Пословицы и поговорки о родословной. « Дом - это там, где вас поймут. Где ты забудешь о плохом

0 Дерево держится корнями, а человек семьей. Моя родословная

Россия,Республика Башкортостан,г.Уфа

ГБОУ Республиканская гимназия-интернат им.Г.Альмухаметова

Воспитатель

Файзуллина А.Р.

Девиз мероприятия:

« Моя семья – мое богатство».

« Дом - это там, где вас поймут

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Цель:

пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям, расширить представления о связи времен, углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении, воспитания чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оформление:

схема –рисунок « Моя родословная», эмблема семьи, выставка семейных реликвий, девизы семьи, традиции и обычаи каждой семьи, музыкальное оформление, презентация.

Воспитатель:

из истории:

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в 2008 г отметил, что надо возродить культ большой семьи, потому что благополучной является такая, которая связывает всех родственников, и именно она дает силы для развития.

На заседании Президентского Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркнул, что социальная поддержка семьи, охрана здоровья всегда будут приоритетными направлениями в республике.

Еще 1998 г. в нашей республике был объявлен Годом Семьи.15 мая отмечается Международный день семьи.

Ведущий:

Что такое семья? Чем отличается семья от другой группы людей?

Семья- самая необходимая ячейка общества. Главные члены семьи: мама и папа состоят в законном браке. Члены семьи ведут общее хозяйство, они любят и уважают друг друга, родители воспитывают детей. Они вместе проводят свободное время, распределяют и делят между собой обязанности, в каждой семье свои традиции и свои обычаи. Все члены семьи друг другу родственники.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки- самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети – родится новая семья. Чем же мы обязаны семье?

Наверное, прежде всего тем, что мы существуем. Мы появились на свет потому, что наша мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появились люди.

Ведущий:

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка « Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше, « родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Ведущий:

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в семье. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Когда –то о нем слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: « Я».

-Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье.

«Я, я – тихо молвила Ева. _Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на земле появилась семья.

Ведущий: Мы предлагаем командам принять участие в наших конкурсах.

Конкурс « Представление команд»

1-ая команда. Команда « Дружба».

Наш девиз- « Пока едины – мы непобедимы»

Наша песня -« Крыша дома твоего»

2-ая команда « Семь-Я»

Наш девиз- « Семья –это супер, семья – это класс»

Наша песня - «Колыбельная»(из репертуара М.Боярского)

3-ая команда « Улыбка»

Наш девиз - « Улыбка- это радость, улыбка- это смех»

Наша песня-« Я люблю тебя жизнь»

4-ая команда « Дружная семейка»

Наш девиз-«Мама, папа, я- месте дружная семья»

Наша песня- « Родительский дом»

Ведущий:

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. Представляем вам жюри:

Ведущий:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья- это люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.

Ведущий:

Конкурс « Моя дружная семья» ( самопрезентация семей).

Семья- это не только родители и дети. Это еще многочисленные родственники. Начинаем наш первый конкурс. Представляем свои родословные. Это будет своеобразная визитная карточка семьи. А в какой форме ее представить, уважаемые участники, вы выбрали сами. Это может быть рассказ о семье « По страницам альбома», видеофильм, компьютерная презентация и другие виды. Вы должны рассказать обо всех членах семьи, их профессиях, увлечениях, традициях, о домашних животных, если они есть, смешные случаи, истории из жизни вашей семьи,

Участникам конкурса нужно в течение 5 минут в творческой, увлекательной форме рассказать о себе, о своей семье)

Ведущий:

Второй наш конкурс « Наш герб».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15- 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – по 3-4 поколения родственников. Тесновато было в такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка « В тесноте да не в обиде»? Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли « большаком». Мать, продолжатель рода человеческого, всегда пользовалась уважением в семье.

Руки мамы…

Люблю их с детства,

Где б дорога моя не шла,-

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя, мама…(А.Дементьев)

Ведущий:

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты в истории семьи, ее традиции и ценности. Команды должны были создать свой семейный герб.

Ребята! Покажите какие семейные гербы изобразили и расскажите о них. (демонстрация гербов)

Ведущий: для зала

Дом… слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить в нем себя, свою индивидуальность и доброту, тем сильнее нас тянет в дом – убежище, который оградит нас от всех напастей. И если в нем царит мир и взаимопонимание, доверие и доброта, тепло и уют, это настоящее счастье. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. А теперь попробуйте угадать:

  • Дом без хозяйки… сирота.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • В гостях хорошо… а дома лучше.
  • Не нужен клад… когда в семье лад.
  • Не будет добра… когда в семье вражда.
  • Чем богаты… тем и рады.
  • Когда семья вместе… так и душа на месте.
  • Детишек воспитывать… не курочек пересчитывать.
  • Где родился… там и сгодился.
  • Дома как хочу… а в людях как велят.

Ведущий:

Вы все проявили художественный вкус в процессе создания семейного герба. Члены жюри оценят каждый герб.

Ведущий:

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил у старца, главы семьи: « Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание».

Ведущий : Конкурс « Расскажи мне, мама, сказку»

Цель следующего конкурса – узнать, как хорошо вы знаете устное народное творчество, умеете ли вы рассказывать сказки и сочинять их сами.

Победит тот, кто проявит наибольшие творческие способности, расскажет свое сочинение или сказку, передаваемые в семье из поколения в поколение, наиболее ярко и эмоционально. Разрешается импровизировать, играть...

Ведущий:

Авторитет семьи в народе необычайно велик. Человек, не желающий в зрелом возрасте заводить семью, вызывает у людей подозрение. Только две причины считались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

Задание для команд: объясните и ответьте на вопросы:

  • В чем спасительная сила любви родственников для человека?
  • Почему жизнь без родни тяжела и трудна?
  • Какие чувства испытываете вы к родне в разлуке?
  • Какие обычаи есть в вашей семье?

Ведущий: пока команды думают:

Ведущий:

Викторина для зала .

А сейчас мы проверим, как разбираемся в родственных связях. Вопросы.

  • В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).
  • Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).
  • Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать).
  • Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка. »
  • Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)
  • Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены

Ведущий:

Для информации:

В словаре В.И. Даля « Семья»:

Семейство ср., семья ж, - вообще:

Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми: женатый сын или замужняя дочь: отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории: разряд подобных и сродных, схожих: семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников.

Семейщина - совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семь; людно, многолюдно. Семейный человек – у кого семья. Семейные связи – семейные, родственные.

Ведущий:

Берегите близких. Берегите!

Жизнь, она торопится, не ждет. На крутом изломе поддержите. Знайте беды их наперечет. Сохраняйте письма, ждите в гости. Иногда дарите им цветы. Это очень трудно, очень просто. Жизнь прожить- не поле перейти. Близкие от нас уходят в вечность. Каждому свой час и свой черед. Пусть жестокость или бессердечность Поздним вас раскаяньем не жжет. Вы еще успеете. Спешите Окружить их множеством забот. Будьте снисходительны к ошибкам и прощать умейте в свой черед.

Ведущий: Конкурс « Чего в семье не бывает…»

Семья – это особый мир. Это пристань, это причал, куда мы все так стремимся. Следующий Конкурс « Чего в семье не бывает…»

В будем задавать вопросы,на которые нужно сразу отвечать.

  • Назови дни рождения мамы и папы.
  • Сколько лет бабушке и дедушке.
  • Любимая песня мамы.
  • Дарите ли вы маме цветы и когда?
  • Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.
  • Любимый цвет одежды мамы.
  • Назовите лучшие черты характера папы.
  • Что для тебя главное в семье.
  • Ты на неделю уезжаешь из семьи. Будешь ли ты скучать?
  • Знают ли родители твоих друзей?
  • Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?
  • Жалеешь ли ты своих родителей? Как?
  • Есть ли у тебя тайны от родителей?
  • Если ты получаешь двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вы все успешно экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было, как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Ведущий:

Для информации:

В башкирской культуре созданы письменные памятники - шежере.

Башкирские шежере - своеобразные письменные памятники, относящиеся к 16-19 векам, а некоторые из них и к более раннему периоду. Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения об истории и быте народа, описание нравов, обычаев, юридических, морально-этических норм, образцы народного творчества.

Знание родного языка и родной культуры – основа формирования личности.

Ведущий:

А сейчас музыкальный конкурс « Без песен жизни нет». Каждая семья исполняет свою любимую песню.

Ведущий:

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущий:

Наш вечер заканчиваем словами Д.С. Лихачева: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

Использованная литература.

  • Лихачев.Д. « Помнить о своих корнях», Воспитание школьников 1993.№3
  • « Кто твой предок?», « Неделя», 1998.№38
  • Федосюк Ю. «Русские фамилии», популярный этимологический словарь М.Детизд. 1972
  • Можаров Н. « Как составить родословную», Воспитание школьников 1993 №5
  • « Читаем, учимся, играем» №5 2010 М. Детизд
  • Учитель Башкортостана. № 10 .2009
  • Классный руководитель №1, 2011
  • Крепкая семья- опора страны. Сборник внеклассных мероприятий. 2008 Издательство БИРО

Пословицы о родословной:

  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
  • « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»
  • « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;
  • « Семейная ссора что весенний дождь»;
  • « Семейный горшок всегда кипит»;
  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • « Дома и стены помогают»;
  • « Дома все споро, на чужбине житье хуже»;
  • « Предания предков – глаза мудрости»;
  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень, который не уважает родственников»;
  • « Дом, где дети – базар, дом без детей – могила»;
  • « Дружба – с другом, родство – с родом»;
  • « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;
  • « Пока родители живы, не уезжай далеко»;
  • « Голубь садится на три ветки ниже своих родителей»;
  • « Кого любишь, тот и родственник»

В чем общность восприятия семьи

народами разных стран?

Наших близких любовь, коль оценишь ее,

Сахара наше сластит бытие,

Нет родни- верить некому тайну свою,

Пред врагом нет соратников рядом в строю,

А в делах нет опоры в своем же краю,

Родни не имеет- грустит без нее (Мавля Колый)

Моя родословная

Я в роду Бикбаевых седьмое колено. Папа Гатауллин Газинур Ханифович 1963г. р. Его отец Ханиф Ахметсафович 1928г.р. У дедушки Ахметсафа и у бабушки Василя было трое детей:Ханниф, Зиннур и Марьям. Дедушка Ахметсафа самый старший сын продедушки Мустафы и пробабушки Фахрикамал. В семье их было пятеро:Ахметсафа, Мафруза,Мафтуха, Мазхар и Фатима.

Тетя Мафтуха живет в Уфе. Мафрузы и Мафтухы уже давно нету. Ахметсафа Мазхар на войне без вести пропали.

У продедушки Ахметсафы было трое детей: Ханиф, Зиннур и Марьям. Для того чтобы прокормить своих маленького брата и сестру,дедушка Ханиф в 13 лет начинает работать на железной дороге.

Дядя Зиннур 1933г.р. отучившись начинает работает инженер-конструктором. Тетя Марьям работает учительницей в школе.У дяди Зиннура есть два сына:Ильдар и Ильдус. Дядя Ильдар – полковник. Ильдус живет в Белоруссии.

Тетя Марьям работает учительницей. В данное время находится на пенсии.

Дедушка Ханиф 1928г.р. отучившись работает в металлургическом заводе директором.

Моя семья

Моя семья в роду Бикбаевых седьмое колено. Она состоит из пяти человек. Мама, папа и гордость нашей семьи 3 дочери.

Мама - Гатауллина Гузалия Рафиковна 1962г.р. работает в школьной библиотеке.

Папа - Гатауллин Газинур Ханифович 1963г.р. работает водителем.

Мои родители добрые, заботливые, ласковые.

Старшая сестра Альбина учится в Башкирском Государственном Медицинском университете. Вышла замуж за Минигалеева Аяза и воспитывают моего самого любимого племянника Радмира.

Сестра Эльвира учится в Башкирском Государственном университете.

Я Гатауллина Диля Газинуровна. Мое имя означает с(лат.)-радующая душу.Родилась в Абзелиловском р-н.в с.Баимово. В год Тигра под знаком Близнецов. В данное время учусь ГБОУ РГИ им.Г.Альмухаметова, 8А классе. Хожу на уроки фортепиано, кыл-кубыза, хора, танцев и гусарства(на барабанах). Так же хожу на театральный кружок.В свободное время люблю вязать, рисовать, сидеть в социальных сетях,кататься на коньках и предпочитаю читать романы. В школе особенно люблю уроки геометрии, физики, географии и истории. Каждый год учавствую в школьных олимпиадах и занимаю призовые места. В будущем хочу получить высшее образование и стать музыкантом.

У нас есть любимые семейные праздники такие как: Новый год, дни рождения. Новый год мы отмечаем всей семьёй. Друг другу готовим подарки, наряжаем ёлку и пускаем салют, а в дни рождения делаем сюрпризы. Хорошую погоду летом едем в лес ягоды собирать, осенью грибы, а зимой ездим в горнолыжный центр (ГЛЦ) Банной и Абзаково. Для того, чтобы сохранить семью крепкой необходимо уважать родителей, им помогать и заботиться друг о друге.

АНКЕТА "Кто ты?"

1.Моё хобби-Музыка и батик.

2.Я люблю слушать классику и современную музыку.

4.Больше всего на свете люблю быть на природе и в кругу друзей.

5.Ценю в людях такие качества как доброта, вежливость.

6.Моя любимая телепередача-«Топ модель по-американски», «Хочу знать».

8.Мои друзья отзывчивые, классные.

«К чему я стремлюсь в жизни? »

1.Хорошее образование.

2.Дружба, наличие хороших и верных друзей.

3.Счастливая семья.

4.Хорошее здоровье.

5.Наука и познания.

7.Уверенность в себе и самоуважение.

Я и мое будущее

Мне нравятся многие профессии: стюардессы, психолога, певицы, архитектора, ландшафтного дизайнера. Но свой выбор я остановила на профессии стюардессы. Родители советуют выбрать профессию врача, но я твердо знаю, что врачом я не буду, так как мои старшие сестры уже получают эту профессию, обучаясь в медицинских вузах.

Мне нравится профессия стюардессы потому что она дает возможность посмотреть другие страны, увидеть много интересных, исторических и экзотических мест.

В будущем планирую, получив среднее образование, поступить в институт, изучить иностранные языки (английский, французский и турецкий) и воплотить свою мечту в жизнь.

Анкета «Зачем я учусь?»

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для получения продолжения образования, поступления в институт.

2. Я бы не учился, если бы не хотела поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за личные качества и хорошую работу.

4. Мне кажется, что цель моей жизни получить высшее образование и хорошую профессию.

5. Моя цель на уроке усвоить материал и понять тему.

6. Когда я планирую свою работу, то сначала стараюсь понять ее суть.

7. Самое интересное на уроке – это изучение нового материала.

8. Я изучаю материал добросовестно, если я его хорошо понимаю и он мне интересен.

9. Мне нравится делать уроки, всегда так как это необходимо для глубоких знаний.

  1. Я более активно работаю на занятиях, если изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
  2. Учиться лучше побуждают мысли о будущем.
  3. Хорошие отметки – это результат добросовестного выполнения мной домашних заданий.
  4. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от приложенных мной усилий.
  5. Я буду активной на уроке, если хорошо знаю тему и понимаю учебный материал.
  6. Если учебный материал мне не понятен, то я вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
  7. Сделав ошибку при выполнении задания, я исправляю её.
  8. Если не знаю, как выполнить учебное задание, то я спрашиваю совета у учителя или у родителей.
  9. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Я люблю свою родину, это тот уголок большой, красивой, плодородной, богатой мудрыми людьми и природными ископаемыми ЗЕМЛИ, которая находится в Абзелиловском районе республики Башкортостан, где прошло моё детство, где до сей поры живут мои родители, которых я очень люблю и уважаю.

Я думаю, что действительно человек силен своей семьей, своими близкими и родными людьми, которые могут поддержать в трудную минуту и дать мудрый, единственно правильный совет.

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях - во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь - побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».
Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Или «Семья в куче - не страшна и туча». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет». Притом: «Семейный горшок всегда кипит». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Вот одна из них: «Согласие да лад в семье клад». Или «В семье согласно, так и дело идет прекрасно». Подчеркивалось: «Намеки да попреки - семейные пороки».

Про хороших супругов говорили: «У хорошей жены самовар блестит, а у хорошего мужа жена светится». Или: «Муж да жена - одна душа».

Мужу напоминали: «Три друга у тебя: отец, да мать, да верная жена». Потому надо ценить жену: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». Про мужа говорили: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». Или: «С милым мужем и зима не стужа». Притом: «За мостом трава зеленеет, за хорошим мужем жена молодеет». Главное, что: «Простой, да мой, герой, да чужой».

Про жену сказывали: «Жена, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Или: «От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь». И заключали мудро: «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

Отмечалось взаимное дополнение мужчины и женщины в семье: «Муж-голова, а жена-сердце». Или: «Без мужа что без головы, а без жены что без рук». Причем мужу советовали: «Учи жену без детей, а детей без людей».

В хозяйстве и обществе у супругов также различные роли: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое…

Лазарев С.В.

________________________________________

103 высказывания, пословицы и поговорки о семье и Роде «Познай свой край … себя, свой РОД, свой народ, свою землю - и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты». Г. Сковорода «Из рода в род пролагает жизнь мосты, Без корней саду не цвести, Без стремления лодка не плывет, Без корней сохнет все живое. » Родословная память - явление достаточно уникальное. Его воспевали в песнях, говорили в стихах, преданиях, а особенно увековечили - в пословицах и поговорках. Да и, пожалуй, нет такой сферы в жизни украинского народа, которая не нашла отражения в искрометных и мудрых народных выражениях. Пословицы и поговорки являются значительной составляющей частью культуры народа, его сокровищем, которым он владеет с давних времен и каким обогащает новые поколения. Эти перлы народной мудрости редко просто констатируют некий факт, они рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, поучают или превозносят. Для них характерны не только наблюдательность, жизненный опыт, но и выразительность, юмор, ирония, здравый смысл. Вот и родственные связи, взаимоотношения в украинской культуре всегда сопровождались «перлами» устного народного творчества, передавались из поколения в поколение: «Крепкая семья - крепкое государство» «Какая семья - такой и я» «Родственники хоть и ссорятся, и друг друга не чураются» «Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко» «Без семьи и своего рода - нет нации, народа» В пословице: «Своего доправляйся, от роду не отчужай», - говорится об основном, что касается твоих корней - каких бы ты вершин не достиг - всегда помни откуда и с какого рода ты происходишь, и не уклоняйся от своего прошлого, что является твоей историей. В народной речи есть и такие высказывания, говорящие о неизвестном происхождении человека, одиночество - «Без роду и племени», - говорили о человеке, который был без семьи. «Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет» «Человек без братьев и сестер - одинокое дерево» «Человек без семьи, что дерево без плодов» «Без рода, хоть с моста в воду» «Ты можешь не знать своих родителей, но твоя семья существует независимо от твоего знания или незнания. Ты можешь удалиться от родственников, порвать с ними всякие отношения, но ты не вправе утверждать, что этих родственников у тебя нет» (Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка ») Часто мы встречаем народные высказывания о ценности воспитания, уважение к родителям, что тебя вырастили, «на ноги поставили», хотя, не биологических, ведь семья - это родство не только по крови: «Отец не тот, что породил, а то, что приготовил» «Не та мать, что родила, а та, что воспитала (взрастила)» «Не тот отец, родились, а тот, что до ума довел» На Украине издавна почитались семьи, где было много детей: «Много детей в семье - Божья благодать». Эта пословица говорит о большой, дружественной и трудолюбивой семье, которая есть и благосостоянием, и взаимоуважением и взаимопомощью - высшими ценностями в семье. А о тех, кто имел одного-двоих - говорили: «Где Одинец - семейству конец, где семь - счастье всем» «Один сын - не сын ли, два сына - пол сына, три сына - вот только сын!» Большая семья - большая ценность. Жизнь бурлит в таких семьях, традиции процветают, уважают старших, уважают. «Дерево держится корнями, а человек семьей» Мало кто знает, что в древности было обязательно знать поименно свою родословную до пятого или даже седьмого колена. Память о своих предках была естественной потребностью. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям - было обязанностью. Тех, кто отказывался или пренебрегал исторической памятью, пренебрежительно называли «людьми без роду-племени». «Если забудешь тропинку к дому, Какую детём напрямик протоптал, И мать, и род свой, и слово крылатое, Значит, чужаком бездушным ты стал. » (Р.Братуня) Каждый человек и каждый народ имеют свои святыни. Портрет на стене дедушки и бабушки - это не просто дань традиции, это память о тех, кто творил историю, с кого стоит брать пример. Сегодня почти все фото хранятся на электронных носителях, когда-то - зайдешь в хижину бабушки - а там вся история семьи на фотографиях, что развешенные на стенах, стоят на шкафах и в трельяж. Дедушки и бабушки - это живая мудрость, неписанная история нашего рода, опыт, полученный от них в наследство, остается золотым достоянием на всю жизнь. Часто наши бабушки и дедушки являются именно теми создателями легенд, сказок, пословиц и поговорок. «Тысячи вещей, - писал Иван Франко, - в жизни забудете, а тех минут, когда вам дорогая мама или бабушка рассказывала байки, не забывайте до смерти.» «Корми деда на печи, потому что сам там будешь» «Почитай отца и Бога - будет тебе везде дорога» «Пока деда, поты и хлеба» «Пока бабы, поты и советы» «Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа» «Умный ребенок в отцовской свитке» «Как родители относятся к своим родителям, так и дети будут относиться к ним» «Молодежь богата мудростью родителей» Как дерево держится на корню, так и каждый род держится на старейших его членах, поскольку именно они имеют большой опыт жизни и помогают молодым. О сильной, крепкой семье, в которой поддерживают друг друга, семейный очаг, гнездо, к которому всегда хочется возвращаться сложено много народных пословиц и поговорок: «В нашем роду нет переводу» «Семья крепкая - горе плачет!» «На печи всегда красное лето» - дома всегда тепло и уютно. «Родные пенаты» - устаревший выражение, означающее родной дом, домашний очаг. «К своему роду хоть через воду» «Как мать родная, то и рубашка беленькая» «Не ясли к лошадям ходят, а лошади в ясли» «Всякая птичка свое гнездо знает» «Свой дом - своя крыша; свой батюшка - своя радость» «Свой дом не враг, когда придешь, то примет» «Наш род хорош на плод» «Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон) «В семье бывает всякое, случается и счастье» (Борис Трушкин) Еще с детства нас учили наши родители, а их - наши бабушки и дедушки: «Этот пальчик - дедушка, Этот - моя бабушка, Этот пальчик - мой отец, Этот - моя мама, А этот пальчик - это я! А это вся моя родня!» Уже тогда, на примере маленькой ручки малыша, формировали образ семьи и ее целостности. Толстой Л.Н. писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Есть в народном творчестве высказывания о семье, отражающие довольно ироничные отношения: «Нет рода без урода». Однокоренное «урод» свидетельствует, что бывали случаи, когда представители рода были совсем не похожи на остальных его членов, в частности речь идет о различии моральных установок. «Десятая вода на киселе» - об очень далеких или даже сомнительных родственниках. «Такой родственник, как черт козе дядя» «Не трать хода к плохому роду» «Как к такому роду, то лучше с моста в воду» «Род большой, а пообедать негде». Довольно часто так складываются семейные отношения, хотя и большая семья, а любви и дружбы нет. Каждая отдельная семья живет сама по себе и не родичаеться с родней. «Когда много родственников, семь раз пообедал, или ни разу не ел» «Несчастная семья, как беда» «У детей высокие пороги, а у родственников хотя бы еще выше были» «Большой род, а нигде приклониться» «Столько родни, что лапти одни» «Родня до половины дня, а как солнце зайдет - и сам черт не найдет!» - Другая трактовка «когда приходит беда в дом - и некому помогать». «При хороших временах - братья и собратья, а при плохих - нет и семьи» «В недружественный семье добра не бывает» «Своих много, а как пришлось топиться, то ни за кого и ухватиться» «Родня только в черный день» «Род большой, а родственника нет» Очень много в народном фольклоре есть высказываний о сходстве родителей и детей, сходство детей к родителям поступками, характером, способностями. Ведь именно семья является ячейкой любви и тепла для ребенка, дает ему представление о доброте, нравственности, культуры поведения. Поэтому в народе говорят: «Какой дуб, такой клин, какой отец, такой сын» «Какое дерево, такие его цветы; какие родители, такие и дети» «Отец - рыбак, то и дети в воду смотрят» «Какой куст, такая и хворостина, какой отец, такая и дитина» «Какие мамка и папа, такое и дитя» «С кривого дерева - кривая и тень» «Какое волокно, такое и полотно» «Какая плотина, такая мельница; какой отец, такой сын» «Какое зелье, такое и семечко» «От лося - лосята, а от свиньи - поросята» «Родители трудолюбивые - и дети не ленивые» «Какой род - таков и плод» «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика» (Ж.Жубер) Об отношениях родителей и детей, которые не уважают свои корни, достаточно часто мы встречаем в народных поговорках и пословицах: «Добрые дети - родителям венец, а злые дети - конец» «От малых детей голова болит, а от больших - сердце» «Добрые дети добре слова послушают, а плохие - и палки не боятся» «Добрые дети на ноги поставят, а злые и с ног свалят» «Охотнее один отец выкормит десять детей, чем десять детей одного отца» «Почитай отца и мать - будет тебе везде гладко» Пожилые люди боятся одиночества, поэтому с их уст звучат следующие слова, говорят о детях, которые, как птицы, улетят из родительского дома, и позабудут своих отца и мать: «Дети, дети, хорошо с вами летом, а зимовать - горевать!» «Дочь - как ласточка: пощебечет, пощебечет и полетит» Семья - маленькое государство, которое имеет свои законы, права и обязанности, традиции, которые передаются из рода в род, ценности. «Семья - не ячейка государства. Семья - это государство и есть» (Довлатов). О добрых отношениях в семье в народе говорят: «Хорошо там живется, где вместе сеется и жнется» «Зачем и клад, когда в семье лад» «В дружной семье и в холод тепло» «В своей семье всякий сам большой» «В семье и каша гуще» «Где мир и лад, там и Божья благодать» «За общим столом еда вкуснее» «Семья крепкая строем» «Есть род - будет и обед» «Как не станет - то отец достанет, не будет - то и мать добудет» «Сын в семье - опора, а дочь - украшение» «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Сухомлинский) «Семья - вот что самое важное, вот что заставляет биться мое сердце» (Филипп Грегори «Еще одна из рода Болейн») Какого бы возраста и статуса человек не был, где бы он не жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семьи. Сначала в той, где рождается и растет, затем - той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка - вот с чем ассоциируется это слово. В чем же тайна «малой ячейки общества»? В некоторой степени это можно понять, изучив высказывания о семье, звучавшие в разное время у разных народов. Мудрые высказывания о семье отличаются особой глубиной. Чего стоит, например, остроумное замечание древнегреческого математика и философа Пифагора, в котором он советует родителям и матерям «беречь слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на отцовской могиле». Ведь, действительно, чем сердечнее, справедливее и нежнее мы относимся к детям, тем более искренней будет их печаль, когда мы уйдем. Очень точно сказал о семье политик Брэд Генри: «У нее есть сила вдохновлять нас на подвиги и утешать, когда мы вдруг оступаемося». Для французского летчика и писателя Антуана Сент-Экзюпери чудо заключалось в том, что «родной дом способен незримо создавать в сердце пласты нежности, где как воды источника, рождаются мечты». Семья, род - является основной опорой, «столпами» для становления нас как личности. Мы должны это ценить и помнить, и слава нашим предкам за ценные советы и наставления, по созданию семейного очага и поддержанию его, которые они увековечили в этих поговорках, пословицах, изречениях.

Уважаемые родители!

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Мысли и высказывания знаменитых людей о: семье и браке, матери и материнстве, отцах и отцовстве,
о семейном воспитании.

О семье и браке

  • Всякая семья составляет часть государства. Аристотель
  • Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому, чтобы стать гражданами, то каждая семья должна управляться по образцу великой семьи, охватывающей все отдельные семьи. Ш.Монтескье
  • Брак бывает лишь двух видов – по любви и по расчету. Если вы женитесь по любви, у вас определенно будет немало счастливых дней и, скорее всего, не меньше дней нелегких; если же – по расчету, счастливых дней у вас не будет вовсе. Ф.Честерфилд
  • Там, где брак без любви, будет и любовь без брака. Б.Франклин
  • Любовь не цель, а средство для создания семейного очага. О.Бальзак
  • Семья начинается с детей. А.И.Герцен
  • Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собою исчезает вместе с последним. Ф.Энгельс
  • Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в семье влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека. Н.Г.Чернышевский
  • Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семью. Л.Н.Толстой
  • Хороший брак покоится на таланте и дружбе. Ф.Ницше
  • Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна
  • Наилучшее решение проблемы любви – это брак, основанный на влечении, любви и товариществе. А.Моруа
  • Ничто так не цементирует брак, как совместная работа. К любовному союзу прибавляется деловое сотрудничество. А.Моруа
  • Нет ничего чудеснее на свете, чем брак, в котором у супругов общее все: ложе, мысли, победы и поражения. А.Моруа
  • Значение брака не в том, что взрослые производят на свет детей, а в том, что дети производят на свет взрослых. Питер де Врайз
  • Лучшая семейная дипломатия – это дипломатия полного взаимного доверия и безграничной искренности. И.Шамякин

О семейном воспитании

  • Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Я.А.Коменский
  • Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении. И.Гёте
  • Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. И.Шиллер
  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин
  • Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. А.Н.Острогорский
  • Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. А.Н.Острогорский
  • Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами. М.Эбнер-Эшенбах
  • Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П.Ф.Лесгафт
  • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. О.Уайльд
  • Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители. Б.Шоу
  • Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям. Б.Шоу
  • С целью умственного и нравственного развития детей родители стараются передать им то, что сами считают хорошим, что составляет так называемую народную мудрость, выработанную народом в течение многих веков своей культурно-исторической жизни. А.Е.Богданович
  • Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами. Ф.Э.Дзержинский
  • Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Ф.Э.Дзержинский
  • Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф.Э.Дзержинский
  • Там, где отец или мать уходят от семьи, там семья как коллектив разрушается и воспитание ребенка затрудняется. А.С.Макаренко
  • Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А.С.Макаренко
  • Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой. А.С.Макаренко
  • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
  • Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. А.С.Макаренко
  • Ребенок рождает родителей. Е.Лец
  • Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.А.Сухомлинский
  • Вы можете утвердить себя в обществе, воспитав хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей. В.А.Сухомлинский
  • Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский
  • Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. В.А.Сухомлинский
  • Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В.А.Сухомлинский
  • Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский
  • В.А.Сухомлинский
  • Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. В.А.Сухомлинский
  • Если люди говорят плохо о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе. В.А.Сухомлинский
  • Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. В.П.Астафьев

Об отце и отцовстве

  • Не может быть добрым рожденный от злого отца. Еврипид
  • Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. Менандр
  • Жалок отец, если любовь детей к нему зависит лишь от того, что они нуждаются в его помощи. М.Монтель
  • Мудр тот отец, который знает свое собственное дитя. У.Шекспир
  • Один отец значит больше, чем сто учителей. Д.Герберт
  • Кто хочет, чтобы его сын с уважением относился к нему и его указаниям, должен сам с уважением относиться к своему сыну. Д.Локк
  • Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу – общественных деятелей, государству – граждан… Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ж-Ж.Руссо
  • Может быть еще не было отца, который не считал бы своего ребенка за что-то совершенно оригинальное; и мне кажется, что ученые отцы более подвержены этой милой ошибки, чем какая-нибудь другая категория отцов. Г.Лихтенберг
  • Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства! И.Песталоцци
  • Все отцы хотят, чтобы их сыновья осуществляли то, что не удалось им самим. И.Гёте
  • Сразу после бога идет отец. В.Моцарт
  • Отец и мать, какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или по крайней мере такими, какими бы они желали быть сами. Л.Н.Толстой
  • Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. В.Буш
  • Чтобы действительно любить жену и детей и чтобы этой любовью доставлять первой прочное счастье, а вторым – истинную пользу, надо быть высокоразвитым человеком или по крайней мере надо жить постоянно в здоровой и укрепляющей атмосфере честного труда. Д.И.Писарев
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. В.О.Ключевский
  • Роль мужчины – отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженствовать, – настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. В.А.Сухомлинский
  • Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требуют от него быть главным кормильцем детей и матери. В.А.Сухомлинский
  • Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. В.А.Сухомлинский
  • Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. В.А.Сухомлинский

О матери и материнстве

  • Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание бесспорно принадлежит женщинам. Ж. -Ж.Руссо
  • Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. И.Гёте
  • В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Г.Гегель
  • Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак
  • Когда духовное материнство совпадает с материнством физическим, получается чудесное и скорее необъясненное, чем необъяснимое явление, составляющее сущность материнства. О.Бальзак
  • Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. В.Гюго
  • Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею! В.Г.Белинский
  • Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей. У.Теккерей
  • Мать, у которой нет времени заботиться о своем ребенке и дарить ему в первые годы жизни самую обыкновенную материнскую ласку, – мать, которой редко удается видеть своего ребенка, не может быть ему матерью, она неизбежно относится к нему равнодушно, без любви, без всякой заботливости, как к совершенно чужому ребенку. И дети, выросшие в таких условиях, позже оказываются совершенно потерянными для семьи, никогда не почувствуют себя дома в той семье, которой впоследствии обзаведутся, потому что слишком привыкли к жизни в одиночку. Ф.Энгельс
  • Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от отцов. Г.Бокль
  • Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в ее руках находится возможность дать его пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности ее священны. Д.И.Писарев
  • Любящая мать, старающаяся устроить счастье своих детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчетов и непрошенной нежностью своих забот. Д.И.Писарев
  • Женщина – мать спасет мир. Ф.Ницше
  • Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, – вот что насыщает нас любовью к жизни! М.Горький
  • Никто не может понять ребенка так неправильно, как его мать. Н.Дуглас
  • Став матерью, женщина уже реально исключает возможность относиться к себе только как к самке, только в грубых половых интересах. Она обретает тут свое высшее человеческое достоинство, поднимающее ее – даже при условии ее духовной ограниченности – на недосягаемую высоту. Таков смысл слова “мать”. Отнимите детей, предоставьте взрослых самим себе, и мы выплывем на простор грубейшего произвола и распущенности, в которых, как на костре, сгорит наше физическое и духовное здоровье. М.М.Рубинштейн
  • Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая. А.С.Макаренко
  • Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая. А.С.Макаренко
  • Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Г.А.Медынский
  • Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать. Н.А.Островский
  • Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. С.Харрис
  • Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом рода человеческого. В.А.Сухомлинский
  • Мать творит твою неповторимую человеческую личность – вот в чем смысл, искусство и мастерство того, что мы называем рождением. В.А.Сухомлинский
  • От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В.А.Сухомлинский

Отношение родителей к детям и детей к родителям

  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор
  • Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон
  • С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье
  • Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро
  • В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою… Г.Гегель
  • Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Г.Гегель
  • Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г.Белинский
  • Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына. В.Г.Белинский
  • Первое условие разумной родительской любви – владеть полною доверенностью детей, и счастливы дети, когда для них открыта родительская грудь и объятия, которые всегда готовы принять их и правых, и виноватых и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения. В.Г.Белинский
  • Право рождения – священное право на священное имя отца и матери, – против этого никто и не спорит; но не этим еще все оканчивается: тут человек еще не выше животного; есть высшее право – родительской любви. В.Г.Белинский
  • Бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребенке видят прежде всего человека, рожденного не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее. В.Я.Стоюнин
  • Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды. В.Я.Стоюнин
  • Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Л.Н.Толстой
  • Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. П.Ф.Лесгафт
  • Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. А.Н.Острогорский
  • Наблюдая отношения родителей к детям, приходится между множеством различных оттенков, какие они могут принимать, выделить две крайности, между которыми они размещаются. Такими крайностями являются: или постановка детей в самый центр семейной жизни, или, наоборот, на крайнюю ею периферию. В первом случае дети становятся во всем на первый план: им отводятся лучшие комнаты, с их нуждами соображается время; затем в их воспитании ставится выше всего принцип их самостоятельности и в угоду им с большой уступчивостью и даже предупредительностью взрослые делают все возможное, чтобы дети не чувствовали стеснений своему индивидуальному развитию. Из таких детей весьма часто, может быть, в большинстве случаев вырастают баловники, эгоисты, натуры неуравновешенные и неустойчивые. Психиатры нередко констатируют среди своих пациентов следы такого балующего воспитания. А.Н.Острогорский
  • Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им. О.Уайльд
  • Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творческой и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Любовь, которая обращена лишь к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, – такая любовь несет в себе яд для обоих. Ф.Э.Дзержинский
  • Родители, трудящиеся для своих детей и болеющие за них, даже несмотря на все свои промахи, дают детям живой и действительный урок альтруизма, как бы внедряя и в их созидание обязанность явить человеческие чувства к своим будущим детям, а через них и ко всем другим людям. М.М.Рубинштейн
  • Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою работу, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. А.С.Макаренко

Воспитание детей в семье

  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются… Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Я.А.Коменский
  • Лучше держать детей в строгости и с страхе, чем открывать им глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и непослушанию. Я.А.Коменский
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж. -Ж.Руссо
  • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. И.Кант
  • Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант
  • Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант
  • Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впитывается глубже и тверже примера родителей. Н.И.Новиков
  • Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье. П.Бауст
  • Телесное наказание и от руки родного отца делается невыносимым; оно уничтожает нравственное чувство. Н.И.Пирогов
  • Как грубо ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступною важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем самым отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости. В.Г.Белинский
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Н.Г.Чернышевский
  • Я думаю, что… не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И что воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Л.Н.Толстой
  • Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы может только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя! Л.Н.Толстой
  • При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях, при которых он может свободно развиваться: он должен по возможности сам преодолевать встречаемы им препятствия, приучать к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью, понимать правду и, кроме прямо к нему обращенного слова, не подвергаться никаким поощрениям или наказаниям. П.Ф.Лесгафт
  • Понимая значение типа ребенка, приходится постоянно думать о своих собственных действиях и строго дисциплинировать себя, так как то, что не желаешь видеть у ребенка, не следует делать самому. П.Ф.Лесгафт
  • Родители часто путают понятия: “воспитание” и “образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А.Г.Рубинштейн
  • На ребенка главным образом влияет дело, а не слово. П.Ф.Лесгафт
  • Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. А.Н.Острогорский
  • Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания! А.С.Макаренко
  • Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С.Макаренко
  • Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу. А.С.Макаренко
  • В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. А.С.Макаренко
  • Какой бы метод семейного воспитания вы ни взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитать в себе чувство меры. А.С.Макаренко

Секреты счастливой семьи

Семья - это главное, что есть в нашей жизни. Многие люди хотят иметь счастливую семью, но не все знают, какие действия помогут улучшить отношения внутри семьи. Советы, изложенные ниже, помогут вам укрепить вашу семью, внести в неё больше тепла и сделать её счастливее.

1. Ужинайте все вместе .

Совместные ужины - прекрасная возможность почувствовать поддержку и понимание, обсудить наболевшие проблемы. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена. К тому же ежедневное общение в кругу семьи - огромная помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина!

2. Показывайте свою любовь.

Всем приятно слышать, что их любят. И даже если любовь кажется вам очевидной, не ленитесь говорить об этом чаще. Подкрепляйте свои слова поступками. Совсем не обязательно часто покупать дорогие подарки друг другу. Можно просто иногда оставить романтическую записку на зеркале, цветочек на водительском сидении или отправить открытку по электронной почте. Детям можно купить милую игрушку или любимое лакомство. Так ребенок обретет уверенность, что его любят. И любят не за определенные поступки, а просто за то, что он есть. Нежные прикосновения и мимолетная улыбка тоже добавят тепла вашему семейному гнездышку.

3. Создайте традиции своей семьи.

Можно выделить один день в неделю, в который вы всей семьей выберетесь отдохнуть в развлекательном центре. Это может быть поход в кинотеатр, аквапарк или зоопарк. А возможно, это будет поход по магазинам для покупки продуктов на неделю. Выбирайте то, что нравится всем членам семьи. Семейные традиции делают вашу семью неповторимой и придают домочадцам чувство стабильности, надежности и уверенности в завтрашнем дне.

4. Приглашайте гостей.

По данным исследований, дети, которые часто общаются со взрослыми людьми помимо родителей, ощущают себя увереннее и счастливее. Принимая гостей вы будете ощущать себя командой.

5. Разделите домашние обязанности.

Когда домашние хлопоты справедливо распределены между всеми членами семьи, нет места недовольству и раздражению. Каждый член семьи несет ответственность за выполнение своих обязанностей. Можно выполнять домашние обязанности в одно время. Общее дело объединяет, вызывает командный дух и взаимоуважение.

6. Заведите домашнего питомца.

Домашние животные и птицы - верные помощники улучшить настроение. Они окружат ваших домочадцев лаской и любовью. К тому же забота о братьях наших меньших позволит воспитать в детях чувство значимости и ответственности. Перед тем как завести домашнего питомца, обсудите обязанности по уходу за питомцем и вероятные последствия их невыполнения.

7. Уважайте других членов семьи как личность .

Семья - это несколько личностей, живущих под одной крышей. У каждого есть свои недостатки и достоинства. Не пытайтесь переделать характер других. Принимайте всех членов семьи такими, какие они есть. Поддерживайте друг друга, выслушивайте, идите на компромисс. Необходимо, чтобы все члены семьи чувствовали себя комфортно.

8. Будьте пунктуальны.

Очень важно для каждого члена семьи ощущать свою значимость. Не опаздывайте за ребенком детский сад, вовремя забирайте его из гостей. По мнению психолога, пунктуальные родители дают детям уверенность в себе. Такие дети знают, что родители их никогда не подведут и на них можно положиться.

9. Расскажите историю своей семьи.

Очень важно рассказывать детям о своем детстве и о том, как были маленькими другие члены семьи. Это позволяет самым юным членам лучше понять старших. Многие дети думают, что у их родителей никогда не было детства со своими детскими проблемами. Они считают, что их родители появились на свет уже где-то в 30-летнем возрасте. Поделитесь с мужем воспоминаниями о своем детстве и сведениями о предыдущих поколениях вашего рода. Такие знания помогут детям лучше узнать свои корни, понять кто они и откуда.

10. Заботьтесь друг о друге.

Покупайте любимые печенья других членов семьи, или случайно увиденную вещицу для пополнения коллекции детей или супруга. Это может быть очень нужная книжка или миленький магнитик на холодильник из командировки. Этим вы покажете, что вам дороги ваши близкие и вы думаете о них даже тогда, когда их нет рядом.

Дерево растёт, цветёт, Пока корень жизнь даёт. Так и Древо Родословной Крепче то, что корни помнит» В.Гельм Фотопрезентация «Моя родословная» ученицы 5-го класса средней школы № 19 г.Вологды Громцевой Майи Родовое дерево Жаль, не сохранилось записей о предкахРодовое древо чтоб восстановить. Нет имён ушедших на зелёных ветках, Но кого я знаю-нужно сохранить! И пишу с любовью имена и даты, Чтоб потомки знали о корнях своих. Может быть и вспомнят обо мне когда-то, И о нашем древе прочитают стих. Высказывания великих людей Подарок предков-наша жизнь, сохранение доброй памяти о них-наша благодарность. Гарун Агацарский Непомнящему родства-некуда возвращаться. Нейах. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Гордиться своей родословной – хорошо, но лучше, если твой род будет гордиться тобой. Силован Рамишвили. Корни родословной глубоки, Я мечтаю знать о них побольше. Времена те были далеки, Хочется, чтоб помнили их дольше. Прапрадедушка Сергей (д.р.12.09) и прапрабабушка Клавдия (19.11.) Новожиловы.Уроженцы Вытегорского района Вологодской области. Помнить всё и знать родной свой род, Я считаю, что обязан каждый. Может это приведёт народ В век неравнодушия однажды. Моя прабабушка Руфина Сергеевна (г.р.24.08.1930.Уроженка Вытегорского района) и прадедушка Эрин Владимир Владимирович (уроженец г.Петрозаводска). Храни огонь родного очага, И не позарься на костры чужиеТаким законом наши предки жили, И завещали нам через века: «Храни огонь родного очага!» Прапрабабушка Елена Эрина, уроженка г.Петрозаводска. Д.р.6.05.1912 и прадедушка Владимир Эрин Прапрадедушка Филипп Першин, уроженец д.Песье Кадуйского района Вологодской области. Прапрабабушка Ираида умерла, когда моему прадедушке Васе было 14 лет. Прапрадедушка Филипп воспитывал пятерых детей один. Моя прапрабабушка Великонида Владимировна 1899-1955) и мой прапрадедушка Василий Семичевы. Уроженцы Череповецкого района. Моя прабабушка Першина Нина Васильевна(13.10.1926-09.02.2011) и мой прадедушка Першин Василий Филиппович (4.04.1924-20.12.1990) Моя бабушка Эрина (Першина) Ольга Васильевна (г.р.24.04.1955)и дедушка Эрин Владимир Владимирович (г.р.28.03.1953) Мой дядя Андрей Владимирович Эрин (г.р.12.02.1977), тётя Александра Владимировна Эрина (18.11.1992), мама Надежда Владимировна Девятых (Эрина)(г.р.12.09.1975) У нас большая, дружная и крепкая семья Папа, мама, Денис, Катя, Паша, Соня, Тая, я! Младшая сестрёнка Таечка (г.р.11.10.2011) Моя младшая сестрёнка Сонечка (г.р.30.09.2009) Мой брат Павлик (29.01.2006) Моя старшая сестра Катя (г.р.23.04.1997) Мой старший брат Денис (08.07.1995) Это я, Майя (г.р.29.04.2001) В своей семье мы точно знаем: Что все у нас в сердцах живут. Друзья! Мы просим вас и умоляем, Не забывайте «прадедов» своих! И лишь одно сказать желаем: «Пусть ваши дети тоже знают их!» Древо моей родословной Спасибо за внимание!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх