К старости отношение. Удовлетворенность жизнью и отношение к старости пожилых людей. Подлинные старики и неудавшиеся старики


«Бессмертно все, что невозвратно,
и в этой вечности обратной
блаженство гордое души».

В. Набоков

В развитых странах увеличивается продолжительность жизни и в связи с этим возрастает количество пожилых людей. Как общество относится к старикам? Налицо две противоположные тенденции, восходящие ещё к первобытности.

С одной стороны, низкая оценка старости. Скажем, в позднем Европейском Средневековье, уже подготавливавшем Новое время, старость выявляла свои отрицательные стороны по двум моментам. Во-первых, по своей связи с болезнью. Болезнь рассматривалась в христианской теологии как наказание за грех. Вслед за язычеством, особенно в повседневном здравом смысле, больные, увечные и старики получали заниженную социальную оценку. Эта заниженная повседневная оценка выразилась в фаблио Фаблио как жанр французской городской литературы получил особенное распространение в XIII в. Это сравнительно небольшое по объему комическое повествование, которое, как правило, заканчивалось моралью. См.: Словарь средневековой культуры. М.: 2007. с. 353 и далее. Иллюстрации можно почерпнуть у Мольера, который более понятен, чем фаблио. Напр. «Жорж Данден, или Одураченный муж» как в жанре французской городской литературы. Там также проявляется возрастная мифология, где обманываемый муж воплощает старость (в календарных праздниках – «уходящий год»). Он рогат, нещадно бит и – обратим внимание! – доволен. Юноша, особенно бродячий клирик, любвеобилен и удачлив.


(А. Шварценеггер)

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 3 из 31)

Тема геронтоцида (умерщвления стариков) восходящая к архаике, сохранилась в превращенных формах и до сегодняшнего дня. В эксцентрической комедии Американский фильм Фрэнка Капры «Мышьяк и старое кружево» (1944). Действие происходит в доме двух приятных, но безумных тетушек, Эбби и Марты Брюстер, которые умерщвляют ядом всех, кто вступает в контакт с ними. Тетушки убивают людей и закапывают трупы в погребе с соблюдением трогательных траурных церемоний... Безумие тетушек на самом деле предстает как атавизм, т.е. как пережиток архаики. , исполненной черного юмора, две благопристойные на первый взгляд старушки убивают всех пожилых джентльменов, которые хотели бы снять комнату в их доме.

Видео 2. Фрагмент из фильма "Мышьяк и старое кружево" (реж. Ф. Капра, 1944).

С другой стороны, почтительное отношение к старости. Старость уже в Античности и вообще в стабильном традиционном обществе чаще всего рассматривалась как ценность, - лучшее время жизни. Отсюда же непреходящая тема старости в портретной живописи, напр. портреты стариков и старух у Рембрандта, портрет Ермоловой у В. Серова. Эта почтительность есть результат долгого развития цивилизации.

Портреты.


(Сократ. Античный бюст)


(В. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой. 1905 г.)


(Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.)

Новоевропейская цивилизация, буржуазное общество относится к старости противоречиво. С одной стороны, оно вообще низко оценивает старость. Но с другой стороны, буржуазное общество не может не наследовать традицию мировой цивилизации по высокой оценке старости.

Сейчас, на излете новоевропейской цивилизации возникает потребность, так сказать, заново «тематизировать» старость, разработать систему ценностных стереотипов для того, чтобы старик мог с душевным комфортом идентифицироваться Идентификация - специфическое социальное отношение, в котором личность отождествляет себя с определенной группой, например: Я – «молодой человек», «Я – студент», «Я – пенсионер», «Я – женщина», и т.п. со своим возрастом. Здесь обретают вторую жизнь ценностные установки античной философии, вообще – традиционного общества. В современном мире, поскольку в нем господствует культ молодости, классическая греческая философия поможет нам перенести процесс старения менее болезненно.

Культура античного и христианского мира исходила из двух жизненных моделей, заслуживающих подражания: героя типа Ахилла с его короткой, но насыщенной событиями жизнью


(Франц фон Мач. Торжествующий Ахилл. 1892 г.) и почтенного старца-философа (в христианстве – Мафусаила)


(Пьеро делла Франческа. Мафусаил. 1550 г.)

стремящегося к спокойной, внутренне сосредоточенной жизни. В христианской изобразительной традиции можно проследить соответственно образ Бога-Отца, Моисея, Ноя, и образ Бога-Сына, Христа, святого Себастьяна.


(Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1475 г.)

Древние полагали, что наиболее почетна смерть либо в ранней юности, либо в глубокой старости, так как преклонный возраст, несмотря на все его минусы, - возраст торжества разума.

Старость и страх

Феномен старости в плане личного существования может быть раскрыт через категорию страха. Страх возможен в двух проявлениях: в модусе боязни, т.е. низкого страха и в модусе высокого страха, который религиозные люди называют страхом Божьим. Под знаком страха происходит старость, т.е. период жизни, который протекает во все более ясном видении неминуемой смерти. Но в зависимости от того, какой страх преобладает, складываются различные судьбы старости. Соответственно возникает старость настоящая, подлинная, достойная, с одной стороны, и старость не подлинная, жалкая, неудавшаяся, - с другой.

Подлинные старики и неудавшиеся старики

В каждом конкретном человеке, достигшем соответствующего возраста, есть моменты настоящей старости, и моменты не подлинной старости. Дело в том, какие моменты в нем преобладают. Соответственно, разделяются, с одной стороны, настоящие старики и с другой, те, которые оказались не на высоте призвания старости, - неудавшиеся старики. Настоящие старики захвачены прежде всего высоким страхом, - страхом не выполнить своего предназначения в мире, не исполнить свой долг. Неудавшиеся старики одержимы низким страхом, боязнью. Сюда относятся, например, старики-сластены, старики-сладострастники и старики-честолюбцы, одержимые волей к власти.

Видео 3. Фрагмент из фильма "Лучше не бывает" (реж. Дж. Брукс, 1997).


(Тициан «Папа Павел Третий с внуками». 1546 г.)


(В. Серов. Портрет К.П. Победоносцева. 1902 г.)


(В. Серов. Портрет Эммануэля Нобеля. 1909 г.)

Демокрит Демокрит - греческий философ (460 - 371 до н.э.) - основатель атомизма. Он считал, что высшее благо это блаженство; оно состоит в покое и веселье души и верней всего может быть достигнуто благодаря обузданию желаний и умеренному образу жизни. говорил, что настоящий старик должен быть приветлив и серьезен. Если у человека к старости начинает преобладать разум, то старость удалась. Отсюда подлинная серьезность настоящего старика. Напротив, неудавшаяся старость являет собой такую трагедию личной судьбы, когда человек, вступая в возраст старости, тем не менее сохранил преобладание чувственной или яростной души. И мы на лице его можем прочесть устремления чувственности или устремления гордыни.

Движение по возрастам проявляется в изменении сферы желаний. Желания настоящего старика – это желания разумной души. Они направлены за пределы своего тела, онирастождествляются с телом старика. Старик, преодолевая наивную идентификацию со своим телом, выходит за рамки своего тела прежде всего через общение с другими. Особаяприветливость старика обусловлена тем, что он как бы уходит от своего тела в общение с Другими.

Есть такая притча об Иоанне:

Блаженный Иоанн евангелист дожил в Эфесе до глубочайшей старости, так что ученики едва могли на руках приносить его в церковь, и, не имея силы сказать долгой речи, он в собрании паствы каждый раз ничего не говорил, кроме следующих слов: «Милые дети мои, любите друг друга!» Наконец, ученики и братия, наскучив тем, что слышали одно и то же, сказали: «Учитель, почему каждый раз говоришь ты одно и то же?» На то дал он им ответ, достойный Иоанна: «Потому, что эта заповедь Господа, и если ее одну исполнять, то и довольно».

И молодые люди отвечают старикам «встречной любовью» (см. о любви к старикам в «Пушкинской речи» Достоевского).

В соответствии с этим возникает особый статус старческой красоты, которая овевает настоящих стариков. Красота старости – это результат работы над собой, результат подлинной удавшейся жизни. Гимн женской старости в фильме «Александра» Александра Сокурова, где показана прекрасная стать старой Галины Вишневской, восходящая к неолитическим Венерам.

Видео 4. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).
Видео 5. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).

Рита Леви-Монтальчини, итальянский нейробиолог, старейшая из живших в 2009 году лауреатов Нобелевской премии, сказала на пресс-конференции в Риме, устроенной по случаю её 100-летнего юбилея: «Несмотря на то, что мне исполняется сто лет, соображаю я сейчас – спасибо опыту – гораздо лучше, чем тогда, когда мне было двадцать».


(Рита Леви-Монтальчини)

Первый шаг к настоящей старости – это «выход за пределы своего тела». Для настоящего старика старческие недомогания его тела не стоят на первом плане. Он думает не о своем телесном благополучии в первую очередь, а о благополучии своих ближних (детей, внуков, учеников). Радости их духа, души и тела, радости их молодых душ – это главные радости старика. В этом конкретный смысл любви настоящего старика к детям и внукам.

Конкретно такое растождествление со своим телом у старика осуществляется через практику аскезы. Собственно, аскеза это первый внешний признак настоящего старика. Освобождаясь с помощью аскезы от непосредственной идентификации со своим телом, растождествляясь со своим телом, он идентифицируется не только с телами Других, но идентифицируется и с произведениями культуры, а также и с вещами мира вообще. Искусство и культура готовят нас к достойной старости, учат нас выходить за рамки своего тела, идентифицироваться с телами Других, с телом своей нации, со всем человечеством, с биосферой, с Землей, со Вселенной и, наконец, с Абсолютом. В этом глубинный смысл образования; оно представляет по сути дела подготовку к настоящей старости.

Символична фундаментальная предусмотрительность Марка Аврелия, который подбирал книги в деятельном возрасте, чтобы читать их в старости. Культура как таковая, существующая не для обустроения материальных условий жизни, а как самоцель, - особенно гуманитарная культура, (философия, литература, живопись и т.д.) необходимы именно для старости. Старый Дарвин Дарвин Дарвин Ч. Автобиография. Перевод проф. К.А. Тимирязева // Полное собрание сочинений Чарльза Дарвина. Под ред. проф. М.А. Мензбира. Госиздат, М.-Л., 1925, с. 3-42. «…в одном отношении мой ум изменился за последние двадцать или тридцать лет. До тридцати лет, и даже немного позднее, я находил большое удовольствие в чтении поэтов: Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли: даже еще школьником я с великим наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами…в былое время живопись доставляла мне значительное, а музыка высокое наслаждение. Но вот уже несколько лет, как я не могу выносить ни одной строки поэзии: пробовал я недавно читать Шекспира, но он мне показался скучным до тошноты. Я почти потерял и прежний вкус к живописи и музыке. Музыка, вместо того, чтобы доставлять удовольствие, обыкновенно только заставляет меня еще усиленнее думать о том, чем я занимался» горько сожалел, что, превратившись в машину для переработки позитивных фактов, недостаточно уделял внимания музыке, искусству. В результате, он на склоне лет должен был довольствоваться массовыми сентиментальными романами, внутреннюю пустоту которых он в глубине души не мог не чувствовать.


(Чарльз Дарвин. 1878 г.)

Старость как творческий возраст

Творчество как производство новых и значимых идей – это коллективный процесс. В нем всегда может быть выделен новатор, который генерирует новые идеи, и так сказать, «отвечает» за новизну результата. Но необходим и «консерватор», который проверяет действительную значимость идей, высказанных новатором, так сказать «ответственный за значимость». Вот старик часто весьма успешно выполняет эту «вторую», но совершенно необходимую роль творческого «консерватора».

Старость поэтому это креативный возраст, не менее креативный, чем юность и зрелость, но творчество старика развертывается в особом измерении, а потому подчас не заметно так, как созидательная активность юности. Но без стариков творчество юности было бы невозможно.

Творчество старика не акцентировано на новизне, оно акцентировано на значимости. Старик – не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее «упорядочиватель» и систематизатор. Без его охранительной и систематизаторской работы само новое было бы невозможно. Вне системы, вне рамки значимого новое представало бы как просто хаос, случайные отклонения от существующего. Поэтому упорядочивающая культурная деятельность старика есть необходимое условие возможности новаций молодых.

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 16 из 31)

(Х. Гольбейн. Эразм Роттердамский за конторкой. 1523 г.)


(Тициан «Автопортрет Тициана»)


(В. Серов. И.Е. Забелин. 1892 г.)


(В. Серов «Н.А. Римский-Корсаков». 1898 г.)

У старика особые отношения с вещами. Он выходит из своего тела в жизнь вещей. Опредмечивание в вещах – фундаментальная процедура старости. Произведения культуры как бы изымают вещи из времени, представляя собой способ достижения бессмертия.

Специфический, сохраняющий и систематизирующий характер творчества старика накладывает печать на существование его авторства.Авторствование есть соблазн молодости, это проявление высокого страха молодости не оставить по себе следа. Старик любит свои произведения, которые он оставитпосле себя и вместо себя, но он не придает особого значения своему авторству, разве что только с позиции ответственности. Настоящий старик любит культуру в себе, а не себя в культуре. В связи с этим творчество старика отягощено заботой об авторствовании лишь в той мере, в какой он несет ответственность за свое произведение.

Старик и история

Старик особое внимание уделяет сохранению и осмыслению тех вещей, которые его окружают. В связи с таким особым интересом к вещам особая роль в деятельности старика отведена истории. Если думающему, духовно и душевно активному молодому человеку свойственно вести дневник своей жизни, выплескивая в культурные формы фиксированного слова фонтан эмоций и переживаний, то старик пишет мемуары.

Послушайте несколько минут небольшой фрагмент из знаменитой книги «Опыты», очень советую Вам впоследствии ее прочитать.

Мишель де Монтень, французскийписатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Аудио 1. Фрагмент аудиокниги. М. Монтень. "Опыты", «К читателю».

Мемуары - это сама непосредственная история, это, прежде всего, история своего тела, души и духа, рассказ о своей жизни как о целом. Воспоминаниями, если они записаны, дается цельность восприятия мира. В этом смысле настоящий старик не только может, но и должен помнить; он, не только может, но и должен писать воспоминания. Мемуары в широком смысле слова – это сама основа культуры, историографии, - её нулевой пласт, опредмеченная память. Старик, таким образом, пишет не только мемуары, но иисторию вообще. В этом смысле старик – историк по определению.

Органическая склонность старика к истории связана с тем, что он видит себя в контексте целого. Молодого человека господствующая чувственная душа соблазняет на ситуационное поведение. Настоящий старик ведет себя не ситуационно, он ведет себя, имея в видуконтекст всей своей жизни. Каждый свой поступок он соотносит со всей своей прожитой жизнью, которая к тому же раскрывается с позиций целого (Вселенной), как его подлинной жизни. И целое (Вселенная, Абсолют) действительно оказывается его жизнью в результате его духовной работы.

Настоящая старость, таким образом, – это видение своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия. У молодости не может быть такого видения, т.к. целое жизни молодого человека не сложилось, жизнь еще не случилась. Конечно, возможна интуиция своего будущего молодым, но эта интуиция всегда относится только к сфере возможности, но не действительности. Ведь жизнь молодого может сложиться (случиться) по-разному, и никто не может сказать, как она сложится в действительности. Случайность, в мягких лапах которой находится молодой человек, предстает как судьба. Случайность в жизни молодого вовсе не есть «непознанная необходимость». Старик, в жизни которого уже все случилось, освобождается от случайности как судьбы, он оказывается на стороне необходимости, и необходимость, - если это настоящий старик, - оказывается на его стороне.

Если настоящая старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт. Жалкая роль многих современных стариков определена не тем, что дети уделяют старикам «недостаточно любви, уважения и внимания», - не тем, что правительство «не обеспечивает» их «достойной» пенсией, медицинским обслуживанием, и т.д. Обеспечить их всем этим так же невозможно, как наполнить бочку Данаид.


(Дж. У. Уотерхаус. Данаиды. 1904 г.)

Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» современного общества потребления и поддались на эту провокацию. В этих эфемерных «ценностях» главное – чувственные удовольствия, брызжущий во все стороны избыток физических сил, успех, богатство, и т.д. Этот набор ориентиров и для молодого опасен и разрушителен, а для старика в духовном плане он просто гибелен. Настоящий старик сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины, он не требует большой пенсии от государства, постоянно находящегося в «сложном положении». Он с пониманием относится к той мере любви и заботы, которые уделяют ему дети. Он озабочен не тем, чтобы получить(«причитающееся, заработанное»), а тем, чтобы отдать, чтобы быть по возможности нужным. Специфика желаний настоящего старика именно в том, чтобы, как это и свойственно разумной душе, -отдавать, а не брать.

Неудавшийся старик захвачен жестким, «мертвым» единством со своим телом. Его трагедия в том, что ему представляется высшим несчастьем его индивидуальная смерть. Настоящий старик не боится смерти своего тела, поскольку дух его уже вышел за его пределы, - поскольку он уже свободен в своей идентификации. Старость в этом смысле уже здесь и теперь есть «жизнь после жизни», или - подлинно духовная жизнь. Высокий страх настоящего старика лишь в том, что он не сможет в достаточной мере «воспарить» над своим телом, так сказать «выйти» из него.


(И. Ф. Стравинский. 1965 г.)

Выводы

Именно старик это и есть человек как таковой в том смысле, что он старостью подводит итог своей жизни. Юность и даже зрелость в этом аспекте – это всего лишь подготовка к старости. Старость в своем явлении это нисходящее движениечеловеческой жизни, но по сути своей естьвосходящее движение к высокому отождествлению с мировым целым, с Абсолютом, с Богом.

Послушайте фрагмент из книги. Ч. Айтматова "И дольше века длится день". Аудио 2.

Вопросы для самопроверки

1. Считаете ли Вы себя старым человеком?

2. Боитесь ли Вы своей старости?

3. Старость – это не только формальные показатели возраста. Кого Вы назвали бы старым человеком?

4. Кого Вы могли бы привести как пример достойной старости, знакомы ли Вы с настоящим стариком, который именно в старости достиг полноты своей жизни?

5. Могли бы Вы привести пример из художественной литературы «несостоявшегося старика»?

6. Согласны ли Вы с тем, что старик способен к творческой активности, - в каких смыслах, в каком отношении с другими?



Для многих пожилой возраст - это приговор, и приговор пугающий не столько из-за утраты физических сил и внешних изменений, сколько из-за панической неготовности встретить саму старость. Современная медицина с легкостью может вылепить из 70-летней куклу Барби, но это лишь доказывает, что человек XXI века всячески препятствует природному процессу.

Мы привыкли рассматривать однобоко, а ведь в этой поре тоже есть свои прелести. Удивляют и восхищают люди, которые своим примером доказывают, что главное - не стареть душой и жадно вкушать жизнь. Это письмо написала Владимиру Познеру американка Филлис Шлоссберг.

Отношение к старости

Старость в радость

    «Не так давно одна юная девочка подошла ко мне с вопросом: “А как это - быть старой?” Я задумалась в растерянности и не нашлась, что ей ответить, потому что не думала об этом раньше и старой себя не считала.

    От моего замешательства смутилась и девочка, однако я поблагодарила ее, сказав, что вопрос интересный. И как только я найду на него ответ, то сразу же сообщу ей. И вот ко мне внезапно пришло осознание того, что старость - это дар.

    На сегодняшний день я - тот человек, которым я всегда хотела быть. Нет, не думайте, что всю жизнь я только и стремилась к морщинам, пятнам на коже и отвисшему заду. Часто, глядя в зеркало, я недоумеваю насчет отражения в нём.

    Но эти переживания улетучиваются очень быстро. Потому что я никогда и ни за какие коврижки не согласилась бы отдать свою чудесную семью и своих близких друзей в обмен на темные волосы и плоский живот! Я заметила, что с течением времени я стала добрее и снисходительнее к людям.

    А себе я стала другом. Я больше не съедаю себя поедом за лишнее печенье, за купленную садовую фигурку, которая в общем-то мне не нужна, но которая украшает мой сад. Я за свои годы видела много друзей и знакомых, которые ушли из этого мира, так и не получив дара старости. Да и кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня?

    Старость - это свобода. Ты можешь танцевать сама с собой под удивительные пластинки ушедшей молодости, можешь поплакать над увядшей любовью, которая была когда-то. Ты можешь сходить на пляж, не стесняясь своего тела, и, если хочется, можешь кинуться прямо в волны океана, несмотря на полные жалости взгляды юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Но они же тоже состарятся. Неизбежно.

    Порой меня настигает “девичья память”, но я вполне осознаю, что далеко не все вещи нужно запоминать. Только важные. За эти годы мое сердце не раз разбивалось. Да и как может не разбиться сердце, когда ты потерял любимого, когда страдает ребенок или когда любимую собаку сбивает машина?

    Но в этом и есть наша сила. Не могут быть красивыми глаза, которые не плакали ни разу. Не может быть живым и любящим стерильное сердце.

    Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Потому что много, много людей умерло рано, молодыми или еще не старыми, но и не юными. Я теперь могу говорить чистосердечно и правдиво: “Да-да, нет-нет”.

    Чем ты старше и даже старее, тем меньше тебя заботит чужое мнение. Тем меньше ты сомневаешься и тем реже (после стольких-то подножек) ты ошибаешься! Итак, дорогая юная девочка. Я скажу тебе вот что: мне нравится быть старой.

Интервью со спасателем Владимиром ЛЕГОШИНЫМ

Владимир Данатович ЛЕГОШИН родился в 1962 году. Окончил Московский энергетический институт. Работал внештатным спасателем при Комиссии по черезвычайным ситуациям Совмина СССР. В отряде "Центроспас" – с 1992 года. С 1997-го заместитель начальника отряда. Герой России, заслуженный спасатель РФ.

- Как Вы относитесь к старости?

Мне 43 года, это еще не старость, но уже и не молодость. Я понимаю, что олимпийским чемпионом мне уже не быть, как бы я ни тренировался. Это я упустил.

Наступает переоценка своих действий, своей жизни, начиная с самого детства. Тогда возможностей было больше, но не было сегодняшнего опыта. Вот там бы я поступил более рационально, более экономно. Таких ошибок не совершил бы. Например, проявил бы не агрессию, а жалость. А что-то не стал бы менять ни за что. Такие сожаления о прошлом бывают у каждого.

Я смотрю на 25-летних, 30-летних, и они кажутся мне молодыми максималистами. У некоторых из них все делится на белое и черное. А у 20-летних тем более. В моем возрасте оттенков от белого до черного становится гораздо больше, а у пожилых палитра еще богаче. Они больше умеют прощать. Физических сил меньше, а жизненной мудрости больше – вот такой парадокс.




При этом у людей ближе к семидесяти круг общения сужается, во многом потому, что у них становится меньше возможности передвигаться. Зачастую бабушки и дедушки ограничиваются своей семьей. В общем, как в сказках говорится, жили дед да бабка на берегу синего моря. Когда им было по пятнадцать лет, у них, наверное, было полно друзей, но с годами почти никого не осталось... Могу судить по себе: если лет пятнадцать назад мой телефон в выходные трезвонил каждую минуту, то сейчас раз-два, и то по делу. У всех заботы, семья... Конечно, мы дружим с коллегами. Если нужна помощь, ребята всегда выручат, без вопросов. Плохие люди в нашей профессии, как правило, не приживаются, уходят. Но видимся в основном на работе, вне ее – редко.

– Сейчас многие, особенно женщины, всеми силами пытаются задержать молодость.

– Я уверен, что каждая женщина для своего мужа, для любимого человека хороша в любом возрасте. И оттого, что с годами у нее появляются морщинки, менее любимой она не становится. А этот бум, мода на молоденьких девочек... Это просто блуд, а не любовь, не нормальные отношения.

– Но почему же тогда люди молодятся до последнего? С помощью пластических операций, процедур, косметики, молодежного стиля в одеже и поведении..

– Думаю, это просто ненужная бравада: 60-летняя бабушка в мини-юбке или дедушка в коротких шортах – это же просто некрасиво, им это не к лицу. Или пожилая актриса, которой “подчистили” морщинки компьютерной графикой, красиво накрасили, одели. Да, она эффектно и молодо выглядит на экране, у нее много поклонников, кто-то даже влюбляется. Но ведь вблизи возраст не спрячешь. Спрашивается, зачем эта игра в молодость? Получается просто маска, а не живой человек.

Посмотрите на того же Табакова. Да, это пожилой человек. Но он этого абсолютно не скрывает, ведет себя соответственно возрасту и при этом следит за собой. Людей, которые достойно ведут себя в пожилом возрасте, много – актеры, политики и так далее. Каждому возрасту свойственен свой хабитус*, это неизбежно. Но можно и в пожилом возрасте сохранять свой стиль, выглядеть красиво.

– Говорят, что страх старости подсознательно идет от страха смерти.

– Мы всегда боимся неизведанного, ведь мы не знаем, что нас там ждет (я говорю в основном о неверующих людях, у верующих все более определенно).

- Ваша профессия повлияла на отношение к смерти?

– Изменила в корне. Когда столько раз встречаешься со смертью, когда твоя работа напрямую с ней связана и люди умирают у тебя на руках... Знаете, они абсолютно спокойны, хотя всё понимают: “Вы меня, наверное, уже не вытащите, я умру...” Некоторые находятся в ступоре, в полуобморочном состоянии. Им даже неприятно, когда их тормошат. Его просишь: “Открой глаза, поговори со мной”, чтобы хоть как-то его поддержать, помочь. “Да нет, я лучше посплю...”

Поэтому и я перестал бояться смерти. Мне и самому приходилось попадать в опасные ситуации, на грани жизни и смерти, у меня были серьезные ранения. И я понял: человеческий организм генетически приспособлен к смерти, как бы странно это ни звучало. Все проходят через этот барьер, все умирают. Это определено Свыше. Да, это тяжело, но никуда не деться. Каждая жизнь когда-нибудь кончается.

– Наверное, страх идет еще и от ожидания боли перед смертью.

– И к боли мое отношение сильно изменилось. Я убедился на своем опыте: организм автоматически защищает нас от слишком сильной боли. Даже если в человека попадает пуля, сначала он чувствует просто сильный удар. Либо боль будет острая, но кратковременная, либо ты ее вообще не почувствуешь – просто потеряешь сознание. Это зависит от болевого порога пострадавшего. Рано или поздно боль пройдет или прекратится. Господь не дает человеку испытания, которого тот не может вынести. Так что и боли я бояться перестал. Ее тоже придется пережить.

– А старости боитесь?

– Тоже нет. Я отношусь к ней совершенно спокойно, как к данности. И понимаю, что она может прийти в любой момент, жданно или нежданно. А вот чего боюсь, так это немощи. Старость – это умудренность. А немощь – это физическая слабость, невозможность реализовать то, что хочется в жизни.




Очевидно, со скорбной миной лицо кажется более благородным и умным. Но как говорил незабвенный Олег Янковский в таком же незабываемом фильме: «Умное лицо — это еще не признак ума».

Если говорить о старости, то такой, как у артиста Зельдина, который прожил 101 год и был бодр, востребован, а, самое главное, внутренним оком устремлен не в прошлое, каким бы притягательным оно для него ни было, а в будущее.

…И бабушек приходим навестить
На день рожденья раз. И раз — в день смерти.
А в третий раз — когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть.

В этот момент я искренно люблю их всех: морщинистых и не очень; аккуратно расправляющих складки головного платка или так же аккуратно наносящих на поблекшие губы красную помаду из богом забытого тюбика; добродушно ворчащих нам вслед или испытующе глядящих из-под выпуклых стекол очков: старушек-веселушек с бодрым румянцем на щечках или сдержанных элегантных дам.

Мой искренний порыв длится недолго (не буду лукавить!). Три-четыре старческих лика, блаженно ностальгирующих по дням минувшим, когда «все было не так, был порядок!», или увлеченно повествующих про очередные анализы и таблетки, или (о! о! о!!!) раздающих бесплатные ценные указания, способны вогнать меня если не в тихую ненависть, то в отчаянную скуку.

…Мы давно приучились обходиться без них. Это жестко, но это правда, а не пафос. «Тому, кто идет дорогой жизни, Бог дарует способность забвения». Это тоже замечательная истина из такого же замечательного фильма. И все-таки жаль иногда и сжимается горечью сердце, что больше никто старческой рукой не выльет тебе вслед традиционную кружку воды, чтобы дорога твоя была легка, и не накроет худенькой морщинистой ладонью твою, гудящую от усталости руку, словно говоря: «Устала, внученька? Ну, ничего, Бог труды любит. Отдохни!»

В октябре в петербургском пространстве Охта Lab стартовал проект «Старшее поколение: Young Old», посвящённый либерализации старения и тому, как меняется образ старости в современном мире. В лектории проекта уже обсудили, как выглядит процесс либерализации старения с точки зрения социальных исследований, а вскоре состоится лекция о городской архитектуре для людей старшего возраста .

Предлагаем задуматься о том, как воспринимаются пожилые люди сегодня, и о том, почему это касается всех.

Ребёнок в социуме - существо достаточно бесправное. Что делать, как себя вести и как поступать, ему объясняют взрослые. Сам ребёнок в ответ на многочисленные директивы и запреты может только сокрушаться: «Меня сначала закрыли, потом шарик не дали, ничего нельзя!» .

Впоследствии, в пубертатном возрасте, мы доказываем (а иногда мучительно отвоёвываем у других) право на субъектность. В современном мире этот рубеж взросления отодвигается всё дальше. Многие молодые люди в плане взаимоотношений с семьёй и старшими членами общества сохраняют полуподростковый статус на протяжении всего обучения в университете, а то и после его окончания.

И вот, когда кошмар взросления позади, а пройдены, человек становится взрослым и в глазах социума, и по собственным ощущениям. Сегодня в развитых странах, как правило, этот момент наступает, когда человек перевалил за 20-летний рубеж, но ещё не достиг 30-летнего.

Но стоит нам только выбраться из бесправия юности, как с другой стороны жизни уже подступает другой период, когда наши желания ограничиваются снаружи, а возможности снижаются изнутри. Так период, когда мы считаемся самостоятельными и адекватными людьми, контролирующими свою жизнь, становится не так уж велик.

В 2017 году пенсионный возраст в России составляет 55 лет и шесть месяцев для женщин и 60 лет и шесть месяцев - для мужчин.

Казалось бы, это всего лишь числа, которые никак не могут влиять на нашу личность и отношения с другими людьми (к тому же, даже цифры смещаются - в рамках российского законодательства пенсионный возраст с каждым годом отодвигается на полгода). Однако «выход на пенсию» - событие, которое имеет большую символическую значимость, особенно в странах с социалистическим прошлым. Закон не запрещает продолжать работу и после достижения пенсионного возраста, и множество людей использует эту возможность. В то же время, существуют негласно принятые представления о том, чем «человеку на пенсии» следует заниматься, а также список понятий, с которыми ассоциируется пенсионер.

В России среди «тэгов старости» обязательно будут поездки на дачу, рассада, тележки в метро, пристрастие к домашней кухне, лавочка у дома, скандалы в почтовых отделениях, кроссворды в газетах и телевизор. Над этим в обществе принято подшучивать, но, в то же время, всерьёз предполагается, что пожилому человеку нужно «остепениться», обратиться к традиционным занятиям вроде садоводства, слушать музыку и читать книги времён своей молодости, смотреть старые фильмы и рассказывать внукам истории из прошлого.

При этом пожилым людям (опять же, по негласному социальному договору) часто отказывают во множестве важных вещей: в новых хобби, широте интересов, знакомствах и дружбе, романтике и сексуальности, в переменах, общении и веселье; вообще в нетипичном поведении, которое не укладывается в представления о старчестве.

Сегодня в западном мире каждый седьмой человек - старше 60 лет, а через тридцать лет такого возраста будет каждый четвёртый.

Не за горами и тот момент, когда на пенсию выйдут представители поколения Х, а за ними наступит очередь миллениалов. Очевидно, что пенсионный контекст должен претерпевать изменения. Меняя отношение к старости уже сегодня, мы можем повлиять не только на положение нынешних пожилых людей, но и на то, каким будет образ старости через 20, 30, 50 лет. И эта проблема касается всех, кто не планирует умереть молодым.

Два образа пожилого человека

Хотя в последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения, образ пожилого человека до сих пор определяют две идеи, идущие из древних времён. Несмотря на взаимную противоречивость этих идей, они успешно сосуществуют, создавая образ-оксюморон.

1. «спросим у старейшины!»

Традиционно старики выступали в роли носителей моральных и социальных ценностей, а также практических навыков. В этом смысле пожилые люди должны выполнять роль общественных патриархов, на которых равняются остальные. В традиционной модели общества это фигуры, которые контролируют, чтобы все остальные не отлынивали от своих социальных ролей и вели себя прилично. Поэтому, хотите вы или нет, если вы пожилой человек, общество назначает вам роль старейшины-надсмотрщика. Даже если вы хотите встать и убежать или устроить для всех вечеринку.

В дописьменные времена человеческий мозг не мог вместить всех знаний. Уважением пользовались те, кто мог делиться информацией о том, где пролегают тропы животных, как изготовлять те или иные орудия; впоследствии, с формированием оседлого образа жизни - как выращивать растительные культуры, заботиться о домашних животных. Старики были и книгой, и интернетом. Так сформировалось мнение, что пожилой человек - хранитель опыта и мудрости.

Однако в индустриальном мире значение стариков стало уменьшаться, а в постиндустриальном - и вовсе больше нет нужды в том, чтобы носителем информации был человек. Принципы информационного оборота и хранения изменились. И это одна из причин, почему старость требует переосмысления.

2. «стар да мал - дважды глуп»

Существует много свидетельств антропологов и археологов о том, что в первобытных обществах стариков хоронили заживо или ещё каким-то образом избавлялись от них, когда в племени не нужны были лишние рты. Главная значимость - практическая, важны те члены общества, которые могут держать оружие и орудия труда, участвовать в охоте и собирательстве. Отсюда идёт представление о старике как обузе, или - в более либеральном варианте - как о «выжившем из ума», этаком капризном слабоумном.

Сегодня мы не относим бабушек в лес к крокодилам, однако создаём для них изолированные пространства, где те могут доживать свои дни, не мешая всем остальным. Там стариков, как немощных и слабых людей, во многом лишают самостоятельности, отказывая им в личном волеизъявлении так же, как в ней отказывают детям.

Человек может иметь какой угодно опыт, интеллект и набор успехов, однако если он пожилой, он рискует столкнуться с дискриминацией, снисхождением или с тем, что другие люди попытаются говорить за него. Для этого не обязательно страдать от деградации когнитивных функций, достаточно просто выглядеть на свой возраст.

Кстати, по оценкам ВОЗ , доля общего населения в возрасте 60 лет и старше с деменцией составляет от 5 до 8 человек на каждые 100 человек.

Умберто Эко, который ушёл из жизни в 84 года.

(источник: https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/032/703/image/base_12e3a0b059.jpg)

Почему у старости плохой имидж

При этом эротические или романтические сцены с участием пожилых людей практически табуированы. Предполагается, что люди, у которых есть седина и морщины, уже не могут служить предметом влечения или эстетического любования.

Изменения в этой области медленно, но происходят. Например, Джессика Лэнг пережила взлёт карьеры, сыграв эффектных пожилых красавиц в сериалах Райана Мёрфи «Американская история ужасов» и «Вражда», а в одном из эпизодов футуристического сериала 2017 года «Электрические сны Филипа Дика» 73-хлетняя Джеральдина Чаплин появилась в роли романтичной мечтательницы, которая мечтает увидеть Землю, где никогда не была. Впрочем, сцены, в которых пожилые люди не стесняются выглядеть сексуальными, романтичными, наивными и влюбленными, всё ещё воспринимаются неоднозначно.

Чтобы понять, почему нас так отталкивает старость, почему общество неосознанно смещает её в зону невидимости, нужно посмотреть своим страхам в лицо. Что смущает общество в пожилых людях, чем нас пугает собственная старость?

    Глубоко прошитый в подкорке страх угасания и смерти. В некоторых случаях эти инстинктивные опасения так велики, что диктуют молодым людям отторжение к пожилым и страх по отношению к собственной старости. Часто именно неосознанная тревожность заставляет людей старшего поколения ругать молодёжь, навязывать ей свои представления и жаловаться на «нынешние времена»: это отчаянное стремление людей заявить о себе, дать понять, что они ещё сохраняют субъектность. Победить смерть никому не под силу, но осознание и проработка страхов делают нас сильнее, чем политика отрицания и замалчивания.

    Страх одиночества. Старость часто ассоциируется с ситуацией, когда друзья-ровесники уходят из жизни, а дети и внуки редко приезжают на выходные. Ритм жизни пожилого человека действительно меняется. Однако возможность завязывать новые социальные связи никуда не исчезает, а современные технологии дают возможность поддерживать контакт с другими людьми.

    Сексуальные табу. Можно предположить, что рождение больных детей привело к формированию запрета на сексуальные контакты с или между пожилыми людьми. К счастью, сегодня здоровые дети рождаются у матерей после 50 и более лет. Не говоря уже о том, что деторождение - далеко не единственный повод для того, чтобы проявлять влечение и выражать свои чувства к близким людям.

    «Культ молодости» . Чувство вины за собственный возраст насаждается в медиа через культ гладкой кожи и советы по закрашиванию седины. Проблема во многом имеет гендерный характер - женщин за морщины стыдят куда больше. Главное, что можно с этим сделать - начать с самого себя и стремиться видеть красоту в разных образах телесности. В конце концов, смотреть на вещи под новым углом куда интереснее, чем довольствоваться привычной оптикой.

Стратегии старости

городская среда и общение

Рассуждая о том, как именно интегрировать пожилых людей в общественную жизнь и способствовать их социализации и благополучию, социологи и урбанисты часто предлагают концепцию создания комфортных пространств. Речь идёт не только о том, чтобы добавить пандусов и лифтов, а также адаптировать городскую навигацию для нужд людей с ослабленным зрением и слухом, но и о том, чтобы создать такие места, в которых пожилым людям будет комфортно психологически. Плюсы такой стратегии на первый взгляд очевидны, однако у неё есть существенный минус - геттоизация пожилых. Вряд ли резкое разделение пойдёт пользу имиджу старости, разве что окружит её новыми предрассудками.

Альтернатива - создание смешанного общества, в котором могут сосуществовать и пожилые, и молодые (которые, кстати, тоже могут иметь особые потребности по самым разным причинам). С гуманистической точки зрения очевидно, что различия между людьми куда глубже и серьёзнее возрастных. Куда большую роль играют образ жизни, потребности и увлечения. Предполагать, что двум пожилым людям будет комфортнее вместе - такое же грубое упрощение, как считать, будто вместе будет интересно двум женщинам, рыжим или людям высокого роста.

Что продуктивнее - общение с человеком другой возрастной группы, который разбирается в вашей специальности или обожает того же поэта, что и вы, или с ровесником, с которым у вас нет общих интересов?

«успешное старение»

Сегодня всё чаще говорят о подходе, который называется «успешное старение». Он опирается на достижения геронтологии, медицины и социальных наук (мы полагаем, что в этот список следует также добавить когнитивные науки), и на основании этого предполагает, что старость может быть не таким мрачным периодом жизни, как учит нас предшествующая культура.

С точки зрения Дж. Роуи и Н. Кана , диабет и остеопороз, которые традиционно считали старческими болезнями, часто ошибочно приписываются исключительно пациентам старшего возраста.

По их мнению, даже специалисты списывают многие физические и психологические проблемы на старость, недостаточно учитывая индивидуальные особенности образа жизни, привычек и питания.

Исследователи сформулировали несколько целей, к которым следует стремиться, чтобы «стареть успешно»: это низкая вероятность болезней или инвалидности, возможность учиться новому и сохранять физическую активность и участие в общественной жизни. Если общество направит усилия на то, чтобы помочь пожилым людям достигать этих целей, а те, в свою очередь, осознают все эти потребности как неотчуждаемое право и будут к ним стремиться, качество их жизни и имидж старости существенно улучшатся, утверждают авторы.

Психолог Роберт Хевигхерст предлагает говорить о старости не только с позиций утраты, но и с позиций приобретения . Ключевым моментом здесь становится понимание пожилого возраста как части как непрерывного развития и прогресса, пусть и на других основаниях. С годами человек может стать не только более зажатым и косным, как это часто происходит, но и более спокойным, раскрепощённым и внутренне гармоничным. Когда социальное давление снижается, а непрерывная гонка достижений замедляется, можно, наконец, позволить себе быть самим собой.

Не только достойно, но и весело

Российским пенсионерам редко доступна возможность открыть стартап или завести хобби, которое требует вложений. Многие возможности отсечены проблемами со здоровьем и реальными противопоказаниями - человек с больными коленями не пойдёт на долгую пешую экскурсию или на благотворительный забег, а тому, кто плохо видит, трудно сидеть за компьютером.

Однако существуют и менее очевидные проблемы - психологические, продиктованные общественным отношением. Парадокс в том, что пожилые люди часто сами отказываются от интересных для них занятий, даже когда те вполне им по силам и по средствам. Мотивации такие: «Это не принято, никто моего возраста таким не занимается», «Ну куда мне, я буду там самый старый», «Мне будет неловко». И речь идёт не о походе на рэйв-фестиваль или восхождении на гору, а о вполне обычных делах: недолгие экскурсии, концерты с сидячими местами, выставки, лекции и семинары.

Кажется, что пожилые люди просто стесняются развлекаться и открывать новые горизонты. Социальный смысл таких проектов, как тот, что запущен в Охта Lab , состоит в том, чтобы взглянуть на пожилой возраст с точки зрения возможностей, а не ограничений.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх