Как быстрее развить речь ребенка. Когда ребенок научится разговаривать? Специальные упражнения и приемы для развития речевой активности детей

Любая мама трепетна ко всему, что касается здоровья и развития своего малыша. И, нуждаясь в ориентирах «правильности», часто становится заложником статистических норм. Это касается зубов, роста, веса, двигательной активности и, конечно, речи. Ребенок, который не укладывается в таблички, вызывает у мамы повышенную тревогу и, как следствие, истязания в виде активных занятий, обследований, усиленного питания, строгого режима – все, на что хватит сил и финансового ресурса.

Как развить речь ребенка?

Нормы речевого развития для детей

Познакомимся со станда ртными нормами речевого развития для детей в возрасте от года до трех :

  • В 1,5 года – произносить простую фразу связки действие-предмет (дай чашку, дай мяч). Допускаются пропуски и неполное произношение предмета или действия.
  • В 2 года – произносить предложение из трех или четырех слов. Очень желательно употребление разных окончаний, множественного числа, предлогов и тд. Именно это умение является критерием оценки уровня развития речи, а не количество слов в багаже ребенка.
  • После 2х лет – безошибочно понимать речь, выполнять просьбы. Без пропуска строить фразы с использованием всех членов предложения (прилагательные, глаголы, предлоги, наречия, местоимения). Допускается, если ребенок не выговаривает отдельные звуки, как правило, это шипящие, Р и Л.

Как мы видим «нормы» очень расходятся с действительностью. Из встречаемых мною детей на площадках только один ребенок поспевает уложиться в «Норму». Попробуем последовательно разобраться..

Что такое речь и как она формируется?

Механизм речи состоит из двух частей – понимания речи взрослого и собственной речи ребенка. Оба механизма формируются постепенно с разной успеваемостью, как правило к трем годам ребенок сносно говорит. Первые шаги к освоению речи лежат через жесты. Еще во младенчестве дети тянут ручки к желаемому предмету. Далее осознанно использует указательный жест, отрицательный (мотание головой), жест-просьба «дай» (сжимать ладонь) и тд. Многие малыши не спешат переходить из жестовой речи в устную. Не торопите ребенка, это очень важный этап. Жестовая речь является неотъемлемой частью разговорной. Продолжайте реагировать на жесты, проговаривая вслух просьбу ребенка и ваши действия, таким образом озвучивая полный диалог. Также для обучения любым навыкам ребенку необходимо проявить внимание и любознательность. Это называется произвольным вниманием, то есть внимание, сознательно переключаемое с объекта на объект. Именно оно лежит в основе любого обучения.

Что замедляет формирование речи ребенка?

Многие родители недооценивают степень влияния окружающей среды и неосознанно тормозят развитие новых навыков, в том числе и речи. Вредные привычки:

  • Телевизор и прочие производные. Бесспорный факт — экранная речь замедляет речевое развитие. Речь часто искаженная, быстрая, не обращена к ребенку, не требует от него ответа или действий. В дополнение просмотр телевизора тренирует непроизвольное внимание (вынужденное). Ребенок не в состоянии оторваться от нескончаемых ярких картинок, громких звуков. Это касается и так называемых развивающих мультиков. Помните, все экранные просмотры имеют только два направления: испортить зрение малышей и освободить родителей от общения с детьми.
  • Непрерывно звучащая музыка. Слова в песнях звучат протяжно или слишком быстро, ребенок не понимает их, не видит артикуляции. Детские песни не исключение. Наилучшее исполнение — от лица родителей, в таком случае выбирайте медленный темп, понятные слова. Музыка без слов допустима, но дозировано и негромко.
  • Развивающие приложения, компьютерные игры — крайне вредны. Кроме мощного фактора торможения речи, они также лишают ребенка творческого воображения, предлагая шаблонные ситуации с готовыми решениями. Дети должны знать о богатстве выбора поведения в той или иной ситуации. Именно родители знакомят с вариантами поведения в жизненных ситуациях, если: отнимают игрушку, упал и ударился, как поделить игрушку, как попросить пить и тд.
  • Речевые игрушки – ничему не научат ваших детей. Произношение оставляет желать лучшего, артикуляции нет, фраза говорится в воздух. Дети должны играть с реальными объемными и понятными героями (кукла, собака, кошка и тд). В какой-то момент игрушка в его руках скажет «мяу», или «ав ав» — это и будет вашей победой. А зачем озвучивать то, что и так говорит?!… Именно «ручные» игры положительно влияют на развитие мышления и речи. С живыми игрушками можно проигрывать то, что происходит с малышом в течение дня. Говорить, одевать, кормить, уснуть с куклой или трактором. Их можно любить! Однако помните – избыток игрушек способен вызвать у ребенка пресыщение, как следствие притупление любознательности и потеря интереса ко всему новому.

Уделите должное внимание вашему общению с ребенком. Не позволяйте себе общаться «глядя в телевизор» или с высоты своего роста. Старайтесь находиться на одном уровне лицом к лицу. Найдите в себе силы отвечать на 101-е «Мама». Поставьте себя на его место. Наверняка вас раздражает, когда близкие люди не реагируют на ваши слова, делая вид, что ничего не произошло. Или разговаривают с вами, но держатся принужденно, отвечая невпопад, почти не смотрят на вас. Проведите эксперимент. Поставьте у кухонного стола взрослого, возьмите малыша за руку и подойдите максимально близко к ногам. Опуститесь, так что бы ваши глаза были на одном уровне и посмотрите глазами ребенка на взрослого. Это вы — Мама, которая готовит, и малыш, который хочет что-то сказать. Вам много видно? Интересно? Хочется поговорить в таком положении? Удобно говорить с задранной головой? Вы зовете Маму, а она даже не смотрит на вас…

Организуйте место для игр. Идеально играть по разные стороны детского столика, располагаясь друг напротив друга. Так малыш увидит артикуляцию и со временем попытается повторить. Следите за собственной речью, она должна быть понятной, не быстрой. Во время общения соблюдайте тишину, желательно с рождения. В тишине ребенок может сосредоточиться на речи взрослого, а также услышать и оценить качество собственной.


Научите малыша играть с куклой или машинкой. Разыгрывайте ежедневные дела: кормление, поход в гости, прятки, с диалогами между игрушками. Так малыш научится проводить время самостоятельно, проигрывая любимые сценки и стараясь их озвучивать.

Задавайте заведомо неверные вопросы, провоцируя реакцию опровержения. Допустим: — «У кошки есть хвост? А у мамы есть хвост? Собака говорит «мяу?». Вне зависимости от ответа проговаривайте развернутое опровержение – «Нет, собака не говорит «мяу», она говорит «ав-ав». При построении вопроса используйте слова, значение которых хорошо знакомо ребенку.


Пальцы в ротике — плохая привычка , однако это необходимое исследование органов речи. Язык, десна, зубы. Позвольте ребенку изучить их. Поощряйте стремление пить из чашки, кушать ложкой. Язык совершает разнообразные движения, что готовит его к произношению. Тренируйте выдох через рот, именно на выходе мы произносим звуки. Дуйте на свечку, на горячее, на ватку, пену. Уделяйте внимание мелкой моторике рук, найдите занятие по душе. Делайте массаж пальчиков.

Речь будет медленно развиваться, если ребенок «зажат» физически. Голова смотрит вниз, руки крепко прижаты к телу, преобладают напряженные, стесненные позы. Боязливость дотронуться до другого ребенка или взрослого. Для работы органов речи мышцы лица и тела должны быть расслабленны. Будьте в постоянном физическом доступе. Ребенок не разделяет контакт физический и речевой. Помогая преодолеть барьер физического контакта, вы приблизите речевое обращение. Для этого обнимайте ребенка чаще, старайтесь не отказывать в желании побыть на ручках или подурачиться вместе. Дайте ощущение защищенности, если малыш просит уйти от объекта, не настаивайте. Пробуйте расслабить мышцы ребенка в подвижных играх. Например, падать на спинку или на животик с невысокого трамплина или ваших рук на диване. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка физически, даже если он сделал вам больно. Ваша задача раскрепостить, расслабить, сделать так, чтобы движения и поза малыша были доверительными, свободными,полными уверенности в вашей поддержке.


Наделите ребенка правом голоса. Спрашивайте чаще – можно я надену тебе носочки, поменяю подгузник? Какую футболку ты хочешь надеть — эту или эту? Если вы спросили у ребенка его мнение, следуйте его ответу. Это поддержит его стремление выражать более полно свои желания.

И самое главное — речь способна развиваться только в общении с настоящим, живим собеседником. Интересно, что для малыша «не испорченного» мультиками, игрушка способна его заменить.

Пусть ваш малыш еще маленький, но ему нужно многое вам сказать. Ведь это так приятно, когда тебя слушают 🙂

Как сподвигнуть кроху на диалог и стимулировать его речь? Мы знаем 5 простых способов. Возьмите их на вооружение и точно знайте - у вас всё получится!

1. Говорите с малышом как со взрослым

Это значит, никаких «сю-сю», «би-би» и «ням-ням»! Даже если вам кажется, что этот кроха, который ещё даже не умеет толком сидеть, совсем ничего не понимает. Ещё как понимает. И получает первое представление о родной речи.

А потому как можно чаще разговаривайте при ребёнке и с ребёнком. Пусть ваша речь будет доступной и прямой, а ещё взрослой. Вместо «би-би» - «машина», вместо «ням-ням» - «есть, кушать» и так далее.

Тогда малыш сразу начнёт произносить полноценные слова, и его потом не придётся переучивать разговаривать на «взрослом языке». И это не миф! А все , мы собрали для вас в одной статье. Получилось интересно!

2. Подключите к изучению речи книги, песни и стихи

Детская литература, музыкальные произведения, народный фольклор, стихи и прочее могут стать неплохим подспорьем для развития речи малыша.

Начинать можно с самого рождения. Когда вы одеваете кроху, купаете его или делаете массаж, обязательно дополняйте эти действия весёлыми потешками или стихами. Или хотя бы проговаривайте их: «надеваем на ножки носочки», «гладим спинку» и так далее.

Чуть позже, когда малышу исполнится год и в его словарном запасе уже будет несколько слов, можно подключить и книги. Выбирайте для малыша простые сказки, например «Курочка Ряба» или «Репка».

Слушая ваше чтение, ребёнок начнёт воспринимать структуру речи, заучит новые слова и особенности их произношения.

Когда кроха начнёт уверенно ходить, к развитию можно подключить и детские песенки. Включайте их ребёнку и танцуйте вместе с ним. Подобное развлечение не только способствует развитию вестибулярного аппарата, но и стимулирует речь малыша: из детских песен он узнает новые слова, которые со временем захочет произнести самостоятельно.

Кстати, здесь мы собрали . Обязательно выпишите их себе. Пригодятся!

3. Разыгрывайте сценки между игрушками ребёнка

Если любимые игрушки малыша вдруг оживут в ваших руках, да ещё и заговорят, восторгу крохи не будет предела. Начинайте с самых простейших диалогов и сценок, которые задействуют двух персонажей. Например:

— Привет, заяц! Как тебя зовут?

— Я Серый! А тебя как зовут?

— Я мама Юля, а это малышка Лида.

Постепенно увеличивайте количество персонажей и усложняйте сюжет. С помощью таких незатейливых игр малыш узнает, как строится диалог между людьми.

4. Займитесь артикуляционной гимнастикой

Логопеды подтвердят, что артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения - залог правильного звукопроизношения и в дальнейшем речи.

Необязательно использовать упражнения, которые практикуют специалисты, их годовалый малыш вряд ли повторит.

А вот имитировать звуки природы ему вполне под силу. Покажите ему, как дует ветер, падают капли дождя на крышу или шумит море. От таких простых упражнений весьма ощутимый эффект, ведь ребёнок учится воспроизводить различные звуки, которые в дальнейшем перейдут в полноценные слова.

5. Развивайте мелкую моторику

Казалось бы, пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук, не имеют ничего общего с развитием речи. Но специалисты отмечают их благотворное влияние на развитие речи.

Выстраивать коммуникации ребенок начинает с первых секунд своей жизни - оповещает всех о своем рождении громким криком. Без обратной связи и должного внимания со стороны взрослых процесс полноценного общения малыша с окружающими притормаживается. Развитие речи у детей происходит параллельно с умственным, психологическим и физическим ростом, является одним из показателей общего развития.

Обучение вербальному общению - процесс долгий, требующий терпения и систематических занятий. Вы можете сделать его увлекательным и интересным для вашего чада. К тому же это дополнительный повод провести время вместе с ребенком.

Что говорят младенцы

У речевого развития детей раннего возраста есть свои особенности: до года они произносят лишь некоторые звуки, помогая окружающим его понять посредством мимики и жестов. Это заставляет сомневаться: где же тут речь?! На самом деле уже в 2-3 месяца кроха сообщает взрослым не только о своих потребностях, но и о собственных радостях и предпочтениях. Например, знаменитое «агу» или «аку» малыш произносит только тогда, когда ему хорошо, комфортно, его ничего не беспокоит.

Улыбка и так называемый «комплекс оживления» - подергивание ручками и ножками, повороты головы и глаз вслед за движениями ухаживающего за ним - это уже непросто сигнал, а своего рода диалог. По мнению ученых (в частности, доктора медицинских наук Е. Н. Винарской), так младенец стимулирует мать к эмоциональному общению с ним. То есть, доброжелательному разговору негромким мягким голосом, немного нараспев.

В период раннего лепета (примерно после полугода) ребенок начинает запоминать звукокомплексы и ударные слоги, произносимые взрослым. Чуть позже он начинает им подражать, обращая внимание на окружающие его предметы. Со временем детский лепет выстраивается в цепочки, в которых уже угадывается подобие слов: ма-ма-ма-ма, ба-ба-на и другие.

Поздний лепет - около года - дополняется нечленораздельным, на первый взгляд, бубнением. Оно сопровождается мимикой и активной жестикуляцией. Такой «монолог» имеет определенный мелодический рисунок, ударные слоги и, как правило, звучит в ответ на обращение старших. Именно в этом возрасте рекомендуются игры в «Сороку», «Ладушки» и «В козу». Колыбельные и потешки - тоже отличные помощники.

Чтобы речь у детей раннего возраста развивалась правильно и своевременно, им необходимо слышать собственные речевые пассажи и соотносить их с образцами общения взрослых. В то же время им необходимо отдыхать от звуков. Нельзя, например, размещать кроватку рядом с телевизором, радиоприемником и т. п. - он может установить внутреннюю психологическую оборону от внешней среды, что замедлит коммуникацию.


Учимся говорить - с рождения до школы

Скорость формирования разговорных навыков индивидуальна для каждого малыша, но этапы развития речи у детей общие и имеют строгую последовательность. Зная ее и четко представляя характерные черты каждого из них, взрослые смогут вовремя уловить малейшие отклонения от нормы и обратиться к специалисту, предупредив возможные последствия.

3 этапа речевого развития ребенка

Таблица - Как меняется словарный запас и речевые навыки малыша

Возраст Количество слов Развитие речи у детей
10 месяцев 1-2 лепетных слова, понятных только в конкретной ситуации (ля-ля, бо-бо) Растет пассивный запас слов - тех, которые малыш понимает, но пока не способен воспроизвести
11 месяцев 3 и более лепетных слов, понятных в конкретной ситуации Качает головой в знак отрицания. Усидчивые крохи уже с интересом рассматривают со взрослыми картинки в книгах и слушают короткие стихи
12 месяцев 8-12 лепетных слов, понимает около 20 слов Зачастую применяет экспрессивно-мимические средства и жесты
1 год 3 месяца до 20 слов Понимает речь взрослых, когда они разговаривают с ним, начинает говорить сам
1 год 6 месяцев 20-40 Понимает служебные слова, сложные предложения
2 года 50-300 Речь - основное средство общения со взрослыми
3 года 800-1500 Может вести со взрослыми полноценный диалог. Начинает разговаривать со сверстниками. Замечает ошибки в речи собеседников
4 года 1600-1900 Верно составляет предложения из пяти-шести слов; в процессе игры часто комментирует свои действия
5 лет 1900-2200 Верно произносит все (или почти) звуки; делится высказываниями, в совокупности представляющими короткий рассказ; задают много вопросов; начинает пользоваться антонимами и синонимами
от 5 до 7 лет до 4000 Осваивает производные слова; критичен по отношению к собственной речи, старается исправить допущенные ошибки

Важно, чтобы все ступеньки были пройдены последовательно - от первой до последней. Исследования показывают, что «проскакивание» одного из этапов формирования речевых навыков чревато следующими проблемами: ребенок все понимает, но не говорит либо знает много слов, но произносит их неправильно.

Отклонения от нормы: распознать и помочь

Несмотря на то что развитие речи у детей раннего возраста проходит в индивидуальном режиме, есть случаи, когда родителям стоит проконсультироваться с врачом.

Детство - начиная с рождения и до школьного возраста - время, когда формируется основа будущей личности, по кирпичику закладывается фундамент способностей и возможностей человека. Коммуникативные навыки являются основополагающими для усвоения информации.

Стоит беспокоиться, если…

  • Малыш до года мало обращает внимания на звуки и сам их практически не издает.
  • В 12 месяцев он не пользуется жестами (не указывает нужное направление пальцем, не машет «До свидания!» и т. п.)
  • В полтора года ребенок не пытается имитировать звуки.
  • Ему трудно понять, о чем его просят взрослые - даже если это простая фраза.
  • В два года может повторять за вами некоторые звуки и жесты, но по собственной инициативе этого не делает.
  • У малыша необычный голос - скрипучий или «в нос».

При нормальном развитии коммуникативных способностей двухлетнего малыша, постоянно окружающие его взрослые понимают как минимум половину слов, которые говорит их чадо. У трехлетнего ребенка понятная речь составляет две трети. А еще через год все - даже посторонние люди - должны в целом понимать, что он сказал. Если такого не происходит, у родителей есть повод задуматься и обратиться к специалисту: неврологу, психологу или логопеду. От того, насколько своевременно будут обнаружены проблемы и начато лечение, зависит его эффективность. При замедлении развития речи дошкольников в первую очередь необходимо определить причину.

Причины нарушения развития

Нарушения развития речи могут быть вызваны одним или несколькими факторами:

  • ребенок с трудом различает услышанные звуки, при этом острота слуха у него в норме;
  • родовая травма - в частности, повреждение речевой зоны головного мозга, расположенной в области макушки;
  • дефективное строение органов речи (у детей с нарушениями речи неправильный прикус, короткая уздечка языка, расщелина нёба или «волчья пасть» и т. д.);
  • малая подвижность губ и языка;
  • задержка психического развития;
  • неграмотное общение в семье или дефекты речи у близких, с которыми постоянно общается малыш.

Оценив ситуацию, врач подберет методику развития речи с учётом всех ваших нюансов. Особенно это касается малышей с диагнозом - задержка психоречевого развития детей. Возможно, понадобится дополнить логопедические занятия медикаментозным лечением или массажем языка ребенку, чтобы натренировать мышцы главного артикуляционного органа. Он проводится руками в резиновых перчатках или через стерильную салфетку, а также с помощью шпателя, специального зонда или зубной щетки. Для того чтобы процедура понравилась малышу, массирующие действия сопровождаются сказкой. Их существует довольно много, но, по сути, они комментируют одни и те же движения. Ниже один из примеров подобной манипуляции.

Массаж языка со стихотворением «Осенняя сказка»

  1. Проснулся утром Язычок и потянулся - тыльной стороной зубной щетки проводим вертикали от середины языка к кончику.
  2. Посмотрел Язычок в окошко, а там светит солнышко - проводим линии от центра языка к краям, не касаясь его корня.
  3. Под окошком росла пушистая елочка - сначала проводим три вертикали по центру языка, а затем линии от центра к краям.
  4. Вдруг подул сильный ветер и наклонил елочку вправо - проводим горизонтали слева направо по всей поверхности языка.
  5. Увидел Язычок, как из печной трубы соседнего дома дым идет - совершаем зигзагообразные движения по всей поверхности языка, от корня к кончику.
  6. Тут ветер подул влево, елочка и дым тоже наклонились влево - проводим в соответствующую сторону горизонтали по всей поверхности языка.
  7. Солнышко спряталось за тучку, закапал сильный дождь - постукиваем по языку щетиной зубной щетки.
  8. Падают осенние листики на землю - постукиваем тыльной стороной щетки.
  9. Дождик все идет, и за окном появилась огромная лужа - проводим по часовой стрелке от середины языка к краям.

Значительная роль в процессе лечения задержки речевого развития у детей принадлежит и родителям. В случаях, когда необходима коррекция, специалисты познакомят с упражнениями, которые необходимо проводить дома, и дадут подробные рекомендации по их выполнению. Мы же расскажем об общих методах развития речи у ребенка. Они будут полезны всем заботливым родителям и их малышам.

Дошкольное образование и «домашняя работа»

Большинство методик на данную тему разработано специалистами для развития речи ребят в детском саду. В их основу положены два вида общения - монолог и диалог - и три метода.

  • Наглядный:
    • непосредственное наблюдение (в живой природе, на экскурсиях);
    • опосредованное наблюдение (рассматривание картинок и игрушек, составление рассказа по ним).
  • Словесный:
    • чтение художественной литературы;
    • заучивание стихотворений наизусть;
    • пересказ;
    • обобщающая беседа;
    • рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практический:
    • игры, в том числе и в хороводе;
    • специальные упражнения;
    • инсценировки.

Таким образом, дошкольники (самостоятельно или с помощью педагога) пробуют составлять рассказ по картинке, историю-экспромт с использованием какой-либо игрушки, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Воспитатель читает малышам книги, а потом они вместе обсуждают прочитанное. Все это вы также можете делать и дома, ведь многократное повторение - основа обучения. Можно затеять специальную игру. Ниже несколько примеров.

Игры для развития речи

  • Дополни предложение. Попросите юного игрока закончить ваши фразы. Например, «Снег растаял, потому что…», «Я промочил ноги, потому что…» и т. д.
  • «Я был в зоопарке». Участников может быть двое или целая группа. Вам понадобятся картинки с животными и жетоны за правильные ответы. Вы раздаете картинки поровну или игроки берут их по одной из общей стопки и по очереди описывают изображенного на ней животного, не называя его (цвет, повадки, чем питается, где живет и прочее). Остальные должны догадаться, о ком идет речь. Выигрывает обладатель наибольшего количества жетонов.
  • «Противоположности». Взрослый показывает картинку, на которой нарисован какой-либо предмет. Ребенок должен придумать и назвать противоположный предмет и обязательно пояснить свой выбор. Например, кастрюля - кубик. Первая - круглая, второй - квадратный.
  • «Кто с какими буквами дружит». К этой игре можно подключить всю семью. Каждый выбирает животное (или вытягивает карточку с изображением зверя) и фантазирует: «Мой кот дружит с буквой „М“, потому что он любит молоко», «Моя лиса дружит с буквой „Р“, потому что она рыжая», «Моя белка дружит с буквой „Д“, потому что живет на дереве»…

Скороговорки

Скороговорки для развития речи детей - один из самых известных методов тренировки правильного произношения. Они легко запоминаются, поэтому малыши с удовольствием будут их декламировать. Предлагаем вам несколько вариантов таких упражнений.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

Речевому развитию детей дошкольного возраста, хоть и опосредованно, помогает и тренировка мелкой моторики: рисование, сборка бус, лепка и т. п.
Большой потенциал для выстраивания социального общения и знакомства с профессиональной лексикой заложен в ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Детский сад» и другие.

Работа по развитию устной речи ребенка должна проводиться комплексно, систематически и затрагивать все языка: лексическую, грамматическую, фонетическую. Процесс обучения необходимо подкреплять качественным и грамотным общением. Только в этом случае он научится говорить связно и правильно.

Степень развития речи у детей дошкольного возраста влияет не только на его способность устанавливать контакты со сверстниками и выстраивать общение со взрослыми, но и определяет его лидерские качества. Хорошая речь помогает более активно участвовать в играх, что-то обсуждать и отстаивать свое мнение. От этого без преувеличения зависит успешность и состоятельность вашего ребенка в будущем.

Распечатать

Рассмотрим как должна развиваться речь вашего ребенка от рождения до 2 лет. С чего начинается развитие речи у ребёнка.

Показатели речевого развития ребёнка

Первый этап (с момента рождения ребёнка до одного года) — подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.

Для формирования и развития речи необходимы три составляющие:

Эмоциональное общение с малышом для развития подражания;

Сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предметов);

Двигательная активность (тренировка общей и мелкой моторики).

Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. В 2—4 месяца младенец начинает произносить короткие звуки — появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих от рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребёнка врождённой способности к освоению речи.

С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. Многократное повторение определённого движения ведёт к закреплению конкретного двигательного навыка.

В возрасте 7—9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.

Необходимо отметить, что при наличии серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, при аутизме, нейросенсорной тугоухости и др.).

В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5—7 до 9—12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м, п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», берёт игрушечную кошечку, подносит её к миске и произносит: «Ням-ням» и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50 слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей, спи, мой, беги и т. д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения (дай, пить...), несколько позже — двухсловную фразу (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия, вовлекайте малыша в разговор: «Я несу куклу, мою куклу, даю куклу. Что ты делаешь? Куклу несёшь? Скажи: „Несу куклу"»; «Я ем, я играю, я пою... А что ты делаешь? Скажи...» ит. п.).

В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. К этому возрасту они усваивают звуки н, т, дь, тъ, нь, ль, сь, хь, ць, й. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своём языке (автономная речь), но при условии, что они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Ничего страшного, если ребёнок пропускает в словах отдельные слоги (до свидания — до данья), вставляет лишние звуки (стаканчик — таньканчик), а при стечении согласных опускает один звук (стол — тол). Даже если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию.

Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то — позже, но к 3 годам словарный запас ребёнка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями из 3—4 слов, его речь понятна не только близким, но и чужим людям. Он может произносить звуки ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих более чем из 3 слогов. Малыш понимает и выполняет простые словесные инструкции, способен запоминать простые стихотворения.

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
  • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
  • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
  • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
  • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

  • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры - чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. - мир так богат для тренировки чувства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
  • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны - они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками - это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища - какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре - это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии - приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов - сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать - вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках - отличные тренажеры!

Речь - это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Как правильно формировать речь

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
  • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» - он отвечает: «Гав-гав», - мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», - «Таня хочет еще апельсинового сока».
  • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» - «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
  • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
  • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
  • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
  • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром - при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед - это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства - обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное - помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае - остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором - постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.

Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

Ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет - идите к логопеду прямо сейчас);

Ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» - «пуговица», «гебимот» - «бегемот», «пепитан» - «капитан»;

Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами - обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Анна Андреевна Притворова, логопед



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх