Название годов по народному календарю. Календарь русских народных примет на год. Названия и приметы дней

Далеко не все народы мира встречают Новый год 1 января. Евреи и эфиопы встречают его раньше нас, а у тувинцев и китайцев — позже. Связано это с тем, что в различных этносах и религиозных конфессиях за точку отсчета времени выбирались разные события и даты. Иудеи ведут счет от сотворения мира, христиане — со дня рождения Христа, буддисты — с даты смерти Будды. Правда, в международном обиходе сегодня используется только христианский григорианский календарь — это диктуется соображениями практичности. Исламский календарь является официальным лишь в Саудовской Аравии и некоторых других государствах Персидского залива. Остальные мусульманские страны используют его только для религиозных надобностей.

В Индии существуют больше двадцати систем летосчисления, в Непале — чуть меньше, но и Дели, и Катманду все равно вынуждены ориентироваться на календарь, принятый остальным человечеством. Однако и эта взятая в качестве универсальной система летосчисления достаточно условна. Ведь если мысленно представить 3,35 млрд лет, прошедших со времени образования Земли как одни сутки, то первые признаки жизни на планете обнаружились около полудня. Человек же, по этой шкале времени, появился за четыре секунды до полуночи, а исследуемое историей время (последние 6-7 тыс. лет) длится только четверть секунды.

Кто от куда считает?

Православная церковь следует календарю, в котором летосчисление ведется от сотворения мира. Православные полагают, что это произошло в 5508 году до н. э. Этот год и был принят за первый, а 1 марта стали считать днем наступления нового года. По этому календарю 1 марта 2016 года наступит 7524 год.

По иудейскому календарю сотворение мира произошло почти на 2 тыс. лет позже, чем по православному. Поэтому еврейский новый год, который уже наступил 16 сентября, имеет порядковый номер 5777.

Китайцы ведут свое летосчисление с 2637 года до н. э. Именно тогда был составлен первый в истории человечества календарь. По китайскому лунно-солнечно-юпитерному календарю 2016 год наступит 28 января и будет 4714-м по счету. Помимо этого в Китае существует циклическая система летосчисления: раз в 60 лет каждое из двенадцати животных лунного цикла сочетается с одной из пяти стихий (дерево, огонь, металл, вода и земля). 2016 год станет годом Огненной Обезьяны.

Историк Тимей ввел в Древней Греции календарь, в котором летосчисление велось с года проведения первых Олимпийских игр. Олимпиада — греческий год — длилась 1417 дней (т.е каждые 4 года). Если следовать Тимею, следующий год начнется 8 августа 2016 года, когда в Рио-де-Жанейро стартует очередная Олимпиада. Он будет 699-м по счету.

Древние римляне вели летосчисление со дня основания Рима. Следующий римский год будет 2769-м.

Буддисты ведут отсчет со дня смерти Будды. По их лунному календарю смена года произойдет 29 января. Для буддистов это будет 2559-м годом.

Христианский (григорианский) календрь ведет счет от рождения Христа. Новый год — 2016-й от рождества Христова.

По эфиопскому календарю, рождение Христа произошло на 6 лет и 8 месяцев позже, чем это принято в остальном христианском мире. Именно настолько эфиопский календарь отстает от григорианского Поэтому новый 2010-й год в Эфиопии уже наступил.

У мусульман счет лет ведется с года переселения пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину. При халифе Омаре I (634-644) этот год был объявлен началом мусульманской эры. Для того чтобы конвертировать мусульманский календарь в христианский, необходимо из года по христианскому календарю вычесть 622 и умножить на коэффициент-поправку 1,03069 (мусульманский год короче христианского на 11 дней). Так что 2016 год будет для мусульман 1436-м.

Был введен 24 ноября 1793 и отменен 1 января 1806 года (счет лет ведется с момента установления Первой французской республики). Затем применялся в дни Парижской коммуны в 1871 году. Каждый год по этому календарю начинается в день осеннего равноденствия (21 или 22 сентября). Соответственно во Франции в сентябре мог наступить 224-й год.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Для начала стоит немного рассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». Дело в том, что в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.

Однако сами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из них появились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил в разных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, как только начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дня и ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, с одной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, с другой - необходимым условием для дальнейшего развития цивилизации.

До 46 г. до н.э. в Древнем Риме действовал сложный и неудобный солнечно-лунный календарь, а потому прославленный полководец и правитель Юлий Цезарь совершает реформу в летосчислении. Согласно нововведению, Новый год начали праздновать с 1 января, а длительность года стала равняться 365,25 суток. Эра начинает определяться «от создания мира» в 5508 г. до н.э. В этом случае, например, 2008 г. следует считать 7516 г. «от создания мира», или 5508 + 2008.

В VIII столетии была принята новая эра - от Дня рождения Иисуса Христа, 7 января (25 декабря по старому стилю) 0 г. Эту дату установил, сделав сложные расчеты, римский монах, папский архивариус Дионисий, в VI столетии. В результате юлианский календарь начал отставать от астрономического года. За 128 лет набрались целые сутки. Только по этой причине в 1582 г. папа римский Григорий XII, основываясь на проекте итальянского врача, математика и астронома Алаизия Лилие, провел реформу: были упорядочены високосные годы. Возникший в результате такой реформы григорианский календарь стал более точным и расходился на одни сутки с астрономическим не за 128 лет, а за 3323.

В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари.

Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества. Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.

В результате принятия христианства в календаре проявляется слияние языческого и христианского - так называемое народное православие. Причина здесь кроется в том, что с утверждением христианства языческие праздники начинают запрещаться, а значит, получают новое истолкование или перемещаются со своего времени. Кроме закрепленных за определенными датами, в календаре появляются передвижные праздники пасхального цикла. Наиболее ярко это двоеверие нашло отражение в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы начинают восприниматься все менее серьезно и постепенно превращаются в детские игры.

Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год.

В течение некоторого времени на Руси вообще существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Они могли то совпадать, то снова расходиться. Из-за этого возникало довольно много разногласий. Например, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV в. церковь попыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября утвердилось лишь в 1492 г. (7000 г. от «сотворения мира»). Спустя два года в Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января. Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь - декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 г. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль.

И все-таки, как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное летосчисление по-прежнему опиралось на смену времен года, беря за основные вехи период зимнего солнцеворота - Спиридоньев день. Позднее он был перенесен на 25 декабря - Рождество Христово. Использовали в качестве опорных дней и такие важные дни народного календаря, как время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середина марта (Сороки- Благовещение), а также Семенов день (1/14 сентября). Семенов день и в XIX в. сохранял черты, которые напоминали о бывшем когда-то сентябрьском Новом годе.

Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима.

И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.

Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).

Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

С принятием христианства в жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новые святые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца XVIII - начала XX в., демонстрирующий такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Стоит отметить, что народное православие возникло не как механическое соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. То, что возникло в конечном итоге, напоминало необратимую химическую реакцию, где в результате соединения двух веществ получают третье со своими, только ему присущими свойствами. В качестве подтверждения можно привести пример того, что народные (языческие, неофициальные) праздники естественно вбирались церковными и подчинялись им, поскольку и те, и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Христианские праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому осмыслению, ибо большинство из них имело языческое происхождение.

Конечно, русская церковь, как известно, на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Вот только ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым совершенно искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. И главная причина заключалась в том, что язычество было просто необходимо земледельцу. Оно соответствовало его практическим и духовным потребностям, а потому и не погибло под тяжестью новой религии, а, растворившись в ней, одновременно поглотило ее, образовав нечто новое - бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.

От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества - распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе) счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело к сосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха - между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение - в течение всего мая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр.

Народный календарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. В нем переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул.

В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).

Планируемые результаты:

Иметь представление об истории праздников;

Знать важные даты народного календаря;

Развивать навыки индивидуальной работы;

Учится творчески воспринимать задания, развивать воображение.

Оборудование: ПК, презентация (скачать презентацию нашего автора), картинки, раздаточный материал, видеозапись мультфильма "Ишь ты, Масленица", записи народных песен, репродукция картины Б. Кустодиева "Масленица" (1 иллюстрация на странице), календари.

Межпредметные связи: литература, история, музыка.

Ход урока

I. Орг. Момент

II. Актуализация

Сегодня к нам в гости пришел необычный мальчик. Вы, его, наверное, узнаете.

Жили в городе Цветочном

Малыши-коротыши.

Пулька верный был охотник,

Тюбик лето рисовал,

Цветик - тот еще работник!

Он стишата сочинял.

Ну а этот - самый умный,

В черном-черном пиджаке.

Он придумал шар воздушный

И на нем же улетел. (Знайка)

Работа с презентацией. Слайд № 1.

Знайка нам будет помогать сегодня на уроке. Но и спрашивает он строго! А вот его первое задание:

Отгадайте загадку:

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится? (Календарь) Слайд № 2

О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)

А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)

Знаете ли вы откуда произошло слово "календарь"? Обратимся к нашему Знайке.

Слайд № 3.

В Древнем Риме первый день каждого месяца назывался "календа". Отсюда произошло слово "календарь".

Спасибо, Знайка.

Посмотрите, что я вам принесла.

Учитель показывает отрывной календарь, обычные календарики, религиозный.

Это календари. А зачем нам нужен календарь? Какие календари вам уже известны?

По гражданскому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты. По религиозному календарю узнают про церковные праздники.

III. Повторение пройденного материла

Блиц-опрос

А бывают ли другие календари?

Какие три календаря существовали на Руси? (церковный, гражданский и народный)

Кто издал указ о принятии юлианского календаря? (Петр I)

В каком году приняли григорианский календарь? (1918)

По какому календарю живем мы сейчас? (григорианский)

В чем разница между гражданским и церковным календарем?

Посмотрите на календари. Есть ли среди них народный? (Нет)

Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с народным календарем.

IV. Объяснение новой темы

В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.

Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари - "знатники". На них делали зарубки, которые указывали, "когда сеять, когда жать, когда праздники встречать".

Народный календарь строился в зависимости от положения солнца. Главными днями считались дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцеворота.

До появления христианства на Руси наши предки верили, что существует много богов. Они не могли объяснить, почему гремит гром и сверкает молния, почему случаются наводнения, и почему после дня наступает ночь, а после весны приходит лето. Такая вера называется "язычество".

Словарная работа.

Знайка, покажи в словаре, что значит "язычество"?

Слайд № 4

Язычество - вера в существование множества богов, обожествление природы.

И праздники свои люди посвящали этим божествам.

Некоторых из них вы знаете. Знайка, покажи.

Слайды №№ 5-9

Домовой, леший, русалки, водяной, кикимора.

Задание: Дети должны назвать персонажей, указать, за какие природные объекты они отвечали.

А были и другие.

Слайды №№ 10 - 15

Род - самый главный бог, создатель всего живого

Сварог - бог неба

Перун - грозный бог войны, грома и молнии

Дажьбог - бог солнца

Велес - бог охоты

Стрибог - бог ветров

Ярило - бог плодородия

Чернобог - бог зла и тьмы

Лада - богиня любви

У богов были помощники:

Слайды 16-17

Коляда - отвечал за новогодний цикл.

Кострома - воплощение весны

Купала - тот, кто управлял самой короткой ночью в году.

Хороши славянские боги! Но страшны в гневе! Дажьбог мог наслать засуху, Ярило мог расвирипеть и погубить урожай, а Перун в гневе мог наслать страшные грозы и проливные дожди. Поэтому многие праздники посвящались божествам. Потому что главное отличие народного праздника - вера в магию, в чудо. Нужно было обязательно совершить определенные обряды, что божество помогало. А сами праздники называли "днями силы".

Словарная работа

Что такое обряд? Как вы можете объяснить значение этого слова?

Знайка, помоги найти это слово в словаре. Слайд № 18

Обряд - совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.

Праздников было много. Сегодня мы с вами поговорим о самых главных народных праздниках, которые празднуют и сейчас.

Итак, праздник первый.

Показ отрывка из мультфильма "Ишь ты, Масленица"

Знаете ли вы, о каком празднике идет речь?

Что вы знаете о масленице?

Работа с презентацией. Слайды №№ 19 - 28

Масленица - самый шумный, самый веселый народный праздник. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Нужно было разбудить природу от долгой зимней спячки. Поэтому на масленицу было принято устраивать шумные гуляния.

Главный обряд на Масленицу - сжигание чучела. Чучело плели из соломы, оно изображало зиму. В начале масленичной недели чучело встречали, а в последний день Масленицы его сжигали. Это был символ того, что зима закончилась.

Гуляния устаривали пышные, шумные. Все выходили на улицу, пели, танцевали, девушки водили хороводы, а парни устраивали кулачные бои, соревнуясь в иле и ловкости.

Давайте, послушаем, какие песни пели на Масленицу.

Знайка, помоги.

Звучит запись народных песен. (http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm#h2)

Главное блюдо на Масленицу - блины: с медом, вареньем, сметаной, икрой, маслом. Блины на Масленицу - главное и обязательное угощение. Как вы думаете, почему?

(Блин похож на солнце)

Праздновали Масленицу целую неделю. И каждый день имел свое название:

Понедельник - «встреча» Устраивали катания с ледяных горок, пели и встречали праздник.

Вторник - "заигрыш" - начинались зимние игры

Среда - "лакомка" - всех угощали блинами

Четверг - "разгуляй" - устраивали катание на лошадях

Пятница - "тещины вечерки". Ходили в гости к родственникам

Суббота - "золовкины посиделки". Строили снежные городки, играли в снежки.

Воскресенье - "прощенный день". В этот день близкие просят друг у друга прощения за все возможные обиды, провожали масленицу, сжигали чучело.

Первичное закрепление материала

Масленичные гуляния любили рисовать и русские художники.

Показ репродукции картины Б. Кустодиева "Масленица"

Найдите приметы праздника на картине.

А как празднуют Масленицу сейчас?

Продолжение беседы

Другой большой праздник отмечали летом, в день летнего солнцестояния.

Праздник этот - Купала. Слайды №№ 29 - 31

На какое слово похоже название божества? (купать, купаться)

Днем открывались массовые купания в реках и озерах. Принято в этот день обливать всех водой. И никто не сердился.

А самое интересное начиналось ночью. Эта ночь - самая короткая в году. И наши предки верили, что в эту ночь оживает вся нечистая сила: бесы и черти, ведьмы и оборотни. Поэтому спать было нельзя.

Все отправлялись в лес или поле и начиналась славная купальская ночь. Старики разводили костер. И не просто зажигали его от свечи, а добывали огонь трением деревяшек. Такой огонь считался священным и отпугивал нечистую силу.

А молодежь потом устраивала игры возле огня. Обязательными считались две игры: прыжки через огонь и горелки.

Физ.минутка. Давайте и мы с вами попробуем поиграть.

Игра "Перепрыгни огонь"

Импровизированный огонь на полу. Несколько учеников прыгают через "костер".

А еще люди верили, что если в этот день найти расцветший цветок папоротника, то он укажет путь к зарытому кладу.

Продолжение беседы:

Девушки в эту ночь гадали на суженого. Они плели венки и пускали их по реке. Считалось, что если венок поймает юноша, быть ему женихом.

И, конечно, на Купалу пели. Давайте послушаем песни.

Звучит запись народных песен.

V. Закрепление темы

Вот вам задание от нашего помощника Знайки.

Игра "Определи праздник"

На интерактивной доске картинки, изображающие народные гуляния. Нужно определить праздник.

Картинки (или слова): блины, купаться в реке, кататься на горке, зажигать костер, плести венки, кататься на санях, прыгать через костер, не спать ночью, обливать всех водой, лепить снежки.

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что было вам интересно?

Что осталось непонятным?

VII. Домашнее задание

1) Найдите пословиц и поговорки о Масленице и Купале.

2) Найдите названия других народных праздников. Подготовьте сообщение о том, как их праздновали.

Цель:

1) Сформировать у учащихся представления о народном календаре 2)Обогатить знания учащихся о жизни предков и формировать интереса к изучению данной темы.

3) Формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование: виды календарей, словарь Ожегова.

Вопрос: Для начала, давайте вспомним, что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

Вопрос: Что такое «народный календарь»?

Народный календарь – это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни.

В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

Давно прошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего их огромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивой матушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о тех временах сохранилась, и не только теоретическая. Все чаще современный урбанизированный человек устремляется прочь от благ цивилизации: в загородные дома, на дачи, просто на пикники и в туристические походы. Все чаще мы пытаемся обратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многие приметы никогда и не теряли своей актуальности.

Культура выступает одновременно и как процесс развития человеком своих творческих сил и способностей, и как процесс реализации этих способностей в социально значимых результатах деятельности». Такой подход к культуре совпадает с активно-творческой сущностью человека, пониманием его как субъекта культурно-исторического процесса.

Жизнь русских людей проходила в соответствие с народным календарем, который представлял собой систему исчисления, счета и регламентации годового времени. Он организовал всю хозяйственную и бытовую деятельность крестьян, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь – «Святцы», в котором каждый день посвящался одному или нескольким святым, определялось время христианских праздников. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ним примет. В народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки), на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.



Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а также по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т.д.

Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень.

Праздничных дней в российском быту было довольно много: около 140-150 в году. В это число входили и воскресенья, которые служили регуляторами будничного и праздничного времени. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью.

Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – это земледельческий календарь, хранящий твердые знания русского народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела – это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.

Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа - своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.

В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днем предыдущим и готовил день последующий.

Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000). Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества.

Оказывало влияние на народный календарь то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь.

Вопрос: Что включает в себя ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ–МЕСЯЦЕСЛОВ?»

Вспомним, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.

В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари. Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. – Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

1.Святочные обряды (рождественские);

2.Масленичные обряды:

3.Ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.)

4. Средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение)

5.Поздневесенние обряды (троицко-купальский период):

6.Летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение и др.):

7.Осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.):

(8) Зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.):

Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы. Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая). Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др. Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

Творческая работа . Посмотрим, как в народном календаре определялась дата 9 апреля. Этот день значился как «Матрена - настовица, полурепница».

Матрены-настовицы - от насту, окреплого снегу.

На Матрены прилетали чибисы. Чибис прилетал, на хвосте воду принес.

На Матрены овсянка затягивает свою песенку: «Покинь сани- возьми воз».

Чибис кричит с вечера- к ясной погоде.

Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде.

К Матрене реки поднимаются, вздуваются. Говорят в эту пору: «Щука хвостом лед разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен».

Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены отразилась и в загадке о реке подо льдом:

Гола Матрена для всех страшна,

Лубком же покрыта - для всех ходка.

Матрену называют полурепницей потому, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину».

В течение долгих веков репа и капуста были одним из основных продуктов питания русского крестьянина, вот почему репа оказалась персонажем популярных сказок, объектом загадок, героиней детских игр.

1) Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

2)Сама клубочком и хвост под себя.

3) Брошу порохом, очутится клубом под зеленым кустом.

Задание. 1.Сравните два произведения устного народного творчества: сказку «Репка» и игру «Репка».

2.Найдите художественные приемы, используемые в них.

3.К каким циклическим обрядам их нужно отнести?

Русская народная сказка «Репка»

Посеял дед репку, пошел репку рвать. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабака за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут: вытащили репку!

РЕПКА (детская народная игра)

Дедушка с бабушкой Пришел трехногий:

Чистили поляну, Три ноги – за две,

Сеяли репу… Две ноги – за ножку

Пришел одноногий:

Ножка – за лапку,

Лапка - за бабку, 10.Дедушка с бабушкой

Бабка – за дедку, Чистили поляну,

Дедка – за репку Сеяли репу…

Не вытянули репку! Пришел репу рвати,

Пришел десятиногий:

2. Дедушка с бабушкой Десять - за девять,

Чистили поляну, Девять - за восемь,

Сеяли репу… Восемь - за семь,

Пришел двухногий: Семь ног - за шесть,

Две ноги- за ножку, Пять - за четыре,

Ножка - за лапку, Четыре ноги – за три,

Лапка – за бабку, Три ноги - за две,

Бабка – за дедку, Две ноги - за ножку,

Дедка – за репку, Лапка - за бабку,

Не вытянули репку! Бабка - за дедку.

Дедка – за репку,-

3. Дедушка с бабушкой Вытянули репку!

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Итог занятия : народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх