Все возрастающее ограничение детской свободы привело к снижению творческого потенциала у детей. Условия волевого регулирования поведения. Два противоположных психологических состояния: игровое и вызванное напряжением

В жизни существует большое количество сфер, в которых дети могут транслировать свой свободный выбор, что не принесет слишком сильных неожиданных последствий кому-либо из нас.

Гораздо лучше, когда вы позволяете ребенку самому подбирать для себя комбинацию цветов, которая, возможно, окажется совершенно невероятной и весьма странной, нежели переживать из-за собственной гордыни, что ваш ребенок пойдет в школу в таком виде. Если ему это нравится, и если это не причинит никакого вреда ни ему самому. Ни кому-то другому, пусть идет.

Во всем, что происходит у вас дома, может присутствовать выбор. И, в любом из этих случаев, этот выбор принесет вашему ребенку только пользу.

Один ребенок спросил у своей матери, «каким цветом я должен разукрасить этот контур в моей раскраске?», на что она, конечно же, должна была ответить: «решай сам, это твое дело - как бы ты не раскрасил, мне понравится, делай выбор сам». И, если после того, как ребенок сделал свой выбор, вам это не понравилось, то у вас нет никакого права, выразить ему свое недовольство.

Дети должны сами делать выбор, и понимать свою свободную волю в действии с самого первого мгновения своего рождения - и все это, конечно же, внутри определенных границ дисциплины, правил и жизненных принципов, которые вы, как родители, установили для своей семьи, и для своего дома.

Поэтому, конечно же, существуют вещи, которые вы не позволяете делать своим детям, например, такие, как громко кричать, впадать в припадки гнева, разбивать предметы, ломать гарнитур, рисовать на стенах и тому подобное. Они не должны это просто потому, что вы так сказали им. Необходимо дать им понять, что таковы правила поведения в вашем доме, которые ребенок не имеет право безнаказанно нарушать. А, если он сделает это, то последуют определенные дисциплинарные взыскания или наказания.

Таковы правила, которые нельзя изменять, и тогда, находясь внутри этих установленных границ, ребенок будет ощущать себя в безопасности, и будет знать, что всем нравится, и что хорошо.

Помимо этих границ, существует огромное количество возможностей, и вам не следует думать или чувствовать за своих детей. Потому что, когда вас не будет рядом с вашим ребенком, его обязательно потянет к кому-то тому, кто по неизвестно каким причинам, начнет принимать за него решения, за человека, которому исполнилось 35 лет. И все потому, что вы укоренили это в нем. И он по-прежнему будет нуждаться в ком-то, кто возьмет на себя ответственность в принятии решений.

Да, ваш ребенок может принять огромное количество решений, которые с вашей точки зрения, будут не самые лучшие. Но, впоследствии, он получит от этого свой урок, обретет внутреннюю силу, внутреннюю перспективу, внутреннее видение, он сделает определенные выводы, и будет отстаивать их, потому что, это его собственный опыт.

С момента рождения, и вплоть до 18-ти или 25 лет, вам необходимо крепко держаться за ближайший шкаф, или кровать или за что угодно, чтобы не вмешиваться в тот выбор, который ваш ребенок должен сделать сам. Нос другой, вы должны проследить, чтобы экспериментируя со своей свободой выбора, ребенок не перешел грани соответственной дисциплины.

Материал подготовила астролог Юлия

2. Выявление и развитие человеком личностных способностей, возможностей, дарований

составляет основу

3. Критериями свободы личности, по мнению ученых, являются:

1) нравы, обычаи, традиции

2) долг, нравственный выбор, ответственность

3) благополучие, карьера, успех

4) назначение выборов Президента РФ

10. Глобальной проблемой современности является (-ются):

2.1. После выборов Вы хотели бы дать несколько советов лидеру демократического государства. С какими из перечисленных высказываний Вы должны его ознакомить?

1) «Государство – это я» (Людовик XIV);

3) «Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему позволено все » (Сенека);

4) «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ» (А. Линкольн );

5) «Кажется, что люди называют только тех правителей великими, которые во время правления истребили из них несколько миллионов» ();

6) «Правительство – это рефери. И оно не должно пытаться стать игроком» (Р. Рейган).

7) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

Ответ – 3,4,6,7.

2.2. Кто или что является лишним в ряду? Обоснуйте свое мнение .

А) Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Ясперс, У. Ростоу

Ответ: Г. Яспер - смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человека, в периодизации акцент на смену типа мышления (культурно-историческая периодизация). Ост. теоретики постиндустриального общества определяют этапы по качеству развития технологии производства, за основу периодизации истории брались орудия труда.

Б) Государство, производство, религия, цивилизация

Ответ: цивилизация, а ост. понятия представляют социальные институты.

В) Администрация президента, ассоциация врачей-хирургов, союз экологов, молодежное движение «Наши»

Ответ: Администрация президента - государственный орган, а ост понятия представляют различные общественные организации и движения гражданского общества.

2.3. Вставьте пропущенные обществоведческие понятия и термины в данных высказываниях и ситуациях.

2.3.1. «К четырем «основным стихиям» воды, земли, воздуха и огня итальянские гуманисты добавили новую, пятую… Слова quima essentia (пятая сущность) стали на время синонимом понятия ЧЕЛОВЕК ». (Б. Пастернак)

2.3.2. Потерявший СОВЕСТЬ уже не знает, где ее искать, а главное – зачем. (В. Батиевский) 2.3.3.Никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. (И. Лакатос)

2.3.4. Патриотизм : убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б. Шоу)

2.3.5. «Петр I, заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел немедленно составить указ, что если на украденные ДЕНЬГИ можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить.

Генерал-прокурор Сената сказал Петру: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без ПОДДАННЫХ ? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

2.3. Проанализируйте правовую ситуацию и ответьте на вопросы.

Гражданин В. арендовал квартиру у гражданина С. Согласно договору аренды квартиры, наниматель обязан был в случае нанесения вреда имуществу арендодателя возместить причиненный ущерб. Соседи с верхнего этажа затопили квартиру гражданина С., в результате чего была испорчена мебель. Гражданин С. потребовал от гражданина В. возмещения ущерба.

Должен ли гражданин В. нести ответственность за порчу имущества? Приведите аргумент, обосновывающий ваш ответ. Назовите нормативно-правовой акт, нормы которого станут основой для рассмотрения дела в суде.

Ответ : В данном случае гражданин В., который арендовал квартиру, не несёт ответственность за порчу имущества. Ведь соседи виновны в причинении вреда и они должны возместить ущерб. Вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим

Нормативно-правовой акт по гражданским делам (Гражданский кодекс РФ)

2.5. Социологической службой страны N. был проведен опрос группы граждан и задан вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Выберите из перечня все верные утверждения. Можно ли утверждать на основе анализа диаграммы, что в данной стране осуществляется принцип политического плюрализма? Обоснуйте свой ответ. Дайте определение понятия «политический плюрализм».

Правоохранительные органы" href="/text/category/pravoohranitelmznie_organi/" rel="bookmark">правоохранительным органам доверяет около четверти опрошенных граждан;

5) главе правительства доверяют больше, чем представителям законодательного органа власти.

Да, можно говорить о том что в данной стране осуществляется принцип политического плюрализма: существуют различные политические партии и их лидеров граждане страны знают и доверят им больше, чем представителям правоохранительных органов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ - возможность существования различных идеологических течений и представляющих их общественных объединений , в том числе политических партий и движений.

Критерии оценивания олимпиады по обществознанию (школьный этап).

10 класс.

Максимальный балл – 40

п /п

Типы заданий

Критерии

Макс. балл

Тестовые задания

Базовый уровень

(один верный ответ из четырех предложенных)

За каждое правильно выполненное задание -1балл

II. Задания повышенного уровня сложности 30

Анализ высказываний мыслителей и определение правильных ответов из предложенных

2 балла за каждый верный ответ

Определение лишнего в ряду (3 ряда)

2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа;

1 балл – за верное определение без пояснения

Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний и ситуаций

1 балл за каждый верный ответ

Задание – задача

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

0 баллов, если дан только ответ, или приведен только аргумент, или только назван кодекс, или ответ неправильный

Понимание и интерпретация информации, представленной в виде диаграммы

1 балл за каждый правильный выбор

2 балла за ответ на вопрос

2 балла за определение понятия

Итого баллов:

Новая статья Питера Грея, основанная на исследованиях психологов о том, что в школе нет творчества , и не может быть в тех условиях, которые созданы на данный момент, и только свободное образование сможет решить проблему.

Все возрастающее ограничение детской свободы привело к снижению творческого потенциала у детей

Новое исследование предполагает, что американские школьники становятся менее креативными

Питер Грей , профессор психологии в Бостонском колледже, ведущий научно-исследовательскую работу, является специалистом по развитию и эволюционной психологии и автором вводного учебника «Психология» .

Если что-то и позволяет американцам оставаться на международном уровне на высоте, так это креативность. "Американской изобретательностью" восхищаются повсюду. Мы не являемся ни самой богатой страной (по крайней мере, если ориентироваться на самый низкий процент бедности), ни самой здоровой (отнюдь нет), мы не являемся страной, в которой дети получают самые высокие баллы в стандартизированных тестах (несмотря на попытки наших политиков дезинформировать нас, показывая обратное), но мы - самая изобретательная страна. Мы - великие новаторы, специалисты в изобретении новых путей достижения поставленных целей, а также в придумывании новых целей. Возможно, причина кроется в нас самих или же в нашей уникальной форме демократии, с ее акцентом на свободу личности и уважением к нонконформизму. В мире бизнеса, так же как и в науке, искусстве или где-то еще, креативность - наш актив номер один. В недавнем опросе IBM, 1500 руководителей компаний признали это, когда определили креативность как лучший показатель будущего успеха .

Следовательно, недавний научно-исследовательский отчет Кюнг Хи Ким, отмечающий непрерывное снижение креативности среди американских школьников за прошедшие два или три десятилетия, вызывает тревогу.

Ким, будучи преподавателем педагогики в Колледже Уильяма и Мэри, проанализировала баллы по ряду показателей креативности - именуемому Тест Креативности Мышления Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking - ТТСТ) - собранные из нормативных тестов школьников, начиная от детского сада и до окончания школы за несколько десятилетий. Согласно исследованиям Ким, результаты этих тестов начали снижаться где-то между 1984 и 1990 гг и с тех пор продолжают снижаться. Падение показателей статистически весьма существенно и в некоторых случаях уровень этого падения очень большой. По словам Ким, эти данные указывают на то, что "дети стали менее эмоционально активными, менее энергичными, менее болтливыми и вербально активными, обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением, более консервативны, они стали менее живые и страстные, менее проницательные, они менее склонны связывать несовместимые на первый взгляд вещи, менее склонны к синтезу и к тому, чтобы смотреть на вещи под другим углом."

Согласно исследованию Ким, снизились все показатели креативности, но самое большое снижение наблюдается в показателе, именуемом "творческая разработка", которая оценивает способность взять определенную идею и рассмотреть ее в новом интересном ракурсе. Между 1984 и 2008 г.г. средний балл по "творческой разработке" в ТТСТ для каждой возрастной группы, начиная от детского сада и до выпускного класса школы упал больше чем на 1 стандартное отклонение. Другими словами, это означает, что более 85% детей в 2008 году получили более низкие баллы по этому показателю, чем в среднем дети в 1984. Невероятно.

Вы можете задаться вопросом, как вообще креативность можно оценить. По определению, любой тест с вопросами, у которого предполагается только один правильный ответ или один верный путь решения, не является тестом на креативность. Тесты Торренса были разработаны Э. Полом Торренсом в конце 1950-х, когда он был преподавателем педагогики в Университете Миннесоты. В то время, сразу после запуска Первого искусственного спутника Земли, американское правительство было обеспокоено выявлением и взращиванием одаренных детей среди американских школьников с целью догнать русских (которых мы ошибочно считали передовыми в сфере научных инноваций).

В то время как большинство коллег Торренса сосредоточились на изучении стандартных показателей интеллекта, как пути достижения цели, Торренс принял решение остановиться на творческом потенциале. Его предшествующая работа с летчиками-истребителями ВВС убедила его, что креативность - центральная переменная, лежащая в основе личного успеха и способности адаптироваться к необычным условиям. Он приступил к разработке теста, в котором людям предоставляли различные виды побудителей и просили сделать с ними что-то интересное и новое - то есть креативное. Конечным результатом стал набор тестов, которые сейчас носят его имя. В наиболее частом применении этих тестов задания - это отметки на бумаге, такие как волнистая линия или ряд параллельных линий и кругов, и задача состоит в том, чтобы сделать рисунки, которые включают эти схемы и опираются на них. Рисунки оцениваются согласно степени, в которой они включают такие качества как оригинальность, содержательность и юмор.

Лучшим доказательством того, что тесты Торренса действительно измеряют творческий потенциал, является длительное исследование, показывающее сильную, статистически существенную корреляцию (зависимость) между баллом полученным на ТТСТ в детстве и последующими реальными достижениями. Как отмечают авторы одной из статей, комментирующей результаты, высокие баллы "соответствовали большему количеству книг, танцев, радиопередач, художественных выставок, компьютерных программ, рекламных компаний, технических инноваций, музыкальных композиций, государственных политическим программ (написанных или осуществленных), лидерских позиций, представленных лекций и спроектированных зданий", чем у тех, кто получил баллы ниже.

Действительно, ТТСТ, кажется, лучший показатель будущего жизненного успеха, который когда-либо был изобретен. Это показатель лучше, чем IQ, выпускные оценки средней школы или суждения сверстников о том, кто достигнет большего. Коэффициенты корреляции, обнаруженные между баллами, полученными на ТТСТ в детстве и реальными творческими достижениями во взрослой жизни, колебались от нижнего уровня около 0,25 до верхнего около 0,60, в зависимости от того, какие тесты были включены и каким образом оценивались взрослые творческие успехи.

Таким образом, снижение баллов ТТСТ среди детей школьного возраста, кажется, действительно должно стать поводом для беспокойства. Сама Ким называет это "кризисом творческого потенциала" и этот термин появился во многих статьях в популярных журналах.

Вот сюрприз так сюрприз... В течение нескольких десятилетий мы, как общество, подавляли детскую свободу, с каждым днем только усиливая ограничения, и теперь мы обнаруживаем, что творческий потенциал снижается.

Творческий потенциал расцветает на свободе и душится постоянным контролем, оценкой, руководством взрослых и давлением с целью подчинения, которое ограничивает жизнь детей в наше время. В реальном мире очень мало вопросов имеют один правильный ответ, мало проблем имеют одно правильное решение. Вот почему креативность имеет решающее значение для успеха в реальном мире. Но мы все больше и больше загоняем детей в рамки образовательной системы, которая предполагает один правильный ответ на каждый вопрос и одно правильное решение для каждой проблемы, системы, которая наказывает детей (да и их учителей тоже) за попытки найти другой путь. Также мы, как я уже писал в предыдущей статье, все больше лишаем детей свободного времени вне школы, когда они имели бы возможность играть, исследовать, скучать, преодолевать скуку, терпеть неудачи, переживать неудачи - то есть, делать все то, что они должны делать, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.

Непрошенные оценки - враг креативности

Креативность расцветает в неконтролируемой непредвзятой среде

Сейчас здесь я представлю новые доказательства того, что свобода - включая свободу от постоянных непрошенных оценок - является существенным элементом для расцвета креативности.

Непредвзятое воспитание родителями без чрезмерного контроля и управления является залогом креативности в будущем

Как показали длительные исследования, дети, воспитанные родителями, которые не пытались их полностью контролировать и не высказывали оценивающих суждений, позже показывали гораздо больший творческий потенциал, чем дети, росшие у относительно строгих родителей, не приемлющих другие точки зрения кроме собственной. В классическом исследовании, проводимом в 70-80-х гг. Дэвидом Харрингтоном, Дженни Блок и Джеком Блоком, оценили методы воспитания и ожидания родителей 106 дошкольников (от 3,5 до 4,5 лет) и позже, когда дети были в 6-ом и потом в 9-ом классе, просили их школьных учителей оценить их по ряду показателей, относящихся к креативности.

Когда дети были дошкольниками, исследователи оценивали родителей по уровню контроля во время взаимодействий с детьми в лаборатории, также они просили самих родителей описать свой стиль воспитания, используя метод Q-сортировки.

Утверждения, вроде представленных ниже, были взяты для представления свободного непредвзятого стиля воспитания без излишнего контроля:

Я уважаю мнение своего ребенка и поддерживаю, когда он выражает его.

Я думаю, что у ребенка должно быть время на то, чтобы подумать, помечтать и даже побездельничать.

Я позволяю своему ребенку принимать многие решения самостоятельно.

И напротив, следующие утверждения были взяты, чтобы представить авторитарный стиль воспитания:

Я не позволяю своему ребенку сердиться на меня.

Я не позволяю ребенку подвергать сомнению мои решения.

Учительская оценка творческого потенциала детей несколько лет спустя включала такие пункты как следующие:

Находчив и изобретателен в предложении новых видов деятельности.

Любопытен, жаждет получения нового опыта.

Интересный, приковывающий внимание ребенок.

Сильно увлекается тем, что делает.

Стремится быть независимым и автономным.

Самостоятелен, уверен в себе.

Результаты были очень показательны. Дети, которые росли у родителей, предоставляющих им большую свободу, показали больший творческий потенциал, будучи подростками, согласно рейтингу учителей, чем те, у кого были строгие авторитарные родители.

Ожидание оценки тормозит творческий подход

В многочисленных экспериментах, проводимых в основном в Университете Брандейса, психолог Тереза Амабайл искала условия, которые ведут к росту или уменьшению творческого потенциала. В типичном эксперименте она просила участников - иногда взрослых, иногда детей - произвести некий творческий продукт. В зависимости от эксперимента продуктом мог быть коллаж, стихотворение хайку или короткий рассказ. Затем ей нужно было оценить результаты на креативность при помощи группы специалистов. Хотя творческий потенциал довольно трудно оценить, его определенно не так трудно распознать. Судьи были довольно последовательны в своих оценках, даже при том, что они делали это полностью независимо друг от друга. В общем, судьи смотрели не только на то, чтобы результаты творческой деятельности были незаурядны и удивительны, но и удовлетворяли реальным потребностям, были значительны или последовательны. Оригинальность сама по себе не оценивалась как креативность.

В некоторых из этих экспериментов Амабайл говорила участникам, что результаты их труда будут оцениваться группой экспертов на креативность. Вдобавок к этому она говорила, что они будут участвовать в конкурсе, и самые креативные получат призы. Другим участникам ничего не говорилось об оценках и каких-либо последствиях того, насколько креативными или некреативными окажутся их работы.

Результаты этих экспериментов были довольно последовательны. Каждый раз самыми креативными оказывались работы тех участников, которые ничего не знали о том, что их будут оценивать. Для них это была просто игра, ничего общего не имеющая с судейством и наградами.

В заданиях на физическую силу, таких как подъем тяжелых весов, или скучных рутинных заданиях типа подсчета бобов, мы добиваемся большего успеха, когда ждем оценку за свои старания. Но в задачах, которые требуют креативности или нового взгляда или изучения чего-то нового, мы добиваемся больших успехов, когда не ждем оценки - когда мы просто играем, не будучи в состоянии стресса и не боясь потерпеть неудачу. Ожидание оценки обычно способствует приложению больших усилий - потому что мы хотим произвести впечатление на того, кто будет нас оценивать - но эти усилия не способствуют творческой активности. Вы не можете стать более креативными только оттого, что «сильно постараетесь». Чтобы быть креативными вы должны отрешиться от себя и вступить на путь, который позволяет полностью запустить определенные бессознательные умственные процессы - процессы, которые генерируют необычные ассоциации и новые идеи. Эти бессознательные процессы лучше всего работают, когда вы просто играете, а не боретесь за похвалу или другое вознаграждение.

Два противоположных психологических состояния: игровое и вызванное напряжением

На основе большого количества исследований о влиянии эмоций на выполнение задачи, психолог Барбара Фредриксон раскрыла проблему того, что она называет «теория положительных эмоций для созидания и расширения сознания». Согласно ее теории, положительные эмоции расширяют наше сознание и восприятие, позволяя нам видеть то, что мы раньше не видели, соединяя информацию и мысли новым полезным интересным способом. И напротив, согласно Фредриксон, отрицательные эмоции сужают наше восприятие и сознание, прежде всего, чтобы сосредоточиться на раздражителе, который является причиной отрицательных эмоций, будь то внушающий страх тигр, ненавистный враг, оценщик или отрицательные последствия возможной неудачи.

Оба эти способа чувствовать и думать полезны. Оба - продукты естественного отбора. Когда мы не сталкиваемся с непосредственной угрозой нашему выживанию, мы используем наш мозг, чтобы усовершенствовать себя и свое окружение - чтобы изучать, создавать, находить новые способы решения задач и помогать друг другу. Напротив, когда мы сталкиваемся с непосредственной угрозой, мы используем наш мозг вполне естественно, для противостояния угрозе. Если вас преследует тигр, лучшее, что вы можете сделать - это использовать привычные и хорошо изученные способы убежать от тигра, а не выдумывать новые креативные. Новые креативные способы увеличивают риск потерпеть неудачу, таким образом, мы биологически так устроены, чтобы выключать творческий подход, если неудача приведет к серьезным последствиям.

Оценка, когда о ней не просят и когда она имеет такие последствия, какие она имеет в школе, - это угроза. Она сужает восприятие и замедляет «созидательные» процессы. Она замедляет стремление к новым знаниям, способность уловить суть вещей и креативный подход - все те процессы, которые школа предположительно должна развивать. Мне нравится теория Фредриксон, но я предпочитаю называть ее «созидательной и расширяющей восприятие теорией игры». Мой вывод из этого исследования состоит в том, что положительные настроения, которые расширяют восприятие и являются созидательными - это игровые настроения. Умение воспринимать процессы как игру, по своей природе, является условием, при котором мы не боимся неудачи и чувствуем свободу, чтобы предпринять новые креативные шаги. В игре мы позволяем воображению смешиваться с логикой.

Таким образом, неудивительно, что дети стали менее креативными с тех пор как школы стали основываться на тестированиях и оценках. Для тех, кто относится к школе серьезно, постоянный контроль и тестирования создают непрерывную угрозу. Мозг учащегося сосредоточен на угрозе. Как пережить эту контрольную? Как понравится этому учителю? В таких условиях трудно быть креативным.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Руководитель австралийских детективных агентств Lipstick Investigations Дэвид Кинг рассказал о самых распространенных признаках, которые свидетельствуют о мужской измене. По его словам, женщины, которые обращаются к детективам, оказываются правы в 80 % случаев. Все дело в том, что они умеют подмечать детали, которым их супруги не придают значения.

Первый признак

Первый и самый очевидный признак заключается в том, что мужчина начал тщательнее за собой ухаживать: новый парфюм и стрижка, новый стиль в одежде. Если все это не сопровождается повышенным вниманием к вам или желанием чаще проводить время вместе, то, вероятнее всего, супруг изменяет.

Второй признак

Если мужчина без какой-то веской причины запаролил компьютер, смартфон и планшет - это повод задуматься. Конечно, если вы бесцеремонно влезаете в его рабочие папки и мониторите все звонки, то, пожалуй, в поступке мужа нет ничего необычного - ему просто необходимо личное пространство.

Но если ваши отношения были достаточно доверительными, а потом ни с того ни с сего он поставил везде пароли, то, вероятно, ему действительно есть что скрывать.

Третий признак

Третья черта поведения изменщика - злость и чрезмерная агрессия. При каждом звонке неверный муж подрывается с места и выходит говорить из комнаты. Каждый ваш, даже самый безобидный вопрос может обернуться ссорой. Он словно сам ищет повод для конфликта. А после выяснения отношений и попытки доказать, что неправы именно вы, он может хлопнуть дверью и уйти из дома, чтобы «проветриться».

На самом деле мужчина в такой ситуации просто пытается избавиться от чувства вины и найти оправдание своим поступкам, виня вас в случившемся.

Четвертый признак

Четвертый признак неверности вашего мужчины - это желание постоянно выходить из дома без вас. Если раньше муж звал в кино и рестораны, предлагал встретиться с друзьями или поехать на выходные в другой город, а теперь постоянно придумывает причины выбираться куда-то, но без вас, это мощный сигнал.

Аналогична ситуация и в случае, если ваш муж всегда был домоседом, а теперь у него регулярные встречи. Вероятнее всего, он нашел себе новую спутницу, но вы об этом еще не знаете.

Важный нюанс

Каждый из этих признаков по отдельности может ничего не значить. Но в совокупности они служат сигналом, который точно не стоит игнорировать. Как думаете, стоит добавить в этот список что-то еще?

Педагогическое взаимодействие предполагает сегодня взаимодействие субъектов, а не объектов воспитания: детей и педагогов. Это означает, что за каждым из них признается право свободы выбора. Хотя социальный заказ на воспитание и образование предполагает формирование человека определенного типа, как человека, которого ожидает и требует общество на определенном этапе своего развития.

В религии, в частности в христианстве, свобода - это дар Божий. Она означает раскрытие неограниченных потенциалов, талантов человека в зависимости от того, как он использует возможность сознательного выбора пути развития: в сторону света, добра или в сторону тьмы, зла. В философии «свобода» понимается как возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Это означает, что «принцип свободы... предполагает высокую степень ответственности и сознательности человека».
С одной стороны, свобода выбора предполагает очень высокий уровень ответственности педагога за результаты ее использования в практике воспитания и обучения детей. «Воспитатель, доставляющий питомцу постоянные удовольствия, губит его нравственно и умственно и ослабляет его силы. Все стремления ребенка становятся в таком случае источником все возрастающего беспокойства и бесконечных страданий», - ранее писал по этому поводу И.Г.Песталоцци. И хотя он не предполагал, что позднее его будут цитировать как одного из последователей теории свободного воспитания, Песталоцци поставил вопрос о целесообразности бездумного использования принципа свободы в воспитании и обучении детей.
С другой стороны, нужно определить понятие «свобода выбора» в сочетании с понятием «ребенок» и охарактеризовать данный термин как относящийся к детскому возрасту.
Изучение трудов К.Н.Вентцеля, С.Т.Шацкого, Л.К.Шлегер и других исследователей и практиков позволяет нам сделать такие выводы: свобода выбора для ребенка - это:
- возможность детей делать все, что они хотят, кроме того, что вредно для развития или опасно для жизни их собственной или окружающих. Рассматривая термин «свобода ребенка» в таком ракурсе, мы можем говорить о том, что оно не имеет ничего общего с понятиями «вседозволенность», «анархия», «нарушение социальных норм» и ни в коем случае не будет противоречить понятиям «дисциплина», «обучение» и «воспитание»;
- свобода выбора деятельности и партнеров по общению, способов взаимодействия и самовыражения. В связи с этим можно утверждать, что выбор - это стиль и способ мышления ребенка, принимающего решение в жизненной ситуации, связанное с предпочтением одного из вариантов. Эти варианты характеризуют специфику ситуации выбора и пронизывают все формы жизнедеятельности дошкольника: общение, деятельность, игру. Для того чтобы сделать выбор среди них, ребенок должен быть свободен;
- условия, которые способствуют осознанию ребенком своей свободы (согласно результатам исследований И.Н.Емельяновой, Е.В.Крыловой, Н.А.Холиной);
- отсутствие заранее составленной программы воспитания и обучения, которая «мешает детям разобраться в получаемых впечатлениях»;
- большое разнообразие материала, который должен находиться всегда под рукой (предметный каталог);
- учет возрастных возможностей и интересов детей;
- опора на их жизненный опыт (расширение сферы деятельности и освоение новых способов действия);
- анализ предсказуемости детских вопросов, часто вытекающих из получаемых ими впечатлений;
- дифференцированная помощь детям в процессе принятия решения и его реализации.
Между тем ребенок полностью зависит от взрослого. Маленький человек добровольно отчуждает от себя право на выбор, ибо получает взамен заботу взрослого о своем благополучии. Правда, многие дети сопротивляются неосознанным попыткам взрослого сделать из них идеальных детей благодаря предоставлению им ситуаций свободы выбора. Они выбирают... совсем другое.
«Ты же хороший мальчик!» - «Нет, плохой!»
«Я тебя люблю...» - «А я тебя - нет! Ты - плохая мама!»
Они словно отвечают на тот вопрос, который взрослый сам себе боится задать. Поэтому таким «больным» для родителей кажется ответ ребенка. Взрослый часто в ответ сам обижается и сердится на ребенка, как будто тот сказал эти слова всерьез - порвал их отношения на всю оставшуюся жизнь. Это не так.
Если такому диалогу предшествовали ситуации выбора, даже неправильно организованные взрослым, они провоцируют ребенка на самый главный ответ взрослому: на оценку того, насколько их внутреннее время и пространство совпадают или не совпадают. Ребенок отвечает честно, но дает ответ не на задачи, которые ставит перед собой родитель в данной ситуации, а на потребность в ней - он интуитивно улавливает то, что движет не только им, но и взрослым.
Вот пример:
- Ой! Белочка! (Синичка, самолет, снежинка...)
- Да ты что! Где? - спрашиваю дочку, напряженно вглядываясь в асфальт.
Взрослые заботы плотной пеленой закрыли от меня ее мир, а после прогулки ждет длинный список неотложных дел...
- Да ты вообще ничего не видишь! - на меня смотрели возмущенные глаза.
Да, я опять не заметил белку. Не просто не заметил, а как будто шел по другой дороге, далеко от моей дочки...
Самое важное в общении с ребенком - быть с ним не просто рядом, а быть «недалеко». Быть здесь и теперь, соответствовать «принципу проживания» и «драматургии педагогического действия». Тогда он будет воспринимать те ситуации выбора, которые взрослый предлагает ему, даже если они будут для него и для родителя или педагога неприятны. Вот пример, иллюстрирующий это.
В начале века большой друг Максимилиана Волошина Аделаида Герцык издала чудные рассказы о своем сыне, где в одном из них появилось удивительное животное - Архотка. Ее себе в друзья придумал мальчик. Для него Архотка была той невидимой лошадкой, в которую превращалось все, на что бы ни садился малыш, - стул, кресло, диван. И однажды, когда мама наказала его, убрав все раскиданные игрушки, мальчик в сердцах воскликнул: «А Архотку ты никогда у меня не отнимешь!»
В этой истории очень точно показано нарушение уже не времени, а пространства взаимоотношений ребенка и взрослого, связанное с непониманием ребенка и его внутреннего мира, с его непринятием и оценкой только с позиции значимости происходящего для взрослого. Но взрослый был рядом - и ребенок дал ответ на тот выбор, который он ему даже не предлагал: сохранить внутренний мир под натиском и давлением окружающего мира или сдаться, позволив опустошить себя.
Иной мир - мир педагогического взаимодействия через ритм внутренней жизни ребенка - продемонстрирован нам в книгах Я.Корчака («Правила жизни»). Вот один из примеров, в котором показано, как взрослый может позволить ребенку «потерять» или снова «собрать» себя, по-разному предоставив ему право на свободу выбора.
Я сам долго делал такую ошибку.
Если был какой-нибудь слабый, или не очень умный, или некрасивый, или несимпатичный ребенок, я всегда просил:
- Будьте с ним подобрее, отнеситесь поласковее, уступайте ему.
И вот попался мне глупый и нахальный мальчишка. У него были больные глаза, больные уши и больной нос. Дома его били. Мне и захотелось показать, что уж тут-то о нем позаботятся.
Славные ребятишки делали так, как я просил: позволяли ему брать мячик, втираться без очереди и вообще все. И этот глупец решил, что теперь он самая важная персона, и принялся командовать и скандалить.
Наконец, смотрю я, а он подмял под себя и колотит спокойного, умного и доброго мальчика. Тут уж я схватил нахала, оторвал от жертвы и втолкнул к себе в комнату.
- Хватит доброты! Привык к палке, а здесь не бьют, так и ты не бей! Не умеешь играть, так пошел вон, живо! Не твой черед, так не хватай мяч, ясно?
И настал покой. Потом над этим мальчишкой взял шефство хороший мальчуган, но уже по собственному желанию.
В подобного рода столкновениях времени и пространства, ритма жизни и восприятия себя и мира, взрослого и ребенка заключается, на наш взгляд, главная «заноза» педагогики сотрудничества, провозгласившей свободу выбора главным принципом педагогического взаимодействия. Ни взрослый, ни ребенок не должны отказываться от своего внутреннего мира.
Теплая рука у меня есть.
И я ее прижимаю к щеке.
И думаю об одном:
«Чье небо в моем сердце».
Во взаимодействии этих миров, в выработке общего времени и пространства заключается сам смысл воспитания и обучения подрастающего поколения. Это должен быть совместный труд с распределением обязанностей и ответственности между взрослым и ребенком, по выстраиванию горизонтали и вертикали взаимоотношений с миром, вхождению в человеческую культуру и осознанию себя человеком со всеми вытекающими из этого последствиями. Человеком, а не личностью - личиной, которую ребенок примеривает ради того, чтобы быть или стать успешным в обществе.
Это означает, что воспитывать детей не только трудно (так считают многие), но и легко: нужно ориентироваться на эмоциональный смысл контакта с ребенком в каждой конкретной ситуации педагогического взаимодействия и стараться быть самим собой, предоставляя право ребенку быть не таким, как ты, а тоже - самим собой. Приведем примеры общения с родителями в рамках интернет-форума по данной теме.
Кэтрин Кволс считает, что если вы чувствуете раздражение в ответ на его действия, то ему требуется просто... ваше внимание. Поэтому ребенку все равно, какое оно: положительное или отрицательное. Нужно действовать молча: подойти, погладить, обнять, поцеловать. Или молча и решительно прервать его действие, заглянув в глаза и твердо сказав: «Не нужно этого делать! Я рядом с тобой».
А если поведение ребенка вызывает злость и гнев?
Если вы чувствуете злость, желание заставить ребенка что-то сделать, то это означает, что он ведет себя так потому, что он борется за зону влияния - ему нужно дать возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться. Для этого не нужно ввязываться в ссору - надо посмотреть ему в глаза и дать понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите альтернативу негативному поведению.
А если ребенок ведет себя так, что становится не просто стыдно перед другими, а обидно?
Если взрослый чувствует обиду или боль, желание свести счеты с ребенком, то нужно осознать, что ребенок мстит за свою боль. Нужно воздержаться от наказания и дать возможность выразить ему негативные эмоции и чувства в социально приемлемой форме (дать побить подушку, разорвать на мелкие клочки газету и т. д.).
Бывают случаи, что уже вообще не знаешь, что делать... просто тупик какой-то.
Если вы чувствуете желание пожалеть или уговорить, отчаяние, то это означает, что ребенок ведет себя как отверженный, демонстрирует свою беспомощность и желание остаться в одиночестве. И очень жалеет себя. Здесь нужно показать ребенку его ценность и значимость в каком-то деле, научить его не сдаваться и прислушиваться к голосу ангела-хранителя, например. Надо чаще спрашивать ребенка, чему он научился, и отмечать малейшие достижения.
Нежелание и неумение взрослых принять и себя, и ребенка такими, какими обе стороны являются, в многочисленных ситуациях свободы выбора, как «заноза», «саднит» сегодня практически во всех методиках и программах воспитания «гениев» (Г.Домана, П. Тюленева), превращает педагогику сотрудничества в педагогику для избранных, уподобившуюся роднику среди обезображенного человечеством мира, как, например, в педагогике М.Щетинина. Общей характеристикой детей, которые «напились» из данного родника, выступает не просто высокий уровень успешности, который оценивается через результаты их обучения, а наличие у них определенных качеств характера и личностных проявлений. Как пишет Стивен Р.Кови, такой ребенок должен быть проактивным (опережающе активным) и уметь думать в стиле «Выиграл-Выиграл», обладать навыками эмоционального и социального интеллекта. Например, делать значимые «вклады» на эмоциональные банковские счета других людей, уметь «затачивать пилу» и разрешать любые конфликтные ситуации. Тогда характер и компетентность станут основными компонентами первичного величия.
С такими детьми все более или менее ясно: у них уже определена миссия, к которой их готовят, и стиль их взаимоотношений с миром, который формируется благодаря сообществу воспитывающих и обучающих взрослых, предоставлению им выбора (единственного, кстати) стать лидерами. Жаль, если ребенок этого не захочет - это его проблемы: ему все равно придется учиться становиться лидером. Только у него уже не будет Архотки, способной защитить его детский мир от вторжения и насилия со стороны взрослых.
Правда, П.Тюленев предлагает больше альтернатив для родителей: «Интегрированный курс программ индивидуального развития вашего ребенка» - «Журналист», «Моцарт», «Ломоносов», «Чемпион», «Президент», «Новатор», «Разведчик - пионер» и другие». Из ребенка можно вырастить кого угодно - достаточно только пожелать, ведь он - это неодушевленное существо, глина в руках у одаренных родителей. Вот в чем подоплека этой программы: в формировании и поддержке установок родителей на собственную педагогическую гениальность (правда, при небольшой методической поддержке со стороны педагогов-новаторов). Даже онтогенез детского развития подчеркивает это: «смотрунок», «говорунок», «пластунок», «ползунок», «ходунок», далее, после 1 года жизни, - целый ряд других ассоциаций: «начальник», «основатель», «развиватель», «бакалавр», «магистр», к 18 годам - «кандидат наук». Программа непрерывного образования в действии. В итоге ребенок даже не успеет понять, что у него было детство и что он, несмотря на старания родителей, все-таки был ребенком, сыном или дочерью. Кстати, по этому поводу напрашиваются грустные ассоциации: раньше дети хотели стать принцессами и принцами, надеялись на встречу с волшебниками, теперь же настало время «превращения принцесс в лягушек», а принцев - «в чудовищ». Так или иначе, но налицо - «агрессивный ответ» детской субкультуры на «педагогические инновации» в системе воспитания и обучения. С такими результатами невозможно примириться и согласиться, хотя иногда приходится их констатировать. Об этом книги И.Медведевой «Разноцветные белые вороны», Т.Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным». Возможности компенсации этих проблем предоставляет формирование новых личностных смыслов педагогической деятельности и взаимодействия с детьми.

Наталья МИКЛЯЕВА, доцент МГПИ



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх