Условия и размеры трудовой пенсии по старости. Из чего складывается пенсия по старости: особенности и правила начисления. Как считается размер

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

Навигация по статье

Кроме страховой выплаты для граждан установленного а существуют , назначаемые в более раннем возрасте. Условием для возникновения права на такую пенсию является наличие страхового стажа на соответствующих видах работ . Требования к минимальному стажу и количеству баллов такие же, как и для обычной пенсии по старости.

Особенностью включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения периодов работы граждан некоторых профессий является обязательная уплата с начала 2013 года.

Страховая пенсия по инвалидности

Гражданам, утратившим трудоспособность, необходима всесторонняя помощь, в том числе и от государства, которое принимает меры по их поддержке и защите . Основные понятия, касаемые поддержки инвалидов, законе содержатся в № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» .

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Страховой случай, а именно смерть кормильца, является основанием для данного вида пенсии. Для установления должны выполняться следующие условия :

  • у умершего имеется страховой стаж;
  • отсутствует противоправное деяние, совершенное нетрудоспособным членом семьи и повлекшее за собой смерть кормильца.

Стаж, в течение которого работодатель отчислял взносы в ПФР за умершего кормильца, необходим для права на страховую пенсию. Причем такой стаж может быть равен и одному дню . Если же умерший гражданин не работал ни одного дня, то ему будет назначена .

Размер страховых пенсий

Согласно принятому закону «О страховых пенсиях в РФ» осуществляется по формуле:

СП = ИПК х СПК,

  • СП - размер пенсии;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК - значение индивидуального коэффициента в денежном выражении на день назначения выплаты.

Данная формула полностью относится к расчету пенсионных выплат тем, кто начинает свою трудовую деятельность в 2015 году. Для тех, кому до пенсии осталось немного времени, накопленные до этого права тоже переведут в баллы, а далее будут считать по-новому.

Таким образом, пенсионные права граждан, сформированные до 2015 года, в сумму индивидуальных коэффициентов, а уже к этой величине будут прибавляться коэффициенты за каждый год стажа после 2015 года.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)

Как видно из формулы, определяющей страховую выплату, основным ее элементом является ИПК. Данный коэффициент учитывает как периоды работы, имевшие место до вступления нового закона , так и периоды после . Таким образом, в расчет принимаются ожидания граждан, формировавших свои пенсионные права в условиях действия прежнего законодательства.

Значение ИПК определяется по формуле:

ИПК = (ИПК с + ИПК н) х К в СП,

  • ИПК - индивидуальный коэффициент на день, с которого назначается выплата;
  • ИПК с - индивидуальный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года;
  • ИПК н - индивидуальный коэффициент за периоды работы после 1 января 2015 года;
  • К в СП - повышающий коэффициент для и по случаю потери кормильца.

Если гражданин после этого снова начнет трудовую деятельность, то его страховая пенсия уменьшена не будет .

Индексация пенсий в 2018 году

Ежегодно 1 февраля государство осуществляет всех видов страховых пенсий с учетом роста цен и среднемесячной зарплаты по стране.

В 2018 году с учетом планирования бюджета с инфляцией в большем размере, чем получилась фактическая (факт - 3,2%), было принято решение увеличить страховые пенсии на 3,7% , причем со смещением даты индексации на один месяц - 1-го января. Такая мера направлена на обеспечение более значимого роста реального размера пенсий.

Важно помнить, что минимальный размер пенсионной выплаты не может быть ниже прожиточного минимума , установленного в каждом конкретном регионе. Если пенсионное обеспечение будет ниже этого уровня, то гражданин имеет право на установление из федерального или регионального бюджета.

Выплата трудовой пенсии

Все виды страховой пенсии выплачиваются ежемесячно за текущий период . Пенсионную выплату пенсионер может получить лично или через доверенное лицо. Пенсию, установленную ребенку, получает один из родителей или опекун. Четырнадцатилетний ребенок может получать пенсию самостоятельно.

Способ доставки пенсионных выплат выбирается гражданином при написании заявления о назначении . Однако такой способ может быть путем подачи соответствующего заявления в ПФР.

Выплата пенсионного обеспечения осуществляется :

  • через учреждения почтамта (на дому или в отделении почты);
  • через банк.

Приостановление и прекращение выплаты

Выплаты пенсии являются следующие обстоятельства:

  • неполучение таких выплат в течение шести месяцев;
  • неявка нетрудоспособного гражданина на очередное переосвидетельствование;
  • достижение получателем пенсии совершеннолетия и отсутствие документов, подтверждающих его обучение на дневном отделении, либо окончание учебы после 18 лет;
  • прекращение срока действия вида на жительство;
  • поступление документов о выезде пенсионера на постоянное место жительство в иностранное государство, с которым заключен договор об обязательствах этого государства по пенсионному обеспечению наших граждан;
  • поступление документов о переезде на постоянное жительство в иностранное государство, с которым не заключен международный договор, и отсутствие заявления о выезде за пределы России.

Приостановление или прекращение выплаты суммы пенсии осуществляется с 1 числа , следующего за месяцем, в котором наступили такие обстоятельства.

Пенсионных выплат являются следующие обстоятельства:

  • смерть получателя пенсии или признание его безвестно отсутствующим;
  • истечение полугода со дня приостановления выплаты;
  • утрата права на назначенный вид пенсии;
  • непредставление иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство;
  • отказ от получения страховой выплаты.

Следует помнить, что гражданин обязан своевременно извещать органы ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой приостановление или прекращение пенсионного обеспечения.предыдущего пенсионного законодательства , будут сохранены. Для этого осуществляется конвертация пенсионных прав в индивидуальные коэффициенты.

С начала 2015 года в России стартовала новая пенсионная реформа. Теперь гражданам, обратившимся за назначением выплаты, оформляется страховая пенсия ; такое понятие, как трудовая пенсия, в новом законодательстве теперь отсутствует.

Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты , является стаж застрахованного лица . Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж . Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования , была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года . Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

  • Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.
  • Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ.

Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж . Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР , а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы , ребенком-инвалидом). Такие общественнозначимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

С 2015 года пенсионные права учитываются в пенсионных баллах , а при назначении выплаты они переводятся в рубли.

Условия назначения страховых пенсий по старости

Пенсионное обеспечение в нашей стране базируется на страховых принципах, поэтому большинство наших граждан получают именно страховую выплату в связи с преклонным возрастом. Тем не менее, для назначения такого обеспечения существует ряд условий , описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях» :

  • Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, граждане, достигшие 80 лет или имеющие на своем обеспечении иждивенцев) значение ФВ устанавливается в повышенном размере.
  • Для граждан, работавших или проживающих на Севере, к данной величине применяются «северные» коэффициенты.

Кроме того, государство предусмотрело возможность дополнительного увеличения размера выплаты за счет премиальных коэффициентов в случае принятия гражданином решения выйти на пенсию в более поздние сроки. В таком случае значения ИПК и ФВ будут увеличены в зависимости от срока, на который граждане перенесли оформление своего пенсионного обеспечения.

Новая формула расчета

Исходя из вышесказанного, можно преобразовать все значимые факторы в формулу для подсчета пенсии.

Выглядит она следующим образом:

СП = ИПК х СПК + ФВ,

  • СП - размер страховой выплаты;
  • ИПК - накопленные пенсионные баллы;
  • СПК - стоимость одного балла на день установления пенсии;
  • ФВ - базовая сумма.

Данная формула в полной мере относится к тем гражданам, кто начал свою трудовую деятельность в 2015 году. Для те же, кому до выхода на заслуженный отдых остался немного времени, все накопленные права будут конвертированы (переведены) в коэффициенты, а далее расчет будет осуществляться по-новому.

Такие показатели, как фиксированная сумма и стоимость пенсионного балла ежегодно увеличивается Правительством РФ на уровень инфляции.

Размер фиксированной выплаты к пенсии в 2017 году

Ранее (с 1 февраля 2016 года) величина базовой суммы была увеличена на 4% и составила 4558,93 рублей. Ежегодная индексация данного показателя, утверждаемая государством, проходит на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

Важным новшеством с 2016 г. стала отмена индексации данного показателя для работающих пенсионеров. Факт осуществления трудовой деятельности определяется на основании данных, представляемых страхователями в ежемесячном упрощенном отчете. После прекращения работы выплата пенсии возобновляется с учетом индексации. Причем при устройстве на работу вновь размер страховой суммы уменьшен не будет .

В 2017 году дважды был увеличен размер страхового пенсионного обеспечения: по инфляции 2016 года - 5,4% и дополнительно до указанного у законе значения 5,8%. Таким образом, с 1 апреля 2017 года размер фиксированной выплаты будет составлять 4823,37 рублей .

Минимальный размер пенсии по старости в 2017 году

В соответствии с введенной по новому закону формулой для возникновения права на страховую пенсию достаточно иметь в 2017 году 8 лет стажа и 11,4 пенсионных балла. При наличии таких минимальных значений данных показателей страховая выплата будет назначена соответственно в минимальном размере .

При этом стоит отметить, что для получателей пенсионных выплат, размер которых окажется ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания гражданина, будет установлена федеральная социальная доплата (ФСД).

Исходя из приведенных выше показателей можно рассчитать размер страховой выплаты при минимальных требованиях .

Известно, минимальное требование к пенсионным баллам в 2017 составляет 11,4 пенсионных коэффициента. Страховой стаж при расчете пенсии по формуле не учитывается.

Имея данные о стоимости пенсионного балла в 2017 г. и размере фиксированной суммы, равным 78,58 рублей и 4823,37 рублей соответственно, рассчитаем размер минимальной пенсионной выплаты в 2017 году:

11,4 х 78,58 руб. + 4823,37 руб. = 5719,18 руб.

Данная сумма значительно ниже прожиточного минимума по стране (8540 рублей), вследствие чего при назначении пенсии с минимальными требованиями можно рассчитывать на федеральную социальную доплату к пенсии.

Назначение пенсионного обеспечения

В данном случае гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр (МФЦ), заключивший соответствующее соглашение с фондом.

  • Страховая пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права. Днем обращения считается дата принятия соответствующего заявления, либо число, указанное на почтовом штемпеле при передаче такового документа по почте, либо время его отправки с помощью сети интернет при использовании портала государственных услуг.
  • Исключительным случаем из данного правила является обращение за выплатой по старости в течение месяца со дня увольнения с предприятия. Тогда пенсия будет назначена со следующего после увольнения дня.

Заявление об установлении выплаты по возрасту рассматривается специалистами управления ПФР в течение 10 рабочих дней со дня приема такового, после чего выносится решение о назначении или об отказе. В последнем случае ПФР информирует гражданина в течение пяти рабочих дней о принятом решении с указанием причины и срока его обжалования. Период рассмотрения документов может быть и продлен свыше 10 дней, но только в случае необходимости представления дополнительных справок. В любом случае он не может быть дольше трех месяцев .

Назначение страховой пенсии по старости осуществляется без указания срока его окончания, то есть бессрочно .

Какие нужны документы для оформления пенсии по возрасту

При обращении за назначением выплаты по старости необходимо в обязательном порядке предъявить следующие документы :

  1. паспорт застрахованного лица, являющегося гражданином РФ, или вид на жительство для иностранцев;
  2. свидетельство , подтверждающее регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  3. трудовая книжка и справки, подтверждающие факт работы гражданина, при отсутствии записи в основном документе о трудовом стаже;
  4. справка о заработной плате за 60 месяцев в течение периодов работы, следующих подряд в трудовой книжке.

Последний документ будет рассматриваться в сравнении с полученным результатом о зарплате гражданина за 2000 - 2001 г.г., имеющемся в распоряжении органов ПФР. Для расчета итоговой суммы будет выбран наиболее выгодный вариант.

Для назначения пенсии могут быть представлены и другие документы , о необходимости которых сообщит специалист ПФР после детального изучения всех представленных справок. Документы из других ведомств государства и подведомственных ему органов запрашиваются без участия гражданина в рамках предоставления госуслуг.

Выплата страховой пенсии по старости

Начисление и доставка выплаты по возрасту осуществляется за текущий месяц . Получать пенсию граждане могут самостоятельно или оформив доверенность на другое лицо. Если срок действия данного документа превышает один год, то выплата по ней будет продолжаться при условии подтверждения пенсионером факта регистрации по месту получения выплаты.

При подаче заявления о назначении гражданин обязан указать удобный для него способ доставки пенсии . Таких вариантов существует несколько:

  • через учреждения почтамта (на дому или в кассе организации);
  • через банк;
  • через организацию, занимающуюся доставкой выплаты (на дому или непосредственно в таком учреждении, выбрав его из списка предприятий, заключивших соответствующее соглашение с ПФР).

Впоследствии способ доставки может быть изменен , если гражданин представит свое волеизъявление в виде письменного обращения в ПФР.

В соответствии с действующим законодательством получатель страховой выплаты по возрасту обязан уведомить ПФР обо всех моментах, влекущих изменение размера пенсии, ее прекращение или продление, а также об изменении места жительства на следующий рабочий день после наступления таких обстоятельств.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в законах РФ называется – страховая пенсия по старости.

Что связано со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Почему изменилось название? Потому что основным условием назначения такой пенсии является наличие страхового . То есть произведенных .

Хотя, по большому счету, если сравнивать трудовую пенсию по старости и страховую, суть не особенно изменилась. Назначение трудовой (страховой) пенсии государство связывает с необходимостью возместить утраченный заработок. По причине достижения определенного возраста, с которым связана утрата трудоспособности. Поэтому в этой публикации мы будем использовать термин трудовая пенсия по старости. Такую выплату в России, кстати, получают свыше 85 % граждан.

Помимо требования к возрасту, Закон о страховых пенсиях установил требования к величине страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента. При этом, они тоже ежегодно повышаются.

Стаж и коэффициент для назначения трудовой пенсии по старости

В 2019 г. для назначения пенсии по старости гражданин должен иметь страховой стаж не менее 10 лет. В 2020 г. этот показатель составит не менее 11 лет и т.д. Вплоть до 2024 г., когда он составит 15 лет. Продолжительность стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, определяется на основании сведений индивидуального персонифицированного учета (Закон от 01.04.1996 г. с аналогичным названием) и на день достижения пенсионного возраста. Если пенсия досрочная, то на день ее установления.

До регистрации лица в качестве застрахованного, гражданин подтверждает стаж записями в трудовой книжке, справками от работодателя и т.п. Кстати, вполне возможно, для подтверждения страхового стажа и назначения трудовой пенсии по старости будет необходимость обратиться в суд с .

Подсчет страхового стажа имеет свои особенности. С ними можно ознакомиться по ссылке “ “. И в ст. 11-13 Закона о страховых пенсиях.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в 2019 г. должен составлять 16,2. В 2020 г. – 18,6.

Суть ИПК – сумма отчислений за периоды работы человека и иных периодов, включенных в страховой стаж, которые оцениваются в баллах и суммируются. ИПК увеличивается с каждым годом на 2,4 до достижения 30. ИПК имеет непосредственное влияние на .

Назначение трудовой пенсии по старости носит заявительный характер. Это означает, что при достижении пенсионного возраста лицо вправе обратиться за назначением пенсии. Но он может обратиться и позже. И тогда трудовая пенсия по старости будет назначена с даты обращения.

Досрочная трудовая пенсия по старости

Ряд работников вправе обратиться в Пенсионный фонд за назначением трудовой пенсии по старости досрочно. Подтверждение такого права зачастую требует обращения в суд с . Это связано с действием разных правовых норм на протяжении жизни человека. Это и правовые акты СССР до пенсионной реформы РФ.

Категории граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, перечисляют статьи 30, 31, 34 Закона о страховых пенсиях. Сюда относится, в основном, работа с вредным производственным фактором:

  • тяжелые условия труда
  • работники железнодорожного транспорта
  • работающие на полевых геолого-разведочных и др. работах,
  • пилоты гражданской авиации, летно-испытательный состав

Право на досрочную пенсию имеют женщины, родившие 5 и более детей, педагоги и т.п.

С 2019 г. право на досрочную пенсию получили лица, имеющие длительный страховой стаж.

Для каждой категории закон предусматривает разные требования. Это и возраст, и специальный стаж работы, а также общий страховой стаж. Правительство РФ в постановлении от 16 июля 2014 г. № 665 утвердило Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно.

Таким образом, трудовая пенсия по старости сейчас претерпевает значительные изменения, поэтому дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх