Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности. Педразвитие. Креативность - это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или е

Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

1. Организационный момент.

Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

3. игра «Назови что это»

Светит, греет… (солнце).

Тает, темнеет… (снег).

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Капают, тают… (сосульки).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Набухают, лопаются… (почки).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Чирикают, прыгают… (воробьи).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

4 . Физкультминутка.

«Ласточки летели» Координация речи с движением.

5. Игра «Четвертый лишний?»

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

6. ИГРА «У кого – кто?»

Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

Которую я назову.

У кукушки – кукушата, у ласточки - ...,

У скворца – ..., у журавля - ...,

У стрижа – ..., у лебедей – ...,

У уток – ..., у гусей - ...,

У грача – ...

7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

Ласточки, за ласточками – журавли.

***, возьми грача.

***, возьми скворца.

***, возьми ласточку.

***, возьми журавля.

***, повтори, кто за кем прилетел.

***, повтори

ПО ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

(старшая группа компенсирующей направленности)

Учитель-логопед Горбенко Н.В. МДОУ ЦРР – детский сад № 28 г.о. Жуковский

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие:

развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование мн.ч. им. существительных в им. пад., закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, слоговой анализ слов, звуковой анализ слов с использованием знаковой символики гласных звуков, практическое употребление предлогов «в», «на», «с», «к», «от», «за», «из» в речи, образование названий детенышей птиц с помощью суффикса –онок-, развитие внимания, памяти, мышления, речевого дыхания, общей и мелкой моторики, координация слова и движения;

коррекционно-воспитательные:

воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование: предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», скворечник, цифры 2 и 5, схемы с условными обозначениями гласных звуков, мяч, игра «Собери птичку» по числу детей.

Ход занятия:

1. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре. Звучит тихая музыка. Логопед вместе с детьми читают стихотворение и выполняют в такт словам движения.

Слякоть, непогодушка, (подняли руки вверх, помахивания руками)

Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)

Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)

Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)

Ветка чуть качается, (руки вверх, имитация дуновения ветра)

Дождик не кончается, (помахивания руками перед собой)

С нами старый скворушка (руки в стороны)

До весны прощается. (прощальные движения руками)

Логопед: А теперь мы с вами отправимся на волшебную полянку. Сделаем глубокий вдох ртом и на выдохе произнесем волшебное слово «ФУУУУХ», растягивая выдох как можно дольше, (упражнение повторяется 3 раза, последний раз с закрытыми глазами), открываем глазки. Ребята, где же мы с вами оказались? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

Дети: В лесу.

Дети садятся на свои места.

2. Беседа о перелетных птицах.

Логопед: Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу? Вы помните, чьи голоса вы слышали?

Логопед: Да, ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. А что птицы делают осенью?

Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Логопед: Правильно, ребята. Еще в октябре начинают улетать в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Зимующие.

Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

Дети: Перелетные.

Перед детьми на столе разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, сорока, ворона, утка, жаворонок, дятел, журавль, лебедь, кукушка, сова, соловей, дрозд, аист, цапля. Дети по одному выходят к столу и раскладывают на две группы зимующих и перелетных птиц. Картинки с перелетными птицами логопед вывешивает на доску.

Логопед: Кого ты выбрал?

Дети: «Я выбрал ласточку» и т.д.

3. Игра «Назови части тела птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

4. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)

Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

Дети: «Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек».

Дети: «Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей» и т.д.

5. Игра “Один- много” с перекидыванием мяча.

Дети встают в круг, логопед называет слово-название птицы в ед.ч. им. пад., ребенок называет слово во мн.ч. им пад.


Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,

жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

утка - утки,
ласточка – ласточки,

дрозд - дрозды, аист – аисты,

цапля – цапли.

6.. Игра “У кого кто ” с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, а теперь мы должны назвать птенца птицы.
У кукушки – кукушонок

У журавля - журавленок

У скворца - скворчонок
У лебедя - лебеденок

У утки - утенок

У аиста – аистенок

У дрозда – дрозденок

7. Загадки о перелетных птицах.

Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки о птицах.

Это старый наш знакомый: Прилетает к нам с теплом, Кто на елке, на суку

Он живёт на крыше дома - Путь проделав длинный. Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
Длинноногий, длинноносый, Лепит домик под окном (кукушка)
Длинношеий, безголосый. Из травы и глины.
Он летает на охоту (ласточка)
За лягушками к болоту.
(аист)

На одной ноге стоит, Хочет – прямо полетит,

В воду пристально глядит, Хочет – в воздухе висит,

Тычет клювом наугад – Камнем падает с высот.

Ищет в речке лягушат. И в полях поет, поет.

(цапля) (жаворонок)

8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Птичек стая.

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек – стайка!

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка совушка –

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка –

серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети зажимают по одному пальцу сначала правой, затем левой руки. На последние слова имитируют улетающих птиц)

9. Употребление предложно-падежных конструкций.

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она находится. Отвечаем полными предложениями! Работа с предлогами «в», «на», «с», «за», «к», «от», «из». Логопед перемещает скворца около скворечника, дети употребляют различные предложно-падежные конструкции.

Логопед: Куда залетел скворец?

Дети: «Скворец залетел в скворечник».

Логопед: Откуда вылетел скворец?

Дети: «Скворец вылетел из скворечника».

Логопед: Где сидит скворец?

Дети: «Скворец сидит на скворечнике».

Логопед: Откуда слетел скворец?

Дети: «Скворец слетел со скворечника».

Логопед: Куда спрятался скворец?

Дети: «Скворец спрятался за скворечник».

Логопед: От чего отлетел скворец?

Дети: «Скворец отлетел от скворечника».

Логопед: К чему подлетел скворец?

Дети: «Скворец подлетел к скворечнику».

10. Звуко-слоговой анализ слов с использованием знаковой символики.

Логопед: Ребята, давайте поможем перелетным птицам благополучно долететь в теплые края. Для этого вам нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц. Гласные звуки обозначены на доске условными обозначениями. Для каждой птицы мы должны с вами найти нужную схему.

Логопед показывает на доске схемы и произносит названия птиц с утрированным произношением гласных звуков. Дети выделяют гласные звуки из слов-названий птиц и находят на доске нужную схему.

Утка аист дрозд кукушка журавль

11. Игра «Собери птичку».

Логопед: Ребята, и последнее для вас задание. Вы должны будете из различных геометрических фигур собрать птичку (голова туловище

2 крыла хвост)

Самостоятельная работа детей.

12. Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали? Какие задания вам больше всего понравились?

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи :

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия , чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов . Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись . Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. (Приложение №1, 2)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. (Приложение №3. Рис.1)

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.(Приложение №3. Рис.2)

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями , можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали. (Приложение №4)

В старшем дошкольном возрасте детимогут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. (Приложение №5. Рис.1)

Монотипия уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная , когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж . Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. (Приложение №9)

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года.

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

Никто из детей не показал очень высокий уровень;

Только по 20 % детей показали высокий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;

По 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;

По 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;

По 5 % детей показали очень низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

В конце года произошли изменения:

15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

Высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

Средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

Низкий уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

Очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Приложение к работе можно .

Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучение рисованию должно осуществляться педагогом планомерно и систематически. Иначе развитие способностей у детей к изобразительному искусству пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

В.Б. Косминская в своих работах выделила и раскрыла 2 этапа в развитии изобразительных способностей:

1) Доизобразительный период в развитии способностей.

Первый этап в развитии художественных способностей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, и т.д. В педагогической литературе этот период носит название “доизобразительный”, так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль: ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда ребенок замечает, что его штрихи напоминают знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании нет еще прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслы. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.

Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение.

2) Изобразительный период в развитии способностей.

С появлением сознательного изображения предмета начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.

Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребёнка ещё отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а, следовательно, и чёткость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет ещё технических навыков.

В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребёнок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребёнка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями.

Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Статичность позы изобразительного объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения.

Но создать подлинно динамический образ трудно, так как восприятия детей ещё не развиты.

Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать её на бумаге. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приёмы передачи движения заменяются изобразительными.

Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании - это умение передавать изобразительными средствами пространственные отношения.

В рисовании, где изображение дается на плоскости, пространство передается особыми приемами. Понять их условность, в результате которой создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно. На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут, и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.

Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название “фриз”.

Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями. Иногда они самостоятельно пытаются передать эти изменения, усвоив их из жизни. Если ребенок осознает уменьшение предметов с удалением их и увеличение - с приближением, можно предложить ему располагать предметы выше и ниже на широком пространстве листа, изображающем землю.

Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета. Рисуются не только видимые части предмета, но и те, которые в данный момент нельзя увидеть; предмет как бы разворачивается, и к видимым частям подрисовываются остальные.

Такие особенности не являются обязательной ступенью в развитии способности детей изображать пространственные связи. При правильно поставленном обучении они обычно отсутствуют.

Подводя итоги, можно констатировать следующее, что развитие изобразительных способностей проходит два периода, которые включают в себя весь дошкольный возраст, и вопросы их развития тесно связаны с проблемой детского творчества.

В своих работах Т.С. Комарова охарактеризовала развитие замысла - задуманного плана действий, деятельности (по педагогическому словарю) - у дошкольников. Она отмечала, что у малышей (2-4 года) замысел складывается далеко не сразу. Первые их рисунки - это действия с карандашом и кистью, не преследующие цели создания изображения. Со временем ребенок начинает называть, что он нарисовал, уже по завершению процесса. Можно сказать, что замысел возникает позже, при восприятии готового изображения. В 3-4 года в ряде случаев замысел возникает до создания рисунка, и некоторые дети не меняют своего замысла в процессе изображения.

Умение замысливать содержание предстоящего изображения и воплощать возникший замысел в рисунке формируется на основе образовавшихся в процессе восприятия представлений о разных предметах и явлениях, а также на основе овладения хотя бы основными изобразительными движениями руки. Это свидетельствует о росте осознанного отношения к изобразительной деятельности, о формировании умения соотнести желание со средствами (способами действия), которые позволяют выполнить задуманное. А это в свою очередь ведет к дальнейшему развитию воображения, творчества и изобразительной деятельности в целом.

Становится очевидным, что дети 3-3,5 лет в результате систематических занятий овладевшие некоторыми формообразующими движениями, самостоятельно задумывают содержание изображения в соответствии с имеющимися у них умениями и впечатлениями об окружающей жизни. Как правило, дети доводят задуманное до конца; большинство охотно повторяют изображения самостоятельно или по предложению воспитателя, что говорит об осознанности и произвольности процесса изображения.

К 6 годам обогащается сенсорный опыт детей. Богаче, разнообразнее и точнее становятся представления о предметах и явлениях окружающего, усиливается работа воображения. Замыслы характеризуются большим разнообразием, устойчивостью.

Дети старшего дошкольного возраста подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребенок соотносит с имеющимся в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения.

Таким образом мы делаем вывод, что задача педагога - помогать в развитии этих процессов на каждом этапе, найти такие методы и средства, которые позволили бы воспитать творческую личность. Вот почему так важно разобраться в проблеме взаимосвязи обучения и творчества, найти такое содержание детской изобразительной деятельности и такие методы и приемы обучения детей, которые позволили бы формировать творческие проявления уже в дошкольном возрасте у всех воспитанников детских учреждений.

Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию. Не освоив на занятиях под руководством педагогов необходимых для изображения знаний, умений и навыков, не получив достаточно отчетливых представлений об изображаемом, ребенок чувствует себя беспомощным, вынужден рисовать не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает скованность, неудовлетворенность. Обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей органически взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают одна другую.

Но не стоит забывать, что творчество не должно сводиться только к обучению необходимым навыкам. Е.А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения к способу решения узкого круга задач (формированию знаний и умений).

На основе изученной литературы мы выявили, что процесс развития изобразительных способностей и процесс развития замысла детей проходят определенные этапы становления в дошкольном возрасте. Педагог должен помогать в развитии способностей и замысла в соответствии с необходимыми условиями развития детского творчества, не ограничивая деятельность воображения ребенка, то есть он должен найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях. Знания и умения должны стать средством проявления творчества.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх