Как устроен мозг мужчины. Нейросексизм: Отличается ли женский мозг от мужского. Восприятие сигналов, поступающих от органов чувств

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Мало что волнует людей так, как психологические различия между мужчинами и женщинами. Как думают, что чувствуют мужчины и женщины, могут ли они понять друг друга - споры об этом кипят веками, не утихая.

Очевидно, что межполовым различиям должны соответствовать особенности в строении и работе мозга. Современные нейронауки (нейробиология, нейропсихология и проч.) дают нам возможность получить знания о биологических причинах поведенческих и когнитивных отличий.В целом есть существенная разница в функционировании мозга мужчин и женщин, что влияет на реакции, поведение, характер принятия решений и способности в тех или иных сферах деятельности. Однако ни один эксперимент не засвидетельствовал разницы между мужчинами и женщинами в общем уровне умственных способностей. Многочисленные исследования показали, что биологический пол не обязательно жестко задает пол мозга. У женщины могут преобладать функции характерные для мужчин и наоборот, либо возможен баланс женских и мужских особенностей в функционировании мозга.Итак, чем отличается мужской мозг от женского:

Строение мозга

Мужской мозг больше женского по весу и объему. Мозг мужчин в среднем весит на 100 г. больше, чем мозг женщин. Однако в женском мозге нервные клетки расположены более плотно друг к другу, что способствует более быстрой передачи сигнала между ними.В мозге у мужчин в основном преобладают внутриполушарные связи, а у женщин - межполушарные. Предполагается, что эта особенность лежит в основе разницы в реализации пространственных и социальных навыков. У мужчин сильнее связь между восприятием действительности и координацией действий, поэтому лучше развиты пространственные способности. У женщин сильнее связь между аналитическим и интуитивным режимом обработки информации, поэтому лучше развиты социальные навыки и способность решения мультизадач.

Вербальные способности

В процессе внутриутробного развития под воздействием тестостерона у мальчиков замедляется рост левого полушария, и он же способствует относительно большему развитию правого полушария. Этим объясняется большая выраженность у женщин вербальных способностей (которые относятся к левополушарным), а у мужчин - зрительно-пространственных (относящихся по большей части к правополушарным).При обработке вербальной информации женщины задействуют оба полушария головного мозга, а мужчины - только одно. У женщин полушария соединяются более толстыми «кабелями» из нервных волокон, у мужчин - более тонкими. Поэтому, в частности, у женщин после инсульта речь восстанавливается лучше, чем у мужчин. А нарушения речи и способности читать в детском возрасте встречаются у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек.Согласно популярной гипотезе американского психолога Дж. Леви, в основе данных различий лежат также эволюционно-социальные факторы. В глубокой древности мужчины преимущественно занимались охотой, что требовало хорошего развития пространственных способностей. Женщины занимались уходом за детьми, что требовало хороших навыков коммуникации. В ходе естественного отбора закреплялись необходимые для выживания навыки, которые передавались будущим поколениям.

Восприятие

Женщины лучше слышат и у них более развито обоняние и восприятие вкуса. Мужчины лучше различают мелкие детали движущихся объектов - эта особенность, возможно, и сделала их хорошими охотниками.Мужской и женский мозг немного по-разному воспринимает цветовую информацию. Оранжевый цвет мужчинам кажется более красным, чем женщинам. Также мужчины труднее замечают различия в оттенках желтого, зеленого и синего.

Эмоции и память

У мужчин реакция на стресс выражена в миндалине правого полушария, а левое полушарие пребывает в состоянии покоя. У женщин наоборот - при стрессе активизируется левая миндалина. Поэтому мужчины лучше помнят суть, чем детали эмоций, а женщины лучше запоминают детали, чем суть эмоционального опыта.Мужской мозг лучше реагирует именно на мужские эмоции - в эксперименте мужчины точнее определяют эмоциональное состояние человека на фото, если человек на фото был тоже мужского пола. Женщины быстрее и интенсивнее мужчин воспроизводят эмоциональные события из собственного опыта. Их воспоминания об эмоционально важных событиях, таких как первое свидание или отпуск, более яркие и живые. Факторы, обусловленные полом, влияют на процессы мозгового старения. С возрастом в мозге меняется процесс усвоения глюкозы - источника энергии. У женщин скорость метаболизма падает медленнее, чем у мужчин. Поэтому женщины менее склонны к когнитивной деградации, ведь их мозг физиологически младше мозга мужчины того же возраста . Мужчины с возрастом становятся более забывчивы и чаще страдают от нейродегенеративных заболеваний. Память женщин до 45-55 лет лучше, чем память мужчин. Однако после менопаузы женская память ухудшается, что связано со снижением уровня эстрадиола. Также снижается эффективность обучения и способность вспоминать ранее усвоенную информацию. Женщины становятся в большей степени подвержены нейродегенеративным заболеваниям, деменции и другим когнитивным нарушениям.

Совместная деятельность

Согласно экспериментам по взаимному сотрудничеству, женщины лучше кооперируются друг с другом, если чувствуют, что за ними наблюдают другие женщины. Мужчины лучше сотрудничают между собой в больших группах, чем в маленьких. В то же время двум мужчинам проще достичь согласия, чем двум женщинам. Но при том в женско-мужской паре женщина более настроена на сотрудничество, нежели ее партнер.Исследования эффективности совместной работы показали, что за взаимную настройку активности в женском и мужском мозге отвечают разные нейронные участки. Если напарники одного пола, то мозговая активность обоих лучше согласовывается между собой. И чем больше синхронизация нейронной активности, тем лучше результат совместной деятельности.При этом у мужчин согласование активности происходит в одних нейронных контурах, а у женщин - в других. Так, у женщин во взаимной настройке особо активное участие принимает правая височная кора, а у мужчин - правая нижняя префронтальная кора. В смешанных женско-мужских парах такой взаимной настройки не происходит, хотя задания по кооперации они выполняют почти так же успешно. Женщины легче и быстрее переключаются с одной задачи на другую, чем мужчины, и им для этого требуется меньше мозговых усилий. Мужскому мозгу для переключения внимания требуется больше энергии. Мозг женщин «спокойнее» реагирует на многозадачность. У мужчин же присутствует более сильная активация в дорсолатеральных префронтальных областях.

Сексуальное поведение

Сексуальная сигнальная система у мужчин - в основном визуальная. Любой визуальный или осязаемый образ может вызвать возбуждение и сексуальное желание. Поэтому среди мужчин намного больше фетишистов , когда определенный тип ноги, запах либо цвет волос включает у них «сексуальную кнопку». У женщины для этого задействовано гораздо больше факторов. Женский мозг многократно просчитывает все качества партнера, т.к. с точки зрения эволюции удачный выбор мужчины гарантировал выживание детей.

В среде приверженцев различных эзотерических учений существует мнение, что мужчины и женщины прибыли на нашу Землю с разных планет. Будто бы представители сильного пола прилетели с Марса, а прекрасная половина человечества жила когда-то на Венере. Теория эта уязвима с точки зрения науки и элементарной логики, но некоторые подтвержденные факты указывают на существенные различия между анатомическим строением жизненно важных органов организма у представителей разных полов. В первую очередь это касается головного мозга.

Логика полов

Давно замечено, что мужчины и женщины мыслят и воспринимают жизненные ситуации по-разному. Ранее, до эпохи научных открытий и достижений нейрохирургии, эти особенности служили поводом для многих анекдотов, шуток и взаимных иронических пассажей (чего стоит лишь тема пресловутой женской логики). Оказалось, впрочем, что разница эта имеет вполне конкретные причины, касающиеся строения полушарий, их функциональной загруженности и внутренних нервно-сосудистых связей. Начать можно с самого простого и понятного всем показателя, легче всего определяемого физическими средствами, то есть с массы. Мужской мозг весит больше женского. Этот факт сам по себе может служить аргументом в пользу мужского шовинизма, но лишь до тех пор, пока не будет проведен более глубокий анализ. Размер и масса отнюдь не являются поводом утверждать превосходство тех, у кого что-то больше, над теми, у кого это несколько меньше. Дело не только в размерах.

Физиология ментальных процессов

Недавно проведенное исследование среди тысячи молодых людей обоих полов, выявило некоторые общие черты, наблюдаемые в группах юношей и девушек. Современные средства магнитно-резонансной томографии позволили разглядеть, что в мужском мозге превалируют нервно-сосудистые соединения внутри полушарий. Это означает, что в этом данном случае связи обеспечивают в большей степени информационный обмен между передней и задней частью мозга. Другое дело у женщин. У них в большей степени наблюдается соединение между полушариями, а каналы преимущественно проходят справа налево (или наоборот, как кому удобнее считать). Ученые считают, что именно это различие обуславливает разницу алгоритмов мышления.

Логика мужская, логика женская

Разница в строении головного мозга порождает разность в мировосприятии. Мужчины проявляют в общей массе большие способности к овладению моторными навыками и усвоению точных наук, в то время как женщины сильнее в аналитическом и интуитивном мышлении. Кроме этого представительницы прекрасной половины человечества обладают лучшей вербальной памятью и в большей степени тяготеют к социальному познанию. Если перевести эти мудреные термины на простой и понятный язык, то это означает, что обычному среднему мужчине не под силу переговорить женщину, и он будет сильно уступать ей в деле сбора нужной информации и обмена ею (часто, увы, выражающейся в сплетнях и распространении слухов).

Кстати, несмотря на относительно меньший размер, женский мозг содержит более высокий процент серого вещества, отвечающего как раз за хранение и обработку поступающих от органов чувств сведений. Тяжелый мужской мозг в большей степени состоит из белого вещества, представляющего собой соединительные информативные каналы. Таким образом, разница состоит не только в способах подключения («вперед-назад» и «справа налево»), но и в самом принципе работы.

Возрастные изменения

Наиболее ярко различия строения головного мозга проявляются в подростковом возрасте, то есть тогда, когда происходит и завершается формирование сексуальности. По мере взросления, достижения зрелости и старения разница во многом нивелируется, внутренних связей становится больше как внутри полушарий, так и между ними. Женщины развивают способность мыслить логически, а мужчины обретают абстрактность ума и интуицию. Возможно, это и называется мудростью.

К тому же следует помнить, что стопроцентных мужчин (как и женщин) в природе не бывает, а образ мышления у каждого человека индивидуален.

1) Есть мужчины с женским мышлением и есть женщины с мужским мышлением . Все зависит от жизненного опыта, поэтому чесать всех под одну гребенку не стоит.

Рассмотрим сразу картинку (верхний мозг - мужчины, нижний - особей женского пола):

На рисунке мы видим основные различия работы мозга противоположных полов.

Серое вещество (тела нейронов - в виде увеличенных точек, как бы компьютерные центры) - между ними бело вещество (как бы кабели между компьютерными центрами обработки информации - аксоны нейронов ), по которым циркулируют электрические сигналы в мозге.

  • левое полушарие - отвечает за логику, аналитическое, абстрактное, вербальное мышление.
  • правое полушарие - отвечает за образное мышление, пространственное, ассоциативное, невербальное, интуиция тоже тут.

2) Сочетание логики и интуиции . (левого и правого полушария)

Мужчины это делают по отдельности - то есть они не могут одновременно сочетать интуицию и логику (видно на верхней части рисунка). Информация практически изолированно циркулирует в одном полушарии.

Женщинский мозг же - владеет этим сочетанием - как мы видим на нижней части картинки - они это делают умело (и туда и сюда бегают электрические сигналы - из одного полушария в другое - как ловко). У этой приспособленности - есть и плюсы и минусы.

Отсюда следующих вывод:

Девушки и женщины думают и чувствуют одновременно, мужчины и парни думают и чувствуют по-отдельности.

Поэтому влюбившись парень теряет способность критически мыслить, девушки же - сохраняют ее - частично!

Это позволяет девушкам - быть мультизадачными - то есть несколько функций одновременно, так как они задействуют 2 полушария одновременно. Но это не всегда плюс, так как задействуя оба полушария мозг не способен развиться глубоко в чем-то одном. Иначе же у мужчин и это является их преимуществом каждый день - благодаря тому, что часто задействуется только определенная часть мозга - парни легко достигают более глубоких и мощных побед в какой-то определенной сфере. Достигнешь глубины в определенной сфере жизни - и она будет кормить тебя всю жизнь, и уважать тебя будут за нее. Например, мужчина-политик работая только в одной сфере, он достигает определенных высот, за что потом получает свои лавры. Поэтому парню сразу стоит вставать на правильный путь и биться в одном правильном направлении и успех подтянется. Если выбрать неправильный путь - провал неминуем и очень жесток (например - бомжи и др. - ну вы поняли, они расслабились однажды, расклеились, дали слабину - этого делать не стоит). Поэтому у девушки могут часто замечать у парней - мастерство в одном и полная бездарность в другом - что они, конечно же, должны прощать или развивать своего партнера в этом, как это обычно происходит в нормальных парах.

Понимание слабостей своего мышления позволяет преодолеть эти слабости.

Вопрос для размышления : может ли парень более мультизадачный чем девушка, больше нравится женскому полу? У нее "нейроны бегают по-другому" и "быстрей чем мои" - возникнет ли отсюда чувство желания обладания или какое другое?

Поэтому чуть выпив алкоголя, мозг мужчины и женщины начинает притормаживать и в какой-то момент границы размываются, легко находятся общие темы и знакомство протекает более легко. Но на самом деле, это более регрессивный путь, так как алкоголь, как известно убивает нейроны...поэтому станешь только глупее со временем и прогресса не будет. То ли дело способ, которым пользовался Казанова , хитрец еще тогда догадался как правильно обойти этот момент)

3) Расставление приритетов . Мужчины часто этим занимаются и выставляют приоритеты 10% - для этой задачи, 70% - для более значимой, чтобы не упустить что-то важное. Девчонки - могут любой задаче назначит - 1 (единицу) - или 1 бал за выполнение любой задачи. Когда жонглируешь 10-ю шарами, какая разница - где какой. Поэтому мужчины часто жалуются на то, что женщины очень просто или поверхностно относятся к серьезным делам и, наоборот, серьезно - пустякам.

4) Женское мышление более ассоциативно . Как видно на рисунке выше, у них в мозге больше связей, больше ассоциаций...это она с ассоциировала с этим (из левого полушария --> бегов в право и так постоянно). Ассоциативное мышление - быстрее логического. Этим обосновывается лучшая память и им же обосновываются лучшие социальные навыки.

5) Разный подход к стрессовым ситуациям . Мужчине - надо "уйти в себя", "отвлечься" и "развеяться", чтобы очистить оперативную память(временную), закрыть коробочку и перейти к следующей задаче. Девушкам же надо - выговориться, чтобы найти ассоциативное решение проблемы. Поэтому они так страдают без подруги или хотят перехать поближе к ним. Отсюда и вечные семейные проблемы - один хочет забыть все и перейти к другой задаче, как бы "перевернув страницу книги", женщина же хочет - все обговорить.

6) Пространственная ориентация - и кординация лучше развита у мужчин (на картинке выше - больше связей в задней части мозга).

7) Языковые возможности - иначе способность говорить и все проговаривать у девушек развита лучше, это заметно обычно уже с детства(на картинке выше - больше связей в передней части мозга). Болтливость из этой истории.

,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Все начинается с рождения. У мальчиков на первой неделе жизни вдруг повышается концентрация мужского полового гормона тестостерона в крови. Его высокие значения сохраняются две недели, а затем постепенно снижаются. У девочек повышаются эстрогены примерно со второй недели жизни и держатся около месяца.

Природа очень рационально распоряжается ресурсами организма. Так для чего же нужен этот гормональный фейерверк у младенцев, напоминающий мини-репетицию пубертатного возраста? Нейрофизиологи считают, что это необходимо для «программирования» половых различий мозга.

На этом удивительное не заканчивается: исследования показывают, что рецепторы к эстрогенам, прогестерону и тестостерону у человека есть не только в половых органах и гипоталамусе – гормональном «дирижере» мозга, но и в других мозговых структурах, которые отвечают за память, эмоции, планирование. А это наводит на мысль, что мозг у мужчин и женщин должен функционировать по-разному. Более того, нервные клетки не только восприимчивы к действию мужских и женских половых гормонов, но и сами способны их образовывать!

И этот факт становится причиной множества спекуляций на тему различия интеллектуальных способностей мужчин и женщин. Пытливые сторонники патриархальных ценностей быстро находят информацию о том, что мозг женщины в среднем меньше по объему, чем у мужчины. Да еще и серого вещества у дам обычно меньше – получается, и нервных клеток у них в мозге тоже кот наплакал! Чем не доказательство того, что мужчины от природы сообразительнее, умнее и смекалистее женщин?

Однако факт большего объема мозга – это скорее манипуляция из области евгеники. Его нельзя назвать весомым аргументом. Им не получится оперировать в научном сообществе – засмеют. Увеличение объема и массы мозга вовсе не обещает стремительного повышения интеллекта и появления новых умений и навыков. Большой мозг может быть не очень функциональным. Просто он закономерно принадлежит крупной особи.

Иными словами, слесарь Васек с тремя классами образования, массой тела 100 кг и мозгом внушительных размеров имеет куда меньше шансов получить Нобелевскую премию, чем нейробиолог Елена Андреевна с двумя высшими, активной научной деятельностью, массой тела 56 кг и мозгом куда миниатюрнее, чем у Васька

Функциональность мозга зависит не от размера, а от организации нейронов и от того, насколько часто владелец его использует для решения разнообразных задач, получения нового опыта и запоминания информации. Поэтому пол не определяет развитие мозга и уровень интеллекта. Все решает среда и то, насколько эффективно с ней учится взаимодействовать человек.

Половые гормоны и мозг

Предполагается, что нормальный уровень женского полового гормона эстрогена помогает поддерживать достаточно высокий уровень интеллекта. Конечно, если эстроген выше нормальных значений, это не сделает вас Софьей Ковалевской. Однако возрастное снижение уровня эстрогенов у женщин некоторые исследователи считают предрасполагающим фактором в возникновении болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных недугов. Есть и еще один интересный эффект эстрогенов: чем выше их уровень, тем труднее женщине дается ориентировка на местности и запоминание абстрактной информации. С другой стороны, эстрогены улучшают декларативную память, то есть способность запоминать события, расположение предметов, подмечать разные детали.

Исследования показывают, что женщины в среднем хуже запоминают новые маршруты, делают больше ошибок при попытке повторно пройти по новому пути. У мужчин же хуже развита вербальная память. Им сложнее запоминать имена, даты, а также пополнять свой лексикон новыми словами. Можно было бы предположить, что такая разница связана с отличиями в воспитании детей разного пола, потому что у парней принято поощрять исследовательский интерес, смелость и любопытство, а у девочек – усидчивость и прилежность. Однако исследования на других млекопитающих показывают аналогичную картину. А значит, причина различий здесь все же кроется во влиянии половых гормонов на головной мозг.

Прогестерон способен изменять синаптическую передачу между нервными клетками. Иными словами, он может делать общение нейронов более тесным, ускорять обмен информацией, делать ее усвоение более продуктивным. Эксперименты на крысах показали, что повышение уровня эстрогенов и прогестерона может улучшать работу гиппокампа – структуры мозга, ответственной за память. Кроме того, прогестерон способствует восстановлению миелиновых волокон. Вероятно, с этим связано улучшение самочувствия у пациенток с рассеянным склерозом во время беременности. Очень часто они выходят в длительную ремиссию. К сожалению, после родов нередко наступает резкое ухудшение, и болезнь вновь начинает разрушать нервную систему…

Андрогены, мужские половые гормоны, тоже влияют на развитие мозга. Предполагается, что они отвечают за латерализацию функций мозга, то есть за специализацию и углубление его функций. Это делает мозг мужчины «однозадачным». У женщин взаимодействие полушарий более полное, поэтому они «многозадачны», умеют быстро переключаться и иногда даже делать несколько дел сразу. Не стоит воспринимать идею латерализации функций мозга слишком серьезно: она была основана на том, что повреждение зоны Брока (участка, который отвечает за речь) у мужчин вызывает куда как более катастрофические последствия, чем у женщин. Однако современные данные показывают, что все не так однозначно и в большей степени зависит от возраста, интеллекта и обширности поражения.

Чей мозг лучше?

Существует масса публикаций о влиянии половых гормонов на развитие мозга. Не вызывает сомнений факт, что мозг мужчины и женщины действительно отличается – не только по причине разной плотности нейронов в речевых центрах (у женщин серого вещества там в среднем больше, поэтому и вербальная память обычно развита лучше), латерализации функций и других сложных нейрофизиологических штук.

Не стоит забывать, что окружающая среда оказывает куда большее влияние на развитие мозга и личности, чем все нейрофизиологические причины, вместе взятые (если речь идет о здоровом человеке). Девочек воспитывают иначе, чем мальчиков. И ожидания тоже отличаются: в некоторых семьях принято считать, что если девочке не нравится математика и физика, то это «просто не дано по природе» и не стоит напрягаться, мол, все равно основная задача женщины – выйти замуж и родить ребеночка. А мальчика в той же семье попытаются замотивировать к занятиям точными науками всеми возможными способами: посулят новый смартфон за сданный экзамен, наймут репетитора, купят книг для самостоятельных занятий.

Отличия в работе мозга мужчины и женщины действительно есть, но это не повод манипулировать научными данными, чтобы доказать, что женщины «от природы» глупы, невежественны, не умеют управлять своими эмоциями и сделали куда меньше научных открытий, чем мужчины.

К сожалению, до сих пор в серьезных изданиях можно встретить публикации, где авторы позволяют себе делать сексистские выводы. Вот цитата из статьи в журнале «Психологические проблемы современного образования» от 2007 года (автором которой является женщина): «Женская форма ответственна за сохранение и прошлое, мужская – за изменение и будущее… Это соотносится с положением о том, что женщины предпочитают и успешнее решают репродуктивные задачи (в которых минимальны требования к новаторству) при высоких требованиях к совершенству решения, а мужчины предпочитают и лучше решают задачи, которые встречаются впервые (в которых максимальны требования к новаторству) при минимальных требованиях к совершенству решения. Высокой поисковой активностью объясняется и большее количество оригинальных ответов в работах мальчиков». Иными словами, автор статьи безосновательно заявляет, что женщина создана для занятия бытом и детьми, в то время как мужчины завоевывают мир, ибо так устроено природой и к тому же именно такой порядок всем очень нравится.

На обилии подобных публикаций и создается мифология о мужском и женском мозге. Подобные заявления становятся основным (и, как правило, единственным) аргументом в сетевых баталиях на тему равноправия полов.

Мужской мозг прекрасен по своему устройству ровно так же, как и женский. Однако ни один мозг не создан исключительно для «решения репродуктивных задач». Хитрая организация нейронов и их многочисленных отростков нужна исключительно для одной цели: чтобы делать мозг и его обладателя (или обладательницу) счастливым. Поэтому нервные клетки хранят в себе огромный потенциал к познанию, получению нового опыта и его использованию себе во благо. А что это будет: родительство, научная карьера, спортивные достижения, волонтерство или творчество, а может, все сразу, – решать только вам. Независимо от наличия У-хромосомы в генотипе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх