Реально ли вырастить ребенка одной? Здоровый ребёнок: советы и рекомендации

Неуверенность в себе, зажатость и закрытость часто родом из детства. Эти тревожные чувства обладают достаточной силой, чтобы навредить психическому здоровью человека, заставить его постоянно испытывать сомнения, решая жизненно важные вопросы. Трудно жить полноценно, раскрыть свои способности и реализоваться, если все время стараешься найти одобрение со стороны, бесконечно критикуешь себя и борешься с самим собой.

А потом, как следствие, неудачный выбор партнера, работы, разочарования в себе и в жизни, психические заболевания. Если бы каждый из нас рождался и вырастал где-нибудь на необитаемом острове, где не с кем себя сравнить, не на кого положиться, не нужно стараться быть лучше, то и понятия неуверенности для нас не существовало. Но это невозможно, человек – не изолированное существо, мы все живем в социуме, принимаем его правила и стремимся к лучшему.

Неуверенность в себе – это недооценивание человеком своих возможностей и способностей. Родители не всегда замечают у малыша проявления неуверенности. Это связано с тем, что она может скрываться за другими особенностями: агрессией, раздражительностью, замкнутостью, беспокойством. Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Если вы все же решили, что чувство неуверенности не будет лишним в вашем чаде, следуйте самым вредным советам.

Критикуйте ребенка

Критикуйте малыша постоянно, указывайте ему, что он сделал не так, и обязательно обостряйте внимание на каждом промахе. Если он еще не научился что-то делать, значит, регулярно тыкайте его в это носом, стыдите. Не умеет ходить на горшок, ужасно, отругайте и скажите, что все нормальные дети уже умеют это делать и только такие, как он, все еще писают в штаны. Вообще больше сравнивайте чадо с другими детьми, пусть знает, что в случае чего вы возьмете нового.

Еще лучше если ваша неуемная критика будет в общественном месте, в присутствии как можно большего количества людей, и, совсем великолепно, если – среди знакомых и родственников. Позволяйте ругать и критиковать вашего ребенка посторонним, какой-никакой, а урок.

Обязательно употребляйте в сторону чада такие слова, как «неудачник», «глупый», «бездарь» и другие подобные фразы. Постарайтесь вбить не только в его, но и в свою голову, что из ребенка ничего хорошего не вырастет, он ничему не научиться.

Не давайте альтернативы, зачем хвалить ребенка, пусть сам себя хвалит, вам оно точно ни к чему.

Не показывайте восторга и не восхваляйте за мелкие достижения. Нарисовал симпатичную картинку, старался, потратил уйму времени, чтобы подарить именно вам, ну и что. Вот станет знаменитым талантливым живописцем, тогда и одобрите его каляки-маляки.

Кто главный

Всегда указывайте ребенку свое место, не давайте права голоса и собственного мнения, он маленький и ничего не может решить самостоятельно. Сами выбирайте ему одежду, игрушки и занятия, запишите на секцию по своему выбору. Что он там вообще понимает.

Все, что он делает для вас, это обязанность его как ребенка, поэтому благодарности излишни.

Ни за что не давайте вступать с вами в спор, или давать вам советы.

Не думайте, что ваш ребенок в чем-то справиться сам, лезьте в его дела и давайте много советов, кто как ни вы знаете лучше, как поступить.

Кто виноват

При каждом удобном случае указывайте ребенку, что он виноват. В речи используйте местоимение «ты» вместо «я». Почувствуйте разницу: «Мне не очень нравится, что ты поздно возвращаешься с прогулки», «я расстроилась, узнав, что ты получил тройку» и «ты безалаберный, все время гуляешь допоздна», «ты – гнусный троечник, ты не можешь нормально учиться». Это отличный способ унижения, скрытого за лучшими побуждениями.

Если вы сами совершили промах, разлили, разбили, потеряли, смело в глазах других домочадцев сваливайте вину на ребенка, кто ему поверит.

Внешность

Не скрывайте от ребенка изъяны в его внешности, без обмана указывайте на оттопыренные уши, жидкие волосы, кривые зубы. Если у вас девочка, действуйте еще жестче. Пусть знает, что замуж ее точно не возьмут.

Вы можете сказать чаду, что внешний облик не важен для жизни, но, ни за что не говорите, что же все-таки важно.

Не обращайте внимания на одежду малыша, не старайтесь угодить ему.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совершенство

Растите перфекциониста. Требуйте, чтобы ребенок обязательно делал все на пять. Вас не должны устраивать четверки, вторые места. Нет — неудачам и промахам, только вперед. Каждый раз, когда у чада что-то не получилось, показывайте свое дикое разочарование им. Если же все получилось, не гордитесь им и не хвалите, пусть это будет стимулом стать еще лучше.

О каждом промахе повторяйте много раз, не забывайте твердить, что вы его предупреждали. Научите не проявлять инициативы, она наказуема, если не умеет, то пусть и не пробует. Вам не нужны лишние расстройства.

Слова не давали

Не давайте ребенку права на объяснение причин поступков и действий, больше перебивайте, договаривайте и домысливайте за него сами, пресекая попытки исправить вас. Не держите секретов, смело рассказывайте всем то, что ребенок хотел скрыть. Это лишит его даже мысли о доверии к вам и уничтожит инициативу.

Ваше мнение

Ваше слово – закон, навязывайте его ребенку. «Я знаю лучше», «сделай, как я сказала» — самые приемлемые фразы. Будьте нелогичны и непоследовательны. Принес домой пятерку, поругайте, нечего быть выскочкой, пусть дает возможность другим детям проявить себя. Не забудьте в следующий раз сделать все с точностью наоборот.

Иронизируйте, забудьте про искренность, смейтесь, когда чадо извиняется.

Обязательства

Всегда твердо требуйте выполнять все обязательства и держать слово, сами так не поступайте, вы взрослый, вам можно поменять свое мнение. Пообещайте наказать и забудьте, пусть помучается и подумает над поведением. Сказали, что обязательно пойдете в цирк, но перехотели, ну и ладно, оставайтесь дома, пусть сам себя займет.

Требуйте больше изо дня в день, не обращайте внимания, если от ваших заданий у ребенка совсем не остается времени не только на игры и отдых, но даже на учебу. Ничего, пусть привыкает, жизнь – штука не простая. Не думайте о том, что задание может оказаться непосильным, это не ваша забота, пусть стремиться к совершенству.

Дружба

Запрещайте дружить с детьми, которые вам не нравятся, пусть общение со сверстниками не мешает учиться и заниматься домашними делами, по максимуму исключите его. Не готовьте ребенка морально ни к детскому саду, ни к школе, пусть сам приспосабливается. Максимально доступно поясните, что от большинства людей – одни неприятности, чем меньше людей приблизишь к себе, тем лучше. Пополняйте багаж стереотипов для ребенка. Научите завидовать другим.

На дни рождения и прочие детские праздники приглашайте только взрослых, дети чего доброго, нанесут урон вашему ремонту и дорогой посуде.

Время

Не хватает времени на малыша, ничего, в старину в семьях с дюжиной детей они же как-то вырастали, и ваш вырастет. Если сильно беспокоит совесть, откупитесь. Подарки, брендовая одежда. Пусть потом не говорит, что вы ему ничего не дали в детстве.

Крики, наказания

Ничто так не снимет ваше нервное перенапряжение, как истошный крик на провинившегося ребенка. Он точно не ответит вам тем же, поэтому за последствия волноваться не стоит. Не провинился ребенок, ничего, сорвитесь на него, если вам плохо, пусть простит.

Побейте чадо, это самый эффективный способ убить в нем все нормальные чувства, зародить жестокость, закрыться в собственном мирке.

Конечно, все перечисленные советы вредные. А жизнь ребенка при этом представляется ужасной. Нормальный родитель стремиться дать самое лучшее своему чаду, но все мы не идеальны и можем допускать ошибки. Важно, вовремя осознать их и исправить, чтобы не навредить психике малыша. Психологи утверждают, что человек не рождается с набором черт и качеств, которые могут определить будущую неуверенность в себе, только во время общения и познании мира мы можем начать сомневаться в себе, бояться принимать решения. Самый большой опыт ребенок получает в семье, от своих близких.

Неуверенность в себе часто рождается еще в детстве и, как заноза, сидит в человеке долгие годы. Помогите ребенку вырасти спокойным, способным на самоуважение, верящим в себя и свои возможности.

Развиваем в ребенке уверенность

На и напоследок, предлагаем занятия в форме увлекательной игры для развития уверенности в ребенке.

  • Наш герой. Повесьте в одной из комнат плакат с портретом ребенка, приготовьте стикеры. Пусть каждый день на протяжении определенного периода каждый член семьи пишет на стикере, в чем малыш уникален, что хорошего он сделал за день, в чем преуспел. Сам ребенок тоже может себя охарактеризовать. Готовый плакат можно повесить в его спальне, чтобы у ребенка была возможность в тревожные моменты помнить, что он уникален и талантлив;
  • Копилка побед. Сделайте вместе с ребенком коробку, украсьте ее по вкусу малыша. Пусть каждый день по возвращению из детского сада или школы ребенок пишет маленькую записку, чего он достиг за сегодня, и бросает в коробку, пусть фиксирует даже самые маленькие победы. Пятерка по самому трудному предмету, красивый рисунок, победа в спортивном состязании, приготовленный вместе с мамой пирог и т. д.;
  • Договори фразу. Чтобы узнать, как ребенок воспринимает похвалу и критику со стороны, попробуйте взять мячик и кидать малышу, говоря только начало фразы «Я умею…», «Я делаю отлично…», «Я лучший в …», «Я хочу узнать…», «Я научусь…» и т.д. Пусть ребенок продолжит каждое предложение;
  • Волшебник. Представьте что вы и ваш малыш волшебники, вы можете превращать и превращаться в животных и героев сказок и мультфильмов. Изображайте персонаж каждый раз после превращения. Понаблюдайте за ребенком, в какие образы ему нравится перевоплощаться. Если он тигр, богатырь, отважный рыцарь, значит, кроха хочет стать смелым, а если ребенок выбирает незаметные роли, то он хочет оставаться в тени, ему присуще стеснение.

Можно использовать

Повседневная жизнь состоит из рутины и мелочей, однако для детей каждый день наполнен чем-то особенным и необычным. И это не обязательно должны быть дорогие игрушки и наряды.

Прежде всего, ребенок запомнит атмосферу своего детства и пронесет воспоминания о радостных моментах через всю жизнь. Вот почему важно, чтобы малыш был счастлив.

Как же вырастить ребенка счастливым? Не умным, не начитанным, не талантливым, не послушным, а именно счастливым? Напрашивается простой ответ: «Самое главное – крепко любить свое чадо». Обсуждать это мнение не имеет смысла. Каждая мамочка любит своего кроху.

Но что конкретно могут сделать родители, чтобы воспитать ребенка счастливым? Мы подобрали 12 способов, советов и шагов для заботливых мам и пап.

1. Научитесь радоваться жизни

Воспитание – это не всегда целенаправленная учеба, зачастую родительский пример намного важнее. Хотите, чтобы дети были счастливы? Будьте счастливы сами. Звучит немного эгоистично, но зато искренне. Когда мама и папа доброжелательны, радуются жизни, меняют мир к лучшему, занимаются любимым делом, малыш начинает повторять за ними.

Психологи утверждают, что в семьях с депрессивными взрослыми дети ведут себя намного хуже, плохо учатся и не имеют друзей.

Согласитесь, сложно испытывать приятные эмоции, находясь рядом с нахмуренными, нелюбящими свою работу, проклинающими власть и государство родителями.

Радоваться и веселиться надо – хотя бы ради детей, как бы странно это ни прозвучало. Поэтому чаще общайтесь с друзьями, выбирайтесь с детьми на увеселительные мероприятия и оставляйте дурное настроение за порогом дома.

2. Воспитывайте оптимиста

Статистика неумолима – оптимист успешнее в учебе, карьере и в спорте.

Оптимистично настроенные люди здоровее пессимистов и живут гораздо дольше их. Совет одновременно прост и сложен – учите ребенка смотреть на окружающий мир с уверенностью и оптимизмом.

Оскар Уайльд говорил: «Красота в глазах смотрящего». Вспомните, что замечаете вокруг? На что вы обращаете внимание? На снежные заносы или красивые шапки снега на деревьях? На весеннюю слякоть или птичьи трели? На гул машин или веселый детский смех? Научите ребенка видеть и, самое главное, отмечать положительные моменты.

Поиграйте в игру: вечером садитесь рядышком и вспоминайте 10 хороших случаев за прошедший день.

3. Будьте искренни

Часто можно услышать любопытный совет – эксперты учат мам сдерживаться, не кричать, улыбаться, не показывать свою злость и раздражение. Конечно, улыбка – это замечательно, но если только она идет от сердца.

Дети прекрасно чувствуют мамино настроение, от них не скроешь, что, несмотря на бравый вид, внутри родительница кипит от злости. Подобное несоответствие смущает и пугает малышей.

Сложно будет научить ребенка выражать эмоции, если вы сами их скрываете.

Поэтому смейтесь, если вам весело, хмурьтесь, если сердиты, печальтесь, если вам грустно, объясняя крохе, почему вы испытываете эти чувства.

И попутно учите его правильно рассказывать о своих переживаниях: «Ты злишься на меня, так как я не купила тебе машинку». Так вы передадите детям умение «читать» свои и чужие эмоции.

4. Не ругайте за ошибки

В психологической литературе встречаются любопытные исследования. Так, ученые предлагали малышам задания разного уровня сложности. Дети чересчур требовательных родителей, боясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, с которыми бы они точно справились.

Ребята, которых родители хвалят и поощряют их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.

Детство создано для экспериментов. Крохи пробуют различные вещи, попутно совершая ошибки. Поэтому не ругайте и не критикуйте за неправильно совершенное действие.

Поговорите с ребенком, объясните ему, что он сделал не так и что нужно исправить. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.

5. Демонстрируйте ребенку его значимость

У детей присутствует естественная потребность ощущать себя нужным и значимым. Пусть малыш с ранних лет понимает, что он вносит пусть крохотный, но важный вклад в домашний уют. Это не просто сделает его счастливым, но и значительно повысит самооценку.

Уже с трехлетнего возраста дети способны выполнять несложные просьбы: протереть пыль со стола, положить ложки на стол, насыпать в кошачье блюдо сухого корма.

Кстати, многие домашние поручения способствуют детскому развитию. Сортировка вилок и ложек, например, помогает научиться систематизации предметов.

6. Чаще играйте с детьми

К сожалению, у современных малышей практически не остается времени на естественное в их возрасте занятие – игры.

Родители почему-то считают их увлеченность игрушками бесполезной возней и стараются занять их «делом». Отсюда многочисленные развивающие кружки, курсы иностранных языков (!), бассейн и тому подобное. Хорошо ли это? Не всегда.

Главное занятие для детей – играть. А совместные игры замечательно сближают родителей и малышей.

С помощью обычных кукол и медвежат можно многому научить кроху, избавить его от страхов, найти новых друзей. Поэтому отложите в сторону телефон, ноутбук, поварешку, выкроите хотя бы полчаса в день и посвятите это время только своему чаду. Поиграйте с ним!

7. Научите выстраивать отношения

Взрослым в чем-то проще – их поджидают советы психологов о том, как наладить взаимоотношения с супругом, приятелями, родителями, коллегами по работе. А кто расскажет малышу, что делать, если сверстники в садике не берут его в игры? Как реагировать, если в школе его называют «слабаком»?

Отделаться формальными словами «не стоит обращать внимания» не получится.

Если вы хотите сделать ребенка счастливым, научите его общаться, договариваться, защищать себя, выходить с высоко поднятой головой из конфликтных ситуаций.

Счастье, в том числе, это и умение наладить отношения с окружающими людьми.

8. Предоставьте возможность выбора

Этот совет актуален даже для воспитания двухлеток. Конечно, такой малыш не должен решать, наденет ли он верхнюю одежду на прогулку или нет. Зато он может выбрать, надеть ли красную или синюю куртку.

Поверьте, подобный выбор для него крайне важен. Ребенок начинает ощущать, что может управлять своей жизнью, понимает свою ответственность и чувствует ваше доверие.

То же самое касается и подросших детей. Если вы считаете, что ваша дочка должна ходить в музыкальную школу, поинтересуйтесь, хочет ли она этого.

Возможно, ее мечта – заниматься плаванием. Будет ли она счастлива, играя на скрипке? Или вы предпочитаете, чтобы ваше чадо реализовывало ваши собственные чаяния?

9. Приучайте к самодисциплине

Важный пункт в воспитании детей – режим дня. Он не только помогает ребенку почувствовать время, но и дисциплинирует его.

Разработайте правильный распорядок дня для всех домочадцев и старайтесь строго его придерживаться. Нужно вставать в семь утра? Не делайте из этого трагедию – надо, так надо.

Люди, которые не испытывают проблем с самоорганизацией, добиваются гораздо больших успехов в учебной деятельности и в работе. Такой человек лучше справляется с нагрузками, трудностями и стрессами.

10. Показывайте, как прекрасна жизнь

Распорядок дня – это, конечно, замечательно, однако счастливое детство складывается и из разных приятных мелочей.

Это может быть торт на выходных, большой воздушный шарик, совместное приготовление ужина, просмотр любимого мультика.

Не забывайте и о новых впечатлениях. Ходите в зоопарк, прогуляйтесь по красивым осенним улочкам, загляните в местный краеведческий музей, сходите в кинотеатр.

Помните, что именно от вас зависит, каким будет детство вашего чада – полным приятных впечатлений или скучным и однообразным.

11. Прививайте полезные привычки

Большинство вредные привычек люди получают в раннем детстве. Пожалуй, самая распространенная – это неправильное питание. Оно чревато ожирением, диабетом и другими проблемами со здоровьем. Если вы хотите сделать ребенка счастливым, постарайтесь привить ему полезные привычки. Лучше всего это сделать на собственном примере.

Введите «здоровые правила», к примеру, нельзя есть перед компьютером или телевизором.

Научно доказано, что дети часто переедают во время компьютерных игр и просмотра телепередач.

Можно ввести традицию общих ужинов, к тому же детям понравится совместное приготовление блюд. Главное, чтобы продукты и еда были полезными!

12. Научите малыша заботиться о других

Жизнь каждого карапуза заиграет новыми красками, когда у него появится домашний питомец. Кошки и собаки помогают детям лучше изучить мир, заботиться о других, помогать ближним. Ведь истинное счастье порой заключается в умении дарить свою любовь и делиться теплыми эмоциями.

Кроме того, домашние животные особенно показаны тем семьям, в которых подрастают застенчивые и замкнутые малыши.

Также забота о питомце поможет сделать кроху более ответственным. Да, хлопот с появлением в доме пушистого друга прибавится, однако сколько радости и нежности он принесет вашему чаду!

Безусловно, нельзя найти единственно точный и универсальный способ воспитания счастливых детей. Если говорить кратно, то для счастья ребенку необходимы любящие родители, друзья, чувство безопасности и новые яркие впечатления.

Смогу ли я справиться в одиночку? В состоянии ли я заменить отсутствующего родителя? Чего ждут от меня дети? Родитель-одиночка задает себе вдвое больше подобных вопросов, у него в два раза больше сомнений и в два раза сильней чувство вины. «Можно в одиночку растить детей, но воспитать ребенка в одиночку нельзя», – полагает психоаналитик Сильвиана Джампино (Silviane Giampino). Что же должен отвечать родитель-одиночка на вопросы ребенка? Как он может вселить в него покой и уверенность, если его собственный брак не состоялся? Пять примеров из жизни с комментариями психоаналитика.

Преодолеть чувство вины

Кристина, 35 лет: «Год назад муж бросил нас и ушел жить к любовнице. Уже полгода я работаю с психотерапевтом, но острота переживаний не ослабевает. Я стараюсь, чтобы дети – им 4 и 7 – не заметили этого, но они тоже выбиты из колеи, и я ощущаю бесконечное чувство вины перед ними».

Боль от расставаний, как и траур, нужно пережить. Страдание никуда не делось, оно здесь, и бесполезно делать вид, что его нет. Детей не обманешь. Скажите им, что несчастны и нужно время, чтобы печаль прошла, но что в конце концов она уйдет. Важно обойти некоторые подводные камни: родитель не должен превращать своих детей ни в конфидентов, ни в «антидепрессант». Его страдания также не повод для того, чтобы побуждать детей критиковать другого родителя. И наконец, мы не должны заслонять детям горизонты. Следует наметить будущее семьи в позитивном ключе: «Когда я буду лучше себя чувствовать, мы поедем путешествовать…» Пусть в жизни детей сохраняются периоды «до» и «после». Тогда они поймут, что можно пройти через испытание и выйти из него более сильными или, во всяком случае, вполне живыми.

Создать эффект присутствия другого

Мария, 38 лет: «На уровне слов я включаю отца в жизнь детей. Я говорю им: «Папа не согласен с этим, он хотел бы, чтобы...» Мы регулярно обсуждаем с ним по телефону вопросы, связанные с детьми. Но не лучше ли для них, чтобы в доме реально присутствовал мужчина?»

Один человек не может передать ребенку те ориентиры, которые ему нужны для построения личности, не говоря уже о том, что в одиночку трудно обеспечить осуществление жизненных планов детей. Когда вы говорите об отсутствующем родителе, вы включаете детей в родственные связи и выходите из роли единственного и, следовательно, всемогущего родителя. Очень важно при этом оставаться правдивым: не следует ни идеализировать второго родителя, ни пользоваться его именем, чтобы усилить свое влияние на детей. Если ссылаться на его авторитет невозможно, прибегните к помощи другого члена семьи, вашего друга или крестных ребенка… Ему приносит пользу не столько обращение к мужчине, сколько к авторитету в воспитании. Что же касается необходимости мужского присутствия, бывает так, что мать хочет этого для себя, а не для детей. Важно, чтобы мать не была единственной, кто воспитывает. Она должна иметь возможность прибегнуть к третьему лицу – присутствующему реально или хотя бы в словах. Это «добавляет воздуха» в семье и поддерживает родителя.

Придумать символический образ отца

София, 42 года: «Я родила сына, что называется, для себя. Никакой связи с его отцом у меня нет, и меня это вполне устраивает. Смущает одно: говорят, что, если рядом с ребенком нет отца, у него не будет образа мужчины».

Чтобы вырасти, детям необходимо идентифицировать себя с мужчиной или женщиной, а не с папой или мамой. Пора отказаться от мифа, что только отец способен символизировать авторитет. Если его нет рядом, дети находят образцы везде, где могут: ими становятся дядя, дед, тренер, учитель, даже киногерой. Чтобы личность ребенка сформировалась правильно, ему необходим символический образ отца, роль которого – помочь ребенку отделиться от матери. Матери достаточно ссылаться на него: «Если бы твой отец сейчас был здесь...» Ее слова способны отчасти нарисовать в воображении ребенка образ отсутствующего родителя.

Осознать свой жизненный выбор

Марк, 40 лет: «Три года назад жена умерла, я один воспитываю сына (ему восемь). У нас все хорошо. Но я понял, что не хочу снова жениться, создавать семью. Боюсь, что для сына это не лучший «пример для подражания».

Некоторые из нас вдруг обнаруживают, что предпочитают жить сами по себе, а не в паре. Такой осознанный выбор может привести к расцвету личности, что благоприятно для ребенка. Однако при условии, что родитель не стремится создать символическую пару с сыном или дочерью. Модель семьи, состоящей из двоих, может таить в себе угрозу для ребенка, потому что сопряжена с замкнутостью, регрессией, первичным слиянием. Семья всегда выигрывает, если в ней три члена или больше… Очень важно, чтобы тот выигрыш в автономии, который вы получили, привел к свободе в развитии, а не к регрессии. Если взрослый ведет себя как подросток, относится к супружеству как к пространству конфликтов и ущемления личности, а одинокую жизнь воспринимает как способ самореализации, его ребенку трудно будет найти ориентиры и обрести равновесие.

Действовать последовательно

Анна, 42 года: «Я живу в Москве со своими детьми 14 и 16 лет. Их отец с новой семьей – в Петербурге. Мне очень трудно добиться чего-то от детей, иногда я чувствую, что больше не имею на них влияния. Я проявила слабость и упразднила наказания, хотя понимаю, что подростки нуждаются в рамках».

Воспитывать детей в одиночку трудно. Но не следует думать, что те моменты, когда вы проявили слабость или дрогнули, будут восприняты ребенком обязательно негативно. Родительская власть, источник всех положительных результатов воспитания с точки зрения общества, – то, что раньше служило синонимом порядка и безопасности и относилось скорее к социальным «скрепам», а не к семейным отношениям. То, на что действительно опирается ребенок, то, что его формирует, – это внутреннее спокойствие родителя, его умение быть последовательным в воспитании. Убедившись, что его мать (или отец) может справляться с трудностями и говорить ему «нет», ребенок больше не сможет тешить себя фантазиями о своем всемогуществе.

Эмоциональный, уставший родитель может иметь сильное влияние на детей в том смысле, что он отказывается от фантазии о власти над детьми в духе старорежимного директора школы и готов согласиться с тем, что ребенка нельзя воспитать в одиночку. Что же касается наказаний, вопрос ведь не в том, «как проявлять твердость». Важно чувствовать разницу между теми наказаниями, которые имеют для вас смысл, и теми, которые продиктованы вашей растерянностью или желанием «соответствовать» воспитательным стереотипам. Время от времени вы можете не наказывать ребенка, если, например, устали или вам не хочется. «Непрерывно гнуть свою линию» – это все-таки из области иллюзий.

5 задач для воскресного папы

1. Преодолеть конфликты с бывшей женой

«При разводе расстается пара, а не родители с детьми. Семья сохраняется, хотя и в другом качестве», – отмечает семейный психотерапевт Гражина Будинайте. Если помнить об этом, отцу будет легче поддерживать связь с матерью ребенка. Как сын себя ведет? Здорова ли дочь? Как дела в школе? Такое отношение позволяет свести к минимуму конфликты с бывшей женой.

2. Восполнить недостаток общения

Большие паузы в общении, боль от разлуки, негативный настрой ребенка нередко приводят к тому, что отцы капитулируют и ищут встреч все меньше. «А ведь чтобы компенсировать возникшую дистанцию, следует поступать ровно наоборот! – убежден детский психотерапевт Даниэль Марселли (Daniel Marcelli). – Дни рождения, экзамены, школьные концерты – надо стараться не упускать ничего важного в жизни своего ребенка».

3. Быть предсказуемым и надежным

«Как правило, отцы хуже умеют организовывать время, чем матери, – полагает Гражина Будинайте. – Но чем напряженней атмосфера, тем важнее действовать четко, быть тем, на кого можно положиться. Сдерживать обещания, предупреждать, если опаздываете, понятно объяснять свои поступки ребенку. Это поможет отцу оставаться опорой для сына или дочери и позволит избежать трений в отношениях с их матерью».

4. Устанавливать свои правила

Как найти свое место рядом с ребенком, если до развода с ним больше занималась жена? Слепо следовать ее указаниям так же неплодотворно, как и демонстративно нарушать их. «Необходимо установить или придумать собственные правила, – считает Даниэль Марселли. – Для этого нужно понять, каковы ваши ценности, вспомнить свою семейную историю. Такая позиция обогащает ребенка. Он учится понимать, что мать и отец – разные люди, в то время как раньше они для него были единым целым».

5. Уважать место каждого

Многим отцам нелегко сознавать, что другой мужчина намного чаще видит его ребенка, оказывает на него влияние, пользуется у него авторитетом. «Избежать напряженных отношений помогает важное правило, – говорит Гражина Будинайте, – все главные решения – по поводу здоровья, школы, эмоциональных переживаний – принимают родные мать и отец».

Classics in Child Development

THE CONTINUUM CONCEPT

In Search of Lost Happiness

A Merloyd Lawrence Book

Addison-Wesley Publishing Company

В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

© Издательство «Генезис», 2002, 2014

(26.11.1926 -15.03.2011)

Жан Ледлофф провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Общение с этими людьми произвело на нее столь сильное впечатление, что Жан отбросила западные представления о том, как человек должен жить и воспитывать детей, и написала эту сенсационную книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира. Жан подводит нас к пониманию того, что счастье – естественное состояние каждого человека; мы теряем благополучие только из- за недопонимания наших истинных потребностей и из- за неправильного воспитания детей. Жан страстно призывает нас прислушаться к интуиции, разобраться в себе, и обеспечить нашим детям прочную эмоциональную основу, с которой можно прожить счастливую и радостную жизнь.

Джон Ходт

Революция в воспитании детей.

Журнал "New Age"

Эта книга объясняет суть вещей, и поэтому достойна всеобщего внимания.

Журнал "Conservation News", Лондон

Никогда не думал, что европеец может быть столь проницательным.

Я не встречал более мудрой книги, написанной нашим современником.

Проповедник Дзен из Великобритании

Человечество в долгу у Жан Ледлофф… Она делает очевидным невротичность нашей цивилизации и показывает, какими могут быть здоровые люди, здоровые семьи и здоровое общество. Принцип преемственности имеет огромное значение для нашего будущего.

Центр исследования общественного развития, Лондон

Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами.

Джон Холт

Предисловие

Как вырастить ребенка счастливым? Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать самим, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как это делать. Однако, как ни странно, книги о том, как вырастить ребенка счастливым, – огромная редкость. Большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.

В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым . Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи – большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что «все дети такие», и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас – человеческие детеныши.

Мы не только не знаем и не понимаем истинных потребностей наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют – отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады, а потом в школу. Но те, кому мы доверяем наших детей, тоже не всегда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали об этом из книжек, авторы которых имеют о счастье неизвестно какое представление.

Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми. Некоторые даже пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто об этом знает , отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют – без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту – быть счастливыми и растить счастливыми своих детей.

Жан Ледлофф – автор книги, которую вы держите в руках, встретила именно таких людей. Более того, прожив с ними два с половиной года, она поняла , чем их воспитание детей отличается от нашего, поняла, почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются «трудными подростками». Поняв это, она написала об этом книгу – книгу о том, как вырастить детей счастливыми. Известный психолог Джон Холт сказал о ней: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами». Эти слова – не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества – войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы – только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь – с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.

Сегодня мы почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Жан Ледлофф напоминает нам об этом. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, только так мы можем вырастить их счастливыми.

Леонид Шарашкин

Глава первая

О том, как мои взгляды на жизнь круто изменились

Хотя эта книга не развлекательная повесть, а приглашение к размышлению, мне хотелось бы рассказать немного о своей жизни и дать читателю представление о том, как я пришла к осознанию принципа преемственности или непрерывности. Возможно, эта история поможет объяснить причины, по которым мое мировоззрение стало столь отличным от представлений американцев, среди которых я выросла.

Отправляясь в джунгли Южной Америки, я понятия не имела о принципе преемственности; индейцы интересовали меня по столь ку поскольку, а в душе было лишь смутное ощущение того, что, возможно, там меня ждет важное открытие. Во время моего первого путешествия по Европе, во Флоренции, двое итальянцев пригласили меня в экспедицию за алмазами в Венесуэлу, в район одного из притоков Ориноко – реки Карони. Приглашение было таким неожиданным, что у меня оставалось лишь двадцать минут на размышление, приготовления и сборы. Я бросилась в гостиницу, потом на вокзал и заскочила в уже отходящий поезд.

Когда суматоха в вагоне улеглась, я оглядела наше купе, заваленное чемоданами; пыльные окна уныло отражали наши многочисленные пожитки, и здесь я с ужасом осознала, что действительно еду в джунгли.

Я не могла дать себе отчет о причинах столь скоропалительного решения, однако оно казалось мне совершенно верным. Пожалуй, даже не алмазы так зачаровали меня своим блеском, хотя возможность нажить состояние, роясь в иле тропических рек, привлекала меня куда больше, чем любая другая работа. Слово «джунгли» – вот что вскружило мне голову. Наверное, это можно объяснить одним случаем, произошедшим со мной в детстве.

Как вырастить ребенка здоровым и спокойным, чтобы при этом самой остаться счастливой и не сильно замотанной? Все, у кого есть дети, думаю, прекрасно понимают, что это не так просто. Воспитание детей раннего возраста — это сложный, но при этом интересный процесс.

Помню, когда дочка была ещё маленькой, я наконец-то нашла время для себя и вырвалась из дома с подругами. Пожаловалась им, что у меня нет никаких прав, только обязанности. Я должна все убрать, я должна сварить, я должна обстирать, я должна уложить, я должна раздеть, одеть, подать, отодвинуть, вытереть и т.д.

— Ну не переживай, есть анекдот. Устали от ребенка? Только первые 65 лет тяжело, а потом привыкните. Аахаххаха.

Милые мамы, не волнуйтесь. Этот период проходит очень быстро. После трех лет ребенок с каждым днем становится все самостоятельнее, и к пяти годам я уже была почти свободной. Сейчас я расскажу вам, как облегчить себе эти первые пять лет, чтобы быть не просто мамой, а мамой счастливой.

Забудьте об идеальном порядке. Маленький ребенок делает беспорядок кругом. Это нормально, так что пусть вас не беспокоит небольшой кавардак. Как только ребенок подрастет, у вас снова будет идеально чисто, а нервы целы. Я пришла к своей подруге, у которой тоже маленький сын. Она спокойно убирала в шкафу. Никакого крика в доме, никто не висит на ней. Сын сидит на коврике в углу и рвет газетки, наводя бардак.

— Слушай, посмотри, что он у тебя наделал?

— Да, я специально дала ему газетки. Ему нравится их рвать, при этом я выигрываю минут 30 для своих дел.

Что значит для замученной мамы 30 минут? Да это целая вечность! Да это просто подарок! Конечно, теперь и моя дочь будет рвать газетки, сразу же решила я.

Моя дочь в период от 0 до 1,5 лет с меня просто не слазила. Даже в туалет я ходила с ней на руках. Дать ей газету я не осмелилась,
т.к. она не просто рвала бумагу, но и брала в рот. Поэтому, я купила пачку самой дешевой писчей бумаги и давала ей рвать. Она изрывала ее в мелкие клочки с таким удовольствием, что совершенно забывала обо мне. При этом оказалось, что такое занятие очень полезно для мелкой моторики. Ребенок рвет бумажки, развивает ручки, а вы свободны, можете быстро сварить обед, или немного отдохнуть.

Постепенно газетки (бумага) надоели. Но если вы последите за ребенком, то найдете другие интересные занятия.

Потом дочке стало интересно плескаться в воде. Чтобы сделать что-то срочное на кухне, я брала резиновый коврик, усаживала ее в уголке кухни, наливала ей в таз теплой воды, давала игрушки, и она болтыхала там ручками, расплескивала воду. В общем, была занята необходимое для меня время. Потом мне оставалось только быстро все убрать и протереть пол.

Когда дочери было 1,8 года, мы приехали в гости к моей сестре. Дочь изрисовала кожаное кресло, полированный стол и исцарапала пульт. Моя сестра была злая, как никогда. Детей у нее не было и о воспитании детей раннего возраста у неё были совершенно другие представления, мягко скажем, далекие от реальности. Она была твердо уверена, что ее дети
играли бы в углу с игрушками и не портили бы вещи — это заблуждение всех молодых мам. Им кажется, что красивые игрушки необходимы детям и дети не в состоянии от них оторваться. Забудьте об этом до 4 лет. До этого возраста (может и позже даже) детям интересно все то, чем играют папа и мама. Наша дочь расколотила 3 телефона (хотя у нее было несколько игрушечных красивых телефонов), пока мы не додумались поставить аппарат на пол, чтобы она могла в любой момент поговорить по телефону.

Все что берет мама или папа, тут же нужно ребенку. Детская посуда валяется, зато мамина кастрюля такая интересная.
Посадите ребенка рядом с собой за столик и дайте настоящую кастрюлю и ложку. Пусть варит, пока вы варите.
Я давала также крупные (которые нельзя засунуть с ухо и в нос) макароны, фасоль и давала ей воды. Она мешала их в кастрюле — варила. Конечно, дочка «портила» продукты, но это небольшая плата за ваш покой.

После 2-х лет, когда ребенок уже становится немного самостоятельным, пользуйтесь различными комнатами для детей. Например, в больших магазинах есть специальные уголки, где воспитатель проследит за вашим ребенком, займет его игрой. А вы сможете отдохнуть и сделать покупки. У нас в городе есть также детские центры, где на пару часов вас освободит педагог.

Ходите на детские площадки, играя друг с другом, дети тоже отвлекаются от родителей, это прекрасный отдых для вас. К тому же, если на площадке есть мама, которой вы доверяете, она может проследить за ребенком, и вы сходите в магазин. У нас во дворе была такая мама с дочерью, ровесницей нашей. Мы по очереди оставались с детьми. Для удобства на таких прогулках можно использовать легкие прогулочные
детские коляски трости .

Какие ещё нюансы необходимо знать про воспитание детей маленького возраста, так это то, что маленькие дети не умеют концентрироваться. Например, вы говорите: «Надень носки», — и продолжаете делать свои дела. Как только вы отворачиваетесь, ребенок тут же забывает то, о чем вы просили.

Однажды я так сказала раз 5, результат остался прежним. Сначала я подумала, что это бунт. Что она намеренно не хочет надевать носки. Но дочь у меня послушная и я поняла, что причина в другом. В том, что она не может сконцентрироваться.

Чтобы добиться результата, я стала делать так, беру сама носки, подхожу к ней, подаю и говорю: «Надень носки». Она их сразу при мне надевает — и вопрос решен.

Помогайте ребенку, постепенно с развитием ребенка появится и концентрация. И тогда уже будет достаточно слов .

Как–то пришла ко мне подруга, у которой двое детей-погодок. Старший — сын, младше моей дочери на год. Подруга рассказала, что когда впервые поехала к родителям, она увидела своих детей со стороны. Сначала я этого понять не могла, потому что до того момента я свою дочь со стороны не видела. У меня все время было ощущение, что она на мне висит и составляет часть меня. При этом самую тяжелую часть.

Потом мы поехали в гости к моей тете, там же была моя двоюродная сестра. И дочь забыла про меня начисто, спала с тетей, ходила везде с тетей. Я была свободна и при этом могла наблюдать за ребенком как бы издалека. Очень познавательно, совершенно не те ощущения, когда ребенок полностью с нами.

С моментом взросления ребенок начинает отдаляться от мамы, вдруг осознает, что мир большой и ему все интересно.
Появляются периоды своеобразного кризиса, когда ребенок совершенно отказывается что-либо слушать.

Поделать ничего нельзя. Надо просто переждать этот период.
Это пройдет совершенно безвозвратно. У нас это началось после 1,5 лет (или чуть раньше). Дочь стала убегать. На улице она срывалась и неслась от меня прочь. Мне приходилось бежать за ней, чтобы она не выскочила на дорогу. Это очень утомляет. Никакие слова, никакие уговоры не действуют. Только вышли на улицу, все, она понеслась. Рекомендации типа: «Спрячьтесь и ребенок испугается», на мою дочь не подействовали. Я спряталась за дерево и смотрю за ней. Дочь оборачивается — меня нигде нет. Она как ни в чем не бывало преспокойно несется дальше. Нет — и не надо.

А когда мы были в московском аэропорту, ей было 1 год и 10 месяцев. Только увидев эти просторы, она начала убегать от меня. У меня 2 чемодана и сумка, бегать за ней трудно. Ловлю ее, кричу на нее. Она хохочет, вырывается — и вперед. У меня какие мысли? Вдруг кто её украдет, или она потеряется, ведь еще не умеет говорить даже. От страха начинаю буквально сходить с ума, думаю, мамы меня поймут. В конце концов, окончательно озверев, хватаю ее за шиворот, поддаю по заднице, и тащу на паспортный контроль. Она орет, вырывается. Тетенька за стойкой паспортного контроля просмотрев весь спектакль, делает совершенно конкретные выводы. Проверив все мои документы, взяла дочь за ручку и спокойно так спрашивает:

— Девочка, где твоя мама?

Дочь показывает на меня пальцем.

— Ясно, это все-таки мама.

Реакция этой женщины заставила меня задуматься о том, как мне упростить задачу себе и перенести этот период спокойно? Не пугать окружающих, и в первую очередь ребенка?

Вот методы, которые мне помогли преодолеть этот период:

1. В магазинах есть специальные тележки, я усаживала дочку в тележку и спокойно делала покупки. Так и ей интересно было, и выскочить никак.

2. На вокзале и в аэропорту тоже есть тележки. Я складывала на них чемоданы, сверху усаживала дочь и катала её, пока не приходила пора сесть в поезд или самолет. В следующей статье я напишу о путешествиях с маленьким ребенком. Моя дочь с 5 месяцев раз в год путешествует со мной, и у меня скопился определенный опыт.

3. Дома мы стали ходить в закрытые дворы, где нет машин и можно совершенно спокойно убежать от мамы и снова к ней вернуться. Это намного дальше от дома, зато там я могла расслабиться и спокойно посидеть на лавочке. Постепенно этот период прошел, я уже даже забыла, что такое было.

И в завершение хочу немного осветить вопрос о детских театральных представлениях и о всяких общественных мероприятиях. Дети устают. В зависимости от возраста, их терпения хватает от 20 до 40 минут максимум. Поэтому, ведя ребенка на спектакль, будьте готовы уйти через 20 минут домой. Ребенок устает, начинает вскакивать, крутиться, представление его уже не занимает. Не портите нервы ни себе, ни ребенку, ни соседям. Уходите. До 5 лет мы ходили на все представления на чуть-чуть. Дочка начинала сразу хотеть: «в туалет, пить, тяжело сидеть, либо неинтересно». Любым способом надо было заставить маму уйти.

Только в 6 лет она смогла досмотреть цирковое представление и не устать. А с 7 я отправляю ее одну смотреть мультфильм в кинотеатре, сама жду ее у входа.

Делайте все, чтобы вам было хорошо. Используйте любую возможность, чтобы облегчить свой родительский труд и период воспитания детей раннего возраста. Тогда вы будете довольной, и вам даже в голову не придет обвинить ребенка в причиненных вам неприятностях. Мать не раба ребенка, ребенок и не хочет, чтобы мать была его рабой. Нашим детям нужны счастливые и отдохнувшие мамы! Так что задайте себе вопрос о том, как вырастить ребенка и не устать, и ответ обязательно придет.

Благополучия вам и вашей семье, Лариса Ким.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх