Личность и условия ее развития и здоровья. Развитие личности в образовании. Воспитательные возможности образовательной организации

Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности.

Коррекционная деятельность - имеет более узкую направленность. Она нацелена на решение в процессе развития ребенка конкретных проблем, связанных с исправлением недостатков развития психики и свойств личности, неадекватных форм поведения и самочув­ствия.

Объектом психокоррекционных воздействий бывают как здоровые, так и больные дети. Коррекцией нарушений психического и личностного развития здоровых детей занимаются психологи, специалисты по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекцией аномального развития - медицинские психологи, патопсихологи и нейропсихологи.

Традиционно психологическую коррекцию рассматривают в широком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция - ϶ᴛᴏ комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле – метод психологического воздействия , ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития качеств личности.

Учитывая зависимость отхарактера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Психологическая коррекция должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на источниках, порождающих эти отклонения. По этой причине к анализу психологической структуры дефекта͵ выяснению причин его возникновения, использованию содержания и форм психологического воздействия на личность ребенка нужен в каждом конкретном случае глубоко продуманный методологический подход.

Главная задача психологической коррекции - укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности.

2. Основные направления психологической коррекции детей с ограниченными возможностями.

В практике психологической помощи таким детям сложились следующие направления психологической коррекции нарушений развития:

Первое направление - коррекция эмоционального развития ребенка. Цель коррекции - смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Эмоциональные нарушения среди детей и подростков встречаются часто. С точки зрения нарушения системы отношений к другим людям и самому себе выделяют три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

В первую группу входят дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений (повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения, особенно со сверстниками).

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды.

Для третьей группы – характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов - психическая травма.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в развитии ребенка осуществляется в рамках двух подходов: психодинамического и поведенческого.

Психодинамический подход предполагает создание условий, снимающих внешние социальные преграды, провоцирующие конфликт. Поведенческий подход означает нивелирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счёт усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.

По назначению методы коррекции эмоциональных нарушений делят на две группы: основные и специальные .

К основным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного искусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинᴦ.

Специальные методы - ϶ᴛᴏ тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых - устранение имеющихся дефектов с учетом индивидуально- психологических факторов.

По своей направленности методы бывают групповыми и индивидуальными .

Второе направление - коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности осуществляется в отношении детей с психическим недоразвитием (умственная отсталость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с поврежденным психическим развитием.

1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объём памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в воспроизведении информации, наблюдается недоразвитие мышления, невозможность образования понятий, трудности использования навыков и умений на практике.

В ходе коррекции детей с названными отклонениями в развитии учат усваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); формируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации, а также в игре.

2) При задержке психического развития у детей наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта вплоть до достижения нормального уровня развития. При этом эта тенденция зависит от причини задержки психического развития. У одних детей должна быть недоразвитие предпосылок интеллекта͵ у других – мотивационная сторона учебной деятельности, у третьих – зрительно-пространственное представление, память, внимание.

Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

3) При поврежденном психическом развитии (приобретенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инœертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь место органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целœенаправленность мышления, критичность, поведенческие реакции. Последствия поврежденного развития психики ребенка делят на три клинических этапа (М.О. Гуревич).

- Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, снижение объёма слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении динамики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации – удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с церебрастеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (снятие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).

- Церебропатия. У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, могут проявляться психопатоподобные реакции. Стоит сказать, что для них характерна неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния.

Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в школе, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых - усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.

- Слабоумие – проявляется в снижении умственной деятельности и умственной активности. Психологическая коррекция с такими детьми организуется с учетом специфики дефекта и проводится в двух направлениях: во-первых, принимаются меры к организации жизнедеятельности и общения ребенка в семье и в группах детей, где бывает ребенок. Во-вторых, учат доступным видам деятельности и проявляют заботу о развитии его эмоциональной и познавательной сфер (коррекция проводится по аналогии с коррекцией ребенка, имеющего психическое недоразвитие). Данная работа осуществляется в тесном контакте с родителями, логопедом, коррекционным педагогом.

Третье направление - психологическая коррекция поведения детей и подростков . Поведение это система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определœенной цели, реализации определœенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения воспринимается как нарушение поведения. Основными причинами нарушения поведения детей и подростков бывают: искаженное психическое развитие; дисгармоническое психическое развитие: искаженные семейные отношения и воспитательные влияния семьи; психическая и социальная депривация; дезадаптация, связанная с трудностями обучения и др.

1) Психологическая коррекция при искаженном психическом развитии. При искаженном психическом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящих к появлению патологических новообразований.

Одним из клинических выражений этого типа нарушений является детский аутизм. Его характерным признаком является неадекватность психических реакций. У детей, страдающих аутизмом, наблюдается быстрая истощаемость любой целœенаправленной деятельности, однообразное, стереотипное поведение, уход в фантазию, своеобразный грамматический строй языка.

Программа коррекции аутичных детей разрабатывается с учетом степени тяжести и специфики нарушения.

Задачи психокоррекционной работы с ними состоят в том, чтобы преодолеть негативизм при общении, смягчить характерный для таких детей сенсорный и эмоциональный дискомфорт, преодолеть отрицательные формы поведения, повысить психическую активность в процессе общения с взрослыми и детьми.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Обучение ребенка внешним контактам;

Обучения более сложным формам поведения;

Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

2) Психологическая коррекция при дисгармоническом психическом развитии . Данный вид дизонтогенеза определяется как психопатия или патологическое развитие личности . Лица, страдающие психопатией, не осознают свои характерологические особенности, недооценивают психотравмирующие ситуации, способствующие дезорганизации поведения. Сохранный интеллект ребенка не регулирует его эмоционально-волевые процессы. Названные особенности личностного развития негативно отражаются на поведении ребенка. Ему становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет личностную дисгармонию.

В этой связи основной целью психокоррекции детей с дисгармоничным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и устранение или сглаживание психотравмирующих факторов.

Важно пробудить у ребенка или подростка интерес к своей личности и особенностям поведения, научить распознавать психотравмирующие ситуации, обучить его большему количеству вариантов поведения, которые можно использовать в трудных ситуациях, развить способность к саморегуляции и самооценке.

Для реализации этих целœей рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр-драматизаций, система психорегулирующих тренировок, методов психодинамического, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции.

Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности." 2017, 2018.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Единое воспитательное пространство - система взаимосвязанных образовательных и воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его территории, социальных педагогов, психологов, профориентаторов, тех отделов предприятий, которые по своему замыслу реализуют определенные воспитательные функции по отношению к детям, средства массовой информации, общественные организации.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

В неурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности - нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

Компетентность – уровень обладания компетенцией, владение знаниями; быть знающим, сведущим.

Компетенция – круг полномочий, круг вопросов, в которых хорошо осведомлен; способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе компетенции уметь учиться.

Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Для учащихся следует выделить два типа действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивов и действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носители этих ценностей: многонациональный народ России, государство, семья, традиционные религиозные объединения.

Гражданская идентичность – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение к истории и культуре каждого народа.

Нравственность – совокупность норм поведения человека, моральные качества, внутренне принятая мораль, регулирующая индивидуальное поведение. О наличии нравственности свидетельствует способность к эмоциональному переживанию, стыду, сочувствию.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности, установление социальных связей, принятие ценностей различных социальных групп и общества в целом.

Профессиональная ориентация – деятельность, направленная на помощь в выборе профессии (коррекцию выбора) через организацию процесса определения вида трудовой деятельности, в которой молодой человек хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией; коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта

Социальная адаптация - приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.

Социальный проект – это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.

Социальная проба – это вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика - вид социального проектирования, в ходе которого происходит освоение, отработка социальных навыков и познание внутренней, сущностной стороны социальной действительности. В ходе социальной практики её участник вовлечен в реальный процесс социального взаимодействия. Целями социальной практики являютсяотработка навыков социального взаимодействия и проблематизация информации о социальном объекте.

Раздел II . Характеристика задачи, решение которой осуществляется путем реализации программы

В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатамосвоения обучающимися основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО).

Принципиальным отличием нового стандарта является воспитательный компонент.

Методологической основой новых образовательных стандартов является, прежде всего,Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской федерации, которая определяет:

1. Характер современного национального воспитательного идеала;

2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве с учебной и внеурочной деятельностью;

3. Основные направления развития личности;

4. Систему базовых национальных ценностей с учетом культурного образования; (основные их них - патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество)

5. Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»говорится: « …воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.»

Таким образом: Развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования на современном этапе. При этом воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества.

Для реализации, поставленной цели и задач, необходимо создание единого воспитательного пространства в образовательном учреждении на основе существующего опыта воспитательной работы.

В последние годы школа достигла определенных успехов по организации системы воспитательной работы. Содержание воспитательной деятельности педагогического коллектива велось по направлениям:

Профилактика ДДТТ.

Культура учебного труда и культура поведения.

Профилактика вредных привычек, правонарушений, безнадзорности, суицида.

Пропаганда ЗОЖ. Профилактика заболеваемости.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Духовно-нравственное.

Экология и краеведение.

Приоритетными направлениями были: здоровьесберегающая деятельность, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Положительный опыт сложился по организации дополнительного образования, школьного самоуправления, работы с родителями. Школа на протяжении ряда лет активно участвует в различных мероприятиях, занимая призовые места:

Региональный конкурс «Безопасное колесо» - (с 2008-2012год-участие и призовые места в личном первенстве);

Смотр-конкурс по патриотическому воспитанию – призовое место (2010-2012год);

Муниципальный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» - призовые места (2008-2013годы);

Муниципальная олимпиада по ПДД - призовые места (2008-2013годы);

Муниципальный конкурс «Безопасное колесо» - призовые места (2008-2013годы);

Муниципальный конкурс «Школа безопасности»- призовые места (2008-2013годы);

Муниципальные соревнования по шахматам - призовые места (2009-2013годы);

Муниципальная олимпиада «Знатоки правил пожарной безопасности» призовые места(2009-2013годы);

Муниципальный конкурс «Умники и умницы»- призовые места(2008-2013годы);

Муниципальный конкурс «Я-лидер »- призовые места(2009-2013годы) и другие.

В работу вовлечены и активно участвуют многие участники образовательного процесса.

Однако в настоящее время возникает потребность совершенствования деятельности общеобразовательного учреждения по организации системы воспитательной работы. Назрела необходимость анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новых федеральных, региональных и муниципальных требований, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы и перехода ее на более качественный уровень.

Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:

Противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;

Неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательным учреждениям;

Отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;

Отсутствие чёткого разграничения функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений;

Отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений вследствии недостатка квалифицированных кадров;

Утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций, расшатывание «семейных устоев», потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей;

Низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательным учреждением;

Отсутствие качественной педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся, направленной на самопознание, выявление истинных мотивов выбора профессии, реальных возможностей и образовательных потребностей, и, как результат, неосознанный выбор профессии, отсутствие проектирования вариантов профессиональных жизненных путей;

Преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением;

Отсутствие системы организации проектной деятельности обучающихся;

Неготовность педагогов к системной работе по организации проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности.

Данные проблемы требуют проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей.

Для решения проблем определены приоритетные направления настоящей программы:

Организационно-управленческие меры;

Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;

Воспитание социально-активной личности;

Работа с родителями;

Профориентационная работа;

Проектная деятельность:

В вариативной части программы сохранены и традиционные для школы направления воспитательной работы: гражданско – патриотическое, духовно-нравственное, экология и краеведение, включен раздел «формирование правовой культуры» и «социальное партнерство»

Анализ ситуации;

Определение основных проблем;

Формулировку приоритетных задач;

Мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования;

«Личность Сталина» - В сентябре 1894 года Иосиф, блестяще сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Детство. В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879. И.В. Сталин. Юность.

«Личность учителя» - Главное в школе – люди, а затем уже учебные программы и методы преподавания. Цель педсовета. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса. Учитель всегда настроен на успех своих учеников. Эффективный учитель всегда начинает урок вовремя. Учитель ориентирован на создание позитивной атмосферы класса и школы.

«Воспитание личности школьника» - Поликультурность; Я – гражданин. Задача этнокультурного образования -. Художественно-эстетический профиль: Педагогическая необходимость-. Духовность; Я – совесть. Подпрограмма «Воспитание толерантности и культуры мира у школьников». Целостность всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию ценностей россиянина.

«Человек как личность» - Расширить знания учащихся о влиянии социальной среды на человека. Индивидуальность – плохо? Развиваем психологическую зоркость и словарный запас. «Картинная галерея». Цели. Сильная личность Работа в тетради с таблицей: Человек – личность. Чем человек отличается от животных? Закрепление материала. Нужно уважать себя, но к своим поступкам относиться критически…

«Личность и индивидуальность» - От общего к частному. Боги. Психологические отличия. Чингачук-большой змей. Я думаю- следовательно, я - существую!! Идеальный вариант. Индивид и Индивидуальность. Человек-один из людей. Неизменные законы природы, -изменчивые человеческие установления. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные.

«Структура личности» - Г.Адлер. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Г. Олпорт. «Личность есть вершинный уровень развития человека. А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: Объект исследования - личность. 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

На уровне общего образования разработаны и частично реализуются 3 стандарта:

1.ФГОС нач. общ. обр. (уже реализуется во всех школах)

2. ФГОС осн. общ. обр. (в некоторых школах реализуется как эксперимент)

3. ФГОС осн. средн. обр. (только разработан)

федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

ФГОС осн. общ. образования представляет собой совокупность требований обязательн. при реализации осн. образоват. программ, образ. учрежден., имеющими гос. аккредитацию.

Стандарт провозглашает 3 группы требований:

1.к результатам освоения Осн. Обр. Прог. ООО

2. к структуре ООП ООО

3. к условиям реализации ООП

Результаты:

Среди требований к результатам освоения программы выделяют:

1.личностные результаты, включающие готовность и способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обуч. и целенапр. познавательн. д-ти; систему значимых соц. и межличн. отношений, цен.-смысл. установок, отражающих личн. и гражд. позиции к д-ти, соц. компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизнен. планы, спос. к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

2. метапредметные р-ты включ. освоенные школьниками межпредметн. понятия и универсальн. учебн. д-я (регулятивн. УУД). Способность их использования в учебн., познав. и соц. практике; самостоятельность планирования и осущ. учебной д-ти и организац. учебн. сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивид. позн. траектории.

3. предметные, включ. освоенные школьниками в ходе изучен. учебн. предмета умения специфич. для конкретн. предм. обл, а также виды д-ти по получению нового знания в рамках предм., его преобразов. и применению в учебн., уч.- проектн. и соц.-проект. ситуац.; формирован. научного типа мышления, научного представления о ключевых теор., о типах и видах отнош., владение научн. терминами, ключ. пон., методами и приемами.

2. Структура:

Осн. обр. прогр. ООО реализуется через урочн. и внеурочн. д-ть с соблюдением требований гос., сан.- эпидемиологич. правил и нормативов.

Внеурочн. д-ть организуется по направлениям развития личности (дух.-нравст., физкультурно-оздоравит., социальн., общеинтеллектуальн. общекультурн.). В таких формах как кружки, худ. студии, спортив. клубы и секции, юнош. организации, краеведч. работа, научно-практич. конференции, олимпиады, поисков. и научн. исследования, общественно-полезные практики и.т.д.

ООП должна сод. 3 раздела:

1. целевой

3. организацион.

Требования к усл. реализ.

Треб. к кадровым условиям

а) укомплектованность образ. учреждениями кадрами

б) уровень квалификации пед. работников

с) непрерывность проф. разв. педагога

Финансово-эконом. усл. реализации ООП

Материально-технические усл.

Психолого-педагогич. усл. реализации ООП

Информацион.-методич.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Воспитание:

  1. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  2. 23. Сущность воспитания и его типы. Отличительные особенности авторитарного и ненасильственного воспитания. Принципы воспитания.
  3. 28.Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.
  4. 16. Трудовое воспитание. Задачи и условия трудового воспитания дошкольников. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании. Виды и формы организации детского труда
  5. 13. Социальное воспитание. Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференциальный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
  6. 9. Сенсорное воспитание и развитие. Содержание сенсорного воспитания. Методика сенсорного воспитания в разных возрастных группах
  7. 2. Понятия «воспитание» и «воспитанность». Стили воспитания.
  8. 29. Гуманистическое воспитание как тенденция мирового образовательного процесса. Проблема цели в воспитании. Цели и задачи гуманистического воспитания.
  9. 30. Физическое воспитание и физическое развитие. Воспитание здорового ребенка. Задачи, средства и методы физического воспитания

Академик В. М. Бехтерев

Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению душевных расстройств. Руководясь этим, я полагаю, что собравшиеся здесь не посетуют на меня, если я займу их внимание вопросами, связанными с личностью и охраною ее здоровья и правильного развития с точки зрения врача-психиатра.

Прежде всего мы должны выяснить для себя, что следует понимать под названием личности?

Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими противоречиями в науке. Действительно, по поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.

Так, некоторые из английских ассоционистов, как J. St. Mill, понимают личность как ряд представлений, из которых все от первого до последнего ассоциативно сцеплены друг с другом и могут воспроизводиться памятью, образуя собою как бы один сознательный ряд. Благодаря этому память и личность рассматриваются как различные явления одного и того же порядка.

По James’y дело сводится к тому, что каждая мысль знает обо всем, что ей предшествовало в сознании, причем каждая мысль, потухая, передает следующей в наследство знание о своем психическом содержании.

Очевидно, что и по James’y личность является также функцией памяти, но сущность личности по James’y сводится к тому, что каждая мысль является обладательницей содержания всех предшествовавших мыслей, причем, не зная самое себя, она, в свою очередь, будет узнана после своего отживания последующей мыслью.

По В. Sidis’y, чистое «я» или личность не представляет собою ряда мыслей, потому что «несвязанный ряд не может образовать единства личности; также личность не простой синтез проходящих мыслей, потому что в каждой пробегающей волне сознания может существовать синтез или память, а личности все-таки не быть». 1

«Центральный пункт “я” или личности заключается в том факте, что мысль знает и критически контролирует в самом процессе мышления, в самый момент своего существования». «Одним словом, только момент самосознания делает сознание личностью».

Если предыдущие авторы стараются ограничить понятие личности, отождествляя ее или с памятью, как делает D. St. Mill, или с потоком преемственно передающихся мыслей, как допускает James, или с самосознанием, как признает В. Sidis, то имеются авторы, которые чрезмерно расширяют понятие личности, отождествляя с этим понятием все вообще процессы психической деятельности.

Так, проф. Анфимов, говоря о личности или «я», замечает, что к характеристике личности относятся все психические процессы, составляющие в целом наши умственные способности. Наше «я» не представляет собою отдельной сущности в психической жизни человека: это, вероятно, только особая функция сознания, формирующая сложную картину нашего душевного мира. Оно со строго психологической точки зрения есть частное явление в жизни сознания, которое может быть, может и не быть.

" Sidis В. Психология внушения. - СПб., 1902.

Итак, психология личности по проф. Анфимову «обнимает собою в практическом смысле все, что составляет ум человека, а в научном - все те сложнейшие процессы, которые рассматриваются в школьной психологии в отделе познания, чувства и воли»".

Другие авторы в личности видели нечто объединяющее и синтезирующее в психической жизни. По Janet’y личность есть не что иное, как соединение в психической жизни индивида всего прошедшего, настоящего и предвидимого будущего. Такой вывод им сделан из анализа дезагрегации или расчленения психических процессов при болезнях личности. По Ribot’y 3 , ввиду фактов удвоения и утроения личности следует признать отличительной особенностью последней координацию психических процессов. Единство координации и отсутствие координации - вот две крайности, среди которых вращается личность.

Некоторые авторы, развивающие тот же взгляд, отличительными признаками личности признают наиболее полную гармонию, наивысший синтез и объединение и рассматривают самую личность как выражение гармонии и единства психических отправлений.

Эти определения в общем довольно близко подходят к сути дела, но и они еще не могут быть признаны полными.

Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека.

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации личность как понятие содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается, как легко видеть, и объективная сторона личности. Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями.

" Анфимов. Личность и Сознание: Актовая речь. - Томск.

J Ribot. Des maladies de la personalite.

Психическая жизнь есть не только рад субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным радом объективных явлений.

В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.

По Ribot, «реальная личность - это организм и его высший представитель мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью».

Мы не погрешим против истины, если скажем короче: личность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями - индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям.

Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.

Если мы, пользуясь сделанным нами определением личности, обратимся к выяснению ее роли в общественной жизни, то должны будем признать, что личность представляет собою ту основу, на которой зиждется современная общественная жизнь.

Народы нашего времени представляют собою не бессловесные стада, как было в старое доброе время, а собрание более или менее деятельных личностей, связанных во имя общих интересов, отчасти общим племенным родством и некоторым сходством основных психических черт. Это есть как бы собирательная личность с ее особыми племенными и психологическими чертами, объединенная общими интересами и стремлениями как политическими, так и правовыми. Поэтому вполне естественно, что прогресс народов, их цивилизация и культура зависят от степени развития личностей, его составляющих.

С тех пор как человечество вышло из периода рабства, жизнь народов, распадающихся на отдельные сообщества, обеспечивается деятельным участием каждого члена сообщества в создании общего блага, "в преследовании общей цели. Здесь-то и выдвигается значение личности как самодеятельной психической особи, которая в общем ходе исторических событий выступает с тем большей силой, чем дальше народ стоит от рабства, являющегося отрицанием всяких прав личности.

Какую бы отрасль труда мы ни взяли, развитая деятельная личность выдвигает в ней новые планы и новые горизонты, тогда как пассивные лица, выросшие в условиях рабства, способны лишь к повторению и подражанию.

Да и самое существование современных государств зависит, как известно, не столько от внешней силы, олицетворяемой органами власти, сколько от нравственного сплочения личностей, их составляющих.

«С тех пор как стоит мир, - читаем мы в статье С. Глинки “Попранные истины” (Н. В.), - одни лишь нравственные начала прочно сплачивают людей. Если сила и могла поддерживать тот или иной государственной строй, то разве временно, и то государство, которое пренебрегало нравственными силами и предполагало возможным опираться только на оружие, носило в себе зародыш разложения... Никакие многочисленные армии не могут спасти того государства, в котором расшатаны нравственные устои, ибо и сила самих армий зиждется исключительно на нравственных началах».

Значение личности в исторической жизни народов ярче всего выступает в те периоды, когда силою вещей их социальная деятельность идет повышенным темпом. Как всякая другая сила, так и сила личности обнаруживается резче всего при сопротивлении, т. е. в соперничестве и в борьбе, а потому значение личности выступает особенно ярко как в мирном соперничестве народов на почве труда и культуры, так и в те периоды, когда для народа является необходимость борьбы со стихийными бедствиями или с внешними врагами.

Так как личность вносит в общую сокровищницу человеческой культуры плоды своего самобытного развития, то вполне понятно, что сообщества и народы, имеющие в своей среде более развитые и более деятельные личности при прочих равных условиях, будут обогащать человеческую культуру большим количеством предметов своего труда и лучшим их качеством.

Кажется, нет надобности доказывать, что мирное соперничество народов и его успехи покоятся на развитии личностей, входящих в их состав. Народ, слабый развитием составляющих его отдельных личностей как общественных единиц, не может защитить себя от эксплуатации народов с высшим развитием образующих его личностей. А между тем можно ли сомневаться в том, что этой истиной до сих пор еще пренебрегаем мы, русские, в большей мере, нежели какие-либо другие народы Европы?

Было время, когда полагали, да и теперь еще многие полагают, что мы удерживаемся в семье европейских народов нашей военной силой. Какое жалкое заблуждение! Право сильного, без сомнения, обеспечивает известное место на материке Европы, но оно не дает еще права на уважение со стороны других народов, на признание его в своей семье и во всяком случае ничуть не обеспечивает от их эксплуатации.

Мирная борьба народов - это есть испытание общественной самодеятельности личностей, их составляющих. И можно быть уверенным, что в этой борьбе при прочих равных условиях побеждает всегда тот народ, который силен развитием входящих в его состав личностей. Народ же, у которого совершенно неразвита общественная жизнь, у которого личность подавлена, обречен на разложение и утрату своей самостоятельности.

Не менее ярко выступает значение личности в борьбе со стихийными бедствиями, как голод и др., а равно и в борьбе с внешними врагами. Народ с высшей культурой, где личность достигла большого совершенства, не знает голода, так как возможные его бедствия в зависимости от условий природы он давно предвидел и предусмотрел, а то, что не могло быть предвидено, предотвращается общими усилиями деятельных личностей, всегда готовых стать в ряды передовых бойцов за общественное дело.

Столкновение народов или войны - это есть социальный кризис, в котором значение личности должно выясняться наиболее выпуклым образом. Нужно ли искать тому примеров? Ведь только что окончилась Русско-японская война, в которой противопоставлены были два народа: с 130 миллионами жителей с одной стороны и 50 миллионами с другой. Один народ является представителем испытанной в культуре белой расы, другой принадлежит к желтой расе, о культуре которой до сих пор говорили лишь с различными оговорками. Казалось бы, может ли быть какое-либо сомнение в результатах борьбы? А между тем более 1 / 2 года велась нами бесславная война, в которой победа за победой доставалась врагу.

Что может это значить? Как можно объяснить себе смысл столь тяжелых событий, но ответ я полагаю у всех на устах: «И битвы народов выигрываются теми, кто дышит свободой, как родным воздухом», - читаем мы в одной из многочисленных газетных статей, посвященных вопросам, связанным с бывшей войной.

Да и могло ли быть иначе, если с одной стороны «терпение» - этот лозунг пассивных личностей, было возведено с самого начала в принцип борьбы, тогда как в другой стране была объявлена борьба за жизнь, за право, за свободу!

Было бы неимоверно тяжело для нашего национального самолюбия представить здесь картину более светлого характера, которая создается для личности условиями общественной жизни в Японии. И мы отклоним от себя эту неприятную задачу. Заметим лишь, что личность в Японии не задавлена формализмом. Там не торжествует буква над смыслом, там наука не служит предметом странной иронии, там различные ведомства не торопятся изгонять ее отовсюду. Напротив того, знания и опытность ценятся там очень высоко и всякое научное открытие применяется тотчас же к делу, как мы видим это по многочисленным примерам из бывшей войны.

С другой стороны, не знаем ли мы примера, когда духовно возрожденная Франция во времена великой революции остановила полчища врагов, ее окружавших? А все войны за освобождение, не доказывают ли они воочию, как возвышается дух народа, его мощь и сила с освобождением тех пут, которыми ранее оцеплялась личность.

Можно ли вообще сомневаться в том, что внешняя сила народа питается из источника той духовной силы, которую образуют личности, его составляющие. Если личность опутана бесправием, как тиной, если таким образом самый источник духовной силы народа засоряется, то можно ли говорить о силе народа, о его мощи?

Известно, что современные войны требуют от участника борьбы некоторой доли самостоятельности, находчивости в трудных случаях и ясного понимания как цели борьбы, так и тех действий, в которых он участвует. Все это возможно только при соответственном развитии личности, при известной степени ее образования, при сознании прав, за которые идет борьба, и при поддержке в ней того духа инициативы и самодеятельности, без которого немыслимо вообще осуществление какого бы то ни было социального дела.

Между тем что же мы видим у нас? К сожалению, необходимо признать, что дело идет здесь не об одном только недоразвитии личности, но и о прямом ее подавлении. Личность залавливается еще при самом зачатке своего развития в школе, дающей ей неподходящую духовную пищу вместе с тяжелым нравственным гнетом, уничтожающим в ней всякую самодеятельность; она залавливается в семье, где господствуют и пользуются покровительством закона патриархальные нравы и обычаи; она систематически залавливается даже там, где государство непосредственно опирается на ее силу и мощь, т. е. в войсках; она залавливается в общественной жизни при проявлении лучших ее стремлений.

В статье «Одна из причин наших поражений», помещенной в «Слове» за инициалами Н. Р. П., мы читаем: «Жизнь солдата сказочно невероятна; ум, природная русская смекалка систематически убивается; не скажем, что это делается намеренно, а просто, вследствие дисциплины «не сметь рассуждать», и так изо дня в день в течение 4-5 лет (лучших лет в жизни человека, прибавим от себя). Он ходит на маршировку, делает чисто ружейные приемы, изучает в первый год службы словесность: кто командир роты, батальона, полка, долг часового на посту и многое, что не относится к боевой жизни, ни к жизни вообще, причем живет чисто животною жизнью без всяких интересов. Спросите любого солдата что-нибудь из общественной жизни, он ничего не знает...»

Правильная законность в стране везде и всюду считается гарантией личности. Но возможна ли законность при существовании так называемой политической полиции, когда, как было еще недавно, одного подозрения в разномыслии с представителями полицейского режима по основным вопросам нашей государственности достаточно, чтобы дело грозило лишением свободы без всякого суда, одним лишь административным распоряжением.

Совместима ли вообще полная сила закона в стране, где представители политической полиции являются вершителями судьбы людей, не остающихся равнодушными при виде всюду царящего беззакония и заявляющих о необходимости признания новых начал общественного правопорядка?

Не переполнены ли наши тюрьмы лицами, которые повинны разве лишь в том, что, желая блага родине, они были провозвестниками новых идей и иных порядков в нашей стране. С новым укладом нашей общественной жизни, когда то, за что ратовали эти лица и за что они так тяжко пострадали, уже получает реальное бытие, можем ли мы оставаться равнодушными к их горькой участи и не вправе ли мы искать путей к тому, чтобы вопиющее зло не торжествовало впредь над ними и чтобы вместо смрадной тюрьмы они пользовались широким простором родных полей, где дышалось бы легко и свободно.

А участившееся за последнее время применение смертной казни, этого позорного и возмутительного произвола сильной власти над личностью человека, не доказывает ли, что в отношении основных прав человеческой личности мы подвинулись за последнее время не вперед, а назад.

«В смертной казни правосудие обагряет себя человеческой кровью и как бы тонко ни была придумана апология казни - убийство всегда остается убийством. Для взора чистой совести смертная казнь всегда будет являться не в ореоле юридического акта, но под мрачной маской самого банального убийства, к которому кощунственно прикреплено знамя правосудия. Для ока совести на плахе и на эшафоте правосудие подвергается позору и бесславию» 1 .

Какая глубокая ирония сокрыта в самом слове «правосу- дие», когда речь идет о смертной казни! Имеет ли вообще " Сикорский И. Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни. - Киев, 1906.

право человек отнимать от другого то, что не может быть даруемо человеческой властью? Но если лучшие умы времени не находят оправдания для применения смертной казни в делах уголовных, то, кажется, нет достаточно слов, чтобы выразить то глубокое возмущение и негодование, которое подымается в душе человека при одной мысли о том, что люди, облеченные властью, считают себя вправе уничтожать жизнь себе подобных только потому, что их чувства, взгляды, поступки и убеждения не отвечают желаниям первых.

Человеконенавистничество, достигающее столь крайних пределов, является для современного общества делом величайшего позора, от которого с негодованием отворачивается человек, не погрязший в тине юридической диалектики. Для нас, русских, тяжесть этого позора должна быть еще более ощутительна, так как благодаря смертной казни мы едва не лишились гениального Достоевского и известного писателя Мельшина.

Для нас, психиатров, не лишено значения то обстоятельство, что если недоразвитие личности приводит к ее пассивности, дряблости, недеятельности и последовательно к отсталости всего общества, то подавление личности, в особенности при ее природной или приобретенной неустойчивости, если, конечно, это подавление не может быть отпарировано соответствующим противодействием, приводит нередко к развитию астенической реакции, заканчивающейся весьма нередко самоуничтожением в виде той или другой формы самоубийства или же болезненным состоянием в виде тяжелых форм неврастении и других общих неврозов и даже психических расстройств; в слабых же натурах приводит к развитию лести, приниженности и к более или менее полному обезличению.

Самоубийство у душевно здоровых лиц, как и все другие акты самообороны человеческой личности, имеет в различных случаях неодинаковые мотивы, но все же в общем за малыми исключениями оно является страшным укором обществу «в смысле протеста против того порядка вещей, который сделал это непреодолимое стремление к смерти, этот неестественный импульс к самоуничтожению фатальным* 1 .

Полагаю, что нет надобности доказывать, сколько самоубийств, этой острой реакции в виде последнего акта безуспешной борьбы личности с неблагоприятными условиями, обязано именно резкому подавлению личности, где бы оно ни проявлялось - в школе, в семье или на поприще общественной деятельности.

Подробный анализ случаев самоубийств среди здорового населения не оставляет сомнения в том, что самоубийством кончают большею частью неустойчивые или так называемые психопатические личности. Но кто может отрицать, что эти, хотя бы и неустойчивые личности, при иных условиях не совершили бы на земле всего, чему обязывал их долг пред человечеством, если бы на своем пути они не встретились с теми подавляющими влияниями и условиями, при которых самоуничтожение является единственной формой реакции.

Ведь мы дошли уже до того, что самоубийство в нашей средней школе среди юных подростков становится делом почти обычным, мало кого поражающим. Да что говорить об отдельных самоубийствах, хотя бы и уносящих ежегодно множество жертв, когда под общим гнетом время от времени происходят у нас массовые самоистребления, приводящие в ужас цивилизованный мир. Достаточно указать здесь на столь еще недавно случавшиеся массовые самоистребления наших сектантов, например, в Архангельской губернии, где, как говорят, до сих пор можно видеть места самосожжения людей, предпочитавших лютую смерть отдаче себя в руки властей.

При чтении подробностей этих самоистреблений леденеет в жилах кровь, а между тем эти ужасы, являющиеся яркой ре- акцией на общий гнет, случаются у нас и поныне, как в более

" Райхер. К вопросу о самоубийстве. - Изд. Виленской окружной лечебницы, 1905.

старые времена. Еще всем памятны недавние Терновские события в Бессарабской губернии, где люди закапывали себя живьем в могилы, чтобы отстоять права своей совести.

Более мягкую, но все же печальную форму реакции мы видим в массовых выселениях в другие страны наших сектантов, да и одних ли сектантов. Сюда относятся: выселение некрасовцев за Дунай, белокриницких переселенцев в Австрию, духоборов и менонитов в Северную Америку и т. п.

Эти формы реакции, конечно, не кровавые, так сказать, более разумные и более спокойные, но они в основе своей имеют те же самые мотивы, как и самоистребительные акты, а по своим последствиям для жизни государства они немногим менее тягостны, нежели предыдущие.

В других случаях при долговременном действии массы подавляющих условий как нравственных, так и физических реакция личности, как мы уже говорили ранее, выражается в форме ее болезни, т. е. неврастении и других общих неврозов и даже психических расстройств.

Попрание прав человеческой личности всегда отражается тягостным образом на нервно-психическом состоянии человека. Но когда это попрание достигает такой степени, что личность не гарантирована от внезапного обыска и ареста по одному лишь подозрению в политической неблагонадежности, когда человек из-за своих убеждений может быть направляем в ссылку или ввергаем в тюрьмы с одиночным заключением, в которых калечатся его духовные силы, когда возможны даже телесные наказания вопреки Высочайшему манифесту 1904 г. и когда происходят на глазах всех массовые убийства на улицах с ни в чем неповинными жертвами, то- нервно-психическое здоровье населения подвергается тяжкому испытанию, приводящему к увеличению числа нервных и душевных заболеваний в стране".

Нужно ли говорить, как много условий, подтачивающих душевное здоровье личности, могло бы быть устранено из нашего обихода при иных условиях общественной жизни,

" Эта часть речи вошла в одно из постановлений второго съезда отечественных психиатров.

при иных условиях общегосударственного режима и при иных экономических условиях. Вопросу этому нельзя не придавать значения, так как правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния страны.

Ввиду вышесказанного естественно возникает вопрос, какие же причины пагубно влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию?

Обращаясь к разрешению первого вопроса, мы не будем здесь останавливаться на том, в какой мере на развитии личности отражается окружающая ее природа. Вопрос этот, хотя и не лишен значения, чтобы его обойти молчанием, но и настолько широк, что не позволяет на нем остановиться подробнее. Здесь можно лишь указать как на неподлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли также кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.

Равным образом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия, характеризующиеся эндемическим развитием тех или других общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, подтачивая в корень физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас, черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла того культурного развития, как две другие расы.

При всей своей многочисленности представители этой расы никогда не играли выдающейся роли в истории. Этот важный факт нельзя не сопоставить с тем антропологическим фактом, что вместимость черепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности белой.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы Древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий.

Когда возникла борьба за освобождение греков от турецкого ига, многие представляли себе, что дело идет о восстановлении того же свободолюбивого народа, который оставил после себя замечательные памятники мысли и культуры, хранящиеся в различных музеях. Эта мысль увлекала многих, она возбудила симпатии к грекам со стороны лучших умов того времени, и война за их освобождение сделалась сразу популярной в Европе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх