Изменение интеллекта в пожилом возрасте нарушение речи. Психология развития человека. Интеллектуальная деятельность пожилых людей. От чего зависит уровень интеллекта в старости

Интеллект в пожилом возрасте

Интеллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей. Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность решения задач на сообразительность, умение использовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовывать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и способы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В пожилом возрасте остаются без каких-либо существенных изменений познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обусловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опыта и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом снижается эффективность восприятия и памяти. Отражением «нормального старения» являются: ухудшение памяти, замедление процессов восприятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мышления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.

Лариса Данцова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

Положение о проведении второй летней спартакиады среди людей пожилого возраста Красноуфимс

В статье составлена программа проведения спортивного мероприятия с пенсионерами без больших физических нагрузок и учётом возрастных особенностей участников. Задания состоят из теоритических и пр...

Агрессивность в подростковом возрасте. Переходный возраст психологи считают с 12-16 лет, но у каждого он индивидуально начинается и разумеется, заканчивается в своё время.

Что подразумевает под собой понятие - «переходный возраст», это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жиз...

Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам снижения интеллектуального уровня относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга . Но угасание интеллекта не является прямым следствием процесса старения; чаще его можно отнести на счет действия других факторов, например ухудшения здоровья, низкого уровня образования, бедности или низкой мотивации.

Косвенные причины заслуживают не меньшего внима­ния. Деменция - крайнее проявление интеллектуального упадка.

Деменция. Термином деменция (приобретенное слабоумие) обозначают комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирую­щую амнезию и изменения личности, которые иногда связывают со старостью. Многие люди опасаются, что слабоумие в старческом возрасте неизбежно. Для них старость означает потерю эмоционального и интеллектуального контроля. Они боятся стать беспомощными и бесполезными людьми. Не являясь неизбежной, деменция, попадающая в разряд органи­ческих заболеваний мозга, поражает только 3-4 % людей старше 65 лет. К сожалению, недавние обследования обитателей домов престаре­лых показали, что частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде.

У люден, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракции. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Человек, страдающий сенильной деменцией, может ясно помнить события его детства, но быть не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-этих симптомов умственного распада человек может оказаться не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.

К сожалению, ярлыком «старческое слабоумие» слишком часто награждают людей, демонстрирующих даже самые незначительные признаки спутанности сознания, провалов в памяти и дезориентации, хотя эти проблемы могут вызываться множеством других причин. Учитывая широкое разнообразие косвенных причин, сложно поставить четкий диагноз. Неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или раком, могут нарушать мыслительный процесс как у молодых, так и у пожилых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ или накопление токсичных продуктов жизнедеятельности, также могут отражаться на способности ясно мыслить.



Прямые причины снижения интеллектуального уровня. Среди этой группы причин главными являются болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

Болезнь Альцгеймера. Примерно половина всех пациентов с диагнозом старческое слабоумие» на самом деле страдают одной из форм болезни Альцгеймера. Это, по крайней мере, 10 % людей после 65 лет и почти половина людей после 5 лет). Более того, есть предположения, что болезнь Альцгеймера занимает четвертое место в списке основных причин смерти пожилых людей.

При болезни Альцгеймера происходит прогрессирующее разрушение мозговых клеток, особенно клеток коры головного мозга.

Причины болезни Альцгеймера до сих пор неизвестны, хотя распространен­ность заболевания в некоторых семьях позволяет предположить влияние генети­ческого фактора в ее развитии.

· Первым симптомом обычно становится забывчивость. Вначале человек забывает мелочи; по мере развития болезни перестает помнить места, где он быва­ет, имена и повседневные дела и, наконец, даже только что произошедшие события немедленно оказываются забытыми.

· Прогрессирующее ослабление памяти сопро­вождается постепенной утратой привычных навыков. Становится гораздо сложнее планировать и выполнять даже простейшие повседневные дела; например трудно приготовить себе еду, если не можешь отыскать холодильник. Эта утрата знакомо­го мира и способности вести привычный образ жизни вызывает у пациента сильную дезориентацию, растерянность и тревогу. К этому моменту становится ясно, что пациента нельзя оставлять одного, потому что он может непреднамеренно причи­нить себе вред.

· И наконец, наступает полное слабоумие . Пациент не способен вы­полнять самые простые действия, ПРИМЕР (одеваться или есть). Знакомых он не узнает, даже любящий супруг, ухаживавший за жертвой заболевания в течение нескольких лет, может внезапно показаться незнакомцем.

За несколько лет независимый взрослый человек уподобляется ребенку, нуждающемуся в постоянной заботе. Когда впервые стано­вятся очевидными симптомы болезни, к ним несложно адаптироваться.

Сосудистые поражения мозга. Инсульты, включая микроинсульты, являют­ся еще одной прямой причиной деменции. Когда симптомы деменции развиваются не постепенно, а проявляются внезапно или скачками, скорее всего, их причиной является инсульт или серия микроинсультов. Эту форму интеллектуального сни­жения иногда называют мультиинфарктной

Часто человек даже не замечает этих нарушений мозгового кровообращения.

Причиной, вызывающей микроинсульты и обусловленное ими разрушение мозго­вых тканей, часто является атеросклероз - накопление холестериновых бляшек на внутренних стенках артерий. Особенно велик риск инсульта для людей с атероскле­розом и/или сердечными болезнями, гипертонией или диабетом.

Косвенные причины снижения интеллектуального уровня. На познава­тельную деятельность у пожилых людей влияют психологические ожидания, пси­хическое здоровье и другие факторы.

Психологические ожидания. В любом возрасте нашимнения или суждения о собственных способностях оказывают определенное влияние на эффективность нашей деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены, что будут не в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее ожидают, что станут беспомощными и зависимыми от других, и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Старики нередко воображают, что их судьба отдана на волю случая или находится в чужих руках. Люди, которые так думают, часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь резуль­тата. Этот циклический процесс иногда называют выученной (приобретенной) беспомощностью . Если таких людей удается убедить, что они способны в большей степени управлять ходом своей жизни и что угасание интеллекта не является неиз­бежным, они часто демонстрируют заметное улучшение.

Психическое здоровье. Психическое здоровье человека напрямую влияет на эффективность решения им познавательных задач. Распространенной психологи­ческой реакцией на потерю близкого человека является депрессия, а многим стари­кам приходится не раз переживать потерю близких им людей. Депрессия же вызы­вает снижение внимания и способности сосредоточиваться и, как следствие, сни­жение интеллектуального уровня.

Прочие факторы. Существуют и другие косвенные факторы, вызывающие ос­лабление интеллектуальных функций. Среди хорошо изу­ченных, наиболее важными являются следующие.

1. Физическая форма влияет как на способность человека справляться с физи­ческими задачами, так и на его способность решать умственные задачи. При тестировании познавательных функций, люди, находящиеся в лучшей физи­ческой форме, показали лучшие результаты при выполнении самых разнооб­разных заданий.

2. Пищевая недостаточность , приводящая к анемии, холинодефициту или авитаминозу, может негативно сказываться на умственной работоспособно­сти. Холин, содержащийся в мясе, рыбе и яичных желтках, необходим мозгу для получения ацетилхолина, химического соединения, который использует­ся для передачи нервных импульсов.

3. Употребление алкоголя в течение длительного времени, даже в умеренных дозах, приводит к ухудшению первичной и вторичной памяти. Злоупотребле­ние алкоголем обычно мешает человеку вести активную жизнь и нормально питаться. Употребление алкоголя оказывает негативное - как прямое, так и косвенное, - влияние на умственную деятельность.

4. Лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые для самолечения: от снотворных до обезболивающих и пони­жающих артериальное давление препаратов, - имеют побочным действием снижение уровня бодрствования и ослабления внимания. Лекарственные препараты не всегда с легкостью выводятся почками или печенью. С возрас­том нужный эффект у человека может достигаться меньшими дозами препа­рата. Иногда снижение дозировки используемого лекарственного средства может вызвать поразительное улучшение умственной деятельности.

5. Интеллектуальная бездеятельность. После продолжительных периодов болезни, социальной изоляции или депрессии некоторые люди не возвраща­ются к прежнему уровню умственной деятельности. По-видимому, неспрос­та говорят: «Что не используется, то теряется» Психосоциальное развитие в поздней взрослости

Социологи называют перемену роли и положения индивидуума сменой статуса. Изменения статуса происходят на протяжении всей жизни. Задачи развития в юности, например, подготавливают человека к решению задач ранней взрослости; а прибавившиеся роли и обязанности ранней взрослости готовят его к выполнению важных задач средней взрослости. Но изменения статуса, происходящие в поздней взрослости, могут иметь ряд существенных отличий. Переход к жизни пенсионера или вдовца (вдовы), так же как и приспособление к ухудшению здоровья, часто служит сигналом утраты власти, ответственности и автономии.

Таким образом, влияние на жизнь человека многих событий, происходящих поздней взрослости, зависит, от того смысла, который он вкладывает в эти события. Например, кто-то может считать выход на пенсию сигналом конца своей полезности как продуктивного работника или безвозвратной потерей главной части собственной идентичности - как водителя грузовика, дантиста, танцовщицы или руководителя корпорации. Но для человека, ненавидевшего свою работу на фабрике в течение последних тридцати лет, пенсия может означать и не что совершенно иное. Для такого человека выход на пенсию может быть освобождением от скучной и утомительной рутинной работы и необходимости подчиняться начальству. Многие после 60 лет наслаждаются сочетанием свободы (от работы, забот о детях и т. д.) и хорошего здоровья. После 70 и далее те же самые люди точно вовремя переопределяют приоритеты, чтобы сосредоточиться на том, что они могу делать, а не на том, что уже им не по силам.

Изменения касаются личности и связаны приспособлением к новым задачам развития. Они вызваны необходимостью приспособления к выходу на пенсию и возникновением новых отношений в семье - отношений с внуками и правнуками. Часто они включают уход за супругом-инвалидом, приспособление к вдовству и налаживание новых отношений с братьями, сестрами и друзьями.

ЛИЧНОСТЬ И СТАРЕНИЕ

В лонгитюдных исследованиях рассматривалось сохранение основных черт или типов личности на протяжении нескольких десятилетий. Коста и Мак-Крей изучали 3 аспекта личности на одной выборке 2000 взрослых мужчин.

1. Нейротизм –общее выражение тревожности, подавленности, застенчивости. За 10 лет они обнаружили не обнаружили реальных изменений. Мужчины с высокой степенью нейротизма часто жаловались на здоровье, много курили, часто выпивали, в целом испытывали неудовлетворенность жизнью. Люди с высокой степенью нейротизма – единственные, у кого проявляется ипохондрия.

2. Экстраверсия-интроверсия – оценивалось соотношение. Э. Отличались уверенностью в себе и общительностью, искали возможность проявить себя в деятельности. Но многие с возрастом становились более интровертированными.

3. Степень открытости опыту. Мужчины у кото-х была характерна открытость опыту, обычно имели более широкий круг интересов. Они демонстрировали большую удовлетворенность жизнью. Этот аспект личности также оставался неизменным при переходе от средней к поздней взрослости.

Т.о., подобные исследования демонстрируют существенное постоянство в типе личности при переходе от средней к поздней взрослости.

До недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом.

Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911) (Sir Francis Galton), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, пожилой человек – «отброс естественного отбора».

Многие эмпирические исследования показали, например, что способность учить новое, учиться новым умениям и навыкам у пожилых людей занимает больше времени; память менее эффективна; познавательное функционирование в общем ухудшается в пожилом возрасте. Например, до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают своего пика развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом, поэтому пожилым людям приписывают дефицит обучаемости , под которым обычно подразумевается относительная трудность в обучении или усвоении пожилыми и старыми людьми новой информации по сравнению с другими возрастными группами. На основании исследований Ф. Галтона, а также других ученых был сделан вывод о том, что в самой старости нет смысла, т. к. интеллект ухудшается с возрастом.

Доказательства, на которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод поперечных срезов . При этом сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорт).

Последующие работы давали результаты, противоречащие полученным ранее. Например, эксперименты по приобретению новых умений показали, что в то время как пожилым людям требуется больше времени на выполнение заданий, и они менее уверены, чем молодые, в научении новым техникам, они превосходят их в точности, надежности и результатах.

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения были вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Однако сравниваемые возрастные группы являлись представителями различных групп населения, имеющих различный жизненный опыт. Если не знать, на что были способны, скажем, 60-ти летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Более недавние результаты современных лонгитюдных исследований показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Хотя имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов и переоценка процесса биологической деградации.

Существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллекте, другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в пожилом возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в позднем периоде жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно-преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Полученные данные многих исследований подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. Одни представители позднего возраста сохраняют способность к освоению новой информации, тогда как другие успешно используют компенсаторные средства.


"Время, как песок. Старость знает цену времени."
Величие человека не измеряется его ростом. Ум - его мерило. Верно было замечено, что с тех пор, как природа пустила человека по темной тропе жизни, она дала ему факел-разум, чтобы при его свете он двигался вперед. Сила человека - разум. Разум человека исходит из мозга. Средоточение ума и чувств, кладовая знаний и опыта, центр мысли и действия, желаний и воли человека - вот что такое человеческий мозг.

Наш мозг - это как бы космос внутри нас - малоисследованный, загадочный, необычайно сложный. В мозгу непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Истинная жизнь - это жизнь ума и сердца.

Новые исследования ученых опровергают традиционные взгляды на то, что уметвеннные способности человека обязательно уменьшаются по мере того, как он стареет. Людей пугает мысль о возможности с годами утраты остроты ума. В американской психологии глубоко укоренен страх перед старостью. Многие американцы боятся старости, чуть ли не больше самой смерти. Американская культура обращена в первую очередь к молодежи, старость якобы следует скрывать - вот почему все так усиленно молодятся, делают себе косметические операции, сидят на диетах, занимаются аэробикой и т.д. Американцы боятся старости, опасаясь, что в этом возрасте они не смогут уже наслаждаться жизнью.

Специалисты отмечают, что, хотя стареющий мозг не может сравниться с тем, как функционировал в молодые годы, он вовсе не обязательно скатывается в беспамятство. Исследователи находят все больше подтверждений, что и стареющий мозг сохраняет способность функционировать эффективно. Представление о том, что с возрастом мозг человека превращается в бесполезный придаток, связано с результатами тестов, которые показывают, что в среднем 70-летний человек думает медленнее и делает больше ошибок, чем 20-летний. Но эти тест не учитывают того, что после 50 лет люди все больше отличаются друг от друга по умственным способностям. Некоторые виды этих способностей ослабевают, в то время как другие либо вообще не претерпевают никаких изменений, либо даже усиливаются.

Исследование, проведенное профессором психологии Гарвардского университета Дугласом Пауэлом, показало, что более 30% всех людей в пожилом возрасте сохраняют абсолютную ясность ума. Пауэл обнаружил, что от 25% до 33% людей, которым было уже за 80, справлялись с заданиями (от математических до логических) не хуже молодежи. Результаты Пауэла подтверждаются результатами других исследований. Известны примеры из истории. Иоганн Вольфганг Гете написал последнюю часть "Фауста" в восемьдесят два года, Исаак Ньютон написал предисловие к своим "Principia" в восемьдесят три года, Галилео Галилей закончил свои "Диалоги о движении", когда ему было семьдесят два года. В возрасте восьмидесяти одного года с пером в руке скончался Платон, Тициан продолжал работать над своими картинами до девяносто девяти лет, а Микеланджело Буонаротти было восемьдесят семь лет, когда по его проекту был воздвигнут купол на соборе святого Петра.

Значительную роль в снижении умственных способностей, как предполагают ученые, играют наследственные факторы. Последнее открытие в генетике, о котором сообщает журнал "Ланцет", показывает: интеллект наследуется по женской линии. В наследственном веществе женщин две X-хромосомы, а у мужчин X - и У-хромосомы. Гены, ответственные за интеллект, располагаются вдоль всей длины Х-хромосомы, и вероятность того, что они будут активны, у женщин выше. Благоприятные мутации в полной мере передаются по мужской линии. Этим, полагает журнал "Ланцет", и объясняется, почему некоторые мужчины бывают так невероятно умны.

Дети не всегда наследуют родительские качества. Британский писатель и острослов Бернард Шоу был уже немолодым человеком, когда одна незнакомая читательница сделала ему брачное предложение. "Наши дети, - сказала она, - будут так же умны как вы, и так же красивы, как я". - "А что, если наоборот?" - спросил Шоу.

В снижении умственных способностей значительна роль и окружающей человека среды.

Факторами, более всего способствующими сохранению умственных способностей в старости, являются высокая образованность, интересный образ жизни и брак с умным человеком. Так считает известный психолог Уорнер Шэи, руководивший исследованиями этих вопросов. К более ранней деградации интеллекта ведут косность, приверженность к старым привычкам, общая неудовлетворенность жизнью.

Нейробиолог, профессор Гарвардского университета Джералд Фишбах и другие ученые, используя новейшие методы подсчета клеток, опровергли распространенное заблуждение о том, что нейроны мозга отмирают со скоростью 100000 штук в год и это неизбежно сопровождается потерей памяти. Профессор-анатом Херберт Хаут покончил с легендой об отмирании клеток серого вещества. При вскрытии мозга умерших различного возраста он установил, что в теменной и затылочной частях коры, где происходит восприятие внешнего мира, нейроны под влиянием одного лишь возраста не изменяются. К 80 годам объем лобной части коры, определяющей нашу личность, уменьшается, но не потому что нервные клетки отмирают, а потому что сморщиваются. Несмотря на это, они по-прежнему нормально функционируют.

Подробное изучение функционирования мозга показало, что изнашиваются миллиарды линий связи, подобных телефонным, а накопленная информация не исчезает и с годами, запасы ее пополняются. Здоровые нейроны устанавливают новые связи, так называемые дендриты. Но рост дендритов начинается, только если это необходимо. Когда к мозгу не предъявляются новые требования, годы наносят ущерб почти на всех участках переплетениям нервных связей. Истончение этого нейронного переплетения затрудняет сообщение между отдельными частями мозга и таким образом замедляет реакции стареющего человека. Пожилой человек, сохраняя умственные способности и знания, несколько теряет в скорости и остроте ума...

Большинство исследователей утверждают, что изменения функций мозга, возникающие приблизительно после 60-65 лет, в первую очередь сказываются не на памяти, а на умении мозга ориентироваться в пространстве. Эти трудности нередко возникают уже после 40 лет. Примерно через 10 лет начинает слабеть абстрактное мышление, затем способность вспомнить подробности какой-либо истории после перерыва. При этом умение концентрироваться или быстро считать в уме, "процессуальные" навыки (например, плавание) остаются практически неподверженными возрасту. Как показывают исследования, подавляющее большинство типов потери памяти не должны считаться естественными. Они поддаются лечению. Уменьшение гормона ацетилхолина, необходимого для нормального функционирования памяти, можно компенсировать назначением психоактивных лекарств и таким образом восстановить память...

В полном бездействии мозг теряет свои способности гораздо раньше. Невостребованный участок мозга хиреет. Прежде сильно нагруженные нейронные связи, с помощью которых флиртовали, спорили и хитрили, остаются неиспользованными, отростки нервных клеток отмирают. Типичное "старческое одиночество", депрессии и часто идущая с ними об руку растерянность - таковы последствия. Тренируя свое тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким, так же следует тренировать свой разум, хотя новейшие исследования показывают, что это еще не 100% гарантия.

Все же ведет к успеху стремление ставить перед сознанием новые задачи. Важно, чтобы мозг сталкивался с неизвестным и неосвоенным. "Мозгу нужно новое, как обезьяне бананы", - говорит профессор Фишер. При этом нужно учитывать, что сидение около телевизора не является полноценным стимулированием мозговой деятельности. Исследования обнаруживают существенные различия между состоянием пожилых людей много читающих, потому что им это нравится и теми, которые делают это по какой-либо необходимости. Наибольшую пользу приносят дела, доставляющие удовольствие, а неприятная работа отупляет человека. Насилие пользы не приносит. Умение импровизировать и искать новые подходы к различным проблемам является очень важным показателем, определяющим насколько ясными будут умственные способности в старости.

Ученые доказали большую роль в старении мозга эмоционального благополучия. Люди, часто испытывающие гнев, депрессию, страх, нервозность значительно быстрее теряют свои умственные способности. Авиценна отмечал, что у человека, у которого страх преобладает над умом, разум молчит. По мнению автора книги "Стресс, стареющий мозг и механизмы нейронной смерти" Роберта Сапольского, выделение адреналина, связанное со стрессом, негативно сказывается на нейронах и может нанести мозгу непоправимый вред.

Некоторые болезни непосредственно связаны с работой мозга. Тот, кто страдает от недостатка витаминов, принимает слишком мало жидкости или не лечит нарушения сна, рискует приобрести старческую растерянность - по большей части излечимую. Хроническая гипертония или диабет, инфекционные болезни мозга, опухоль в мозге, тяжелые депрессии также могут привести к помрачению сознания у старых людей. Однако все названные причины вместе приводят только примерно к 10% случаев старческого слабоумия.

Большая часть пациентов страдает так называемыми дегенеративными заболеваниями мозга вследствие микроинсультов, при которых сосуды, ставшие с годами хрупкими из-за атеросклероза (обызвествления), закупориваются или даже лопаются, что приводит к кровоизлияниям.

Вторая главная причина потерь в мозге - это болезнь Альцгеймера, приводящая к прогрессирующим изменениям мозга, резкому ослаблению памяти, выраженному одряхлению организма и слабоумию. Эффективных средств лечения или профилактики этого тяжелого заболевания, которым страдают более 4 миллионов американцев, пока не существует. Причина возникновения этой болезни достоверно неизвестна, но очевидна ее связь с возрастом: один из 10 человек в возрасте старше 65 лет и около 50% из тех, кому за 85, поражены этим недугом. Ведутся интенсивные поиски методов ранней диагностики и лечения этой болезни.

Положительное действие на мозг оказывают спорт и физические упражнения, независимо от возраста. При этом обязательно соблюдение умеренности. Как показывают исследования, превышение уровня интенсивности физических упражнений может, особенно у пожилых, отрицательно сказываться на мозговой деятельности, а получасовая прогулка повышает умственные показатели.

Новейшие исследования геронтологов свидетельствуют, что даже стареющий мозг сохраняет способность к самообновлению. И в пожилом возрасте мозг в состоянии перераспределить обязанности или передать их другим участкам мозга. Ученые доказали, что пожилые люди, стимулирующие работу мозга и ведущие активный интеллектуальный образ жизни, дольше сохраняют молодость. Как установили ученые даже те, кому далеко за 70 и кто последние 14 лет показывал очевидные признаки потери памяти, могут, при правильной методологии занятий, вновь вернуться к нормальной жизни.

Во многих культурах старики не считались людьми с ослабленным интеллектом. Библия повествует о мудрейшем царе Соломоне. На Востоке с незапамятных времен именно старики были самыми уважаемыми учителями жизни. Результаты исследований показывают, что уважительное отношение к пожилым людям приводят к замедлению процессов интеллектуального старения. В Китае, где пожилой возраст не обязательно ассоциируется с сенильностью, пожилые люди в ходе тестирования показывают значительно более высокие показатели, чем их ровесники из США.

В настоящее время ученые считают, что мудрость растет с годами. Как показывают результаты многих исследований, пожилые люди хорошо приспосабливаются к более замедленному, по сравнению с молодостью, темпу жизни. Это достигается большей продуманностью действий, более эффективным выполнением. Стремление не совершать бесполезных поступков экономит время и силы. Из проведенных исследований следует, что, хотя на решения, принимаемые стариками может уйти больше времени, но, как правило, они лучше, чем у молодых. Ведущие геронтологи придерживаются мнения, что стареющий мозг не уступает молодому, а просто значительно отличается от него.

Что касается различия мужского мозга от женского, то в среднем по размеру мужской мозг больше женского, однако, как показали исследования, объем всего мозга не определял уровня умственных способностей. IQ (показатель умственных способностей) не зависит от объема и массы мозгового вещества, но от множества факторов, обеспечивающих качество мозговой деятельности. У мужчин ткани мозга при старении разрушаются в три раза быстрее, чем у женщин, особенно в передней части мозга, отвечающей за абстрактное мышление, гибкость структуры и контроль над внезапными порывами. Исследователи отмечают разницу в деятельности мужского и женского мозга в лимбической системе, контролирующей эмоциональные порывы. Выявлено, что наиболее активная деятельность у мужчин происходит в более примитивных отделах этой системы, отвечающих за проявление агрессии. У женщин наибольшая активность происходит в части мозга, контролирующей выражение лица, жестикуляцию и речь.

В результате наблюдений и экспериментов над группой женщин (78чел.) в университете Джонса Гопкинса в Балтиморе, ученые пришли к выводу, что недостаточное содержание железа в крови женщин является причиной того, что они хуже, чем мужчины, воспринимают информацию и способны хранить ее в голове лишь непродолжительное время. Результаты опытов показали, что, как только женщинам стали добавлять в пищу медикаменты, содержащие железо, их умственные способности стали резко расти. Исследователи отмечают, что подобного рода недостаточное содержание в организме того или иного элемента, присуще исключительно женщинам, и поэтому именно они стали предметом пристального внимания медиков.

Деятельность мозга можно стимулировать с помощью пищи. Для того чтобы сложнейший механизм мозга функционировал нормально, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга у человека составляет всего 2-3% от массы тела, мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи. На мозговые клетки влияет самая натуральная пища, но некоторые продукты оказывают особое влияние на работоспособность мозга.

Морковь, ананас, авокадо помогают улучшить память. Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, особенно облегчая заучивание наизусть. Ананас содержит в большом количестве витамин С.Один стакан ананасового сока в день способствует удержанию в памяти большого объема текста или нотных знаков, что очень важно для театральных и музыкальных работников. Авокадо является источником энергии для кратковременной памяти благодаря высокому содержанию жирных кислот. Достаточно половины плода в день. Для концентрации внимания важны орехи, креветки, лук репчатый. Орехи укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга, хороши при долгой поездке за рулем. Витамин Е, содержащийся в них, предупреждает наступающую с возрастом деградацию белков - прежде всего, головного мозга. Важнейшими жирными кислотами, препятствующими ослаблению внимания, снабжают организм человека креветки, их достаточно 100 г. в день. Половина луковицы ежедневно улучшает снабжение мозга кислородом, разжижает кровь, помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Инжир, тмин стимулируют творческую активность мозга. Освежает мысли лимон (много витамина С). Свежие ягоды черники способствуют кровообращению мозга.

Ученые считают, что в будущем пожилые люди смогут избегать спада мозговой деятельности, наука не будет отождествлять старость и сенильность, и люди возродят свойственное их предкам уважение к пожилым.

Интеллект в пожилом возрасте

Ин теллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей . Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность ре­ шения задач на сообразительность, умение и спользовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовы­вать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и с пособы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответ­ственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В по­жилом возрасте остаются без каких-либо суще­ственных изменений познавательные функции, ко­торые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие воз­растные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обус­ ловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опы­ та и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом сни­жается эффективность воспри­ ятия и памяти. Отражением «нормального старе­ния» являются: ухудшение памяти, замедление процессов воспри­ятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мыш­ления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ ные умения сохраняются до глубокой старости.

Лариса Данцова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх