Ювелирные работы фаберже. Ювелирные изделия Фаберже (Фото). Как устроены яйца Фаберже

Пасхальное яйцо Фаберже Коронационное


Изделия с клеймом Карла Фаберже вызывают восхищение как неискушенных зрителей, так и тонких ценителей и коллекционеров. Свой блистательный путь фирма начала в 1842 году, когда в Петербурге на Большой Морской улице никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую. Скромная поначалу мастерская и работы выполняла соответствующие своим размерам. Это были модные в то время золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней с пряжками, более или менее искусно скомбинированные. Но с вступлением в дело сыновей Густава Фаберже — Карла и Агафона — мастерская расширилась, и художественная сторона ювелирного производства стала предметом их особых забот.


Оба брата получили художественное образование за границей. Карл Фаберже, который впоследствии стал главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе — совершенствовать ювелирное мастерство и одновременно изучать экономику.


В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и сразу же приложил свои знания на практике. Кроме того, он имел редкий дар организатора, был главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов. Одной из первых работ, которая принесла братьям Фаберже известность, стали копии с керченских украшений, выполненные по заказу германского императора Вильгельма II. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Э. Коллином, обратила на себя внимание знатоков и на Всероссийской выставке в 1882 году в Москве, где получила золотую медаль. А международный успех к изделиям фирмы Карла Фаберже пришел через три года на Нюрнбергской выставке.

Вскоре на изделия ювелирной фирмы обратили внимание и придворные круги России, которые на долгие годы стали главными клиентами Карла Фаберже. Сейчас в собрании Оружейной палаты хранится около 300 изделий мастеров-ювелиров знаменитой фирмы. В основном это столовые приборы и предметы сервировки, но самую интересную часть коллекции составляют пасхальные сюрпризы и резные фигурки из камня.

Пасха в России всегда почиталась особо, и обычай делать подарки в виде пасхальных яиц был весьма распространен. Для подарков использовались не только затейливо раскрашенные настоящие яйца, но и сделанные из самых различных материалов: дерева, фарфора, папье-маше и поделочных камней. И здесь фантазия Карла Фаберже нашла самое достойное применение, особенно изобретателен он был при создании подарков для членов императорской фамилии.



В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки», но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и покрыто плотным слоем белой земли. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое ее перышко.


Однако чудеса на этом не кончались. Курочка в свою очередь тоже содержала сюрприз, и даже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для подарка жене — императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел самое благоприятное впечатление, и с этого времени фирма к каждой Пасхе готовила новый подарок всегда неожиданный и оригинальный.

Император Николай II заказывал к Пасхе два яйца и дарил одно матери императрице Марии Федоровне, другое жене императрице Александре Федоровне. Рисунки пасхальных яиц не представлялись на утверждение высочайшим особам, Карл Фаберже имел полную свободу в выборе сюжета. Работа эта была трудной, так как зачастую следовало отбирать события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории.

Пасхальное яйцо Фаберже “Пятнадцатилетний юбилей”.


Пасхальное яйцо Фаберже “Бутон розы”.


Например, по случаю двухсотлетия строительства Петербурга фирма Фаберже сделала к Пасхе 1903 года яйцо «Петр Великий». Тулово яйца украшено золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами. На четырех миниатюрах на слоновой кости помещены портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего дворца и Домика Петра Великого. Внутри яйца расположилась миниатюрная реплика знаменитого «Медного всадника», застывшего на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником покрыта белой эмалью, как бы пронизанной солнечными лучами.

В Оружейной палате хранятся десять пасхальных яиц, самое раннее из которых относится к 1891 году. Всего же фирма Карла Фаберже изготовила более пятидесяти пасхальных яиц для императорской фамилии, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них.



Частично изделия фирмы Фаберже были вывезены за границу русскими эмигрантами после революции. За границей оказалась редчайшая коллекция произведений Фаберже из собрания Юсуповых, составляющая теперь ядро музея Хилвуд в Вашингтоне. А в Париже было продано яйцо «Гатчинский дворец», созданное мастером Михаилом Перхиным около 1912 года. Яйцо разделено на двенадцать сегментов мелкими ровными жемчужинами, покрыто белой прозрачной эмалью по гильошированному рисунку в виде муаровых волн и украшено орнаментом из красных бантов и зеленых листьев. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца, любимой резиденции Марии Федоровны, из четырехцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Целыми партиями покупали произведения искусства и предметы личного обихода царской семьи Арманд Хаммер, Александр Шеффер и другие «коллекционеры». А серебряные изделия после революции зачастую так просто продавались на вес, без учета их художественной ценности. Александр Шеффер когда-то начинал работать в галерее Хаммера, а позже открыл в Нью-Йорке фирму «Русская вилла» — одну из самых богатых и известных фирм по продаже русского антиквариата. Вторая в мире по значимости коллекция изделий Фаберже крупного бизнесмена Малколма Форбс на шестьдесят процентов приобретена именно через «Русскую виллу» (около 360 изделий).

Судьба разбросала работы фирмы Карла Фаберже по всему свету. Пасхальные яйца-сюрпризы можно увидеть во многих музеях Америки — в Вашингтоне, Новом Орлеане, Кливленде, Балтиморе, а также частных коллекциях США и Европы.



Пасхальное Зимнее яйцо Фаберже


Имя: Петер Карл Фаберже (Peter Karl Faberge)

Возраст: 74 года

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Лозанна, Швейцария

Деятельность: российский ювелир

Семейное положение: был женат

Карл Фаберже - биография

Коллекционеры всего мира мечтают заполучить изделия Карла Фаберже, а его самого считают величайшим ювелиром в истории. Но мало кто знает, что сам мастер собственноручно не изготовил ни одного из своих шедевров.

Карл Фаберже - детство, семья

В 1842 году ювелир Густав Фаберже открыл свой первый магазинчик в Санкт-Петербурге. Он был настоящим мастером, а потому клиентов у него было достаточно. Волновало Густава лишь одно: он мечтал о сыне, которому сможет в будущем передать свое дело. Мольбы Фаберже были услышаны, и в мае 1846 года на свет появился его первенец Петер-Карл.

Карл Фаберже - талантливый бездарь

Выбора у Карла не было: основную ставку отец сделал на него. Родитель оплатил его обучение у лучших европейских ювелиров. Карл несколько лет путешествовал по Европе, изучая новые веяния, знакомясь с мастерами, а главное -подыскивая умельцев, которые могли бы на него в дальнейшем работать. Для этого он не пропускал ни одного приема, ни одной выставки, много общался с молодыми талантами. Если видел самородок - тут же звал к себе в Петербург. 1870 году, в возрасте 24 лет, молодой человек встал у руля. В штате у него было около сотни сотрудников -камнерезов, художников, огранщиков. Сам он выполнял роль идейного вдохновителя и судьи: если изделие ему не нравилось, вещь тут же переделывали.

Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром, наоборот, был убежден в своей бездарности. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки. Однажды его попросили составить список вещей, необходимых для того, чтобы обучиться ювелирному делу. В числе прочих указал «ремень» и пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло».

Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание императора Александра III, и уже через год он сделал свой первый личный заказ, который изменил жизнь ювелира.

Яйцо Фаберже, с которого все началось

Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.

Накануне Пасхи Карл принес Александру III изысканное творение. Это было яйцо, покрытое снаружи белой эмалью, имитирующей скорлупу. Если открыть его, внутри можно было увидеть золотой «желток». В желтке сидела изумительная курочка из цветного золота. А внутри нее - золотое яичко и рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества». Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».


С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу. Позже эту традицию перенял следующий правитель - император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах - для своей овдовевшей матери и супруги. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым, напоминающим о каком-либо знаковом для империи событии.

Например, были яйца: «Транссибирский поезд» - в память об открытии Транссибирской магистрали, «300-летие Дома Романовых», «Наполеоновское» - в честь вековой годовщины разгрома французских войск. Внутри яиц могло оказаться что угодно: миниатюрные портреты правителей, уменьшенные копии дворцов и кораблей, царских карет. Сначала каждый эскиз Карл обсуждал с императором, но потом ему позволили создавать шедевры на свое усмотрение. Это превратилось в некую игру: для правителя всегда оставалось сюрпризом, что окажется внутри.

Изготовление одного яйца занимало почти год, а некоторым яйцам посвящалось даже несколько. Так, мастера три года работали над механизмом, благодаря которому павлин, сидящий внутри изделия, мог раскрывать свой роскошный хвост. Фаберже обязался создавать пасхальные яйца только для императорской семьи, но желающих получить их копии было так много, что вскоре он, по слухам, начал тайно выполнять частные заказы.

Работы Фаберже

Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире. Штат сотрудников Фаберже вскоре перевалил за отметку в 500 человек. На него работали финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Главным ювелиром фирмы долгое время считался Михаил Перхин - самородок, которого Карл нашел в Карелии. Фаберже хоть и был строг к мастерам, но каждого ценил очень высоко. Например, одному граверу, лишившемуся зрения, дал денежное содержание -чтобы отблагодарить за труд.

Что же уникального было в изделиях Фаберже? Прежде всего идея. Это не просто драгоценности, искусно ограненные, - это настоящие произведения искусства. Карл не боялся экспериментировать. К примеру, часто работал с камнями, считавшимися «неювелирными», и не боялся, что его раскритикуют. Мог сделать брошь из карельской березы, оправленную в бриллианты.

Его мастера умели работать с сотней оттенков. За счет обилия цветов достигался эффект внутреннего сияния - берешь предмет в руку, и кажется, будто он светится изнутри. Они владели техникой гильоширования эмали: на фон наносили насечки, создавая особый узор, который сверху покрывался слоем эмали. Но никто, даже зная технологию выполнения, не мог повторить подобное.

Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры. Были предметы, которые стоили баснословно дорого. Но выпускались и изделия массового производства. Например, в 1914 году увидела свет серия медных чарок.

Однако самыми известными, безусловно, стали драгоценные яйца. Их точное количество сейчас не назовет никто. Только для императорского дома было изготовлено 54 экземпляра, а сколько было частных заказов...

Карл Фаберже - последние годы

С началом Первой мировой войны пришел конец существованию компании. Мастеров мобилизовали, работать стало некому. Последнее пасхальное яйцо было преподнесено императору в 1916 году: оно носило название «Стальное» и по форме было похоже на артиллерийский снаряд. Большинство изделий и драгоценностей «экспроприировали» большевики. Украденное потом было распродано за смехотворные суммы. У Фаберже сохранилась лишь малая часть - то, что он ранее успел вывезти в Финляндию.


Карл боялся, что его арестуют, и потому осенью 1918 года бежал в Европу. Долго не мог нигде осесть: сначала остановился в Латвии, потом переехал в Германию. Современники рассказывали, что он без конца твердил: «Жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней...»

Ювелир потерял все, чего достиг за многие годы. Когда его спрашивали, почему он не попытался вернуть свои драгоценности и изделия, он апатично отвечал: «Зачем мне горстка бриллиантов, если меня лишили моего дела?» В 1920 году у Фаберже начались проблемы с сердцем, и семья перевезла его в Швейцарию - там климат лучше. Врачи предписали 74-летнему Карлу вести спокойную, размеренную жизнь, без волнений, - и, самое главное, не курить! Но тот докторов не послушал. 24 сентября 1920 года он решил насладиться сигарой, аромат которой так любил. Но выкурить ее успел лишь наполовину: сердце великого Фаберже остановилось...

http://ochendaje.livejournal.com/55707.html

Многое ли вы знаете из истории империи, построенной этим художником?

Мастером, день рождения которого официально стал днем ювелира?

На самом деле, Фаберже - не один человек, а семейная фирма, маленькая ювелирная империя, где в согласии работало несколько поколений ювелиров.

Начало ей было положено в 1842 году, когда Густав Фаберже, уроженец эстонского города Пярну, открыл в Санкт-Петербурге магазин «Золотых и Бриллиантовых Вещей». Почему сын плотника стал ювелиром, история умалчивает, но дела в мастерской шли успешно, что позволило дать детям прекрасное образование. Стоит отметить, что весомую лепту в обучение детей внесла и мать, дочь датского художника Шарлотта Юнгштедт. Именно она помогла развить Карла и Агафона, утонченное восприятие красоты, сделавшее впоследствии их произведения эталоном ювелирного искусства.

Петер Карл сначала учился в немецкой частной школе Святой Анны, затем продолжил образование в Дрездене. Несколько лет путешествовал по Европе, изучая опыт ювелирного производства. Дольше всего он задержался в мастерской франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана, которого впоследствии называл своим учителем.

Обучение у лучших европейских ювелиров не прошло даром, в 1872 году 26-летний Карл возглавил мастерскую отца. Нельзя сказать, что мастерская Фаберже сразу же стала знаменита, успех пришел только в середине 80-х годов, когда у произведений братьев Фаберже (с 1882 г. к Карлу присоединился 20-летний Агафон) появился свой узнаваемый стиль. Этому во многом способствовал и талантливый мастер-ювелир Михаил Перхин, пришедший в мастерскую в 1885 году и проработавший в ней до 1903 года.

В этот период Карл участвовал в проведении реставрационных работ в Эрмитаже. По преданию, значительную часть работ он выполнял бесплатно, так как они позволяли досконально знакомиться с лучшими произведениями ювелирного искусства из эрмитажной коллекции. Здесь Фаберже получил свой первый крупный официальный заказ – изготовление копий скифских золотых изделий из «Керченского клада». Затем последовал заказ от императора на изготовление пасхального яйца. Последовали и другие заказы. Уже в мае 1885 года произошло знаменательное событие – Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора». Авторитет фирмы Фаберже стремительно рос.В 1890 году Карл стал потомственным почетным гражданином (привилегированное сословие, стоящее ниже дворянского) и был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества».

Принципом Фаберже было отсутствие банальности: ни одно изделие не повторялось дважды, а если заказчик умолял создать копию, то мастер все равно старался внести изменения, превзойти предыдущее изделие по красоте. Эта постоянная гонка за все более великолепным результатом, ежедневное самосовершенствование быстро возвело Дом Фаберже в разряд величайших ювелиров своего времени, которых признали не только в России, но и в Европе и Америке.

В 1899-1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Дом Фаберже называли «культурной губкой», потому что в его произведениях равномерно сочетались мотивы самых разнообразных художественных направлений: и пышный ампир, и романтическая готика, и плавное Ар Нуво, и пряный Восток, и, конечно, русские национальные стили. Вопреки распространенному мнению, что все изделия Фаберже роскошны и безумно дороги, изготовлены из самых редких и ценных материалов, на самом деле визитной карточкой Дома было умение понять глубинные качества любого материала, одухотворить мертвый металл и заставить камень открыться во всей красе.

Многие вещицы были не так уж и дороги, знаменитые пасхальные яйца были в несколько раз дешевле, чем бриллиантовые ожерелья европейских ювелиров того времени, однако сам Карл Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга ».

Постоянный поиск новых решений приводил к использованию порой и недрагоценных металлов рядом с изумрудами и бриллиантами, и цветного стекла, и полудрагоценных российских самоцветов, а рядом с золотом непременно присутствовали серебро и платина.

Одной из характерных черт фирмы было использование так называемого «Русского стиля», очень популярного в конце 19 - начале 20 вв. Бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра, как у славянских князей, удивляли заморских гостей, а яркие подвески, в которых сочетание зеленых изумрудов, синих сапфиров и красных рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение...

Православная символика также пользовалась вниманием Дома: для церквей и монастырей Кремля Фаберже создавал золотые оправы для икон, кресты, обложки для Евангелий, панагии и литургические наборы. Все они были изготовлены в старорусском стиле, в точности напоминая предметы 12 – 15 веков, но гораздо более искусно сделанные, обильно украшенные традиционными для того времени жемчугом, альмандинами и турмалинами, красочными эмалями, тончайшей сканью, выложенной в стилизованный растительный орнамент, и металлическими резными узорами.


Традиционная для Древней Руси обработка металла вообще характеризует изделия Фаберже «старорусского» стиля: серебряные ковши и братины, инкрустированные кварцем, аметистами и халцедонами, украшенные лепными цветами и чудо-птицами, порой сплошь покрытые яркими разноцветными сочными эмалями, поражают глаз искусностью стилизации.

Даже самые знаменитые изделия Дома - пасхальные яйца с сюрпризами - также являются продолжением национальной традиции, ведь именно в России был наиболее популярен обычай дарить на Пасху крашеные яйца-«писанки». Из яиц настоящих в 19-м веке вырос «рынок» пасхальных яиц из дерева, фарфора, а потом и самоцветов и металла.Но произведения Фаберже затмили всех конкурентов, ведь Дом изготавливал подарки для членов царской семьи. Исключение было сделано лишь для богатейшего предпринимателя Кельха - им Фаберже изготовили семь яиц.

Первое же яйцо Фаберже было сделано в подарок супруге Александра III Марии Федоровне в 1885 году. Это было так называемое «Куриное» яйцо. Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Это пасхальное яйцо способствовало присвоению Фаберже в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Этот титул дал право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.

Тонкость работы поражает даже сегодня. Многие работы изготавливались в память о каких-либо значимых событиях. Так, в яйце из гелиотропа, покрытом золотыми цветами, скрывается на подставке из аквамарина, символизирующего гладь моря, золотая модель крейсера «Память Азова», на котором сыновья Александра III совершили длительное путешествие по Востоку.

А в другом, серебряном, украшенном эмалью яйце, хранится золотая заводная миниатюрная модель поезда, что знаменует создание Сибирской магистрали.

Первое яйцо подаренное Александре Федоровне императором."Сюрприз" - роза, как напоминание о Родине императрицы, славящейся своими цветами. Стиль - неоклассицизм. Яйцо из цветного золота, прозрачной красной и непрозрачной белой эмали, бриллиантов, бархата. Бутон из золота, непрозрачной зеленой и желтой эмали.

Яйцо венчает портрет-миниатюра императора Николая II, год написан на пьедестале яйца под бриллиантом. Яйцо открывается; внутри яйца находится желтый бутон розы, в котором, в свою очередь, раньше находилось два сюрприза: миниатюрная модель императорской короны, и рубиновая яйцевидная подвеска, висящая в ней. Оба сюрприза были изъяты из яйца до того, как яйцо-сувенир было продано Советским правительством в 1920-е годы. Местонахождение этого яйца было неизвестно в течение многих лет.Золотое, покрытое прозрачной эмалью яйцо, которое подарил Александре Федоровне Николай II вскоре после событий на Ходынском поле, стоит на золотой модели Московского Кремля - посвящение Москве глубоко символично, потому что первопрестольная не пользовалась после трагедии особой любовью августейшей четы.

"Яйцо-часы с синей змеёй" - было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании "Яйца герцогини Мальборо" в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.По всей видимости император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году, и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.

"Двенадцать монограмм" - яйцо было создано в 1896 году по заказу императора Николая II подаренно им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд. Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней - АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо отрывается и внутри имеет отделку бархатом. Сюрприз яйца - миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.

Пасхальное яйцо императорского двора - "Яйцо с вращающмися миниатюрами". Дата изготовления - 1896 год. Яйцо выполнено из горного хрусталя и окантовано полосой, усыпанной бриллиантами. Внутри яйца на золотом стержне укреплены четыре вращающиеся миниатюры в золотых рамках с видами императорских дворцов. Миниатюры выполнены Иоганнесом Зенграфом. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1896 года. Хранится в Музее Изящных искусств штата Вирджиния, Ричмонд,США, коллекция Лилиан Т.Прат.

Яйцо посвященное коронации императора Николая II - "Коронационное" Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты - сюрприз (мастер Георг Штайн), в которой император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы. В карете висело крошечное яйцо, украшенное бриллиантами. Под портретным бриллиантом на верхней части яйца находятся инициалы Александры Федоровны из розовых бриллиантов и рубинов. Дата написана под меньшим портретным бриллиантом на нижней стороне. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами.

Яйцо "Ландыши". Поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали.

На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь три миниатюрных портрета, трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.).

Яйцо - часы "Букет лилий". Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.Яйцо -"Анютины глазки" сделано в 1899 году. Яйцо сделано из нефрита, золото, позолоченное серебро, бриллианты, эмаль. Сюрприз яйца - золотой мольберт на котором стоит бриллиантовое сердечко в центре с эмалью. На сердце - мольберте одиннадцать овалов из красной эмали, где стоят инициалы семьи Романовых. Все овалы раскрываются и под ними находятся миниатюрные портреты семьи императора.

Яйцо- часы "Петушок", сделано в 1903 году. Маленький золотой петушок, очень реалистично выполненный из золота и раскрашенный желтой, голубой и зеленой эмалью, с бриллиантовой россыпью на перышках появляется из-за золотой решетки, чтобы сообщить время в нужный час; при этом он кивает головкой и хлопает крылышками, и даже его маленький клюв легка шевелится.

Пасхальное яйцо императорской семьи "Гатчинский дворец", это точная миниатюрная копия дворца с прилегаюшие терретории, с деревьями, фонарными столбами,главной загородной резиденцией вдовствующей императрицы - Марии Федоровны.

Яйцо - "Корзинка цветов". Мастер, изготовивший это яйцо - неизвестен. "Сюрприз" яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года.

Яйцо с самым сложным механизмом. Для вдовствующей императрицы готовили другое яйцо, но она однажды намекнула сыну, что хотела бы к Пасхе что-то «с голосом». Так она получила дерево с птичкой внутри. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, нажатием которого поднимается замаскированная листвой круглая крышка на вершине дерева. Оттуда появляется птичка из переливающихся перьев и начинает петь

Единственное, которое придумала женщина. Художница Альма Пиль предложила полностью новое решение внешнего вида подарка. Яйцо сделано в стиле дамского рукоделия, которым увлекалась императрица Александра Федоровна, и Фаберже сразу поддержал эту идеюСовсем аскетично яйцо, подаренное Николаем Александре перед самой Революцией - оно изготовлено из стали, лишено декора, единственными деталями служат золотая корона наверху и гербы по бокам, подставка же сделана в форме четырех снарядов на постаменте из нефрита.

Удивительное разнообразие фактур, оболочка то из самоцветов, то из металла, трудоемкие «сюрпризы» сделали яйца Фаберже настоящей легендой. Всего ими было создано пятьдесят семь яиц - однако на сегодняшний день в Российских музеях осталось лишь десять, остальные были проданы в первые годы Революции за бесценок за границу, и многие осели в коллекциях европейских королевских домов или кладовых американских миллионеров, всегда питавших к Фаберже большую слабость.

Однако пасхальные яйца - не единственная сфера деятельности, сделавшая Фаберже знаменитыми. Очень много работали они с российскими самоцветами - фигурки из резного камня были одной из существенных статей дохода. Маленькие обезьянки, тюлени, мышки, носороги, собачки - «зоопарк» Фаберже был огромен, и для каждого животного подбирался камень, наиболее точно передающий его естественный окрас, для поросенка - розовый кварц, для тюленя - обсидиан, для рыбки-карпа - оранжевый сердолик...

Очень любили в Доме Фаберже горный хрусталь: его использовали повсеместно, иногда сам по себе, делая фигурки совсем прозрачными, иногда с глазками из драгоценных камней. Еще одна серия - самоцветные статуэтки людей в национальной одежде народов России, а также «характерные» работы, показывающие людей разного социального уровня в привычных для них делах - дворник, певица, музыкант, многие из таких работ Фаберже продавали за границу.

Еще одна область использования самоцветов в работе Фаберже - потрясающие воображение «каменные цветки», помещенные в «вазочки» из горного хрусталя, так искусно вырезанные, что в них будто бы налита вода. Стебельки изготовлены из золота и серебра, листики - из нефрита, лепестки окрашены эмалями и тщательно отполированы, так что цветок действительно кажется «живым».

«Одуванчик» сделан из золота и серебра, а к тычинкам приклеен натуральный цветочный пух; серии одуванчиков были особенно популярны. Золотые корзинки с ландышами, веточки рябины и кактусы в горшочках собирали не только русские дворяне, но и европейские аристократы: особенно любила цветы Фаберже английская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Федоровны.

Для большинства ювелирных украшений Фаберже характерно следование стилю ар деко - изогнутые линии, причудливое сочетание экзотических восточных мотивов и растительных орнаментов, использование «натуралистической» темы. Много у него брошей в виде насекомых и птиц, веточек и цветов, а блестящие подвески - характерные для Фаберже произведения - поражают орнаментикой и симметрией, в то же время напоминая старинные украшения Средневековья своей массивностью. Часто детали несколько укрупнены, в противовес изящным статуэткам и яйцам, чрезвычайно пышны и сразу бросаются в глаза, камни используются в основном крупные и дорогие - рубины, бриллианты, изумруды, сапфиры.

Интересная область работы Дома - изделия практического назначения. Среди них особенно хорошо продавались портсигары из золота, серебра и платины, украшенные гравировкой или переливающимися эмалями, которые могли имитировать и рыбью чешую, и перламутр, и шелк, и инкрустированные драгоценными камнями, либо покрытые цветочно-растительными узорами в русском стиле.

Лорнеты и лупы из золота и полудрагоценных камней, ручки для зонтиков, печати, рамки для фотографий, ножи для письма, корпусы часов, мундштуки и пепельницы вырезали из родонита, яшмы, горного хрусталя, сердолика, нефрита, бовенита, лазурита, топаза и кварца. Ручка зонта могла иметь форму женской головки, блюдо быть словно выложенным яшмовыми смородиновыми листьями, а шляпка «гриба» из хрусталя отшлифована так, что камень стал золотистым и шероховатым.

Туалетные коробочки могли быть целиком сделаны из самоцветов или серебряными с эмалевым «ситцевым» покрытием, а вечерние сумочки создавались из золота и серебра подвижного «кольчужного» плетения. Серебряная посуда - еще одна сфера деятельности Дома Фаберже, где они, часто сочетая этот металл с горным хрусталем, добились непревзойденных высот, матовый блеск серебра оттенялся объемными изображениями растений, словно вьющихся по поверхности металла.

Обидно, что блестящая история российского Дома Фаберже оказалась так коротка - в 1917 году Карл Фаберже уехал из Петербурга сначала в Ригу, а оттуда пароходом в Европу и, как и многие известные ювелиры того времени, навсегда покинул Россию.

Всего через три года Карл умер в Лозанне, а его сыновья, последовавшие за отцом в эмиграцию, попытались возродить его дело в Париже, где была открыта мастерская "Faberge & Cie", где ремонтировались и переделывались старые изделия и изготавливались новые по сохранившимся эскизам. Через какое-то время лицензия на использование торговой марки Фаберже была продана, в разное время под ней работали разные фирмы, и предпоследним владельцем была транснациональная компании Unilever, производившая под этой маркой столовое серебро и хрусталь в «русском» стиле и ювелирные украшения.

Недавно же ювелирный мир был потрясен известием: марка Фаберже была перекуплена инвестиционной компанией Pallinghurst Resources, причем крупнейшим инвестором собирается стать русский миллиардер Виктор Вексельберг, который чуть ранее выкупил и привез в Россию 15 яиц Фаберже из американских частных коллекций. Планы у покупателей грандиозные - планируется возрождение великой марки.

Осуществятся ли эти планы - пока непонятно. Но одно можно сказать точно - не только миллионные инвестиции решают, будет ли та или иная марка лучшей в своем роде.

Дом Фаберже никогда не был наиболее дорогостоящим из всех - однако произведения его отличает искуснейшая ручная работа и видимый невооруженным глазом талант.

И вряд ли новым произведениям ювелирного искусства удастся затмить то, что создано было великой семьей - название купить можно, но не все продается за деньги.

Карл Фаберже (1846-1920).



Петер Карл Густавович Фаберже (18 (30) мая 1846, Санкт-Петербург — 24 сентября 1920, Лозанна) - немецкий ювелир, основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.
Карл Фаберже родился в Санкт - Петербурге 30 мая 1846 года. Он был старшим сыном Густава Фаберже, основавшего в 1841 году на Большой Морской улице, д. 11 небольшую ювелирную мастерскую. В 1860 г. семья переезжает в Дрезден. Карл получает художественное образование во Франкфурте, Флоренции и Париже, где изучает известные ювелирные коллекции XVI-XVII вв., методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения; в Саксонии осваивает резьбу по твердому камню.
Вернувшись в Петербург, в 1870 году, под руководством своего учителя Питера Пендина, Карл Фаберже становится во главе фирмы. В 1882 г. к Карлу присоединяется его 20-летний брат Агафон, проработавший с ним более десяти лет. В этом же году на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» фирма Фаберже впервые выставляет свои изделия и получает золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму, а также за ряд других ювелирных изделий.
Ювелирное декоративное искусство играло важную роль в жизни петербургского общества того времени. В Зимнем дворце хранился целый запас подарков для различных поводов. Большинство предметов этой кладовой было получено от фирмы Фаберже, располагавшейся буквально в нескольких шагах от дворца. С 1883 года фирма впервые получила заказ от императорского двора и фактически становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году появляется первое пасхальное яйцо Фаберже, которое заказал Александр III в подарок императрице Марии Федоровне.
Большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов, являются наиболее известными работами фирмы Фаберже. Их изготовление было в России традицией и старинным ремеслом, но только мастера фирмы Фаберже сумели довести это искусство до непревзойденного мастерства и изящества.





Это был самый грандиозный проект, который когда-либо доставался на долю кому-нибудь из ювелиров. В период с 1885 по 1916 гг. Александром III и Николаем II в качестве подарков для членов императорской семьи было заказано около 54 яиц - с сюрпризом внутри каждого. Некоторые из них требовали более года работы. “Сюрприз, скрытый в подарке царя, сохранялся в большом секрете, даже от самого императора”, - пишет шведский рисовальщик Ф. Бирбаум. Сюжеты не должны были повторяться - каждая вещь была уникальна. Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали золотопромышленник Келч, подаривший своей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц, князь Юсупов.
16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоенно звание ювелира Его Императорского двора: он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма больше не производит копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями. Фаберже создавал эмали тона желтых примул, лилово-сливового, розово-семужного, лилово-зеленого или голубого прусского тонов. Самым изысканным был его “устричный” тон. Фаберже впервые применил в России для предметов искусства технику «гильоше» - “солнечные лучи”, “волны” или муаровый узор, выгравированные на покрывавшейся эмалью металлической основе.




В 1900 году Фаберже строит для фирмы новое здание в Петербурге - дом № 24 на Большой Морской улице. К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Фаберже очень хорошо платил своим работникам, но рабочий день длился каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям - с 8.00 до 13.00. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца.
В работах Карла Фаберже можно проследить стилистические влияния разных эпох - от античности до модерна. Лучшими считаются его работы в стиле Людовика XVI и империи. Большинство изделий, выполненных в московских мастерских, созданы под влиянием идей мирискусников. Художник А. Бенуа, который был другом Фаберже, подсказывал ему идеи некоторых изделии - например, для яйца «Колоннада».
После успеха на Парижской выставке 1900 г. о Фаберже восторженно заговорил весь мир. Для того чтобы справиться с огромным количеством заказов, в 1916 году фирма Фаберже была преобразована в товарищество, которое имело несколько отделений (магазинов и мастерских): в Петрограде, Москве, Одессе и Лондоне. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII.




У Фаберже был один из лучших в России сейфов - «блиндированная» (бронированная) комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин на хранение свои драгоценности. Спрос на дорогие декоративные изделия падает, и в конце 1917 г. Карл Фаберже закрывает свой дом на Большой Морской улице, передав его содержимое директору Эрмитажа. Ювелир перебрался в Ригу, а оттуда в Германию. Там он заболевает, и в июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс (дочь управляющего императорскими мастерскими по производству мебели) и старший сын Евгений перевозят ювелира в Лозанну. В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. Карл Густавович скончался 24 сентября 1920 г. Его сыновья Александр и Евгений пытались возродить фирму в Париже, повторяя то, что было создано в России. Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.
Фаберже говорил в одном из интервью о своих конкурентах: “...если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга». Имя Карла Фаберже стало одной из «визитных карточек» России. Его время было триумфом российского ювелирного искусства - изделия Фаберже занимали почетное место во дворцах королей Англии, Болгарии, Дании, Швеции, Германии. Императорские пасхальные яйца Фаберже сегодня находятся в коллекциях Москвы, США и Европы.





























Благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга коллекция Форбса, приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на родину в 2004 году.

Когда речь заходит о Карле Фаберже, первым делом в памяти всплывают его удивительные шедевры – пасхальные яйца, прославившие этого мастера на весь мир. Но не менее прекрасны и другие его ювелирные изделия, изготовленные из различных самоцветов, особенно это касается удивительных по красоте и изяществу цветов, из которых он больше всего любил скромные полевые.

Для этих целей Фаберже использовал палитру самых разных минералов. Он первым, оценив многоцветье уральских, сибирских и кавказских самоцветов, начал с ними работать, научился менять их природный цвет, чтобы добиться требуемого оттенка, умел придавать любой цвет золоту, смело сочетал в своих изделиях благородные материалы и не очень. Великий мастер владел множеством секретов, разгадать которые ювелиры не могут до сих пор.

Карл Густавович Фаберже

Интерес к изготовлению цветов возник у Фаберже вскоре после того, как однажды в мастерскую принесли на реставрацию необыкновенной красоты букет хризантем, сделанный в Китае. Фаберже был восхищен работой китайских мастеров, загорелся идеей создать собственный «гербарий» и вскоре совместно со своими мастерами приступил к созданию каменных цветов.

В ювелирном доме Фаберже работали настоящие искусники, такие как Михаил Евлампиевич Перхин, Август Вильгельм Хольмстрем, Генрик Эммануил Вигстрем, Эрик Август Коллин, которые и прославили имя Фаберже на всю Европу.

В 1896 году купцы из Нижнего Новгорода преподнесли императрице Александре Федоровне в честь коронации необыкновенной красоты подарок – букетик лесных ландышей в золотой корзине, при этом цветы ландышей были сделаны из жемчуга и бриллиантов, а листья, совсем как живые, – из нефрита. Эта работа представляла собой копию украшения из дворца китайского императора.

Корзина с ландышами, Фирма Фаберже, мастер Август Хольстрем. 1896 г. Золото, серебро, нефрит, жемчуг, алмаз

Следует отметить, что чистое копирование Фаберже не приветствовал, он считал, что изделия каждого художника должны быть уникальными.

Стоимости изделий Фаберже не придавал особого значения, они могли быть оценены как в один рубль, так и в сто тысяч рублей, в зависимости от используемых материалов. А превыше всего Карл Фаберже ценил идею, художественную фантазию и мастерство ювелиров и камнерезов-виртуозов.

Не испытывал он особого благоговения и перед дорогими материалами. Если готовое изделие ему не нравилось, не было в нем того очарования, которое он хотел в итоге увидеть, Фаберже мог без сожаления разбить его.

Вазочки для цветов мастера дома Фаберже в основном делали из горного хрусталя с применением особой технологии. Благодаря его прозрачности создавалась иллюзия, что цветы стоят в сосудах с настоящей водой.

Одним из самых удивительных цветов, созданных Фаберже, является обыкновенный одуванчик, с золотым стебельком и нефритовыми листьями, который с 1995 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Одуванчик в вазочке. К.Фаберже, 1914-1917 гг. Оружейная палата

Глядя на этот одуванчик, создается полное ощущение того, что это хрупкое создание только что аккуратно сорвали и поставили в воду. А мастеру удалось остановить мгновение…

Самым удивительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок совершенно непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы.
Для экспертизы пуха вызывали даже ученых-биологов, и те достоверно установили, что он является настоящим, и возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности – совершенно непонятно…

Еще одно уникальное творение под названием «Анютины глазки», подобного которому нет в мире, было создано в 1904 году.

Анютины глазки. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля

Внутри него скрыт особый миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки цветка раскрываются, и внутри него появляются портреты всех детей императорской семьи. Этот цветок Николай II преподнес своей супруге на десятилетнюю годовщину их свадьбы.

Мастера и дизайнеры дома Фаберже создали множество цветочных композиций из отдельных цветов и букетов, глядя на которые, невозможно поверить, что они сделаны из камня.

Давайте полюбуемся на эти удивительные цветы…












Самая большая коллекция каменных цветов работы Фаберже находится сейчас в собственности английской королевы Елизаветы II, 26 работ из 80 изготовленных.
Основную часть коллекции собрала в свое время королева Британии Александра, приходящаяся сестрой русской императрице Марии Федоровне.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх