Что такое загадка? Это метафорическое выражение

Метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка средство испытания… … Википедия

Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

ЗАГАДКА, загадки, жен. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или… … Толковый словарь Ушакова

Может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. По Аристотелю, З. «хорошо составленная метафора». Веселовский рассматривает З. в связи с формулами параллелизма и склонен видеть в ней одночленный параллелизм… … Литературная энциклопедия

Сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195. Сфинксова загадка. Книжн. Устар. То же. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195.… … Большой словарь русских поговорок

загадка - бледная (Минский); жестокая (Бальмонт); мучительная (Л.Андреев); нераскрытая (Белый); туманная (Ратгауз) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913.… … Словарь эпитетов

Загадка - Загадка ♦ Enigme Задача, которую мы не в силах решить, но не потому, что она превосходит наши средства познания (тогда это была бы тайна), и не потому, что она не поддается доводам логики (тогда это будет апория), а потому, что она неверно… … Философский словарь Спонвиля

Загадка - ЗАГАДКА, жанр народно поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. По форме (мерная речь, созвучие слов и рифма) народная загадка… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Жанр народно поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего … Большой Энциклопедический словарь

- (евр. хида, сокрытое, сплетенное). Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении З. слово хада встречается в Суд 14:12 19; 3Цар 10:1; 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З. притча (Притч 1:6),… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Загадка Н. Ф. И. , Андроников Ираклий Луарсабович. Впервые статьи И. Л. Андроникова, вошедшие в этот сборник, увидели свет в издательстве "Детская литература" в далёком 1949 году. В то время книжка заключала в себе только две вещи:" Портрет"…
  • Загадка Н. Ф. И. , Андроников И.. Впервые статьи И. Л. Андроникова, вошедшие в этот сборник, увидели свет в издательстве "Детская литература" в далёком 1949 году. В то время книжка заключала в себе только две вещи:" Портрет"…

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

Загадка это фольклорный жанр малой формы, известный у всех народов. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). В загадке тем или иным способом «зашифрована» отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание; не случайно народ сложил загадки о загадке: «Без лица в личине». Аристотель называл загадку хорошо составленной метафорой. Однако они встречаются и в форме прямого вопроса: «Что с земли не подымешь?» (тень). Поэтому более точно определение загадки как «поэтического замыслова того описания какого-либо предмета или явления, сделанного с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Истоки загадки восходят к тайной речи первобытного общества (в обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадки). Загадки были способом раскрытия религиозной тайны: не случайно они встречаются в Ведах, Библии, мифологическом эпосе разных народов мира.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной магической речью - зашифрованным языком, направленным на обеспечение урожая, успеха в охоте, скотоводстве, земледелии. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в календарных и семейных обрядах, былинах, сказках, песнях. С течением времени древняя функция загадки постепенно угасла, но их поэтическая форма оказалась продуктивной. К загадкам начали относиться как к способу испытания сообразительности, появились новые загадки о предметах и явлениях. Так сложился фольклорный жанр, который не имел ни каких иных целей, кроме художественных и развлекательных. Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. В большинстве загадок описание дано от третьего лица, но может быть и от имени отгадываемого предмета (при этом используется олицетворение): «Меня бьют, колотят, ворочают, режут-я все терплю и всем добром плачу» (земля). Очень характерно использование имен собственных в роли нарицательных: «Стоит Чурило, замазано рыло» (светец). В загадках широко используются метафоры, метонимии, сравнения, антитезы, эпитеты, аллитерации, звукоподражания.

Некоторые загадки созданы способом комического словотворчества: «Стоит пендра, на пендре лежит дендра и говорит кондре: «Не лазай на пендру, там не одна кандра - и ундра есть» (печь, дед, кот, каша и утка). Используется игра омонимами: «От чего утка плавает?» (от берега). Обычно загадки частично или полностью рифмованы; рифма может служить подсказкой к разгадке. Лучшим по полноте и систематизации русских загадок является сборник Д.Н.Садовникова «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач». Тематика загадок тесно связана с бытом и трудом народа. Жители городов уже не загадывают загадки о сохе, бороне, косе, вилах, цепах, о процессах крестьянского труда. Однако возникли новые загадки: «До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит» (паровоз); «На пушку не похожа, а палит - дай Боже» (гвардейский миномет «Катюша»). В современном фольклоре загадки бытуют в детской аудитории, а также среди подростков и взрослых. У взрослых загадки имеют шуточное или сатирическое содержание, приближены к анекдоту. Анекдотические загадки иногда образуют циклы («Армянское радио»). Распространены озорные (двусмысленные) загадки эротического характера, которые существовали и в старом крестьянском фольклоре: «Без рук, без ног, на бабу скок» (коромысло). Загадки широко вошли в художественную литературу Они занимали видное место в средневековых произведениях, построенных в вопросноответной форме («Беседа трех святителей»). Загадки включены в композицию древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских» (15 в.).

Загадки знакомы нам с детства, и не надо отказывать своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Загадки не только развивают логику и сообразительность, но и учат замечать сходство и различия там, где их совсем мало. Загадывайте их своим детям и получайте удовольствие! А Рамблер/Семья расскажет, как правильно управляться с загадками.

Что такое загадка

По определению В. И. Даля, «загадка – это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Действительно, в загадке: «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» – иносказательно представлена капуста. С другой стороны, в загадке о реке: «Течет, течет –не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» нет иносказания, но есть описание реки, точнее, отсутствие изображения предмета, который иносказательно напоминает о реке. Поэтому дадим следующее рабочее определение загадке: загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Загадка-иносказание интересна тем, что она создана на основе художественной образности, удивляет нас поэтическими картинами. Думаем, именно поэтому на занятиях в детском саду отдают предпочтение этому типу загадок. И всегда они пользуются большим успехом.

Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки.

Еще в начале века появилась карикатура одного американца-любителя русской культуры на известную загадку «Зимой и летом одним цветом». Там было изображено четыре времени года, на каждом дерево в цвету, с зеленью, облетающей листвой и голыми сучьями, а рядом стоял всегда довольный зеленый крокодил. И сразу становилось ясно неоднозначное решение этой загадки. Вот и вы, дорогие родители, будьте готовы к всевозможным ответам ваших детей на, казалось бы, известные загадки, когда они их услышать в первый раз. Например, «Висит груша, нельзя скушать», «Да, – отвечает ваш сын, – это боксерская груша». И разве он неправ? Лишь потом, выслушав ваши дополнительные объяснения, он приходит к правильной отгадке: «Лампочка». Но главное в разгадывании загадок – это процесс логического сопоставления данных и свойств предмета. Этому надо учиться. Сами взрослые, не зная ответа на загадку, порой не могут разгадать ее.

О чем загадка?

Девочка думает

Обо всем, что окружает человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретности, деталях. В загадках, например, изображается не вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сосна; не вообще дом, а бревна и мох, пол и потолок, крыша и окна, двери и косяки.

Конкретный, физический, осязаемый мир изображался в загадках, парадоксально сопоставляясь с таким же конкретным, физически осязаемым миром. Каким образом? Подметили, например, что кисти овса похожи на сережки, украшающие девушек, и возникла загадка: «Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами». Яйцо всегда поражало всегда и тем, что из неживого появлялось живое, и тем, что в одном сосуде не смешивались два вещества. Вот и возникла загадка: «В одном бочонке два сорта вина».

Любили загадки устанавливать также внешнее сходство по цвету «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (Березы.)

Загадкам, построенным на описании предметов и явлений, противопоставлялись такие, в которых предметы загадывания и предметы иносказания сопоставлялись по признаку действия: «Сидят девицы в темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки», (эта загадка о пчелах в улье, строящих соты).

Часто, чтобы подчеркнуть движение, противопоставляли действие бездействию, движению – покой: «Сами бегут, а оглобли стоят», а чтобы усилить впечатление от движения, ставили рядом несколько перемещающихся предметов, явлений. Например, загадка о небе, земле и солнце, месяце, дне и ночи: «Два стоящих, два ходящих, два минующих». Загадка отразила древнее представление человека о Земле как центре мироздания.

Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем обычно представляется. Во-первых, один предмет загадывания чаще всего сопоставляется также с каким-нибудь одним предметом-иносказанием («Стоит старичок-красивый колпачок»); во-вторых, предмет загадывания сопоставляется с несколькими предметами-заменами (в загадке о корове: «Спереди-вилы, сзади-метла»); в-третьих, есть загадки, в которых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче, реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит»); и, наконец, в-четвертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими же предметами-иносказаниями (как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на поле станет»).

Литературное чудо

Березовая роща

Изображая мир, народ поэтизировал его, учился видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова. Но не надо и забывать о замечательных литературных образцах жанра. Например, прекрасные загадки К. Чуковского, в основном переведенные с английского языка:

Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю!

Или чудесные «Загадки с грядки» Г. Сапгира:

На троне в зеленой короне царь сидит на припеке и лоснятся от важности красные щеки ветер поднялся трон зашатался царь удивился с трона свалился!

Дети должны знакомиться со всем разнообразием загадок. Сначала это увлекательное познание мира, потом интересная игра в уже знакомые вопросы-ответы. Есть загадки для каждого возрастного периода, есть загадки на сообразительность, например:

Шел Кондрат В Ленинград, А навстречу – двенадцать ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке – кошка, У каждой кошки – двенадцать котят. У каждого котенка В зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?»

Ответ: ни одного, потому что они шли навстречу Кондрату, а значит не в Ленинград, а из него.

Такие загадки очень развивают логику мышления ребенка и всем знакомы с детства их примеры-путаницы: «От носа до рта 3 см, сколько весит килограмм яблок?» Или «Что легче, килограмм стали или килограмм пуха?».

Читайте детям загадки, разгадывайте их вместе с ними – это будет увлекательное и полезное времяпровождение.

Загадка - это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: “Загадка - краткое иносказатель­ное описание предмета, предлагаемое для разгадки”.

В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Это художественное средство называется метафорой. Но тем не менее загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкрет­ном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Загадки - очень древний жанр фольклора, но в наши дни создаются все новые и новые загадки.

Глоссарий:

– что такое загадка определение

– что такое загадки определение

– определение загадки

– загадка определение

– загадки определение


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Пьеса - предназначенное для исполнения на сцене художественное произведение. Пьеса имеет свои осо­бенности. Она состоит из диалогов и монологов героев, или действующих лиц. Пьеса делится...
  2. Определение - второстепенный член предложения, относящийся к слову с предметным значением (обычно к имени существительному) и указывающий на признак данного предмета. Определения обычно отвечают на...
  3. КУКУШКИНЫ ЗАГАДКИ Кукушка – птица загадочная. Да такие загадки загадыва­ет, что не каждому по плечу. В наших лесах и полях живет почти семьсот разных пород...
  4. Постфикс (от лат. post “после” и fixus “укрепленный”) - аффикс, который находится в слове после окончания и обычно служит для образования новых слов. В русском...


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх