Персонификация - это понятие с широким спектром значений. Юридический словарь

И как она перевернула наш взгляд на мир

Ахтунг

В статье упоминаются различные мировоззрения. Я пишу с научной позиции, и эта позиция может не совпадать с вашим образом мышления. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием, ведь я допускаю и уважаю каждое мировоззрение.

Пролог

Я не психолог-теоретик и не писатель, но решил написать эту статью не столько «потому что могу», сколько «потому что хочу», ибо тема для меня более чем интересная.

Персонификация ‒ удивительное явление, которое искажает наше видение мира. Однако оно слабо раскрывается в различного рода статьях, а если вдруг захочешь погуглить это слово, то, в основном, найдёшь лишь всякие определения. Впрочем, с определений и начнём.

Что это такое?

С этимологией, думаю, всё понятно. Persona есть лицо , facio есть делать . Буквально говоря:
Персонификация
Есть ещё второе значение, которое используется в психологии:
Персонификация ‒ это образы, рождающиеся в сознании человека при соприкосновении с окружающим миром (Гарри Салливан).
Третье определение ещё интереснее:
Персонификация ‒ тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину чему-либо вследствие личной фрустрации.

А есть примеры?

Пф, конечно. Куча их. Далеко лезть не надо, возьмём счастливых котиков. Конечно, вряд ли они радуются жизни и улыбаются, но мы смотрим на них, «примеряем» на них человеческое лицо и думаем так, как мы хотим думать.

Сила влияния

В общем, персонификация работает так: мы неосознанно приписываем всему вокруг какие-то человеческие свойства и качества. Нет, мы не сами надумываем это, как анимисты , это надумывает наше подсознание, независимо от нас. Возможно, потому что нам с древних времён проще объяснить что-либо, наделяя это личностными характеристиками (идёт гроза ‒ природа злая ).

Суть анимизма ‒ вера в одушевлённость каждого предмета, а также самой природы

Так, мы не просто ошибаемся (идёт гроза ‒ природа не злая, а радостная ), а вообще смотрим на мир искажённо (у природы нет эмоций вовсе, гроза ‒ физико-химическое атмосферное явление ).

В итоге, осознанно или нет, мы всё же смотрим на мир со стороны антропоцентризма, а значит сделанные под влиянием персонификации выводы, влияют на каждую личность (или даже общество, если эти выводы глобальны).

Персоны

Рассмотрим проявления персонификации. Вернее, продолжим, ведь мы уже начали с котиков и явления грозы. Кстати о грозе. Наверное, всем известно, что возникновение религии с научной точки зрения объясняется невозможностью людей объяснить те или иные явления (природы). И что делают люди? Они их персонифицируют.

Почему в Египте случилась ужасная засуха? Некая Тефнут свалила в Нубию (а потом вернулась, и всё опять стало хорошо).

Богиня влаги, росы, дождя, плодородия и просто котик

Далее? О небе говорят как о боге Уране, о земле как о Гее, о Луне как о Селене. После привычная история. Гроза теперь появляется не просто от злой природы, а по сути от конкретной личности (разгневанный Зевс), бушующее море ‒ проделки Посейдона. На других территориях в грозах виноваты Апокатекиль, Тор, Индра, Таранис, Перкунас, Перун… Ну, вы поняли. Всё это люди. Вернее, боги, похожие на людей.

Затем переход от политеизма к смешанным религиям (индуизм), за ними пришли править миром монотеистические парадигмы. Однако бог остаётся похожим на человека. До сих пор.

Хотя, исходя из определения, «персонификация ‒ это наделение предметов и явлений человеческими качествами», я бы сказал, что это скорее наделение околочеловеческими качествами. Не всегда соответствующими человеку, но весьма близкими. В случае с богами, например, ‒ наделение природы сверхчеловеческими качествами (но в человеческом образе).

Бог похож на человека вот уже тысячи лет, пока мы не оставим традиционные религии и не рассмотрим такие мировоззрения, как пантеизм, апатеизм, итсизм, атеизм и прочие. Они выражают другое отношение к богу (богам): бог есть мир / бог это что-то, но я не знаю, что / всё равно на бога / богов вообще нет / и так далее, ‒ но так или иначе не связывают образ бога с человеком.

Но это религия. А что ж ещё? Обратимся к третьему определению персонификации:

Персонификация ‒ тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину чему-либо вследствие личной фрустрации.

Определение может быть немного запутывающим. Нет, мы не рассматриваем объективные факторы вроде шторма, из-за которого человек не попал на работу. А скорее те моменты, когда человек переносит свою конкретную проблему на тот фактор, который на него повлиять, ну… не должен. Например, положение звёзд в тот или иной момент времени. Да, астрология, гороскопы ‒ тоже проявления персонификации.

На что ещё человек может списывать свои беды? На суеверия!
Тут же в голову кроме всего прочего приходят гадания, магия, амулеты и прочая эзотерика.

Люди так боятся ходить под такими столбами, что протаптывают тропинку в обход

Ещё раз повторюсь, что я допускаю и уважаю различные мировоззрения, но с нейтральной точки зрения показываю, что их возникновение может обуславливаться персонификацией.

Тем не менее популярность всего этого сходится к минимуму в наше время, но ведь какое огромное влияние на социальный аппарат имела та же магия, например, в средние века. Хотя и сейчас ничто не мешает посмотреть «Битву экстрасенсов» по федеральному телевидению.

Вспомним ещё пару явлений: эзотерическая нумерология и хиромантия . Действительно ли номер оборота Земли вокруг себя (день) за один из периодов оборота Луны вокруг Земли (месяц) среди очередного круга нашей планеты вокруг Солнца (год), когда сформировался плод, может предопределить его дальнейшую судьбу? Вопрос. Действительно ли папиллярные и флексорные линии (складки на ладошках) наших рук скажут о том, как мы будем жить? Вопрос. Но, тем не менее, это путь к переложению своей деятельности под управление чего-то, что не влияет на нас непосредственно, а значит это тоже плод персонификации.

И это ещё не всё. Персонификация породила огромный пласт фольклора, в особенности литературного. Животные-герои произведений, наделённые человеческими качествами стали повсеместностью и в английской, и во французской, и в русской литературе (в основном в стихах, сказках и тем более ‒ в баснях).

Нет, что вы, мы не наделяем животных человеческими качествами

Более того, животные в сюжетах становятся аллюзией на человеческий мир. Здесь появляется уже какая-то деперсонификация людей к животным, которая связана с изначальной персонификацией «животные как люди». Сложновато.

Да вообще, троп олицетворения ‒ это персонификация «как есть». И куда бы мы без него?

Не будем уходить далеко от сказок и вспомним, что многие детские игрушки по своей сути ‒ предметы для персонификации. Дети наделяют их личностью, разговаривают «за них», определяют отношения между разными игрушками, развивая своё воображение и социальное мышление. Часто такими игрушками оказываются машинки, роботы, игрушки-животные, ну а самым явным предметом для персонификации являются, конечно, куклы.

Но разве могут куклы быть предметом для персонификации, если они сами символизируют людей?

Да, конечно могут, ведь куклы не просто не личности , но и по факту не живые вовсе. Имитация человека не делает их человеком. Персонификация в нашем сознании делает.

Попросите человека представить себе инопланетянина и скорее всего он представит себе гуманоида. Попросите нарисовать робота и вы вряд ли получите заводского робота-руку (скорее это будет похоже на бюджетного терминатора). И это несмотря на противоречия со здравым смыслом.

Две руки, (скорее всего) две ноги, шея, голова с глазами и ртом - типичный пришелец

Учитывая многообразие образов растительного и животного мира Земли, представители которого приспосабливаются к одной планете , сложно представить, какими могут быть организмы, приспосабливающиеся к другой. Ведь совсем не факт, что они будут похожи на нас или наших земляков из флоры и фауны (хотя и такое может быть при определённых, но труднодостижимых условиях, очень близких к земным).

Ну а насчёт человечных человекоподобных роботов-андроидов… Откровенно говоря, при нынешнем развитии технологий, они мало чем могут быть полезны для нас, есть куда более удобные формы роботов как универсальных, так и специализированных для конкретных задач.

Да-да, я тоже робот!

Ну а мы ведь «по умолчанию» ожидаем совсем другого. Выходит, мир не так уж антропоморфичен, как его воспринимает мозг.

С животных начали, животными и закончим. Кто же не разговаривал с котиками? Кто не общается со своими питомцами? Да почти никто. Здесь могут быть свои контраргументы: собаки понимают человеческий язык и откликаются не только на команды. На самом деле они обучаются и понимают в основном тембр, громкость голоса и ассоциируют с конкретными действиями. Но суть не в том. Суть в манере, с которой мы к животным обращаемся. В большинстве своём это очень похоже на отношения человек-человек. Для нас животные это как маленькие милые люди, поведение которых мы часто сравниваем с человеческим, хотя это совсем не так. Странно, но правдиво.

В статье «Кто доводит зверей до самоубийства » авторы рассматривают мост, с которого спрыгивают животные, птиц, врезающихся в стены в полёте, овец, бросившихся с обрыва…

Опасный мост. Держите свою собаку на поводке.

Казалось бы, почему они самоубиваются? А потому что мы неправильно смотрим на вещи из-за уже ставшей пресловутой персонификации. Животные не хотят покончить с жизнью, животные дезориентируюся и ведут себя так, что мы не понимаем, что происходит, в итоге приписывая это совершенно человеческому свойству ‒ возможностью преодолеть инстинкт самохранения и совершить суицид.

Значение

А теперь давайте представим, что у нас бы не было персонификации, как механизма. Не было бы персон:
Исчезли бы почти все религии, никогда бы мы не прочитали книжку с мифами Древней Греции, не задумались бы о магии и гадании, не прочитали бы сказок и стихов с персонажами-зверями, из газет бы исчезли гороскопы, на улицах не висели бы объявлений с ясновидящими, а «Битвы экстрасенсов» так никто и не дождался бы. Не было бы робота Atlas от Boston Dynamics, а типичный инопланетянин для нас, скорее всего, был бы чем-то аморфным. Да и вообще, мы бы даже совсем по-другому смотрели на животных.

Но это всё «бы». Зато как они демонстрируют важность персонификации в становлении наших мировоззрениях и в бытовой жизни эгоцентричных человеков! Это огромное влияние сильно удивило меня и послужило поводом написать эту скромную статью.

P. S.

В процессе написания (напечатывания) до меня дошло, что термин персонификации по своей сути является синонимом или даже обобщением антропоморфизма.

Антропоморфизм ‒ перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др.

Ничего не напоминает? Действительно, походит на первое и второе определение персонификации:

Персонификация ‒ наделение объектов/явлений человеческими свойствами.
Персонификация ‒ это образы, рождающиеся в сознании человека при соприкосновении с окружающим миром.

Однако, на мой взгляд персонификация несколько отличается от антропоморфизма, особенно это подчеркивает третье определение:

Персонификация ‒ тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину чему-либо

Тем не менее, об антропоморфизме русскоязычных статей намного больше, чем статей о персонификации, и некоторые из их тем явно перекликаются с содержанием сего текста, так что если эта тема вас заинтересует‒ смело гуглите.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Персонификация
Рубрика (тематическая категория) Психология

Персонификация - ϶ᴛᴏ индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта͵ связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. К примеру, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое межличностное отношение, связанное с удовлетворением, имеет тенденцию формировать благоприятный образ приносящего удовлетворения агента. Персонификация же плохой матери возникает вследствие переживаний, связанных с тем, что она побуждает тревогу. Тревожная мать персонифицируется как плохая. В конце концов эти две персонификации матери совместно с другими персонификациями – такими, как соблазнительная мать или сверхопекающая мать, – смешиваются и образуют комплексную персонификацию.

Эти возникшие в нас образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в совершенно изолированной межличностной ситуации, но, однажды сформированные, обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Так, человек персонифицировавший отца как неприятного человека с диктаторскими наклонностями, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста͵ к примеру, учителœей, полицейских, работодателœей. Следовательно, нечто, на ранних возрастных стадиях служившее редукции тревоги, может вмешиваться в возникающие позже межличностные отношения. Эти исполненные тревоги образы являют искаженные представления о значимых в данных момент людях. Самоперсонификации – такие, как Я – хороший и Я – плохой – следуют тем же принципам, что и песонификации других. Персонификация "Я – хороший" возникает из "вознаграждающих" по характеру межличностных отношений, "Я – плохой" – из ситуаций, повышающих тревогу. Подобно персонификациям других, самоперсонификации препятствуют объективной оценке.

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Примеры распространенных в нашей культуре стереотипов – рассеянный профессор, бескомпромиссный художник, тупой чиновник.

Персонификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Персонификация" 2017, 2018.

  • - Персонификация Божественной Премудрости

    Самым важным фактом, повлекшим за собой значительные последствия для истории иудаизма, было его столкновение с эллинизмом. Уже начиная с позднего бронзового века, греки имели постоянные контакты с Палестиной. В течение первого тысячелетия их наплыв непрерывно... .


  • - Персонификация предметов - существительных в роли подлежащего

    Конструкции с формальным подлежащим Основное отличие синтетических языков от аналитических в рассматриваемом вопросе состоит в том, что, поскольку в аналитических языках существует постоянный порядок слов в предложении и обязательно наличие подлежащего... .

  • Персонификация является чрезвычайно важной темой в психологии. Значение данного понятия двойственно, хотя частично теории переплетаются.

    Изначально данный термин характеризовал отношение некоторых людей к неодушевленным предметам. Они наделяли вещи человеческими качествами, рассматривая их как нечто живое. Такая позиция не давала основания рассматривать этих индивидуумов как душевнобольных, ведь данное сравнение традиционно широко использовалось в сказках, мифологии и религии.

    Что касается второго определения, то его можно отнести абсолютно ко всем людям. В новом значении персонификация связана с теми образами, с которыми человек отождествляет окружающих. В широком понимании данная точка зрения называется стереотипом.

    Люди делают выводы о других, исходя из их поступков. Таким образом, предполагаемая личность может быть плохой или хорошей. То же самое одобрение или осуждение касается самого себя.

    Кстати, еще один принцип персонификации соединяет в себе первую и вторую интерпретацию явления. Это происходит, когда человек создает себе воображаемого друга. Чаще всего подобная ситуация случается с теми, кто болен шизофренией.

    Такой прием помогает человеку бороться со своими страхами и опасениями. Личность пытается защитить свою самооценку от окружающих: несуществующий товарищ ведь никогда не предаст и не сделает больно.

    Персонификация идола может иметь и немного другой смысл. Зачастую это идеализирование людей, но без их участия. То есть человек начинает приписывать какие-то черты характера кому-то из своего окружения, кто не обладает этими качествами.

    Впоследствии подобное поведение приводит к непониманию, ссорам и обидам. К сожалению, такая особенность присуща очень многим из нас. Близкий не виноват, что сделал что-то неприятное для вас, ведь он не обязан оправдывать ваши выдуманные ожидания.

    Теория Гарри Салливана

    Именно Гарри Салливан первым дал определение этому понятию. Он изучил отношение к другим на примере маленького ребенка и его родителя.

    Индивид начинает персонифицировать с самого рождения, но никак этого не выражает. На начальном этапе для него существует только мать, которая может быть или плохой, или хорошей. Ее характеристика зависит в большей степени от способа кормления ребенка.

    К примеру, плохая мать будет давать ребенку соску, а не грудь. Причем с матерью будут ассоциироваться все близкие, дающие пустышку. Негативное отношение в любом случае будет доставаться женщине.

    Что касается хорошей матери, то она является исполнителем желаний малыша. То есть она обязана кормить его грудью и делать это как можно чаше. К тому же родительница должна играть, ласкать и очень бережно относиться к своему чаду. Только в этом случае она получит положительную персонификацию от собственного ребенка.

    Отголоски этого неосознанного отношения ребенок проявит в будущем. Он будет наказывать своим поведением или поступками того, кто не соответствовал его идеализации. В дальнейшем такая система будет распространяться на всех окружающих.

    Кстати, данное олицетворение затрагивает не только окружающих, но и саму личность. Главный герой точно так же анализирует себя, и другие играют при этом ничуть не меньшую роль.

    Возрастные этапы формирования персонификации (по Гарри Салливану):

    1. Младенчество (период до 1 года). В данный период чадо познает нежность и заботу матери, а также начинает понимать, что такое тревожность. Ребенок ощущает это не только сам, но и улавливает от других людей.

    2. Детство (от 1 года до 5 лет). Ребенок начинает воспринимать отца как родителя, но главной все же остается мать. Также он замечает других людей и анализирует их отношение к нему.

    3. Ювенильный период (от 6 до 8 лет). Личность начинает нуждаться в общении с другими людьми. Ребенок пытается заводить друзей, которые близки ему по возрасту. Он впервые получает опыт ссор, уступок и конфликтов, которые заставляют его принимать решения.

    4. Подростковая пора (с 10 до 12 лет). Считается одним из самых важных периодов, который проводит черту между «до» и «после». Если раньше неверные шаги можно было исправить, то позже их изменить будет непросто. В данном возрасте ребенку необходим лучший друг, который научит его каким-то принципам. Если же личность не обретет близкого товарища, то в дальнейшем это повлияет на ее отношения с сексуальными партнерами.

    5. Пубертатный период (с 13 до 17 лет). Потребность в дружбе продолжает быть актуальной, но начинает проявляться скрытая сексуальность. Подросток обращает внимание на противоположный пол, что очень важно для этого возраста. Если ребенок не будет готов к подобному взрослению, то у него могут появиться проблемы с близостью после совершеннолетия.

    6. Позднее юношество (от 18 до 23 лет). Личность начинает испытывать высокие чувства к другим. Повзрослевший человек уже отличает простое влечение от влюбленности, а отношения становятся одной из главных целей. Также в этот период человек начинает узнавать первые тяготы и проблемы мира взрослых.

    7. Взрослая жизнь (от 24 лет). Индивид выбирает основное направление в жизни. Он становится финансово независимым, что влияет на его отношение к себе. В этот период большая часть людей заводит семью, а также начинает смотреть на мир реалистично, без «розовых очков».

    Стоит отметить, что к этому возрасту человек должен уметь налаживать взаимоотношения с окружающими. Если же в них возникают проблемы, то это своеобразный «звонок из прошлого». Подобная ситуация указывает на то, что предыдущие периоды прошли не очень корректно, что и сказалось на взрослой личности.

    Таким образом, Гарри Салливан доказывает взаимосвязь персонификации и определенной возрастной фазы. Он говорит о том, что неправильное воспитание сильно влияет на отношение к другим людям. К сожалению, у таких лиц будут очень часто возникать ложные ассоциативные реакции на других.

    Опасность персонификации

    Небольшие проблемы с самооценкой есть у многих людей, поэтому персонификация высказывания – очень частое явление. Это не так опасно, но свои «подводные камни» здесь имеются.

    Подобные лица любят употреблять такие фразы, как: «всем известно», «считают, что». Таким образом человек пытается скрыть свое мнение, собственные суждения, думая, что он этого не достоин. Даже такие мелочи оказывают сильное влияние на психику, поэтому от данных выражений стоит избавляться.

    Однако главная проблема заключается в новых технологиях, которые полностью поменяли мир. Речь идет о компьютерах и других машинах.

    Очень часто можно увидеть особое отношение людей к своим телефонам, ноутбукам, автомобилям. Многие даже дают им имена, воспринимая эти предметы как что-то живое. Люди начали видеть «друзей» в неодушевленных вещах, что может привести к огромной проблеме человечества.

    Персонификация компьютеров – это действительно серьезно. Не зря существует мнение, что скоро они поработят наш мир. С одной стороны, это глупо и смешно, а с другой – все реально ведет к этому.

    Люди проводят большую часть времени дома, уткнувшись в экраны. Они боготворят умную игрушку, которая быстро и легко исполняет желания. Чем больше нововведений появляется с каждым днем, тем значимее становится проблема.

    Обратите внимание, что уже появляются роботы, которые разговаривают. В ближайшем будущем они появятся в каждом доме, что обязательно скажется на психике домочадцев. Все большее число людей начнет воспринимать компьютеры как нечто живое, усиливая тем самым проблему персонификации.

    К сожалению, такой прогресс грозит людям не только отсутствием работы, но и утратой человеческих отношений. А ведь они жизненно необходимы каждому. Особенно остро этот вопрос касается подрастающего поколения, у которого будут неправильно формироваться ценности.

    Кстати, уже и сейчас все дети подвержены искаженному восприятию мира. У большинства подростков реальные друзья превращаются в виртуальных. Загвоздка в том, что люди начинают идеализировать не только друг друга, но и себя.

    В сети, где никто тебя не знает, ты можешь стать кем угодно. Это та же самая персонификация идола. Таким образом, личность сама выбирает себе оценку: «хороший» или «плохой».

    Еще один вид

    Существует такое понятие, как «карнавальная персонификация», которое отражает именно виртуальный мир. Она делится на две группы:

    • Виртуальный «я».
    • Виртуальные друзья.

    В Интернете также существуют карнавальные атрибуты персонификации:

    • Визуальные (аватары, никнеймы).
    • Графические (смайлы, шрифты, стикеры).
    • Звуковые (изменение голоса).

    Все это порождает иллюзию и комплексы. Красивые фотографии с курортов, видео, идеальные черты лица и фигуры порождают скрытую зависть, которая отравляет жизнь.

    Обратная сторона касается тех людей, которые выставляют это все напоказ. Самое интересное, что они значительно приукрашивают все события, чтобы вызвать восхищение других. Таким образом, они придумывают собственный идол, которым они не являются.

    Персонифицировавшийся образ превращается в навязчивую идею, которая отравляет жизнь. Особенно ярко это воспринимают дети, получая неправильное представление о мире.

    Решение проблемы

    Данную проблему необходимо предотвращать еще в детстве. Формирование правильной личности зависит от родителей, которые подают главный пример ребенку.

    К сожалению, большинство взрослых также окунаются в виртуальный мир, обделяя вниманием свое чадо. Такое отношение может не только спровоцировать неправильное отношение к обществу, но и сделать родителей «плохими» в глазах индивида.

    Нужно перестать персонифицировать себя и окружающих, хотя сделать это непросто. Взрослым поможет отказ от социальных сетей, а детям – правильное воспитание и забота. Интернет можно легко заменить прогулками, походами и простым общением. Такие элементарные решения не только устранят проблему, но и избавят от вечного стресса и повышенной тревожности. Автор: Елена Мелисса

    Значение слова ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре литературоведческих терминов

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

    - (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - особый вид олицетворения: полное уподобление неодушевленного предмета человеку, при котором предмет наделяется не частными признаками человека (см. олицетворение), а обретает все человеческие черты, часто - человеческий облик. Традиционно П.используется в устном народном творчестве, в баснях.

    Словарь литературоведческих терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре Аналитической психологии:
      (Personification; Personifikation) — стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от это.« Любой автономный …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
      восприятия виртуальной реальности связана с эффектом психологической достоверности аудиовизуального общения, непосредственного контакта пользователя с автором и другими пользователями в режиме …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре терминов изобразительного искусства:
      - придание живым или неживым объектам, человеческих форм или человеческих аттрибутов. В эпоху итальянского Возрождения было популярно изображение "свободы" в …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
      - форма фетишизма, стремление интерпретировать, объяснять любое социальное явление, изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Медицинских терминах:
      (лат. persona личность, лицо + facio делать) наделение сложных (зрительных и слуховых одновременно) галлюцинаторных образов свойствами конкретных …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Литературной энциклопедии:
      [латинск.] — термин античной стилистики, то же, что олицетворение (см …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
      (от лат. persona - лицо и...фикация) представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
      и, мн. нет, м. Олицетворение, наделение животного, предмета, явления природы или отвлеченного понятия чело-веческими свойствами.||Ср. АНТРОПОМОРФИЗМ …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ПЕРСОНИФИЌАЦИЯ (от лат. реrsona - лицо и... фикация), представление природных явлений, отд. человеческих свойств, отвлечённых понятий в образе …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      персонифика"ция, персонифика"ции, персонифика"ции, персонифика"ций, персонифика"ции, персонифика"циям, персонифика"цию, персонифика"ции, персонифика"цией, персонифика"циею, персонифика"циями, персонифика"ции, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре лингвистических терминов:
      (от лат. persona — лицо + facio — делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -и, только ед. , ж. , книжн. Наделение животного, предмета, явления природы или отвлеченного понятия человеческими свойствами. Гипнос - персонификация …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
      (лат. persona личность, лицо + facere делать) олицетворение, наделение животного, предметов, явлений природы и отвлеченных понятий человеческими …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
      [лат. persona личность, лицо + facere делать] олицетворение, наделение животного, предметов, явлений природы и отвлеченных понятий человеческими …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Тезаурусе русского языка:
      Syn: олицетворение, одушевление, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
      аллегория, олицетворение, очеловечение, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1) Процесс действия по знач. несов. глаг.: персонифицировать. 2) Поэтический прием, состоящий в наделении неодушевленных предметов свойствами одушевленных …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
      персонифик`ация, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      персонификация, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Орфографическом словаре:
      персонифик`ация, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (от лат. persona - лицо и …фикация), представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, …
    • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      персонификации, ж. (латин. personificatio) (книжн.). Олицетворение, представление какого-н. предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе …

    Словарь Ушакова

    Персонификация

    персонифика ция , персонификации, жен. (лат. personificatio) (книж. ). Олицетворение, представление какого-нибудь предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе человека.

    Персонификация

    (от лат. persona - лицо + facio - делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет, окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (Пушкин). см. .

    Словарь лингвистических терминов

    Персонификация

    (лат. persona лицо + …фикация)

    Олицетворение, наделение животных, предметов, явлений природы человеческими свойствами, а также выражение отвлеченных понятий в образе человека; широко распространена в мифах, притчах и сказках народов мира; близкий метафоре троп, связанный с перенесением на неживой предмет функцией живого лица; ант.: антиперсонификация, наиболее часто используемая в публицистическом стиле, где люди получают статус вещей.

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Персонификация

    (от лат. persona - лицо) - представление природных явлений, предметов, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека.

    Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

    Род: олицетворение

    Вид: антропоморфизм

    Жанр: басня, миф, притча, сказка

    Асс: аллегория

    Пример:

    К ней прилегла в опочивальне

    Ее сиделка - тишина.

    * "Персонификация... неизменно присутствует в народном эпосе, в сказках, баснях, притчах и т.д." (Е. Аксенова). *

    Дизайн. Словарь терминов

    Персонификация

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – придание живым или неживым объектам или отвлеченным понятиям, таким как "победа" или "промышленность", человеческих форм или человеческих атрибутов. К примеру, смерть изображается в виде скелета или фигуры в белом одеянии с косой. Персонификацией американского правительства и США в целом является "дядя Сэм" – высокий худой человек с седой бородой, облаченный в брюки с белыми и красными полосами, синюю жилетку, и в высокой шляпе, на которой нарисованы звезды. Во времена итальянского Возрождения было популярно изображение "свободы" в виде женщины вместе с фигурами, олицетворяющими "мир" и "изобилие". Популярнейшая из них, американская Статуя Свободы (дар Франции 1885 г.) стоит теперь у входа в Нью-Йоркскую гавань и держит в руке горящий факел – символ "просвещенности". Первой женской персонификацией Великобритании была Британниа (так римляне называли Британию), которая появилась на монетах в период правления римского императора Адриана (138–117 г. До н. э.); В 1672 г. ее изображение появилось на монетах вновь в виде сидящей фигуры со щитом и пикой. Британниа изображалась на монете в 1 пенни до перехода на десятичную систему в 1971 г.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх