Врожденное или приобретенное. Воспитанность: врожденное или приобретенное? Общие и специальные способности

Существует пословица: «Гениями рождаются, а не становятся». Действительно ли это так? Возможно, так называемую гениальность можно развить в себе при помощи труда? Или высокий степень таланта и способностей – это все же врожденное свойство отдельных «избранных» людей, с которыми никогда не сравниться «простой смертный»? Это вечная тема для споров между философами, психологами и другими учеными.

Понятие «гений» в широком смысле охватывает людей с очень высоким уровнем одаренности в искусстве и науках; тех, которые добились успеха в самых разных социальных, политических и коммерческих областях, а также лиц, которые проявляют феноменальные умения и достижения, но пока не добились признания. Согласно научному определению, гениальность является проявлением чрезвычайно высоких способностей и интеллектуального достижения. Поэтому в отношении творчества использование буквального термина «гений» несколько путается в том, что все гениальные произведения, например, неизменно выдающиеся характеристики стандартной хирургической процедуры или постоянное и эффективное решение проблем, не обязательно являются творческими. Напротив, все творческие продукты, такие как новая и ценная вычислительная программа, не обязательно являются гениальным произведением. Тем не менее, гений и творчество могут часто осмысленно пересекаться, особенно в науке.

Существует также общее мнение о том, что творчество и гениальность, состоящие из высокого мастерства и способностей, хотя и не обязательно необычайного интеллекта, могут пересекаться в литературных, музыкальных и художественных областях.

Научные свидетельства убеждения, что гениями рождаются, а не становятся, или что гениальность можно унаследовать, очень скудны, и на самом деле их практически не существует. В дополнение к известному, но ненадежному изучению передачи гениальных способностей от отца к сыну, эксперименты Фрэнсиса Гальтона или другие исследования, основанные на профессиональном наследовании и временном и национальном распределении, дали очень переменные и, по существу, отрицательные результаты.
Важной позитивной причиной для сохранения этой идеи является предоставление гениев должным образом. Отношения между генетической передачей и воздействием окружающей среды, хотя сегодня все более понимаются и разъясняются, в некоторых случаях остаются тайной. Обозначение «гений» является почетным, частично основанным на этой тайне. Вера в то, что кто-то с потенциально очень высокими достижениями «рождается с ними», обозначает нерушимую способность. Никто не несет ответственности за достижения — за исключением косвенно генетического состава родителей — и ни один человек или влияние (за исключением плохого здоровья или травмы) не могут изменить или уменьшить способности. Человек очень одаренный, совершенно особенный и заслуживает высоких наград. С другой стороны, негативная причина для абсолютной генетической убежденности в том, что все люди, которые знают, что они не гении, могут чувствовать себя обделенными.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств генетической основы гения или творчества, один фактор заслуживает особого внимания, особенно в отношении науки, — косвенно было установлено, что интеллект обладает сильной генетической передачей. Этот фактор в той или иной форме был важным для творческого достижения во всех отраслях науки. Хотя это только один из когнитивных факторов, и поэтому он не имеет причинно-достаточной связи сам по себе, высокая степень сложности, широта и количество научных знаний, в частности, потребовали для творческого достижения уровня интеллекта значительно выше среднего.

Знаете ли вы? Врожденное или приобретенное?

Что определяет интеллект: генетический фактор или наше окружение? Простой ответ – и то, и то, но обсудим вопрос подробнее. Гены не оказали бы никакого влияния без надлежащего окружения, и наоборот. Оба фактора должны взаимодействовать в процессе развития ребенка. И встает интересный вопрос: как именно они взаимодействуют?

Во многом наши гены устанавливают верхний предел развития. Например, рост. Представим себе двух детей с одним и тем же набором генов (например, однояйцевых близнецов). Одного из них (назовем его Том) в детстве кормили плохо, и он недополучил необходимого количества белков и вырос несколько ниже, чем его брат Майк, который превосходно питался. С другой стороны, если потребности Майка в питательных веществах были удовлетворены, никакие дополнительные порции рыбы и курицы не сделают его выше, поскольку он достиг своего генетического предела. Вместо этого он просто растолстеет. Другой ребенок, Джефф, родители которого передали ему гены с большим потенциалом, но также не могли обеспечить ему нормальное питание, может вырасти такого же роста, как и Майк. Эмигранты, приехавшие из бедных стран в более богатые, часто сталкиваются с тем, что их дети заметно перерастают родителей. Точно так же экономический прогресс в стране может привести к увеличению среднего роста популяции.

Сэм столкнулся с этим эффектом в собственной семье. Его рост ‑ шесть футов один дюйм, что на несколько дюймов выше, чем рост любого человека из поколения его родителей, выросших в дореволюционном Китае. Рост его брата Эда – шесть футов шесть дюймов, он возвышается над всеми ними. О таком росте даже не слышали поколением раньше. Рожденные в Америке, братья являют собой пример влияния развитой страны на рост ее жителей.

Интеллект развивается сходным образом, если не считать, что влияние на него окружающей среды сложнее и хуже изучено. Основные питательные вещества требуются для любого типа роста, однако развитие мозга, вероятно, определяется еще и другими факторами, например ‑ социальным опытом и интеллектуальной стимуляцией. По тому же принципу, если окружение отвечает определенному стандарту качества (хоть и не определенному точно), никакое количество дополнительных питательных веществ и стимулов не повысит уровень интеллекта ребенка выше установленного генетически предела.

Некоторые из этих изменений могут лежать в основ, эффекта Флинна ‑ феномена, замеченного новозеландским политологом Джеймсом Р. Флинном, который про анализировал результаты выполнения стандартизированного теста на IQ и их изменение со временем в 20 странах мира.

Он обнаружил, что в каждой стране средний показатель со временем стабильно увеличивался, в среднем – на три единицы в десятилетие. В некоторых странах, например в Дании и Израиле, показатели увеличивались даже быстрее – в среднем около 20 пунктов за 30 лет (чуть больше, чем одно поколение). Например, результат устного теста на IQ среднего 12‑летнего датского подростка в 1982 году превосходил результат 14‑летнего участника эксперимента поколения его родителей в 1952‑м.

Изменения в уровне интеллекта со временем отражают то, что тесты на IQ измеряют не просто естественные врожденные способности, но и эффект влияния окружающей среды, в которой растет человек. Хорошее питание и здоровье может привести к лучшему развитию мозга, а более активное стимулирование окружающей обстановки также способствует лучшему функционированию мозговых структур. Поскольку мы являемся социальными животными, эти факторы только усиливаются в процессе социальных взаимодействий с другими людьми, также хорошо развитыми, что приводит к позитивному обратному эффекту и влияет на более высокий результат выполнения теста. Благодаря полноценному питанию и стимулирующей окружающей среде, вполне возможно, что в среднем мозг человека в наше время стал более сложно устроен, чем сто лет назад.

Однако есть данные, что этот эффект начал пропадать. В Дании, стране с наивысшими показателями в недавнем прошлом, в последние годы средний уровень IQ перестал расти. Возможно, эффект окружающей среды может ограничивать развитие мозга, но только тогда, когда источников недостаточно (см. «Знаете ли вы? Врожденное или приобретенное?). Иначе говоря, как только количество бедных людей или людей, ограниченных в факторах развития, уменьшается, средний уровень IQ увеличивается. Это предположение подтверждается недавним исследованием испанских детей, чей показатель интеллекта увеличился через 13‑летний период. Больше всего повысился показатель детей с наименьшим уровнем IQ, тогда как среди детей, набравших результат выше среднего, изменений практически не было. Подтверждение этой идеи можно увидеть в американских исследованиях, доказавших, что в самых бедных слоях общества достижения детей напрямую связаны с ресурсами школы, но у более богатых учеников достижения больше зависят от наследственности и домашнего окружения.

Однако все эти изменения не означают, что наш мозг продолжает развиваться. Наоборот, поскольку эффект Флинна четко прослеживается уже через несколько десятилетий, это не может быть настоящей эволюцией. Эволюция обычно предполагает изменения в генах, которые передаются потомкам и поэтому требуют минимум одного круга репродукции и отбора. Затем появляются наследственные изменения, и поэтому человек, родившийся с улучшенными генами, позднее превзойдет своими показателями людей, выросших в тех же условиях.

Важно понимать, что естественный отбор работает, отталкиваясь от практических результатов. Не имеет значения, умеет ли животное искать пищу благодаря встроенной в его мозг уже при рождении автоматической программе поиска пропитания или же оно хорошо обучается этому на своем детском опыте. В любом случае, если это животное сможет находить достаточное количество пищи, оно выживет и с большей вероятностью сможет оставить потомство. Поэтому в результате естественного отбора мозг животного помогал ему выживать в окружающей обстановке. Разные животные могли добиться успеха, взаимодействуя или будучи способными выживать в различных ситуациях. Поэтому спор «Врожденное или приобретенное?» некорректен. Отбор способствует продвижению генов, которые особенно удачно приспосабливаются к окружающей обстановке.

Когда люди спрашивают, развивается ли все еще мозг человека, они часто имеют в виду вот что: «Правда ли, что генетические механизмы, определяющие размер мозга или его структуру, меняются?» На этот вопрос непросто ответить, поскольку, возможно, только через несколько поколений станут заметны какие‑нибудь изменения на эволюционном уровне.

/ / / Как вы считает, жестокость - врожденное или приобретенное качество?

Часто задаю себе вопрос: жестокость – врожденное или приобретенное качество, и не могу дать на него однозначный ответ. Жизнь – сложная штука, особенно, когда оцениваешь поступки других людей. Может, у них были причины для такого жестокого поведения. Но вдруг молния пронзает меня, и я понимаю, что оправдать жесткость нельзя. Сейчас я уверена, что это приобретенное качество, никто не рождается жестоким. Как утверждал знаменитый английский философ Джон Локк, «новорожденный ребенок – чистая доска», воспитание и окружение прививают ему какие-то определенный набор черт.

Проследить природу жестокости можно по произведениям, где основное действие происходит в детском коллективе. В повести В. Железникова «Чучело» рассказывается о жестокости в обществе подростков.

Главную героиню Лену Бессольцеву жестоко задирают в классе, насмехаются над ней. Девочка очень добрая и отзывчивая, она берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок и защищает мальчика, который ей симпатичен. Но жестокость подростков не знает границ: они устраивают ей бойкот, а потом сжигают на костре чучело, внешне напоминающее Лену.

Виновный не может признаться из-за трусости, а те, кто знают всю правду, хранят молчание. Они хотят посмотреть, чем все закончится. Подростки не понимают, что жизнь чужого человека – это не театр. Равнодушие – высшая степень жесткого отношения. Лена страдает из-за того, что к ней плохо относятся одноклассники.

Для каждого человека изгнание – огромная проблема, потому человек не может жить вне социума. Взрослые не учат своих детей добру, а наоборот поддерживают жестокость. Почему дети так себя ведут? Дети не могут придумать сами какие-то модели поведения, они просто копируют то, что видят в семье и в обществе. Однажды увидев, что жестокостью можно добиться, чего пожелаешь, они поймут, что бессердечие – лучший способ достижения цели.

Лену в этой повести обвиняли даже в аскетизме ее дедушки. Как может подросток нести ответственность за жизнь деда? Как можно обвинять подростка, который не совершил ни единого плохого поступка? Учителя и родители должны не осуждать других людей, а учить своих детей добру и отзывчивости. Каждый должен помнить, что на месте Лены может оказаться именно он, тогда жестокости в детском коллективе стало бы меньше.

Я настаиваю, что жестокость – это приобретенное качество. Конечно, нельзя отрицать инстинкт выживания, но на то мы и люди, чтобы подавлять бессердечие в своих сердцах и стремиться видеть доброе в людях.

Научиться жестокости можно из телевизора, Интернета, а также из социума. Здесь первостепенна задача родителей – рассказать детям, что есть плохо и хорошо. А прекрасными иллюстрациями послужат для этого литературные произведения.

Почтительность определяется поведением человека, манерами, умением одеваться. Основы воспитания закладываются в детском возрасте. Родители и окружающие люди, выступают моделью поведения, с которой ребенок считывает данные и применяет во взрослой жизни. Воспитанный человек , с уважением относится к людям. Правила поведения меняются под воздействием таких факторов: места жительства, статуса и вероисповедания человека. В последнее время выходят публикации, доказывающие влияние наследственности на манеры личности. Что же собой представляет воспитанность? Это врожденное или приобретенное качество?

Что такое воспитанность?

Образованный человек почтительно относится к людям вне зависимости от обстоятельств. При этом к ребенку и взрослому предъявляют разные требования. Детям достаточно и следовать правилам, установленным в семье. Почтительность взрослого человека проявляется в следовании хорошего тона и поддержании норм поведения, принятых в конкретном окружении.

Воспитанный человек, находясь в обществе, учитывает, какие обычаи наследуются в стране или семье. Например, на востоке принято дорогим гостям наливать неполную чашку чая. Пополняя стакан, хозяева дома лишний раз проявляют внимание.

Взрослому человеку приходится поддерживать уровень воспитания, поскольку мир вокруг не стоит на месте. Меняются культурные направления, политические взгляды. Основы манер закладывают родители, далее человек самовоспитывается.

Культурный человек выделяется жестами, мимикой, речью. Во время разговора воспитанная личность не размахивает руками, проговаривает слова спокойным тоном, не гримасничает. Такой человек реагирует на мнение окружающих, не злословит за спиной, отпуская острые и колкие штуки. Человека с безукоризненными манерами называют дипломатичным, тактичным, вежливым.

Какой он воспитанный человек?

Нормы поведения придумываются людьми. Поэтому возникают разногласия при определении почтительного человека. Подобные споры легко разрешить. Спросите у окружающих людей, почему они считают вас воспитанным человеком. Перечислим критерии, которые признаны социумом:

  1. Обаяние и приятное общение. Воспитанный человек излучает доброжелательность, не прибегает к повышенному тону. К такой личности тянутся люди, окружают вниманием.
  2. Интеллигентность. Для многих – это синоним культурной личности. Интеллигентный человек сдержан, немногословен, с чувством собственного достоинства. Не выходит из равновесия, чтобы не случилось вокруг.
  3. Тактичность и деликатность. Воспитанный человек лучше промолчит, чем выскажет мнение, которое обидит собеседника. В разговоре не употребляет матерных слов, не затрагивает темы, неприятные окружающим.
  4. Уважение. Отмечается не показное качество и игра на людях. Воспитанная личность с одинаковым уважением отнесется к незнакомцу или родному человеку.

Факторы, влияющие на воспитанность

Воспитание ребенка заключается не только в прививании доброты и хороших навыков. Взрослые люди сталкиваются в жизни с предательством, злостью, ненавистью. Поэтому важно вовремя снять с ребенка розовые очки. Рассказывайте детям поучительные истории, разбирайте примеры из жизни.

Поскольку навык закладывается с малых лет, то на поведение и характер человека оказывают воздействие родители. Какие еще факторы, влияют на воспитанность?

  1. Отношения в семье. Ребенок, находящийся в утробе матери, реагирует на свет, звуки, голоса. Поэтому выстраивать следует не со дня рождения малыша, а со дня зачатия. Банальные конфликты приводят к серьезным ссорам. Взрослые не готовы уступать, ищут крайнего или виноватого. Примите за основу обговаривать скандалы и признавать неправоту. Покажите ребенку, что в вашей семье царит любовь и понимание. Чтобы дети других людей, учитывайте его мнение и разрешайте вступать в дебаты. Пусть учится отстаивать точку зрения тактично и аргументировано, а не криком и истериками.

    Лучше один раз показать на своем примере, как ведет себя воспитанный человек, чем сто раз объяснять правила поведения.

  2. Окружение. Большее участие в воспитании ребенка принимает мама или бабушка. На них и валятся шишки, если чадо оступилось. Идеальная схема воспитания – это равное участие мамы и папы. Но, помимо общения с родителями ребенок посещает детский сад, школу, кружки. Дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, читают книги. Образованность формируется под воздействием информации, полученной ребенком за пределами дома. При этом мнение со стороны ценится больше, чем нотации родных людей. Чтобы не потерять авторитет, интересуйтесь делами ребенка, уделяйте ему внимание каждый день, анализируя вместе, как прошел день.

Хотите вырастить воспитанную личность? Забудьте о применении силы, не делайте замечания ребенку в присутствии посторонних людей. Ежедневно давайте детям понимание, что он важен для вас. Прививая правила поведения ребенку, взрослые поддерживает свой уровень почтительности.

Воспитанность: врожденное или приобретенное качество?

Ранее считали, что если окружить малыша воспитанными людьми, то из него вырастит ангел. Исследования ученых доказали обратное. На образованность влияют усилия родителей и гены. Физические способности и состояние здоровья также вносят лепту. Недаром семейные пары, решившие усыновить ребенка, тщательно изучают, кем он был рожден.

Ученые доказали, что наследственность оказывает влияние на воспитание человека. Если однояйцовых близнецов разлучить в младенческом возрасте и отдать в разные семьи, то у них все равно сохранятся одинаковые черты характера.

С другой стороны правила поведения, заложенные в семье, оказывают влияние на человека. , агрессивность, нестандартные поступки – это последствия воспитания. У черствых родителей вырастают . Нестабильная обстановка в семье ведет к проблемам во взрослой жизни. Ученые выделили факторы, влияющие на плохое воспитание: бедность, насилие в семье, некачественное питание, наличие вредных привычек у родителей. Остановить разрушительное воздействие возможно, если подключить помощь извне. Участие социальных служб, прохождение реабилитационных программ.

На чьей стороне правда? Воспитанность – это врожденное или приобретенное качество? На самом деле нельзя рассматривать ситуацию однобоко. Человек, рождается с набором генов, которые . В то же время, находясь в обществе, поддаваясь влиянию окружающих, личность меняется, выстраивает линию поведения. Манеры человека формируются в равных частях под воздействием:

  1. Наследственных факторов. Включают характер, уязвимость и физическое состояние младенца.
  2. Воспитания. Формируется в результате отношения родителей и окружающих к ребенку, наличия стрессовых ситуаций и отягчающих обстоятельств.

Личность человека формируется в результате взаимодействия наследственности и воспитания. Эти два фактора дополняют друг друга, подключаясь на определенных отрезках жизни. В первые три года доминируют гены, биологические данные. Затем они ослабевают, и подключается окружение малыша. В этот период проявляется генетическая уязвимость. Постоянные стрессы и депрессии меняют человека, влияют на почтительность и нарушают работу мозга. Ученные доказали, что правильное воспитание способно победить генетические заболевания.

Проведенные опросы показали, что уровень воспитанности падает. Способствуют тому иные модели поведения. Если вернуться в недалекое прошлое, то можно увидеть, что представительниц слабого пола воспитывали в институтах для благородных девиц. Помимо образования, девочкам прививали навыки общения и достойные манеры. , прививался изысканный вкус, уделялось внимание поведению. Мальчики стремились попасть в кадетские училища, где помимо военной мудрости, учились ответственности, собранности, вежливости. Сегодня в государственных учреждениях отводят роль образованию, но не воспитанию. Отдавая все карты в руки родителям. Но, не все взрослые готовы вырастить достойную ячейку общества.

Как стать воспитанным человеком?

  1. Проанализируйте свое поведение. Подумайте, какие стороны или черты характера, хотели бы улучшить. Затем попросите знакомых, чтобы они дали вам характеристику. Поработайте над негативными и слабыми сторонами.
  2. Уважайте окружающих. Начните с уничтожения . Не позволяйте думать о других людях плохо. Прежде чем высказаться, дать совет, подумайте, хотели ли бы услышать подобные слова в свой адрес.
  3. Общайтесь с людьми непринужденно. Неумение поддержать разговор люди воспринимают, как невоспитанность. Ведь такой человек отмалчивается либо произносит глупости. Закрепощенность, робость, приводит к тому, что человек стесняется высказаться. Чтобы не прослыть невоспитанным человеком, учитесь общению с людьми.
  4. Найдите идеал. На первых порах понадобится пример для подражания, чтобы сформировать азы. Поищите воспитанного человека среди друзей. Подойдет герой фильма или книги. Если подходящего примера нет, то заводите новые знакомства, чаще общайтесь с людьми, отмечайте, какие качества характера нравятся, перенимайте опыт.
  5. Принимайте мнение других людей. в адрес человека, высмеивание поведения или одежды говорят об отсутствии воспитания. Каждая личность проявляется по-своему и не нуждается в навязывании вашего мнения. Нельзя подшучивать над людьми с физическими или умственными недостатками.

Воспитанность формируется в результате наследственности и вклада родителей, общественности. Человек способен подтянуть этот навык, работая над собой. Уровень воспитанности проявляется в нестандартных ситуациях. Если манеры поведения поверхностные, то при стрессе человек сорвется и проявит истинные эмоции. Воспитанность, данная от природы и приобретенная в течение жизни, привлекает манерами, изысканностью, умением человека общаться и выглядеть достойно.

Развитие сложных моделей тестирования и измерения интеллекта стимулировало исследования его природы. Здесь мы кратко рассмотрим некоторые самые важные и яркие моменты нескончаемой полемики по этому вопросу.

Врожденное или приобретенное? Когда-то жаркие, споры вокруг проблемы «природа или воспитание» все еще вспыхивают редкими искрами на страницах научных и популярных изданий. Например, Артур Йенсен вызвал целую бурю дискуссий, когда заявил, что 80% того, что измеряют тесты IQ, наследуется и только 20% определяется средой. Далее он высказал убеждение, что интеллект определяется расовой принадлежностью, при этом количество интеллектуальных генов чернокожих меньше, чем у белых людей. В проведенном исследовании граждане США, причислявшие себя к чернокожим, при выполнении IQ-тестов действительно набирали в среднем на 10-15 баллов ниже, чем граждане США, причислявшие себя к белому населению. Однако в последние годы эта разница все больше и больше сокращалась, и сегодня большинство исследователей соглашаются, что приспособления к экономическим и социальным различиям в жизни черных и белых детей практически уничтожили различия между этими группами по уровню IQ.

Исследования Йенсена были подвергнуты массовой критике, и нет необходимости продолжать их обсуждение на страницах нашего сайта, но стоит заметить, что такая оценка его работ помогла созданию отрицательного отношения к возможности генетического вклада в детерминацию интеллекта. Некоторые ученые отстаивают позицию, согласно которой не существует никаких данных, свидетельствующих в пользу того, что гены каким-либо образом влияют на уровень IQ.. Выдающийся исследователь развития Сандра Скарр подчеркивала, что, несмотря на наличие отрицательной оценки со стороны коллег, исследование Йенсена внесло важнейший вклад в науку. Однако такая оценка не позволяет считать его выводы более достоверными.

В настоящее время взгляды специалистов отличаются единством: исследователи пришли к согласию, что наследственность и факторы среды в равной степени влияют на интеллект и что это динамический, реципрокный процесс. Дальнейшее рассмотрение факторов среды, воздействующих на интеллектуальное развитие и достижения, представлено ниже.

Общие и специальные способности

Некоторые тесты интеллекта определяют интеллект как унитарное свойство, однако большинство из них определяют его как комбинацию нескольких способностей. Шкала интеллекта Векслера для детей, например, включает в себя отдельные субтесты для оценки общей осведомленности, понятливости, арифметических навыков, словарного запаса объема внимания, образного мышления и других способностей. Этот тест дает оценку вербального, невербального интеллекта и общую оценку интеллекта, объединяющую две предыдущие. Современная версия теста Стэнфорд-Бине следует аналогичным путем, разбивая общий интеллект на отдельные компоненты.

Одним из активных сторонников представления о том, что интеллект состоит из нескольких независимых способностей, является Ховард Гарднер. На основании изучения неврологии, психологии и антропологии он первоначально выделил семь основных категорий интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, трансперсональный и интраперсональный, а позднее добавил к ним натуралистический (природный), и их общее число стало равняться восьми. Природный интеллект представляет собой способность опознавать и классифицировать растения, минералы и животных, в том числе камни, травы и все разновидности флоры и фауны. Другими словами нам необходимо знать, на каких животных следует охотиться, а от каких убегать. Этот уровень интеллекта у разных людей сильно различается. Гарднер считал, что природный интеллект имеет особое значение для выживания человека как вида. Несложно проследить, как мог измениться такой вид интеллекта у человека в ходе эволюции.

Таким образом, хотя количество баллов, получаемых неким ребенком по шкале академических способностей, измеряемых большинством интеллектуальных тестов, оказывается, например, ниже среднего, он может набрать высокие баллы по остальным функциям интеллекта, таким как способность понимать чувства и мотивы других людей. Конечно, необходимо учитывать, использует ли ребенок различные виды интеллекта.

Роберт Стернберг придерживался другой позиции и разработал свою иерархическую концепцию интеллекта, включающую три части. Согласно Стернбергу, контекстуальный интеллект (относящийся к контексту, в котором находится индивид) связан с адаптацией к окружающей среде и тем, что можно назвать «здравым смыслом»; эмпирический интеллект (связанный с личным опытом индивида) - это способность справляться с новыми задачами или ситуациями так же успешно, как и с привычными, и, наконец, компонентный интеллект (рассматриваемый исходя из его компонентов) приблизительно соответствует способностям, измеряемым с помощью тестов IQ. Стернберг с коллегами применяли свою иерархическую трехсоставную модель к различным проблемам: интеллектуальное обучение в школах, взаимосвязь интеллекта и креативности, составные части здравого смысла (практического интеллекта — сайт) и методы его диагностики, кросс-культуральные различия интеллекта. Здесь перечислены лишь некоторые из них. В своей последней «теории успешного интеллекта» акцент, делаемый Стернбергом на практических аспектах интеллекта в жизни, сохраняется, наиболее полно они представлены в сводке ниже.

Сводка: Компоненты успешного интеллекта по Стернбергу

Определение успешного интеллекта

— Способность достигать успеха в жизни
— Согласно личным стандартам и нормам
— В рамках данного социокультурного контекста

Типы навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Аналитические
— Креативные (творческие)
— Практические

Употребление навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Адаптация к окружающим условиям
— Формирование окружающих условий
— Выбор окружающих условий

Механизмы использования навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Обращение своих сильных сторон себе на пользу
— Коррекция своих слабых сторон
— Компенсация своих слабых сторон



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх