Упражнения для социальной адаптации девиантных подростков. Тренинг для подростков по коррекции девиантного поведения «Умение общаться


Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.

Обоснование:

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.

Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.

Социальный интеллект включает следующие аспекты:

  • умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
  • способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
  • уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
  • способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.

Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

Задачи:

  1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
  2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
  3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

  1. Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
  2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
  3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».

Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 10-12 человек.

Объём тренинговой работы – 21 час.

Режим работы:

  • тренинг – семь 3-часовых занятий 1-2 раза в неделю;
  • индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.

Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.

Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

  1. Измерение социального интеллекта подростков.
  2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
  3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час.
  4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

  • 1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
  • 2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
  • 3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
  • 4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
  • 5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
  • 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
  • 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.

Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2-3 месяца.

Занятие №1

Цели:

  • создание благоприятных условий для работы группы;
  • принятие правил работы;
  • определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
  • начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.

1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).

2. Принятие правил работы в группе.

3. Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).

Назначение : получить первый опыт – говорить в группе.

4. Игра «Встаньте в круг».

Назначение :

  • построение доверительных отношений участников.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение : как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.

5. Игра «Меняются местами те, кто...» (2, №5, с.66).

Назначение :

  • интенсивное физическое взаимодействие;
  • создание общей атмосферы тренинга;
  • диагностика динамики поведения участников.

6. Упр. «Мои добрые дела»

Назначение :

  • развитие умений анализировать свои поступки;
  • настрой на доброе отношение друг к другу.

Обсуждение . Сделать комплимент сидящему рядом.

7. Разминка.

Изобразить, как ходит:

  • глубокий старик;
  • младенец, только начавший ходить;
  • солдат;
  • пьяный;
  • влюблённый, ожидающий свидания;
  • робот;
  • горилла и т.п.

Назначение : снять напряжение и усталость.

8. Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28).

Назначение :

  • формирование доверия к самому себе;
  • развитие умений думать о себе положительно.

9. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря...»

Дата занятия ____________
Тренинговое имя ____________

  • Во время занятий я понял, что...
  • Самым полезным для меня было...
  • Я был бы более откровенным, если...
  • Мне не понравилось...
  • Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
  • 6) На следующем занятии я хотел бы...

Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

10. Подведение итогов.

Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»

Занятие №2

Цели:

  • способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
  • совершенствовать коммуникативные навыки.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть».

  • а) Анализ анкет «Откровенно говоря...»
  • б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.

3. Упражнения на представление чувства собственного достоинства (модификация пр. 5, с.22).

Участники перебрасываются мячиком и объясняют.

  • а) «Ругать – это значит...»
  • б) «Если человека ругают, то он...»

«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.

Обратная связь:

  • какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
  • какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
  • а) «Хвалить» – это значит...»
  • б) «Если человека хвалят, то он...»

«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.

Обратная связь – аналогично I.

Проблема : что требуется, чтобы вести себя достойно.

Назначение упражнения:

  • проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
  • Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.

4. Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67).

5. Упр. «Список претензий» (3, с.54)

Назначение : осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.

4. Игра «Воздушный шар» (3, с.71).

Назначение:

  • демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
  • подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.

5. Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди.

Назначение : снятие напряжения и усталости.

6. Откровенно говоря...

7. Подведение итогов.

Занятие №3

Цели:

  • способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
  • формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
  • возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
  • развитие внеязыковых средств общения.

1. Приветствие (невербальное).

3. Психологический этюд «Замочная скважина».

Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

  • а) впечатления от поступка этого человека;
  • б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.

Назначение :

  • обеспечение личностной конфиденциальности участников;
  • возможная коррекция поведения.

4. Упр. «Грани сходства» (3, с.68).

Назначение : дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.

5. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9).

Назначение :

  • развитие невербальных средств общения;
  • формирование более свободного стиля общения.

Невербально выразить два противоположных состояния:

  • гнев и спокойствие;
  • усталость, бодрость;
  • разочарование, восхищение;
  • обида, прощение;
  • печаль, радость;
  • волнение, безмятежность;
  • досада, удовлетворённость;
  • сомнение, уверенность.

6. Разминка «Путаница» (6, с.111).

Назначение : групповое сплочение.

7. Конструирование образов. Психодрама.

  1. Конструирование образов подростка и его друга.

Материал : фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)

Назначение :

  • выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
  • формирование эффективных способов общения.

8. Откровенно говоря...

9. Подведение итогов.

Занятие №4

Цели:

  • продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
  • выявить индивидуальные особенности общения;
  • формировать эффективные способы общения.

1. Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.

2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.

3. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11).

Назначение:

  • дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
  • коррекция собственного восприятия других людей.

4. Ролевая гимнастика (5, с. 16).

Продекламировать «У лукоморья...»

Назначение:

  • снятие напряжения;
  • подготовка к ролевым играм.

5. Конструирование образов. Психодрама.

  1. Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.
  2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.

Назначение:

  • выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
  • совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
  • корректировать восприятие подростками других людей.

6. Откровенно говоря...

7. Подведение итогов.

Занятие №5

Цели:

  • Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
  • Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.

1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что...»

2. Анализ анкет «Откровенно говоря». Необходимые комментарии.

3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.

Дискуссионные вопросы:

  • Куда поехать летом на каникулы?
  • Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?

Обсуждение : что помогает и что мешает придти к общему решению?

При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.

4. Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35).

Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).

Назначение : снять напряжение, справиться с раздражением.

5. Упр. «Грани различия» (3, с.77).

Назначение : дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.

6. Упр. «Установить контакт с группой»:

  • а) грубияны;
  • б) самоуверенные, считающие себя «избранными».

: дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.

7. Разминка. Упр. «Сплетня».

Назначение :

  • снять усталость;
  • продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».

8. «Необитаемый остров» (3, с.79).

Назначение :

  • усилить чувство необходимости слушать друг друга;
  • продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
  • развивать навыки общения.

9. Откровенно говоря...

10. Подведение итогов.

Занятие №6.

Цели:

  • Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
  • Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.

1. Приветствие.

3. Психологический этюд «Одиночество».

Назначение :

  • Анализ причин, порождающих одиночество;
  • Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
  • Побудить к стремлению постоянно работать над собой.

4. Игра «Испорченный телефон жестов» (6, с. 236).

Назначение :

  • Снятие напряжения;
  • Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.

5. Психологический этюд: «Как я справляюсь со своими проблемами» (пантомимическая метафора).

Назначение :

  • снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
  • закрепить доверие группе.

6. Упражнение «Метафора на себя» (6, с.242)

Назначение:

  • развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
  • активизировать самосознание, взаимное принятие.

7. Социометрия у стены (6, с.247).

Назначение : создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть.

8. Откровенно говоря...

9. Подведение итогов.

Занятие №7.

Цели:

  • формирование чувства собственной значимости;

1. Приветствие.

2. Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.

3. Упражнение «Связующая нить» (5, с.18).

Назначение :

  • формирование чувства близости с другими людьми;
  • формирование чувства собственной значимости.

4. Техника «Семейный портрет» (6, с.243).

Назначение :

  • углубить обратные связи, видение друг друга;
  • стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.

5. Работа с метафорой Ж. Туре «История желудя» (журнал «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение.

Назначение :

  • преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
  • активизация ресурсных механизмов возраста.

Откровенно говоря... Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга.

Литература:

  1. Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
  2. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
  3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.
  4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
  5. Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
  6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.

Результативность работы

Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повышают социальный интеллект: в некоторых случаях повышается уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего повышается общий уровень социального интеллекта (композитная оценка).

Главным результатом является то, что педагоги, работающие с подростками, отмечают положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.



Коррекционно-развивающая работа

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ поведения и эмоций У ПОДРОСТКОВ

Программа разработана кандидатом психологических наук,

старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании

Института педагогического образования Российской академии образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

НАРУШЕНИЙ

Поведения и эмоций

У ПОДРОСТКОВ

Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

Упражнения, отмеченные звездочкой (*) , взяты из книги: Керрел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., 2002 (Адаптированы и модифицированы автором программы)

(источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

НАРУШЕНИЙ поведения и эмоций У ПОДРОСТКОВ

Тема 1. «Общение»

Занятие 1

Цели.

  1. Усиление развития группового единства,
  2. увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи.

Приветствие.

Форма приветствия может быть сохранена или изменена по желанию детей.

Упражнение «Лишний стул».

Цель игры – настройка группы на откровенность.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все. К кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие.

Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: «Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия».

Продолжительность игры 10 – 15 минут.

Упражнение «Знакомство».

Цель игры – усилить развитие группового единства.

Ведущий по заранее приготовленной инструкции читает или пересказывает вопросы, помогающие членам группы больше узнать друг о друге. Перед началом игры стоит сделать акцент на том, что каждый должен отвечать на вопросы, внимательно слушать товарищей, осознавая важность и уникальность каждого присутствующего.

Продолжительность игры 30 – 40 минут.

Примерные вопросы для ведущего:

  1. Ваша любимая музыкальная группа, исполнитель?
  2. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?
  3. Ваш любимый цвет и почему?
  4. Ваше любимое время года и почему?
  5. Расскажите о лучшем дне в своей жизни.
  6. На какое животное вы похожи и почему?
  7. Каково ваше самое раннее детское воспоминание и почему?
  8. Если бы у вас было 100 тысяч рублей, что бы вы с ними сделали?
  9. Какое неприятное событие в вашей жизни произвело на вас самое сильное впечатление?
  10. Есть ли у вас хобби? Расскажите о нем.
  11. Какой стиль одежды вы предпочитаете и почему?
  12. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в группе, и одну причину, по которой не хочется быть здесь.
  13. Ваш любимый фильм?
  14. Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это…
  15. Человек в этой группе, с которым я бы мог провести много времени на необитаемом острове, это… Почему?
  16. Самый жизнелюбивый человек в этой группе – это…
  17. Человек в этой группе, о котором мне хотелось узнать побольше, это…
  18. Что я жду от занятий?

Завершение занятия. Группа может придумать свой ритуал завершения занятия.

Занятие 2

Цели.

  1. Отработка навыков эмпатии, слушая партнера;
  2. уменьшение чувства изоляции благодаря обмену обратной связью с членами группы.

Приветствие.

Упражнение «Добрые слова».

Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.

Продолжительность игры 10 минут.

Упражнение «Светлые надежды, темные опасения * ».

Цель игры – определить свои мечты и опасения, повысить эмпатию к другим членам группы, объясняя содержание рабочих материалов партнера.

Рабочие материалы: рабочий бланк «Светлые надежды, темные опасения», карандаши или ручки.

Ведущий раздает участникам рабочие материалы и предлагает им вспомнить их самые заветные мечты и опасения, а затем записать их на бланке. После того как каждый закончит работу, участников разбивают на пары и каждая пара обсуждает свои записи, задает друг другу вопросы для более полного понимания. Затем собирают всех участников, и каждый член группы рассказывает о работе своего партнера в общем кругу. Группа может задавать вопросы, уточнять, но только у того, кто представляет работу, а не у автора. Далее автор сам рассказывает о своей работе. После этого вызывают следующего участника, и так по кругу.

В заключение можно задать несколько вопросов и обсудить их:

  1. Насколько похожи высказанные надежды и опасения?
  2. Насколько важно понимать точку зрения других людей?

Завершение занятия (см. занятие 1).

Занятие 3

Цель.

  1. Составление представления о важности доверия в группе.

Упражнение «Договоримся без слов».

Цель игры - рефлексия группы о поиске взаимопонимания между людьми .

Ведущий объясняет правила игры: по сигналу все члены группы «выбрасывают» от одного до пяти пальцев. Задача - показать одновременно всем одинаковое количество пальцев. Договариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий считает количество попыток.

В результате обсуждения выявляется, что мешает и что помогает договориться.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель игры - создание условий для развития у подростков способности доверительно относиться к людям. Материалы: платки, шарфы для завязывания глаз.

Участников делят на пары, одному из них завязывают глаза, второму предлагают провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. По завершении работы пары (5-7 минут) участники меняются ролями.

В заключение обсуждаются вопросы:

  1. Как вы себя чувствовали в роли «поводыря»?
  2. Как - в роли «слепого»?
  3. Что вам понравилось в этом упражнении?
  4. Чему вы научились?

Продолжительность игры - 30 минут.

Занятие 4

Цели.

  1. Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах;
  2. рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека.

Упражнение «Камешки дружбы» * .

Материалы: банка или любая емкость; камешек или бусинка для каждого участника, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожерелье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга.

Участникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотреть проблему групп и членства в группах, а также обсудить дружбу в этих группах.

Затем участникам предлагается составить список позитивных и негативных групп. Ведущий пишет задание на доске; в случае если подростки недостаточно зрелые, им может потребоваться ваша помощь. Ниже приводится памятка для ведущего.

Позитивная группа:

  1. позволяет тебе быть самим собой: тебе не нужно меняться, чтобы быть ее членом;
  2. позволяет тебе быть несогласным;
  3. приветствует индивидуальность;
  4. оказывает поддержку, когда у тебя проблемы;
  5. позволяет членам уйти, если они этого хотят; не требует преданности членов.

Негативная группа:

  1. настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вел себя так, как предписывает группа;
  2. не позволяет иметь другую точку зрения;
  3. настаивает на приверженности мнению большинства;
  4. не позволяет тебе уйти;
  5. может потребовать доказательство верности, настаивая на уча стии в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях.

Каждому участнику (по кругу) предлагается определить позитивную и негати вную группы, членом которых он был (напомните, что семья тоже (считается такой группой, а также лагерь, кружок, спортивная команда, молодежная банда и т. п.).

Передавая корзину с камешками по кругу, предложите каждому участнику выбрать свой камень (камень, который чем-то похож на них самих, привлекает внимание, стимулирует воображение и т. д.).

Одному из участников предлагается бросить свой камень в воду (камень остается в воде), затем еще один участник бросает камень.

Возможности группы (в сравнении с возможностями одного человека) были продемонстрированы.

Теперь группа делает ожерелья из камешков или рисует на них (в зависимости от материала).

Ведущий тем временем напоминает участникам, что камешки - это символы, напоминающие об участии в группе, и поощряет подростков носить ожерелья или приносить разрисованные камешки (их можно хранить в классе для занятий).

Продолжительность игры - 45-50 минут.

Тема 2. «Личность»

Занятие 5

Цель.

  1. Расширение знаний о себе благодаря получению от других обратную связь.

Упражнение «Ассоциации».

Цель игры - больше узнать о себе с помощью обратной связи.

Участникам предлагается выбрать категорию, в которой они будут работать, например, «машины», «цветы», «времена года», «цвета», «животные», «растения» и т. д. Далее каждый участник должен письменно сравнить всех членов группы в соответствии со своей категорией. Например, у Миши категория «животные», на своем листке он пишет: Аня - заяц, Коля - тигр, Рома - енот и т. д. В итоге каждый участник игры получает перечень таких ассоциаций (необходимо еще раз напомнить подросткам о запрете на издевательские и унижающие сравнения, высмеивания).

Каждый участник, получивший такой лист, может высказать свое мнение по поводу ассоциаций, согласиться или не согласиться с ними, главное - не допустить, чтобы кто-то из ребят обиделся на автора ассоциаций. Необходимо объяснить, что это мнение другого человека, которое можно принять или не принять, но в любом случае необходимо подумать над информацией и сделать выводы.

Продолжительность игры - 20 минут.

Упражнение «Предмет, похожий на меня».

Цель игры - расширить знания о себе, рассказывая о себе в связи с выбранным предметом, получая обратную связь.

Материалы: различные предметы, которые сможете найти, например коробка, кукла, мяч, мягкая игрушка, коробка или подушка в виде сердца; маска волшебника, Деда Мороза, ножницы, еловая шишка, головоломка (пазл) и т. д. (Необходимо, чтобы предметы обладали ассоциативным потенциалом, способным вызвать некоторые реакции.)

Ведущий раскладывает материалы на столе и предлагает каждому участнику по очереди выбрать похожий на него предмет и объяснить свой выбор. Остальные члены группы реагируют на самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентацию подтверждают или оспаривают.

Занятие 6

Цель.

  1. Повышение уровня самосознания через завершение вслух предложений, высказанных перед группой.

Упражнение «Рыба для размышления * ».

Материалы: методика «Неоконченные предложения»; корзина, коробка или другой контейнер.

Ксерокопии страниц с текстом разрезаются, складываются и помещаются в контейнер, который ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим «рыболовам».

Ведущему необходимо вызвать обсуждение даваемых ответов. Временные рамки здесь важны потому, что вы должны обеспечить каждому участнику возможность закончить предложение, хотя обсуждение и самостоятельное взаимодействие - индивидуальный вариант. Способствуйте дискуссии и взаимной обратной связи.

Предложения составлены таким образом, что их завершения содержат в себе личную информацию об отвечающем.

Продолжительность игры - 40 минут.

Занятие 7

Цели.

  1. Увеличение степени самосознания путем объяснения подростками, почему им нравятся те песни, которые они выбрали, и что эти песни говорят о них;
  2. тренировка навыков эмпатии, слушая других и предоставляя им обратную связь.

Упражнение «Хит-парад»*.

Материалы: магнитофон или CD-плеер для группы, много кассет или дисков с записями современной музыки (предоставляемых самими подростками).

Не забудьте прослушать песни до занятий, так как в них может оказаться нецензурная лексика; предупредите участников, что такой материал приниматься не будет.

Продолжительность игры - 50 минут.

Занятие 8

Цель.

  1. Работа над самоидентичностью путем создания своего символ при помощи воображения и методами креативности, развитие Я-концепции подростков.

Упражнение «Ершик-виртуоз»*.

Материалы: цветные кухонные ершики (крупные, подобранные в хозяйственных или универсальных магазинах), по одному для каждого участника; история, выбранная ведущим для чтения.

Ведущий читает группе историю, в то время как ее члены используют ершики для создания образа («автопортрет», «скульптура», «символ»), с которым они могут себя отождествить. История может иметь отношение к какому-либо конкретному символу, но символ может быть и не связанным с историей. В конце истории каждый участник представляет всем остальным свое «ершиковое создание» и объясняет его значение.

Ведущему нужно выбрать историю, иллюстрирующую некую желаемую добродетель, такую как честность, внутреннюю целостность, толерантность, мудрость и т. д. Это может быть сказка или рассказ, история не должна быть слишком длинной или, наоборот, короткой. Ее цель - привлечь внимание ребят.

После окончания истории каждый участник представляет свой символ и рассказывает о нем. Закончить упражнение можно обсуждением увиденного. Можно спросить участников, были ли они удивлены чьим-нибудь символом или объяснением.

Занятие 9

Цели.

  1. Подкрепление позитивного восприятия себя,
  2. отреагирование позитивных черт товарищей.

Упражнение «Драгоценные качества»*.

Материалы: бумага и карандаши для составления списков; кожаные ремешки, проволока и другие материалы для изготовления браслетов и ожерелий; бусинки разных размеров, форм, цветов и материалов.

Участники группы составляют список из пяти качеств, которые им в себе нравятся. Затем они выбирают по одной бусинке на каждое из этих выбранных качеств. Каждую бусинку надо выбирать тщательно, чтобы потом они напоминали о соответствующем качестве. Эти пять бусинок каждый использует для изготовления своего браслета или ожерелья.

Когда группа закончит создание «ювелирных украшений», дайте каждому участнику возможность показать свое творение и расска зать о том, какую черту характера представляет каждый его элемент.

Продолжительность игры - 40-50 минут.

Тема 3. «Семья»

Занятие 10

Цели.

  1. Осознание положения вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться;
  2. определение возможностей для изменения в своих семьях,
  3. улучшение навыков самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье.

Упражнение «Скульптура семьи».

Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.

Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.

После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Продолжительность игры - упражнение может продолжаться 2-3 занятия.

Занятие 11

Цели.

  1. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний;
  2. отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Семейные истории»*.

Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры.

Участникам раздаются бумага и маркеры.

Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.

Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.

Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

Продолжительность игры - 40-50 минут.


Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом. Так же используются методы коррекции поведения у подростков.

Стимулирование позитивной мотивации.

Формированию девиантного поведения способствуют механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с отклоняющимся поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению такого поведения.

Изменить девиантное поведение можно стимулированием мотивации желательного поведения. Очень важно дать понять подростку, что его поведение создает ряд проблем в первую очередь для него самого и изменение такого поведения от этих проблем избавит. Подросток должен четко представлять насколько он хочет изменить свое поведение и зачем ему это нужно. Правильная мотивация поможет подростку сформировать желательное поведение. девиантное поведение подросток

Методы коррекции эмоциональных состояний.

Корректировать эмоциональное состояние можно по методике систематической десенсибилизации (происходит уменьшение силы эмоций) и тренинга релаксации или уверенности (выработка альтернативных реакций). Метод, разработанный Д.Вольпе, включает в себя релаксацию, представление шкалы тревожных ситуаций и воображение таких ситуаций с последующим расслаблением. Подросток учится адекватно реагировать на тревожные ситуации. Страх и беспокойство могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, противоположными страху, например с релаксацией.

Методы само регуляции.

Между перенапряжением мышц и такими эмоциональными состояниями как тревога, страх, беспокойство существует тесная взаимосвязь. Умение расслабляться помогает устранить или значительно снизить эмоциональный дискомфорт. Э.Джекобс разработал тренинг мышечной релаксации, включающий в себя попеременное напряжение и расслабление мышц. Тренинг будет более результативным, если будет включать в себя вербальную и ментальную релаксацию.

Еще одним методом самоконтроля является метод само регуляции. Он предполагает изменение среды, вызывающей деструктивное поведение(исключение еды из поля зрения при коррекции веса) или награду за правильное поведении.(покупка одежды, развлечения).

Когнитивное пере структурирование.

Девиантное поведение может быть вызвано искажениями в когнитивных процессах, таких, как восприятие, умозаключения, трактовка, воображение и т.п. При их пере конструировании можно ожидать изменений в сферах эмоций и поведения. Одним из приемов этого метода может использоваться указание противоречий в суждениях подростка. Другим эффективным методом является распознавание и коррекция негативных мыслей. Такие убеждения как «Я неудачник», «У меня ничего не получается», «Я плохой», «Я ничего не умею» зачастую сопровождают депрессию, алкогольную или наркотическую зависимость. Важно, чтоб подросток мог исследовать свое поведение и убедился в неадекватности дисфункциональных мыслей. Необходимо чтоб он осознал, что эти ложные убеждения являются причинами большинства его проблем.

Методы угашения нежелательного поведения.

Основным методом является наказание. Оно может использоваться как отсутствие положительного подкрепления на нежелательное поведение, как использование отрицательного подкрепление на нежелательное поведение и как исключение подростка из ситуации, в которой девиантное поведение может быть одобрено.(перевод в другую школу)недостаток методов в тот, что они гасят девиантное, но не формируют желательное поведение.

Методы формирования позитивного поведения.

В формировании желательного поведения основную роль играет позитивное подкрепление. Важно, что подкрепление было индивидуально значимым. Обязательно должна быть сформирована четкая связь «желательное поведение - немедленное положительное подкрепление». Необходимо исключать такие ситуации, когда ошибочно происходит подкрепление отклоняющегося поведения. Например, после попытки суицида (побега из дома) подросток получает награду - повышенное внимание и заботу семьи.

Системно-структурный подход.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составил системный подход, в основе которого лежали идеи Л. Берталанфи (1973), систематизированные в психологии в трудах Б.Ф. Ломова (1971) и встречающиеся до этого уже в работах Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

В ходе исследования, мы исходили от представления о том, что подросток участвует в большом количестве подсистем, которые тесно взаимосвязаны между собой. Изменение любой из подсистем, в которой состоит подросток, несет изменения в его личности и поведении. Таким образом системный подход позволяет рассматривать максимальное количество вариантов, которые способствуют развитию девиантного поведения у подростков или же предупреждают его.

Принцип детерминизма. (Рубинштейн С.Л., 2001). Данный принцип позволяет нам говорить о том, что нарушения в поведении причинно обусловлены и являются следствием неблагоприятного действия ряда факторов. Сюда относятся микро- и макросоциальные условия развития подростка, которые так или иначе могут повлиять на возникновение нарушений поведения у учащихся. Кроме того, нарушения в поведении могут являться следствием повышенной тревожности, неадекватной самооценки и других особенностей личности.

В данной курсовой работе принцип детерминизма предполагает, что развитие у подростков нежелательного или отклоняющегося от нормы поведения зависит от большого количества факторов: от неосторожного замечания до жесткого обращения с подростком.

Личностный принцип.(Ананьев Б.Г., 1977; Рубинштейн С.Л., 2001). В данном случае предполагается рассмотрение личности как единого целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами.

В данной работе личностный принцип предполагал учет индивидуальных особенностей подростков при выявлении у них форм девиантного поведения и подборе методов коррекции поведения.

Выводы

1. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Чаще всего нарушения поведения встречаются в младшем и среднем пубертатном возрасте - 12-13, 14-15 лет. Различные формы отклоняющегося поведения не всегда закрепляются. С возрастом они могут сглаживаться или вовсе исчезать.

2. Девиантное поведение, как правило, возникает не из-за не случайного стечения обстоятельств, а в результате продолжительного действия целого комплекса факторов и имеет разные формы проявления. Причиной девиантного поведения подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению.

3. Методы коррекции девиантного поведения подростков ориентированы на исправление отклоняющегося поведения личности, на перестройку мотивационной сферы и самосознания. Так же в коррекции девиантного поведения большую роль играет семья.

Положительные результаты психологической работы с подростками, исправление поведения подростка возможны при осуществлении комплексной работы. Имеется в виду коррекция личности подростка, и непосредственно отношений в семье. Такую глубокую проработку проблем в поведении подростка может обеспечить тренер-психолог в процессе практического тренинга девиантного поведения .

Начиная практическую работу с трудным подростком, необходимо понять истоки происхождения девиаций, причины их возникновения, индивидуальные психологические особенности несовершеннолетних, и их ближайшего окружения. Сегодня в распоряжении огромное количество исследовательского материала, книг, пособий и практических руководств, помогающих в работе психолога с подростками, склонными к девиантному поведению, и их родителями. Школьные психологи могут проводить бесплатные тренинги девиантного поведения, это даст специалисту бесценный материал для анализа, и, несомненно, поможет в работе по коррекции поведения несовершеннолетних.

Программа тренинга девиантного поведения включает в себя следующие разделы:

тренинг личностного самопознания и развития, семинары профилактики правонарушений с основами правовых знаний, курсы самоопределения и достижения целей, и др. практические занятия. Кроме того, специалистом на курсе применяются диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями.

Составляющие функционального процесса коррекции личности на семинаре девиантного поведения в Москве:

  • 1. Воспитательная функция заключается в восстановлении положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности; одним из способов является обращение к воспоминаниям подростка о счастливых событиях его жизни и добрых делах, совершенных им.
  • 2. Компенсаторная функция представляет собой формирование у несовершеннолетнего стремления компенсировать любой из своих социальных недостатков усилением деятельности в той области, где он способен добиться успехов, реализовать свои возможности и потребность в самоутверждении.
  • 3. Стимулирующая функция – это активизация положительной социально полезной деятельности подростка; стимулирующая функция осуществляется посредством заинтересованного, эмоционального отношения к личности и ее поступкам.
  • 4. Корректирующая функция заключается главным образом в исправлении отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, определяющих общий фон отношения к окружающей подростка действительности и поведения.

Мне помог справиться с трудностями и защитить себя от недоброжелателей, Оберег от сглаза и порчи . Он защищает человека от сил зла, Энергетических вампиров на работе и в семье, специально наведенной порчи, и злых помыслов врагов. Посмотреть и заказать его можно только на официальном сайте


Коррекция поведения, осуществляемая на тренинге девиантного поведения подростков, имеющих определенные социальные проблемы – это всегда комплексная социально-педагогическая и психологическая работа, направленная на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности. Коррекция девиантного поведения может быть определена, как система воздействия на внутренние побуждения, регулирующие личностные качества подростка.

Психологи рассматривают девиации поведения как «инволюцию» личности. По мнению специалистов, причиной становится критическая ситуация, а девиантное поведение является следствием ее переживания и поиска возможностей преодоления кризиса.
Попадая в действительно критическую ситуацию или воспринимая сколько-нибудь сложную ситуацию именно как критическую, несовершеннолетний начинает взаимодействовать с ней. Переживание-преодоление критической ситуации с точки зрения подростка и вызывает именно то поведение, которое мы называем девиантным. Однако опытным специалистом это может быть откорректировано. Для этой цели и проводятся тренинги девиантного поведения подростков.

Тренинг для подростков по коррекции девиантного поведения

Задачи:

Помочь подросткам узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать;

Научить строить отношения с окружающими, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других.

Оборудование: листы А4, ручки для всех участников, мяч.

Ход тренинга

Разминка

Каждый участник определяет свое самочувствие и настроение сейчас. Высказывает ожидания (опасения) в связи с предстоящим занятием.

1. Знакомство.

Цель: знакомство участников группы, налаживание связей.

Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры «Снежный ком», каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным. Главное, что это имя на все групповые встречи.

2. Установка на работу: задачи и правила.

Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.

«У нас впереди тренинг, участие в котором может помочь каждому из вас:

Разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;

Понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;

Узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;

Строить самого себя и влиять на свою жизнь.

Для того чтобы наш тренинг протекал наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

1. Правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.

2. Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно.

3. Правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.

4. Правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.

5. «Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.).

6. Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии.

3. «Молекулы»

Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.

4. «Мой сосед»

Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы:

У кого в группе светлые волосы?

Какие глаза у А?

Кто одет в зеленую кофту?

Какая прическа у О?

Какого цвета волосы у твоего соседа справа?

Эта игра обычно проходит очень живо и способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.

5. Развитие рефлексии

Письменное задание: напишите на листе бумаги (или в тетрадях) 5 своих положительных качеств и 5 - отрицательных. Далее следует обсуждение. Оно может быть более или менее глубоким в зависимости от готовности группы.

6. «Мы с тобой одной крови»

Упражнение выполняется в парах. Задача каждого учащегося найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Рекомендуемый стиль записей: «Мы оба тактичные», «Мы оба любим слушать музыку» и т.п.

Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 мин. На это время целесообразно включить легкую музыку.

После того, как перечисление сходств закончено, подростки передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если какая-то запись партнера не устраивает ребенка, то он должен ее вычеркнуть. После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.

Как обычно можно провести общее обсуждение в кругу. Это упражнение способствует осознанию того общего, что есть у всех людей, какими бы разными они ни казались вначале. Пройдя через поиски и осознание общего с одним человеком, ребенок лучше понимает, что при определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале встречи. Такая установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.

7. «День рождения»

Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут, обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется, сюжет действа дети строят сами в ходе игры.

Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя. Сейчас каждый из вас подучит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он (спектакль) будет длиться 20 минут Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».

Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный, Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть, как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль определить более подробно. Например, «Миролюбец. Пытается улаживать все возникающие разногласия. Боится конфликтов, поэтому всячески избегает острых углов в беседах».

Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая поведение каждого из участников, соответствие предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?

Трудно ли было играть предложенную роль?

Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?

Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:

Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?

Следует иметь в виду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности правил. Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию участниками стереотипов своего поведения, а также по моделированию поведения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать индивидуально в кругу с кем-то из подростков.

8. «Разбор»

Один человек садится в центр круга. Остальных ведущий разбивает на две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его поведении во время работы в группе, а другая - о том, что не нравится. Так, пока все не посидят в центре круга. Человек, сидящий в центре, имеет право задать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. И так, пока все не посидят в центре.

После того, как все побывают в центре - обсуждение:

Как чувствовали себя в центре круга?

О чем было трудно говорить?

Это упражнение обычно воспринимается детьми очень живо и каждый стремится посидеть в центре круга.

9. «Комплимент»

Упражнение выполняется в кругу. Один из детей берет мячик и бросает его кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так, до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

Рефлексия и окончание занятия.

1. Обсуждение результатов:

Что нового вы узнали о себе?

Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Что из увиденного и услышанного вы хотите, я что не хотите применять в своей жизни?

Оправдались ли ожидания (опасения) от тренинга?

2. Оценить с помощью 10 пальцев: усталость, интерес к происходившему на тренинге, желание прийти в следующий раз.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх