Развитие речи детей тихеева. Елизавета ивановна тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей. Методика развития речи

1. Е.И. Тихеева – сторонница и последовательница взглядов К.Д. Ушинского.

2. Е.И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

3. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

4. Разделы работы по развитию речи детей.

5. Тихеева Е.И. о развитии ребенка в первые годы жизни.

6. Характеристика занятий по «Живому слову».

Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1943), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

В 1918 г. Е.И. Тихеева ставит вопрос о возможности и необходимости создания единой программы речевого развития детей. Возможность ее создания она объясняет тем, что:

У всех детей речь развивается по одним и тем же законам;

Возрастные различия детей внутри одной группы невелики.

Далее Е.И. Тихеева оговаривает и то, что должно войти в данную программу по содержанию. Во-первых, это то, что ребенка окружает. Во-вторых, то, что реально может познать дошкольник. В-третьих, каждый педагог в подборе методики – «хозяин».

Прежде чем приступить к написанию содержания программы, Е.И. Тихеева разрабатывает задачи словарной работы с детьми, опираясь на механизм усвоения понятия, определенный в психологии (Л.С. Выготский). А также определяет основные принципы построения программы. К ним она относит принцип наглядности и связи с деятельностью.

Раскрывая принцип наглядности, Тихеева, прежде всего, выделяет виды наглядности:

Реальные предметы и игрушки их замещающие;

Картины;

Те образы, которые сложились у детей в результате ранее виденного и слышанного.

Она отмечает, что все, что познает ребенок, должно быть представлено ему наглядно.

Говоря о втором принципе, Тихеева отмечает, что только в деятельности, оперируя большим количеством предметов и орудий, у дошкольников активнее формируются словарь и активная речь.

Большее предпочтение Е.И. Тихеева отводит игровой деятельности и разрабатывает три группы дидактических игр. 1-я группа позволяет реализовать первую задачу словарной работы (обогащение словаря) и помогает ребенку установить связи между предметом, образом и словом его обозначающим. К данной группе относятся игры типа «Угости куклу Машу чаем», «К нам приехали гости» и т.п. 2-я группа игр позволяет реализовать вторую задачу словарной работы (уточнение словаря) и помогает установлению связей между предметом, его признаками и словами, это обозначающими. К этой группе относятся игры, построенные по принципу парности. Например: «Найди такой же флажок», «Домино-ягодка» и т.п. 3-я группа позволяет реализовать третью задачу (активизация словаря) и помогает установить связь между предметом, его образами и понятием в целом. К этой группе относятся словесные игры типа «Угадай по описанию», «Магазин игрушек» и т.п.

Не менее важное место в работе с дошкольниками занимает и трудовая деятельность, считает Е.И. Тихеева. Она выделяет 4 уголка, где ребенок может трудиться и между тем обогатить свой словарь:

Уголок труда;

Уголок природы;

Уголок игры; уголок кухни.

Е.И. Тихеева также определяет условия (материальные, социальные) организации работы с детьми раннего дошкольного возраста; методику проведения специальных занятий.

Таким образом, теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:

Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

Речь детей развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

Развитие речи связано со всем педагогически процессом детского сада.

Развитие речи детей дошкольного возраста нельзя пускать на самотек, ведь этот период жизни является... Ребенок эффективно воспринимает и «впитывает»...

Совершенная и красивая речь сегодня и для взрослых редкость, что уж говорить о детях. Лишённые нормального общения, они растрачивают свое внимание на просмотр телевизора и просиживание за компьютером. Развитие речи детей дошкольного возраста нельзя пускать на самотек, ведь только этот период жизни является тем самым дарованным природой временем, когда человек наиболее эффективно воспринимает и «впитывает» родной язык.

Особенности развития речи дошкольников

Формирование речевых навыков происходит индивидуально, при этом каждый ребёнок последовательно и планомерно осваивает умение говорить, не перескакивая ни через один этап.

Тематический материал:

Подготовительный этап (0 – 12 месяцев)

Названный так не случайно, данный период будет базой для дальнейшего развития речи малыша. В это время происходит формирование речевого аппарата и его подготовка для нормального членораздельного говорения.

Крик и плач (первый месяц) – со временем приобретает смысловое наполнение, связанное с потребностями новорождённого. По характеру звуков можно понять, что его тревожит. На смену требовательного плача приходит «комплекс оживления», сопровождающийся приветливой улыбкой.

Гуление (2 – 7 месяцев) – первые «разговоры» младенца, которые представляют собой гласные звуки и их сочетания с горловыми согласными (агу).

Это интересно! На интонацию и характер гуления оказывает влияние принадлежность к определённой нации. Это значит, что уже в несколько месяцев грудничок осваивает эмоционально-выразительную специфику родной речи.

Лепет (4 – 7,5 месяцев) – повторяемые слоги уже эмоционально окрашены, появляются губные и переднеязычные согласные (ма-ма-ма).

Первые слова (11 — 12 месяцев) – короткие простые слова и их упрощенные копии (мама, ам), употребляются с их значением и сопровождаются жестами.

Взрослый лексикон (1 год – год и 7-9 месяцев) – обычно дети выделяют ударные или последние слоги, но эти слова уже вполне разборчивы.

Раннее детство (1 – 3 года)

От первых слов, в основном глаголов и существительных, кроха переходит к фразовой речи (год и 9 месяцев). Например, «хочу кашу», «мама ам». К двум годам многие ребята начинают оперировать простыми предложениями.

Если развитие речи детей раннего возраста происходит правильно, то в 3 года они используют довольно сложные предложения с распространением и придаточными частями. Возникают первые вопросы «почему?» и «когда?».

Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, который соответствует 3 – 5 годам, также зависит от индивидуальных особенностей. Обычно малыши уже используют предлоги и союзы, согласуют слова по числам, спрягают глаголы.

В дальнейшем (старший дошкольный возраст) оценивание речевых способностей происходит не столько по количеству употребляемых слов, сколько по умению чётко и развернуто отвечать на вопросы, оперированию диалогическим и монологическим разговором. Ребята старшего дошкольного возраста должны уметь составлять рассказы по картинке, пересказать сказку или поведать о каком-то событии.

Какие проблемы с речью обычно возникают?

Как это ни странно, но главным показателем качества речи детей, перешагнувшим этап младенчества, является вовсе не правильность слов в звуковом плане, а умение использовать это слово в своем лексиконе, встраивать его предложения и фразы.

Чем больше активный словарь ребёнка, тем меньше он содержит правильно произносимых слов. Это объясняется несовершенством пока ещё только развивающегося артикуляционного аппарата.

Что делать, если малыш коверкает слова? Постарайтесь не исправлять его на каждом шагу, а спокойно повторите его просьбу или фразу правильно, медленно и чётко проговаривая звуки.

Материал по теме:

Типичные ошибки звукопроизношения дошкольников:

  • смягчение твёрдых согласных («толь» — стол);
  • замена шипящих согласных на свистящие («каса» — каша);
  • неправильное произношение звука [р], его выпадение или замещение на другие звуки;
  • замена [л] на [й] или на другой звук, смягчение [л];
  • отсутствие звуков [х], [г], [к] или их замещение;
  • пропуск неударных слогов.

Данные недостатки речи обычно проходят до 3-4 лет или успешно исправляются логопедом в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Когда пора беспокоиться, и что такое ЗПР

Оценка коммуникативных способностей происходит уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если грудничок совсем не реагирует на звуки и сам их не произносит. К 12 месяцам он должен использовать в общении жесты (показывать пальцем на нужный предмет, «прощаться», махая ручкой).

При нормальном развитии полуторагодовалый малыш уже умеет имитировать звуки животных, понимает простые просьбы.

К двум годам крохи взрослые должны понимать значение половины его слов.

Уже в этом возрасте решением психолого-педагогической комиссии в ДОУ малышу могут поставить ЗРР, что означает «задержка речевого развития». Она вовсе не является нарушением, обычно данный диагноз автоматически снимается уже к 4-5 годам. Еще недавно такой временный вердикт ставили всем двухлеткам, словарный запас которых был менее 200 слов. Сегодня ребёнок этого возраста должен говорить всего 50 слов, среди них вполне допустимы звукоподражания и лепет. Также о нормальном развитии свидетельствует наличие двухсоставных конструкций.

В помещении, где живет малыш, не должен беспрерывно работать телевизор или другая аудио аппаратура. Подобный звуковой фон оказывает негативное влияние на коммуникативные навыки. Лишние звуки мешают крохе разговориться, ведь вместо активизации собственной речи он занят слушанием.

Особенности речи аутичных детей

Иногда расстройство речи говорит о наличии такого заболевания как аутизм. Причем данный признак является лишь одним из целого «спектра» симптомов и проявляется у каждого ребёнка индивидуально. Один малыш с аутизмом может нормально общаться в раннем и старшем дошкольном возрасте и в один момент утратить речевые навыки, у другого данное явление может проявиться лишь к школьным годам.

Зачастую именно нарушения в раннем возрасте заставляют родителей детей с аутизмом насторожиться и впервые обратиться за помощью к специалистам.

Речь ребёнка с аутизмом может отсутствовать полностью или быть ограниченной и сведенной лишь к простым словам и жестам. Как и у остальных ребят, у малыша с аутизмом слово несёт какое-то значение. Но если оно ему не интересно или непонятно, он перестаёт его использовать в речи. Остаются лишь те слова и звуки, которые ему близки, их малыш может повторять целый день, но не применяет для общения. Так с потерей общения пропадает и навык говорения.

Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие речи ребёнка, страдающего аутизмом:

  • Ищите способы подтолкнуть его к общению. Людям с аутизмом обычно сложно подобрать нужные слова и выразить свои мысли. Предлагайте крохе картинки, которые подскажут ответ. Или задавайте такие вопросы, ответы которых могут звучать по-разному.
  • Если дитя затрудняется с ответом, учите использовать фразу «я не знаю». Так он не станет нервничать и беспокоиться, что не может подобрать слова.
  • Детям с аутизмом сложнее расширять словарный запас. Им необходимы наглядные пособия и карточки, отражающие значения слов.
  • Очень помогает совместное пение. Оно дается ребёнку с аутизмом гораздо легче, чем речь, к тому же оказывает влияние на развитие рецептивных и экспрессивных навыков.
  • Еще одной особенностью речи людей с аутизмом является эхолалия. Если просто, то это неконтролируемое повторение услышанных где-то слов. Задача родителей – «достать» из сознания крохи эти слова и научить их использовать при общении.

Как развивать речевые способности

То, что не стоит равнодушно ждать, когда малыш сам «разговорится» — понятно каждому родителю. Но как действовать, и какие методы и средства помогут развить коммуникативные способности?

Изучите методическую литературу

Развитие речи ребёнка – работа непростая, в процессе которой возникает много вопросов и «подводных камней». Если родители решили отнестись к ней со всей серьёзностью, хорошо бы изучить методическую литературу.

Среди многочисленных научных и популярных книг лучше всего обратиться к классикам педагогики. Развитие речи у детей дошкольного возраста подробно и чётко описала в своих трудах Е.И. Тихеева. Несмотря на то, что первая программа обучения родному языку в детском саду была разработана ею ещё в 1934 г., идеи Тихеевой и ныне не потеряли своей значимости и широко применяются воспитателями.

Главным принципом её методики является единство и взаимосвязь воспитания детей дома, в саду и в школе. Тихеева видела детский сад, как подобие семьи, где между воспитателем и воспитанниками тёплые и доброжелательные отношения, а развитие речи детей младшего дошкольного возраста и старше происходит посредством систематических занятий. Живое слово, лексические упражнения, изучение фольклорных произведений и поэзии – вот, какие средства обучения в ДОУ предлагала Тихеева.

Зная, что голое слово не так поймется ребенком, как слово, закрепленное личным опытом и наблюдениями, Тихеева предложила игры-занятия, которые помогут уяснить его значение. Это номенклатура (уточнение качеств и предназначения объекта), описания и сравнения предметов, составления о них загадок и рассказов, поиск игрушки из стихотворения и др.

Тесно связывая интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие, она разработала свою оригинальную методику с огромным количеством дидактических материалов. Например, серия игр с дидактической куклой Тихеевой, где дети её одевали, кормили, катали в коляске, пересекаются с трудовыми процессами – приготовлением еды, стиркой, шитьём и др.

Понимая, какое влияние оказывает метод беседы на развитие речи, Тихеева дала подробные методические рекомендации: не уклоняться от темы, не перебивать и не прерывать речь ребёнка, побуждать к вопросам и комментированию высказывания и др.

Е.И. Тихеева выступала против изучения маленькими детьми грамоты и иностранных языков, объясняя, что вначале нужна основательная подготовка. При этом если ребёнок хорошо овладел родной речью, Тихеева вполне допускала изучение иностранного языка и в старшем дошкольном возрасте.

Играйте в театр

Самым любимым видом деятельности дошколят является игровая. Она может быть обучающей или творческой. Говоря о творческой игре, способствующей развитию речи, наиболее популярной является театрализованная. Это настольный театр, фланелеграф, марионетки, театр теней и др.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность происходит в лёгкой непринужденной форме: обогащается словарный запас, оттачивается диалогическая речь, улучшается дикция.

В домашних условиях довольно трудно организовать театральную игру (только если не подключить всех родственников и соседей!). Обычно данная деятельность широко применяется в проектах ДОУ.

Что такое проект? Если вкратце, то это организованная творческая работа, в которой сотрудничают педагоги, дети и их родители. Реализация проекта обычно длится довольно долгое время, в ходе которого решаются заранее поставленные задачи и распределяются роли.

Участниками театрального проекта могут быть и самые маленькие воспитанники сада, и дети старшего дошкольного возраста. Они анализируют с воспитателем литературное произведение, характеры персонажей. Кроме совершенствования речевых навыков, участие в театральном проекте помогает детям преодолеть собственные страхи, побороть стеснение и неуверенность. Родители же помогают подготовить реквизит, костюмы и праздник, которым заканчивается работа над проектом.

Конечно, представление организовать дома трудно, а вот разыгрывать сказки при помощи пальчиковых или перчаточных кукол понравится любому ребенку. Детей старшего дошкольного возраста уже можно повести в театр и познакомить с детскими постановками.

Пальчиковые игры как средство развития речи

Ещё один прекрасный способ влияния на речевые функции ребёнка – стимулирование мелкой моторики. Среди множества приёмов воздействия на руки крохи (перебирание круп, ощупывание фактурных поверхностей, шнуровка, мозаика, раскрашивание) особое место занимает пальчиковая гимнастика. Она рекомендована всем малышам – от младенцев до старших дошкольников.

Формирование языковых навыков происходит под влиянием двигательных импульсов, которые передаются от пальчиков. А значит, чем активнее и ловчее движения рук, тем скорее он «заговорит».

Пальчиковая гимнастика начинается и заканчивается лёгким массажем кисти руки. Проводится она ежедневно, по 2-3 минуты за занятие. Сами упражнения и игры для гимнастики подбираются с учётом возраста малышей, но все они носят игровой характер.

До двух лет

Происходит знакомство с ладошкой, в ходе гимнастики дети учатся выполнять самые простые движения – похлопывания, постукивание по ножкам, прятанье ручек за голову или спину. Например, «ладушки», «зайка».

2 — 3 года

Усложняется: более энергичные движения, составление несложных фигур.

3 — 4 года

В упражнениях участвуют обе руки, причём каждая выполняет свои движения, осваиваются фигуры животных, с которыми можно разыграть сценки.

4 – 5 лет

Движения правой и левой руки разные и выполняются одновременно, пальцы могут поочередно сжиматься и разжиматься.

5 – 7 лет

При систематических занятиях дети старшего дошкольного возраста выполняют довольно сложные комбинации: составляют фигурки животных с применением дополнительных предметов (платок), рассказывают стихи, часто меняя положение рук и пальцев.

Пальчиковой гимнастикой можно заниматься везде – в транспорте, очереди, поликлинике. Некоторые пальчиковые игры даже помогут уложить непоседу спать.

Составляйте рассказы по картинкам

Ещё одним эффективным способом развития речи является составление историй по сюжетным картинкам. Дошкольнику предлагается серия карточек, которые необходимо расположить в определённом порядке и составить по ним рассказ.

Из-за бедности словарного запаса справиться с подобным заданием на «отлично» бывает сложно даже некоторым взрослым детям. Поэтому перед занятием лучше подготовиться и заранее составить простой, но лаконичный рассказ. Так, если история малыша получится скудной, вы предложите свой вариант, чтобы показать крохе, как может отличаться текст по одной и той же картинке.

Вначале малыш внимательно рассматривает материалы и раскладывает их в правильной последовательности. Потом крохе предлагается ряд вопросов, ответив на которые, дитя сможет составить логичную историю.

Работа над речью дошколёнка должна проводиться не от случая к случаю, это планомерный и последовательный процесс, требующий регулярных занятий. Скорее всего, он отнимет много сил и времени, но кто, если не родители сможет помочь крохе усвоить сложнейшую систему родного языка.

1. Вклад Е.И. Тихеевой в создание программы речевого развития дошкольников.

2. Условия развития речи детей раннего возраста.

3. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи дошкольников.

4. Своеобразие занятий по «живому слову».

1. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Елизавета Ивановна Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей), она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду. В программе развития речи изложены следующие основные положения:

Развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим);

Развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка;

Развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками;

Большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.

Е.И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению Тихеевой, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

Е.И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой, представлены в книге «Развитие речи детей» 1961 и сегодня не утратили своей актуальности.

2. Развитие речи детей Е.И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, Тихеева определила основные условия речевого развития маленьких детей:

Индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;

Постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

Развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия);

Стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

Создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

Планомерное руководство развитием наблюдательности детей, расширением их кругозора;

Грамотная, правильная речь воспитателя;

Использование игры как основного средства развития речи;

Поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

Помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

Грамотность, соответствие литературным нормам;

Культура речи, вежливость, этика;

Соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

Соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

Точность, ясность, простота речи;

Эмоциональность, выразительность речи;

Не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

3. Е.И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.

Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождения куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать). Тихеева подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» . Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Разработаны следующие методы ведения игр:

Номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

Описание предмета;

Сравнение предметов;

Составление и отгадывание загадок о предмете;

Нахождение игрушки по стихотворению;

Составление фраз об игрушках;

Составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.

От игр с игрушками Тихеева рекомендовала переходить к рассматриванию картин, которые развивают способность к наблюдению, мышление, воображение, рассуждение, речь. Тихеева определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

4. Своеобразием отличаются занятия Е.И. Тихеевой по «живому слову», на которых использовались следующие методы: разговор с детьми, беседа, поручения и задания, рассказывание, чтение, составление письма, заучивание стихотворений.

Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.).

Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи. Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой. Она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки Пушкина, Толстого, Ершова, стихи Жуковского, Фета, Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

Рекомендации Е.А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются в работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

Литература

    Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

    Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

    Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

    Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981 – 159 с.

Е. И. Тихеева – создательница методики развития речи детей дошкольного

возраста (1937). Разработка Е. И. Тихеевой основ методики развития речи детей в

детском саду в соответствии с основными положениями учения К. Д. Ушинского. Е.

И. Тихеева об освоении детьми языка народа, о роли языка в развитии речи детей, о

месте работы по развитию речи в системе воспитания в детском саду. Своеобразие

методики Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике развития

речи детей в детском саду. Обогащение словаря детей в единстве с обогащением их

представлений. Опора на наглядность и деятельность детей как главное условие

освоения слова. Необходимость программы словарной работы (программа

представлений). Методика проведения разных занятий по обогащению словаря:

экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картиной и загадками,

дидактические игры, игры-занятия с дидактической куклой. Три фазы в развитии

словаря детей. Развитие «живого слова» у детей дошкольного возраста.

Разнообразие занятий по «живому слову», требования к методике их проведения.

Отбор литературы для маленьких детей. Е. И. Тихеева об условиях успешной

работы по развитию речи в детском саду. Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития

речи детей в детском саду и создание курса данной методики для дошкольных

факультетов педагогических институтов.

Вопрос №17. Требование развивать речь детей в различных видах деятельности

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и му­зыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельнос­ти имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушени­ями слуха.

Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на за­нятиях по видам деятельности он в большей степени рег­ламентирован и усваивается в тематической логике. Рече­вой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр созда­ются благоприятные условия для развития и активизацииречи детей, формирования их речевого общения. По мне­нию Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в кото­рых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны 1 . Она отмечает, что в игре про­исходит развитие значений и функций слова; «перенос дей­ствий, осуществляемый в игре, служит генетической осно­вой переноса словесного значения» 2 . Расширение и обога­щение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяюще­го фактора развития речи в игре рассматривается организа­ция общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навы­ки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуж­дая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необхо­димость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-замести­телях.



Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представ­лений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Значительными возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого разви­тия детей с недостатками слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, и определени­ем таких свойств, как цвет, форма, величина, простран­ственное расположение частей; узнают названия инстру­ментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающе­еся в процессе выполнения коллективных работ или об­суждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопро­сы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.

Развитие стиля речи у детей. Что такое стиль ? Зачем он нужен? В каком случае он проявляется у человека? Как воспитать стиль речи у малыша? Каких ошибок нужно избегать? Статья Е.И. Тихеевой «О стиле» (1923 год)

Сейчас, в наши дни, когда дети плохо говорят, часто мы ставим перед собой задачу до школы – помочь ребенку правильно произносить все звуки родной речи, овладеть ее лексикой и грамматикой и научиться говорить связно, понятно, логично и по возможности выразительно. И даже почти и не ставим задачу развития и воспитания индивидуального стиля речи ребенка. А такая задача, оказывается, ставилась основоположником методики развития речи в России Елизаветой Ивановной Тихеевой сто лет назад. И эта задача очень важна. Ведь речь — это зеркало внутреннего мира ребенка, его восприятия жизни, его индивидуальности. И она должна быть индивидуальной!

Много работая с детьми, я вижу как у одного малыша исключительно богатый глагольный словарь – «вбежал вихрем», «выскочил как пуля», «помчался», «поплелся», «полетел как самолет»- его речь быстрая, энергичная. А вот словарь прилагательных у этого ребенка очень беден. Чаще всего такая особенность речи наблюдается у мальчиков. У другого малыша глагольный словарь бедный, но зато какие прилагательные! Девчушка, возвращаясь с детсадовской прогулки, говорит мне: « У меня щечки от мороза раскраснелись как румяные яблочки!». Какое сравнение! Какой яркий образ – поэтический! Кто из этих двух малышей более развит в плане речи? Вопрос без ответа! Они просто разные! И как хорошо, когда есть эта разница. А такая разница в речи может быть лишь тогда, когда ребенок освоил родную речь достаточно хорошо и свободно в ней себя чувствует и ею владеет. Иначе речь его однообразна и «как у всех». И уже не до индивидуальности!

Давайте сегодня поговорим о стиле речи. Работая с книгами начала 20 века для педагогов в процессе подготовки к своему курсу по игровым коммуникативным ситуациям, я случайно наткнулась на эту статью – статью Е.И. Тихеевой «О стиле». И она стала для меня откровением, хотя еще 15 лет назад я на данную статью не обратила особого внимания – тогда я еще «не дозрела» до ее понимания. Сегодня, когда во всем мы ищем «стильность» , мы забываем, что «стильность» и стил ь зависит не от моды, не от того, что нам пишут журналы, не от того « с чем сочетается красный цвет, а с чем он не сочетается» и не от того, что «так говорить красиво, а так плохо и не принято». А от того, насколько богат наш внутренний мир и насколько мы научились выражать свое внутреннее человеческое богатство во внешнем мире – в своей речи, одежде, в создаваемых нами вещах, в обстановке, в своем образе жизни. Стиль Пушкина, Лермонтова, Есенина в литературе, стиль Репина, Айвазовского, Врубеля в живописи – их не перепутать друг с другом, так как они индивидуальны! И наша «стильность» зависит прежде всего оттого, насколько мы духовно богаты и индивидуальны и насколько мы научились творить свою жизнь и обстановку, которая нас окружает. И задача воспитания своего индивидуального стиля в начале 20 века ставилась уже по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста! Ведь очень важно, чтобы ребенок вырос Человеком, а не частью толпы без своих интересов, взглядов, вкуса к жизни и индивидуальности!

В этой статье выражены очень важные мысли о том, что слово и речь нужны нам не для того чтобы просто болтать, то есть не для того чтобы говорить первое, что придет на ум или что попало. А для того чтобы развивать себя, слушать себя и выражать себя в мире – выражать то, что является нашей мыслью, плодом своего собственного размышления… Я всегда хотела послушать, как говорили люди раньше – хотя бы полвека назад, как они рассказывали, беседовали друг с другом. И вот в апреле мне попалась в Интернете аудиозапись речи К. И. Чуковского – он рассказывает слушателям о своей биографии. Послушайте эту запись! Какой разительный контраст с современной речью! Как много мы потеряли и продолжаем терять! Какой слог! Речь К.И. Чуковского медленная, размеренная, каждое слово выверено и точно передает эмоции, чувства, мысли! Такого уже не встретишь почти в наши дни. Слушая эту запись, как будто пьешь воду из чистейшего родника, а не из-под крана!

И еще одна очень важная мысль из статьи – слово малыша с первых дней его жизни должно отражать непосредственные впечатления ребенка, ЕГО опыт, ЕГО мысли! А не опыт и мысли взрослых, которые надо запомнить и повторить! Это должны быть выводы малыша! Его рассуждения, вопросы к взрослому, сравнения, гипотезы! Увы, как часто встречаются сейчас так называемые «развивающие видео», в которых малышу надо просто запомнить и повторить названия планет, вещей, цифр, букв, животных, стран на родном языке или на иностранном. А где здесь умение передавать в своем слове свои впечатления и эмоции? Где сравнение и размышление ребенка? Что может сказать и почувствовать ребенок, повторяя за диктором слово «пляж», «замок из песка» или «солнцезащитные очки», если он этого пляжа в глаза не видел??? И не знает, какие пляжи бывают, не лежал на песочке, не пересыпал его из руки в руку и не купался в море и никогда не надевал эти самые очки!!! Назвал, повторил за взрослым слова, всё хорошо запомнив — как собачка повторяет за человеком на дрессировке и… всё. Разве это развитие речи? Нет, это воспитание «пустой болтовни» , о которой тоже речь идет в этой статье. И которая названа выдающимися людьми 19 века самым разрушительным фактором для развития индивидуальности человека и воспитания его индивидуального стиля.

Желаю приятного прочтения и интересных мыслей и идей, осознаний и размышлений! И нового осознания того, что понимается под «развитием речи детей» и для чего всё это нужно и нам, и ребенку.

Статья из цикла «Детский сад 100 лет назад». Из истории отечественной дошкольной педагогики и методики развития речи. Книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию » — статья цитируется по изданию 1923 года.

О стиле речи и его воспитании у детей.

«Совершенства и недостатки речи, ее индивидуальные особенности проявляются в том, что мы называем стилем. Содействовать развитию речи ребенка значит содействовать выработке его стиля. «Le style c est I home», сказал Бюффон.

Та же мысль выражена и в следующем изречении Паскаля:

«Истинное красноречие смеется над красноречием. Стиль естественный и прекрасный приводит нас в восхищение и удивление: мы полагали встретить писателя, а находим человека ».

А потому все меры, клонящиеся к развитию стиля ребенка, должны опираться на главнейшую и основную заботу – сделать из него человека. Наш язык находится в непосредственной зависимости от богатства нашего внутреннего содержания.

«Стиль покоится на глубоких основах наших познаний, на сущности вещей, поскольку нам дано постигать ее в видимых и осязаемых образах»,сказал Гёте.

Первая и основная забота воспитателя и учителя, задумывающегося над вопросом о развитии речи детей, — содействовать количественному и качественному росту их внутреннего содержания, накоплению в них представлений, образов и знаний; и только опираясь на это незыблемое основание, можно не развивать, а содействовать самодовлеющему, естественному развитию речи и стиля, создавая благоприятные для этого условия и обстановку.

То, что мы называем стилем, есть часть духовного облика самого человека. Это нечто рождается с человеком, растет незаметно и параллельно с его общим духовным ростом. Мы замечаем это нечто, когда оно уже налицо, и не можем уловить времени его окончательного «формирования». Да у человека глубокого и богатого содержанием этого времени и не бывает. Духовный рост его, а стало быть и рост его стиля совершается в течение всей его жизни. Изучать стиль невозможно. Стиль вытекает из самодовлеющего напряжения всех духовных сил и способностей человека. Великие стилисты не изучали стиля, а сила, красота, оригинальность их стиля вытекала из их духовной глубины, их их внутреннего содержания и знания дела.

Но слух и язык даны всем людям, а в силу этого и способность речи присуща каждому человеку независимо от его духовной ценности и содержательности. Жизнь поверхностная, пустая и исковерканная, школа непродуманная и извращенная создают, к сожалению, очень распространенный тип людей: внутренний мир их, духовный багаж мизерны и незначительны, но, благодаря ли тому, что язык их хорошо подвешен, благодаря ли заботам о чисто внешнем развитии их речи без соответствующих забот о их внутренней ценности, — эти люди обладают способностью болтать легко и свободно. Это – противный тип пустых поверхностных болтунов, трескучая болтовня которых, лишенная всякой ценности и содержания, так нестерпима для каждого человека, хоть сколько-нибудь глубокого и дорожащего своим временем. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит по поводу этих «изболтавшихся личностей»:

« У нас не сознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а напротив надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».

Важные по своей глубине и значению строки посвятил этому же вопросу и Песталоцци :

«Невозможно определить, насколько порча языка – болтовня, проникла во все мировые явления нашего времени, насколько она господствует во всей своей губительной силе, куда бы мы ни обратили взор. Замечательно, что в наши дни более, чем когда-либо, эта порча, проявляющаяся чуть ли не с колыбели, поддерживаемая школою, укрепляемая жизнью, выражается среди нас, можно сказать, повсюду одинаково, начиная с кафедр и до трактиров и пивных. Она является центром, вокруг которого группируются все другие источники порчи человеческой. …

Пока человек остается достойным великого дара человеческого рода – речи, пока он пользуется им как могущественным средством для выражения и сохранения своих человеческих преимуществ, с чистым желанием облагораживать и очеловечивать себя посредством него, до тех пор этот дарованный ему дар остается его святыней. Но раз он стал недостойным его, раз он больше не сохраняет его как могущественное средство для проявления своих преимуществ как человека, и пользуется им без чистого желания посредством него себя очеловечивать, дар этот становится для него лишь материальным орудием для проявления своих животных чувств и постепенно приводит его к потере человечности».

Педагог, руководящий развитием речи детей, должен неизменно памятовать сам и внушать своим воспитанникам, что есть речь и речь. Развивать нужно только такую речь, которая не является синонимом болтовни, которая ценна и значительна не одним гладким внешним построением, но прежде всего глубиною содержания.

Болтовня, как типичная представительница речи бессодержательной и ненужной, за которой кроется бездонная пустота, спокон веков заклеймлена народной мудростью. Она является тем огромным злом человечества, которое заставило Карлейля и многих других великих людей петь гимны молчанию.

«Молчание, молчаливость!» — восклицает Карлейль – в честь их следовало бы воздвигать алтари, если бы наше время алтари еще воздвигало. В молчании формулируются и заключаются все великие дела, которым суждено вступить в жизнь, чтобы этой жизнью управлять. Среди твоих повседневных дел, сомнений, продержи свой рот закрытым в течение только одного дня, и с какой ясностью предстанут перед тобой твои обязанности, дела и намерения, от какого только сора и хлама не очистится твоя душа в тиши уединения! Народная мудрость гласит: речь есть серебро, а молчание золото, — а я говорю: речь – дитя времени, а молчание – вечности».

«Праздная болтовня – родоначальница пустоты, половинчатости, она создает наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы сорные травы приобретали господство над благородными семенами человеческой жизни, их подавляли и глушили. Это одно из наиболее вопиющих зол нашего времени, с которым следует бороться всеми мерами. Мудрейшее из мудрых старое речение: «береги свой язык, потому что из него проистекает источник жизни». Человек есть в сущности воплощенное слово. Слово, которое он произносит, есть сам человек. Для чего дан нам язык: для того ли, чтобы произносить правду о том, что мы видим, и этим служить братству людей, или для того, чтобы изощряться и опошляться с бессодержательной болтовне, смущающей души и, словно стенами мрака, препятствующей единению людей? Ты, владеющий речью, этим совершеннейшим даром, подумай об этом. Говори, я умоляю тебя об этом, только тогда, когда твоя мысль созрела в молчании, при уверенности, что слово, которое ты произносишь, не будет пустым, ничего не значащим звуком…»

«В молчании твоя сила. Глупец! Ты думаешь, что если некому записать твою болтовню, она безвредна и не вечна? Ничто не погибает, ничто не может умереть. Праздное слово, тобой произнесенное, подобно зерну, посеянному во времени и которое преумножится в вечности»

«Мой юный друг, которого я люблю и знаю, хотя никогда не видал, учись быть чем-нибудь и что-нибудь делать вместо того, чтобы болтать о том, что делали и будут делать другие. За словом, хотя бы даже чего-либо и стоящим, скрывается несравненно более ценное молчание. Молчание глубоко, как вечность; слово мелко, как время. Это тебе кажется странным? Горе тому времени, горе тем людям, для которых эта вековечная истина стала чуждой…»

Роль и значение, в этом смысле, слова,с одной стороны, и молчания, с другой, должен продумать каждый, кто взялся за трудно и ответственное дело воспитания юношества. Не всякое слово ценно. Наиболее ценно, конечно, то слово, в котором глубина и значительность содержания гармонируют с изяществом, силой и литературностью изложения . Но если этой гармонии уже суждено быть нарушенной, пусть это нарушение всегда совершается в пользу содержания. А потому, прежде всего и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, в том числе и путем слова, содействовать формированию в детях прочного и богатого внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению значительных по ценности мыслей и представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык не имеет цены и неразлучен с пошлостью. При наличности – он развивается естественно и легко из духовной глубины человека. Забота школы, воспитателя заключается лишь в том,чтобы не препятствовать, а способствовать этому развитию.

Гораздо легче научиться излагать свои мысли, чем эти мысли приобретать и усваивать. Мысль ясная, продуманная, духовно слившаяся с человеком, найдет легко свое словесное выражение, если человек пройдет через соответствующую школу речи. Особых способностей для этого не требуется.

«Чем истинно мудрее человек, тем проще язык, на котором он излагает свои мысли», сказал Лев Толстой .

И это несомненно так».

Так писала Е.И. Тихеева о развитии у ребенка стиля речи в 1923 году . А как современно звучат ее мысли сейчас!

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи Вы можете прочитать:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх