Значение экологического образования в формировании личности ребенка. Значение экологического воспитания в жизни дошкольников. Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и пожалуй всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче развивает способность к образному, будет в нем лучшие чувства, мышлению, наблюдательность, внимание.

Усугубления экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экономического создания, культуры природопользования, люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход, долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природы охранительного, гуманного отношения к флоре и фауне. От людей во многом зависит разнообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решить эту проблему человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Природа всегда и везде окружает детей – это естественная среда, в которой они живут и действуют.

Введение детей в мир родной природы и расширения круга представлений и элементарный понятий путем непосредственного восприятия природы – одна из главных задач д/сада. Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидания (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:

1) о самом мире фауны, его разнообразных представительных (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде).

2) о возможных формах воздействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ними, его защите). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное – живое существо, оно дышит, питается, передвигается, растет. Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.

Познакомить детей с природой поможет уголок природы, где собираются комнатный растения и некоторые животные. Следует отметить, что непосредственный контакт ребенка с объектами природы помогает воспитать такие чувства, как бережное отношение к ним, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

В действительном общении детей с природой – на экскурсиях у детей появляется интерес к окружающему, наблюдательность, любознательность, пытливость. Благодаря этому, внимание детей делается более устойчивым, у них возникает много вопросов, которые показывают, что дети не только воспринимают факты, но и пытаются осмысливать их. Таким образом в процессе ознакомления детей с природой, у детей развивается речь и мышление.

Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь отводится семье. Немаловажную роль играет работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Благодаря ознакомлению детей с природой путем непосредственного общения с ней на экскурсиях, прогулках, в играх и труде, рассматривании картин, бесед, рассказывания, рисования и лепке некоторых предметов, представление у детей об одном и том же предмете обогащается, уточняется. В связи с этим у детей растет интерес к природе, любознательность, наблюдательность.

Дети понимают, что в природе все взаимосвязано: растения, животные, окружающая среда. Ведь экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.

Так дети впервые познали связь между субъектами природы. На примере растений дети узнали, что растениям нужны свет, влага, тепло.

Без живых объектов невозможно воспитать в детях чувство доброты, чувство жалости, заботы, трудолюбия. У нас в группе попугайчики. Казалось, что дети должны были любить их, заботиться о них, а кормить и убирать клетку, желающих было мало. В основном дети проявляли чувство брезгливости. Стала детям читать книги о животных: Чарушина, Житкова, Бианки, поставила эти книги в книжный уголок. Параллельно с этим в присутствии детей ухаживала за птицами, показывая им приемы уборки и любовь к попугайчикам, называя их ласковыми именами. Показывала их беззащитность перед детьми, их зависимость от нас от ухода за ними. Постоянная работа наблюдения за повадками постепенно привлекала внимание детей. В беседе с детьми я рассказывала им о Родине, где живут попугаи, об их повадках, о том, что они любят, рассказывала что это декоративные птицы, то есть живут у нас только в клетках, на улице жить не могут, погибнут. Поэтому нужно следить за ними, чтобы они не улетели. Мы выпускали Кешку с Тиной полетать, размять крылышки, птицы пользовались полной свободой, даже кормились с детьми из одной тарелки. Мы с детьми много беседовали на темы: «Мой четвероногий друг», «Они не могут жить без нас», «Человек защитник всего живого», «Любовь и добро всегда побеждают». Я часто рассказывала детям истории из жизни птиц, почему они боятся человека и когда я предлагала детям подумать и рассказать, а как бы они поступили, чтобы птицы тебя не боялись и любили? Объяснила детям, что птиц, живущих на улице надо кормить, для этого за окном в группе повесили кормушки, а дети наблюдали – сколько и какие птицы прилетают. Мы отмечали в календаре (сколько птиц было, чем питались). Дети насыпали в кормушки зерна, остатки хлеба, синичкам клали кусочки сала.

Забота о пернатых формирует чувство гуманности и сострадания. Дети приобрели все больше и больше навыков по уходу за животными. И скоро у нас в группе появился еще один жилец. Это была черепаха – Машка. Вместе с детьми подготовили террариум (насыпали песок, положили камешки, посадили растения). Мы читали с детьми, что любят черепахи, когда кормить ее, как создать хорошие условия для жизни. Какая же была радость, когда в группе появилась черепаха. Дети наблюдали за Машкой, за ее повадками. С радостью убирали у нее и кормили. Приносили ей капусту, морковку, яблоки. Они наблюдали как черепашка ест. Интересовались для чего ей нужен панцирь. Сначала черепаха побаивалась детей и постоянно пряталась. Но вскоре стала более спокойно относиться к прикосновениям детей, и уже спокойно гуляла по группе и не боялась детей.

Я считаю, что в моих детях мне удалось воспитать положительное отношение к животным, к природе, так как оно основывалось на знаниях и практической деятельности детей. Это чувство развивалось постепенно от положительного эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость. Сформированное уже более или менее устойчивое поведение превращается при благоприятных условиях в привычку.

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения. у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.


История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание").

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • - необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • - необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • - необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • - необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем) ; экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин, 1996).

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский, Локк 1989).

Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Какое значение для дошкольников имеет экологическое воспитание?

  • вырабатывает ответственность за сохранение природы;
  • воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
  • дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
  • предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
  • направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Как привить ребенку экологическую культуру?

Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.

Малыши дошкольного возраста очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.

Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.

Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с – это не простая, но очень важная задача.

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления - способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях. В наши дни образование в целом и экологическое образование в частности - не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, перехода к устойчивому развитию.

При этом доступное и обязательное, по крайней мере среднее, образование - один из наиболее действенных путей сокращения резкого прироста населения («демографического взрыва»). Образование - это своего рода долгосрочное капиталовложение, существенно способствующее развитию «устойчивого общества».

Экологическая нравственность и экологическая этика будущих поколений формируются сегодня. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека. Человек - пусть и выдающийся, но по значимости для биосферы не подавляющий вид.

Осознание проблем в сфере экологического образования на международном уровне завершилось в 1970-х гг., в результате чего ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени ООН провели Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977). В итоговом документе - Тбилисской декларации - впервые сформулированы рекомендации членам международного сообщества по развитию экологического образования.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т.п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии, личный пример родителей, экологические мультфильмы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие экологические конференции и симпозиумы, наконец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении - вот звенья цепочки, формирующие экологически ответственного человека. В вузах должны подготавливаться экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различными разделами этой науки.

Анализируя современное состояние экологической подготовки людей, профессор Н.Н. Марфенин (2007) привел следующие определения в данной сфере.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание - то же обучение экологическим нормам поведения, но не теоретическим путем, а на практике в процессе развития ребенка на основе подражания жизненным установкам и поведению окружающих взрослых.

Экологическое просвещение - распространение экологических знаний и опыта, способствующих формированию экологической культуры.

Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимосвязи с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Экологическая культура тесно связана с другими составляющими культуры.

Об особой роли и значении экологического воспитания, образования, а также научных исследований в Российской Федерации свидетельствуют разделы XII и XIII Закона об охране окружающей среды, где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».

В настоящее время происходит формирование и экологической культуры, которая, по определению Н.Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества.

Древнейшие религии мира основаны на обожествлении природных явлений и признании всего живого равным себе - «...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом...» (Библия, Екк. 3:19).

Современная экологическая культура, конечно, не может слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент (элемент) религии. Она базируется на приоритетном научном изучении закономерностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая культура как новый способ взаимоотношений человека и природы исходит из того, что общественные изменения целиком зависят от современного ресурсного потенциала природы.

Сегодня проблема повышения экологической культуры и образования актуальна как никогда. Эти понятия определяют уровень восприятия людьми окружающего мира и оценку своего положения в природе. Имеется прямая зависимость экологической безопасности общества от уровня экологической культуры людей и обратно пропорциональная - количеству и уровню материального потребления населения.

Экологическое образование и воспитание начинается с раннего возраста и основывается на примерах экологически грамотного поведения взрослых. Существенную роль в формировании экологической грамотности (т.е. знании законов природы и навыков сохранения природной среды) играет школа.

Требование всеобщности и комплексности экологического образования закреплено законодательно. Так, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» Закона об охране окружающей среды начинается ст. 71, в которой указано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».

В Российской высшей школе с 1990-х гг. создана и реализуется система экологического образования, сформирован ряд новых экологических направлений специальностей и специализаций. В вузах фундаментальные курсы экологии осваиваются наряду с обязательным изучением математики, информатики, физики и химии.

Руководствуясь современными знаниями о науке и технике, экокультура должна способствовать гармоничному существованию антропогенных и природных экосистем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх