Воспитание успешного ребенка. Экономисты тоже «за» воспитание успешного ребенка. Домашние дела. Делаем беспрекословно

Как воспитывать ребенка для дальнейшего его успеха в жизни? Многие люди желают для своих детей лучшей доли. Причем большинство понимают, что для ребенка нужны большие возможности, чем выпали на долю родителей. Но ведь возможности определяются системой воспитания, азы которой передаются в семье из поколения в поколение . В подавляющем большинстве случаев в семьях имеет место не система воспитания, а практическая передача жизненного опыта. Не случайна пословица: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Тогда получается, что при всем желании дети, выросшие в семьях с не очень удачной судьбой не в состоянии быть успешными? Нет и еще раз нет. Можно привести множество примеров достижения успеха детьми из семей, в которых родители не отличились чем-то особенным . Так в чем тогда секрет этого успеха? А в том, что такие родители сделали максимум возможного для своих детей . И дело не во взятках или других подобных методах. Родители, желающие успеха своим детям, показывают жизненные цели и помогают в их достижении через воспитание. Только в этом случае у детей в мозгу составляется правильное восприятие мира.

Естественный вопрос – что делать?

Как воспитывать ребенка. Цели воспитания

Можно много говорить о системах воспитания, о необходимых действиях, но, если вы не знаете цели, к которой следует стремиться, то все ваши действия будут хаотичными, и желаемого результата вы никогда не добьетесь. Конечно же, ваш ребенок не “выпадет” на обочину жизни (вы же постараетесь!). Он (или она) станет обычным человеком. Это не хорошо и не плохо. Но вы же хотите, чтобы ваш ребенок был благодарен вам за то, что именно вы привели его к жизни, которая будет ему нравиться, в которой у него будет достаток. Так ведь?

Для этого требуется ваше понимание перспектив. Именно ваше понимание, поскольку, чем раньше вы начнете воспитание, тем выше вероятность достижения успеха. Можно начинать и в два и в три и в четыре года. Было бы ваше желание, поскольку в этом раннем возрасте малыш еще не в состоянии самостоятельно принимать решение. И направлять его будете вы.

Прежде, чем начинать действовать, нужно внимательно присмотреться к своему малышу. Конечно же, со стопроцентной вероятностью в возрасте 2-х – 3-х лет вы не сможете определить имеющиеся задатки. Это может проясниться позже, в процессе взросления. Но ваша внимательность может помочь начать работу над шлифованием способностей как можно раньше.

Вот что говорит воспитатель детского сада .
У моего воспитанника Димы (назовем его так) уже примерно в четыре года было обнаружено хорошее чувство такта . Случайно. На музыкальных занятиях. Мой совет родителям обратить на это внимание был услышан. Диму привели на занятия танцевального коллектива , который как раз набирал “мелких козявок”. Ему понравилось.

Да, были попытки прекратить заниматься танцами. Это случилось примерно во втором классе школы, когда оказалось, что в коллективе всего два мальчика. Но усилиями родителей Дима был убежден остаться . И вот уже 10 лет как Дима танцует в полупрофессиональном коллективе. Они ездят на конкурсы и завоевывают первые призы. Коллектив для Димы теперь очень важен и будущее примерно определено .

Определив хотя бы примерно задатки у своего ребенка, следует обратить на них особое внимание. Заниматься развитием ТОЛЬКО выбранного направления в корне не верно. Воспитывайте из своего малыша разностороннюю личность. Только в этом случае ему будет все даваться легче.

Не настаивайте на своем . Если вам кажется, что ваш ребенок, к примеру, должен играть на скрипке, а ребенок хочет собрать машинку из конструктора, не стоит изводить ребенка скрипкой. Ваша настойчивость может только навредить.

Если вы не видите у ребенка никаких задатков, присмотритесь к его способностям через полгода-год . Пусть сам проявит свои наклонности. Увидев же что-то, посоветуйтесь либо с воспитателем детсада, либо с учителем в школе. Через их руки прошло много детей, и они вам все расскажут о вашем ребенке. Только воспринимайте их слова правильно. Их критика чаще всего конструктивна.

Определив расположенность вашего малыша к какому-либо направлению, почитайте вокруг него информацию о развитии и составьте индивидуальный план работы с определением цели, типа было – стало . В этом случае все ваши действия будут осмысленными, и вы будет воспитывать свое любимое дитя в нужном направлении.

Психологические принципы

Поскольку маленький человечек еще не имеет логического мышления, то очень важно понимать, что на первых годах жизни на первый план в воспитании выдвигаются психологические принципы . Эти принципы сформулированы не на пустом месте. Это жизненный опыт многих поколений, которому стоит доверять. Просто доверьтесь им. Старайтесь их реализовывать максимально корректно. Понятно, что не всегда это удобно, но это важно для вашего малыша.

Как воспитывать ребенка без уважения?

Многие подумают: как мне уважать козявку, ничего из себя не представляющую? Это заблуждение. На самом деле уже с самого раннего возраста ваш ребенок может демонстрировать свой характер . Да, он не может выразить что-то словами, но поступками вполне в состоянии. Именно в момент взросления закладываются черты характера будущего полноценного человека.

Пример.
Знакомая рассказала, как ее сын в возрасте 2-х – 3-х лет проявлял свой характер . Во время прогулки он вдруг разворачивался на 180 градусов и шел в обратном направлении. Мать особенно это раздражало, когда нужно было идти куда-либо ко времени, а тащить сына на себе не было возможности. Выход был найден в простом варианте. Ребенка ставили лицом в обратном направлении, он разворачивался и шел в нужном. Но родители уважали мнение своего малыша .

Опыт показывает, что, если вы будете прислушиваться к мнению своего малыша, уважать его желания (естественно в пределах разумного), то и в будущем ваш выросший ребенок не будет комплексовать.

Если ваш ребенок чувствует, что к его мнению прислушиваются, что окружающие уважают его желания (но без фанатизма, конечно), то он будет вести себя так же и в будущем. Обычно эгоистами становятся те, кого в детстве практически не замечали. Как известно, дети во всем копируют родителей. Если вы не хотите, чтобы в старости ребенок махнул на вас рукой, начните уважать его уже сегодня.
Уважение часто путают с согласием. Именно в этом кроется проблема непонимания сути. Простое согласие не будет отражать ваше уважение. Вы же ради уважения не будете позволять своему малышу делать ВСЕ, что он захочет.

Уважение отражает ваше понимание того, что вы признаете право своего малыша на его образ мышления и его действия . Естественно они не должны идти в разрез с правилами поведения в обществе.

Говорите ребенку о том, что любите его

Так и хочется сказать многим родителям: “Хотя бы раз в месяц говорите своему малышу, что вы его любите” . Детям, особенно в маленьком возрасте так не хватает слов любви! А ведь эти слова являются настоящей волшебной силой, способной творить чудеса. А к кому еще кроме мамы и папы малыш может прислониться в большом и неприветливом мире?

Родительская любовь поможет развиться уверенности в себе . Похвалите своего малыша за какой-нибудь хороший поступок – он повторит его еще сотни раз. В этом и заключается путь к успеху в жизни – повторы правильных поступков.

Обратите внимание на то, что слова любви должны сопровождаться эмоциями. Родители должны передать эмоциональное состояние любви, радости за малыша, за его успехи. Если ваши эмоции будут искренними, ребенок поверит словам.

Уделяйте ребенку время

Множество кружков, школа, спортивные секции – это, конечно, прекрасно сказывается на всестороннем развитии ребенка, но занимает практически все его время, да и родители после работы обычно только и мечтают о том, чтобы опустошить холодильник и лечь в постель. В итоге времени на общение практически не остается, а потом родители, опомнившись, удивляются тому, как далеки от них стали их дети.

Дело вовсе не в переходном возрасте : если не уделять времени ребенку, он будет страдать от недостатка внимания, у него могут развиться комплексы, но чаще всего ребенок просто переключается – находит новые интересы или более близких людей .

Если вы хотите научить ребенка строить адекватные отношения с людьми, делайте это на собственном примере. Старайтесь использовать каждую свободную минуту, чтобы поговорить с сыном или дочкой. У вас обязательно найдутся интересные, увлекательные темы для беседы!

Предоставьте ребенку свободу

Все родители боятся за безопасность своих детей, при этом многие опекают своих отпрысков настолько страстно, что в результате их уже 45-летние «детки» живут в отчем доме без собственной семьи, нормальной работы и цели в жизни .

Если ребенку не предоставить достаточно места для маневров и исследований, он может стать безынициативным, боязливым человеком, которому не свойственны амбиции. Многие матери своей чрезмерной опекой не только наделяют сыновей и дочерей всевозможными недостатками, но и ломают собственное семейное гнездо, полностью забыв о том, что и мужу необходимо внимание.

Постарайтесь давать ребенку свободу выбора и действий, при этом незаметно подстраховывая его . Когда он будет учиться ходить, стойте рядом и будьте готовы его подхватить, но не держите его до 2 лет за руку! Природой создан такой закон: люди учатся на своих ошибках. Если вы исключите возможность учиться на своем опыте из жизни вашего малыша, то он никогда не будет готов к самостоятельной жизни.

Придерживайтесь выбранной линии

Нельзя сегодня запрещать ребенку что-то делать, а завтра вдруг запретить, потому что у вас просто изменилось настроение. Это пагубно скажется на его отношении к вам: увидев, что вы легко меняете свое мнение, маленький человечек постарается в будущем вами манипулировать, пытаясь добиться своего.

Если вы будете последовательны в своих запретах, то сведете к минимуму конфликты в семье. Кроме того, ребенок возьмет с вас пример: он будет рассудительным, принципиальным человеком, который всегда придерживается собственных слов и выполняет обещания.

Воспитание ребенка – это очень длительный, сложный и многогранный процесс, который не имеет перерывов или отпусков. Будьте готовы к тому, что будет очень сложно. Главный мотиватор в этом нелегком деле – мысль о том, что все ваши сегодняшние усилия оправдаются в будущем в лице вашего чада.
Только благодаря вашим трудам ваш ребенок сможет превратиться в ответственного, искреннего, думающего, доброго, целеустремленного человека, который любит и уважает своих родителей и ценит воспитание, которое они ему дали.

Три направления, над которыми следует работать для достижения успеха


Наверное, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок стал успешным и богатым в будущем. Но для этого нужно чтобы он обладал определёнными качествами характера и умениями, которые нужно развивать уже с детства . И кто как ни родители могут помочь ему в этом. Однако очень часто бывает, что именно родители виноваты в том, что у ребенка в жизни всё сложилось не так, как он хотел и поэтому он делает работу, которая ему не нравится . Такое случается, когда родители навязывают свой выбор чтобы ребенок пошёл по их стопам или когда они хотят чтобы он за них воплотил их несбывшиеся мечты. Эта главная ошибка большинства пап и мам.

Наверное, одной из главных задач мудрых и любящих родителей является не навязывать ему свои варианты , а предоставить ему весь список вариантов, т.е. сделать так чтобы он мог сам выбрать любую дорогу и следовать по ней.

Но как дать ему возможность, к примеру, поступить в любой вуз? Ответ достаточно логичен и прост. Нужно чтобы ребенок учился в школе на отлично, т.е. не просто имел отличные оценки, а именно знал предметы. И второе, чтобы у него было отменное здоровье. Конечно же, есть ещё и третий фактор, суть которого заключается в размере кошелька родителей, в том случае если вдруг выросший отпрыск захочет учиться в престижном учебном заведении, например, за границей.

В любом случае начинать воплощать эти три цели в жизни стоит уже в детстве, когда ребенок только пошёл в школу . И если добиться всех этих трёх целей, то по окончанию школы выпускник, который учился на отлично и имеет хорошие спортивные показатели, а также, при необходимости и ваши денежные накопления, сможет выбрать любое высшее учебное заведение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод что, для того, чтобы у выпускника был большой выбор дальнейшего места учёбы, он должен добиться отличных результатов в трёх областях: в учёбе, спорте и здоровье. Стремиться к этим результатам следует уже с детства, и вот несколько рекомендаций для родителей, что нужно делать, а чего не стоит.

Нужно: с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению. Для того, чтобы он полюбил книги, родители малыша должны читать ему сказки перед сном. Как утверждают опытные педагоги и психологи, ссылаясь на свои многолетние наблюдения, те дети, которым не читали в детстве сказки, так и не смогли полюбить чтение.

Не нужно: устанавливать строгий контроль и постоянно усаживать его за учёбу, тем самым лишая его детства. Всё должно быть в меру и по принципу: «Сделал домашнюю работу – погуляй, отдохнул – почитай!».

Нужно: постоянно контролировать успеваемость вашего сына или дочери. И не спешить ругать ребенка, если он стал получать плохие оценки, а выяснить причину их появления.

Если тому виной придирчивый и вредный учитель, то нужно найти с ним общий язык, а если действительно пробел в знаниях, то попытаться его устранить и объяснить ученику непонятную тему.

Не нужно: нервничать и ругаться когда ваш малыш не понимает тему, которую вы пытаетесь ему объяснить. Возможно, вы просто неправильно объясняете, и поэтому стоит сделать это еще раз более доходчиво и спокойно или же доверить это репетитору, пока охота к этому предмету у ребенка совсем не отбита.

Нужно: развивать кругозор малыша своими словами и в доступной форме рассказывать ему, например: «Что такое Солнце?» или «Почему наступает день и ночь?». Так как считается, что дети лучше всего усваивают информацию зрительно, то можно попытаться найти картинки или видео на интересующую тематику в интернете и продемонстрировать ему.

Любой успешный человек должен обладать своими талантами и умениями. Так чему же ещё нужно научить ребенка, чтобы он стал умным, здоровым и успешным в будущем?

Кроме сказанного выше следует позаботиться о его здоровье и спортивном развитии. Необходимо приучить его к регулярным утренним пробежкам, и лучше всего, если родитель будет выступать в качестве наглядного примера. О полезности таких занятий говорить, наверное, не стоит, ведь это и так всем ясно.

Также не менее полезным могут быть и занятия на турнике. И если даже его нет у вас во дворе, то его можно установить в любой квартире вместе со шведской стенкой или отдельно. И ничего страшного, если малыш еще не может подтягиваться. В таком случае пускай просто висит на турнике в течение некоторого времени. Это поможет ему сформировать правильную осанку, предотвратить развитие искривления позвоночника, а также добиться высокого роста.

Такой же эффект оказывает на организм и плавание. Даже если малыш не будет профессионально заниматься этим видом спорта, то так или иначе он должен уметь плавать, чтобы не бояться воды и чувствовать себя уверенней в будущем.

И ещё одно немаловажное умение, которое может очень пригодиться ему в будущем – это умение играть в шахматы. Пожалуй, лучшей тренировки для мозга, чем игра в шахматы не найти. И если научить этому своего ребенка, то он приобретет очень развитое логическое мышление и сможет четко и быстро принимать важные решения.

Какая главная задача нас, как родителей, перед нашими детьми? Зачем мы нужны ребенку? Что мы можем ему дать, кроме того, как накормить, одеть, обстирать и дать образование?

Главная задача родителей - адаптировать ребенка к жизни в социуме, научить его уметь выстраивать коммуникации, самореализовываться.

Ребенок должен уметь достигать материальных благ и выстраивать отношения с окружающими людьми, которые не все и не всегда будут на его стороне. Эти два навыка, так необходимые в реальной жизни, ребенку могут дать только родители, школа этому не учит. Школа не учит качественному общению, слабо учит работе в команде. Это иллюзия, что общению мы научились в школе, мы научились этому в ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ! Во дворах, на улице, играя в замечательные командные игры и общаясь с людьми разного возраста. Именно так дети учатся общению: разговаривать, договариваться, переживать конфликтные ситуации, дружить.

В привычных рамках социума многие придерживаются мнения, что надо быть удобным и «не высовываться». Поэтому и школа воспитывает «удобных» детей, «удобных» учеников. Иллюзия лидерства, когда учителя нахваливают послушного ученика, растет в вашем ребенке. А по итогу оборачивается вечным поиском похвалы и эмоционального поглаживания даже во взрослом возрасте, депрессией бывших отличников и отличниц, когда они узнают об успехах двоечников и троечников среди своих одноклассников.

Если вы ориентируете ребенка на безоговорочное послушание - он будет удобен, но вряд ли станет успешным в современном понимании этого слова. «Удобный» ребенок, как правило, подавленный, не имеющий своего мнения, не способный принимать пусть даже свои маленькие решения и нести за них ответственность, человек. Но и вседозволенность также неприемлема для развития успешной личности. Значит, нужны правила.

В семье должны быть четкие, понятные границы – и никакой безусловной любви в ее жутком проявлении

Плохой солдат никогда не станет генералом. Ребенок должен научиться придерживаться правил, установленных границ и сотрудничеству с окружающими его людьми. Этот этап он постигает в возрасте до 7-8 лет.

С 7-14 лет вы должны расширить его границы ответственности и постепенно уменьшать свои границы влияния. Ребенок должен становиться более самостоятельным и ответственным. Не ограничивайте его. Пусть делает то, что считает нужным, если его решение не может принести ему физического вреда. Отдайте ему эту ответственность. Исходя из этого, полученные оценки - его зона ответственности.

Не ломайте ребенка под общепринятые критерии и нормы

Не поддерживайте, особенно, при ребенке, тех, кто его критикует, кто вам на него жалуется. Помните, они не столько жалуются на него, сколько высказывают вам претензии, что ваш ребенок им неудобен. Самым лучшим ответом на критику будет: «Спасибо, я услышала, я подумаю!»

Как бы родители себя ни вели, нужно помнить, что в детях заложена безусловная любовь к ним. Ребенок биологически заточен на то, что без взрослого он погибнет. Но если вы начинаете его сравнивать с какими-то нормами (чужими), ребенок ради того, чтобы вам понравится, может вам подыграть. Он заработает похвалу и потом будет стараться быть «хорошим» для вас, для своего начальника, для своего партнера. А это означает, что им будет легко манипулировать. Успешными людьми манипулировать практически невозможно, скорее, манипулируют они.

С раннего возраста обучайте ребенка взаимодействию с деньгами

Сейчас очень странное время с точки зрения передачи жизненного опыта своим детям. Читая классиков, да и вспоминая свое детство, мы видим, что раньше ребенок с малолетства участвовал в помощи по хозяйству, а в 12 лет - это был полноценный помощник или помощница по дому. Сейчас мир изменился. Родители уходят на работу, дети не понимают, как родители работают, откуда деньги. Они потеряли возможность учиться у родителей добывать ресурсы. А это тот навык, который поможет им во взрослой жизни быть материально обеспеченными. Раньше дети реально обучались создавать ресурс - что-то выращивали, вязали, вышивали, плотничали, помогали в кузнице и т.п. Наши дети от нас этому не учатся. Даже если вы возьмете своего ребенка к себе на работу, он там скорее развлечется, чем научится чему-либо.

Получается, что дома ребенок может научиться только домашним делам, но это не деятельность по созданию материального ресурса. К тому же, находясь дома, делая дела, он в это время не обучается коммуникативным навыкам. Современный ребенок не может добывать ресурс. А именно способность к этому дает ощущение, что ты полезен, воспитывает и взращивает в ребенке самоуважение. Ребенок становится инфантилен. Он не понимает значения денег, не умеет ими пользоваться.

Что делать?

  1. Начните с себя: демонстрируйте свое бережное, уважительное отношение к деньгам. Дети запоминают то, что вы делаете, а не то, что вы говорите.
  2. С 4-5 лет, когда ребенок немного знаком со счетом и знает буквы, можно рассматривать мелкие купюры и монеты. Подарите ему его первый кошелек и положите деньги разного номинала в пределах 50-100 рублей. Если вы идете в магазин, расскажите, что он может себе купить, на каждую монетку/купюру в отдельности и на все сразу.
  3. Вместе с кошельком купите маленький блокнот для учета его трат. Сначала вам придется вести эти записи вместе с ребенком, но буквально через год ребенок сам будет сводить свой баланс. Введите правило: выдавать следующую сумму только после сдачи отчета. Выдавайте столько карманных денег, чтобы не задумываться, как и на что он их потратит. Но объясните, что выданные деньги не на один день, а на неделю, и если он их потратит сразу, вы не дадите ему ничего, пока неделя не закончится. Ваша задача - позволить ему распоряжаться деньгами и научиться выбирать между сиюминутным желанием и действительно полезными покупками. Поощрайте за правильное ведение доходов и расходов.
  4. Позвольте ребенку самому рассчитываться на кассе за свои покупки. Сначала он будет стесняться, а потом будет это делать с удовольствием. Потому что этот навык повысит его самооценку.
  5. Когда ребенку будет 7-8 лет, подскажите, как он может увеличить свой бюджет. Например, договориться самому с родственниками, чтобы ему дарили на день рождения деньги, и объяснить им, почему (копит на игрушку, на ролики и т.п). Ваша задача – предупредить его о том, что сумма не называется - это выбор дарящего. Мой совет: не платите за учебу - это очень мощный демотиватор.

Не мешайте ребенку заниматься любимым делом

Если ваш ребенок занялся каким-то делом, которое ему приносит удовольствие (рисует, конструирует, читает) – НЕ МЕШАЙТЕ! И даже если у него не выучены уроки, пусть весь мир подождет. Занимаясь любимым занятием, ребенок обучается практически самому главному в своей жизни: он учится находиться в состоянии потока! Это не про любовь к себе, это про любовь к ДЕЛУ! Этот навык получать удовольствие на протяжении нескольких часов от того, что ты делаешь, быть сосредоточенным на одном деле, в будущем окупится стократно. Если вы его «выдерните» из этого состояния один раз, десять раз, в подсознании запишется: «нехорошо заниматься тем, что любишь, - это неправильно, надо делать то, что требуют, даже если не нравится».

Стремитесь, чтобы большую часть своего времени дети проводили вне дома.
Желательно отдавать предпочтение тем кружкам, секциям, дополнительным занятиям, где собраны разновозрастные дети! Отпускайте детей на улицу, в гости, не вмешивайтесь в их отношения с другими детьми. Потому что именно так дети получают навык общения и стрессоустойчивости.

И в заключение

А как же школа? Я не говорю, что школа - это зло. Ни в коем случае! У меня о школе и учителях только позитивные воспоминания. И училась я хорошо. Только эти знания мне мало пригодились в тех трех институтах, которые потом закончила, и уж тем более в обычной жизни. Возьмите максимум полезного из того, что она может дать, только не вопреки интересам вашего ребенка.

Пока ваш малыш ещё слишком мал, он вызывает чувство умиления у всех окружающих. Каждый день родители считают новые достижения, а любое событие – стремлением к росту и развитию. А как гордятся мамочки, когда их дети делают первые шаги, говорят свои первые слова, ходят самостоятельно на горшок или начинают читать. По мере их роста мы начинаем расстраиваться и обижаться, что соседский малыш намного умнее и сообразительнее нашего.


Маленькие дети вызывают у окружающих умиление

Главное – быть последовательным.

Ребёнок по мере роста начинает для себя отмечать кардинальные изменения в поведении родителей. Ему запрещают бегать вокруг дома, ругают за пролитые лужи, наказывают за обрисованные стены. Если он ломает игрушку, то взамен слышит, что больше ему ничего не купят, а за капризы пугают приходом Бабайки. И, что самое обидное, ребёнок действительно не понимает, за что его отругали родители. А почему?

Не так давно, когда кроха ещё лежала в своей кроватке и не уползала дальше дивана, ей давали игрушки, которые можно было разобрать на части. Это было так увлекательно! Родителям нравилось, что их ребёнок постигает основы причинно-следственных связей. Какое счастье, что их ребёнок хорошо развивается.


По мере взросления дети не понимают почему родители начинают их ругать за то, за что раньше хвалили

Если малыш подрос и разобрал по частям пульт управления телевизором, никого не порадовало подобное любопытство. Он был отруган и наказан. Что чувствует ребёнок? Он не понял, в чём его вина и ему очень обидно. Больно от того, что раньше за самостоятельный разбор игрушек он получал от родителей одобрение и похвалу. И почему пульт от телевизора не игрушка?

Таким образом ребёнок попадает в зависимость от настроения родителей и полной их нелогичности. Он начинает думать, что то, что ему разрешают делать сегодня, завтра уже будет нельзя. А почему так происходит, ему не понятно. По мере его взросления, когда он сможет это осознать, он попадает в зависимость от новых ограничений, но уже касающихся школы. Педагоги постоянно делают замечания и одёргивания. О полной и безграничной свободе можно только мечтать и ребёнок понимает, что она потеряна навсегда.


В школе перед ребёнком предстают новые ограничения

Защитная реакция.

Вместе с тем, психика ребёнка устроена так, что баланс будет обязательно соблюдаться. Таким образом детский организм защищает своего хозяина от стрессов. В результате получается так, что дети, которых дома постоянно ругают и упрекают, не дают им раскрыть свои способности стараются самореализоваться за его пределами. В связи с тем, что все свои поступки он будет совершать с затаённой обидой, отложенной в подсознании, они кардинально будут отличаться от хороших. В результате вырастает человек, который социально опасен для окружающих.

Бывает и такое, что детская психика даёт обратную реакцию и малыш просто замыкается. Он неуверен в себе, боится окружающих людей, старается ничем не привлекать внимание. Данная реакция тоже является защитной, потому что его подсознание диктует ему, чтобы он лишний раз не попадался на глаза взрослым, иначе его отругают. Будет ли такой ребёнок счастливым в жизни и будет ли успешным? Наверное это звучит смешно, но родители хотят вырастить из своего чада объект гордости, а сами поступают так, чтобы всячески затоптать его как личность. Конечно, они делают так несознательно, но в результате услуга является медвежьей.

Как же поступить? Каждый нормальный родитель хочет, чтобы его дети были счастливы. Кроме того, на самом деле, каждое последующее поколение должно быть счастливее своих предшественников, иначе эволюция просто остановится.


В ответ на ругательства родителей ребёнок обижается и может замкнуться в себе

Если знать о некоторых рекомендациях профессиональных психологов и придерживаться их, то взрослые получат возможность вырастить спокойного и уверенного в своих силах отпрыска, который в будущем сможет стать хорошим профессионалом, порядочным и счастливым человеком.


У психологов есть свои советы по воспитанию детей
  • До взрослого возраста ребёнок копирует своих родителей. В каком они настроении и как воспринимают окружающий мир, такими же качествами и будет наделён ребёнок. Зачастую они проявляются ярче и глубже, нежели у взрослых.
  • Если у вашего чада что-то не получилось, не оскорбляйте его и не упрекайте этим. Что-то же он может делать? Просто не нужно обобщать неудачи. Старайтесь формулировать ваши просьбы таким образом, чтобы на них хотелось ответить «Да». На вопрос «Ты не хочешь убрать за собой?» так и просится отрицательный ответ. В результате малыш получает новую порцию ругательств о его непослушании и неряшливости. Просто нужно сказать «Давай ты пока соберёшь игрушки, а я приготовлю нам что-то вкусное». Все конфликты можно легко решить.
Не оскорбляйте своего ребёнка
  • Не напоминайте ребёнку о его обидах и неприятностях. Особенно избегайте упрёков. Ничего страшного и необратимого маленький человек не способен сотворить, а вот по степени его переживаний он может превзойти любого взрослого. Старайтесь поддерживать своё чадо и подбадривать его.
  • Не стройте весь воспитательный процесс на сплошных запретах и диктовании обязанностей. Не акцентируйте внимание малыша на запрещённых предметах, так вы только будете его дразнить. Лучше найдите вещи, которые смогут его отвлечь и порадовать.
  • Дети легко воспринимают визуализацию. Используйте данный факт во благо – дайте им возможность к чему-то стремиться. И вы вскоре заметите, что все его мысли начнут материализоваться. В действительности в психологии присутствует специальный раздел, который посвящён программированию сознания человека. Поэтому учите своего малыша с самого детства верить в свои силы, оптимистично смотреть на мир, и вы подарите ему способность поверить в успех.
  • Старайтесь с малышом проводить несколько позитивных минут, во время которых совместными усилиями придумайте положительные аффирмации: «Я красивее всех», «Я лучше всех танцую/пою и т.п.». Все аффирмации должны нести в себе позитив и утверждение. Благодаря им вы не только сможете улучшить настроение своего ребёнка, но и узнать, к чему он стремится.
  • Для ребёнка очень важно знать, что родители в него верят и всегда поддержат. Поддержка подразумевает не помощь в выполнении домашних заданий, а дать ему уверенность в том, что он сам способен с ними справиться. А это прибавляет сил.
  • Если малыш хочет чем-то заниматься, поддержите его стремление. Пусть вы считаете его стремление несущественным или, может быть, странным, но вашему чаду нужно развиваться и самореализоваться.
  • Чрезмерно шалящего ребёнка успокаивайте не криками и рукоприкладством, а словами: почему его поступок плохой и почему вам это не нравится. С ребёнком нужно говорить на равных, а не задвигать его и не ругать за его детские шалости.
Ведите себя с ребёнком на равных

Заключение.

В этом и заключается суть воспитания успешного ребёнка. Поймите, что именно от вас зависит успешность ваших отпрысков. Если в процессе воспитания вы сможете избежать большинства ошибок, то ваши дети в дальнейшем смогут достойно воспитать своих малышей. Намного хуже, если детки чувствуют себя одинокими и неуверенными в своих силах в результате комплексов, появившихся в детском возрасте.


Успешность ребёнка в будущем закладывается родителями с детства

Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

"Посеешь мысль - пожнешь поступок,
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Посеешь привычку - пожнешь характер,
Посеешь характер - пожнешь судьбу…"

Родители - это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности - высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.

Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.

Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми.

Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.

Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».

Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок - уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.


2. Учите оптимизму.

«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.

Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.

Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет бОльших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.

Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.

Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя - предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, балончиками на стене), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.

Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, перессказывайте прочитанные расказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.


5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.

Если покупаете продукты для ребенка - попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять - спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?". Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.

Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.


6. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

"Успешный человек - всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение - беспредельно".

(Альберт Эйнштейн)

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, пощаще наводите ребенка на мысль: «а что, если...».


8. Учите ценить время.

Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время жизни. Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека.

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

9. Приучайте ребенка к ответственности.

Успешные люди осознают, что только они несут ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.

Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

10. Учите ставить цель и достигать её.

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того, что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.

Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.

Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!

«Как воспитать успешного ребенка?»

Все родители хотят видеть своих детей успешными. Как же быть, чтобы малыш вырос уверенным в себе, а в будущем стал успешным человеком.

Уважаемые родители, давайте поговорим об этом.

Давайте проверим себя, хорошо ли мы знаем своих детей и то, что их волнует.

Родители отвечают на задаваемые вопросы.

  1. Любимое занятие моего ребёнка?
  2. Имя лучшего друга, подружки?
  3. Любимая сказка?
  4. Моему ребёнку нравится, когда…,
  5. Мой ребёнок обижается, если…,
  6. Наша любимая с ним (с ней) игра…,
  7. Я советуюсь с сыном (с дочкой), если…,
  8. Мы любим гулять…,
  9. Мой ребёнок боится... и др.

Я рада, что вам не безразличны интересы ваших детей.

А теперь попробуем разобраться, кто же это «успешный ребёнок», какие качества необходимы для этого?

Попробуйте объяснить свой выбор. Каким образом эти качества развивать? (ответы родителей, отметить те качества, которые чаще прозвучали).

А я хотела бы остановиться на креативности - это способность к творчеству, которое необходимо для успешного обучения детей в школе. Поэтому мы предлагаем вам участвовать с детьми в разных конкурсах, где не только дети, но и вы можете проявить себя, родители - лучший пример для подражания! В каждом ребёнке скрыт какой - либо талант, один ребёнок любит рисовать, другой - петь, кто – то - стихи рассказывать, а может - сочинять! Надо только дать возможность ребёнку почувствовать, что в чём - то он самый - самый!

А сейчас я предлагаю вам на примере 2-х ситуаций выяснить, легко ли будет детям из предложенных ситуаций вырасти успешными. Ваша оценка действий отца. Объясните причины такой реакции отца на неуспехи ребёнка. К чему приведёт такое отношение отца к ребёнку? (неуверенность, низкая самооценка ребёнка, ребёнок всё реже будет обращаться к отцу).

Почему девочка отказывается идти в школу? (нет опыта общения со сверстниками, страх перед школой.) Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребёнка). Как вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

А с какого возраста начать воспитывать «успешного человека»?

Давайте обратимся к психологу. Вот что думает об этом психолог Коровина Светлана.

У многих из вас есть дети не только дошкольного возраста, но и подростки. На вопрос, могут ли родители помочь им стать в жизни успешными, вот что ответили 14 - 15 летние подростки: Больше верить, доверять и меньше опекать. Давать возможность высказывать своё мнение и дома, и в школе. Не навязывать того, что не нравится. Чаще хвалить и не ругать по пустякам. И, главное, не сравнивать с другими.

Влияние на ребёнка оказывают все члены семьи. Обратите внимание на стили воспитания и скажите, при каком стиле воспитания в семье ребёнку легче стать успешным и почему?

Слово «успешный» происходит от слова «успех». Создавайте ребёнку такие ситуации, где он будет успешен, ведь каждый ребёнок - уникальная личность со своим неповторимым набором качеств, талантов. Очень важно заметить творческий потенциал малыша и приложить усилия для его развития, а самое главное - защищать, любить, понимать и принимать ребёнка таким, какой он есть. А мы постараемся вам в этом помочь.

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос!? Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.

2. Посоветуй мне пожалуйста… - 1б.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1б.

4. В кого ты только такой уродился?! - 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.

6. Ну на кого ты похож (а)? - 2б.

7. А я в твои годы …- 2б.

8. Ты моя опора и помощник (ца) - 1б.

9. Ну что за друзья у тебя? - 2б.

10. О чём ты только думаешь? - 2б.

11. Какая (ой) ты у меня умница! - 1б.

12. А как ты считаешь? - 1б.

13.У всех дети как дети, а ты?… - 2б.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! - 1б.

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов , значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Какие качества помогут стать ребенку успешным?

Перед вами список качеств, выберите 3 самых главных на ваш взгляд, которые необходимо развивать, чтобы воспитать ребёнка успешным. Пронумеруйте их по степени значимости.

Трудолюбие, аккуратность, исполнительность, организованность, вежливость, дружелюбие, справедливость, настойчивость, целеустремленность, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, самостоятельность, креативность (творческий подход к работе), уверенность и другие.

1-я ситуация . Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колёса, и обратился к отцу за помощью. Отец, увидев, что сын сделал всё не так, стал упрекать его в бестолковости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

2-я ситуация . Машу воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой. У неё не было подруг. Маша любила играть одна, и бабушке это нравилось. Когда девочке исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Маша неуверенно отвечала, ошибалась, а мама сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Через неделю девочка отказалась идти в школу.

Кризис возраста трех лет - формирование установки «Я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. К сожалению, чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха...». А что получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность? Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Ребенок понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться. Для ребенка рассерженные родители - крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: не высовывайся, тогда тебя будут любить и уважать. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо! Чем подобная установка может обернуться в дальнейшем? Человек будет стараться устроиться на комфортную, но малооплачиваемую работу - просто из соображений безопасности. Чтобы никакой ответственности, а значит, и вероятность наказания минимальна. Будет бояться карьерного роста, новых проектов. Самое интересное, что у такого человека может быть прекрасное образование, он может владеть языками и быть очень грамотным работником. Все его замечательные идеи будут выдаваться за свои другими людьми, которые не боятся не понравиться. Вывод напрашивается очень простой: поощряйте самостоятельность своего ребенка, особенно в возрасте от 3-х лет. Пусть все, что он может сделать сам - делает. Хвалите за инициативу, подбадривайте, если что-то не получилось. Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Проявите терпение.

Демократический стиль воспитания : родители поощряют любую инициативу ребёнка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним. Детям позволено принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитываются их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твёрдость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Авторитетный стиль родительского воспитания - образ действия родителей, отличающийся твёрдым контролем над детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и поэтому они легко соглашаются с ними.

Хаотический стиль воспитания . Это отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие определённых требований к ребёнку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. У родителей, особенно у матери не хватает выдержки для последовательной тактики в семье.

Опекающий стиль воспитания . Стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся. Такое воспитание приводит к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности.

Список литературы:

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. № 6.
  2. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний //Воспитатель ДОУ. 2007. № 5.
  3. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1988.
  4. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.
  5. Родительские собрания: Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. – М.: ВАКО, 2010.
  6. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1985.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх