Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста. Реферат: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста. Развитие и коррекция творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема) .

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур».

Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей.

Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Добавить комментарий

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Развитие и коррекция творческого воображения у детей дошкольного возраста

12.09.2014 01:57

Развитие и коррекция творческого воображения у детей дошкольного возраста

Хаперская Раиса Семёновна, воспитатель речевой группы ГБДОУ №124

Творческое воображение в настоящее время называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение.

Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. Чем лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему включаться в учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым. Следовательно, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития.

Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать впассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Воображение начинает развиваться в младшем дошкольном возрасте и отличается пассивной формой. Ребенок с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы) , а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ) . Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Мы предлагаем применять нижеперечисленные методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения и рекомендации с целью помочь педагогам развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей.

Методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения.

Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.

Проведение: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник) , карандаш. Всего - 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

2. «Составь предложение» (модификация Т. В. Чередниковой) .

Цель : оценка словесно-образной креативности

Проведение : Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше

предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.

В. Т. Кудрявцева)

Цель: Оценка способности к поиску и использованию формообразующего

(целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое) .

Проведение: В основе теста - один из многочисленных видов игр-головоломок со

спичками, в большинстве своем имеющих «фольклорное» происхождение.

Необходимы - сложенные из спичек изображения дома, коровы, стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок - ягодка (в стакане) . Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

4. «Несуществующее животное» (модификация А. Э. Симановского)

Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.

Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.

При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотам) . При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост) .

Как показывает практика, развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение. Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».

Для развития воображения применяются:

  • Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.)
  • Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.) .
  • Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.) .
  • Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
  • Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я - кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка») , а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
  • Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
  • Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в различных видах занятий. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Материал с сайта ext.spb.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - VII Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕЛебедева Л. А., Игонькина Ю. А. Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится В современной психологии воображение рассматривается как сложная «психологическая система» и оно является центральным психологическим новообразованием ребенка-дошкольника. Л. С. Выготский считает, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность и др. Именно воображение является основой любого творчества и его нужно развивать в дошкольном детстве.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают зависимость конкретных особенностей развития каждого ребенка от характера воспитания и обучения. Таким образом, правильная организация процесса обучения, учет основных закономерностей и особенностей развития психических функций ребенка позволят в значительной степени создать условия для полноценной реализации потенциальных возможностей детей.

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности? игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) . Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности и прежде всего предметно-практической.

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а также такие виды детской деятельности, как игры, драматизация могут быть успешно использованы в обучении детей с целью развития психических процессов, в том числе воображения.

Для того чтобы деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения, она должна отвечать принципам развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не совсем сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения (учение о «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского) .

Ориентируясь на положения поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) , целесообразно на начальных этапах обучения предлагать детям задания, выполняемые во внешнем плане, при манипулировании непосредственно предметами и их образами, затем задания, решаемые в плане внешней речи с использованием наглядных опор (а затем и без них) , и, наконец, ? во внутреннем плане.

Эффективность деятельности человека определяется не только актуальными и потенциальными его способностями, но и силой его мотивации, побуждающей к деятельности, придающей ей субъективно-смысловую окраску. Иными словами, деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенку необходимо испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. В ходе обучения необходимо установить доброжелательные отношения между педагогом и детьми, заинтересовать их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации обучения, разъяснения практической значимости выполняемой работы, поддержки любых конструктивных предложений, поступающих от детей.

Одним из средств активизации детей является словесное и наглядное поощрение их деятельности со стороны психолога, введение элемента соревновательности при проведении занятий. Большое внимание следует уделять созданию проблемных ситуаций, постановке логических задач, предполагающих неоднозначность выполнения, предоставлять детям определенную самостоятельность.

Итак, система работы по развитию творческого воображения должна строиться на основе деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев) , на принципах развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков) , а также на следующих положениях:

    Формирование структурных компонентов творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.

    Формирование операциональных компонентов творческого воображения за счет развития у детей способностей к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков) . Спонтанное развитие этих навыков происходит крайне медленно, в связи с чем работа по их целенаправленному формированию выступает в обучении на первый план. Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и то же элемент для создания различных образов.

3) Создание условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.

Поиск эффективных путей и средств развития воображения в различных видах деятельности привел к следующему выводу - способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития и основывается на развитии воображения, то есть создании образов новых на материале прошлого восприятия (Б. Н. Теплов) .

Воображение имеет важное значение в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна художественно-творческая деятельность.

Так, В. Г. Злонников указывает, что художественное творчество характеризуется непрерывным единством познания и воображения, практической деятельности и психических процессов; оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства. А. Е. Флерина (исследователь детского творчества) оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструкции, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово, картинку и др. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

Таким образом, педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности рисование влияет на развитие творческого воображения. Так, Т. Г. Казакова рассматривает обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке как основу развития творческого воображения и что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка.

«Изобразительная деятельность» (рисование) - это, прежде всего, одно из наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Рисование для детей это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием приносят пользу, развивая память, внимание, речь, мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование претерпевает значительный скачок в развитии в дошкольном возрасте. Ребенок пытается нарисовать то, что ему интересно. У многих детей наблюдается интерес к фантастическому миру, другие рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых.

Рисование помогает ребенку осваивать его социальное окружение. Также отмечается, что все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают в рисовании не спонтанно, а при условии влияния со стороны взрослых, которое должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире. Ребенку необходимо помогать знакомиться с действительностью для её изображения, способность оперировать образами и создавать на их основе новые, формировать познавательные интересы у детей, без чего воображение будет значительно отставать в развитии. Так, в рисунке детей дошкольного возраста образы воображения характеризуются наглядностью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью и в них присутствуют творческие переработки представлений.

Из этого следует, что изобразительная деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения. Изобразительная деятельность в развитии творческого воображения является самой важной, так как она одна единственная область творчества, где в процессе обучения необходима полная свобода.

Чтобы рисование способствовало развитию воображения, важно показать как с помощью карандаша и кисти изображать разные предметы и явления окружающей действительности. Многие отечественные и зарубежные исследователи (К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, К. Риччи, Л. Тэдд и др.) подчеркивали особую важность обучения технике рисования, без которого детское творчество развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Поэтому педагог сам должен много рисовать и давать наблюдать за этим процессом создания художественного образа.

Известный художник В. А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше разнообразных материалов по развитию творческого воображения, которые А. Я. Цукарь разделяет на традиционные и нетрадиционные. К традиционной технике и материалам относятся бумага, карандаш, уголь, восковые и полимерные мелки, сангина, пастель, гуашевые краски, тушь, кисти.

Т. Комарова говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, именно для развития творческого воображения: «пальчики-палитра», «печать от руки», «печатка», «тампонирование», разбрызгивание, монотипия, «кляксография», «цветные ниточки», граттаж, рисование по мятой и сырой бумаге, пухом тополя, камышом, шишками, маком и др. Так всякое открытие чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и даст толчок к творчеству.

Таким образом, изобразительная деятельность развивает:

1) эстетическое восприятие, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Как отмечал Л. С. Выготский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» ;

2) образное мышление - творческой профессии;

3) воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и развивающиеся на основе комбинированные образы. Воображение детей психолог развивает средствами самой изобразительной деятельности;

4) владение способами деятельности (овладение ими и их приемами) - независимость и свобода в творческом проявлении;

5) эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа) - удовлетворение в деятельности потребностей ребенка: интеллектуальных и коммуникативных.

Развивая творческое воображение в изобразительной деятельности, совершенствуются познавательные процессы, способность к творчеству, формируется личность ребенка.

Таким образом, специально организованные занятия по изобразительной деятельности могут способствовать развитию творческого воображения детей дошкольного возраста. В качестве основного средства программы развития творческого воображения нами предлагается использование нетрадиционных техник рисования

I этап – обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.

II этап – закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

1. Равномерное заполнение листа.

2. Выделение первого плана.

3. Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги).

4. Передача движений.

5. Композиция из нескольких фигур.

6. Выделение главного размером и цветом.

7. Элементы загораживания.

8. Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

9. Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап – самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа – стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С.Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность». [ 14]

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.

2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.

3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.


Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников.

Для эксперимента отобрали 20 детей средней группы и 20 детей подготовительной группы;

Методика: «Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.

Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

Ход исследования.

Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов.

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

2.2 Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9.

Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2.

Из таблицы №1 видно, что в средней группе большинство детей имеют низкий уровень воображения. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»).

Вероника К. «Не знаю»

Матвей К. «Кружок»

Средний уровень творческого воображения показывают лишь 20% детей. Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.

Соня Л. «Лицо»

Алёша П. «Солнце»

В средней группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем творческого воображения.

В подготовительной группе показатели творческого воображения детей существенно отличаются (смотри приложение №2).

В подготовительной группе с низким уровнем развития только 3 ребёнка.

Марк Л. «Не знаю»

Полина В. «Птица»

Со средним развитием 11 детей.

Лиза С. «Шкафчики в раздевалке»

Юля П. «Цветок»

В подготовительной группе 6 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.

Демьян Г. «Велосипед»

Даша Ж. «Зайчик»

Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).

Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы.

Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.


Заключение

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.

2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

· Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;

· Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;

· Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

5. Развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.


Библиографический список

1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю.Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - стр. 32-38.

2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И.Волынкин. – М.: Феникс, 2007. – 448с. – ISBN 978-5-222-11688-3.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. – ISBN 5-09-003428-1.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 96с.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – с.34-35

7. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.

8. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О.Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-58.

10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. – ISBN 978-5-89415-671-2.

11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 1979. – 246с.

12. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.

13. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 1989. - №12. – с.45-47

14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В.Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.

15. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 1985. – 50с.

16. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5

17. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с. – ISBN 5-7301-0204-6.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 374с.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. – ISBN 5-222-00483-Х.

20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.


Приложение 1

Таблица №1. Уровень развития творческого воображения детей средней группы

Имя, фамилия

Низкий уровень
1. Рома Б. + - -
2. Настя Б. + - -
3. Полина Е. - + -
4. Вероника К. + - -
5. Матвей К. + - -
6. Вася К. - + -
7. Соня Л. - + -
8. Андрей М. + - -
9. Артём М. + - -
10. Вероника О. + - -
11. Дима П. + - -
12. Алёша П. + - -
13. Даша П. + - -
14. Игорь Р. + - -
15. Настя Т. + - -
16. Саша Т. + - -
17. Дима Т. + - -
18. Арсений Т. + - -
19. Соня Щ. - + -
20. Андрей Я. + - -

Приложение 2

Таблица №2. Уровень развития творческого воображения детей подготовительной к школе группе

Имя, фамилия ребёнка Низкий уровень Высокий уровень
1. Влад А. + - -
2. Никита Б. - + -
3. Руслан Б. - + -
4. Аня Б. - - +
5. Матвей В. - + -
6. Полина В. + - -
7. Юра Б. - + -
8. Демьян Г. - - +
9. Даша Ж. - - +
10. Маша З. - + -
11. Олег К. - + -
12. Марк Л. + - -
13. Лиза К. - - +
14. Саша М. - + -
15. Алиса О. - - +
16. Юля П. - + -
17. Егор Р. - + -
18. Лиза С. - + -
19. Катя С. - - +
20. Маша С. - - +

Приложение 3

Таблица №3. Значимость различий уровня творческого воображения по критерию Фишера


Приложение 4

Методика «Дорисовывание фигур»


Приложение 5

Игры на развитие творческого воображения

"Удивительные превращения" (для малышей с 2 лет)

Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества.

Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет.

Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры, а также бесформенные пятна (на лист можно бумаги накапать краски, сложить его пополам - получатся 2 пятна), которые тоже, как по волшебству могут превратиться во что угодно, стоит лишь только подрисовать некоторые детали.

"Каракули" (для малышей с 3 лет)

Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и интеллектуальных способностей.

Взрослый или сам ребенок с закрытыми глазами рисует каракули на листе бумаги. После чего в полученных каракулях малыш начинают отыскивать сходства с определенными предметами.

Можно устроить соревнования: выиграет тот, кто больше увидит предметов.

"Что я задумал?" (для малышей с 3 лет)

Цель: формирование интеллектуальных способностей детей, фантазии, обучение смешиванию цветов и получению оттенков.

Ребятам предлагают смешивать цвета и добиваться определенного оттенка. Затем угадывать или пояснять, что они задумали, например, кто-то, смешав красный и синий цвет получит фиолетовый и дети угадывают какой предмет был задуман: виноград, черника, ирисы, фиолетовый карандаш, небо поздним вечером.

"Скажи художник" (для малышей с 4 лет)

Цель: эта игра, направлена на формирование навыков восприятия и ассоциативного мышления. На овладение коллоритмическим языком.

Взрослый называет различные предметы, природные явления и т.д.: "Ты скажи, скажи художник, какого цвета... дождик (снег, осень, зима, лето, солнце и т. д.)?"

Для более маленьких вопросы проще: "Что бывает желтым?" (красным и т.д.). Хорошо заранее заготовить ответы-картинки на каждый цвет. (Цыпленок, солнце, одуванчик, лука и др.)

"Подбери цвета" (для малышей с 5 лет)

Цель: на развитие ассоциативного мышления.

Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло - холодно, лед-огонь, весело - грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету.


Приложение 6

Упражнения для развития творческого воображения

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх