Если ребенок не пошел в 12 месяцев. Развитие активной речи. Кушать? Не очень хочется, но если интересно

Скоро у вашего малыша первый день рождения, дата, которая официально означает окончание периода младенчества. Беспомощность и беззащитность остались позади, а ваш ребенок растет и становится более взрослым и независимым. Ваш неповторимый малыш становится таким же неповторимым ребенком.

Как мы растем

Как по-разному детки начинают ходить! Одни, держась за стену, осторожно делают первые шаги, другие выползают на середину комнаты, сами встают и, широко расставив руки, чтобы сохранить равновесие, делают свой первый шаг. Ваш малыш сделает первый шаг по-своему, а к годику, как и другие детки, начнет ходить без вашей поддержки. И не только ходить. Обычно к году малыши уже могут сами нагнуться и поднять игрушку с пола или забраться на небольшую ступеньку (разумеется, под вашим присмотром).

Самой интересной игрой для ребенка, которому исполнился один год, становиться имитация звуков и поведения животных, малыш с радостью повторяет ваши действия и движения. Пришло время приобрести игрушечную посудку, стиральную машину, телефон и т.д.

Ребенок знакомится с окружающим миром, поэтому игра занимает важное место в его жизни. Для этого предлагаем следующие :

  • кубики;
  • мягкие ;
  • мячики;
  • детские книжечки (с плотными страницами);
  • картинки;
  • заводные машинки.

Не смотря на всю вашу заботу, нужно давать малышу возможность играть самостоятельно, без взрослых.

Давайте ребенку с мелкими деталями, острыми краями и сломанные категорически запрещается.

Закаливание ребенка, гимнастика и массаж

Закаливание ребенка

Температура воздуха в комнате ребенка должна быть в пределах 19-20°С. Регулярно проветривайте комнату. Летом малыш должен спать с открытой форточкой.

Прогулки с ребенком

Ваш малыш должен больше времени проводить на свежем воздухе. Летом по 3 - 3,5 часа три раза в день, зимой по 2,5 - 3 часа. Желательно, чтобы весь дневной сон малыш проводил на свежем воздухе.

Купание ребенка

Годовалого ребенка купать необходимо через день. Длительность купания - около 10 минут, темпаратура воды для купания - 33°С, температура воздуха в комнате - около 21°С. После купания малыша можно обливать водой, температура которой на один-два градуса ниже.

Каждое утро умывайте малышу личико, мойте ручки, а вечером, перед сном мойте и ножки. Ежедневное мытье ног - прекрасное профилактическое средство против простудных заболеваний. Для этой процедуры используют обычную воду, температура которой должна быть в пределах 30-32°С.

Водные обливания

Выполняйте водные обливания после занятий гимнастикой и массажем.

Гимнастика и массаж для здоровья вашего малыша

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  1. Движения руками по кругу держась за подвешенные кольца.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  3. Поднимание тела с положения на животе к вертикальному положению, держась за подвешенные кольца.
  4. Наклоны и выпрямления туловища.
  5. Приседания за отведенную в сторону руку.
  6. Сгибание и разгибание рук, сидя и стоя, удерживаясь за подвешенные кольца.
  7. Скользящие шаги.
  8. Приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук).
  9. Массаж живота.
  10. Массаж спины.

Занимайтесь с вашим малышом гимнастикой и массажем каждый день, делайте каждое упражнение 5-7 раз на протяжении 10 минут.

Подводим итоги:

Физические навыки:

  • Самостоятельно стоит и частично ходит
  • Может делать несколько самостоятельных шагов и ходить в ходунках
  • Встает из положения сидя на корточках
  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
  • Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Социальные навыки:
  • Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заб ся, к любимым игрушкам
  • Начинает капризничать
  • Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
  • Может требовать больше помощи, чем ему нужно
  • Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
  • Начинает проявлять чувство юмора
Интеллектуальные навыки:
  • Понимает почти все из того, что ему говорят
  • Может говорить еще одно два слова кроме «мама»
  • Узнает животных на картинках
  • Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

Сейчас ваша кроха приближается к очень серьезному рубежу в своей жизни - к первому настоящему дню рождения. Конечно, вы наверно отмечали и три месяца, и полгода, и девять месяцев, однако год - это совершенно другое.

Рост и вес

В 12 месяцев ваша кроха должна весить около 10-10.6 кг и иметь рост в 76-77 см. Однако не стоит переживать, если показатели веса и роста ребенка отличаются от приведенных выше. Ведь все дети разные, и в первую очередь родителям необходимо взглянуть на себя, дедушек и бабушек, а также других родственников. Ведь в малыше заложены все конституционные особенности его родственников.

Прививки

Когда вашему малышу исполнилось 12 месяцев, самое время делать прививки от паротита, краснухи и кори.

Что умеет ребенок в 1 год?

Обычно ребенок в 12 месяцев должен уметь самостоятельно вставать и делать несколько шагов, бегать, держа взрослого за руку. Произносить некоторые простые слова, самостоятельно кушать с помощью ложки и пить из чашки. Также в 12 месяцев ребенок способен проситься на горшок, называть по именам членов семьи и других хорошо известных ему людей. Играть в легкие сюжетные игры, а также использовать предметы по своему непосредственному назначению. К примеру, если вы дадите ему ложку и миску, он не будет кидать их на пол, а должен сообразить, что с их помощью едят.

Зубки

Имеется определенная формула, благодаря которой можно рассчитать количество молочных зубов, которое должно быть у малыша в определенном возрасте. Данная формула крайне проста: число зубов должно быть меньше на 4 чем возраст малыша, то есть к 12 месяцев у крохи должно быть 8 зубов. Это должно быть 4 нижних и 4 верхних зуба. Но нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии и такая формула является только ориентировочной.

Режим дня ребенка в 1 год

В 12 месяцев малыш может кушать все то, что было введено в его прикорм ранее. При этом необходимо помнить, что как бы ни хотелось родителям, ни в коем случае нельзя включать в рацион годовалого малыша пирожные, торты, а тем более шоколадные конфеты. Если вы хотите побаловать ребенка сладостями, то это может быть мармелад, пастила, джем и варенье (лучше, если оно будет на фруктозе).

Кормление

Как и раньше, годовалого малыша можно кормить до пяти раз в день, при этом примерные часы кормления следующие: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00 и 22.00. Правда, при желании родители могут переводить малыша и на четырехразовое питание, в этом случае примерное время завтрака 8.00-8.30. Кормить ребенка необходимо сразу после пробуждения либо не позднее чем через один час.

Сколько спит

В 12 месяцев для ребенка нормально спать от 10 до 12 часов ночью, а также еще два раза днем, по полтора-два часа каждый. Убедитесь, что ваш малыш высыпается - продолжительность сна в развитии крох играет очень важную роль. Также очень важно придерживаться постоянного расписания сна в дневное время суток. Если данный график является скользящим, то существует большая вероятность того, что ребенку сложно будет заснуть ночью или он будет просыпаться по ночам.

Уход за ребенком в 1 год

Купание

Перед сном обязательно купайте своего годовалого кроху. Правда сейчас вы имеете возможность купать своего карапуза не только в ванне, но также и просто ополаскивать его под душем. При этом также необходимо понимать, что у малыша обязательно должны быть личные средства гигиены, такие как зубная щетка, мочалка, расческа и полотенце.

Развлечения

Одной из любимых игрушек для ребенка в 12 месяцев может быть простой мяч - крохе, как и раньше, доставляет много удовольствия бросать игрушки, и получать их от родителей обратно в руки, но сейчас ему будет гораздо интересней смотреть, куда они катятся при этом. Поэтому нет ничего удивительного, если малыш, бросив несколько раз мяч вам в руки, следующий раз кинет его в противоположную сторону, наблюдая за этим. Еще деткам в 12 месяцев нравится что-то собирать - он будет с удовольствием складывать кубики или бусины в коробочку.

Проблемы

На первом году жизни у ребенка возникают следующие проблемы, а именно множество кризисов - переходов. Это и отождествление себя как существа отдельного от матери, и поиск собственного «я». Каждое новое освоение движения представляет собой своего рода «скачок» в его поведении. Поэтому в это время будьте особенно внимательны к малышу, не заставляйте его делать то, что он категорически не хочет.


Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.


Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев. Малыш уже может приседать или садиться без опоры. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Подробно: что умеет ребенок в 1 год

Что нового в психическом развитии:

К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово. Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов. Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит. С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку. У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик. Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать. Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.) Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется: Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство); Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи); Обидчивость и плаксивость; Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша. Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему. С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет». Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.


Тест на развитие детей в 12 месяцев:

Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки. Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет». Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа. Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми. Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 - обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.


Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.) Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого: Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно. Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу. Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно. Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен. Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской. Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал. Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником - для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм - для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью 10 способов как научить ребенка ходить

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

← 11 месяц


Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)

Общая статья: Календарь развития от рождения и до года (все 12 месяцев)

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.

Физические данные ребенка в 12 месяцев

В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.

Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев

С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.

Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.


Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Как двигается ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.

Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.

Как кушает ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.

Молочные зубы ребенка в 12 месяцев

У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.

Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.

Безопасность ребенка в 12 месяцев

Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.

Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как играть с ребенком в 12 месяцев?

Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.

Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.


Совсем незаметно пробежала время. Казалось бы, малыш только недавно появился на свет, и вот ему уже исполняется 12 месяцев. Это возраст кардинальных изменений и активного познавание окружающего мира. Так как он является переходным, поэтому и чреват некоторыми сложностями, как для родителей, так и для самого маленького человека. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 12 месяцев.

Навыки в годовалом возрасте

Возможности двигательной активности в 12 месяцев состоит в том, что малыш уже хорошо умеет:

  • стоять без поддержки и опоры;
  • ходить при помощи поддержки взрослого за одну или обе ручки, а иногда и самостоятельно;
  • активно ползать, исключение составляют дети, которые сразу начинают ходить, что тоже является нормальным;
  • передвигаться при помощи ползания по лестнице, как вниз, так и вверх;
  • ходить по лестнице, приставляя одну ножку другой при помощи взрослого;
  • выполнять приседания, поднимаясь на ножки из этого положения;
  • залезать на кресло, кроватку или диван, и спускаться на пол.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни проявляются и в игре, считается нормальным, если малыш научился делать следующее:

  • разбирать и собирать пирамидку;
  • складывать в емкости мелкие игрушки, открывать крышки и закрывать их;
  • играть в кубики, делая из них башню;
  • брать мелкие предметы при помощи двух пальчиков;
  • в игре, подражая взрослым, ухаживать, кормить и укладывать спать игрушки;
  • наблюдать за действиями других детей и повторять их.

Социальное развитие и сфера эмоций считается нормальной к году, в том случае, когда ребенок умеет:

  • проявлять свои чувства: обнимать близких, целовать их;
  • проявлять радость во время игры с взрослыми и другими детьми, а также новыми игрушками;
  • узнавать родных людей, и радоваться их приходу;
  • разглядывать фотографии своих близких и узнавать их, и показывать пальцем;
  • настораживаться или плакать при виде постороннего человека;
  • рассматривать книжки с яркими картинками и показывать пальчиком на изображения по просьбе взрослого;
  • пытаться танцевать или подпевать под знакомую музыку;
  • подражать поведению взрослого человека и копировать его мимику.

Показанием правильности речевого развития ребенка в возрасте одного года является оценка активной речи и понимание того, что говорят другие. Малыш должен уметь:

  • произносить около 10 слов на своем собственном языке;
  • отвечать на вопрос «кто это»;
  • подражать звукам животных: лаю, мяуканью, блеянию;
  • стараться повторять за взрослыми более сложные слова;
  • повторять звуки и слова за другими детьми;
  • выполнять просьбу: «принеси, дай, открой»;
  • понимать когда говорят «нельзя»;
  • показывать на предмет по просьбе взрослого человека;
  • узнать свое имя и отзываться на него.

Бытовые навыки у малыша должны также развиваться, обычно в 12 месяца он умеет:

  • откусывать от пищи кусочки и жевать их;
  • пить из стакана или кружки (бутылочки, поильника) совершенно самостоятельно, придерживая двумя ручками;
  • начинать попытки есть ложкой, некоторые дети умеют даже накалывать еду вилкой;
  • помогать взрослому одевать себя на прогулку;
  • давай четко понять, что у него мокрые штанишки, особенно если родители не используют подгузники, а многие дети в этом возрасте уже умеет проситься на горшок;
  • протягивать ручки для мытья под краном стараться вытереть их полотенцем.

Расписание дня

Режим ребенка в 12 месяцев распорядок дня может быть приблизительно следующим:

  1. Пробуждение после ночного сна. В течение получаса малыш получает грудное кормление или молочную смесь.
  1. В течение последующих трех часов проводятся утренние процедуры, включая умывание, чистку полости рта, воздушные ванны, гимнастику и легкий массаж.
  1. Следующие полчаса ребёнок подкрепляется кашей со сливочным маслом.
  1. Далее полтора два часа проходит первый дневной сон.
  1. Затем необходимо двухчасовая прогулка.
  1. Обед.
  1. После основной трапезы лучше всего заняться интеллектуальной или творческой деятельностью, включая рисование, лепку из пластилина, чтение книг.
  1. Следующим этапом идет второй дневной сон.
  1. Зачем рекомендуется проведение в течение часа подвижных игр и упражнений, поскольку именно в данный момент малыш имеет для этого все силы и энергию.
  2. Плотный ужин поможет восстановить растраченных запас калорий.
  1. После еды полезно прогуляться на свежем воздухе.
  2. Следом за прогулкой ребенок может пообщаться с другими членами семьи собравшимися в доме к вечеру, поиграть и принять водные процедуры.
  3. После этого идет последний перекус перед ночным сном.

Обращает на себя внимание тот факт, что в распорядке дня сохраняется два дневных отдыха. Однако к годовалому возрасту, у большинства малышей достаточно сформирована нервная система. Для них достаточно бывает всего лишь одного дневного сна, который может продолжаться от полутора до двух часов.

Режим сна

У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:

  1. Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
  1. Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.

Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:

  1. Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
  1. Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
  1. Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.

Особенности кормления в 12 месяцев

В зависимости от того, каким образом ребенок отдыхает днем, у него формируется определенное меню в 12 месяцев.

Первый вариант

Если дневной отдых состоит из двух частей, то малыша следует кормить не менее пяти раз. При сохраненном грудном кормлении, утром и вечером ребенок должен получать материнское молоко. Малыш находящиеся на искусственном вскармливании первое и последнее кормление получает в виде молочной смеси.

Второе, третье и четвертое кормление состоит из овощей приготовленных отвариванием или тушением, а также мясом или рыбой. В этом возрасте уже не нужно протирать еду, мясные блюда следует разрезать на мелкие кусочки. Это особенно важно, поскольку в этот период идет формирование прикуса и установление жевательного рефлекса.

Малышу не следует давать острую и жареную пищу, его следует оградить от копченостей, консервированной продукции, колбас, шоколада и некоторых видов сладостей. Лучше всего, если на столе всегда будут свежие фрукты и ягоды.

Второй вариант

В случае, когда режим предусматривает однократный дневной отдых, то питание становится четырехразовым. Это совершенно не означает, что объем пищи должен быть увеличен. Одно кормление должно содержать не более 250 миллилитров продуктов. Данный режим питания предусматривает необходимость первого приема пищи не сразу после пробуждения, а после проведения гигиенических процедур и гимнастики. Через четыре часа ребенок получает обед, который может состоять из первого блюда, котлеты и пюре из овощей, запись можно соком или компотом.

Два раза в неделю ребенок должен получать рыбу, и два раза в месяц любое блюдо, сделанное из говяжьей печени. После дневного сна в качестве полдника нужно давать ему легкую пищу, так как ужинает он раньше. В этот момент ему можно съесть творог или блюда из него, фруктовое пюре и сок.

Приблизительно около семи вечера годовалый ребенок получает молочную кашу или овощное пюре. Иногда можно разнообразить меню в виде омлета, приготовленного на пару или отварного яйца. Ужин завершается с соком из фруктов компотом или некрепко заваренным чаем.

Физическое развитие

Малыш в возрасте 12 месяцев как никогда нуждается в укрепление мышц, постоянном и регулярном проведении занятий и упражнений. Они обязательно должны в себя включать:

  • ходьбу и ползание по различным поверхностям они должны быть прямыми, наклонными и неровными;
  • необходимо чтобы малыш висел на турнике или на кольцах;
  • разнообразные приседания;
  • наклоны туловища;
  • проползания под препятствием;
  • занятия для укрепления мышц живота;
  • упражнения с мячом.

Для проведения занятий следует тщательно проветрить помещение, но при этом не допускать сквозняка. Ни в коем случае не следует заниматься с малышом, если он плохо себя чувствует или чем-то раздражён. Нужно принять все меры, чтобы такие упражнения вызывали у него только удовольствие. С этой целью можно использовать веселую ритмичную мелодию. После проведения занятия физкультурой очень полезно сделать расслабляющий и общеукрепляющий массаж.

Игрушки и игры

Для ребенка очень важны в этом возрасте развивающие игры, которые позволяют закрепить прежние навыки и способствовать появлению новых умений. Все, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, развивается преимущественно в игровой форме.

  • мелкая моторика развивается при помощи такой игры как «ладушки» или «сорока-ворона»;
  • логическое мышление и правильный глазомер позволяет развить складывание матрешки, порядок действий при это показать малышу должен взрослый;
  • очень важно рассматривать картинки в книжке и показывать при этом, где находятся носик, глазки у собачки или кошечки, а потом попросить ребенка показать самому;
  • чувство ритма и музыкальный слух ребенка будет развиваться в том случае, если время от времени, использовать ритмическую музыку, танцевать под нее вместе с ним;
  • полезно также с использованием детских музыкальных инструментов научить малыша играть на них, извлекая определенные звуки;
  • для развития эстетического восприятия ребенку следует начинать рисовать красками, мелками или фломастерами.

Во время игр, лепки или рисования родители должны позаботиться об использовании специальной одежды для малыша, которую можно будет легко отстирать или выбросить.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх