Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество. Обмен опытом. Художественное творчество как средство развития мелкой моторики. Что нужно знать о рисовании

Развитие творческих способностей

и мелкой моторики рук детей в процессе художественного труда

Ульянова С.В.,

воспитатель логопедической группы МБДОУ№ 9 «Чебурашка», Южно-Сахалинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития творчества детей и мелкой моторики рук через разные виды художественного труда.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества - это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которые развивают чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Художественный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованная художественная деятельность в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Художественный труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно, вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

В процессе художественного труда дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи; должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели, при этом учитывая особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

Работая в данном направлении, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

2. развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей,

3.развитие мелкой моторики рук и координации движений;

4. воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

6. Расширение знаний детей и родителей о разных видах ручного труда

7. Активизация родительского интереса к творчеству, привлечение к совместной деятельности с детьми ручным трудом, участие в выставках и конкурсах.

Использование тематического принципа построения процесса работы позволяет варьировать его в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма работы помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество тем, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить работу из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели - развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами.

В течении нескольких лет я уделяю большое внимание ручному труду, используя работу с бросовым материалом, нитками, крупой, тестом, природным материалом и папье-маше.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить

ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Данная система работы предусматривает наличие в развивающей среде группы места для ручного труда, создание выставочного стенда для демонстрации результатов деятельности детей, использование сделанных игрушек и поделок в театральной и игровой деятельности.

Таким образом, в процессе художественного труда ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

Итак, художественный труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «...Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».

Литература

Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 - с.34.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005;

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008;

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1972.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

Марина Васильевна Гриннюкова
Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество

Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество

Цель : Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности

Задачи :1. Активировать движение пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, формировать положительный настрой на занятиях. 2. Развивать память , внимание, творческое воображение , речь, познавательные процессы. 3. Разработать разнообразные формы организации продуктивной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики . 4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально

Большое значениедля детей играет развитие мелкой моторики . Она способствуетразвитиюречии мышлению

1. Главной задачей является развивать умение выражать в речи свои впечатления, развивать эстетические чувства. 2. Формировать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. 3. Создавать условия для развития речи и мышление у детей через развитие мелкой моторики путем приобщение ребенка к художественному творчеству . 4. Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности- лепка, аппликация, рисование, конструирование

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка

Работа по развитию мелкой моторики через художественное творчество велась в нескольких направлениях

Продуктивная деятельность

Делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом

Развивать зрительный контроль над движением руки

Помогают образованию связи рука-глаз.

Все это будет помощником в школе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Основные виды развития мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Таштыпский районный Центр детского творчества» Методическая разработка.

Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Методическая разработка «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Тема: «Зимушка зима» Подготовила: Евтушевская.

Развитие мелкой моторики рук детей средствами пластилинографии Развитие мелкой моторики рук детей средствами пластилинографии. С раннего детства все дети любят лепить из пластилина. Благодаря лепке,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста" Родителей всегда волнует.

«Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов»

(из опыта работы)

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

В настоящее время всё чаще наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Это связано, в первую очередь, с тем, что в век развития компьютеризации и интернета, люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма. И как следствие, эти, так необходимые навыки, не прививаются и детям.

Еще Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга человека. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка.

В течение года, когда дети посещали младшую группу (2013 – 2014 учебный год), я наблюдала за детьми, их играми, общением со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения я выявила, что у многих детей недостаточно развита речь: некоторые по – прежнему используют в речи облегченные слова, пользуются заменой слов, словарный запас этих детей беден. При этом два ребенка в группе вообще не говорят предложением. Обозначив для себя проблему, я стала много читать по этой теме, искать объяснений у известных физиологов, психологов и педагогов. Изучив большое количество информации, я увидела, что большинство ученых связывает эту проблему с недоразвитием мелкой моторики кисти руки дошкольника.

Исходя из этого, я вновь обратилась к детям. Начала наблюдать за их работой руками, их ручной умелостью. В ходе наблюдений я убедилась, что у детей с проблемами в речевом развитии действительно не развита моторика рук: они с трудом скатывают шарик из пластилина, часто не правильно вкладывают в кисть ложку во время приема пищи, при выполнении пальчиковых гимнастик движения пальцев рук примитивны.

Определив для себя проблему, которая присутствовала у моих воспитанников, я начала подбирать пути ее решения. Детям дошкольного возраста наиболее доступна изобразительная деятельность, поскольку через рисование, лепку, аппликацию они познают окружающий мир. Поэтому я решила, что именно изобразительная деятельность поможет мне развить мелкую моторику кистей рук в интересной игровой форме с использованием различных материалов для творчества детей.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов, что будет способствовать развитию речи детей; в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); работу с мелко нарезанной нитью, ватой, опилками (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук детей, обогащение чувственного опыта детей через работу с разными материалами и умения фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

Формировать координацию движений.

Способствовать развитию творческих способностей.

Для успешного решения этих задач и достижения цели я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: "Развиваем мелкую моторику у малышей"; «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы. Изучение литературы и других материалов подтвердило актуальность выбранного направления в том, что изобразительная деятельность является наиболее "мощным" стимулом для развития моторных навыков кистей рук и творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. Оформила картотеку пальчиковых игр, большую часть которых мы выполняем под музыку («Лезгинка», «Утята», «Дождик», «Зайчишки – трусишки» и т. п.). В этой картотеки имеют место быть и игры с массажными мячами, которые сопровождаются шуточными стишками, потешками. Например, Мячик, ты помощник наш

Сейчас нам сделаешь массаж!

Положи его на стол

И ладошкой мяч прикрой.

Начнём быстро его катать,

Будем весело играть!

(Правой рукой катать мячик)

Ускоряем ещё ход!

(Ускоряя движение)

Назад - вперёд! Назад - вперёд!

А потом круговорот.

(Круговые движения ладошкой)

Если вдруг рука устала,

То массаж начнем сначала,

Но уже другой рукой,

(Левой рукой катать мячик)

Если хочешь песню пой:

Назад - вперёд, Назад - вперёд.

Ускоряем снова ход.

Назад - вперёд, Назад - вперёд

И опять круговорот!

(Вращательные движения ладошкой)

Мячик, ты не понарошку,

Быстро прыгай мне в ладошку.

(Положить массажный мячик в правую руку)

Начнём мячик мы сжимать.

Раз-два-тричетыре-пять,

Интересно нам играть,

(Сжимать массажный мячик, ускоряя движения)

А ну, ещё быстрей, быстрей.

Свою силу не жалей!

Мы прогоним сейчас скуку.

(Перекладываем массажный мячик в левую руку и сжимать с ускорением)

Поменяем быстро руку

И опять, опять, опять,

Продолжаем нажимать!

Разминаем пальчики,

(Пальчиками сначала одной руки, потом другой, поочерёдно нажимать на иголки-шипики)

Нам поможет этот мяч,

Потому что все иголки

У него совсем не колки!

Что-то мы ему не верим,

Иголки пальчиком проверим

Не зевай, не зевай…

На иголки нажимай!

Продолжаем мы игру,

Мячик я сейчас потру.

(Катать массажный мячик между ладошками)

Всё прекрасно, хорошо.

А ну, ещё, ещё, ещё…

Молодец, катаешь ловко.

Тише, тише остановка.

Иглбол прижмём слегка,

(Ладошки прижать к себе)

И шепнём ему: пока!

Вот и кончилась игра,

Завтра встретимся с утра!

Наиболее удачными формами организации детской деятельности по рисованию и аппликации стали формы с использованием нетрадиционных форм. Некоторые дети боятся, что традиционное задание выполнить не смогут. В отличие от них, нетрадиционные занятия вызывают живой интерес.

В разных видах деятельности детей (совместной, самостоятельной, НОД) я предлагаю детям различные материалы для творчества (нитки, вата, бумага разной фактуры, опилки, шерсть, крупы, макаронные изделия, пластилин, камушки, ракушки и т. д.). Используя эти материалы, ребенок создает свои шедевр, при этом активизируется работа его пальчиков и происходит развитие творчества ребенка, его фантазии.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики, который очень увлекает детей является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которую можно смять, разорвать на части разных размеров (для выполнения аппликации), сложить (для создания фигурок оригами), а полученные поделки использовать в играх, инсценировках.

Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Часто предлагаю детям порисовать пальчиками, ладошками. Очень любят дети лепить из глины, теста и пластилина. Создание 3D картин из пластилина вызывает массу положительных эмоций у ребенка, одновременно оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и его творчества.

При работе с бумагой, ножницами, клеем я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить практические навыки и умения.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация из бумаги и ткани, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Для достижения поставленной цели и задач, с учетом особенностей и потребностей воспитанников моей группы в этом учебном году я организовала работу кружка «Волшебная бумага», где дети, действуя с бумагой разной фактуры и размера, выполняли различные упражнения и изготавливали аппликации, поделки (мячи для клоуна, конфеты для гостей, толстые животики Чебурашки и мишки, осенние листочки, на лесной полянке и т. д.). Большая часть работ, выполненных детьми на занятиях кружка стали участниками и победителями конкурсов детского творчества разных уровней. Кроме этого, детские работы я часто использую для оформления интерьера группы, что вызывает гордость детей за свой успех.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Я стараюсь использовать любую возможность общения с родителями, одна из первейших задач, установить доверительное отношение с ними. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Для того, чтобы родители были в курсе темы, проводила консультации для них, совместные занятия и семинары для родителей и детей, а также мастер – классы и различные конкурсы – выставки, которые помогают развивать мелкую моторику и творческие способности детей дошкольного возраста в содружестве с родителями.

Результаты проводимой работы достаточно высокие. К концу года дети, которые не разговаривали, стали говорить, постепенно пополняя свой словарный запас. Уровень ручной умелости стал достаточно высоким: дети стали более самостоятельными в самообслуживании, работы детей стали иметь средний и высокий уровень выполнения (с технической стороны). Однако работа в данном направлении не заканчивается, поскольку ребенок нуждается в постоянном развитии и творчестве. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Поэтому для себя я определяю задачи на перспективу :

Продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности;

Изучение темы « Работа в технике изонить для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику.

https://pandia.ru/text/80/017/images/image008_20.jpg" width="262" height="196">
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, паралона, трубочек, тряпочек и т.п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.
  12. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка и т. д.
  13. Переборка круп, пуговиц, бусин и т.п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер. И педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

Наверное, каждый мог бы привести примеры ярких дарований маленьких детей, восхищавшие и поражавшие взрослых. В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

В качестве примера я представляю презентацию к уроку “Макаронная фантазия”, в которой дети выбирали в качестве материала для аппликации макаронные изделия. В качестве альтернативы для тех же работ можно использовать различные материалы: природные материалы, семена, мелкие пуговицы, паетки, бисер, крупа, опилки и т.п.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх