Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в рабовладельческом строе

На смену первобытно-общинному строю пришла другая общественная формация - рабовладельческий строй . Основными классами являлись рабы и рабовладельцы. К V тыс. до н. э. во многих древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) появлялись первые организованные формы воспитания и образования, которые учитывали как культурно-религиозные традиции, так и социально-экономические, географические и мн. др. факторы. И хотя хронологически периоды развития этих цивилизаций не совпадают, тем не менее, всем им были присущи сходные черты, характеризующие процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

Новый социальный институт, школа, стал активно развиваться во всех древних государствах Ближнего и Дальнего Востока в связи с укреплением государственных структур и возникшей в этой связи необходимостью специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов. Педагогические прерогативы семейного воспитания уже не отвечали насущным социокультурным, политическим и экономическим потребностям общества.

Но, несмотря на то, что к I тыс. до н.э. в государствах Древнего Востока постепенно был расширен круг людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание, тем не менее, абсолютное большинство населения по-прежнему оставалось безграмотным и обходилось лишь семейным воспитанием и обучением.

Достойное образование стало уделом лишь избранных каст и являлось залогом личного успеха, значительного карьерного роста и процветания. В тоже время воспитание приобрело жесткий, авторитарный характер, а обучение письму требовало много времени, терпения и сил, было крайне сложным (не каждый мог его освоить) и носило рутинный характер.

Древняя Месопотамия - родоначальница всех восточных культур. В течение трех тысячелетий на ее территории были образованы такие государства как Ур, Урук, Лагаш, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, которые обладали достаточно стабильной и развитой культурой. Здесь успешно развивались науки: астрономия, математика, агротехника, процветали искусства, были созданы оригинальная письменность и система музыкальной записи. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, проводили искусственные каналы, воздвигали мосты, комфортабельные дома и библиотеки.

Почти в каждом городе создавались школы. Эти учебные заведения назывались дома табличек (по-шумерски - эдубба) и готовили грамотных писцов. Свое название эти учебные заведения получили из-за глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Первые таблички школьного характера относятся к III тыс. до н. э. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Намного позже писцы стали пользоваться деревянными табличками, которые покрывали тонким воском, а затем выцарапывали письменные знаки.

Первые дома табличек были небольшими учреждениями с одним учителем. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики переписывали в таблички-упражнения и заучивали. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Основным методом воспитания являлся пример старших. В основе методики обучения лежало простое, многократное повторение и механическое запоминание. Однако постепенно стали применяться и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. В круг изучаемых предметов первых эдуббов, помимо чтения и письма, входили такие дисциплины как - история, география, геология, ботаника, математика, медицина, мифология, право, музыка, пение, литература, танцы и др.

Первые сведения о школьном обучении древних египтян также восходят к III тыс. до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка в мир взрослых. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. На первый план в воспитании выдвигались аскетизм и строгое послушание. В логике такого идеала шло обучение и воспитание. Мальчикам и девочкам уделялось одинаковое педагогическое внимание. Однако в школу отправляли лишь мальчиков из привилегированных сословий.

Школа в древнем Египте возникла как семейный институт. Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности семей. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его в той или иной должности. Приобретение грамотности, в частности профессии писца, рассматривались как залог социального благополучия.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучение в них начиналось с пяти лет. Вначале ученики писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Позже появляется бумага (папирус) и становится основным писчим материалом. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов, физическим и военным упражнениям, правилам поведения и этикету. Но главное чему должна была научить школа - это умение слушать и слушаться, что нередко достигалось физическими наказаниями.

Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Приобретение образования требовало немало труда. Занятия в школе начинались рано утром, а заканчивались поздним вечером. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями и безропотно подчиняться наставнику как своему отцу, чей абсолютный авторитет был освящен многовековыми традициями. Например, для овладения грамотой ученику требовалось запомнить не менее 700 иероглифов, научиться беглому, упрощенному и классическому письму.

Особое место в системе образования Древнего Египта занимали царские (дворцовые) школы , где дети высшей знати учились вместе с детьми фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Среди наиболее значимых и почитаемых наук в Древнем Египте была астрономия. Она играла огромную роль в жизни древних египтян и служила связующим звеном между земным и небесным мирами. С помощью астрономических знаний жрецы предсказывали различные природные явления и катаклизмы (засуху, разливы Нила, песчаные бури, солнечные затмения), управляли общественным мнением и умами людей, предугадывали судьбу человека, помогали сельскому хозяйству и мн. др. То место, которое отводилось астрономии в Древнем Египте, не имеет равных в истории других цивилизаций. Египетские жрецы были единовластными обладателями астрономических знаний и пользовались у фараонов безграничным расположением.

В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) В Древнем Египте появляются первые школы для врачевателей. В этих школах был накоплен колоссальный опыт лечения и диагностики многих болезней, издавались труды и учебные пособия для врачевателей, то есть для тех, кто выбрал лечение людей своей профессией.

К середине I тыс. до н. э. в Древней Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени семейного воспитания систематического обучения не предусматривалось. Организованное и систематическое школьное обучение соответствовало кастовому принципу и начиналось после особого ритуала - посвящения в ученики - упанаямы.

Население Древней Индии было поделено на четыре основные касты. Кастовый строй Индии наложил определенный отпечаток на воспитание и образование. Три высшие касты составили: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы).

Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а одни лишь обязанности.

У кшатриев и вайшьий программа была менее насыщенной, но более профессионально-ориентированной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскому хозяйству и ремеслам. Длительность обучения не превышала восьми лет. Как правило, специальных помещений для занятий не было. Обучение происходило на открытом воздухе.

Позднее появляются семейные школы , где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи, а ученики считались членами семьи. Обучение было основано на устной передаче знаний. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы , где вокруг гуру-отшельников (гуру - чтимый, достойный) собирались их верные ученики.

К середине I тыс.н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха, которая внесла изменения в экономической, духовной жизни государства, оставила след в сфере воспитания и обучения. Эти изменения были вызваны появлением новой религии - буддизма.

Во многом сходные с буддизмом религиозные и философские принципы нашли отражение и развитие в китайской культуре. В основе педагогических традиций Древнего Китая , как и других древних человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходивший корнями в первобытную эпоху. В основе воспитательных отношений лежало уважение старших младшими членами семьи. Наставник почитался как отец, а деятельность учителя была весьма почетна. Сложившийся в Древнем Китае идеал воспитания и образования предусматривал подготовку начитанного, вежливого, наделенного самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить гармонию в душе».

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Важнейшим способом и целью обучения являлось иероглифическое письмо. Им владели лишь немногие жрецы. Этот вид письменности требовал длительного обучения и крайне медленно распространялся в обществе.

Китай стоит в ряду тех древних цивилизаций, в недрах философской мысли которых были сделаны первые попытки теоретического осмысления воспитания и образования.

План

1. Предмет и задачи истории педагогики.

    Концепции происхождения воспитания.

    Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

    Воспитание в рабовладельческом обществе:

б) Воспитание в государствах Древней Греции (Спарта, Афины).

в) Воспитание и школа в Древнем Риме.

г) Воспитательная практика древних славян (Идеи народной педагогики).

История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция . С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая ) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II . Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

III . Воспитание в рабовладельческом обществе.

а) Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет).

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5–му тысячалетию до н.э.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшей привилегией пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, этилологию, логику и др. Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а последующем буддизм (у истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг до н.э.). Будда (Просветленный) – достиг высшего духовного совершенства (считали его последователем), он выступал против монономи брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него отшельника – гуру (учитель) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячалетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (10 в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551–479 до н.э.) (Латинизированная форма от кит. Кун–Фу–цзы, т.е. учитель Кун.) Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками. Классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности. Его мысли, слова очеловечивают человека способствовать осмыслить свою жизнь. Обучение имеет целью развивать духовную чуткость ученика. Великое свершение начинается с малых дел. Великий учитель Куп понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. Он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения: развитие природных задатков человека.

В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Некоторые изречения Конфуция, которым уже 2,5 тысяч лет.

«Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимность». – «Чего себе не желаешь, того не желай другим».

«Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными.»

«Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

«Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей».

На исходе эпох Древнего Китая IIв. до н.э. – IIв н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникли системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования (начин. Обучение 7-8 лет, учились 9 лет) в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителей. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге учение должен был освоить деловой стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Затем в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

3 (б) Воспитание и школа в Древней Греции .

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).

Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».

В этот период появляются олимпийские игры.

В) Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша.

В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

Г) Воспитательная практика древних славян

Во II ст. до н.э. на исторической арене появляются славянские (праславянские) племена. Во второй половине III ст. окончилось расселение славян и их раздел на три этнические группы: восточную, западную и южную. За долгое время прославяне, а затем славяне отработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая вышла из глубины трудовой жизни народа. Как и во всех народов, у первобытных славян существовал культ труда и ума, умелых рук и понимания своего места в природе. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых, природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, посильного труда, тяжелых условий быта и природы.

Одним из распространенных, многогранных и эффективных средств воспитания был фальклор, особенно детский, который объединял все виды народной поэзии. В глубокой древности возникло такое эффективное средство воспитания, как игра. Значительное место в воспитательной практике славян занимала языческая религия. В основном воспитанием у древних славян занималась семья. До 3-4 лет – дети под опекой матери, с 4-6 лет – в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу дома. Детей знати отдавали в другую семью («Кума до кум наставляют ум»), с 7-14(15) лет – девочки под руководством матери учились ведению домашнего хозяйства, мальчики–подростки рядовых общинников овладевали трудовыми навыками, дети дружинников с 12 лет в гридницах овладевали военным искусством.

Вопросы для самоконтроля

    Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

    Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах?

    Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

    Какие прогрессивные педагогические идеи античных философов вошли в фонд педагогической науки и нашли применение в современной практике?

    Каким был идеал воспитания и воспитательная практика у древних славян?

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

Вопрос о происхождении воспитания.

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX-начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Воспитание в первобытном обществе.

На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Воспитание в первобытном обществе

Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта и воспитание.

в Зависимости от методологических позиций ученые по-разному объясняли природу воспитания. Представители биологической теории (французский этнограф Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог Г. Спенсер, 1820-1903) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно - биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (американский историк и теоретик педагогики П. Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается лишь на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, а подражание е механизмом, в сущности воспитательного процесса. Согласно религиозной теории (немецкий педагог К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде всего творческое действие Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей. Представители трудовой теории (немецкий философ Ф. Энгельс, 1820 - 1885, английский социолог Л. Моргай, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передачи молодому поколению знания и умение их изготовление и пользование ими. Однако все ученые соглашаются, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям все то, что они создали в собственной практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такая передача опыта и взглядов является одной из важнейших предпосылок существования и развития общества.

Много информации о содержание и методику воспитания в первобытном обществе дают этнографические описания и этнологический анализ, наблюдение за племенами, до сих пор остались на очень низком уровне общественного развития. Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он преодолел этапы первобытного стада, родовой общины, распада. В каждом из них воспитание подрастающего поколения имело свои особенности.

На этапе развития первобытного стада (от древнейших времен до 200 тыс. лет назад) произошло завершение процесса биологического становления человека. Никаких организованных форм воспитания тогда не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых. Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (собирание плодов, охота, рыболовство, обустройства жилища, изготовления орудий труда и др.), они постепенно вовлекались в жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным. На этом этапе возникают элементы обучения. Взрослые учили детей соблюдать племенных традиций, передавая им то, что знали сами. Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, соблюдения добрых обычаев, обретение жизненной мудрости. их передавали от поколения к поколению как абсолютные истины.

За родового строя (примерно 10 тысяч лет назад) человек приобретает всех основных антропологических качеств, ее социальные параметры начинают доминировать над остатками зоологического индивидуализма, она овладевает связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды. Для периода расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников в трудовых процессах, загальнородова или загальноплемінна собственность на основные средства производства, уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства. Формируются религиозные представления, оказывая значительное влияние на воспитание подрастающего поколения.

Развитие общественной жизни первобытных людей обусловил соответствующие изменения в их воспитательной практике. их цель заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий жизни и характера производственной деятельности взрослых. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подростки, которые принадлежали всей общине; взрослые, что были полноценными и равноправными участниками жизни и труда; лица пожилого возраста, которые кормили и ухаживали детей (древнерусское слово "воспитание" корень "питать" (кормить) и префикс "вос", который означает рост вверх). В 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободное время. С началом полового созревания хлоп эти-подростки переходили в состояние холостых мужчин и вдовцов, а девушки - в положении женщин. С тех пор они жили и воспитывались отдельно. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоты, рыболовства, изготовления орудий труда), девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, где они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людей.

Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых сопровождался специальными ритуалами - инициацией.

Инициация (лат. initiatio - совершать таинство) - система испытаний, церемония посвящения подростков в полноправные члены коллектива.

Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка. Ініціаціям подвергали как парней, так и девушек, но более распространены они были в отношении ребят. Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезкой, битьем палками) мало удостоверить наличие у молодого человека физических и духовных качеств, которые бы отвечали требованиям общества к индивиду, вступающему на путь активной общественной жизни.

На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек. Здесь их приучали к исполнению религиозных обрядов и праздничных ритуалов, учили играм, танцам, пению, рассказывали об истории рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, в них доминировали демократические порядки. К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом, опытнейших жителей рода, которые были первыми в истории человечества воспитателями.

С развитием производительных сил сформировалась новая организация родового общества - патриархат. Общество перешло от мотижного к плужного земледелия, от разведения домашних животных к скотоводству, а затем и к новому разделению труда между полами. Руководящую роль в обществе исполнял мужчина, а женщина вела домашнее хозяйство. Возникла моногамия, а с ней - большая патриархальная семья, происходил переход патриархального поселения. В такой семье женщина и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитании.

Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала самым опытным, специально назначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Расширяли и углубляли его содержание и программы испытаний. Сформировались первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, во время которых детям прививали определенные правила и нормы поведения. Важную роль играла и устное творчество (предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки), а также табу - религиозные запреты на использование предметов, действий, слов, нарушение которых, как считалось, вызывает кару сверхъестественных сил. Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этой жизни.

В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое (предметное) письмо - объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки. С распадом первобытного строя появилась первоначальная форма письменного сообщения или записи - пиктография, то есть малюнкове или образное письмо, которое состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистически или условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересту, кожу, кости.

Для периода распада первобытнообщинного строя (7-6 тысяч лет назад) характерным является возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном развитии отразились и на воспитании. Прежде всего возросла роль семейного воспитания. В семье дети учились труду, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Формирование состояний (вожди, жрецы, старейшины) трансформировало общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитание на подготовку к войне и руководства общиной. Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправки религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Господствующие группы населения пытались отделить умственное воспитание от физического труда. Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнений, ориентирование по звездам, приемы лечения), обернув их таинственностью, мистикой. Жилье для молодежи постепенно превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, которые учились в этих заведениях, освобождали от физического труда.

В этот период сосуществовали элементы общественной и семейно-сословного воспитания, которое находилось под контролем общины. В то же время оно теряло при родовид сообщ ный и ненасильственный характер, поскольку усиливали тенденции авторитаризма в воспитании, все чаще использовалось наказание как метод воспитательного воздействия. Это было обусловлено несоответствием сословного воспитания непосредственным потребностям жизни ребенка, разрывом между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями преподавателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление воспитанника направленным на него воспитательным воздействиям. Такое сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием детей.

Рост объема человеческих знаний и необходимость передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организованный процесс умственного воспитания и обучения. А это требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание стало сферой профессиональной деятельности.

Итак, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление преодолело путь от стихийного и ограниченного по содержанию и методике к специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономических формациях.

Еще первобытные люди понимали, что вырастить будущего охотника без его обучения было невозможно. Примерно в 40-30 тыс. лет до н.э. вместе с обучением появилось и воспитание подрастающего человека.

Это связано с тем, что у человека появилась примитивная речь. И теперь он мог объяснить молодому охотнику все привычки зверей, а также показать способы охоты на них. Второй причиной возникновения воспитательного процесса является обучение молодежи в изготовлении орудий труда, начиная с простейших методов обработки камня и оканчивая умениями плавки металла. Поэтому у древних людей воспитанием занимался весь род, и все молодые люди обучались одинаково. Когда появилась семья, то теперь функция воспитателей перешла к родителям. Именно здесь оно начинается отличаться от предыдущего. Дети перенимали от родителей все лучшие качества и использовали их на практике, при этом усовершенствовали свои знания. Постепенно из поколения в поколения знаний становилось все больше и больше. Так как все взрослое население было занято, то появилось необходимость в создании домов молодежи, которые отдаленно напоминали современные школы. Именно в них старики обучали детей всем премудростям жизни. Вначале их учили вместе, а затем началось разделение обучения: мальчиков обучали охоте мужчины, а девочек ведению хозяйства – женщины.


Воспитание во времена Античности

В эпоху возникновения первых цивилизаций изменилось и воспитание молодого поколения. И особенно хорошо это видно на примерах полисов Афины и Спарта в Древней Греции. В Афинах до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром матери и обученного раба. С 7 лет мальчики шли учиться в так называемые «схолле», то есть школы. Кроме обычных предметов они изучали музыку и литературу. Именно эти предметы позволяло молодым афинянам окунаться в мир прекрасного. Греки большое внимание уделяли физическому воспитанию, и поэтому они с удовольствием занимались физическими упражнениями. Таким образом, в Древних Афинах развивали эстетическую и физическую культуру одновременно. В Древней Спарте все было наоборот. В ней большое внимание уделяли спорту и обучению воинскому искусству, а вот на остальные науки они не обращали внимания, считая, что воину лишние знания были не нужны. Девушки в Спарте также большое время уделяли физическим упражнениям, поэтому у них рождались здоровые дети. Также в Спарте существовал обычай убийства больных детей, мотивируя тем, что они не смогут быть сильными воинами. В Древнем Риме вначале воспитание молодежи проходило таким же образом, как и в Элладе, но затем оно изменилось. Именно в Риме школы разделились на три возрастные категории: начальная, средняя и высшая. Римляне смогли умело соединить все виды обучения в одно единое целое, чтобы получить полноправного гражданина Рима.

Воспитание у древних славян

Когда Западная Римская империя пала, на ее место пришла анархия в лице варварских королевств. Только через несколько столетий необузданные варвары смогли создать основу будущих процветающих государств. Именно тогда начинают формироваться европейская, славянская, азиатская, а потом и американская цивилизации.
В славянском мире большое внимание уделялось материнству. Именно любовь матери к младенцам вначале исходила в колыбельных песнях, а затем в присказках, сказках и других видах фольклора обогащала детский мир знаниями, а также развивала музыкальный и художественный вкус. У славян огромную роль отыграло эстетическое воспитание. Самое интересное то, что ни в одной летописи нет ругательных слов, и очень много наставлений. Владимир Мономах в своем произведении «Поучение детям» наставлял детей на путь истинный, и давал им различные советы, которые сегодня заложены в этике поведения. Со второй стороны детей уму разуму учили дома родители и их родственники. Именно в это время огромную роль в воспитании молодежи начали отыгрывать крестный папа и крестная мать. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играл народ. Традиции славянского народа, в которые входила ответственность, честь, долг перед родителями и Родиной, честь, любовь, совесть и другие лучшие качества, начинают выступать как главное средство в воспитании молодежи.

Воспитание в средние века

В средние века общество отвергало свободомыслие, и требовало полной покорности, даже если это был и богатый феодал. Именно воспитание покорности у человека и начала заниматься религия. Представители церкви полностью контролировали всю жизнь человека, не допуская даже малейшего отклонения от строго ограниченного жизненного пути. Учителями в то время являлись священники, которые главной и единственной книгой считали Библию. Именно там человек мог найти ответ на любой вопрос, который не всегда мог полностью объяснить то или иное явление. Священники и монахи доносили для народа Божьи заповеди, такие как справедливость, равенство, любовь к ближнему, и при этом готовили человека к загробной жизни, отвергая при этом значение земной жизни. Все отклонения в мыслях и поступках жестоко наказывались, вплоть до физического уничтожения. Именно в это время на площадях запылали священные костры, на которых сжигали не утвержденные церковью книги, и публично сжигались еретики. Постепенно церковь полностью подчинила себе образование, и не давало возможности молодым людям получить истинные знания. Науку в средние века религия назвала дьявольской служанкой, и настраивало все общество к небольшой группе ученых. В то же время появлялись направления лженаук, которые пропагандировала церковь. К ним относилась схоластика, астрология, алхимия и другие, непонятные для простого человека научные дисциплины.
Детей феодалов обучали военному делу, так как грамотность они не признавали. Постепенно вырисовываются облики семи «рыцарских наук», в которые входило фехтование, езда на лошади, охота, плавание, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте и пение, а также танцы. Как видим, в средние века воспитание сводилось лишь в почитании Бога. А также создавался романтический образ рыцаря, у которого не было плохих качеств, и он полностью владел всеми благоденствиями.

Воспитание в Новое время

В Новое время на первый план выходит новый класс - буржуазия. Именно она начала создавать предприятия нового типа для своего обогащения. Вместе с ней возник еще один класс - пролетариат. Это рабочие, которые работали на многочисленных фабриках. Технологический прогресс принес не только пользу, но и огромный вред для развития общества того времени. Большое население городов, а также антисанитарное условия жизни людей приводило к возникновению многочисленных очагов болезни. Кроме этого тяжелые условия труда и нищенские заработные платы привели к резкому ухудшению здоровья и физическому развитию простых рабочих.
Прогрессивные представители буржуазного общества начали предлагать проекты реформ в области образования. На первое место в воспитании молодого поколения они поставили физическое и моральное воспитание.
Именно в данный период зародились педагогические идеи, которые с изменением существуют и сегодня.
Например, Ян Коменский кроме разработки теории об образовании большое внимание уделял физическим упражнениям, которые должны были укреплять здоровье детей. Именно он сказал, что независимо от богатства и статуса родителей при правильном воспитании любой ребенок может стать образованным. Идеи и разработки Коменского вошли в основу такой науки как педагогика.
Еще один представитель гуманистов того времени Джон Локк также большое внимание уделял физическому воспитанию молодого поколения. Кроме этого он большую роль отводил питанию, быту семьи, а также гигиене одежде ребенка. Еще Локк предлагал соблюдать режим дня, и заниматься на свежем воздухе физическими упражнениями или играть в подвижные игры.

Воспитание советской школы

После Октябрьской революции в России изменилась система образования и воспитания. Учителя в основном обращали большое внимание на воспитание детей с помощью коллективизма и труда. Школам давались участки земли, на которых работали ученики. Весь урожай отвозили в школьные столовые, чтобы питание было дешевле. Кроме этого постепенно начинали в школах открываться учебные мастерские различных направленностей, и ученики на уроках труда своими руками ремонтировали школьную мебель. Также большое внимание начали уделять гимнастике, урокам физкультуры. Появились уроки, на которых прививали эстетику у учеников.
В это время возникает коммунистическое воспитание, которое начинает занимать главенствующее место в школах. Учителя истории и общества кроме знаний по предметам старались воспитывать политическое сознание учеников. Эти все методы позволяли расширить кругозор знаний у детей, и пробуждали активность для участия старшеклассников в строительстве социализма. Именно тогда появилась молодежная организация – комсомол, которая являлась верным помощником Коммунистической партии Советского Союза. Комсомольцы являлись инициаторами трудовых субботников и воскресников. Они устраивали различные вечера, которые посвящались праздничным дням. Также они принимали участие в работе по программе Ликбеза (ликвидации безграмотности), проводили массовые чтения газет и журналов. Комсомольцы ставили различные спектакли в сельских и городских клубах, в которых организовывали политические кружки. Также старшеклассники становились шефами у детей дошкольного возраста. Огромную роль в развитии политической активности и в воспитании учеников начала отыгрывать организация пионеров.
Воспитание и образование подрастающего поколения стало причиной идейной борьбы. Главные вопросы в ней касались педагогике, а конкретно о методах и содержании педагогического и воспитательного процесса. До этого времени в школах нравственное воспитание строилось на основе религиозно-нравственном воспитании царской школы. Ленин указывал на то, что в основе нравственного воспитания должна находиться программа коммунистической партии.
Таким образом, в школах постепенно начал вводиться марксизм-ленинизм. Согласно данной теории для воспитания была поставлена новая задача, которая заключалась в том, что жизнь детей и их деятельность регламентируется общественными отношениями, для которых целью является строительство социализма. Это значит то, что в основу воспитания советских детей вошел патриотизм и пролетарский интернационализм.
ВЛКСМ стал надежным помощником Компартии в воспитании и образовании молодежи. В 1936 году Х съезд ВЛКСМ поставил перед комсомольцами задачу, которая заключалась в том, чтобы деятельность комсомольских ячеек повышала политический и культурный уровень развития старшеклассников. После этого работа комсомола намного оживилась, и именно комсомольцы принимали активное участие в организации и проведения досуга в детских садах, а также под эгидой ВЛКСМ создавались кружки и секции в Домах пионеров, детских лыжных станциях и других учреждений дополнительного образования школьников.
Во время великой Отечественной войны на первое место в воспитании вышел патриотизм. Именно на примерах героизма, на фронтах войны воспитывалось молодое поколение. Пионеры и комсомольцы включились в борьбу против врага. В то время фронт и тыл стал единым, и только благодаря этому советский народ смог победить.
После войны молодежь принимало участие в восстановлении народного хозяйства, и при этом, не требуя вознаграждения. Кроме этого патриотизм не уступил своего положения в воспитании молодежи. Школа стало главным центром в воспитании патриота, при этом семья в данном процессе отодвигается на второй план. Вся система патриотического воспитания стала строиться на примерах подвига советского народа во время войны.
С этого времени и до середины 80-ых годов в школах для старшеклассников в обязательном порядке вводится новый учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП).
Основными формами патриотического воспитания стали отыгрывать уроки мужества, на которые приглашали участников Великой Отечественной войны. Именно беседы с героями страшной войны помогали воспитывать у учащихся любовь к Родине и родной земле. Стали проводиться оборонно-массовые работы в школах. Во время каникул популярными стали экскурсии по местам боевой славы. Для школьников стали проводиться военно-спортивная игра «Зарница», в которой принимали участие и военнослужащие срочно службы. В школах создавались патриотические клубы, которые создавали поисковые отряды. Именно в тот период школу превратили в мощный инструмент подготовки молодежи к самостоятельной жизни с помощью идеологии социализма.
И хотя патриотическое воспитание достигло определенных результатов, но во время перестройки советского государства, и особенно после развала СССР данная система будет полностью разрушено, и в новых государствах она начинала возрождаться.

Воспитание в современной школе

В воспитательном процессе на сегодняшний день ставиться цель, которая должна обеспечить родившемуся ребенку гармоническое всестороннее развитие. Эту цель ставили перед собой еще древние философы и гуманисты в эпоху Возрождения. В нашей стране в учебно-воспитательном процессе традиционно выдвигалось подготовка специалиста с высокой квалификации, который способен с большой эффективностью работать на предприятиях во благо государства. В то же время гуманистический подход определяет своей целью создание условий для самореализации человека как личность. Для этого нужно изменить всю систему ценностных ориентаций.
Именно сегодня главной задачей современной российской школы является развитие человека как всесторонней личности.
Система воспитания ставит перед собой конкретные и общие задачи. Во время перестройки общества и всей системы образования появилось огромное множество противоречий в постановки конкретных задач воспитание. Эти противоречия сегодня не только не устранились, но еще стали острее. И теперь перед школой стоят как традиционные, так и новые задачи воспитания личности и гражданина. К традиционным задачам относятся: трудовое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное воспитание. Общество выдвинуло перед школой еще такие задачи, как экономическое, патриотическое, правовое и эстетическое воспитание. А что они собой представляют?

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание ставит перед собой следующую задачу: сформировать у школьника нравственные ценности. Само это воспитание включает себе умение формировать у учащихся понятий нравственности, суждений, правила этикета и поведения. Именно нравственные понятия и суждения полностью раскрывают смысл нравственных явлений. Именно они помогают школьникам распознавать добро и зло. Нравственные поступки постепенно переходят в убеждения, и проявляются в поступках и действиях учеников. А эти поступки и действия детей и подростков определяют критерии нравственного развития личности.

Теоретики и практики предпочитают использовать воспитание, которое состоит из системности, комплексности, последовательности и непрерывности в воспитательном процессе. Именно воспитательный процесс состоит из цепочки мероприятий и праздников воспитательного характера. Эти мероприятия и праздники имеют коллективный и творческий характер.
Важнейшей задачей современной школы является формирование нравственных качеств, которые соответствуют всем требованиям морали общества.
Соблюдение норм и правил морали основывается не на принуждении, а на сознательности личности человека, и на понимание ею всех правил и норм поведения, а также на необходимости их соблюдения.
Также нравственное воспитание знакомит учащихся с нравственными идеалами и требованиями, которые ставит перед гражданами общество.
Нравственное воспитание в сравнение с прошлым образовательным и воспитательным процессом изменилось, и в современной школе в первую очередь возрождают общественные ценности, среди которых на первом мести стоит жизнь человека. Именно право человека на жизнь нерушимо и свято. С самого рождения ребенку говорят про то, что покушение на здоровье и жизнь других членов общества, а также на свою жизнь недопустимо.
Большую тревогу среди психологов и педагогов вызывает возрастающее количество самоубийств учащихся. На этот поступок многих толкает обстоятельства, при которых школьники утрачивают смысл жизни и остаются в изоляции от общества. Именно мораль христианства во все века учила, что если человеку трудно, то нужно искать помощи и защиту у других людей.
Еще одной актуальной проблемой остается отношение к детям. В современной России в основном ощущается демографический спад рождаемости. В школе учатся мальчики и девочки, которые в будущем станут отцами и матерями. Однако подготовка их к будущей семейной жизни в школах практически не ведется. Поэтому у выпускников не сформировались знания и обязанности о семейной жизни. Молодые пары не хотят иметь детей, или считают своих детей обузой, оставляя их в роддоме или сдавая их в детские приюты.
Есть еще одна человеческая ценность – это свобода личности. В современном обществе, которое строится на принципе демократии, очень много прав и свободы получают граждане. И здесь четко проявляется низкий уровень культуры и воспитанности старшеклассников и выпускников школ. Многие из них свободу понимают, как право игнорировать законы и порядок в стране, а также оскорблять людей. И поэтому в школах нужно уделить внимание воспитанию у учащихся послушания, и особенно на начальном этапе обучения. А затем постепенно перейти к пониманию ответственности и осознанному соблюдению дисциплины.
Не утратили сегодня своего значения, а еще более возросли такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм. Вместе с ними на первом месте воспитания молодого поколения стоит воспитание у детей чувство долга и ответственности, прививания доброты и отзывчивости.
Очень актуальны на современном этапе развития общества отношения к труду и гендерная политика. Кроме этого у общества очень много проблем, с которыми сталкивается молодежь. Это и наркомания, и тунеядство, и алкоголизм, и проституция. Это не полный список всех отрицательных сторон нравственности, с которыми постоянно сталкивается школа. Эти пороки деградируют и уничтожают человека как физически, так и морально. И перед педагогами ставится большая задача, чтобы уберечь молодежь от всех негативных проявлений общества.


Направления воспитания

Определение направлений в воспитательном процессе определяется единством целей и содержаниям. Выше говорилось о том, что существуют традиционные и новые формы и направления в воспитательном процессе.
Умственное или интеллектуальное воспитание ориентирует на развитие умственных способностей школьника. Для достижения этого предлагают:
- развивать силу воли, память и мышление, так как эти качества являются основными для познавательного и образовательно процесса;
- формировать культуру интеллектуального и учебного труда;
- стимулировать интерес к работе с учебником, энциклопедиями и статьями в Интернете;
- развивать личностные качества, такие как самостоятельность, широту кругозора, способность к творчеству;
Эти все способности интеллектуального воспитания решаются различными средствами обучения, а также участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах и викторинах. Кроме этого школьников нужно привлекать к научным работам, в которых они вовлекаются в творческий процесс и с удовольствием участвуют в исследованиях и проводят различные эксперименты.
Огромное значение имеет направление эстетического воспитания, которое включает в себе:
- накопления опыта и знаний о правилах поведения на улице, в семье, в школе и других общественных местах;
- использование свободного времени в разумных пределах, и развитие положительных качеств личности: честности, скромности, деликатности, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе и национальному достоянию;

Приемы и средства воспитания
Для решения воспитательных задач используются различные средства и приемы:
- организовывать совместный труд воспитателя и воспитанника;
- поощрять материально и морально за производительный труд и проявления творчества;
- проводить знакомство с традициями семьи, коллектива, страны;
- организовывать кружковую форму организации труда по интересам учащихся;
- проводить упражнения для отработки навыков при обучении чтения, счета, письма, пользования компьютером;
- проводить творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценивать их качества;
- давать учащимся временные и постоянные домашние поручения, назначать дежурства по классу в школе;
- систематически участвовать в общественно-полезном труде и овладевать приемам организации профессиональной деятельности;
- установить контроль над экономией времени и электроэнергии, а также за экономию природных ресурсов;
- учитывать и оценивать результаты труда;
- проводить нацеленную специальную профессиональную подготовку, и готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Физическое воспитание
Среди основных задач физического воспитания на сегодняшний день являются:
- тренировать двигательные навыки, а также вестибулярный аппарат;
- проводить различные процедуры для закаливания своего организма;
- воспитывать силу воли и характер для того, чтобы повысить работоспособность человека.
Физическое воспитание организовывается с помощью занятий физическими упражнениями в домашних условиях, в учреждениях образований различных типов и направленности, а также в спортивных клубах и секциях. Кроме этого воспитание данного направления может включать в себя проведение гимнастики и подвижных игр, организация туристических походов и профилактика заболеваний силами врачебно-медицинского персонала.

Гражданское воспитание
Этот тип воспитания формирует у учащихся ответственности перед семьей и к другим людям, а также по отношению к своему народу и Родине. Гражданин обязан знать и соблюдать Конституцию своего государства, а также выполнять профессиональные обязанности, и при этом вносить свой посильный вклад в развитие своего государства. В это же время граждане должны ощущать ответственность за судьбу всей планеты, и выступать против войны.

Экономическое и экологическое воспитание
Данный тип воспитания состоит из различных мер, которые имеют направленность на развитие экономического мышления человека, которое начинается в семье и постепенно достигает размеров всей страны. Экономическое воспитание формирует деловые качества, такие как бережливость, предприимчивость, расчетливость. Кроме этого учащихся нужно учить распределять ресурсы и деньги в промышленности, а также уметь рассчитать свой бизнес-план. Нельзя упускай такой момент, как регистрация своего бизнеса и вовремя выплачивать налоги государству.
Экологическое воспитание основывается на бережном отношении к природе. Нужно правильно добывать и использовать природные ресурсы.

Стили воспитания

В результате взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками веками вырабатываются несколько стилей воспитания. Педагоги выделяют авторитарное воспитание, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
Еще много можно говорить про различные формы и методы воспитания, которые применялись раньше, и используются в наше время. Они часто менялись по формам и методам, но везде во все времена была одна цель – воспитать из маленького человечка всесторонне развитую личность.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх