Небольшой сюрприз для парня. Сюрприз для любимой: какая неожиданность приятно удивит девушку. Необычный подарок для любимого

В норме к четырём годам ребёнок уже хорошо владеет речью и использует порядка 1500 слов. Но бывают ситуации, когда малыш не торопится общаться, и в этом случае требуется чуть больше усилий для освоения этого навыка.

Как научить ребёнка 4-х лет разговаривать

В первую очередь, нужно понять, что тормозит речевое развитие малыша. Важно исключить наличие серьёзных причин - биологической (связана смозговой дисфункцией, проблемами во время беременности и родов) и социальной (отсутствие стимулов для развития речи, постоянный стресс, гиперопека). Выявить их возможно на приеме у специалиста. После этого необходимо приступать к реализации плана «как стимулировать речь малыша в 4 года».
Сразу оговоримся, что ни о каких насильственных методах обучения речь не идёт. Вопрос, как заставить ребёнка четырёх лет говорить, даже не должен возникать. Можно только запугать кроху и напрочь отбить у него желание общаться. Поэтому используем только мягкие, спокойные методы, запасаемся терпением и не гонимся за быстрым результатом. Отмечайте малейшие успехи крохи, вселяя в него уверенность в себе и желание продолжить занятия.

Игры для развития речи детей 4 лет

Обучение речевым навыкам происходит преимущественно в игровой форме. Таким образом дети лучше схватывают суть, проще вовлекаются в процесс и показывают хороший результат. Предлагаем несколько специальных игр для развития речи четырёхлетних детей:

  • забавные рожицы - сядьте перед зеркалом или смотрите друг на друга. Говорите, что делать, и просите повторить за вами. Например: «Высовывай язык и пробуй достать кончиком до подбородка/носа. Сверни язычок трубочкой и покажи мне. Плотно сожми губы и надуй щёки». Поле для фантазии безграничное. Можно слегка подтрунивать над малышом и смеяться над вашими гримасами;
  • лодочка/кораблик - в таз или ванную набираете воду и пускаете бумажный кораблик, и лучше даже не один. Разыгрываете такую историю, например: ветер улетел далеко-далеко, а он так нужен корабликам, чтобы переплыть море и добраться до волшебных земель. Сначала зовете ветер, а потом просите ребёнка дуть на лодочки, чтобы они поплыли. Причём на выдохе необходимо произносить звуки «п» (несколько раз подряд) и «ф» (непрерывно). Кроха не должен надувать щёки. Дуйте сильнее, слабее, прерывисто и наблюдайте за корабликами;
  • хитрая лиса - разыгрываем часть сказки про Колобка. Положите шарф или любой длинный кусок материи на пол - это будет мост, по которому хитрая лиса (ребёнок) будет идти через реку. Попросите малыша высунуть язык и положите на него небольшое плоское печенье (это будет Колобок). Лиса поймала Колобка и идёт домой, чтобы полакомиться, но ей необходимо перейти мост. Ребёнок должен идти, высунув язык и держа на нём печенье;
  • шаги - на каждый шаг нужно назвать по одному слову на заданную тему (животные, посуда, фрукты, овощи, всё круглое, съедобное и т.д.). Можно внести элемент соревнования и установить старт и финиш, а победитель получит приз;
  • третий лишний - называете три слова (тарелка, чашка, чай; ворона, собака, кошка и т.д.) и просите ребёнка найти лишнее. Эта игра научит его обобщать (тарелка, чашка и чай - предметы на кухне, но чай не относится к посуде; ворона, собака и кошка - живые существа, но птица будет лишней) и расширит словарный запас.

Важно понимать, что ребёнок не просто должен научиться говорить, в идеале надо обучить его делать это правильно. В решении такой задачи помогут следующие упражнения для развития речи ребёнка четырёх лет:

  • Тренировка мышц речевого аппарата:
  • рыбка - открываем рот как можно шире и затем закрываем, выполняется под счёт;
  • часики - широко улыбаемся, рот открыт, под счёт водим кончиком языка от правого уголка рта к левому;
  • качели - рот открыт максимально широко, кончик языка поочередно дотрагивается до десны то за верхними, то за нижними резцами;
  • слон - вытягиваем губы трубочкой, как будто произносим звук «у»;
  • хомячок - надуваем щёчки, плотно сживаем губки и энергично жуём, как это делает хомячок.
  1. Весёлые стишки для обучения произношению гласных звуков «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». Можете придумать сами или воспользоваться готовыми вариантами.
  2. Ролевые игры - придумайте историю, где нужно научить главного героя правильно произносить какой-то звук или слово. При этом ребёнок должен выступать в роли обучающего персонажа (первый раз можете разыграть эту роль сами, а потом передайте её малышу).

Любые занятия и игры, развивающие речь ребенка в 4 года, обязательно выполнять вместе. Сначала вы берёте на себя ведущую роль и постепенно передаёте её ребёнку (пользуйтесь фразами «помоги мне», «напомни-ка» и пр.). Активные дети могут сразу выступать в качестве главного героя. При регулярных занятиях прогресс не заставит себя ждать.

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию - малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал - повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) - устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть ж елание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», - Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие - в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей - создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Чтение в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем - это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Нидо-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику . Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. - 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте , т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов , когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления . Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения - стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы - обогащает словарь . В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами - мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Научиться правильно разговаривать и передавать мысли на словах — один из самых необходимых навыков, которые малыш должен приобрести в свои первые 2 года жизни. Научить ребенка разговаривать к первым 2-годам — одна из главных задач для родителей. В этом возрасте детей уже можно отдавать в садик и если малыш не разговаривает совсем или говорит очень плохо — ему будет сложно общаться со сверстниками в детском саду. Кроме того, родителям будет гораздо легче понимать своего ребенка, если он будет хорошо говорить. Говорящие малыши более спокойны и менее подвержены капризам, т. к. на словах могут объяснить родителям — что им нужно, а родители, в свою очередь, могут быстрее удовлетворить потребности и желания ребенка.

Когда и как учить ребенка разговаривать

Если вы желаете любимому чаду счастья и будущих успехов — помогите ему научиться облачать свои мысли и эмоции в слова и чем раньше, тем лучше. Делать это необходимо с самого рождения крохи, ведь в этот период для него мамин голос является самым желанным звуком во Вселенной. Ребенок в это время слушает и слышит.
Однако не все родители считают, что ребенка нужно учить говоривать с рождения, обосновывая это тем, что, дескать, придет время — сам научится… И это большое заблуждение. Довольно часто убедить маму в том, что развивать речь малыша нужно как можно раньше, очень сложно, но, возможно, прочитав эту статью родители пересмотрят свое отношение к вопросу — нужно ли учить ребенка говорить с раннего возраста. Ну, а для тех родителей, в которых нет сомнения в том, что развивать речь ребенка нужно и очень важно, мы дадим несколько полезных рекомендаций, которые помогут выстроить правильный диалог с малышом и превратят любое занятие в занимательную игру.

«Поговори со мною, мама» — как развивать речь ребенка

Развитие речи ребенка – это та цель, которую мама должна ставить перед собой еще будучи беременной. Специалисты уже давно доказали тот факт, что малыш, находясь в животике, способен не только слышать, но и различать большое количество звуков. Причем одни могут ему нравиться, а другие, наоборот, пугать или вызывать раздражение. Неонатологи часто советуют будущим мамочкам читать сказки и детские стишки, петь колыбельные своему еще не родившемуся крохе, а также включать классическую музыку. Все это способствует развитию слуха и речевого аппарата ребенка. А голос мамы является для него самым сладким звуком.

После рождения именно мамина речь способна вызывать самые сильные эмоции у новорожденного. Он еще не понимает, обращенных к нему слов, но отлично узнает сам голос и учится различать интонации. Для этого необходимо постоянно разговаривать с малышом, когда он бодрствует. Только таким образом пассивный словарный запас ребенка пополняется. Причем, чем более разнообразным будет общение с матерью и другими близкими людьми, тем быстрее заговорит малыш. Логопеды и педиатры считают, что ребенок начинает говорить только тогда, когда его пассивный словарный запас пополнен необходимым количеством слов. Поэтому ответственность за развитие речи малыша в полной мере лежит на его родителях.

Так же хочется отметить, что все дети индивидуальны. Мамы и папы имеют склонность сравнивать своего кроху с другими детьми. Этого делать не стоит, ведь одни малыши начинают говорить раньше, чем ходить – в девять-десять месяцев, а другие молчат до года или двух, не считая нужным начать разговор. И то и другое может быть вариантом нормы. Поэтому будьте внимательны к успехам именно своего малыша и ориентируйтесь на них, ставя перед крохой новые цели и задачи. Однако помните, что центры в отделах головного мозга, отвечающие за речевой аппарат, окончательно формируются у детей к трем годам. А значит у родителей не так уж и много времени для того, чтобы помочь своему крохе в развитии его речи и способности хорошо говорить.

Несмотря на то, что процесс развития речи индивидуален, существуют некие усредненные нормы, позволяющие родителям двигаться в правильном направлении. Мамы и папы должны знать, что в каждом возрасте кроха приобретает новые навыки. Это касается и речи. Если через несколько месяцев после рождения он может воспроизвести от силы три-четыре звука, то к 8-9-ти месяцам уже начинает складывать их в слоги, напоминающие простые слова. Чаще всего они никак не соотносятся с предметами, обозначающими их. Однако некоторые малыши довольно осознанно произносят эти звуки, что свидетельствует о высоком уровне их развития. К примеру, в 9 месяцев ребенок уже может произносить слоги -па, -ба, -дя, -да и, соответственно, могут обращаться к папе или бабе, используя эти слоги. Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш осознанно скажет слово «мама». Неосознанно слог -ма, кроха может произнести и в 7 и 6 месяцев, но, осознанно слово «мама», как правило, начинает говорить позже — к 10-11 годам, а некоторые даже после года. Маме не стоит расстраиваться по этому поводу, т. к. все индивидуально. Некоторые дети могут уже произносить несколько слов еще до того, как впервые скажут слово «мама».

Нормы развития речи для детей зависят от возрастных границ. В нашей статье мы расскажем о том, что и как должен говорить малыш в один год, два и три года:

С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.

Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.

Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением. Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша. Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.

Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.

В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.

К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.

Речевое развитие ребенка в 2 года

После того, как ребенку исполняется годик его словарный запас начинает стремительно пополнятся. Чадо становится невероятно любопытным и буквально впитывает все новые слова. Малыш отлично понимает большую часть из того, что ему говорят, а к полутора годам владеет примерно тридцатью словами.

Приблизительно в этом же возрасте малыши учатся правильно применять падежи и склонять слова. Это является важным этапом развития речи, поэтому главной задачей родителей является поддержание интереса к общению и обучению малыша правильно произносить и склонять те или иные слова. Развивать речь ребенка также можно с помощью красочных книжек. Хорошо если они имеют объемные картинки, так как много информации кроха по-прежнему получает посредством тактильных ощущений.

К двум годам, как правило, малыш может произнести от семидесяти до ста слов. И теперь родители могут развивать его речевые навыки различными играми и специальными упражнениями.

С двух до трех лет у ребенка происходит бурное формирование словарного запаса. Нормой развития речи для детей данного возраста считается владение тысячей слов и двумя сотнями фраз. На третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения и уверенно склоняют слова по падежам. Дети в этом возрасте могут петь песни и рассказывать короткие стишки.

К трем годам малыш уже может говорить связными предложениями, и родители должны постоянно побуждать его к этому. Наиболее эффективна методика задавания вопросов. Она заключается в том, чтобы выстраивать диалог с максимально возможным количеством вопросов. Причем очень важно, чтобы на них нельзя было ответить односложно. Таким образом словарный запас крохи расширяется, он учится правильно строить фразы и применять новые слова в разговорной речи.

В три года большинство звуков дети произносят нечетко, что не должно вызывать волнений у родителей. Дело в том, что речевой аппарат к трем годам сформирован еще не полностью и определенные звуки являются для произношения очень сложными. Обычно к пяти годам ситуация исправляется без вмешательства логопедов. Однако, мы хотели бы отметить, что некоторые слова малыши коверкают не потому, что не могут произнести ту или иную букву, а просто потому, что ребенок не понял — как правильно произносится данное слово. И запомнив один раз, в дальнейшем произносят слово с искажением звуков. В этом случае родители должны поправлять кроху и не лениться объяснять — как правильно произносить то или иное слово. Если же проблема более глубокая, то после 5 лет с ней должен разбираться логопед.

Как научить ребенка разговаривать в домашних условиях

Стимулировать и развивать речь ребенка можно не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Делать это нужно ненавязчиво и в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание общаться.

Если к году ваше чадо еще не заговорило, то не стоит паниковать. Просто почитайте наши советы «как научить ребенка говорить в домашних условиях».

Итак, в первую очередь возьмите за правило постоянно разговаривать с малышом. Делайте это дома, в гостях и на прогулке — везде. Задавайте ему вопросы и делайте паузы, чтобы кроха тоже мог вставить в разговор пару звуков. Это будет значить, что он понимает вас и готов к общению.

Описывайте малышу все, что вы делаете, любые свои действия сопровождайте комментариями. Если вы занимаетесь мытьем посуды, к примеру, то опишите сам процесс в подробностях, назовите цвета тарелок и кружек, расскажите о том, чем вы их моете и так далее. Со временем пассивный словарный запас ребенка заметно обогатится, и он почувствует желание самому начать разговор. Обязательно читайте малышу детские книжки, причем делать это нужно несколько раз в день. Почаще включайте ему развивающие мультфильмы и передачи. Сегодня их довольно много в интернете, поэтому единственной проблемой будет проблема выбора. Также почаще произносите с малышом различные звуки, повторяйте буквы алфавита (что дети делают с огромным удовольствием в игровой форме) и подбирайте для сложных слов и звуков смешные стишки.

При обучении ребенка контролируйте правильно произношение слов с участием тех букв, которые он умеет хорошо произносить. Не позволяйте ребенку коверкать слова. Сам научится, когда время придет — совершенно не верная позиция, поэтому не ленитесь поправлять ребенка, когда он коверкает слова. Выговаривайте слова четко и правильно и также приучайте малыша к правильному произношению слов. Даже если ваше чадо и сокращает слова, то от вас малыш должен слышать только правильную речь.

Иногда проблемы с речью длятся до двух и даже трех лет. И если малыш не говорит или плохо говорит в три года, то вам необходимо вплотную заняться развитием ребенка. Но для начала надо выяснить, не является ли задержка психоречевого развития у ребенка причиной каких-либо патологий — неврологических проблем или, к примеру, аутизма.
Если с психоневрологической стороны ребенок здоров, то успех его речевого развития зависит только от вас.

Сегодня многие родители озадачены ранним развитием детей. И они во многом правы, ведь в младенческом возрасте малыш развивается максимально быстро и важно не упустить драгоценные месяцы и годы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в год уже весело лепетал, то начните заниматься с ним сразу после рождения.

Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить процесс речевого развития вашего ребенка:

  1. Разговаривайте с ребенком с самого рождения.
  2. В разговоре с малышом используйте технику смены интонаций. Делайте голос выше, ниже, вкладывайте в него разные эмоции, ведь таким образом крохе будет легче научиться понимать вас.
  3. Произносите слова четко и постарайтесь выстраивать максимально короткие фразы. Излишняя словоохотливость сбивает ребенка и заставляет его сильно напрягаться во время общения.
  4. Разговаривая с малышом, следите за своей артикуляцией. Видя, каким образом формируется звук, малыш быстрее научится повторять его. Вспомните глухонемых — ведь они часто понимают речь по губам. Также по губам они учатся говорить.
  5. Не придумывайте для окружающих ребенка предметов сокращенные и смешные названия. Ни в коем случае не произносите такие слова, как «бибика», «кака», «бяка» и т.д. Приучайте ребенка сразу к правильным словам и правильному произношению. Ребенок должен с самого раннего возраста слышать правильные названия предметов, животных и всего того, что будет его окружать ежедневно.
  6. Для стимуляции речи массируйте ладошки и пальчики вашего чада. Учеными доказано, что ладони и речевой центр тесно связаны между собой. Простейший массаж, состоящий из растираний и поглаживаний, будет стимулировать кроху к общению.
  7. Займитесь развитием мелкой моторики малыша: лепите из пластилина, играйте с сенсорными мячиками, складывайте пирамидку, рисуйте и так далее, собирайте конструкторы.

И самое главное – обязательно хвалите малыша даже за малейшие, с вашей точки зрения, достижения. Хорошее настроение и улыбка мамы всегда являются для ребенка хорошим стимулирующим фактором.

Как научить ребенка говорить правильно

Многие детишки начинают говорить очень рано, но вот понять их могут только близкие люди. Потому очень важно научить ребенка говорить правильно. Этим нужно опять же заниматься с малышом с самого рождения. Поэтому мы не устаем повторять, что мама должна постоянно беседовать с крохой. Малыши, с которыми родители постоянно разговаривают, осваивают речь гораздо раньше, чем крепко встают на ножки.

Врачи настоятельно советуют родителям по возможности отказаться от пустышки. Доказано, что малыши, увлекающиеся соской, начинают говорить позже своих сверстников. К тому же у них может сформироваться неправильный прикус, что часто влияет на правильное произношение звуков и артикуляцию.

Для того, чтобы у малыша была красивая речь, развивайте его познавательные способности. Часто родители отмахиваются от детей, когда они тыкают пальчиками на различные предметы с вопросительной интонацией. Не совершайте подобных ошибок, объясняйте ребенку значение и название всех окружающих предметов и вещей. Постоянно расширяйте его словарный запас, вводя новые слова. Объясняйте значение новых слов только простыми фразами, которые будут понятны малышу.

Не торопите ребенка и не загружайте его сразу большим объемом информации. Это может вызвать у крохи обратную реакцию, и он замкнется в себе. Лучше делать все постепенно, и тогда результат не заставит себя ждать.

Доктор Комаровский: Как помочь ребенку научиться разговаривать

Популярный и многими уважаемый доктор Е. Комаровский имеет свое видение на то, как научить ребенка говорить. Однако, его мнение во многом сходится с тем, о чем мы писали выше.
Итак, вот что советует Коморовский для того, чтобы ребенок заговорил бастрее:

  • Начинать нужно в утробе матери — это значит, что общаться с ребенком нужно, когда он еще находится в животе у мамы. Общение с еще неродившимся ребенком также стимулирует развитие речи.
  • Разговаривайте с младенцем постоянно — общайтесь с ребенком каждый день и на протяжении всего дня. Постоянное общение с малышом развивает его мозг и, соответственно, речь.
  • Связывайте слова с образами — называйте вслух окружающие вас и ребенка предметы, т. к. это тоже помогает малышу быстрее развиваться и связывать слова с образами.
  • Повторение - мать учения — в процессе обучения ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно.
  • Задавайте ребенку вопросы — они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.
  • Читайте своему малышу сказки — читайте ребенку сказки и рассказы каждый день — это познакомит его с новыми словами и разовьет его воображение. также регулярное чтение в дальнейшем привьет желание малыша к самостоятельному чтению.
  • Помогайте развиваться малышу посредством музыки — пойте своему ребенку или включайте хорошую музыку или песни. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Также музыка способствует развитию чувства ритма и слуха.
  • Не поощряйте детский лепет и коверканье слов — Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Это допустимо только первые 6 месяцев. Разговаривайте с ребенком нормальной речью, правильно выговаривая слова.

Посмотрите видео из передачи «Школа доктора Комаровского» о том, как правильно и быстро научить ребенка разговаривать.

Видео «Как помочь ребенку научиться разговаривать» (Комаровский)

Методики для развития речи ребенка от года до трех лет

Методик для развития речи у ребенка существует довольно много, и родители по желанию могут выбрать любую из них. Мы опишем только несколько самых распространенных и эффективных:

  • Развивающие игры. Они призваны развить речевой аппарат крохи посредством тренировки мышц лица. К примеру, предложите ребенку погримасничать или превратить высунутый язык в стрелки часов, которые показывают разное время.
  • Скороговорки. Дети очень любят произносить эти смешные стишки самостоятельно или соревнуясь с родителями. Начинать нужно с самых простых фраз и постепенно повышать их сложность. Благодаря скороговоркам ваш ребенок вскоре избавиться от многих проблем с речью.
  • Специализированные методики для развития речи. Родители часто думают, что разобраться в них сложно, но на самом деле они написаны простым и понятным для обычного человека языком. Наиболее интересны в этой области работы О. Ушаковой и С. Шишковой. Занятия по их методикам должны быть регулярными, ведь процесс рассчитан на длительное время. Но зато в результате у ребенка активизируется память, улучшится внимание, дикция и произношение звуков.
  • Развивающие мультфильмы также помогут родителям развивать речь малыша.
  • Игры для развития моторики пальцев очень полезны и даже необходимы для успешного и раннего овладения речью.

К занятиям по развитию мелкой моторики можно приступать приблизительно с одного года. Если в это время вам не удастся увлечь кроху подобными играми, отступитесь и подождите пока он немного подрастет. Обычно к двум годам детишки начинают активно интересоваться любыми играми вместе с родителями и попытки можно возобновить.

Варианты игр на развитие мелкой моторики:

  • Предложите малышу закрыть глазки и вложите в его ручки какой-то знакомый предмет. Пусть он тщательно ощупает его и расскажет вам о своих ощущениях. Итогом игры должно стать угадывание предмета.
  • Хорошим вариантом игр для развития моторики являются пазлы и конструкторы, а также лепка из пластилина или соленого теста.
  • Придумайте игры из бельевых прищепок. Повторяющиеся манипуляции помогают крохе освоить новые движения.
  • Научите малыша шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, нанизывать предметы различной величины на веревочку либо нитку.
  • Рисование пальчиками специальными красками также хорошо развивает мелкую моторику, а также учит ребенка понимать цвета.

Все это будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка, а значит и развивать его речь.

Как видите, научить ребенка говорить совсем несложно. Если вы будете терпеливыми и последовательными, то малыш уже в раннем возрасте порадует вас первыми словами, а в дальнейшем и хорошей грамотной речью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх