Конспект занятия по социально коммуникативному развитию. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба. Логика непосредственно образовательной деятельности

Мария Пащенко
Конспект НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Секрет дружбы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОО «Социально-коммуникативное развитие »

Тема : «Секрет дружбы »

Для

Подготовила воспитатель

Пащенко Мария Александровна

Санкт – Петербург 2016

Цель : Формирование понятий «Друг» и «дружба » . Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста .

Образовательные : знакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений ;

закреплять знания пословиц и стихов о дружбе .

Развивающие : развивать навыки общения , дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение .

Воспитательные : воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе .

Использование современных образовательных технологий

ИКТ-технология : (презентация «Пословицы о дружбе » ).

Здоровьесберегающая технология : физкультминутка «Настроение» .

ТРИЗ-технология : Д. и. «Угадай пословицу» , «Собери картинку» .

Социоигровая технология : ритуал приветствия «Комплименты» , «Мирилка» , «Копилочка» , пантомимика «Настроение» .

Оборудование аудиозаписи песен : «Дружба начинается с улыбки » (муз. В. Шаинского, сл. М. Кляцковского, коробка «Копилочка» , бумажное сердечко на каждого ребенка, презентация «Пословицы о дружбе » , две куклы, разрезные картинки для игры «Собери картинку» .

Предварительная деятельность : чтение русских народных сказок «Лиса и журавль» , «Пузырь, соломинка и лапоть» , «Кот, козёл да баран» , «Два товарища» (по басне Л. Толстого, игры-инсценировки по произведениям М. Пляцковский «Урок дружбы » , Л. Толстой «Муравей и голубка» , разучивание песни о дружбе М . Танич «Ссора» , выставка детских рисунков «Мои друзья» .

Ход непосредственно образовательной деятельности

1 часть - организационная.

Дети встают в круг и берутся за руки.

В : Ребята, давайте поздороваемся и скажем друг другу приятные слова.

Ритуал приветствия «Комплименты»

Игра начинается со слов : «Мне нравится в тебе…» . Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры. Другие участники тоже говорят комплимент всем остальным, стараясь , чтобы эти комплименты были разными.

2 часть - основная.

В : Ребята, я хочу вас познакомить с двумя девочками – Катей и Леной (воспитатель показывает детям двух нарядных кукол) . Послушайте, что у них случилось.

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки –

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки,

Сели и заплакали.

Вопросы по содержанию :

Подумайте и скажите : из-за чего поссорились девочки?

А вы, когда-нибудь ссорились со своими друзьями?

Что чувствуют те, кто ссорится?

А можно ли обойтись без ссор?

Как бы вы поступили на месте девочек? Как помирились?

(Дети высказывают свои суждения) .

В : Молодцы ребята, вы все правильно сказали : друзья помогают друг другу в беде, умеют разделить радость, не смеются над недостатками друга. Друг остановит друга, если он делает что-то плохое. Друзья умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику, не обманывают друг друга, умеют признать свои ошибки, помириться с другом. Нужно относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

В : Как вы думаете, какого цвета дружба ? Какого она запаха?

(Ответы детей ) .

Воспитатель. С чем можно сравнить крепкую дружбу ?

Дети. Крепкую дружбу можно сравнить с солнышком, песней, ясным днем.

В : Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? (ответы детей ) .

В : Конечно, иногда у друга бывает плохое настроение. И мы должны в этот момент поддержать его.

Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Физкультминутка «Настроение»

Настроение упало (развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами)

Дело валится из рук… (бьем легонько по внешним сторонам ладоней)

Но еще не все пропало (пальчиком влево - вправо)

Если есть хороший друг (показать на друга)

С делом справимся вдвоем (положить руки на плечи друга)

С облегчением вздохнем – Эх

Настроение поднимем (присели, собрали настроение в ладошки )

И от пыли отряхнем! (отряхивают руки)

В : Ребята, вы знаете много пословиц о дружбе , давайте вспомним их, и расскажем нашим гостям - Кате и Лене.

В : Я буду произносить начало пословицы, а вы их продолжение. Помогут нам в этом картинки. (Презентация «Пословицы в картинках» ). Дети объясняют, в чем смысл каждой пословицы.

Слайды (1 – 7)

Нет друга, ищи, (а найдешь береги)

Друзья познаются (в беде)

Друзья не разлей (вода)

Дружба в делах (помощница)

Дружба как стекло (разобьешь - не склеишь)

Дружба дороже (денег)

Правда всего (дороже)

Пантомимика «Настроение»

В : Дети, покажите без слов, какое настроение было у девочек и бывает у вас, когда вы ссоритесь? А какое настроение, когда друзья мирятся?

Давайте улыбнёмся, и никогда не будем ссориться!

В : Но всё же если вы поссорились на помощь придет «мирилка» .

Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем, как мы умеем мириться :

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

В : А сейчас, я предлагаю вам выполнить задание, после которого, мы ещё раз вспомним секреты дружбы .

Игра «Собери картинку»

В : При выполнении задания, вам нужно собрать части разрезных картинок, для этого разделимся на команды из четырех человек.

(дети на полу собирают картинки с персонажами из сказок «о друзьях» )

В : Что получилось?

В : Правильно, вы собрали красочные картинки со сказочными героями, которые умеют дружить .

В : А помогло вам правильно и быстро справиться с заданием :

Умение слушать друг друга

Договариваться

Помогать друг другу

Принять мнение друга

В : Это и есть секреты дружбы !

3 часть – заключительная

Сюрпризный момент.

В : Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба , вы умеете дружить . Я очень рада, что нам удалось помирить девочек. Вы показали хороший пример того, как должны вести себя настоящие друзья.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. - Теперь я спокойна за вас, копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе .

А теперь всем можно потанцевать под весёлую песню о дружбе .

Танцевальная импровизация под мелодию песни «Дружба начинается с улыбки » (муз. В. Шаинского, сл. М. Кляцковского)

Публикации по теме:

Конспект НОД Развитие речи, социально - коммуникативное развитие, аппликация «Страна дружбы» Цель: формирование представлений детей о дружеских взаимоотношениях. Задачи: Образовательные: формировать представления детей взаимоотношениях.

Конспект НОД «Неизведанное рядом» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 5–6 лет Цель: Познакомить с понятиями «устье», «исток», «русло» Задачи: Знакомить детей с наличием водоемов, находящихся в Павловском районе.

Конспект НОД по образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: Радуга добра (Средняя группа) РАДУГА ДОБРА Цель: создание педагогических условий для становления духовно-нравственных качеств дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Одним из.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,.

Образовательная область - «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Дом, в котором мы живем». Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных.

ООД с детьми младшего дошкольного возраста и родителями: Социально-коммуникативное развитие по сказке «Теремок» Цель: Развитие творческих способностей детей. Задачи образовательные: воспитывать культуру общения, развивать интонационную выразительность.

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации» Цель проекта: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации. .Задачи проекта: -Социализация.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста „Социально-коммуникативное развитие " направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных.

Библиотека изображений:

Вероника Беляева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе

Тема: «Дружба»

Образовательная область : социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области: «Развитие речи» :

Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе

Задачи образовательной области: «Физическая культура» :

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Формировать опыт рисования разного настроения людей.

Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.

Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба?»

Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

(Дети выполняют задание).

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня.»

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

«Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.

Четвертый секрет дружбы

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Пятый секрет дружбы

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:

Доброта

Честность

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Рисование (проблемная ситуация)

(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.

2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Цель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Задачи:

- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

Конкретизировать знания детей пословиц о дружбе.

Оборудование: слайды, кирпичики и крыша из цветной бумаги для дома, шаблон дерева.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?

Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»

Воспитатель: Давайте, вы сейчас поздороваетесь друг с другом не словами, а своим телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка - дотроньтесь локтями. Три хлопка - спинками.

Игра «Поздороваемся»

(Слайд «Электронное письмо».)

Воспитатель:

Друзья, слышите, нам пришло электронное письмо. Интересно, от кого оно? Хотите узнать? Попробуйте догадаться по этой песенке.

(«Песня Шапокляк».)

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали.

Воспитатель: Посмотрим, что же пишет нам эта дама.

(Слайд «Текст письма».)

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город, но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

Воспитатель: Давайте и мы построим для неё дом Дружбы. Но кирпичики для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Каждое задание это один кирпичик нашего дома Дружбы.

4 слайд «Картинка – друзья».

1 задание: «Мозговой штурм» - что такое дружба?

Воспитатель: Ребята, а что такое «дружба»? Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также как в знакомой нам песне «Улыбка».

Кто помнит эти слова?

Дети поют строчки из песни.

Воспитатель: А с кем бы вам хотелось дружить?

Дети: С тем, кто нравится тебе. С тем, кто делится с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

Воспитатель: Что друзья могут делать вместе?

Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили первое задание и можем заложить первый кирпичик дома Дружбы.

2 задание: Игра «Семья слов».

Обращают внимание на шаблон дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово хранит это дерево? Я вам его сейчас прочту, ребята. Это слово дружба. У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова, похожие на него.

Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель: Молодцы! Мы справились и со вторым заданием и можем заложить еще один кирпичик нашего дома.

3 задание: «Пословицы о дружбе».

Воспитатель: Чтобы получить третий кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы о дружбе.

Пословицы:

Ссора до добра не доводит.

Нет друга – ищи, а нашел, береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Воспитатель: Молодцы, вы много знаете пословиц о дружбе! Третий кирпичик ставим.

4 задание: Анализ ситуации.

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.

Три девочки – Ира, Зина и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем Вере Ивановне и попросим починить коробку”. Зина же стояла в стороне и говорила: “Всегда ты, Ирочка, всё ломаешь. Я вот расскажу Вере Ивановне, в чем теперь корм хранить?”

Как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? Почему? Как поступают настоящие друзья?

Дети: Всегда помогать и поддерживать своих друзей в трудную минуту.

Воспитатель: Верно, настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту. Вот мы и четвёртый кирпичик заложили.

5 задание: Игра «Кто с кем дружит?»

Воспитатель: Ребята, хочу вам предложить одну игру. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

С кем дружит:

Добрая Белоснежка (с семью гномами).

Забавный Винни-Пух (с Пятачком).

Карлсон (с Малышом).

Крокодил Гена (с Чебурашкой).

Кай (с Гердой).

Мальвина (с Артемоном).

Воспитатель: Прекрасно! И с этим заданием справились. Ставим пятый кирпичик.

6 задание: Упражнение «Паутинка добрых пожеланий».

Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу знать крепкая ли у вас дружба?

У меня есть «клубочек дружбы», свободным концом нити я обмотаю Машину ладошку один раз с добрым пожеланием, а Маша также покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

- Я желаю тебе быть добрым.

- Я желаю тебе быть честным другом.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых пожеланий у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Мы заложили последний кирпичик.

«Правила дружбы»

Воспитатель: Но вы знаете, ребята, иногда дружба распадается. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы дружба не распалась?

  • Помогать другу.
  • Быть честным.
  • Уступать.
  • Не бояться просить прощения.
  • Не грубить.
  • Не жадничать.
  • Не злиться.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что мы с вами сейчас сделали? Мы составили правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни, соблюдая эти правила, вы никогда не потеряете друга.

Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым.

Как вы думаете, ребята, если Шапокляк будет жить в нашем доме, появятся у неё друзья? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель переворачивает кирпичики.

Воспитатель: Верно, потому что кирпичики нашего дома – это правила дружбы. И если Шапокляк будет их соблюдать, у неё будет много друзей. Ребята, я желаю вам добрых и верных друзей. Давайте скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Данная НОД помогает развивать у воспитанников коммуникативные навыки конструктивного общения, диалоголизацию речи. Помогает о бобщить и расширить представления детей о дружбе, побуждает к проявлению эмпатии по отношению к окружающим, развивает у ребенка осознанное эмоционально - положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый показ НОД по социально – коммуникативному развитию старших дошкольников на тему «Секреты дружбы».

Цель: развитие у воспитанников коммуникативных навыков конструктивного общения, диалоголизация речи.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить представления детей о дружбе.
  2. Побуждать к проявлению эмпатии по отношению к окружающим, развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру.
  3. Развивать связную диалогическую речь. Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать речевой запас.
  4. Способствовать повышению уровня групповой сплоченности, а также развитию рефлексии у детей.

Ход:

(под музыку передачи «Пусть говорят» входит ведущий, обращается к зрителям):

В: - Здравствуйте, уважаемые зрители. Мурманск. Ток – шоу «Дети говорят», и с вами я – Татьяна Малахова. В этой уютной студии мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Внимание на экран (ведущий комментирует видеоролик):

Всем известен детский сад №1, который славится смелыми, умными и, главное, дружными воспитанниками. Но, к сожалению, у ребят группы №5, посещающих данное учреждение, в сентябре этого года произошло несчастье. Известная своим недружелюбием - Шапокляк, таинственным образом проникнув в группу, забрала у детей эмблему дружбы и скрылась в неизвестном направлении. Обсудив сложившуюся ситуацию, ребята решили не только вернуть эмблему дружбы, но и научить саму Шапокляк быть дружелюбной. Что из этого получилось – узнаем сегодня. Итак, тема эфира – «Давайте жить дружно», и под ваши аплодисменты мы встречаем наших героев – дружных ребят 5 группы.

(воспитанники входят под музыку передачи и встают около стульчиков)

В: - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что согласились принять участие в нашей передаче. Как настроение?

Дети (хором): Настроение у нас просто супер, высший класс!

1 ребенок:- Мы живем в детском саду весело и счастливо . Наш девиз :

В нашей группе все друзья

(хором, берутся за руки): Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

В: - Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Мы видим, что вы очень дружные. Но расскажите студии, пожалуйста, что произошло.

Реб.: - Шапокляк забрала из группы эмблему дружбы и не хочет отдавать.

В: - Расскажите подробнее, что такое эмблема дружбы , и почему она вам так дорога?

Реб.: - Наша группа называется «Дружные ребята». Мы с воспитателями придумали свою эмблему - символ. Она помогает нам дружить, быть дружными.

(на экране появляется фото эмблемы).

В.: - Что изображено на ней?

Реб.: - На ней изображены мы. Мы улыбаемся, потому что нам весело. Солнышко греет, и нам тепло. Радуга делает нас счастливыми. Рукопожатие означает, что мы живем мирно, дружно.

В: - Ребята, что, по-вашему, означает дружба? Продолжите мое предложение: «Дружба – это…»

Дети: - Дружба – это, когда люди помогают друг другу (дети отвечают полным ответом, ведущий наталкивает на ответы вопросами: Как считает Таня? А как думает Надя? Самвел, ты согласен…а что, по-твоему, дружба? Кто скажет по – другому?)

Дружба – это, когда люди заботятся друг о друге, не обижают.

Дружба – это, когда говорят только правду.

Дружба – это, когда не жадничают, уступают друг другу, вместе играют.

Дружба – это быть добрыми, не жадными.

Дружба – это делиться игрушками.

Дружба – это радоваться вместе, вместе грустить. И т.п.

В: - Молодцы! Ребята, нашим зрителям не терпится задать вам вопросы (ведущий с микрофоном подходит к зрителям)

1 вопрос: - Ребята, как вы думаете, какого цвета дружба? Запаха?

2 вопрос: - Скажите, пожалуйста, с чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком).

В: - Предлагаю проверить какая крепкая у вас дружба. Поможет нам в этом игра “Преодолей препятствие вместе” . Давайте поиграем. Превратитесь в канат. Задание следующее: не разрывая канат, вы должны пройти между кеглями, по мостику, пропрыгать через обручи. Проверим, если ваша дружба крепкая, то канат не разорвётся. (дети садятся на места).

В: - Молодцы! Вы много знаете о дружбе, и она у вас крепкая. Как вы думаете, почему Шапокляк не хотела отдавать эмблему дружбы?

Реб.: - Она говорила, что дружбы и друзей не бывает, поэтому и эмблема нам не нужна. Мы решили показать Шапокляк, как живем в детском саду и научить ее дружить.

В: - А вот как вы учили Шапокляк быть дружелюбной и научили ли, мы узнаем у нее. Стоит за кулисами и с нетерпением ждет своего выхода Шапокляк! Встречаем!

(под музыку выходит Шапокляк , за спиной держит эмблему, встает возле ведущего)

В: - Шапокляк, вас не узнать: добрая улыбка, ласковый взгляд…

Ш: - Огромное спасибо дружным ребятам. Они доказали мне, что дружба существует. Ребята стали мне настоящими друзьями. Теперь я счастлива! Дорогие мои, с радостью возвращаю вам эмблему дружбы. Пусть в вашей группе всегда царят мир и доброта (отдает эмблему). Простите меня, пожалуйста.

В: - Ребята, ваша дружба творит чудеса. Что вы делали для того, чтобы научить Шапокляк дружить?

Реб.: - Мы с ней занимались, пели песни, вместе играли, учили правила дружбы, говорили о том, какие должны быть настоящие друзья.

В: - А кто такой настоящий друг ? Какими качествами он обладает?

Ответы детей: - Настоящий друг искренний, честный, правдивый

Добросовестный, добрый, доброжелательный

Вежливый, культурный

Скромный (не хвастается)

Нежадный

Справедливый (следует правилам, не будет сваливать свою вину на других)

Заботливый

Отзывчивый

Мудрый (даст правильный, умный совет)

Верный

В: - Я знаю, что Надя подготовила сюрприз. Она расскажет нам о своих настоящих друзьях (презентация на тему «Мои друзья» ).

В: - Молодец, Наденька! Ребята, вы тоже можете сделать презентации с помощью родителей о своих друзьях и прислать нам на передачу «Дети говорят».

А как вы считаете, с чего начинается дружба? (улыбки, игры)

Шапокляк, а вы помните, с чего началась ваша дружба с ребятами?

Ш: - Наша дружба началась с ласковых слов. Они говорили такие слова, каких никто мне никогда не говорил.

В: - Вы делали ей комплименты? Какие? (дети называют, Шапокляк растрогалась).

Ш: - Спасибо. А еще ребята играли со мной в веселые игры, например «Да – нет». (Обращаясь к детям) Давайте поиграем. Я – ведущая, буду задавать вопросы, а вы отвечайте: “да-да-да” или “нет-нет-нет” (дети образуют круг).

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да.)
Мы научимся играть? (Да-да-да.)
Другу будем помогать?
(Да-да-да.)
Друга нужно разозлить?
(Нет-нет-нет.)
А улыбку подарить?
(Да-да-да.)
Друга стоит обижать?
(Нет-нет-нет.)
Ну, а споры разрешить?
(Да-да-да.)
Чай с друзьями будем пить?
(Да-да-да.)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да.)

В: - Ребята, вам удалось научить Шапокляк дружить. Молодцы! А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своим дружеским теплом с нашими зрителями в студии. Для этого я предлагаю вам пройти к столам. Перед вами лежат цветная бумага, ножницы. Пусть каждый из вас вырежет сердечко и наделит его качеством настоящего друга. Прежде, чем вы приступите к работе, вспомним правила обращения с ножницами.

Реб.: - Ножницами нельзя махать, подносить к лицу. Нельзя оставлять ножницы раскрытыми. Обязательно следить за движением лезвий во время резания. Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.

В: - Молодцы, ребята. Приступайте к работе (дети выполняют продуктивную деятельность. Количество ножниц ограничено, чтобы посмотреть, как дети будут выходить из сложившейся ситуации. Шапокляк вырезывает вместе с воспитанниками. Ведущий комментирует работу. Задаёт вопросы: - Каким качеством настоящего друга будет обладать твоё сердце? Какое твоё сердечко? (заботливое, отзывчивое и т.д.).

В.: - Все готовы? Теперь подарите свои сердечки зрителям , обязательно называя их качества (дарят).

В: - Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в дружный хоровод. Скажите, вам понравилось участвовать в передаче? А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

В: - Что помогло вам вернуть эмблему дружбы, научить Шапокляк быть дружелюбной?

Что бы вы хотели сказать нашим зрителям? (Дети хором: - Давайте жить дружно!)

В: - Давайте будем чаще вспоминать слова известного кота Леопольда. Большое спасибо вам за то, ребята, что вы такие добрые и дружные. И мне хочется подарить вам частичку своего тепла (дарит детям воздушные шары в виде сердца).

Сегодняшний эфир мы завершаем любимой песней ребят (звучит песня из м/ф «Барбоскины», дети приглашают на танец взрослых).

В: - На сегодня всё! Берегите себя и своих близких!


Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

«Дарите людям доброту»

Цель: Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников; речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему . Воспитывать у детей честность, скромность, вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Оборудование :

Игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки,

Лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы,

Аудиозапись песен В. Шаинского.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Хватить спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»

Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»

Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку - Зайчиху Лапочку.

Зайчиха . Здравствуйте, ребята!

Воспитатель Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!

Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.

З айчиха . Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)

Воспитатель Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»

Зайчиха . Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Зайчиха. Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.

В зал вносят сундук .

Зайчиха : Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!

Открывает сундук, достает письмо, воспитатель читает.

Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.

Воспитатель вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.

Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…

Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.

Словесная игра «Угадай слово».

Воспитатель . Вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!

По бумаге я бегу,

Все умею, все смогу.

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - елочку в снегу,

Хочешь - дядю, хочешь - сад,

Мне любой ребенок рад! (Карандаш)

Круглый, яркий и тугой

А басит он лишь тогда,

Когда бьют его в бока:

Деревянные дубинки

Выбивают дробь по спинке. (Барабан).

Что за странная избушка

Появилась над опушкой?

Низко над землей висит

И пропеллером вертит.

Есть окошки, есть и дверь,

А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)

В нем живет моя семья -

В доме, что стоит под елкой.

Я несу туда иголки,

Приношу добычу я.

Нас в лесу найти не трудно,

Лишь под ноги посмотри,

Назови меня скорей - Я рабочий … (муравей).

Посмотри-ка, по дорожке

Ходят маленькие ножки.

На головке - гребешок.

Кто же это? (Петушок).

Привезли мы в дом волшебный

Ящик необыкновенный.

Кнопку нужную нажми,

Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).

В руки ты ее берешь

И на кнопку сильно жмешь.

А она как закрутится,

Заюлит и завертится,

Затанцует, запоёт.

Кто игрушку назовет? (Юла).

Воспитатель . Какое слово у нас получилось? (Доброта).

Зайчиха . Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово - Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям?

Словесная игра «Наоборот».

Воспитатель: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Зайчиха. Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.

Достает из сундучка ещё одно задание.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Воспитатель достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Зайчиха. Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!

Воспитатель . Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку.) Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное и сухое! Помогите ему стать нарядным и веселым!

Игра «Чудо - дерево».

Воспитатель Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Зайчиха . Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.

Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем - сердечки.

Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки!

Раздает сердечки ребятам.

Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. До свидания!

Взрослый. Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой!




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх