Задание на день святого валентина. Конкурсы ко Дню святого Валентина в школе: игры и задания для детей. Традиционные конкурсы на День всех влюбленных

ГЛОССАРИЙ

Анализ – метод научного познания или исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Метод – это совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Обучение – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

Техника чтения - это навыки и умения чтения, которые обеспечивают перцептивную переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы – восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями.

ВВЕДЕНИЕ

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка «дар слова». В начальной школе чтение является главным орудием действия, как на умственное, так и на нравственное развитие учеников, способствует развитию и укреплению любознательности. Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и психологи А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. Речевая деятельность, по мнению И.А. Зимней, является активным, целенаправленным, опосредованным языковой системой и обусловленным ситуацией общения, процессом передачи или приёма сообщения.

Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, в пункте «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» сказано, что метапредметные результаты должны отражать овладение навыками смыслового чтения различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Предметными результатами освоения предметной области «Литературное чтение» являются следующие:

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Всё это будет невозможным, если у детей не будет сформирован навык чтения. Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между существующими способами совершенствования техники чтения у младших школьников и недостаточностью сведений об их результативности и эффективности.

Противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования техники чтения у младших школьников?

Объектом исследования является техника чтения у младших школьников.

Предмет исследования: способы совершенствования техники чтения у младших школьников.

Цель исследования состоит в теоретическом изучении и практической разработке и апробации системы совершенствования техники чтения у младших школьников.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что совершенствование техники чтения в начальной школе будет эффективнее, если будет разработана специальная программа для учащихся начальной школы, нацеленная на общее развитие учащихся, их познавательных способностей, эмоционально волевых и нравственных качеств личности ученика, через совершенствование техники чтения.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы совершенствования техники чтения у младших школьников.
  2. Проанализировать опыт учителей МБОУ «Светловская СОШ» имени Соленова Б.А. по совершенствованию техники чтения младших школьников.
  3. Теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность программы совершенствования техники чтения у учащихся 1 класса.
  4. Оценить результативность апробируемой программы совершенствования техники чтения у младших школьников.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды известных педагогов и психолингвистов А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, И.А. Зимней, Е.М. Мастюковой, которые в своих работах рассматривают психологическую составляющую речевого развития ребёнка, а также основы обучения чтению в дошкольном и младшем школьном возрасте. К.Д. Ушинский, М.И. Оморокова, И.Т. Федоренко, Н.А. Зайцев предлагают разработанные методики обучения чтению учащихся младших классов.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов:

  1. Сентябрь 2016 – сентябрь 2016 гг. - определение цели и задач исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвижение основной гипотезы исследования; изучение научной литературы, диссертационных работ по теме исследования; выявление теоретической основы формирования техники чтения у младших школьников.
  2. Октябрь 2016 г. - выбор методов и методик выявления уровня адаптации младших школьников; первичный срез по определению уровня техники чтения. Обработка и интерпретация данных. Разработка программы мероприятий.
  3. Октябрь 2016 − февраль 2017 г. − проведение формирующего эксперимента по разработанной программе и изучение результатов опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и контрольного обследования.
  4. Февраль 2017 – май 2017 гг. − анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.

На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования : методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа).

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период сентябрь 2016 – май 2017 г. в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Светловская средняя общеобразовательная школа».

Практическая значимость : разработана программа совершенствования техники чтения у младших школьников; выявлены эффективные формы и методы, способствующие совершенствованию техники чтения в начальной школе; разработаны педагогические рекомендации для учителей начальных классов. Указанные материалы можно использовать в педагогической практике, а также в процессе подготовки дошкольников к обучению в школе.

Глава 1. Теоретические основы формирования ТЕХНИКИ чтения у младших школьников

1.1. Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Процесс развития человека - это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который будет жить в обществе, учитель может сознательно формировать у учащихся необходимые потребности, интересы, убеждения.

Учитель в своей практике должен формировать у учащихся потребность и постоянное стремление усвоить язык как средство общения, способствовать совершенствованию их речи, сознательному развитию речи, её обогащению, выразительности. В начальной школе, как известно, закладываются основы знаний, умений и навыков. Младшие школьники с первых дней пребывания в школе учатся понимать образное содержание произведений литературы, приобщаются к искусству слова – художественной литературе. У детей формируется потребность в чтении книг, что само по себе способствует повышению культуры, обогащению знаний учащихся, расширению их кругозора .

По мнению ряда психологов, одной из особенностей развития ребёнка младшего школьного возраста является не только то, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а его потенциальные возможности, которыми он располагает.

Овладевая речью, ребёнок качественно развивается, так как слово само по себе обобщает, становится сигналом, знаком предмета, действия или признака. Кроме этого, слова могут обозначать и связь между предметами и явлениями окружающей жизни. Слова помогают устанавливать временные, причинно-следственные и другие отношения. В словах выражаются требования к поведению, нравственные правила, цели действия, осмысливаются эмоции, закладываются представления об окружающей жизни .

Поскольку лексика является центральной частью языка, речи человека, она формирует и передаёт знания о каких-либо объектах и явлениях. Владение словом является важной предпосылкой говорения и, как следствие, обучения чтению. Существует два вида речевой деятельности: активная - говорение и письмо и пассивная – чтение. Общим является то, что невозможно научиться говорить, писать или читать, не имея определённого словарного запаса.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо остановиться подробнее на процессе становления лексики ребёнка.

Вопросу, связанному с формированием лексики ребенка посвящено большое количество самых различных исследований, в которых данный процесс освещается с различных сторон. Формирование лексики напрямую зависит, с одной стороны с формированием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с формированием каждого компонента речи, к которым относится фонетико-фонематический и грамматический строй речи.

По мнению знаменитого советского психолога Д.Б. Эльконина, основными факторами, которые способствуют формированию лексики, являются:
1. Формирование основных представлений ребенка об окружающей действительности. Это происходит в процессе того, как ребенок начинает знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий;
2. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком;
3. Социальная среда, в которой происходит воспитание ребенка .

Очень важным периодом в речевом развитии ребёнка является стадия перехода от доречевых признаков к первым словам. К этому времени пассивный словарь ребёнка содержит порядка 50–70 слов. Е.М. Мастюкова, проанализировав материалы детских высказываний именно этого периода, пришла к выводу, что воспринимаемый и воспроизводимый языковой материал ребёнка до определённого момента обнаруживает только план общего содержания, внимание которого сосредоточено только на общем смысле слова, заключенном в его лексической основе. Этот период развития ребёнка характеризуется появлением в его речи первых нерасчлененных слов, так называемого «лепетания» .

Именительный падеж, как правило, является первоначальной исходной формой существительного, потому что именно эту форму ребенок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. Усвоение глагола, как названия действия происходит позднее, чем усвоение существительного. Первоначально при построении предложении ребёнок упускает действия предметов, и, таким образом, не произносит глаголы. Названия действий, которые появляются несколько позже, ребёнок использует в той форме, в которой он их воспринимает от окружающих взрослых, то есть в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их.

Закономерностью детской речи является позднее использование прилагательных, которые появляются значительно позже существительных, глаголов и некоторых наречий. Некоторое время ребёнок употребляет прилагательные после существительных, что не соответствует общепринятым нормам русского языка, поскольку в сознании ребёнка ещё не разделены предмет и его признак. Исходным пунктом развития детской речи является однословное предложение. В случае нормального развития этот пункт присутствует в речи ребёнка около шести месяцев, включая в себя небольшое количество словесных единиц .

Процесс формирования лексики сопровождается уточнением значений слов. Сначала значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Поскольку слово может иметь несколько значений, оно может означать, как предмет, так и признак предмета, а также действие. Сопровождение слова определённой интонацией, мимикой и жестами способствует уточнению его значения. Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка значение слова изменяется. «Всякое значение слова во всяком возрасте представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, связанное с определенным значением, развитие слова не закончилось, а только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа ко все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» .

Развитие словаря ребёнка сопровождается тем, что значение слова постепенно сужается, поскольку общение со взрослыми способствует усвоению новых слов, уточнению их значений и корректировке употребления старых. Двухлетние дети, усваивая новые слова, соотносят их только с конкретным предметом. Таким образом, названия предметов, как и имена людей, являются для них именами собственными. К трёхлетнему возрасту ребёнок начинает усваивать слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных.

Обогащая свой жизненный опыт, усложняя деятельность и развитие общения с окружающими людьми, ребёнок количественно пополняет свой словарь. Исследователи данной проблемы расходятся в вопросе объёма словаря и его прироста, поскольку необходимо учитывать индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Таким образом, по мере развития таких психических процессов, как мышление, восприятие, представление и память, происходит расширение контактов с окружающим миром, обогащается сенсорный опыт ребёнка, качественно изменяется его деятельность, и, как следствие, формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.

Среди достижений психологической науки следует отметить разработку положения о том, что в коре больших полушарий головного мозга действуют системы нервных связей, они возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта, обучения. Эти «функциональные системы» формируются сразу же, как целые системы, а не как механическое соединение компонентов .

Современные исследования психологов и работы лингвистов отразились на теории и практике обучения детей в школе. В результате эти исследования качественно повлияли на сам подход к процессу обучения, в том числе к обучению языку и развитию мышления и речи.
Включение в деятельность орудий и знаков оказывает влияние на психику человека, которая в результате приобретает совершенно новое качество, а не только претерпевает количественное изменение. Психика человека перестраивается до основания при овладении языком и словом.

По мнению ряда психологов, трудности в самостоятельной детской речи можно объяснить неразработанной оперативной речевой памятью, поэтому одной из главных задач развития речи в школе является формирование этого механизма. Большую роль в этом процессе играет память. Первый акт памяти не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание - это результат определённой активной деятельности человека с запоминаемым содержанием.

Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и психологи А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. Речевая деятельность, по мнению Н.И. Жинкина, является активным, целенаправленным, опосредованным языковой системой и обусловленным ситуацией общения, процессом передачи или приёма сообщения .

Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание, речевые механизмы.
Структура речевой деятельности представлена следующими уровнями.

Первый уровень - мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Мотивами чтения у младших школьников можно считать желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книг, понять, о чём в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень деятельности - ориентированно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. Школьник просматривает текст, читает заголовок текста, определяет тему, устанавливает связи, а также прогнозирует события. Рассмотрение структуры текста сопровождается прогнозированием его содержания. Первичное восприятие текста, моделирование его содержания характеризуют данный уровень деятельности.

Третий уровень любой деятельности - исполнительский. На данном уровне производится смысловая обработка текста. Для этого используются различные действия:

Подчёркивание важных мыслей и объединение их в одну смысловую часть;

Выявление эмоциональных акцентов;

Определение личностного отношения к событиям, героям;

Осмысление смысла основных событий и поступков героев;

Выделение главной мысли путём анализа.

Результат данного уровня деятельности – понимание смысла текста .

Чтение вслух предполагает развитие слухового и зрительного восприятия звуков, слов, сочетаний слов и предложений, небольшого текста. Важным аспектом является произношение, голос, правильное дыхание, что составляет основу речевого аппарата. То есть, речевой аппарат для чтения вслух необходимо развивать в первую очередь. Память и мышление также являются основополагающими для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла. Если говорить о художественной литературе и текстах художественного содержания, то это понимание образного, эмоционального и логического содержания. При чтении научно – популярной литературы и статей – понимание содержания и основной мысли, а также осмысление логических связей. И та и другая формы чтения требуют развитого внимания.

Обучая ребёнка чтению, вооружая его техникой чтения необходимо сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги. Таким образом, нельзя ограничиваться только формированием у ребёнка навыка чтения, но и необходимо научить его работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Эта задача является весьма сложной, так как при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение. Во-первых, это влияние на определённые анализаторы и речедвигательный аппарат. Во-вторых, это правильное, чёткое и внятное чтение.

Сложным процессом является и само формирование читаемого. Сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Расширение поля чтения и правильности чтения связано с развитием восприятия. Особая роль отводится совершенствованию смыслового восприятия текста – от понимания предметной стороны текста до глубокого проникновения в смысл текста. Уровень понимания текста говорит о читательской подготовке и ступени обучения чтению.

Н.И. Жинкин говорит о том, что в процессе чтения ребёнок овладевает упреждающим синтезом, или антиципацией, т.е., предвосхищением читаемого, его связей. Ребёнок может удержать в памяти, увидеть опорные слова, которые несут определённый смысл .

Овладение инструментом чтения, его техникой и пониманием текста способствует продвижению с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладению определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведения разного жанра. При этом восприятие является активным, выражается в отношении, оценке, эмоциях и впечатлениях, а также в понимании смысла и подтекста. Поэтому умение читать – это особое умение.

Следовательно, процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет. Каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.

Познавательная, умственная деятельность в данном случае связана с живым социальным опытом читателя, образной и эмоциональной сферой. И от того, насколько они развиты, зависит уровень и полнота восприятия текста. Есть мнение, что читательская зрелость наступает у взрослого читателя.

Читательская деятельность школьника на первоначальных ступенях обучения полностью зависит от освоения им инструмента чтения – технических навыков, которые сочетаются с элементарным понимание прочитанного текста .

Механически воспринимая текст, в котором отсутствует мотивационно - ориентировочное звено, интеллектуальная активность, у ребёнка не формируется навык осознанного, беглого чтения. Чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя.

Существующая практика обучения чтению в начальных классах свидетельствует о том, что учителя уделяют недостаточное количество времени формированию действий и операций, способствующих осуществлению процесса чтения. Этот процесс, зачастую, не направлен на достижение цели, и, соответственно не доведён до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки.

Ведущий мотив, цель учебной и читательской деятельности – это познавательный интерес, который проходит несколько стадий. Первая стадия – это простое желание научиться читать, которое испытывает каждый ребёнок. Вторая стадия – это желание узнать о книге, найти в ней ответы на интересующие вопросы. Третья стадия - это удовлетворение познавательного интереса, получение эстетического удовольствия от общения с книгой. Книга для ребёнка является чудом, которое вобрало в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.

Некоторые учителя начальной школы считают, что формирование познавательных мотивов осуществляется, главным образом, ещё до начала активной учебной деятельности детей в школе. Эти мотивы являются продуктом правильной их организации и формируются в процессе самой учебной и читательской деятельности.

Д.Б. Эльконин назвал такие мотивы учебно-познавательными. По его мнению, формирование учебно-познавательных мотивов – это одна из важнейших задач педагогов. Исследования психологов в данной области позволяют сделать вывод, что, чем труднее задания в учебной деятельности, тем успешнее происходит процесс формирования учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы. Важно, чтобы учебная деятельность имела дифференцированный характер. Поощрение самостоятельного составления учащимися различных учебных задач будет способствовать усвоению учениками способов получения знаний .

В работах Н.Н. Светловской определено, что сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив - потребность читать книги и умение ориентироваться в мире книг .

Кроме того, существует следующая система формирования навыка чтения:

Первый этап – аналитический. На данном этапе восприятие букв, произношение и осмысление прочитанного текста не скомпонованы и, соответственно, требуют отдельных усилий, которые заключаются в произведении конкретных операций:

Распознавание гласных букв;

Соотнесение гласных букв со слогом – слиянием;

Озвучивание каждого увиденного графического слога;

Плавное произношение для узнавания слога или слова.

Читая по слогам, ребёнок оказывается на первом, аналитическом уровне формирования навыка, что соответствует периоду обучения грамоте.

Второй этап – синтетический. На данном этапе восприятие букв, произношение и осмысление прочитанного текста синтезируются, то есть происходят одновременно. Таким образом, ребёнок начинает читать целыми словами. Но на данном этапе нельзя забывать и об осмысления отдельных единиц текста ребёнком, а также об соотнесении их с общей смысловой интонацией. Зачастую, синтетический этап наступает в период второго года обучения.

Таким образом, путь от анализа до автоматизации проходит в период обучения в начальной школе при обеспечении учителем особого ритма работы.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

Повышение культуры звучащей речи младших школьников базируется на усвоении ими родного языка: знание фонетики, словаря, законов сочетаемости слов, уместности их употребления в контексте;

Обучение младших школьников выразительности речи и чтения строится на постепенности, последовательности, комплексности задач и сложности их выполнения;

Речь усваивается детьми в процессе общения с окружающими взрослыми, и, прежде всего с учителями и товарищами по классу, причём общение должно быть активным, организованным, при полной заинтересованности участников общения;

Процесс чтения и анализа образного содержания читаемого текста базируется на воспитании внимания к художественному слову, его семантике, его способности передать чувства и мысли, воздействовать на слушателя.

1.2. Способы совершенствования техники чтения у младших школьников

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современное информационное общество, в котором живут современные дети, требует от них приспособления к активным изменениям общества. В век информатизации дети большое количество времени уделяют гаджетам и компьютерам, что отрицательно влияет на технику чтения, которая находится на низком уровне. Также библиотеки в современном обществе уходят на второй план. Дети становятся потребителями информации из интернета, которая доступна и не требует особых усилий. Школьники почти не уделяют времени книгам, предпочитая аудиовизуальную информацию: аудиосказки, мультипликационные фильмы. Не смотря на это, современный читатель не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

В трудах К.Д.Ушинского заложены основы методики чтения. Именно он ввёл в свои книги «Родное слово» много статей общеобразовательного содержания, а также стремился соединить сообщение детям разнообразных элементарных знаний с процессом чтения .

Методическая система К.Д. Ушинского полностью исключала шаблонность и схематичность. По его мнению, к чтению научно-популярных статей и художественной литературы необходимо находить разнообразные подходы. Им разработаны принципы проведения бесед с детьми в зависимости от вида произведения, даны конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями .

Поскольку главным учебным предметом в начальной школе всегда являлся предмет «Русский язык», многообразие задач уроков чтения наиболее успешно решалось комплексно с этой предметной областью. Вопросы образования, воспитания и развития в этом предмете решались на основе взаимосвязи трёх сторон этого учебного предмета: развития речи, усвоения грамматики и правописания, изучения произведений народной словесности и литературы.

Учение детей родному языку основывается на следующих составляющих:

Развитие в детях врождённой душевной способности, которую называют даром слова;

Введение детей в сознательное овладение сокровищами родного языка;

Усвоение детьми логики родного языка, грамматических законов в их логической системе.

В своей педагогической практике К.Д. Ушинский стремился ввести ребёнка в область духовной жизни народа через отечественный язык и окружающий мир .

Методическая система Ушинского разрабатывалась и совершенствовалась его последователями: В.И. Водовозовым, В.Я. Стоюниным, Н.Ф. Букановым. В.П. Вахтеровым, Д.И. Тихомировым.

Д.И. Тихомиров в своих работах даёт конкретные указания по разбору статей, излагает методику работы над выработкой навыка сознательного чтения. Он описывает последовательность работы над предложениями, частями произведений и над выяснением идеи предложения, придавая большое значение развитию логического мышления ребёнка. Д.И. Тихомировым разработаны приёмы составления плана, высказана мысль об обобщающих уроках .

С.Н. Цейнтлин писал о недопустимости требований от учащегося объяснения каждой фразы по известным вопросам. Цель чтения, по его мнению, создание полноценного образа, которое возможно только лишь при целостном восприятии содержания через выразительное чтение .

В.Г. Горецкий пишет об обобщении и систематизации методов знаний по чтению. Основное внимание в его работах уделено вопросам дифференцированного подхода к урокам в зависимости от содержания и жанровых особенностей произведения .

В ряде пособий М.И. Омороковой разработаны научные основы и конкретные приёмы обогащения словаря и развития навыков связной речи учащихся на уроках чтения, а также принципы организации уроков чтения.

Процесс чтения – это сложный, многоплановый процесс, которым все дети овладевают в разное время и индивидуально, но именно в начальной школе приобретается целенаправленный характер обучения чтению, так как в первом классе ребёнок учится читать по слогам, сливать слоги. Конечно же, это не говорит о том, что в начальной школе формируется только техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Одна из главных задач учителя начальных классов - сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение .

На современном этапе развития общества, в свете внедрения в образовательную деятельность новых стандартов, уроки чтения претерпевают значительные изменения. Это связано с появлением вариативных учебников и программ, а также разнообразных информационных источников. Учитель начальной школы получил возможность создавать свои варианты программ и учебников с учётом особенностей детей своего класса.

Так называемый навык чтения складывается из двух составляющих:

Смысловая – понимание содержания прочитанного текста;

Техническая – способ, правильность и выразительность чтения.

Ведущее место в системе навыка чтения занимает сознательность, понимание того, что прочитывается. Техническая сторона подчинена смысловой стороне.

Смысловая составляющая включает в себя:

  1. Значения большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле;
  2. Содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  3. Предметный план содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.
  4. Основной смысл всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному .

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

С.Г.Швайко, И.Т. Федоренко предложили свою методику оптимального чтения, в которой рассмотрены наиболее эффективные резервы обучения чтению. Данные приёмы были отработаны учителями начальной школы, а также экспериментально проверены на применимость в массовых условиях .

Первый приём данной методики – частота тренировочных упражнений. Исследователи отмечают важность именно частоты, а не длительности. Человеческая память устроена так, что запоминается именно то, что постоянно появляется перед глазами. Поэтому, если необходимо что-то запомнить, следует довести этот навык до автоматизма, то есть, проводить упражнения короткими порциями, но часто. Например, первокласснику будет сложно прочитать дома всю сказку. Лучше давать ему короткие тексты, но с большой частотой. Небольшой абзац ребёнок младшего школьного возраста читает и пересказывает проще, нежели длинный текст.

Ещё один приём данной методики – жужжащее чтение. Данный приём предполагает одновременное чтение вслух, вполголоса, всеми учениками класса. Такой приём является эффективным, так как каждый ребёнок в течение пяти минут урока успевает прочитать небольшой текст.

Следующий приём данной методики – ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок. Таким образом, пять минут чтения за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю дадут недельный тренаж в количестве 100 минут .

Хорошие результаты даёт приём чтения перед сном. Закономерность памяти человека заключается в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

В случае, когда ребёнок не любит или не желает читать, можно использовать щадящий режим чтения. Когда ребёнок не любит читать, это сказывается на его технике и скорости чтения. В любом случае, при чтении у него возникнут затруднения. Режим щадящего чтения предполагает кратковременное чтение с небольшим периодом отдыха. При просмотре презентаций с картинками можно прочитать надпись под картинкой, а дальше прослушать какой-либо музыкальный фрагмент, далее – снова чтение под картинкой и доля отдыха.

Приём зрительных диктантов будет способствовать развитию оперативной памяти ребёнка. И.Т. Федоренко разработал специальные тексты для таких диктантов. В диктантах первое предложение состоит из минимального количества слов. Например, «Тает снег». Зато последующие предложения составляют больше слов. Так называемое наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами текстов составляет около двух месяцев. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Это главное условие надо соблюдать непременно .

Методика совершенствования техники чтения характеризуется навыком чтения в его четырёх качествах: правильности, беглости, сознательности и выразительности. Все эти качества связаны между собой и взаимообусловлены. Правильное озвучивание графических знаков невозможно без понимания отдельных единиц текста. Уяснение связей единиц текста невозможно без значения каждой отдельной единицы. Основная мысль произведения не будет уяснена без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста.

Также понимание общего смысла текста произведения способствует правильному чтению отдельных элементов текста. Правильное же чтение и верное понимание смысла текста способствуют выразительности чтения. Средством выразительности является беглость чтения.
Работа по совершенствованию техники чтения строится с учётом одновременной работы над всеми этими качествами.

Приёмы для отработки правильности и беглости чтения:

Специальные тренировочные упражнения, способствующие совершенствованию зрительного восприятия, развитию артикуляционного аппарата, регуляции дыхания;

Применение при чтении художественных произведений. Данный принцип многочтения был предложен М.И. Омороковой и Л.Ф. Климановой. Суть данного приёма заключается в том, что при анализе текста ребёнок постоянно обращается к перечитыванию отрывков, которые являются важными в смысловом отношении. Тем самым обеспечивается не только проникновение в идею произведения, но и совершенствуется навык правильного и беглого чтения .

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения;

– замена одних единиц чтения другими.

Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор, который разработал эффективную методику обучения чтению.
В основе методики обучения детей чтению по кубикам Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. Этим принципом руководствовался еще Л.Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне .

Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме-дь).

На каждой грани кубика написан один из складов, причем каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, бы, са, си, се . Затем эти склады легко складываются в слова - бу-сы, гу-си.

По мнению Зайцева, обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов неэффективно, в отличие от чтения по складам. Такое чтение для ребёнка органичнее, так как ребёнок начинает говорить складами и, соответственно, слышит произносимые слова также складами (а-гу и т.д.).

Принципы обучения по методике Зайцева:

  • От общего к частному и от частного к общему;
  • От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому;
  • Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия;
  • Системная подача материала;
  • Алгоритмизация учебных действий;
  • Учет физиологии восприятия детей;
  • Охрана здоровья детей .

Складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего к частному».

Работа ребенка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому». Изначально кубики для ребёнка являются средством игры, ребёнок может просто их рассматривать. В этом процессе проявляется конкретно-образный способ мышления.

Второй этап – знакомство ребёнка со звучанием разноцветных складов, которые изображены на кубиках (склады необходимо пропевать). Далее следует процесс складывания из кубиков слов. И так ребенок овладевает чтением и созданием слов - здесь работает наглядно-действенный способ мышления.

На последнем этапе чтение становится беглым, а мышление ребенка переходит на новый этап – становится словесно-логическим.

Пример наглядности и систематизации изучаемого материала – это таблицы-тренажёры, которые содержатся в методике Зайцева и входят в учебные комплекты с кубиками. Таблицы позволяют ребёнку осмыслить, повторить и закрепить пройденный материал. Поскольку занятия с кубиками проходят в игровой форме, ребёнок постоянно находится в движении, а также много поют. В этом проявляется ещё один принцип - «учёт физиологии восприятия детей» .

Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путем исключения монотонности из учебного процесса. Дети не занимаются все время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Занятия с кубиками Зайцева в течение 15–20 часов позволяют детям четырёх-пяти лет научиться читать, а также овладевать арифметическими операциями в пределах ста. Навыки необходимо укрепить в дальнейшей работе ребёнка с педагогом. По мнению Н.А. Зайцева, занимаясь с кубиками два раза в неделю, дети к шести годам овладевают содержанием учебных программ для второго, третьего, четвертого классов. Методика Н.А. Зайцева позволяет в короткий срок изучить грамматику русского языка, математику и английский язык.

Таким образом, существует многообразие методов и средств обучения детей навыку чтения, а также способствующих совершенствованию данного навыка. Каждая методика совершенствования техники чтения характеризуется навыком чтения в его четырёх качествах: правильности, беглости, сознательности и выразительности. Все названные качества взаимосвязаны и взаимообусловлены.


Невозможно заставить ребенка полюбить чтение, если он сам того не захочет и не заинтересуется книгами. К тому же, интерес к чтению книг появляется лишь в том случае, когда читатель владеет осознанным чтением. Кроме того, чтение младших школьников предполагает обучение способам чтения, способам смысловой обработки прочитанного текста.

Чтение младших школьников: процесс чтения

Чтение младших школьников начинается с восприятия слов. Чтение для младших школьников - это важный и существенный процесс, который помогает ребенку познавать окружающий его мир, развивать память, воображение и ум . Ведь при чтении мы, видя одну или несколько букв, уже догадываемся о целом слове. Практически каждое прочитанное слово может вызывать у человека определенные чувства и воспоминания. В человеческой памяти может появиться какой-нибудь образ, чувство или желание и т. д.

Чтение младших школьников: книги

Чтобы привить ребенку любовь к литературе, очень важно правильно и по возрасту подбирать книги. Для младших школьников следует подбирать детские книги , которые соответствуют возрасту вашего ребенка. Не стоит предлагать детям взрослые книги, поскольку детская психика не готова к тем проблемам и реалиям, которые изложены во взрослой литературе.

Чтение младших школьников: требования к книгам

Естественно, что к детским книгам выдвигается намного больше требований, чем к книгам для взрослых. Чтобы процесс чтения стал приятным для вашего ребенка, подходите к выбору книги очень ответственно. При выборе книги обратите внимание на то, будет ли приятно ребенку держать ее в руках.

В книгах для младших школьников должен быть несколько увеличенный, простой шрифт, чтобы ребенку было удобно ее читать и он не испортил зрение . Лучше всего, если бумага будет цвета слоновой кости, а вот от ярко-белой бумаги глаза очень быстро устают. Также обратите внимание на иллюстрации, которые представлены в книге.

Возможно, обилие иллюстраций уже не так важно для младших школьников, как для детей дошкольного возраста, но все же лучше выбирать книгу с небольшим количеством качественных иллюстраций. Младшие школьники , читая, могут уже сами фантазировать и представлять образы литературных героев, а некачественные иллюстрации могут лишь испортить впечатление о книге.

Чтение младших школьников: подаем хороший пример

Важную роль играет отношение родителей младшего школьника к чтению . Если родители подают правильный пример ребенку, то он постепенно привыкает к чтению, и книги начнут ему нравиться намного больше. Если школьник будет видеть, что родители, не обращая внимание на усталость и занятость, стараются уделять время для чтения книг, то и сам ребенок заинтересуется этим важным процессом.

Но вот насильно заставлять ребенка читать тоже не стоит, ведь таким образом можно привить ребенку лишь негативное отношение к литературе и чтению. Старайтесь обсуждать с ребенком то, что он прочитал. Пусть он поделится своими впечатлениями о книге, расспросите ребенка о его впечатлениях о них .

Конечно, у младших школьников круг чтения уже определен школьной программой, но кроме того, можно добавить некоторые книги, выходящие за рамки школьной программы. Например, предложите своему ребенку почитать Р. Погодина или рассказы для детей М. Зощенко .

Младшим школьникам интересно будет почитать книги, в которых героями будут выступать дети их возраста, например, «Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л. Давыдычева. Также младшим школьникам подойдут книги С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с диким гусями», Р. Киплинга «Маугли», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и большинство произведений Астрид Линдгрен .

Если ребенок уже достаточно хорошо читает, то можно предложить ребенку книги «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и повести Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна. Кроме того, стоит предложить младшим школьникам различные познавательные энциклопедии .

День святого Валентина в последние годы с удовольствием отмечают в самых разных коллективах — среди коллег по работе, студентов-однокашников и даже в школьном классе. Этот сценарий праздника подойдет для любой аудитории — несложная инсценировка по силам даже школьникам, а конкурсы можно убирать и добавлять по вашему желанию.

История Дня Святого Валентина

В III в. н. э. в Риме правил жестокий император Клавдий II. Был он злым и воинственным человеком. И вот для того чтобы укрепить свою армию, он издал указ, согласно которому мужчины, вступавшие в армию, не могли жениться. Жестокий правитель считал, что семейные узы делают мужчину сентиментальным, мягким, а это не способствует тому, чтобы он стал беспощадным воином.

Но никакой указ не мог помешать любви. Единственной надеждой влюбленных стал молодой священник, которого звали Валентином. Будучи человеком добрым, с мягким сердцем, он в обход императорского указа венчал влюбленных. Более того, благодаря тому, что церковь давала Валентину неприкосновенность, он помогал влюбленным обмениваться письмами и встречаться.

Но все тайное становится явным, и о противозаконной деятельности молодого священника узнал император. Клавдий издал жестокий указ, которым приговорил Валентина к аресту, а потом — и к смертной казни.

И вот, находясь в заточении, Валентин влюбился в дочь тюремщика — настолько он был поражен ее красотой и нежностью. Девушка же, узнав, кто сидит в тюрьме, решила встретиться со священником и... сама влюбилась в него.

До самой казни Валентина влюбленные писали друг другу письма, клялись в вечной любви и давали обещания всегда быть вместе.

Казнь Валентина была назначена на 14 февраля 270 г. В тот день влюбленный написал последнее письмо своей любимой. В нем не было ни признаний, ни обещаний, ни клятв. А значились всего два слова "Твой Валентин".

Но для прощания и не нужно было других слов. И эта короткая записка стала символом вечной любви, верности и преданности и получила название валентинки. И вот день казни христианского священника, как это ни странно, стал праздником всех влюбленных.

Подготовка к празднику

Традиционным для оформления интерьера для Дня влюбленных считается розовый цвет. Также можно использовать белый, красный и его разнообразные оттенки (оранжевый, темно-бордовый).

Для молодежного праздника кстати будут воздушные шарики в форме сердечек, разнообразные гирлянды — длинные или короткие, скромные или пышные, разноцветные и пр. Уместны композиции в виде цветов — из легкой ткани, гофрированной бумаги. В целом оформление помещения должно создавать ощущение легкости и нежности — для этого подойдут любые украшения, подвешенные по принципу мобилей (на тонкой нити) и колышущиеся в потоках воздуха.

Также при подготовке надо запастись призами для победителей конкурсов и различными предметами, необходимыми для их проведения.

Сценарий праздника

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня все мы собрались здесь для того, чтобы отпраздновать самый красивый, самый романтический, самый любимый праздник — День всех влюбленных!

ВЕДУЩАЯ: Несмотря на то, что за окном холодно, метет поземка, здесь у нас тепло и уютно, потому что в каждом из нас живет любовь!

ВЕДУЩИЙ: А известно ли вам, почему День всех влюбленных отмечают именно в этот день — 14 февраля?

ВЕДУЩАЯ: Не знаете? Тогда мы вам покажем!

Шуточная инсценировка истории о святом Валентине

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Валентин (девушка, переодетая в мужчину, в черном балахоне, подвязанном веревкой, и с усами);
  • дочь тюремщика (худощавый юноша, одетый в женское платье, в парике, с бантиками и ярким макияжем);
  • тюремщик (девушка в милицейской форме);
  • три-четыре пары влюбленных, в которых роль девушек исполняют юноши, роль юношей — девушки;
  • император: юноша в белой простыне через плечо, на голове — лавровый венок;
  • слуга: в цветной простыне через плечо, со свитком в руках.

Сцена в императорском дворце. На сцене — кресло, в котором сидит император. Входит слуга.

СЛУГА (падает на колени): О, великий император, все очень плохо, очень...

ИМПЕРАТОР: Что же произошло в моей великой империи?

ИМПЕРАТОР (возмущенно): Чего?! Дедовщины?

СЛУГА (оправдываясь): Дедовщина, ваше императорское величество, — это когда старшие солдаты заставляют младших портянки им наматывать да клозеты мыть!

ИМПЕРАТОР: Так как же наши солдаты служить отказываются?

СЛУГА: Женятся!

ИМПЕРАТОР: И чем же эти женатые занимаются?

СЛУГА: А вот чем — смотри!

Конкурс "Командирши". Участвуют несколько пар. На полу разбрасывают яркие скомканные бумажки и фантики от конфет. Юношам завязывают глаза и дают в руки веники и совки. Девушки встают чуть поодаль. По сигналу они должны направлять юношей, крича им, куда идти и где мести. Задача — собрать как можно больше бумажек, пока не прозвучит сигнал к окончанию конкурса. Выигрывает пара, которой это удалось лучше всего.

ИМПЕРАТОР (чешет затылок): Вон чего выдумали — в армии не служить! Ну ничего, я им покажу, как против власти идти! (Берет бумагу и что-то пишет.) Приказываю... Эй, слуга! Читай! (подает свиток)

СЛУГА (громко читает): Именем великого императора Клавдия II приказываю! Запретить с сего дня все свадьбы, а за каждое свидание назначить штраф. Любое романтическое письмо сжигать! А кто не подчинится, того казнить!

Звучит музыка (например, "Имперский марш" из "Звездных войн"), под которую император и слуга уходят. На сцену выходит священник.

СВЯЩЕННИК (вознеся руки к небу): О боги, боги! Император совсем спятил! Запретить свадьбы, наказывать влюбленных! (Обращается к зрителям): Вы слышали, свадьбы под запретом?! Что же делать?

Входит влюбленная пара.

ПАРЕНЬ: Отец Валентин, император запретил жениться, но день свадьбы мы уже назначили!

ВАЛЕНТИН: Дети мои, как же я могу помочь вам? (Выдерживает паузу.) Я обвенчаю вас тайно!

Девушка надевает фату, парень поправляет галстук, Валентин берет в руки икону и начинает обряд. Влюбленные быстро уходят, а священник обращается к гостям:

ВАЛЕНТИН: Дорогие гости! А среди вас есть влюбленные, желающие получить благословение Валентина? Ну что же, обвенчаю вас всех! Но вам нужно выполнить задание.

Конкурс "Танец на газетке". На полу расстилается 3-4 листа газеты, на каждый встает пара. Начинается медленный танец. Когда музыка неожиданно прерывается, каждая пара должна свернуть газету вдвое, а затем продолжить танцевать. Следующая пауза — газета сворачивается вновь, и так до тех пор, пока танцующая пара сможет удержаться на ней.

ВАЛЕНТИН: Дети мои! Примите мое благословение! (Венчает пары, которые подходят к нему по очереди.)

На сцене появляется тюремщик.

ТЮРЕМЩИК (подозрительно): Отец Валентин! А что это вы тут делали сейчас?

ВАЛЕНТИН (прячет икону): Ничего особенного!

ТЮРЕМЩИК: Да ну! А кто только что обвенчал несколько пар? Я зачитаю ваши права (достает из кармана бумажку и читает). Отец Валентин, вы арестованы, вы можете хранить молчание, вы можете не давать показания против себя и своих родственников, все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде.

Тюремщик надевает на Валентина наручники, усаживает на стул и уходит. Возвращается со свитком.

ТЮРЕМЩИК: Валентин, его величество император Клавдий II принял решение: он приговаривает тебя к смертной казни 14 февраля 270 г.!

ВАЛЕНТИН: Раз суждено мне погибнуть за любовь, то я готов принеси себя в жертву.

Тюремщик уходит. Появляется дочь тюремщика.

ДОЧЬ ТЮРЕМЩИКА: Валентин! Как жесток император, что так наказал тебя!

ВАЛЕНТИН (с любовью смотрит на девушку): Не более, чем я сам наказал себя!

ДОЧЬ ТЮРЕМЩИКА: Ах, Валентин, как ты наказал себя?

ВАЛЕНТИН (целует руку девушке): На пороге смерти я не только влюбился, но получил взаимность.

Валентин и дочь тюремщика целуются. Потом девушка убегает, закрыв лицо руками, и садится на другом конце сцены.

ВАЛЕНТИН: Любимая моя, как же мы будем общаться, если ты на воле, а я — в тюрьме? Да, точно, я напишу тебе письмо!

Конкурс "Любовное письмо". На сцену приглашают команду юношей и команду девушек. Им дают листки с написанными словами.

1-й листок: Любовь, поджарки, морковь, подарки, сердце, дверца.

2-й листок: Любовь, картошка, окошко, морковь, желудок, рассудок.

За определенное время команды должны сочинить любовное стихотворение, используя слова, написанные на листках. Потом Валентин берет листок со стихотворением, которое сочинили юноши, а дочь тюремщика — стихотворение, которое сочинили девушки. Влюбленные подходят друг к другу и нежно зачитывают послания.

Сцена казни. Выносят табурет и топор из фанеры. Тюремщик выводит Валентина. На заднем плане — все действующие лица.

ТЮРЕМЩИК: Сегодня, 14 февраля 270 г. новой эры, должен быть казнен священник, который нарушил приказ императора и тайно венчал влюбленных, тем самым потворствуя их желанию не служить в армии. Наш великий император приговорил его к смертной казни. Что ты можешь сказать в свое оправдание, Валентин?

ВАЛЕНТИН: А мне не в чем оправдываться. Я делал доброе дело, воссоединял влюбленные сердца. А теперь, когда жестокие люди лишат меня жизни, я вознесусь на небо и буду там совершать брачные союзы. Запомните же: отныне и во веки веков браки совершаются на небесах! А что соединил Бог, не дано никому разъединить!

ИМПЕРАТОР (грозно): Грубишь императоpy! Отрубите ему голову!

Тюремщик и слуга хватают Валентина, ставят на колени и кладут его голову на плаху, роль которой выполняет табурет, заносят топор. Тело Валентина падает.

Дочь тюремщика подбегает к нему и берет из руки священника записку.

ДОЧЬ ТЮРЕМЩИКА (читает): "Твой Валентин!" Всего два слова, но сколько смысла! Да и зачем слова, чтобы понять друг друга? (Кричит) Я люблю тебя, Валентин! (Девушка берет топор, бьет себя обухом по голове и падает).

Все действующие лица уходят. Выходят ведущие.

ВЕДУЩИЙ: Грустная история. Несчастный Валентин пожертвовал собой, чтобы влюбленные могли быть вместе.

ВЕДУЩАЯ: Но эта печальная история имеет продолжение. Валентина после его смерти канонизировали, а день его смерти стал Днем всех влюбленных.

ВЕДУЩИЙ: Да, вот какие раньше были нравы! Интересно, а сейчас найдутся люди, способные пожертвовать собой ради любви?

ВЕДУЩАЯ: Конечно, найдутся, это наши гости!

Праздничную программу продолжают музыкальные номера и конкурсы.


Конкурсы на День Святого Валентина

Стреноженные лошадки. Участники делятся на пары и встают плечом к плечу. Правую ногу одного партнера и левую другого связывают. В таком положении они должны "доскакать" до стула, который находится на определенном расстоянии от них, взять предмет, который там лежит (любой), и вернуться обратно. Побеждает та пара, которая сделает это быстрее.

Связанные одной цепью. Для участия в игре приглашают несколько пар. На полу ведущий разбрасывает любые мелкие предметы. Это могут быть конфеты, монеты, карандаши и пр. Перед началом игры ведущий связывает каждую пару за ноги и за руки. После того, как звучит сигнал или включается музыка, пары начинают собирать разбросанные предметы. Как только вещи собраны, происходит подсчет. Побеждает пара, собравшая больше предметов.

Знаменитые пары. Участники делятся на две команды. Задача — как можно быстрее вспомнить известную пару (литературную, актерскую или иную). Ведущий называет лишь одну "половинку", а участники — вторую. Выигрывает та команда, которая угадает больше пар.

Список персонажей (литературных и исторических) нужно составить заранее. Вот его возможное начало:

Клеопатра — Антоний
Лиля Брик — Маяковский
Изольда — Тристан
Людмила — Руслан
Ахматова — Гумилев
Джульетта — Ромео
Скарлетт — Ретт
Дездемона — Отелло
Жозефина — Наполеон и т. п.

"Если б я был султан...". Сколько "жен" удастся найти себе каждому из игроков? Участникам-юношам раздают цветные резинки для купюр, причем каждому — одного цвета. Задача игроков — "окольцевать" как можно больше присутствующих девушек, надев резинку своего цвета им на запястье. Надевать на каждую более одной резинки нельзя. Побеждает тот, у кого окажется больше всего "жен".

Штирлицы. Этот конкурс поможет определить самого наблюдательного из представителей сильного пола. Для участия приглашается одна девушка. Юноши-участники должны внимательно посмотреть на нее и запомнить, во что она одета, во всех подробностях. Потом девушка выходит и меняет одну или несколько деталей в своем облике, например, снимает серьги и подвеску, надевает браслет, делает что-то с прической и т.п. Задача юношей — определить, что изменилось.

Сердечки. Для участия в игре приглашаются несколько пар. Юноше завязывают глаза, а девушка прикрепляет на себя вырезанные из бумаги сердечки. Количество сердечек одинаково для каждой пары.

По команде ведущего включается музыка, и юноша должен с завязанными глазами найти как можно больше сердечек и сорвать их. Выигрывает пара, которой удалось собрать как можно больше сердечек за отведенное время. Игру можно повторить, завязав глаза девушке.

Для участия в этой игре ведущий приглашает несколько пар (чем больше, тем лучше). Каждой паре выдаются семейные трусы, платочек и кепка. Участники встают друг напротив друга, на мужчине надеты семейные трусы и кепка, на голове женщины повязан платок. Начинает играть быстрая музыка (лучше в стиле рок-н-ролл), в это время пары как можно быстрее должны поменяться одеждой. Та пара, которая не успела, выбывает. Снова звучит музыка. Игра продолжается до тех пор, пока не объявятся победители.

ПАРКОВКА

Ведущий приглашает несколько пар, состоящих из мужчин и женщин (важно, чтобы люди были знакомы друг с другом). Затем ведущий выводит женщин из комнаты и задает мужчинам вопросы:

1. любимый композитор второй половинки?

2. любимая песня второй половинки?

3. любимый певец (певица) второй половинки?

4. любимая вещь в гардеробе?

5. любимый город вашей второй половинки?

6. любимый телефонный номер вашей второй половинки?

7. любимый сериал вашей второй половинки?

Ответы каждого участника ведущий записывает на листок бумаги (чтобы не перепутать). Затем в комнату приглашаются женщины, которые не слышали ответов своих избранников. Ведущий задает им те же вопросы. За каждое совпадение ведущий начисляет паре по 1 баллу. Затем игра повторяется, только первыми на вопросы отвечают женщины. В конце игры ведущий подводит итоги и подсчитывает общее количество баллов каждой пары. Побеждает сильнейшая пара.

ОДНО ДЫХАНИЕ

Для участия в игре ведущий приглашает всех желающих. Участники встают в круг. Ведущий предлагает одной из дам съесть конфетку, а фантик использовать для игры. Дама, съевшая конфету, начинает игру: она берет фантик и, втягивая в себя воздух, держит его на губах, таким же способом следующий игрок берет фантик и передает третьему. И так по кругу. Участник, уронивший фантик, выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не определится победитель.

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Для участия в этой игре ведущий приглашает несколько пар. На полу комнаты ведущий разбрасывает любые мелкие вещи (монетки, спички, леденцы и прочее). На старт встают сразу все пары. Перед началом соревнования ведущий связывает участникам две ноги (например, мужчине правую, женщине левую) и две руки (аналогичным образом). После этого звучит выстрел шампанского, обозначающий старт игры. Парам надо собрать разбросанные предметы. После того как все вещи будут собраны, ведущий производит подсчет. Победителями объявляется та пара, которая успела собрать большего всего предметов.

УГОСТИ МЕНЯ, МИЛЫЙ

Приглашаются все желающие. По детской считалочке или по старшинству определяется первый участник. Ведущий дает ему бутерброд с колбасой, первый участник кусает и передает следующему, тот третьему и т.д. Проигрывает тот, на ком бутерброд кончился! Секрет этой игры заключается в том, чтобы каждый участник кусал как можно меньше, продлевая время игры.

ИВАН ДА МАРЬЯ

В игре могут участвовать все желающие. Участники делятся на две команды - команду мужчин, которая будет называться "Иван", и команду женщин - "Марья". Каждая команда выбирает себе капитана, который будет магазином, и его помощника, который будет покупателем, все остальные будут зачинщиками.
Зачинщики мужской команды начинают: " В день Святого Валентина решил Ванька сделать подарок Маньке, пошел в магазин и купил..."
Покупатель снимает с магазина любую вещь, приговаривая: "Вот эта вещица точно моей любимой понравится!". Купленная вещь отдается зачинщикам женской команды.
Продолжает женская команда: "В день Святого Валентина решила Манька сделать подарок Ваньке, пошла в магазин и купила..."
Покупательница снимает с магазина любую вещь, приговаривая:"Вот эта вещица точно моему любимому понравится!". Купленная вещь отдается зачинщикам мужской команды. Игра продолжается до тех пор, пока один из магазинов не откажет покупателю в покупке. Самый раскрепощенный игрок получает приз!

МЕДЛЕННЫЙ ТАНЕЦ

Для участия в этом конкурсе приглашаются две пары. Пары встают на стулья, на которых лежат развернутые листы газеты. Звучит медленная музыка, и пары начинают танцевать медленный танец. Затем ведущий командует: "Свернуть лист газеты пополам!". Пары сворачивают газету и продолжают танцевать до тех пор, пока ведущий не скомандует свернуть газету еще раз. Сложность заключается в том, что парам нельзя наступать на свободное место стула, только на газету. Выигрывает та пара, которая продержится дольше, не наступив на стул. Для упрощения игры можно танцевать на полу.

СЕРДЕЧКИ

Приглашаются несколько пар (мужчина и женщина). Сначала ведущий завязывает глаза мужчине, а женщине дает несколько (равное количество для каждой пары) вырезанных из клейкой цветной бумаги сердечек, которые она наклеивает на себя. По команде ведущего, пока звучит быстрая музыка, мужчина начинает с завязанными глазами находить и срывать сердечки со своей второй половинки. Побеждает та пара, которая успела за отведенное время сорвать как можно больше сердечек. Если игра понравилась гостям, то ее можно повторить завязав глаза женщине.

ПОЦЕЛУЙ МЕНЯ, ДОРОГОЙ! День святого Валентина

Для участия в игре ведущий приглашает одного мужчину и неограниченное количество женщин. Ведущий завязывает мужчине глаза и предлагает женщинам занять любое место в в комнате. По команде ведущего женщины замирают на месте. Суть игры заключается в том, чтобы мужчина за отведенное время нашел и поцеловал как можно больше женщин. Для того чтобы усложнить выполнения задания, к женщинам могут присоединяться гости-мужчины, маскируясь под представительниц прекрасного пола.

ШАХЕРЕЗАДА

Для участия в игре приглашается несколько пар (приблизительно одной комплекции). Ведущий отводит женщин в другую комнату, надевает на них простыню, как паранджу, чтобы не видно было лица. Войдя в комнату, женщины встают в круг. Затем ведущий по очереди заводит в круг одного мужчину, который любым способом (кроме разговора) должен узнать свою вторую половинку и украсть ее из гарема. После того как все женщины будут разобраны, ведущий разрешает им снять паранджу. Выигрывает тот, кто верно узнал свою спутницу. Вторым туром этой игры может стать перемена ролей: мужчины надевают паранджу, женщины угадывают.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Ведущий приглашает молодую семейную пару или влюбленных, которые собираются пожениться. В качестве оружия молодым людям дается вилка. Ведущий держит в руках связку воздушных шариков (чем больше, тем лучше) в каждом из которых вложена записка с домашними обязанностями: выносить мусор, мыть посуду, гладить, стирать, исполнять супружеский долг, драться с соседями и т.д. Участники игры по очереди лопают шарик и читают содержимое записки. После того как все записки будут распределены, ведущий забирает их и вписывает в специально приготовленный бланк:

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

К участию в игре приглашаются несколько человек: женщину и двоих мужчин или мужчину и двух женщин. Один из участников, например женщина, встает посередине комнаты. Мужчинам завязывают глаза и дают в руки по несколько атласных ленточек. Первый мужчина подходит к женщине и завязывает на ней ленточку в узелок, второй должен его развязать. Игра продолжается до тех пор, пока один из мужчин не сможет развязать.

ЛЮБОВНАЯ ЭСТАФЕТА


Для участия в этой игре приглашаются все желающие пары. Комнату, в которой будет проходить праздничное мероприятие, нужно разделить на две части так, чтобы у одной стены располагался "старт", а у противоположной - "финиш".

1-й конкурс эстафеты: при помощи длинной веревки участников как можно плотнее привязывают друг к другу. В таком положении они должны добраться до финиша. Победившая команда (пара) получает 1 очко.

2-й конкурс эстафеты: мужчине завязывают глаза, женщина садится ему на спину, и пара начинает движение. Для подсказок своему спутнику можно использовать только слова вперед, назад, вправо и влево. Пара, которая доберется до финиша первой, получает 2 очка.

3-й конкурс эстафеты: женщина стоит на финише, мужчина остается на линии старта. Каждому мужчине в руки дается клубок ниток, конец которого находится в руках женщины. По команде ведущего она начинает сматывать клубок, продвигая своего спутника к финишу. Главное условие, чтобы нитка не провисала. Самая быстрая пара получает 3 очка.

4-й конкурс эстафеты: каждой женщине предлагается как можно крепче обнять своего партнера и в таком положении, продвигаясь при помощи круговых движений, пары начинают двигаться к финишу. Самая грациозная пара, которая первой доберется до финиша, получает 4 очка.

5-й конкурс эстафеты: участники встают к стене старта, на противоположной стене вешают большое мягкое сердце. В распоряжении каждой пары по 6 дротиков. Участники каждой пары кидают по очереди (по три дротика). За каждое попадание пара получает по 5 очков.

В конце эстафеты ведущий подсчитывает количество заработанных очков и определяет победителей.

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

К участию в игре можно привлечь всех приглашенных гостей. Первый участник (которого можно определить по детской считалочке) произносит фразу: "Я люблю тебя!" как можно тише, его сосед говорит чуть громче, следующий еще чуть громче, и т.д. При этом категорически запрещается резкое повышение тона. Побеждает тот, кто произнесет самое громкое признание в любви. Суть этой игры заключается в том, что каждый участник будет стараться говорить как можно тише, чтобы до него еще раз дошла очередь.

ЭРОГЕННАЯ ЗОНА

Для участия в этой игре ведущий приглашает три пары. Каждому в руки дается какой-либо некрупный предмет: ложка, шарик из фольги, рюмка и т.п. Задача участников заключается в том, что женщина должна прокатить этот предмет из одной брючины своего спутника в другую, а мужчина - из одного рукава своей спутнице в другой. Первым выполнить это задание предлагается мужчине, затем без остановки игры за дело берутся барышни. Та пара, которая быстрее справится с заданием, выигрывает.

ПЫЛКИЙ ЛЮБОВНИК

Играть в эту игру можно в любой компании, причем чем больше участников, тем интереснее. Особенно пикантно выглядит эта забава, когда гости уже слегка навеселе. Зачинщик произносит фразу: "Я тебя люблю!", причем старается сказать ее как можно более чувственно. Следующий игрок должен произнести эту фразу тоже чувственно, но уже два раза, третий - три, четвертый - четыре и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется со счета или не рассмеется. Слабое звено выбывает, а игра начинается заново. И так до тех пор, пока не останется самый пылкий, самый чувственный любовник.

РАСПЛАТА ЗА ГРЕХИ

Для участия в этой игре ведущий приглашает несколько человек (поровну мужчин и женщин). Участники встают в две шеренги друг напротив друга. Затем мужчина целует женщину и снимает с себя любую вещь, затем женщина целует мужчину и снимает с себя любую вещь. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников не откажется снять вещь. Самая раскрепощенная пара получает приз.

ПОДКАБЛУЧНИКИ

К участию в игре ведущий приглашает все желающие пары (мужчина и женщина). Чем больше будет игроков тем лучше и интереснее! Участников разводят в разные стороны, чтобы они не могли дотронуться друг до друга, завязывают им глаза. По команде ведущего участники начинают искать друг друга в толпе посторонних людей. Для идентификации второй половинки можно пользоваться всем, чем угодно: руками, ногами, губами и т.д. Найдя подходящую половинку, женщины должны пристегнуть ее булавкой к поясу. По команде ведущего участники останавливают поиски и пристегивают того, сто в данный момент оказался рядом. Затем ведущий разрешает игрокам снять повязки и подсчитывает количество правильно пристегнутых пар.

НАДЕЖНЫЙ МУЖЧИНА

Для участия в этой игре ведущий приглашает несколько мужчин. Мужчины встают в круг так, чтобы расстояние между игроками было чуть меньше вытянутой руки, им завязывают глаза. Затем по команде ведущего первый участник берет в руку воздушный шарик в форме сердца и передает его следующему и так по кругу. Участник, уронивший шарик, выбывает. Самый надежный мужчина получает приз.

ЗАБОТЛИВАЯ ЖЕНУШКА

Ведущий приглашает несколько пар. Влюбленных разводят в разные стороны комнаты, мужчины со связанными руками усаживаются на стул, женщинам со связанными ногами дают в руки чашку кофе. Задача участниц заключается в том, чтобы принести своему любимому чашку кофе и напоить его, не пролив ни капли напитка. Самая заботливая женушка награждается памятным призом.

КОЛЕЧКИ

К участию в игре приглашаются равное количество мужчин и женщин (не более 3-х пар). Мужчинам за ремень вставляется карандаш или просто тонкая деревянная палочка, женщинам даются по несколько пластмассовых колечек (от детской игры). По команде ведущего женщины начинают кидать колечки, а мужчины ловить их так, чтобы они наделись на палочку. Пара, которая поймает больше колечек, выигрывает и получает приз.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Для участия в этой игре приглашаются несколько человек, важно, чтобы это были и мужчины, и женщины. Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды и вытянуть один из конвертов с заданием. Задача каждой команды - изобразить сцену из любовного романа (например, Ромео и Джульетта, Унесенные ветром и пр.). Самое интересное в этой игре то, что участникам придется изображать не только страстных влюбленных, но и разнообразные предметы интерьера: кровати, столы, стулья, занавески и т.д. Команда, которая подготовит самое подробное изложение классики, получает приз!

ПАМЯТНИК ЛЮБВИ


Ведущий приглашает к участию в конкурсе две команды (чем больше участников, тем лучше), в качестве реквизита каждой команде дается по большому предмету (например, напольная подставка для цветов, офисная вешалка, подставка для обуви и прочие громоздкие вещи). Задача каждой команды заключается в том, чтобы при помощи всего того, что на них надето, находится в их карманах или лежит на столе, создать памятник любви. Самое неординарное с точки зрения архитектуры творение награждается призом!

БУТЕРБРОД НА ДВОИХ


Данную игру можно проводить сколько угодно раз. Каждый раз для участия в игре ведущий приглашает две пары. Участникам дают бутерброд (длинный французский батон разрезают на две половинки, намазывают маслом и вареньем, и т.п.), который по команде ведущего они начинаю есть с противоположных концов. Команда, которая справится с заданием быстрее, целуется и награждается призом!

АВТОЛЮБИТЕЛИ

Для участия в игре ведущий приглашает несколько пар (не больше 4-5, чтобы не надоело). Каждая пара получает конверт, в котором находится задание. Их задача состоит в том, чтобы обыграть заданную ситуацию как можно подробнее и правдоподобнее, но при этом не рассмеяться. Например, сотрудник ДПС останавливает женщину-водителя за превышение скорости; сотрудник ДПС останавливает женщину-водителя за вождение в нетрезвом виде, встреча автолюбителей в жуткой пробке.

По итогам всех игр выбирается САМАЯ влюбленная пара, которая и получает Супер-приз! Веселого праздника в День Святого Валентина!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх