Что подарить мужчине льву из камней. Подарок льву мужчине и женщине на день рождения, какие подарки любят львы. Материальная сторона вопроса

Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также и своим темпераментом.

Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности.

Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные.

Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости).

Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.

Какой темперамент у вашего ребенка?

Холерики

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется “наплевательское” настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вробще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но тогда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще иных трудными. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность подростка в нужное русло.

Меланхолики

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут" противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.

Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Постарайтесь выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.

Сангвиники

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Такие ребята быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за таким ребенком. По возможности передавайте ему ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте его попытки помыкать сверстниками.

Флегматики

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

Не пытайтесь переломить медлительность такого ребенка. Не смейтесь над его недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни такого ребенка, - они сохранятся на долгие годы.

Вы живете с... !

Темперамент

Особенности темперамента

Сангвиник

Живо и с большим интересом откликается на все, привлекшее его внимание. По лицу его легко угадать, какое у него настроение. Громко смеется, его можно сильно рассердить. Может быстро сосредоточиться, энергичен и работоспособен. Не утомляется. Подчиняется дисциплине. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Стремится к общению и быстро устанавливает контакт с людьми.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жало ваться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т. д. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, по старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии - это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

Холерик

Высокая активность, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Неустойчивость интересов и стремлений. Сложности в переключении внимания. Настойчив. Чаще всего неформальные лидеры, способны повести за собой ребят. Так же часто становятся “шутами”, “изгоями”. Постоянное желание попробовать что-либо новое, интересное. Часто попадают в полярные ситуации, в конфликты, драки и здесь же могут быть первыми в движениях скаутов, Гринпис. Часто фанатично чему-либо преданы.

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в организации фанатиков фашистского, сатанистского или явно криминального толка. Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. Старайтесь, чтобы подросток получал достаточное количество информации о различных сектах, а также наркотиках. Это удержит ребенка от срывов. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Эго поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте иформированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

Флегматик

Слабо эмоционален. .Трудно рассмешить и опечалить. В любых ситуациях остается спокоен. Медлителен. Трудно переключается на другую работу. Ненаходчив, с трудом сходится с людьми, работоспособен, неуютно чувствует себя в новой обстановке. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

Меланхолик

Обидчив. Болезненно чувствителен. Голос тихий. Пониженная активность. Редко поднимает руку на уроке, застенчив, робок; малейшая трудность заставляет опустить руки, легко устает, отвлекается, теряет веру в себя. Нежная конституция. Не выдерживает длительного нервного напряжения. Могут случиться нервные срывы. В это время скрытен, уходит в себя, испытывает запредельное торможение, то есть становится вялым, ко всему безучастным.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийству, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”). Наладьте доверительные отношения с подростком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.


Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.


С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.


Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.


Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».


Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка , учите свое сокровище проявлять силу воли, наступать и отступать, контролировать природный темперамент и использовать самые лучшие черты тех механизмов, что заложила в нас природа.

Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный, с незначительною подвижностью нервных процессов, он всегда испытывает трудности, когда внешние условия требуют быстрого реагирования. Ребенок флегматик хорошо спит и хорошо ест (если он хорошо спит, но плохо ест — вызывайте педиатра). Обычно флегматик немного задерживается в развитии, балансируя где-то на нижней границе нормы (но если ребенок задерживается на месяц и более, необходима консультация невропатолога).

Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате наедине — они тихо будут играться на полу со своими кубиками, и им даже в голову не приходит совершить какой-то вред. Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, однако он изучит это как следует, на совесть. При этом, в отличие от значительную часть времени он будет находиться в хорошем настроении. В песочнице он с удовольствием отдаст всем свои игрушки, но не догадается попросить чужую.

Жить с флегматиком удобно и приятно (если вы сами не холерик), но … тот, кто мало просит, мало получает. Если или заинтересовались чем-то — будьте уверены, об этом узнаете не только вы, но и все вокруг на расстоянии полкилометра. Даже меланхолик «выпросит» свое. «Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз. Вот отрывок из письма одной мамы, ярко иллюстрирует эту проблему:

… Не могу понять, почему моей дочери ставят диагноз « »! То есть почему ставят, мне объяснили: она в свои четыре года говорит как двухлетка — предложениями, состоящие из двух слов. Откуда эта задержка взялась — не понимаю. проходили без патологии, ребенок здоров, болела только на насморк. И не глупая, якобы, мне помогает, подметает пол, моет посуду, оставить ее дома можно было с 2 лет — только поставил кассету с мультиками и иди.

В детском саду также всегда ее хвалили — исполнительная, аккуратная. Правда, я никогда с ней ничем специально не занималась — попыталась, но ей неинтересно, она больше любит с куклами играть. Но со мной тоже никто никогда не занимался — а у меня отставание не было, я даже читать сама в трехлетнем возрасте научилась.

Хуже, что она мне напоминает мою старшую сестру. О ней также все говорили: «такая хорошенькая девочка, такая спокойная, такая хорошая». А я как раз была «плохой», хулиганкой — с меня родители глаз не спускали. В результате она так и не вышла замуж, осталась с мамой. А мама в 50 лет взяла и завела новую семью. Сестра очень переживала это, говорила, что мама ее предала. Она даже лечилась от депрессии.

Предлагайте ребенку-флегматику больше самых разнообразных занятий (в разумных пределах), но не торопите с выбором. Демонстрируйте свой энтузиазм. Возьмите две-три баночки гуаши ярких цветов, несколько приятных на ощупь кисточек, большой (но не очень) лист бумаги, устройтесь за столом или непосредственно на полу и начните рисовать картину, при этом эмоционально комментируйте то, что делаете. Вполне вероятно, что ваш ребенок поймет, о чем идет речь, и захочет присоединиться. (Этот же трюк может сработать с холериком, что правда, холерик скорее всего отберет у вас кисть и дорисует картину по своему усмотрению.)

Ставьте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением. Часто с флегматиков выходят хозяйственные и здравомыслящие мамины помощники, им можно доверить и посуду помыть, и ведро с водой принести. Если ребенок ходит в детский сад, попросите воспитателей не торопить его лишний раз. Когда флегматика начинают подгонять, он теряет уверенность в себе и начинает часто болеть. На площадке будьте готовы поддержать своего ребенка, если он растеряется. Не мешайте ему делиться игрушками, но попросите пару игрушек взамен. Через несколько месяцев ребенок научится выполнять этот трюк самостоятельно.

А как насчет вас? К какому типу относитесь вы? Вы понимаете, что чистые темпераменты встречаются крайне редко, а их проявления во многом зависит от жизненных обстоятельств. Уставший сангвиник вполне может вести себя как холерик — то есть «взорваться» из-за ерунды, усталый холерик — стать чувствительным, как меланхолик. И все же в парах «мама-преимущественно-флегматик — сын-преимущественно-холерик» или «папа-холерик — дочь-меланхолик» и др.. вполне возможны конфликты — просто потому, что не совпадает их ритм жизни. Разумеется, вашему ребенку, который понятия не имеет о темпераментах, будет трудно понять, что вы не такой (не такая), как он, и приспособиться к вам. Но он постарается это сделать, если вы попытаетесь приспособиться к нему.

Каждый ребенок неповторим. Невозможно найти двух абсолютно похожих друг на друга людей. Даже близнецы отличаются поведением, которое зависит от темперамента, характера. Говоря о темпераменте ребенка, не стоит думать, что характер и темперамент — это тождественные понятия.

Он заложен от рождения в человеке, характеризует индивидуальные особенности личности, которые определяют динамику поведенческого типа человека, его эмоциональное состояние, психические процессы. Именно темперамент определяет внешнее эмоциональное выражение характера. Характер — это совокупность тех психических особенностей личности, которые и определяют поведение человека с другими людьми в различных жизненных обстоятельствах.

На формирование характера огромное влияние оказывают социальные условия, в которых развивался, воспитывался ребенок. Со временем под влиянием внешней среды черты характера могут кардинально измениться. Изменить темперамент малыша нельзя. В процессе воспитания детей можно научить контролировать его, управлять им.

Тип темперамента

Знание о том, какой тип темперамента присущ малышу, помогает родителям подходить более взвешенно к процессу обучения, воспитания крохи. Взрослых часто тревожит вопрос, как определить темперамент ребенка. В психологии выделено 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик.

Случаи, когда малышу присущ только один конкретный тип темперамента, достаточно редки. Обычно у крохи можно заметить отдельные черты, особенности нескольких типов темперамента. Один из этих типов проявляется в большей степени и является доминантным. Существует множество видов тестов на темперамент, позволяющие, определить какой тип доминирует у малыша.

Тесты для детей лучше проводить среди дошкольников старше 6 лет. В этом возрасте непоседа уже понимает суть вопроса, а также может сформулировать ответ. Определить темперамент у грудничков и ребятни младше 6 лет помогут наблюдательность, внимательность родителей. У каждого типа темперамента есть свои особенности, которые его характеризуют.

Флегматик

  • Спокойный, рассудительный, все делает обстоятельно и при этом очень медленно. Малышей флегматиков трудно вывести из себя, они всегда первыми идут мириться, пытаются найти компромисс. Всегда уходят от явной борьбы. Не любят скандалов, драк.
  • Дети флегматики очень упрямы, всегда добиваются поставленной цели. Если такой малыш принял какое-либо решение, изменить его практически невозможно.Понаблюдайте, как ваш малыш строит башню из кубиков. Если он терпеливо, раз за разом пытается пристроить верхний кубик, который все время падает, скорее всего, ваш малыш относится к флегматикам.
  • Аккуратен, усидчив, старателен. Кроха спокойно будет играть один в комнате, рассматривать картинки в книжке или рисовать. Ребенку нравится, когда ему никто не мешает.
  • Очень рано начинает говорить. Запоминает новую информацию достаточно долго, трудно переучивается. Объем знаний у детей флегматиков достаточно большой, но они не любят хвастать, демонстрировать свои знания и умения.
  • Почти не использует жесты, мимику при общении. Не показывает свои эмоции. Очень трудно понять, какие проблемы волнуют малыша, ведь он не любит жаловаться.
  • Не любит новых знакомств, тяжело сходится с незнакомыми людьми. Не любит никаких перемен. Даже перестановка мебели в комнате может расстроить несмышленыша.

Почти всем родители, воспитатели и педагоги считают флегматиков самыми удобными для воспитания детьми. Однако медлительность, которую почти невозможно преодолеть, является причиной постоянных жалоб взрослых на флегматичных малышей.

Сангвиник

  • Всегда в хорошем настроении, сам предлагает свою помощь взрослым и ровесникам.
  • Покладистый, с таким малышом легко договориться. Ребёнок сангвиник любит быть в центре внимания, хочет нравиться всем. Такие дети — душа любой компании. Малыши легко находят общий язык в любом коллективе.
  • Легко запоминает учебный материал. Очень любознательный.
  • Часто пытается делать сразу несколько дел. Легко переключается с одного дела на другое. Малышу не важен результат, интересен сам процесс.
  • Очень импульсивный. При разговоре активно использует мимику и жестикуляцию. Громко радуется свои победам, быстро забывает про неудачи, которые его не сильно и расстраивают.

Неумение, нежелание доводить начатое дело до конца — большой минус у малышей сангвиников. Желание всем понравиться может привести к тому, что ребенок не научится говорить слово «нет», а это может вызвать большие проблемы уже во взрослой жизни.

Меланхолик

  • Кроха меланхолик, как и сангвиники, не любит новых знакомств, совсем не любит находиться в большом коллективе. Но если детишки сангвиники стойко переносят неудобства, терпят новых знакомых, то для маленького меланхолика это дополнительный стресс.
  • Дети с меланхолическим складом характера очень чувствительны, ранимы, эмоционально неустойчивы. Могут расплакаться из-за пустяка. Очень долго переживают свои неудачи.
  • Нерешительны, всего боятся. Любое наказание или недовольство, высказанное старшими, для меланхоликов — огромная трагедия. Случайно разбитая кружка, поломанная машинка, лопнувший воздушный шарик — малейший пустяк вызывает бурю эмоций: слезы, истерики.
  • Любое слово может обидеть такого кроху. Меланхолики обладают богатой фантазией, благодаря которой развивается их мнительность.
  • Маленьким непоседам присуща тревожность. Крохи плохо засыпают, часто просыпаются, плачут во сне.
  • Дошкольники меланхолики с раннего детства — пессимисты. Не ждут ничего хорошего от окружающих.

Холерик

  • Сильный, очень эмоциональный, нетерпеливый непоседа. В коллективе среди сверстников часто пытается всеми командовать. Маленький холерик очень часто устраивает драки, скандалит, если ему что-то не понравилось.
  • Быстро запоминает новую информацию и легко ее забывает. Про таких детишек говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Очень невнимательны, маленьким холерикам не хватает терпения, усидчивости.
  • Для таких непосед нет авторитетов, они никого не слушаются. Любая сумасбродная идея, которая пришла им в голову, почти сразу осуществляется.
  • При разговоре очень сильно размахивают руками, не проговаривают окончания слов. Не закончив предложения, могут перескочить на другую тему.
  • Для всех его скандалов, истерик обязательно нужны зрители. Стоит отвести такого кроху в тихое укромное место, где никто не смотрит на него, как шалун сразу успокаивается.
  • Любое наказание воспринимает с агрессией. Физические меры наказания только усугубляют агрессивное поведение крохи. У дошкольника возникает желание дать отпор, вырабатывается жестокость.

Нельзя по собственному желанию поменять темперамент своему чаду. Негативные особенности данного вида темперамента может сгладить умение контролировать поведение. Проблемы чрезмерной возбудимости, гиперактивности, агрессивности необходимо решать совместно с опытным психологом.

Типы темперамента, их особенности — все это пригодится для более продуктивного воспитательного процесса вашего крохи. Знания о том, как можно скорректировать недостатки темперамента, помогут в воспитании дошколят. Не пускайте на самотёк неадекватное поведение своих чад. Советуйтесь с психологами, воспитателями, как помочь вашему крохе.

Если ваш кроха флегматик

Не торопите его. Всегда оставляйте дополнительное время с учетом неторопливости чада. Пусть кроха лишние 15 минут самостоятельно зашнуровывает ботинки, не стоит подгонять несмышленыша. Наоборот, похвалите его за то, что он такой самостоятельный малыш. Помните, у вашего карапуза свой ритм жизни.

Такие детки любят похвалу, но именно сангвиников не стоит хвалить очень часто. У крох очень быстро появляется «звездная болезнь». Хвалить стоит только за конкретные дела.

Непоседы сангвиники быстро увлекаются новые идеями и делами. Контролируйте их количество. Достаточно часто дошкольник начинает делать 2-3 дела одновременно. Заставляйте доделывать начатое дело. Контролируйте процесс исполнения. Вырабатывайте вместе с непоседой ответственность.

Ваш ребенок меланхолик

Будьте особенно внимательны к такому крохе. Не повышайте голос при разговоре, обязательно хвалите за любое достижение. Именно меланхолики нуждаются в похвале, которая придает им уверенность в собственных возможностях.

  • Никогда не ругайте, не воспитывайте кроху при посторонних взрослых и ровесниках. Для малыша это обернется дополнительным стрессом.
  • Не наказывайте. С меланхоликами достаточно просто поговорить, объяснить, что именно вас расстроило, кроха все поймет и попытается исправить свое поведение.
  • Чувствительные детишки быстро устают. Делайте перерыв в занятиях. Задания давайте те, которые по силам крохе.

Малыш холерик

Никогда не уговаривайте маленького холерика. Любые уговоры кроха воспринимает как вашу слабость. Родители должны быть требовательными и последовательными в воспитательном процессе.

  • Применяйте разумную строгость. После игры кроха должен убрать игрушки, свои вещи малыш не должен раскидывать. Объясняйте правила поведения.
  • Активные игры обязательно чередуйте со спокойными, тихими занятиями: рисованием, лепкой, сборкой конструктора. Обязательно перед сном пусть малыш принимает успокаивающие ванны. Их полезное действие можно усилить, если в постель малыша положить пакетики с успокаивающими травами.
  • Ни при каких обстоятельствах не кричите на кроху. Разговаривайте мягко. Не применяйте физические меры наказания.

Если в вашем малыше вы замечаете совокупность разных темпераментов, не стоит пугаться. Очень часто их недостатки перекрываются их достоинствами. Главное — не ломайте характер своего несмышленыша. Изменить темперамент вам не под силу. А вот испортить характер вполне возможно.

В процессе взросления каждый ребенок проходит несколько этапов, при которых происходит становление его личности. У всех он проходит по-разному, так как каждый малыш по-своему уникален. Но, чтобы не возникало проблем с воспитанием, важно подобрать тот способ душевного равновесия, который будет наиболее действенным. И темперамент ребенка – это то, что в первую очередь должны учитывать все родители.

Важно понимать, что характер и темперамент ребенка тесно взаимосвязаны. Это то, что дано от рождения и никак не изменить. Но ни в коем случае не следует думать, что такие черты характера как агрессия, грубость и т.д. закладываются в ребенке с рождения. На это оказывает влияние в первую очередь воспитание.

Всего выделяют четыре типа темперамента детей дошкольного возраста: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Они кардинально отличаются друг от друга и требуют определенного подхода при воспитании малыша . В данной статье мы рассмотрим, как определить тип темперамента у ребенка. Также ознакомимся с тем, какой подход должен быть к детям с учетом темперамента.

При определении типа темперамента важно учитывать, что чаще всего встречаются смешанные типы. Тогда подход к воспитанию малыша должен выбираться с учетом того, какой из них выражен наиболее ярко.

Холерический тип темперамента часто проявляется в решительности и высокой подвижности ребенка. Поведение такого ребенка предугадать сложно, ведь он быстро загорается какой-то идеей и так же быстро теряет к ней интерес. Часто это обусловлено тем, что малыш сам не знает, чего он хочет.

Если у вашего ребенка темперамент холерического типа, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Агрессия и вспыльчивость. Договориться с таким ребенком очень сложно;
  • С ранних лет такой малыш стремиться к самостоятельности, в его характере ярко выражена тяга к приключениям и риску. В дальнейшем это может привести к травмам;
  • Для такого ребенка важность поручения не играет роли. Его он выполняет «спустя рукава», часто игнорируя все инструкции;
  • Такой ребенок дружелюбный, но чужого мнения он не принимает, из-за чего могут возникнуть проблемы с интеграцией в коллектив;
  • При возникновении сложностей он не стремится их решить. Часто дело заканчивается капризами и истериками с ярко выраженным показательным характером.

Как «обуздать» холерический темперамент вашего ребенка

Родителям ребенка-холерика важно направить его неуемную энергию в нужное русло. Занятие спортом будет наилучшим решением. И дело не в том, что на тренировках он будет больше уставать. Ведь именно занятия спортом развивают дисциплинированность ребенка и умение рассчитать свои силы в нужной ситуации.

Чтобы малыш научился доводить дело до конца, родителям придется постараться. Для формирования этих качеств хорошим решением будет привлечение ребенка к занятиям ручным трудом.

Холерический темперамент ребенка порой мешает ему адаптироваться в обществе. Поэтому больше общайтесь с ним, анализируя сложившиеся ситуации. Старайтесь не слишком критиковать ребенка в публичных местах. Помните, что очень важно обуздать его эмоции, справившись с истерикой.

1) Используем физраствор для промывания носа ребенка : как это сделать правильно и безболезненно.
2) А вы знаете, как отличить гайморит от насморка ? Этот вопрос мы рассматривали в этой статье .

Особенности характера ребенка-меланхолика

Несмотря на противоположные характеры меланхолика и холерика, одна существенная черта в их характере общая – эмоциональная неустойчивость. Поэтому методы борьбы с возможными истериками у них одинаковы. Характерными чертами меланхолика являются неуверенность в себе, необходимость в постоянной защите и ободрении, а также боязнь новых начинаний.

Характеру ребенка-меланхолика свойственны следующие черты:

  • Он редко спорит и быстро устает, подвержен чужому влиянию. Даже малейшая неудача способна вывести ребенка из равновесия;
  • Такие дети замкнуты и испытывают постоянную потребность в том, чтобы им сочувствовали;
  • Предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Порой слишком требовательны не только к себе, но и другим людям.

У меланхоликов слабый характер. Но такие дети талантливы и в дальнейшем часто проявляют себя в творческих профессиях.

Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика

В процессе воспитания такого ребенка родители сталкиваются с неуверенностью его в своих силах, частыми слезами и жалобами на окружающих. Поэтому важно научить его взаимодействию с коллективом. Начните с разучивания нескольких вежливых фраз и хвалите малыша, если он их использует.

Такому ребенку необходимо ощущать свою важность для вас. Поэтому доверяйте ему ответственную работу. А если его постигла неудача, то тут важно акцентировать внимание на том, что неудача – это лишь повод для дальнейшего движения вперед.

Основной проблемой холериков и меланхоликов является резкая смена настроения, вплоть до истерик. И простым переключением внимания тут не обойдешься. Поэтому родителям важно предупредить такое состояние ребенка, не допустив срыва.

Особенности характера ребенка-флегматика

Дети с флегматическим типом темперамента отличаются малоподвижностью и спокойным характером. Они усидчивы и аккуратны. Но и таким детям не чужды истерики, но вызваны они могут быть другими причинами. Эмоциональные всплески у таких детей наблюдаются при вмешательстве в их личное пространство, например, если вы переложили игрушку.

Флегматики обладают качествами успешных людей – аккуратность, расчетливость и последовательность. Лидером ребенок вряд ли будет, ведь он к этому не стремится, а вот успехи в предпринимательской деятельности возможны.

Из особенностей характера у детей с таким типом темперамента можно выделить следующие:

  • Они очень медлительны. Такие дети сделают все возможное для выполнения поставленной перед ними задачи, но времени у них это займет очень много;
  • У них имеется любимый мультик, история и книга, которые они готовы слушать или смотреть постоянно;
  • Самостоятельно сделать выбор такому ребенку сложно.

При воспитании тут важно не акцентировать внимание на том, что ребенок медлительный. Идеальным вариантом являются соревнования на скорость. И, конечно же, не скупитесь на похвалу!

1) Делаем правильный выбор детской зубной пасты , чтобы сохранить зубы ребенка здоровыми.
2) Когда ребенок должен сесть? Рассмотрим основные моменты в этой статье .

Ребенок-сангвиник – как подойти к процессу воспитания

Таких детей называют ребенок-солнце. И не зря. Ведь они обладают огромным запасом энергии, практически всегда жизнерадостные и наполненные положительными эмоциями, легко вливаются в новый коллектив, с охотой идут на контакт. Лидерские качества в таких детях заложены с рождения.

Из особенностей характера тут можно выделить следующие:

  • Не любит монотонную однообразную работу. Может легко бросить дело, не доведя его до конца;
  • Не слишком разборчив в выборе друзей. В этом плане родители должны постоянно следить за ребенком;
  • О важности порученного задания ребенок может просто забыть, отвлекаясь на другие дела.

При выборе игр с таким ребенком лучше отдать предпочтение тем, которые развивают усидчивость и внимание. Чтобы ему было куда девать свою энергию, запишите ребенка на какую-нибудь секцию. Дети с таким темпераментом способны получать удовольствие от процесса занятия спортом, не стремясь добиться каких-либо вершин.

Запомните, «плохих» темпераментов не бывает. Если ребенок груб, агрессивен или эгоистичен, то это не значит, что он просто холерик. Это лишь результат плохого воспитания. Если вы пытаетесь понять, от чего зависит темперамент ребенка, то следует учитывать, что это качество врожденное. Поэтому не пытайтесь развить какие-то качества, несвойственные темпераменту ребенка. Это только приведет к лишним конфликтам.


В данной статье мы рассмотрели основные типы темперамента детей и их особенности. Важно понимать, что определенный тип темперамента в чистом виде встречается крайне редко, а чаще всего происходит их смешивание. Но какой-то из них выражен более ярко, и именно по нему и определяется конечный темперамент.

При воспитании ребенка важно учитывать и свой тип темперамента. Ведь именно различия темпераментов могут спровоцировать ссоры и капризы. Определение темперамента ребенка осуществляется при помощи различных методик и тестов. Они отличаются сложностью. Простейший тест, позволяющий узнать темперамент ребенка, вы сможете пройти на нашем сайте.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх