Конспекты занятия педагога психолога по тревожности. Занятие по коррекции тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. разных громких звуков

МКДОУ «ЦРР-детский сад №7»

Педагог-психолог:

Поплавская Алла Александровна.

Занятие на тему: «Коррекция детских страхов».

Цель занятия: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

Задачи:

1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;

2. Обучение детей техникам конструктивного разрешения меж-личностных конфликтов;

3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, иллюстрации с изображением различных страхов, бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Ход занятия.

1. Приветствие. «Закончи предложение». Дети сидят в кругу. По кругу, по команде ведущего, дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я смогу... Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данное упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

2. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосред¬ственно страха темноты). Ведущий, читает детям сказку.

Про Чебурашку.

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет», - подумал Чебурашка.

«Алло», - ответил на другом конце провода Крокодил Гена.

«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».

«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой - они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».

Как хорошо, что ты приехал! - воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.

Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене.

«Что за глупости, - подумал он, - я начинаю бояться как в далеком детстве».

И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты.

Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!

Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ничего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.

Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими друзьями, если бы действительно существовали.

Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? - воскликнул Чебурашка.

Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!

Чего же?!

Боятся света. Но, - продолжал Гена, - когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном света, то обнаружил, что все эти звуки есть!

Ой, - прошептал Чебурашка, - значит, эти существа все-таки не боятся света!

Не волнуйся, Чебурашка, - Гена улыбнулся и ласково обнял друга за плечи, - оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает - не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы можем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки.

Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! - воскликнул Чебурашка.

Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовищ.

Чебурашка смутился - теперь его выдумка о бомбе казалась смешной.

Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях.

Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рассказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет...

Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, - задумчиво сказал Крокодил Гена. - Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»

Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?

Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.

«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны..

Вопросы для беседы:

Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?

3. Рисование рисунка на тему «Чего я боюсь».

Дети, посмотрите на доску, сколько у меня тут разных страхов, мне так страшно стало. Давайте назовем, какие бывают страхи (ответы детей).

Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его невозможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

4. Игра «Цветик – семицветик».

Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.

Ребята, у каждого в руках появился удивительный, волшебный цветок, которым мы украсим нашу полянку.

5. Итог занятия . Ребята, нам сегодня удалось избавиться от нескольких страхов, теперь они нам не будут надоедать, пугать нас. Теперь на нашей полянке будут расти только цветы. Спасибо всем!


«Чего я боюсь?».

Цель : научить ребенка преодолевать свой страх. Дать возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем; предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Ход занятия.

    Вводная часть.

Приветствие: Добрый день, ребята, я рада вас всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем, друг друга тихо, так, как капает, дождит. И назовем каждого по имени. Например: "Здравствуй Аня! "

    Основная часть.

Рисование на тему: Волшебные зеркала».

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во втором – большим и весёлым; в третьем – не боящимся ничего и сильным.

После проводится беседа: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

«Конкурс «Боюсек»

Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, «боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса - это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

Упражнение «Я не боюсь»

Поставьте перед каждым ребенком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например, такие фразы: «Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т.д.

Упражнение для развития тактильных ощущений «Рисунок на спине»

Цель: развивать тактильное восприятие, снимать напряжение, мышечные зажимы, снимать агрессию.

Психолог на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т.д.

Ребенку нужно угадать, что нарисовал психолог.

Детям, знающим буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или решить примеры с использованием простейших математических действий.

Дискуссия

Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.

А с вами, ребята, такое случалось?

А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?

А как вы смогли победить свой страх?

Можно ли вообще ничего не бояться?

Для чего же страх иногда бывает нужен?

А как сделать так, чтобы бояться меньше?

Кто может в этом помочь?

Вы можете рассказать о своем страхе?

А показать, как вы боялись?

Рисунок на тему «Чего я боюсь».

Психолог. Ребята! Вы точно показали, как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других? Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились... Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок! Дети выполняют задание.
А теперь давайте развернем этот лист, разгладим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.
Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.
Обсуждение рисунков. Рассказы детей.
В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.

    Заключительная часть.

Релаксация: Упражнение «Волшебный сон».

Цель: снятие у детей эмоционального возбуждения; создать хорошее настроение и вызвать прилив бодрости, готовность воспринимать новое.

Мы все старались и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть. Включается музыка для релаксации. Детям предлагается принять удобную позу для отдыха.

«Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело. И расслабленно все тело (2 раза). Будто мы лежим на травке. На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас… Ножки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас… Ножки теплые у нас… Дышится легко, ровно…глубоко… (длительная пауза). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать? Но пора уже вставать!»

Ритуал завершения « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Цель занятия : коррекция повышенной тревожности и страхов
Задачи: преодоление боязни сказочного персонажа

упражнение в умении действовать в непредсказуемых ситуациях

развитие чувственно-двигательной координации.

снятие эмоционального напряжения

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами кинезиологии, игрового тренинга и изотерапии.

Методы и приемы:

  • диагностика настроения с помощью цвета
  • изотерапия
  • музыкотерапия
  • данстерапия
  • игра-релаксация
  • подвижная игра

Действующие лица: Баба -Яга, дети, педагог-психолог
Материалы:
- за­писи умеренно динамичной музыки.
- запись спокойной музыки
- разноцветные лепестки из бумаги, ткани или пластика (красные, желтые, зеленые, голубые, розовые, синие, серые, черные, коричневые, зеленые)
- сундук с «сокровищами» (игрушки,красивые камни, ракушки, яркие коробочки)
- листы бумаги А4
- карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.

Ход занятия

Приветствие «Добрый день!»

Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит: - Дети, давайте поздороваемся сначала обычным голосом, потом шепотом.

На улице сегодня так холодно, Давайте погреемся! (кинезиологическое упражнение направленное на активацию полушарий)

Пришла зима,

Принесла мороз,

Пришла зима,

Замерзает нос, Снег, Сугробы, Гололед,

Все на улицу, вперед!

Теплые штаны наденем,

Шапки, шубки, валенки,

Руки в варежках согреем, и завяжем шарфики!

Вот как хорошо погрелись.!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, а куда мы отправимся, я забыла, есть у меня подсказка, которую без вашей помощи я не могу разгадать Загадка Сказка

А чтобы веселее нам было путешествовать давайте немного разомнемся, поиграем в игру.

Игра-разминка «Друг к дружке»

Дети разбиваются на пары.

Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться нашим телом. Например, если я скажу «нос к носу», то мы здороваемся носами, а если – «щека к щеке» - щеками. А если я скажу «друг к дружке», то вам надо будет поменяться парами. В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками и т.д.

Ну как настроение хорошее?

Психолог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живут себе, поживают сказочные персонажи.Есть среди них добрые, прекрасные феи, злые и коварные волшебники, чудесные и загадочные существа и все они любят детей и хотят с вами познакомиться.

А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ними?...

Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса.

Диагностика настроения
Необходимые материалы: бумажные лепестки.
Психолог: - Дорогие ребята у меня в корзине есть волшебные лепестки. Они разного цвета, выберете себе лепесток цвета вашего настроения.
Если кто-то из детей выбрал темный, узнать по какой причине.

2.Упражнение «Волшебный лепесток»

Психолог: - Сейчас мы с вами перенесемся в волшебную страну с помощью наших волшебных лепестков. А вот нам и вторая подсказка, как это сделать? (танцующая девочка)

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».

(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения).

Дети под музыку выполняют различные движения (кру­жатся, приседают и т. п.). По завершении музыки дети оказываются в сказке.
Психолог: - Смотрите, мы с вами оказались в сказке. (Мультимедиа с записью сказочной музыки и сказочных картинок). А давайте вспомним, какие герои есть в сказках (дети вспоминают, что есть герои хорошие, добрые, и злые, отрицательные - называют их)

3.Раздается стук в дверь
Психолог: - Ой, а кто это стучится к нам?
Открывается дверь и входит Баба Яга, в руках держит сундук.
Баба Яга: - Здрасте, что гости пожаловали?
Психолог: - да, Баба Яга мы к вам в гости?

Баба Яга: - Вот тут гостей понаехало да еще в сказочной стране новый закон приняли, чтобы все злые персонажи стали добрее.

Психолог: Как же ты собираешься доброй стать?

Баба Яга; Вот я и решила подарить детям свои сокровища. (Открывает сундук с сокровищами). Выбирайте, кому что нравится. (Дети выбирают).
Психолог: - Спасибо!

Баба Яга: - А за что?
Психолог: - За подарки

Баба Яга: - Вы погодите. Я вам сокровища дала? Дала! Значит, я добрее стала? Стала! Какая я молодец! Теперь обратно отдавайте!
Психолог: - Баба Яга, так не годится. Так добрые и воспитанные люди не поступают.

Баба Яга: - Да? Ну ладно. Отдам, но с условием. Я буду сокровище охранять, а вы попробуете забрать свой подарок, если обхитрите меня, оставите себе. Договорились?

Психолог : Как думаете ребята, вы сможете? Не побоитесь?

Советуется с детьми как Бабу ягу обхитрить
4. Упражнение «Баба Яга»
Необходимые материалы: сундук с «сокровищами» (красивые камни, ракушки, яркие коробочки) и красками
Баба Яга «чахнет над золотом», при этом периодически отворачивается, падает, чихает. Дети по одному забирают свои подарки. При удачной попытке ребенка Баба Яга говорит, какие дети ловкие, хитрые, сообразительные.

Психолог: Мы не хитрые, мы сообразительные!

Баба Яга: - Ну ладно, забирайте. Вот только мне никто не поверит, что я добрее стала.
Психолог: - Ребята, а что же надо сделать, чтобы Бабе Яге поверили? А давай дети нарисуют тебя добрым.

Баба Яга: - Давайте.
Психолог: - Но только мы тоже тебя сначала проверим. Ты должна каждому сказать доброе слово.
Баба Яга говорит каждому ребенку что-то приятное.
Психолог: - Теперь мы видим, что ты и вправду стала добрее.

Баба Яга: - А чтобы лучше рисовалось, я вам еще карандаши подарю.
5. Рисование доброй Бабы Яги
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.
Дети на листах рисуют добрую Бабу Ягу и раскрашивают ей одежду. Баба Яга аккуратно смотрит рисунки во время рисования, хвалит детей.
Ребята дарят рисунки.
Баба Яга : - Ой, что-то косточки мои захрустели, пора бы их поразмять.

Психолог : Ребята у бабы Яги косточки хрустят, чем бы ей помочь? Вы не знаете?- Давайте поиграем в игру «Поймай Бабу Ягу». Ты будешь убегать, а мы будем тебя ловить.
Баба Яга : - Давайте, только, чур, по очереди.
6. Игра «Поймай Бабу Ягу»
Дети по очереди ловят Баба Ягу , которая боится, что ее поймают.

Баба Яга : - Вот спасибо, какие же вы замечательные, как приятно, прямо еще захотел что-нибудь доброе сделать. Мне пора, пойду всем расскажу какие замечательные ребята в этой группе. уходит.

Психолог : - Вот как здорово! Мы подарки получили и Бабе Яге помогли. Нам пора возвращаться обратно. Давайте опять выберем себе по лепестку и с их помощью вернемся обратно.

Возвращаются.

7. Упражнение «Связующая нить»

Психолог: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад, а сейчас передавая клубок друг другу, расскажите, что вы чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.

Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).

Психолог: Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы обязательно продолжим наши путешествия. Пока я сматываю клубок, вы мне спойте веселую песенку.

Используемая литература:
1.Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 283 с.

2.Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с

Коррекционно-развивающее занятие

«Профилактика и коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»

Тема: «У страха глаза велики»

Форма: групповая

Аннотация

Страх – это одна из эмоций, возникающая в ситуации угрозы. Проблема изучения страхов школьников и дальнейшего поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка весьма актуальна.

Очень сложно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.

Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, вызывающие их, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время.

Данное занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционально-личностного развития младшего школьника.

Задачи:

    Актуализировать у учащихся представление о чувстве страха;

    Способствовать преодолению негативных переживаний;

    Обучить символическому уничтожению страха;

    Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, сундук для страхов, мяч, магниты, таблички с ситуациями, надписи «друг и враг», техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка,

Занятие включает в себя следующую структуру:

    Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.

    Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию тревожности и страхов.

    Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.

Методы : игра, беседа, элементы сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.

Ожидаемый результат:

    Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

    Сформированы навыки самоанализа;

    развиты компоненты воображения ;

    развивать навыки общения ;

    снижен уровень школьной тревожности у данной группы учащихся.

Ход занятия

    Ритуал приветствия.

Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника. Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный клубок».

Учащиеся садятся на места в круг.

    Разминка.

Упражнение «Изобрази животное».

Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения. - А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться. - Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).

    Основная часть.

Психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.

Что это за чувство?

Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю вспомнить ситуации, в которых вам было страшно закончить предложение (несколько страхов) “Страшно – это когда ….” (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается).

Вывод : мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.

Игра «Ассоциации».

Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха, каким

животным.

Упражнение «У страха глаза велики»

А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами, в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Физминутка

Упражнение «Муха». Цель: снятие мышечного напряжение области лица. А сейчас мы немного отдохнем. Устройтесь удобнее на своих стульях, слушайте лесные голоса (звучит музыка леса). Делаем глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 и медленный выдох через рот на счет 4, 3, 2, 1. Солнышко вас согревает, вы устали, шевелиться не хочется. Вдруг прилетела муха и села на лоб. Чтобы прогнать ее – пошевелите бровями вверх-вниз. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку. Муха села на нос - сморщите нос. Муха не улетает. Сдуйте ее с носа.

Упражнение «Дом страхов»

Рисунок страхов. «Мы с вами назвали множество различных страхов, а теперь

выберите то, чего вы боитесь больше всего на свете и изобразите на листе

бумаги».

Обсуждение рисунков и поселение страхов в дом (сундук для страхов).

Ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях, после чего рисунок отправляется в свой дом.

Стимулирующие вопросы:

Расскажи, что ты нарисовал? Что ты чувствовал, когда рисовал? О чем думал?

Беседа «Страх-друг или враг?»

Ребята скажите, а всегда ли страхи приносят нам вред? А вы знаете, что существуют не только вредные, но и «полезные» страхи. Иногда страх может быть нам и другом. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают.

Каждому ребенку предлагается ситуация, которую он определяет к полезному или вредному страху. Ситуации прикрепляются к доске.

Страх переходить дорогу на красный свет!

Страх брать голыми руками горячий чайник.

Страх становиться слишком близко к краю платформы, когда идет поезд.

Страх опоздать в школу

Страх темноты

Страх снов

Страх школы

Страх скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.

О каком чувстве мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о страхе? Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные.

4. Рефлексия.

Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога. Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия. - Какое упражнение вам понравилось? - Чему мы научились на занятии? Упражнение «Настроение группы». Цель: развитие умения распознавать свое настроение. Покажите свое настроение от занятия, изобразив рожицу на шарике.

Ритуал прощания. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».

Литература, используемая при реализации программы:

    Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е. А Алябьева: учебно-метод. пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 88 с.

    Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

    Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с .

    Кэррол, Э. Изард К. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэррол, К. Изард: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

    Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- с.18-20.

    Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12

    Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798

Людмила Казакова
Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Волшебный город»

Цель : актуализация страхов , знакомство со способами преодоления страхов .

Материал : альбомные листы, краски, карандаши, кисти, баночки с водой.

Ход занятия

1. Приветствие «Я рада всех видеть»

Психолог : «Я рада видеть Сашу, Аню… и т. д.» . Всех по очереди приветствует психолог, дотрагиваясь до ладошек каждого ребенка.

2. Сказка «О волшебном городе»

Психолог зачитывает сказку о волшебном городе

«Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх . Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой .

Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они бояться.

Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них свою молнию. В тот же миг страхи превратились в кучу пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить , не важно, как (нарисовать, слепить, рассказать другу) – нужно только очень этого захотеть».

Обсуждение по вопросам :

– Как изменилась жизнь жителей города, после того как налетел ураган?

– Чего еще начали, по вашему мнению, бояться жители?

– Кто помог жителям избавиться от страха , и каким образом?

Зачитывается еще раз конец сказки : «И тогда все поняли, что страх можно победить , нарисовав его – нужно только этого захотеть».

Психолог подводит детей к тому , что страхам не нравится , когда о нем рассказывают и изображают красками, карандашами, фломастерами – он становится слабым и беззащитным.

3. Упражнение «Мой страх »

Психолог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить то, чего они очень боятся. Каждый рассказывает о своем страхе . Психолог всем своим видом показывает, что понимает ребенка и соглашается с наличием того страха .

4. Упражнение «Избавление от страха »

Дети рисуют свой страх различными средствами, на свой выбор.

Затем свои рисунки рвут на мелкие кусочки. Психолог берет волшебную палочку и имитирует действия факира. В тот момент, когда факир поднимает палочку, дети разбрасывают мелкие кусочки по комнате.

5. Упражнение «Клубочек»

Предавая друг другу клубочек, дети рассказывают, с какими способами преодоления страхов они сегодня познакомились, и какое настроение после выполнения всех упражнений.

6. Прощание

Стоя в кругу, дотрагиваясь до ладошек соседа, все вместе говорят «До-сви-да-ния!»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Конспект занятия по взаимодействию логопеда и психолога по коррекции речевого недоразвития речи у детей дошкольного возраста Программные задачи: Автоматизация звуков в речи. Разширение и обогощение словаря. Развитие связной речи. Развитие у детей уверенности в.

Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или.

Конспект НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5–6 лет в условиях сенсорной комнаты «Волшебный сон» НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5-6 лет на тему: «Волшебный сон» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Березка» Шакирьянова.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх