Факторы семьи влияющие на формирование отклоняющегося поведения. Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения подростков. Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, сопоставление, синтез, анализ передового педагог

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

28. Формирование отклоняющегося поведения в семье

Основными источниками формирования девиантного поведения являются:

–?сама личность с ее индивидуальными свойствами;

–?малые социальные группы – семья, школа, производственный коллектив;

–?общество в целом с его политической, духовной, культурно-воспитательной и другими функциями; влияние его происходит через политические, экономические и социальные условия жизни, жизненный опыт, внутриполитические и внешнеполитические события, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются только самой личностью.

Наиболее важным является воздействие малых социальных групп, в которых состоит личность. В малых группах реализуются социальные противоречия, свойственные обществу, на них сказываются социальные различия, определяющие образ жизни малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), в силу их самостоятельности возникают групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом, а иногда и групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности, расходятся с нравственными, правовыми и другими нормами общества, проявляясь в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Преступная направленность личности нередко формируется в семье, где ребенок приобретает основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. В семье может существовать ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей, негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания), и с семьи начинается вовлечение детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; особенно, если родители совершают аморальные проступки, преступления, имеют антиобщественные взгляды, а ребенок растет в нездоровой морально-психологической атмосфере конфликтности и рукоприкладства, неправильно воспитывается или вообще не воспитывается. Недаром преступления несовершеннолетних связываются с высокой конфликтностью в семье, и в то же время крепкая семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ Проблема классификации поведенческих отклонений Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения Медицинская классификация поведенческих расстройств Сравнительная характеристика поведенческих

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Раздел II ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение как результат научения Схема анализа

Из книги автора

Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Из книги автора

Глава 1 ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности Профилактика отклоняющегося поведения Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности Стратегии

Из книги автора

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции Когнитивное переструктурирование Методы

Из книги автора

12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество,

Из книги автора

Формирование нового поведения Жить своей жизнью – только своей, и ничьей больше! Многие из нас еще в начале жизни приобрели привычку вмешиваться в дела других людей. Мы слышали, как наши родители критически отзывались о своих друзьях или других членах семьи, о соседях, их

Из книги автора

Формирование нового поведения Осуждение плохо отражается на вас Осуждение нами других людей раскрывает наше личное самоощущение, что, как правило, почти незаметно, и поэтому так легко решить, что в нас-то самих нет того, что мы столь рьяно осуждаем в других (ведь нам

Из книги автора

Формирование нового поведения Расслабьтесь Это довольно просто. В первой главе мы уже говорили о необходимости позволять другим людям жить их собственной жизнью. Но сейчас я хочу сказать: Не лезьте не в свое дело! Не идите туда, куда не собирались и не хотели. Не

Из книги автора

Формирование нового поведения Умение жить Миллионы людей тратят годы, если не десятилетия своей жизни, мысленно прокручивая в своих головах жизни чужие. В группах Анонимных Алкоголиков, в рамках программы Двенадцати Шагов для семей и друзей алкоголиков, мне всегда

Из книги автора

Формирование нового поведения «Случайного» опыта не бывает В детстве мы учились определять свой опыт как «хороший» или «плохой». С возрастом стали называть его «обучающим» или «бессмысленным». «Духовным», «случайным», «трагическим», «удачным»… Оказывается, это очень

Из книги автора

Формирование нового поведения Быть бдительным, делая свой выбор Если вы ищете мира, то должны быть бдительны при совершении своего выбора. Эго часто склоняет нас сделать выбор в пользу сплетен, критики, сравнения, осуждения, ревности, страха и гнева – никогда такой выбор

Из книги автора

Формирование нового поведения Жить самому и давать жить другим Освободить себя от выполнения чужих дел – глубокий опыт свободы, подразумевающий, что каждый способен и в состоянии добиться своих целей, сосредоточившись на принципах умиротворенной жизни. Это упрощает

Из книги автора

4.1.2. Взгляд зарубежных психологов на проблему отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение зарубежными психологами рассматривается как результат недостаточного сдерживания внутреннего напряжения, следствие гиперкомпенсации потребностей, фрустрации, блокады

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Психологическая сущность социальной девиации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, по каким психологическим закономерностям протекает данное явление, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства становятся важнейшими предпосылками девиации. Первое - это семейный фактор. Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, граничащее с жестокостью, способствуют на самых ранних стадиях роста их патологическому развитию, в отличие от более поздних, при которых неблагоприятная семейная обстановка - лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка. Семья обусловливает раннее развитие ряда начальных форм девиации, а именно - трудновоспитуемости, нервных расстройств.

Девиантное поведение подростков

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации, потере смысла существования .

Результат девиации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей до принятия тех или иных, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности (например, “вор”, “хулиган”, “бродяга” и пр.) .

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения, заболеваний матери, влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

психофизические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении относятся следующие:

  • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
  • трудности взаимоотношения, самопонимания;
  • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”, ценностей;
  • внутренне (“психологическое”) одиночество, непонятность другими;
  • стремление избежать давления, правил, норм, требований;
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
  • трудный характер: обидчивость, агрессивность;
  • чувство вины, стыда за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям .

Влияние семьи на причины девиации подростков

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированиюасоциального поведения несовершеннолетних:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;
  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости” и насилия .

В настоящее время остро стоит проблема неполных расширенных семей. Недавно ставшая массовой категория неполных семей - это неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав, либо предаются безудерному пьянству - чаще всего, именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения .

Одной из причин возникновения девиаций у подростков - это изменение ситуации в семье, а именно развод родителей. Дети остро реагируют на любое нарушение семейного стереотипа. В 60% случаев они дают различную психогенную реакцию, из этих 60% около трети переходит в развернутые психогенные заболевания: неврозы и личностные нарушения, а также отклонения в поведении, вплоть до противозаконных .

Очень трудно переживают развод родителей подростки. Эмоциональная неустойчивость, болезненная чувствительность, критичное отношение к родителям, “философская интоксикация”, связанная с осознанием своего “Я”. Подростки могут встать на сторону матери или отца, быть агрессивными или замкнуться, их может захлестнуть чувство одиночества, тоски, покинутости. Больше того, они могут разочароваться в привычных нравственных нормах, разувериться в любви .

В МБОУ “СОШ № N” г. Барнаула на профилактическом учете социального педагога состоит 10 неблагополучных семей, в них воспитывается 14 детей.

Проведенный анализ ситуации, связанной с совершением правонарушений несовершеннолетних в МБОУ “СОШ № N” в г. Барнауле показывает, что 8 % подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях, где отсутствуют условия необходимые для развития и воспитания детей.

Одной из главных причин девиаций детей и подростков является небагополучная семья. Без организующей и мобилизирующей помощи взрослых, которую детям не могут предоставить родители в неблагополучной семье, дети не в состоянии преодолевать трудности, становятся жертвами жестокости и разочарования взрослых, терпят обвинения в неполноценности, наказания .

Координатором всех государственных структур в г.Барнауле является администрация города. При администрации созданы комитеты, ведающие вопросами образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.

Структура работы с семьей в г. Барнауле следующая:

  • общеобразовательные школы (психолого-педагогическая поддержка семьи);
  • управление социальной защиты (выплата пособий, материальная поддержка);
  • отдел опеки и попечительства (социально-правовое обеспечение семьи);
  • центры внешкольной работы (составление социальной карты микрорайона);
  • центры детского творчества (организация досуга).

Стратегия социальной политики, социальной защиты ориентированы на формирование здоровых отношений в социуме и, прежде всего, в сфере семьи. Работа в барнаульском социуме осуществляется с целью развития социальной инфраструктуры семьи, стимулировании конструктивных семейных отношений, пропаганды положительного семейного опыта посредством формирования общественного мнения в поддержку неблагополучной семьи.

Список литературы

  1. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1998.
  2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. М.: Профиздат, 1992.
  3. Социальная работа. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2000.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: 2001.
  5. Психология семьи. Хрестоматия. Издательский дом “Бахрах-М”. Самара, 2002.

Неблагополучная семья: что это?

Сегодня неблагополучной семьей принято называть такую семью, которая обладает достаточно низким социальным статусом. Родители попросту не справляются с теми обязательствами, которые возложены на них, так как они с трудом могут нести ответственность за собственные поступки. Что касается функциональности и, что самое главное, адаптивных способностей неблагополучных семей, то они существенно ниже, чем у социально ответственных семей. Родители в означенных семьях могут страдать от вредных привычек или намеренно игнорировать собственного ребенка, что приводит к тому, что процесс воспитания проходит с большими трудностями, медленно и, как правило, абсолютно малорезультативно.

Ребенок в семье с родителями, проявляющими отклоняющееся поведение, испытывает существенный дискомфорт и стресс, осознает, что взрослые не следят за ним и даже пренебрегают, может подвергаться не только жестокому обращению, но даже и насилию различного характера.

Замечание 1

Главная характеристика неблагополучной семьи – отсутствие любви супругов друг к другу и к ребенку. Такая семья не способна удовлетворять нужды ребенка, защищать его права и законные интересы.

Неблагополучные семьи, в которых родители отличаются девиантным поведением, могут классифицироваться в соответствии со степенью нарушения во взаимоотношениях между членами семьи, а также тех нарушений, которые мы можем отметить в поведении родителей и, соответственно, самих детей:

  • Проблемная семья – это такая семья, которая отличается нарушениями в исполнении функциональной части своих обязательств. Чаще всего, такое происходит из-за педагогической несостоятельности родителей, а также из-за того, что они сами не знают, как воспитывать своих детей. По сути, семья это неконфликтная, но присутствует дисгармоничный стиль семейного воспитания. Он может быть авторитарным, а может быть гипоопекающим или даже гиперопекающим;
  • Кризисная семья – в рамках этой семьи ее члены переживают внешний или внутренний кризис. Меняется состав семьи, дети взрослеют и в дальнейшем покидают родительский дом, может произойти развод супругов или смерть одного из них. Нередко родители проявляют признаки девиации при потере работы или жилья, ведь им приходится выживать, используя для этого нестандартные и даже противозаконные методы.
  • Асоциальная - в ней есть такие проблемы, как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, стремление к совершению различных нарушений. Как правило, отношения между детьми и родителями отсутствуют, так как дети пытаются скрывать истинный род деятельности родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми при их наличии.
  • Аморальная – это тип семьи, которая полностью утратила любые семейные ценностей. В семье присутствуют проявления девиаций – алкоголизм, употребление наркотиков и иных запрещенных веществ. С детьми обращаются очень жестоко, не занимаются их воспитанием и обучением, а также условия жизни детей довольно опасны. В данном случае необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, так как детей в буквальном смысле этого слова нужно спасать от социально опасных родителей.

Роль неблагополучной семьи в формировании поведения ребенка

Как мы уже отметили, неблагополучными семьи могут стать по разным причинам, и их влияние на детскую психику и на то, как будет складываться жизнь ребенка в будущем, просто колоссальное. Чаще всего, конфликты в семье заставляют ребенка волноваться о жизни его родителей, а также озаботиться о собственном существовании. Наблюдая за тем, как отец и мать вступают в словесную перепалку, и если они поднимают руку друг на друга, ребенок берет с них пример. Он начинает проявлять агрессию в отношении других детей или взрослых, хотя, если он в маленьком возрасте, то он даже не до конца осознает то, что он делает.

В нравственно неблагополучных семьях, где родители страдают от алкогольной и наркотической зависимостей, а также проявляют агрессивное отношение к ребенку, дети также, видя это, начинают воспринимать подобное в качестве нормы. Им не кажется, что алкоголь или табакокурение – это нечто плохое, хотя окружающие оказываются в ужасе, когда видят малыша с сигаретами. Здесь очень важна работа с детьми со стороны социальных служащих, а также педагогов, которые, видя сложность ситуации, пристраивают ребенка в приют и детский дом.

Не редки случаи, когда ситуация полностью выходит из-под контроля, и здесь необходимо не просто забирать ребенка: его надо спасать от собственных родителей, а затем работать и восстанавливать психику. Родители, чувствуя свою вседозволенность, могут подвергать ребенка насилию, как физическому, так и моральному, а еще и сексуальному. Дети боятся говорить об этом даже с самыми близкими друзьями. Когда напряжение достигает пика, то они могут пытаться сбежать из дома, а если это не получается, то предпринимаются попытки суицида.

Таким образом, родители с девиантным поведением могут быть гораздо опаснее, чем простые беспредельщики с улиц. Некоторые дети, оказавшиеся в неблагополучных семьях, отмечали, что только в семье, с самыми близкими людьми они чувствовали самую большую опасность для своей жизни и здоровья. Поэтому важна работа социальных служащих, которые должны контролировать неблагополучные семьи, где к детям проявляется агрессия и пропагандируются вредные привычки, а также девиантное поведение выставляется как нормальное и единственно приемлемое. Также важно работать и с родителями: это постановка на учет, применение системы административных наказаний. Если нарушения выходят за рамки административной ответственности, то это обязательно уголовные разбирательства, а также принудительное лечение и последующая реабилитация. Контроль будет вестись даже после того, как родители вернутся в нормальное состояние, а ребенок будет вновь отправлен в семью, так как не всегда люди могут быстро адаптироваться к нормальной жизни после подобных проявлений.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Материал для проведения родительского собрания
Тема: «Роль семьи в формировании девиантного поведения»
Составила: Скобкарева С.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Ижевск 2015
План
Введение
Норма и патология девиантного поведения.
Основные формы девиаций.
Семья, как социальный фактор, способствующей происхождению девиатного поведения.
Ошибки воспитания.
Семейные условия.
Причины нарушений поведения детей.
Условия предотвращения девиантного поведения.
Заключение.

Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением.
Ученые установили, что ребенок, растущий в благоприятной обстановке, быстрее становится общительным, быстрее начинает ходить, разговаривать, он бодрее и жизнерадостнее, тогда как у детей, растущих в атмосфере неприязни и раздражительности, заметно замедляется психическое и физическое развитие, что неизменно отражается в поведении.
Девиатное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон). В справочнике практического психолога указано, что девиантное поведение - это поведение с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие явной или скрытой психопатологии); и это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Поэтому в каждом конкретном случае, такого поведения, всегда встает вопрос, являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания или это особенность переходного возраста, дефект воспитания?
Среди мотивов девиантных поступков чаще всего наблюдается: тяга к подражанию, отрицательным шаблонам старших товарищей; боязнь наказания; стремление к материальному приобретению; желание выделиться среди сверстников; «произвести эффект».
Причинами запущенности, как правило, являются различные ошибки воспитания в семье и обучения. Взаимное безразличие и агрессия взрослого порождают глубокую социально-педагогическую запущенность.
М.И. Рыбалко выделяет несколько признаков такой запущенности. Во-первых, это избирательность контактов с оппозиционным отношением к взрослым при сравнительно хорошем общении со сверстниками. Во-вторых, психологическая понятность неправильного поведения и сравнительно легкая обратимость его при изменении факторов среды. В-третьих, отсутствие нарушений со стороны вегетативной нервной системы (расстройств сна, аппетита и др.), тоскливо - раздражительного настроения, повышенной готовности к развитию глубоких или бурных психических реакций. В-четвертых, осознание «трудных» неправильности своего поведения с критической оценкой собственных характерологических особенностей. Асоциальное поведение педагогически запущенного ребенка обусловлено отсутствием потребности в труде, незрелым и искаженным пониманием нравственных обязанностей, недостаточной сформированностью познавательной сферы.
Основные формы девиаций.
Основными формами девиации являются: алкоголизация и ранний алкоголизм, наркотизм и токсикомания, агрессивное поведение, суицидальное поведение.
Особенность воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, он в больших дозах, подавляет психическую активность, а в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Таким образом, выпивая, ребенок стремится погасить состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.
Также наркотизм и токсикомания, связаны с психическим экспериментированием, поиском новых ощущений и переживаний. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы.
Агрессивное поведение –это одна из наиболее распространенных форм девиаций. А.И. Стаценко выделяет ситуационно и микросоциально обусловленное агрессивное поведение. Такое поведение возникает эпизодически, носит характер реакций протеста и не нарушает в целом взаимоотношений подростка с окружающими, является своего рода инструментом для достижения целей: материальных или личностных (стремление к самоутверждению, признанию сверстниками). Такое поведение возникает вследствие искажений в системе ценностных ориентаций, неверных установок в отношении агрессии. Агрессия может сопровождаться чрезвычайно бурными внешними проявлениями или может протекать на эмоционально-холодном фоне.
Суицидальное поведение, по мнению И.С. Кона, вызвано «эффектом Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера. В психологических экспериментах было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Каждая скверная ситуация пробуждает желание избавиться от них с помощью смерти, и в большинстве случаев смерть - это не сведение счетов, а крик о помощи.
Противоправное поведение наблюдается чаще у несовершеннолетних. На становление асоциальных форм поведения существенное значение имеют семейные условия. Социологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет 10 типов семей:
Воспитательно-сильные.
Воспитательно-устойчивые.
Воспитательно-неустойчивые.
Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой.
Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой.
Маргинальные- с алкогольной, сексуальной деморализацией, правонарушительские, преступные, психически отягощенные.
Немалой опасностью становится судимость одного из членов семьи, которая увеличивает вероятность преступлений, прежде всего несовершеннолетними.
Многие родители стараются навязать свое мнение, по принципу «делай, как я». В этом отношении к детям присутствует приказной, повелевающий тон, стремление к строгой дисциплине, ограничение самостоятельности, использование физического наказания, постоянный контроль за действиями ребенка. Нередко, когда такие дети бывают «козлами отпущения».
Также, на формирование девиантного отклонения влияет модель «невмешательства» в жизнь ребенка. Цель общения взрослого с детьми: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; при этой модели взгляд на ребенка как на обузу. В таких семьях дети озлоблены, противоречивы во всем, у них наблюдается повышенная внушаемость. Они легко попадают под влияние сильной личности, становятся на антисоциальный путь.
Всем известно, что предпосылкой хорошего воспитания является «дом», «семейный очаг». Очень существенны взаимодействия между родителями. Если отношения хорошие, то трудности будут преодолены. Если же в семье родители постоянно ссорятся, скандалят, это отпечатывается на психике ребенка. В результате ребенок «прорабатывает» имеющимися у него психологическими средствами семейные стрессы.
Макаренко А.С. писал, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение... А если вы дома грубы или вы пьянствуете..., ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Моральный и материальный ущерб, наносимый пьющими родителями непоправим. Из-за ссор, скандалов дети недосыпают, возникают невротические состояния. В таких семьях дети часто вырастают злобными, мстительными, лживыми, лицемерными. Стараясь защитить себя в семейных драках, они со временем действуют теми же методами.
Между тем процент «трудных» детей в так называемых благополучных семьях тоже не малый. «Оранжерейное» воспитание не менее опасно для ребенка. Гиперопека - изнеживающее воспитание с подавлением самостоятельности ребенка, приводит к таким нарушениям, как неуверенность в себе, нерешительность. Такие дети легко попадают в категорию «трудных». Оказываются втянутыми в дурные компании.
Воспитание типа «кумира семьи», когда исполняются все его желания и капризы, оправдываются все его поступки, благоприятствующие развитию личности с эгоцентризмом, жаждой признания, конфликтностью. Это дети, не желающие ничему и никому подчиняться.
В число «трудных» обычно попадают не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок, трудностей.
Причины девиантного поведения следует искать в глубине психики ребенка.
Психологи выделяли 4 основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия.
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти.
Третья - нежелание отомстить. Поводов для обид множество, это частые ссоры, развод и др.
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт обид и неудач, ребенок вообще теряет уверенность в себе. Внешне он показывает равнодушие: «И пусть плохой», «И буду плохой». Возникает реакция протеста или реакция имитации. Находясь длительное время в неблагоприятной обстановке семьи, скандалов, ссор подросток усваивает манеру поведения родителей. Также возможна и пассивная форма реакций протеста: уходы из дома, отказ от еды, отказ от занятий в школе.
Чтобы изменить поведение «трудного ребенка» необходимо изменить отношение к нему, устранить причину обиды ребенка. Организовать с ним совместную деятельность, помочь ему выбраться из тупика, главные усилия надо направить на то, чтобы «переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. И, конечно же, придется менять себя».
Подводя итог, хочется сказать, что огромное влияние на данное поведение оказывает семья. В семьях, где царит конфликтная атмосфера, где к детям относятся враждебно, ощущается отвержение ребенка и явный недостаток любви, у ребенка возникают трудности в поведении. Склонность к совершению асоциальных поступков возникает в результате недостатка контроля со стороны родителей, их безразличного отношения к детям. Часто в беду попадают дети из семей, где от них требуется беспрекословное повиновение воле старших. Беспрекословность воспитывает в детях некритичность к своим и чужим действиям, избыточную доверчивость. Подростки, у которых деспотией старших подавляется самостоятельность, инициатива, воля, легко попадают под влияние других лиц и вместе с ними совершают преступления, или становятся их жертвами.
Избыток «воспитательных мер», психологическое давление и гиперопека истощают запас нервно-психической прочности ребенка, и он занимается как может. Нерациональные способы самозащиты включают в себя неизбежный негативизм, стремление к эмансипации, эгоцентризм, развивают конфликтность и блокируют развитие самопонимания. Грубость, цинизм «трудного» ребенка зачастую является лишь маскировкой чувства собственной неполноценности, маскировкой чувства ущемленности и обиженности. Как ни странно, но именно такие дети (трудные) особенно чувствительны к проявлениям добрых чувств со стороны других людей. Они, как никто, ценят человеческую ласку, истинное внимание и заботу.
Родители - это учителя в самой важной школе на свете - школе формирования личности. Воспитание - самая сложная и тяжелая работа. Чтобы достичь успеха, требуется максимум терпения, здравого смысла, мудрости, сознательности, всевозможных знаний, постоянного самообразования. Чтобы понять и помочь своему ребенку родителям необходимо понять глубинную причину непослушания.
Понять разобраться, встать на один уровень с ребенком, увидеть его проблемы его глазами. И с этих позиций понятия доводить до сознания ошибочность его поведения, поступков. Доброжелательное отношение, заинтересованность в судьбе ребенка может предотвратить девиантное поведение, а также изменение или частичное ухудшение условий его жизни, устранение нездоровых отношений, вовлечение в различные виды деятельности, позволяющие проявить себя с положительной стороны, накапливать опыт правильного поведения и в итоге вытеснять отрицательные тенденции.
Необходимо установить душевный контакт с подростком, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, поднять его авторитет в глазах окружающих, удовлетворив тем самым его ущемленное самолюбие.
При работе с «трудными» можно сделать определенные выводы: во- первых, с ними нельзя общаться с позиции «психолог - взрослый - подросток - клиент», а необходимо открыто, доверительно, искренне и честно обсуждать их личные проблемы, вместе искать выходы из сложных проблемных ситуаций. С ними надо просто, пo-дружески, по-человечески общаться на равных, уважать их интересы, обсуждать их проблемы, спорить, если это необходимо. Но главное в том, чтобы не «воспитывать» подростка (отчитывая за нарушения в учебе и поведении), а проживать с ними вместе те проблемные периоды жизни, которые у них возникают. Необходимо, чтобы родители были терпеливы и стали добрей, мягче к своему ребенку, принимали его таким, какой есть, верили в него, считались с ним и психологически поддерживали.
В подростке есть своя жизненная правда. Он «врывается» в мир взрослых, и его скачок во взрослое общество - всегда на равных. И несет нечто очень ценное - свой собственный взгляд на жизнь, свои цели, новые, часто для нас непривычные жизненные формы поведения. Если «заблокировать» общение, значит спровоцировать подростка на борьбу с нами, борьбу жесткую, жестокую.

Литература:
Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1995
.Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком». Как?», М., 1997
Кон И.С. «Психология ранней юности», М., 1989
Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания», М., 1997
Раттер М. «Помощь трудным детям», М., 1987
«Ребенок и микросреда», ред. Шкляевой С.А., Виноградовой Г.А., Ижевск, 1996
«Лишенные родительского попечительства», /Мухина B.C./, М.,1991

Гиздатуллина Ф.И., Ушурова Н.И.

Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Научный руководитель: Айкашев Г.С., доцент

На протяжении длительного времени семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка. На каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

В подростковом возрасте отношения детей с родителями переходят на новый этап. У подростка выходят на первый план два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Сравнивая семью с другими институтами социализации, можно выделить некоторые её особенности. Изначально семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, опыт общения, накопленный со временем, иногда ошибки и просчеты, совершенные родителями на первых этапах воспитания.

Именно семья является первоначальной группой, где подросток приобретает опыт общения с людьми разного возраста и пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности, продолжается фактически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок не находится дома.

В связи с тем, что воспитательная роль семьи является ключевой, возникает вопрос о том, как же сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на ребенка. Статистика показывает, что самые большие трудности в семье возникают в сфере отношений, которые связаны с внутрисемейной культурой. Культура общения предполагает взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость и т.д., следовательно, нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов.

Частыми причинами отклонений в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие доверия друг к другу, внимания и поддержки.

Понятие «подростки с девиантным поведением» употребляется очень часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех подростках, которые в силу некоторых жизненных обстоятельств более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества, что и является причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий, таких как пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми.

Воздействие неблагоприятных факторов вызывает негативные психические, физические и иные изменения в организме подростка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям. Существует угроза развития у ребенка значительных отклонений как в поведении, так и в личностном развитии.

Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.

Немалую роль в формировании девиантного поведения подростков имеют стили семейного воспитания. Можно выделить следующие стили:

Авторитарный стиль. В семье с данным типом воспитания все решения принимают родители, они ограничивают право выбора ребенка. Ребенок, выросший в такой семье, когда уходит из родительского дома, сталкивается со многими проблемами: не склонен самостоятельно принимать решения, из-за этого может произойти его слияние с дурной компанией.

Демократический стиль. В данном случае родители поощряют личную ответственность и самостоятельность детей в соответствии с их возможностями. Это наиболее оптимальный стиль семейного воспитания и дети, выросшие в такой семье, наименее подвержены каким-либо отклонениям.

Попустительский стиль. В такой семье родители не контролируют действия ребенка, ему разрешается практически все. Такие дети вырастают эгоцентричными, не умеют считаться с чужим мнением, и в связи с этим у них возникает множество конфликтов с окружающими.

Хаотический стиль. Данный стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет четко выраженных требований к ребенку. В данной семье ребенок вырастает лишенным ощущения стабильности, выражает повышенную тревожность и агрессию.

Опекающий стиль. В данной семье ребенок находится в центре внимания, родители оберегают ребенка от любых возникающих проблем. Ребенок в такой семье вырастает беспомощным и социально – незрелым.

Таким образом, семья является первым и самым значимым субъектом воспитания ребенка. Значимость и субъектность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с образовательными учреждениями, в которых находится ребенок.

Список используемой литературы :

    Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи /Под ред.А.И. Антонова. М. 1990г.

    Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988 г.

    Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. 1998г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх