорошо перемешать и ввести белок, взбитый до устойчивой пены. Наполнить массой формочки и запечь в духовке (около 30 мин).

Котлетки из мяса и кабачков в пароварке

  • фарш из мяса птицы (индейка, цыпленок) – 300г;
  • мякоть кабачка – 100г;
  • овсяные хлопья – 30 г.

Кабачок перетереть на терке и немного отжать, смешать с фаршем, размолотыми овсяными хлопьями. Сформовать котлетки, готовить в пароварке 25 мин.

Блюда из овощей и фруктов

10 месяцев – время, когда можно знакомить малыша не только с термически обработанными овощами и фруктами, но и с сырыми тертыми. Идеальны в этом случае яблоко и морковь. Но такие блюда не должны быть ежедневными, и, давая их ребенку, нужно следить за реакцией его организма (если появится сыпь, заболит живот, изменится характер стула – исключить сырые продукты).

Салат из яблока и сырой моркови

Промыть и очистить от кожуры одно зеленое яблоко и небольшую морковку измельчить на средней пластиковой терке (косточки из яблока нужно удалить), перемешать. Для большей пользы и усвоения витамина. А можно добавить капельку растительного масла – льняного или оливкового.


Пюре тыквенно-абриковое

2 вымытых абрикоса без косточки и 200 г тыквенной мякоти порезать кусочками и сложить в кастрюлю. Залить водой и после закипания на слабом огне варить 20 минут. после - слить воду и пюрировать тыкву с абрикосом блендером.

Блюда из творога

Запеканка

  • творог – 300г;
  • сырое яйцо;
  • молоко – 70 мл;
  • сахар – 3 ч. ложки;
  • манка – 2 ч. ложки.

Творог размять, чтоб не было комочков. Яйцо и манку, предварительно размоченную в молоке, добавить в творог, всыпать сахар. Можно перемешать с помощью миксера – запеканка будет очень воздушной. Выпекать в духовке при среднем огне до золотистой корочки.


Бананово-творожный десерт

  • банан – 0,5 шт;
  • творог детский – 150г;
  • молоко – 2 ст. ложки.

Размять творог, натереть на терке банан, смешать. Добавить кипяченное молоко. Перемешать.

Видео по теме

Каждый месяц с момента введения прикорма режим питания изменяется, меню ребенка пополняется новыми продуктами. Но если до 10 месяца карапуза кормила мама, то теперь его можно учить кушать самостоятельно.

Для этого необходимо дать ему в руку ложку, помочь зачерпнуть еду с тарелки и поднести ко рту. Естественно, что малыш может испачкаться, но это не критично, не нужно его за это ругать. Когда он научится кушать сам, будет аккуратнее. Если он не хочет , не заставляйте. Предложите ему взять кусочки фруктов или овощей руками. Таким образом ребенок будет знакомиться с цветом, консистенцией и формой продукта.

В 10 месяцев у карапуза обычно уже есть 2-3 молочных зуба, поэтому можно давать ему сухарики, детское печенье, небольшие дольки фруктов и овощей, чтобы он учился кусать и развивал жевательный рефлекс.

Малыш с удовольствием попробует новые ягоды и фрукты: груши, сливы, арбуз, дыню. Но необходимо следить за стулом: груша иногда провоцирует запор, а слива и арбуз – послабление.

Питание ребенка в 10 месяцев подчиняется определенным требованиям. Правильно установленный режим – залог здоровья и успешного развития малыша. В среднем между кормлениями должно пройти 3,5-4 часа.

Некоторые мамы делают попытки перевести свое чадо на взрослый стол, просто убирая из меню острые и жирные блюда, а также приправы. Не все дети готовы к такому резкому переходу, не надо их торопить. Придет время, когда ребенок сам захочет попробовать взрослую пищу.

Меню для малыша должно быть разнообразным: вкусные каши из злаков, мясные и рыбные тефтели, творог, фруктовые пюре. Все продукты, которыми кормят ребенка в этом возрасте, влияют на его физическое и умственное развитие.

Если малыш еще находится на грудном вскармливании, то мамино молоко должно занимать не более четверти всего объема потребляемой им еды.

Определенных норм питания для 10-месячного ребенка не существует. Любой родитель лучше всех знает, что необходимо кушать его малышу и в каком количестве. Если он спокойный, то объем употребляемой пищи будет меньше. Если более активный, много двигается, у него будет хороший аппетит и, соответственно, порции еды больше.

Правильно составленное детское меню обязательно должно быть сбалансированным и содержать много витаминов и минеральных веществ. Нельзя нарушать ранее установленный режим питания, необходимо просто увеличить порции.

  • Растительное масло – не более 5 г, добавляется в каши или супы.
  • Овощное пюре: из капусты белокочанной и цветной, кабачка, картофеля, моркови, тыквы, свеклы и др. Для вкуса можно прибавить немного лука и зелень. Периодически пюре заменяют тертыми сырыми овощами (например, морковью) или готовят овощные супчики. Главное правило – продукты должны быть гипоаллергенными.
  • Мясо способствует развитию мышечных тканей и клеток мозга. В обязательном порядке следует включать его в рацион ребенка небольшими порциями до 75 г. Для детей такого возраста хорошо подходит кролик, курица, нежирная свинина и говядина. Замечательно, если мясо домашнее. Из него можно готовить тефтели, котлеты, суфле, желательно на пару.
  • Безглютеновые каши – , овсяная, рисовая, кукурузная – содержат много необходимых витаминов и клетчатки, которые отвечают за полноценное развитие ребенка. Лучше всего их чередовать между собой. Порция каши составляет около 200 г.
  • Чтобы ребенку не надоедал вкус, надо периодически добавлять в них йогурт или тертые фрукты. Один или два раза в неделю кашу можно заменять запеканкой из круп или макаронными изделиями.

Постепенно в рацион ребенка включают:

  • Яичный желток. Лучший вариант – из перепелиного яйца, но подойдет и куриное. Начинать вводить желток необходимо с четвертой части, дополнив кашу или суп, постепенно увеличивая до половины.
  • Рыбу, только не красную и нежирных сортов. Это аллергенный продукт, поэтому давать ее ребенку можно не более 25 г, раз в 5 дней. Из рыбы готовят тефтели и суфле на пару, варят ее небольшими кусочками без косточек.
  • Творог для роста и развития костей. Ежедневно не более 50 г, особенно если малыш дополнительно получает кальций с молоком и . Часто дети отказываются от чистого творога, поэтому можно добавлять в него фрукты, йогурт, делать запеканки с сухофруктами или пудинги.
  • Фруктовые соки. Лучше свежие и натуральные из яблока и груши. Приготовить сок в домашних условиях просто. Фрукты потереть на мелкой терке и отжать жидкость через марлю. Затем разбавить кипяченой водой, сахар не добавлять. Витаминный напиток вводить в меню необходимо с 1 ч. л. Если у ребенка не нарушился стул и не появились аллергические реакции, объем жидкости можно постепенно увеличить до 100 г. Немного позже в рацион вводят .
  • Зеленый горошек и шпинат для детского роста и развития. Бобовые культуры не уступают мясу по содержанию белка. Измельченный в блендере горошек будет полезен в рационе питания вашего малыша.

Что нельзя?

  • цельное коровье и козье молоко;
  • цитрусовые: апельсины, мандарины и грейпфруты (лучше отказаться от всех заморских фруктов, );
  • может вызвать вздутие живота и аллергическую сыпь;
  • шоколад, конфеты, мед (более здоровая альтернатива – свежие фрукты);
  • сырые куриные яйца, чтобы в организм не попала сальмонелла;
  • цельные грецкие орехи могут привести к повышенному газообразованию, к тому же малыш может подавиться;
  • копченые, соленые и консервированные продукты, полуфабрикаты;
  • хлебные изделия из муки грубого помола.

Примерное меню

Родители должны составить ежедневное меню, чтобы ребенок привыкал к установленному режиму. Правильный рацион питания подарит малышу энергию и силу на целый день.

  1. Первый прием пищи начинают либо с материнского молока, либо со смеси. После еды обязательно питье: вода, сок, кисель или компот. Так ребенок быстрее привыкнет к нормальному рациону.
  2. Через 2-3 часа после первого кормления наступает завтрак. Утром лучше приготовить кашу на молоке, любую, только не манную. В ней мало полезных веществ и много углеводов. Чтобы избежать однообразия, кашу можно чередовать с творогом и фруктами. Будут уместны фруктовое пюре и сок.
  3. Обед ребенка, как и взрослого человека, должен состоять из первого и второго блюда. На первое можно приготовить суп с фрикадельками на овощном бульоне. На второе отлично подойдут детские макароны или пюре с мясными тефтелями, суфле. Один-два раза в неделю мясо надо заменять небольшими порциями рыбы.
  4. Ужин не должен быть слишком тяжелым. Немного яичного желтка с овощным пюре, фруктовый сок.
  5. Перед ночным сном можно дать ребенку кефир. Чтобы было вкуснее, добавляйте тертые яблоки, груши и бананы.
  6. Между кормлениями необходимо давать малышу много жидкости: сок, чай, воду и кисель.

Точный объем порций для ребенка может рассчитать только его мама, ведь развитие каждого малыша индивидуально. Ни в коем случае не слушайте посторонних людей. Все, что касается питания вашего карапуза, должны решать только вы.

  1. Во время приготовления еды для малыша нужно обязательно пробовать. Считается, что детям до года лучше вообще не добавлять соль в пищу (если солить, то немного).
  2. Готовить надо небольшими порциями, еда должна быть всегда свежая. Если разогревать ранее приготовленную пищу, она теряет свои полезные свойства.
  3. Перед тем, как кормить ребенка, пробуйте, чтобы еда была негорячая. Если малыш обожжется, может в дальнейшем бояться приема пищи.
  4. При приготовлении сухих каш важно придерживаться инструкции, разводить необходимое количество сухой смеси в определенном объеме теплой жидкости. Это может быть вода, молоко или сок.
  5. Если ребенок не хочет есть по режиму, не нужно его заставлять, чтобы у него не появилось отвращения к пище.

Чтобы заинтересовать 10-месячного гурмана едой, надо красиво и интересно оформлять его блюда.

Например, на творожную запеканку можно выкладывать маленькие кусочки разных свежих и , ягод. Картофельное пюре будет красивым, если в него добавить кусочки моркови, мелко рубленную зелень. Свежие фрукты можно резать на брусочки разных размеров, чтобы ребенок брал их самостоятельно руками и кушал.


Правильно установленный режим питания и разнообразное меню – вот что нужно любому ребенку!

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 9 минут

А А

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игрылучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и:

  • Активное движение и выплеск накопившейся энергии;
  • Закаливание организма;
  • Предотвращение кожных заболеваний;
  • Положительные эмоции для всех.

Совместное времяпрепровождение и общение в процессе водных процедур помогают укрепить эмоциональную связь с ребенком не только мамам, но и папам. Очень важно, чтобы при купании участвовал и папа малыша. Ребенку надо видеть, что рядом сильный отец, который его любит.

Посмотрите видео о том, чем можно занять малыша во время купания:

Приучение к горшку

К концу первого года жизни ребенок должен быть . Для этого потребуется время и терпение.

9-10 месяцев — лучший возраст для знакомства ребенка с горшком. Пусть в 10 месяцев он еще плохо будет понимать для чего нужен этот предмет, зато в 1,5 года вы с уверенностью сможете обходиться целый день без подгузника.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх