Законы пенсионной реформы. Законы пенсионной реформы Фз о страховых пенсиях в рф

1. В отношении учета в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренных ст. 12 Закона № 400-ФЗ:

1.1. В случаях представления гражданами впервые дополнительных документов, подтверждающих период ухода за ребенком, имевшим место до 01.01.2015 г. (в том числе, после даты назначения пенсии), либо выбора гражданином варианта их учета по Закону № 400-ФЗ (вместо ранее применяемого), производится перерасчет размера страховой пенсии, предусмотренный п. 1 части 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ.

Обращаем внимание, что в данном случае выбор варианта учета периода ухода за ребенком осуществляется между порядком, предусмотренным законодательством, действовавшим до 1 января 2015 года (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с учетом Федеральных законов от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ и от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ), и новыми правилами, предусмотренными Законом № 400-ФЗ, исходя из суммы коэффициентов.

Гражданка Т. является получателем трудовой пенсии с 2013 г.

При назначении пенсии в страховой стаж учтен период ухода за ребенком 1980 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет и произведено возмещение нестраховых периодов с учетом норм Федерального закона от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ.

20.01.2015 г. обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии, выбрав иной вариант исчисления периода ухода за ребенком 1980 года рождения, с учетом дополнительных коэффициентов, предусмотренных частями 12-14 ст. 15 Закон № 400-ФЗ.

В данном случае производится перерасчет, предусмотренный п. 1 части 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ.

Обращаем внимание, что выбор, предусмотренный п. 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 (далее – Правила № 1015), реализуется между совпадающими по времени периодами работы (иной деятельности) и периодами ухода за детьми и осуществляется единожды при назначении пенсии, по наиболее выгодному для него на момент назначения пенсии варианту. Заявитель вправе выбрать предпочтительный для учета (по его мнению) период, о чем им вносится соответствующая запись в заявлении.

Для пенсий установленных до 01.01.2015г., так же применяется выбор наиболее выгодного варианта ухода за детьми и осуществляется единожды при перерасчете пенсии.

1.2. В случаях представления гражданами документов, подтверждающих периоды ухода за детьми, имевшим место после 01.01.2015 г., перерасчет размеров страховой пенсии, предусмотренный п. 2 части 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, производится только в случае, если указанные периоды сложились до даты назначения страховой пенсии.

Гражданка К. является получателем страховой пенсии по старости с 19.01.2015 г. (дата обращения за пенсией – 11.01.2015 г.).

При назначении пенсии учтен период ухода за ребенком 2014 года рождения с 16.01.2014 г. по 10.01.2015 г., т.е. по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии (с учетом п. 47 Правил № 1015).

20.04.2015 г. обращается с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом периода ухода за ребенком 2014 года рождения с 11.01.2015 г. по 20.04.2015 г.

При осуществлении перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренного п. 1 и 2 части 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, будет учтен период ухода за ребенком с 11.01.2014 по 18.01.2015 г.

Обращаем внимание, что перерасчет во всех случаях, приведенных в п. 1.1 и 1.2 осуществляется со сроков, предусмотренных частью 1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии.

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года , за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный кодекс") предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

При назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

Стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Федеральный закон 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";


С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий - т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель - обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде - 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

С 1 января 2015 года вступили в законную силу два новых Федеральных закона: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - ФЗ № 424). Приняты они вместо одного, ранее действовавшего в полной мере Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 173). Интересно то, что сегодня применяются и нормы ФЗ № 173, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ № 400 в части, не противоречащей ФЗ № 400.

В заметке мы рассмотрим основные и наиболее интересные изменения, которые принесли с собой новые законы.

Для начала стоит отметить, что само понятие «трудовая пенсия» (которая состояла из страховой части и накопительной) ушло в прошлое. Вместо этого мы теперь имеем два самостоятельных вида пенсии: страховую пенсию и накопительную.

Условиями назначения страховой пенсии по новому ФЗ № 400 являются:

  • Достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин (здесь ничего нового);
  • Наличие страхового стажа не менее 15 лет (а был 5 лет). Здесь важно отметить, что в 2015 году стаж должен быть минимум 6 лет, но в дальнейшем он будет увеличиваться каждый год пока не достигнет 15 лет. Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 ФЗ № 400);
  • Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4).

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - самое большое нововведение ФЗ № 400. ИПК вычисляется по своей (не самой простой) формуле, но можно сказать, что его величина будет зависеть напрямую от размера «белого» оклада, от страхового стажа и от того, насколько лет позднее положенного срока Вы оформите пенсию. Соответственно от величины ИПК зависит и будущая страховая пенсия (чем больше ИПК, тем больше пенсия).

В новом законе сохранили для медицинских работников возможность досрочного получения страховой пенсии. А именно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах , сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пункт 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400). Таким образом, учитывая требования статьи 8 ФЗ № 400 и пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400 для досрочного выхода на пенсию медицинскому работнику, вне зависимости от возраста , необходимо иметь:

  • страховой стаж не менее 30 лет (или 25 лет в сельской местности и поселках городского типа);
  • указанный стаж должен быть в сфере лечебной или иной деятельности по охране здоровья;
  • лечебная деятельность (или иную по охране здоровья) должна осуществляться в учреждениях здравоохранения (не в коммерческой организации);
  • величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30, т.е. для досрочного выхода на пенсию необходимо иметь ИПК не ниже 30, но это будет актуально в 2025 году. В 2015 году достаточно для досрочного выхода на пенсию иметь ИПК не ниже 6,6. Выше мы уже говорили о том, что величина ИПК, необходимая для выхода на пенсию, будет увеличиваться с 2015 года ежегодно. (величина коэффициента зависит от года выхода на пенсию).

Другое новшество может немного обрадовать родителей, у которых несколько детей. В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (ранее было не более 4 лет).

Часть 2 статьи 13 ФЗ № 400 устанавливает, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства . ФЗ № 173 такую норму не содержал.

Стоит отметить, что на практике Пенсионный Фонд РФ при принятии решений, как правило, придерживается только законодательства, действующего на сегодняшний момент. Это подтверждается немалым количеством исковых заявлений к Пенсионному Фонду РФ с требованием зачислить тот или иной период деятельности в трудовой стаж и (или) с требованием особого исчисления периодов работы (например, год фактической работы засчитывать к стажу как полтора года).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Но законодательно это указание не было отражено до момента вступления в силу ФЗ № 400. А именно: частью 8 статьи 13 ФЗ № 400 установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу ФЗ № 400 (до 1 января 2015 года) и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица . Данная норма также отражена и в частях 3 и 4 статьи 30 ФЗ № 400.

В отношении накопительной пенсии никаких серьезных изменений не произошло. Здесь важно помнить, что накопительная пенсия назначается только тем лицам, которые имеют право на страховую пенсию (статья 6 ФЗ № 424). Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений , учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Сумма ежемесячной накопительной пенсии будет равна сумме пенсионных накоплений разделенной на ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в месяцах) (статья 7 ФЗ № 424). Интересно отметить, что ожидаемый период выплаты уменьшается ежегодно на 12 месяцев в том случае, если Вы обращаетесь за пенсией позднее положенного срока. Получается, что чем позже Вы обращаетесь за накопительной пенсией, тем больше будет ее ежемесячный размер. Только стоит помнить о том, что частью 3 статьи 7 ФЗ № 424 установлен предел, до которого может быть снижен ожидаемый период выплаты (в месяцах).

Отметим, что главным отличием накопительной пенсии является то, что ее размер зависит от пенсионных накоплений. В то время как размер страховой пенсии зависит от величины ИПК, о котором было рассказано.

В завершение скажем, что если Вы достигли пенсионного возраста, но не хватает страхового стажа и/или величины ИПК, то для получения пенсии надо продолжить работать. Если же Вы достигли возраста 65 лет (для мужчин) или 60 лет (для женщин), но все равно не заслужили страховую пенсию по условиям нового законодательства, у Вас возникает право на получение только социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх