Страховая часть пенсии по старости определяется. Замена трудовой пенсии на страховую и накопительную. Размеры и расчет пенсии

Россияне с трудом привыкают к новым изменениям в пенсионной реформе после ее внедрения. Многих пенсионеров и людей, готовящихся стать ими в будущем, интересует один и тот же вопрос: «страховая и накопительная часть пенсии - что это такое и как это понимать?»

Трудовая пенсия и её составляющие

Проведённая в январе 2002 года пенсионная реформа установила, что оплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая последующим пенсионерам трудовая пенсия в России, включает в себя такие составляющие:

  • базовую;
  • страховую;
  • накопительную.

Накопительная часть пенсии рассчитана на лиц более молодого возраста и не является обязательной, так что для большинства трудящихся основные это страховая и базовая компоненты.

Самой маленькой составляющей нашей пенсии считается базовая часть, которая с января 2002 года составляет четыреста пятьдесят рублей ежемесячно. Данная сумма начисляется всем достигшим определённого возраста с учётом пятилетнего трудового стажа как минимум. Главная её функция - обеспечить определённую базисную социальную гарантию. Она ежегодно индексируется, компенсируя при этом негативное влияние инфляционных процессов.

Конечно же, базовой пенсии покуда далеко до прожиточного минимума , но так или иначе, это не то, на что стоит делать расчет грядущим пенсионерам. По состоянию на конец 2013 года базовая пенсионная составляющая насчитывала 3610 российских рублей 31 копейку.

Так что такое страховая часть пенсии и насколько она важна?

Страховая пенсия

Страховую пенсию - возможно сосчитать лично, каждому из нас.

Для того чтобы рассчитывать на страховую пенсию по старости к 2025 году мужчинам и женщинам, 60 и 55 лет соответственно, нужно иметь индивидуальный пенсионный коэффициент более чем 30 баллов и минимальный страховой стаж пятнадцать лет. Согласно данным Министерства труда, такое количество баллов жители России сумеют заработать, если станут перечислять шестнадцать процентов взносов на формирование таковой, в течение пятнадцати лет с двух МРОТ, или на протяжении тридцати – с одного, не делая отчислений на накопительную часть. Величина МРОТ в 2013 году приравнивалась к 5205 рублям.

Основные положения страховой пенсии

Важным качеством страховой части пенсии играет механизм, позволяющий уйти от повальной уравниловки и связать размер трудовой пенсии с объёмом заработной платы и трудовым стажем пенсионера. Существует прямая взаимосвязь размера заработной платы от суммы платежей с неё и, соответственно, размера будущего пенсионного начисления. Другими словами, она напрямую зависит от количества уплаченных страховых взносов в пенсионный бюджет, за весь трудовой период человека.

Все это количество взносов именуется расчётным пенсионным капиталом. Он базируется на части взносов, поступаемых от работодателя. Объёмы выплаченных взносов проходят определённый персонифицированный учёт и закрепляются за каждым застрахованным лицом.

Финансирование страховой составляющей пенсионного пособия и накопление денежных средств для формирования, а также источников для её обеспечения и положенной части при достижении лицом пенсионного возраста происходит следующим образом:

  • сумма платежа суммируется на лицевом счёту гражданина;
  • пенсионный капитал постоянно индексируется, что даёт систематический его прирост;
  • в срок выхода на пенсию, возникшие накопления окончательно индексируются, выверяются и разделяется на среднее расчётное значение периода нахождения гражданином на пенсионном пособии.

По законодательству РФ страховая и накопительная составляющие пенсии рассчитываются отталкиваясь от среднего расчётного периода , который составляет с первого января 2013 года 228 полных календарных месяцев (взамен 216). Такой итог и составляет необходимую сумму ежемесячной пенсионной страховой выплаты, эта сумма может увеличиться, благодаря проведению индексации.

Реформы в области страховой пенсии

Относительно данной части пенсионного отчисления планируются последующие новшества учёта пенсионных прав российских граждан.

Заметим также, что на данную составляющую пенсии будет начисляться шестнадцать процентов от отчислений работодателя, даже в случае отказа гражданином формирования накопительной части , и десять процентов, в случае, если до 2014 года он подаст в пенсионный фонд заявление о решении делать перечисления в негосударственный пенсионный фонд.

Отличия между страховой частью пенсии и накопительной

Основным различием является порядок расходования страховой и накопительной составляющих пенсионного пособия. В отличие от двух других, накопительная часть денежных взносов не входит в распоряжение государства. Хозяин вклада имеет возможность передать её в распоряжение управляющей фирмы пенсионного фонда России (Внешэкономбанку) или другой финансовой организации, имеющей право на формирование пенсии. Но это в том случае, если он ей доверяет и желает значительно повысить размеры своих выплат при окончании своей рабочей деятельности.

Специалисты заявляют про то, что на протяжении десяти пятнадцати лет в пенсионном фонде образуется дефицит денежных средств и возможны сбои с выплатами, в следствии чего пострадает непосредственно страховая часть пенсии, потому что она не сохраняется на персональных счетах людей. Поскольку в конкретный момент дефицита, финансы употребляются с целью возможности необходимых выплат людям пенсионного возраста. Именно в следствии этого, государство пытается привлечь население к более позднему выходу на заслуженный отдых и формированию накопительной составляющей вкладов за счёт страховой части.

Необходимо чётко осознавать, что страховая часть пенсии - это вклады, используемые государством и не предусмотренные для получения дополнительного инвестиционного дохода!

Надо заметить, что пенсионер имеет возможность полностью или частично отказаться от начисления и выплаты страховой части пенсионного пособия.

Конфигурации в страховой пенсии 2015 года

В нынешнем году планируется установить наименьший размер ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), который является необходимым условием для начисления пенсии , в 6,6 единиц и имеет тенденцию ежегодного прироста на 2,4 единицы, до достижения к 2025 году значения равному тридцати единицам.

Также с 2015 года, пенсия предусматривает учёт периодов жизни граждан , имеющих социальное значение, но при этом не являющиеся страховыми, к примеру, уход за лицом, которому более восьмидесяти лет или срок призывной службы в армии.

Из всех трёх составляющих трудовой пенсии, отличительными свойствами страховой части являются: условно-накопительный характер, финансирование распределительным способом и базирование на принципе солидарности поколений.

Каждый гражданин РФ желает проживать в государстве на достойном материальном уровне даже после наступления пенсионного возраста. Чтобы обеспечить себе достойную старость, многие граждане начинают заботиться о собственной пенсии еще задолго до того, как наступит установленный возраст. Именно по этой причине многие люди стараются найти работу, которая будет не только приносить достойный доход, но и обеспечит их жизнь в будущем в форме пенсионного пособия.

Сегодня мы поговорим о том, что из себя представляют накопительная и страховая части пенсии, простыми словами, а также кто и в каком порядке может обратиться за подобными выплатами.

Лица, интересующиеся вопросами, связанными с начислением и предоставлением трудового пособия по старости, знают о том, что с 2015 года порядок расчетов несколько изменился. До этого момента стала применяться специальная формула, которая учитывает количество накопленных пенсионных баллов. Важно, что до этого момента пособие было разделено на две части: накопительную и страховую.

В итоге реформирования трудовая пенсия стала называться страховой, а порядок ее определения претерпел существенные изменения. В частности, теперь для каждого гражданина предусмотрен специальный коэффициент, а также введены требования к определению общего объема страхового стажа.

Чтобы ответить на вопрос, что такое страховая пенсия, необходимо четко представлять, из каких средств она формируется и за счет каких денег в дальнейшем выплачивается пособие. В этом случае стоит указать, что каждый работодатель обязан вносить за каждого работника взнос в размере 22% от общей заработной платы.

Каким образом формируется накопительная и страховая пенсия?

Многие граждане не имеют представления о том, как формируются отдельные части пенсионного пособия, а также каким образом перераспределяются суммы, поступившие в ПФР. Известно, что не все средства передаются для накопления последующего пенсионного обеспечения. Для страховой пенсии используется определенный тариф. В частности, речь идет о следующем порядке распределения средств:

  • на формирование страховой части пособия направляется только 16% от поступившей суммы сбора;
  • для предоставления последующих выплат, например, на погребение или другие цели, направляется порядка 6% от общей суммы сбора.

Если гражданин самостоятельно выбирает не только страховую, но еще и накопительную пенсию, то формирование пособия будет происходить иным образом:

В результате, общий объем сбора также не будет превышать 22% от зарплаты гражданина. Сегодня на законодательном уровне установлен мораторий в отношении формирования накопительной части, поскольку возник дефицит бюджета Пенсионного фонда, а государство не имеет достаточного объема ресурсов, чтобы эту нехватку денег компенсировать. В результате, в настоящее время все средства зачисляются на страховой счет.

Особенности расчетов

В последние годы именно страховая пенсия является наиболее востребованной и популярной пенсионной выплатой. Именно она предназначается для оказания регулярной материальной поддержки гражданам, достигшим определенного возрастного уровня. Исходя из этого определения, обратиться за госпособием смогут:

  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • граждане, утратившие кормильца;
  • граждане, потерявшие работоспособность;
  • инвалиды.

Регулирование данных вопросов осуществляется отдельными положениями ФЗ № 400, принятого в 2015 году. Существует три основных группы выплат для пенсионеров, которые могут быть назначены при соблюдении определенных условий. Речь идет о таких госпособиях:

  • по старости – при достижении определенного возраста и накоплении достаточного количества баллов и необходимого трудового стажа;
  • по потере кормильца – для лиц, потерявших родственников, обеспечивающих им содержание. Воспользоваться таким правом могут муж или жена, ребенок, брат, сестра, иной родственник, которые не могут исполнять определенные трудовые обязанности;
  • по инвалидности – здесь обратиться за выплатой могут лица, имеющие ограничения по здоровью и возможность представить соответствующие документы.

Как исчисляется и оформляется пособие?

Для назначения пособий и расчета суммы выплаты используется специальная формула, утвержденная в законодательном порядке. Компонентами формулы выступают индивидуальный коэффициент, его стоимость и фиксированная часть.

Для получения пособия потребуется обратиться по месту начисления (в отделение ПФР) и подать соответствующее заявление. Кроме этого, необходимо подготовить и передать для рассмотрения все бумаги, подтверждающие наличие необходимого стажа и количества накопленных баллов. В течение месяца после подачи заявления в отношении гражданина будет принято решение о предоставлении госпособия или об отказе в выплате.

Заключение

Страховая пенсия – это выплата от лица государства, которая формируется за счет ранее перечисленных средств на счет гражданина его работодателем. Чтобы начать получать госпособие, потребуется подать заявление и подтвердить свое право на получение материальной помощи.

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Страховая часть формируется за счет двух элементов: поступивших в Пенсионный фонд страховых взносов после 1 января 2002 г. и путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 г. Страховая часть трудовой пенсии включает базовую (солидарную 0 и дифференцированную (индивидуальную ) части. Базовая часть именуется фиксированным базовым размером (ФБР). Она обеспечивается солидарными взносами всех работодателей в едином размере – 6% фонда оплаты труда застрахованных работников. Эти средства не отражаются на их индивидуальных лицевых счетах. Пенсионный фонд, аккумулируя их, выплачивает гарантированную пенсию (ФБР) нынешним пенсионерам, составляющую на 1 апреля 2013 г. 3610 руб. 31 коп.

Вторая часть взносов на страховую часть трудовой пенсии отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина в Пенсионном фонде РФ. Она является индивидуальной и дифференцируется в зависимости от заработка конкретного человека, т.е. от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала).

Пример

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б,

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (228 месяцев); Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (она постоянно индексируется; на 1 апреля 2013 г. составляет 3610 руб. 31 коп.).

Расчет пенсионного капитала (ПК )

ПК = ПК1 + СВ + ПК2,

где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. ; СВ – сумма валоризации (дооценки пенсионных прав); ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г.

Некоторую специфику имеет исчисление страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим в силу распространенности их активной трудовой деятельности после выхода на пенсию в 40–50 лет. Новый работодатель производит за него отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости. Накопленный пенсионный капитал выплачивается ему в качестве страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера. Условия выплаты страховой части пенсии – наличие военной пенсии, достижение стандартного пенсионного возраста, наличие страхового стажа (минимум 5 лет), не учтенного при назначении военной пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости

Вторая часть трудовой пенсии по старости – накопительная. Она образуется в обязательном порядке только у граждан 1967 г. рождения и моложе. Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии, в размере 6% фонда оплаты труда, но не более 568 тыс. руб. в год.

Пример

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле НЧ = ПН/Т,

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Пенсионные накопления ежегодно индексируются и капитализируются, т.е. прирастают на величину инвестиционного дохода от управления накопительной частью пенсии управляющими компаниями.

Помимо образования накопительной части по линии обязательного пенсионного страхования возможен и добровольный выбор, сделанный участниками Программы государственного софинансирования пенсии. Эта программа действует с 2009 г.

Сейчас в ней участвуют 15,8 млн чел., или 21% экономически активного населения России. В Программу, если она будет продлена, могут вступить все граждане, даже те, у кого нет накопительной части пенсии по обязательному пенсионному страхованию (мужчины старше 1953 г.р. и женщины старше 1957 г.р.).

Ресурсами Программы являются поступления по трем каналам:

  • 1) добровольные страховые взносы граждан – не менее 2000 руб. в течение года в течение 10 лет. Все взносы включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина и зачисляются на персональный счет гражданина;
  • 2) средства государственного софинансирования, удваивающие взнос гражданина, но в пределах 12 тыс. руб. в год;
  • 3) взносы работодателей, если они являются третьей стороной Программы. Сумма взносов работодателя не ограничена и не зависит от суммы уплаченных дополнительных взносов работниками.

Таким образом, при условии взносов гражданина в сумме 12 тыс. руб. в год общая сумма накоплений гражданина составит 24 тыс. руб., не считая дохода от инвестирования.

Выгоды от участия в этой программе таковы. Программа софинансирования увеличивает будущие выплаты за счет уменьшения расчетного срока до 10 лет. Обычная пожизненная накопительная пенсия рассчитывается путем деления обязательных страховых накоплений на 228 месяцев (19 лет). А для участников программы софинансирования срок получения накопительной пенсии будет не 19, а 10 лет, следовательно, размер пенсии будет относительно выше.

Мотивом вступления в Программу софинансирования является и то, что по ней можно получить и социальный налоговый вычет до 120 тыс. руб.

Обобщим сведения о механизме формирования трудовой пенсии по старости. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. По общему правилу, т.е. если не применяются пониженные тарифы, с 2013 г. они уплачиваются в размере 22% фонда оплаты труда каждого застрахованного работника.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 г.р. и моложе составляют 22%, в том числе 16% – на страховую часть трудовой пенсии (6% – солидарная и 10% – индивидуальная часть) и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Однако следует учитывать, что с 2014 г. накопительный тариф 6% применяется только для тех, кто распорядился своими пенсионными накоплениями, т.е. до конца 2013 г. подал заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и о выборе управляющей компании . Для не определившихся с режимом своих пенсионных накоплений работников тариф на накопительную часть пенсии составляет 2%. За счет этого возрастает страховая часть тарифа .

Для лиц 1966 г.р. и старше уплаченные работодателями в их пользу страховые взносы по тарифу 22% в полном объеме формируют страховую часть трудовой пенсии и делятся в пропорции: 6% – солидарная часть тарифа и 16% – индивидуальная часть.

Схематично структура страховых тарифов на обязательное пенсионное страхование (если страхователь не имеет право на применение пониженных тарифов) в 2014 и 2015 гг. представлена на рис. 6.4.

Рис. 6.4.

Пример

Годовой фонд оплаты труда 43-летнего работника в 2013 г. составил 600 тыс. руб. Его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 568 тыс. руб. в объеме 22%, т.е. в ПФР перечислено 124,96 тыс. руб. Пенсионный фонд отразил на индивидуальном лицевом счете работника 16% страховой базы, т.е. 90,88 тыс. руб., а 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. направил на финансирование фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.

С заработка свыше 568 тыс. руб., т.е. с 32 тыс. руб., уплачено страховых взносов 10%, т.е. 3,2 тыс. руб. Они также направлены на фиксированные базовые пенсии. Итого на солидарную часть страховой части трудовой пенсии перечислено 37,28 тыс. руб.

Так как данный работник моложе 1967 г.р., то на его лицевом счете формируются пенсионные накопления в размере 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. Таким образом, из 90,88 тыс. руб. пенсионные накопления составили 34,08 тыс. руб., а индивидуальная страховая часть – 56,80 тыс. руб.

Если бы данный работник был старше 1967 г.р., то все 90,88 тыс. руб. зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета.

Важным вопросом при проведении пенсионной реформы стало сохранение старых пенсионных прав. С этой целью была проведена валоризация пенсионных прав. Это денежная переоценка пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. в соответствии со стажем и заработком. Для сохранения старых пенсионных прав граждан их следовало конвертировать, т.е. учесть и соединить с новыми правами страхового характера, дабы они вошли в расчетный пенсионный капитал. В итоге пенсии граждан старшего поколения увеличатся и примут современный вид.

Валоризация была проведена в 2010 г. в беззаявительном порядке в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1 января 2002 г. При валоризации был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин). За каждый год стажа до 1991 г. страховая часть пенсии увеличилась на 1%, за стаж 1991–2001 гг. – на 10%. Например, если трудовой стаж человека до 1991 г. был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 35% (10% +25%).

Помимо трудовых пенсий по старости, в России назначаются также трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потерю кормильца. Не следует путать их с одноименными социальными пенсиями.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам I, II и III группы (при наличии хотя бы одного дня трудового стажа), в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам. Структура пенсии включает только фиксированный базовый размер и страховую часть. Накопительный элемент отсутствует.

Пример

Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т × К) + Б, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 2013 г. он составляет 228 месяцев; К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Он зависит от группы инвалидности, места проживания, наличия иждивенцев.

Предусматривается продление срока выбора тарифа до конца 2014 г.

  • Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №243-ФЗ3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
  • Навигация по статье

    СП ст = ИПК x СПК + ФВ,

    • СП ст - размер страховой пенсии по старости;
    • СПК - стоимость пенсионного бала на момент назначения выплаты (в 2018 году - 81,49 руб.);
    • ФВ - фиксированная выплата (о ней пойдет речь ниже).

    ИПК = СВ / СВ max х 10,

    • СВ - страховые взносы, уплачиваемые работодателем по выбранному гражданином тарифу. Это может быть 10% или 16% от годовой gross-зарплаты, в зависимости от того, формируется накопительная пенсия или нет;
    • СВ max - совокупность страховых взносов, которые работодатель уплачивает с максимальной взносооблагаемой базы по тарифу 16%.

    Стоит отметить, что максимальный размер взносооблагаемой базы был увеличен и теперь в 2018 году составляет 1021 тысяча рублей .

    Конвертация трудовых пенсий, установленных до 1 января 2015 года

    Действующее законодательство предусматривает сохранение пенсионных прав , которые были сформированы гражданами до 1 января 2015 года.

    Иными словами, если Вам уже назначена страховая выплата по старости, ее размер будет (пересчитываться исходя из Ваших индивидуальных показателей) по новой формуле.

    В этом случае величина пенсионного балла за все периоды до 1 января 2015 года будет определяться исходя из размера пенсии (без учета фиксированного базового размера и страховой доли), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из его стоимости на 1 января 2015 года. Затем согласно законодательству стоимость коэффициентов повышается два раза в год (второй раз по возможности государства), исходя из роста цен, соответственно, размер пенсии также увеличивается.

    Стоит отметить, что в случае, если размер выплат после конвертации оказывается меньше, чем до перерасчета, то исходя из части 3 статьи 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» , пенсионер будет получать страховую пенсию в прежнем (большем) размере.

    Перерасчет страховой пенсии по старости

    В случае, когда гражданин, получающий страховую выплату по старости, продолжает работать, в ПФР продолжают поступать пенсионные отчисления. Соответственно, в такой ситуации пенсионер имеет право на .

    Если требуется произвести перерасчет размера , гражданин должен обратиться с заявлением о перерасчете отделение пенсионного фонда. Стоит обратить внимание, что подготовка и представление всех документов, прилагаемых к заявлению, ложится на заявителя.

    Размер страховых выплат по старости может измениться в большую сторону при следующих условиях:

    1. Увеличение значения пенсионного балла за периоды до 1 января 2015 года.
    2. Увеличение суммы пенсионных баллов, полученных в периоды после 1 января 2015 года и до назначения пенсии, засчитываемые как страховой стаж (период получения пособия на бирже труда, декретный отпуск, прохождение военной службы и т.д.), подробно описанные в статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» .
    3. Увеличение значения пенсионного балла, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости.

    Перерасчет осуществляется согласно формуле:

    СП ст = СП стп + (ИПК i x СПК),

    • СП ст - величина страховой выплаты по старости;
    • СП стп - размер пенсии по состоянию на 31 июля года перерасчета;
    • ИПК i - величина пенсионного балла по состоянию на 1 января года перерасчета, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости, переходе с другого вида пенсии или перерасчете, произведенном ранее;
    • СПК - стоимость пенсионного балла в день перерасчета.

    В случае, если гражданин является работающим пенсионером, работодатель может обращаться за перерасчетом данной выплаты для своих сотрудников, но только в том случае, если есть их письменное согласие.

    Доля страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет

    Если гражданин является пенсионером за выслугу лет, имеет минимум 15 лет стажа и подходит по по старости, в том числе и досрочную, он имеет право на назначение доли страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет.

    При этом в расчет берется сумма пенсионных баллов минимум за 12 месяцев после . Подчеркиваем, что в этом случае эти баллы уже нельзя использовать при перерасчете пенсии .

    Для расчета доли выплаты по старости к пенсии за выслугу лет, нужно воспользоваться формулой, описанной в статье 19 Федерального закона «О страховых пенсиях» .

    СД = (СД с / СПК к + ИПК i) x СПК,

    • СД - доля страховой пенсии по старости;
    • СД с - доля страховой пенсии по старости, определенная на 31 декабря 2014 года;
    • СПК к - стоимость пенсионного балла;
    • ИПК i - величина пенсионного балла с момента выхода на пенсию по выслуге лет и до назначения доли страховой пенсии по старости.

    При условии увеличения суммы пенсионных коэффициентов, из расчета страховых взносов, которые не были учтены при назначении доли страховой выплаты по старости либо при предыдущем перерасчете, с 1 августа каждого года производится перерасчет страховой доли.

    Выплата страховой пенсии по старости

    Как было сказано выше, после 10 рабочих дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (либо представления недостающих документов), ПФР назначает гражданину страховую пенсию по старости. она будет ежемесячно , причем пенсионер имеет право самостоятельно выбрать способ получения данной выплаты.

    Граждане могут получать пенсию следующими способами (в том числе через доверенное лицо):

    • На счет в банке . В этом случае пенсионер может снимать денежные средства либо прямо со счета, либо с помощью банковской карты.
    • Через Почту России . Выбирая такой вариант, пенсионер будет получать выплаты в отделении почтовой связи или прямо на дом.
    • Через стороннюю организацию , занимающуюся доставкой пенсий. Список таких организаций гражданам необходимо узнавать через территориальный орган пенсионного фонда. В остальном порядок и условия выплат идентичны варианту с Почтой России.

    Приостановление и прекращение выплаты

    • в случае смерти пенсионера или признания его без вести пропавшим;
    • если иностранным гражданином или лицом без гражданства не представлены документы, подтверждающие вид на жительство в РФ по истечению 6-ти месячного срока;
    • при утрате гражданином права на пенсию по старости - в силу недостоверности данных, представленных в документах при назначении страховых выплат;
    • в случае добровольного отказа от получения страховой пенсии.

    Заключение

    Итак, с 2015 года вступили в силу новые условия формирования трудовой пенсии , которые применяются с некоторыми изменениями по нынешний 2018 год. Возможно, они где-то сложны для понимания ввиду того, что применяется другая система подсчета размера пенсионных выплат через перевод страховых взносов в баллы.

    Еще раз обозначим наиболее важные моменты :

    • Страховой стаж и «белая» (официальная) зарплата - ключ к большому размеру пенсии.
    • Начинать подготовку документов для оформления пенсии лучше заранее - так увеличивается возможность получить пенсию именно тогда, когда получили на нее право.
    • Вместе с ростом потребительских цен растет и размер выплат.

    Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

    Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

    Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

    Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

    3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

    Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

    Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

    Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

    Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

    Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

    3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

    Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

    Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

    1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

    2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

    3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

    4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

    5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

    6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

    7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

    8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

    9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

    10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

    11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

    12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

    13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

    14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

    15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

    16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

    17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

    18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

    19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

    20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

    21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

    Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

    Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

    1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

    2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

    3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

    4) инвалидам вследствие военной травмы;

    5) инвалидам по зрению;

    6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

    7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

    8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

    Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

    3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

    3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

    Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

    Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

    В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

    Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

    Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

    При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

    В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

    Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

    Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

    3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

    СЧ = ПК/Т

    Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

    Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

    Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

    Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

    Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

    Так рассчитывается страховая часть пенсии.

    Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

    Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

    Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

    Пример:

    10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

    В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

    Пример:

    15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

    3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

    Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

    НЧ = ПН / Т , где

    НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

    ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

    Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

    Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

    Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

    3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

    Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

    П = БЧ + СЧ + НЧ,

    где П – размер трудовой пенсии;

    БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

    СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

    НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх