Развивающие игры ребенка 10 мес. Сопоставление предметов их изображениям и звукам. Дальнейшее развитие целевых действий с предметами

Скляренко Элина Олеговна

Представляем Вам комплекс упражнений для массажа и гимнастики вашего малыша от 10 месяцев до 1 года!

    Не обязательно придерживаться определенной последовательности упражнений, лучше всего руководствоваться своей интуицией и выполнять движения в согласии с ребенком.

    Массаж можно начинать с любой удобной для малыша позы – на животике, или спинке.

    Любой массаж начинается с поглаживания, чтобы ребенок расслабился.

В возрасте 10 месяцев – 1год малыш хорошо понимает речь взрослого человека и может выполнять несложные просьбы. В этом возрасте уже хорошо развиты согласованные движения, которые готовят малыша к самостоятельной ходьбе.

Комплекс для возраста от 10 месяцев до 1 года включает:

    Сгибание и разгибание ручек, “скользящие шаги”, круговые и прямые движения ручками с кольцами, повороты на спинку и животик, наклоны туловища, приседание, мостик.

Массаж остается тем же, что и во 2 и 3 комплексах. В курс массажа обязательно входит: поглаживание, растирание и разминание, похлопывания, или вибрации.

Напоминаем, что:

    Массаж проводится от периферии к центру, по ходу крово - и лимфотока!

    Любой массаж начинается и заканчивается с поглаживания.

    Сопровождайте массаж ласковым общением с малышом.

    Занятия с малышом длятся до 30 минут.

    Все упражнения выполняем 10 - 12 раз.

Массаж и упражнения для развития вашего малыша остается, как и в 1-2-3 комплексах.

Вводим новые упражнения для малыша

"Бокс в положении сидя или стоя"

Это знакомое для вас упражнение. Усложните это упражнение, посадив или поставив малыша. Вложите в ручки колечки и просите кроху: “Давай, согнем ручку, давай разогнем ручку”. Сгибайте и разгибайте руки ребенка.

Это упражнение укрепляет мышцы –сгибатели и разгибатели рук, а так же мышцы пояса верхних конечностей.

“Самостоятельное поднимание выпрямленных ног”

Это очень важное упражнение! Малыш лежит на спине ногами к краю стола. Вы держите в руках палочку на высоте его выпрямленных ног и просите достать ножками до палочки. Малыш должен сам приподнять ножки и прикоснуться ими к палочке 3-4 раза.

В начале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут.

“Наклоны вперед”

Малыш стоит спинкой к вам. Прижмите его спину к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: “Давай достанем игрушку!”, побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, а затем выпрямиться.

Это упражнение развивает координацию мышц туловища, укрепляют их, особенно мышцы спины и живота.

“Приседания - “сели-встали”!”

Если ващ малыш уже хорошо стоит без опоры, то возьмите его за ручки и побуждайте присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: “Сядем-встанем!”. Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.

Это упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей. Повторяйте его 3-5 раз.

“Учимся ходить”

Если ваш малыш еще не ходит самостоятельно, учите его. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спинкой к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: “А ну ка, давай, походим! и пройдите с ним короткое расстояние.

“Мостик”

Это активное упражнение полезно для спинки малыша. Оно укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.

Малыш лежит на спинке ногами к краю стола. Согните его ножки до прямого угла, затем правую ладонь подведите под спинку в поясничной части и легкими движениями прогибайте малыша вперед. Малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на головку и стопы. Упражнение повторяйте 1-2 раза.


Приведено с некоторыми сокращениями

В этом возрасте необходимо обеспечить условия положительного эмоционального состояния, активного поведения ребенка во время самостоятельной деятельности. Поддерживать интерес ко всему окружающему и обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание должно быть обращено на развитие ведущих линий, а именно: развивать у детей дальнейшее понимание речи, формировать «первичное обобщение» знакомых слов в речи взрослого. Продолжать развивать способность подражать слогам и простейшим действиям с игрушками. Формировать первые осмысленные слова. Усложнять самостоятельную деятельность - обучать новым действиям с игрушками и создавать условия закрепления и овладения действиями и движениями в самостоятельной деятельности. Развивать самостоятельную ходьбу.
Перевести ребенка на режим с двумя отрезками дневного сна и обеспечить большую активность в процессе кормления, для чего обучить детей жевать протертую пищу и пить самостоятельно из чашки.
Режим дня . В этом возрасте детей переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2 1/2 до 3 1/2 ч. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2 1/2 ч, второй раз дети спят 2- 1 1/2 ч. Ночной сон длится 11 ч. Кормят детей 4-5 раз в сутки. Если ребенок сам ночью не просыпается, не следует будить его для того, чтобы накормить, так как этим нарушается ночной сон, что отражается на его здоровье. Когда детей переводят на режим с двукратным дневным сном, соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пищи между первым и вторым кормлением, а также между вторым и третьим достигает 4 1/2 ч. Такой длительности промежутки между кормлениями допустимы потому, что в этот отрезок времени дети не только бодрствуют, но и спят. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда дети только бодрствуют, сокращается до 3-3 1/2 ч.
В этом возрасте уже уменьшается значение пищевой доминанты и ребенок может некоторое время подождать, поэтому дети, посещающие ясли или ясли-сад, завтрак (первое кормление) могут получать в учреждении. Однако интервал между пробуждением после ночного сна и завтраком должен быть не более 30-45 мин, так как более длительное «ожидание» еще трудно для детей данного возраста. Если ребенка приходится поднимать рано из-за дальности расстояния от дома до детского учреждения, то после пробуждения дома следует дать ему молоко или кефир с печеньем, а по приходе в ясли или ясли-сад накормить последним и уложить спать первым.
Детей этого возраста обедом и полдником кормят тут же после сна. Завтрак дети получают по мере прихода в детское учреждение.
Игры-занятия индивидуальные и групповые в детских учреждениях проводятся во все отрезки бодрствования.
До перевода ребенка на этот режим необходимо в течение нескольких дней проверять длительность и характер каждого отрезка его бодрствования и сна. Участковая детская сестра во время патронажа на дому должна объяснить родителям, что режим дня с 2-разовым дневным сном значительно труднее, так как увеличивается длительность отрезков бодрствования. Нужно стараться, чтобы ребенок, особенно легко возбудимый или ослабленный, как можно дольше спал днем 3 раза.

Кормление, укладывание на сон и гигиенический уход

До 9-10-месячного возраста ребенок осваивает все основные пищевые умения, в этом возрасте следует их закреплять и усложнять поведение ребенка во время процесса кормления. В 10-11 мес он должен сам брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно; откусывать хлеб, чередуя жевание его с жидкой пищей. Для хорошего аппетита и правильной обработки пиши важно своевременное воспитание этих умений. В этом возрасте надо давать детям различные каши, пюре из разных овощей, провернутое мясо, протертые ягоды, фрукты и др.
Нередки случаи, когда матери кормят ребенка до 1 года только жидкой кашей и молоком из соски, объясняя это тем, что он не любит и не ест другую пищу. На аппетит ребенка в данном случае повлиял неправильный способ кормления и этим объясняется его отказ от еды. Начав посещать в этом возрасте детское учреждение, ребенок отказывается от другой пиши. Его начинают кормить насильно, закрепляют тем самым отрицательное отношение к еде, и еще более усложняется процесс адаптации.
В некоторых детских учреждениях, стремясь привлечь ребенка к активности, в 10-11 мес дают в руку ложку для самостоятельной еды полугустой пищи. Ложка вместо укрепления аппетита отвлекает его от процесса питания. У ребенка этого возраста еще недостаточно развита координация движений рук для того, чтобы самостоятельно съесть полагающуюся ему пищу из ложки. После нескольких попыток самостоятельных движений ребенок устает, перестает есть, а начинает играть ложкой и тем самым отвлекается от процесса кормления. В то же самое время он отказывается от того, чтобы его докармливали, так как ложка и действия с нею занимают его. Ложку для самостоятельной еды следует давать ребенку только в начале 2-го года.
Детей, начинающих и научившихся самостоятельно ходить, желательно кормить за низким столом с приставленными креслицами. Ребенка к столу следует вести за руку, используя этот момент для развития ходьбы.
В детском учреждении детей до 1-го года за одним столом кормит не более двух детей сестра-воспитательница, за другим - няня. Во время кормления следует следить за тем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу. Для этого давать каждому ребенку по 2-3 ложки пищи. В промежутках побуждать откусывать и жевать хлеб.
Во время купания для того, чтобы закрепить у ребенка положительное отношение и отвлечь его от неприятных ощущений (обычно дети не любят, когда им моют голову мылом), хорошо дать для игры гигиеническую игрушку.
Внимательно наблюдать за поведением ребенка и закреплять навык опрятности. Когда у него возникает потребность в мочеиспускании и дефекации, нужно следить за ребенком (иногда дети начинают «кряхтеть» и смотрят на взрослого) и сажать его на горшок. Следует делать это спокойно, не спеша, чтобы не затормозить у ребенка возникшую потребность. Ни в коем случае не следует сажать на горшок, если ребенок уже мокрый.
Все гигиенические процедуры, укладывание и процесс кормления для выработки соответствующих умений и навыков и развития движений и подготовительных этапов речи надо сопровождать речью взрослых.
Во время кормления, одевания и умывания на слова «дай», «подними» (головку, ножку), «пей», «ложись», «спи», «садись», «откуси хлеб» и т. п. вызывать ответные движения ребенка: поднимать голову, протягивать при одевании ручки, ножки, при умывании подставлять ручки под струю воды, садиться, ложиться, вставать и т. д. Вызывать ребенка на подражание облегченных слов, связанных с данным процессом: чтобы при виде пищи ребенок сказал «дай-дай», «сейчас кушать будем „ам-ам"»; при укладывании: «Олечка будет спать - „баю-баю"»; «Сейчас Вовочка будет купаться: „куп-куп"». В этом возрасте надо вырабатывать у ребенка положительное отношение к хорошему и красивому. Для этого соответствующей интонацией и мимикой подчеркивать положительное отношение к чистой одежде, красивому бантику «ах, какой бантик красивый»; похвалить ребенка, если во время высаживания у него был положительный результат, и другой интонацией подчеркивать отрицательное отношение к грязному и неприятному.

Организация бодрствования

Дети этого возраста проводят бодрствование на полу в отгороженной части комнаты, где расположены пособия для развития движений детей и действий с предметами. В конце года, когда ребенок овладеет самостоятельной ходьбой, желательно на некоторое время выпускать его ходить по всей комнате. К началу бодрствования игрушки должны быть расположены таким образом, чтобы они своим внешним видом побуждали ребенка к различным действиям. Особенно это важно при воспитании в детском учреждении, так как дети встают после сна не все сразу и часть бодрствования проводят без участия сестры-воспитательницы.
Игрушки должны содействовать дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат разнообразные сюжетные игрушки различной формы, величины, окраски и материала, отвечающие гигиеническим требованиям.
Детям старше 9 мес, кроме указанных игрушек, следует добавить коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, крупные полые кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, которым обучили их взрослые. Для развития обобщения давать 2-3 игрушки, имеющие одно название, но различные по внешнему виду, например 2-3 куклы, 2 кошки, 2-3 петушка разного материала, величины и окраски.
Для самостоятельной деятельности детей нужно подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже научились производить какие-либо действия или которые они могут сами освоить в процессе самостоятельной практики. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой и грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длительное время. Если взрослые заметили, что ребенок перестал играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими.
В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Ребенка можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требующие большей координации рук и неподсказанные свойствами предметов. Так, у 10-11-месячного ребенка не может без обучения взрослого появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик - этому его должен научить взрослый.
Ребенка 10-11 месяцев можно также научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, например «покорми кису», «покачай лялю» и т. п.
К концу 1-го года у детей во время самостоятельной деятельности возникают такие «игры», как кормление кошечки или собачки, «укладывание» куклы и др., которые являются воспроизведением действий, разученных взрослыми. Таким образом, умения, которым учит ребенка взрослый, обогащают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности ребенка и чередовать его с общением со взрослым. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий ребенка. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наиболее значимые слова, повторять их, делать паузы, чтобы ребенок имел возможность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, «подсказать» жестом, а затем только выполнить то, что ребенок не понял.
Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: «Олечка, собачка - ав-ав, как собачка лает „ав-ав"». Такие приемы взрослых не только расширяют понимание названия предметов, игрушек и людей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам и др.
В 10-11 мес надо начинать формировать «первичное» обобщение некоторых слов в речи взрослого. Первые «слова обобщения» также формируются в результате специального обучения. Для этого в семье во время бодрствования, а в детском учреждении и во время специальных игр-занятий показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показывать куклу: резиновую, целлулоидную, большую, маленькую и называть и просить принести. «Катенька, принеси лялю». «А еще где ляля, принеси». Если ребенок не понимает вопрос, показать - «посмотри, вон ляля, принеси». Если в этом случае ребенок не понимает обращения, надо дать куклу ребенку, говоря: «Вот ляля, Катенька, дай лялю тете Вале», протянуть руку за куклой. «Ну, теперь принеси еще лялю». Просить ребенка (примерно 11-месячного возраста) «покажи, где у куклы глазки», «а где у тети Вали глазки».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как ляля у нас ходит топ-топ-топ»,- говорит сестра-воспитательница ребенку, который «водит» куклу, приподнимая и опуская ее над столом. «Топ-топ» - повторяет он, продолжая «водить» куклу. При этом речь взрослого всегда должна быть образцом и в отношении интонации и громкости. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например при виде кошки произносит «кс-кс», при виде собаки - «ав-ав».
Чаще всего звукоподражание и слова возникают, когда ребенок видит человека или игрушку, которую при показе часто называли или когда ребенок на что-либо заинтересованно смотрит, а взрослые в это время произносят слово - обозначение, доступное для подражания. Для того чтобы облегчить подражание и способствовать развитию артикуляционного аппарата, при обращении к детям следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не просто «ав-ав».
В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, должно систематически проводиться на занятиях. Занятия по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.
Многими движениями в этом возрасте дети овладевают во время самостоятельной деятельности. Для этого в семье и в детском учреждении нужно создавать условия для свободы и разнообразия движений. Однако для своевременного их развития и правильной последовательности в детском учреждении следует проводить с детьми специальные детские игры -занятия, а в семье помогать ребенку овладеть различными движениями.
Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10-11 мес водить с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.
Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.
Не рекомендуется также для овладения самостоятельной ходьбой, использовать каталки, «омские ходунки» 1 и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и «омских ходунков», то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы только в тех случаях, когда ребенок уже научится ходить самостоятельно.
В детских учреждениях в каждый отрезок бодрствования, кроме общения, с каждым ребенком проводятся различные виды индивидуальных игр-занятий.

Примерный перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Развивать понимание речи взрослого. Увеличить количество названий предметов, игрушек, окружающих людей и действий с предметами; научить находить названную игрушку среди 3-4 игрушек, название которых ребенок знает, например куклу, кошку,- собаку, лошадку, машину и др.; учить выполнять одно и то же действие с разными предметами: кормить собачку, кошку или водить куклу, мишку, катать машину, тележку и т. п. По словесной инструкции взрослого отыскивать и находить знакомые предметы (куклу, мяч, машину, ведро и др.), давать их другому ребенку и взрослому.
2. Развивать первичное «обобщение» названий предметов - по просьбе взрослого давать игрушки одного названия, отличающиеся по внешнему виду, например, собачку плюшевую, пластмассовую, резиновую и др.
3. Вызывать звукоподражание и учить говорить первые слова (да, на, мама, баба, бах, би-би, дядя, га-га и т. п.).
4. Обучать новым действиям с предметами по показу и словесной инструкции, а затем только по слову взрослого, например, укладывать куклу спать; кукла танцует; кормить кошку; снимать и надевать свободно снимающиеся кольца на стержень; открывать и закрывать- матрешку; втыкать грибочки, кегли, палочки в отверстия скамеечки и вынимать их и т. д.
5. Развивать умение ходить. Учить ходить вначале с поддержкой за обе руки, а затем без поддержки.
Игры-занятия с группой детей распределяются по дням недели. Проводятся они в 1, 2 и 3 отрезки бодрствования и повторяются в течение недели 2-3 раза.

Примерный перечень игр-занятий с группой детей в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Показы с целью развития понимания речи и ознакомления с окружающим, например, показа плавающих игрушек, сюжетных игрушек, расположенных в разных местах (отыскивание знакомой игрушки на вопрос «где?»); показа живых животных, например, кормление котенка, щенка, кролика и др.
2. Показы с целью развития понимания речи и подражания звукам и действиям.
3. Игры-занятия по развитию движений: игра в мяч, разбрасывание, шариков.
4. Проводить музыкальные занятия. Развивать устойчивость слухового внимания; вызывать подражание слышимому; побуждать детей к движениям и элементарным действиям под песню и показу взрослого.
5. Игры-развлечения.
Таким образом, если воспитание детей организовано правильно, то они нормально развиваются, спокойны и активны. К 1-му году они осваивают основные крупные движения. Много двигаются, ходят, влезают на невысокий диванчик, горку и подлезают под различные предметы. У детей повышается интерес ко всему окружающему. Их интересуют новые игрушки, движения взрослых и других детей. Понимают обращенную к ним элементарную речь; по словесной инструкции выполняют разученные с ними движения и простые действия с игрушками, знают названия игрушек и предметов, с которыми часто играют, поворачиваются, когда их зовут, и знают имена нескольких окружающих взрослых и детей.
Дети начинают более тонко дифференцировать интонацию голоса и мелодию музыки и по-разному реагируют на них. В ответ на обращение взрослых и во время самостоятельной деятельности лепечут, повторяют за взрослым различные звуки, произносят около 10 простых слов. Звуками они привлекают к себе внимание.
Во время самостоятельной деятельности дети производят некоторые разученные целенаправленные действия с предметами: вынимают и вкладывают, открывают и закрывают, снимают и надевают (свободно снимающиеся кольца), качают куклу, «кормят» игрушечных собачку, кошку и т. п. Некоторое время могут играть самостоятельно.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Малыша, которому скоро исполнится год, по-прежнему интересуют игрушки на колесиках - это могут быть яркие пластмассовые машины, фигурки животных. Замечательной игрушкой для малыша может стать… его собственная прогулочная коляска: делая свои первые шаги, он будет с удовольствием катить ее перед собой во время прогулки. Таким образом можно будет достичь сразу нескольких целей: во-первых, у ребенка будет возможность почувствовать себя почти таким же, как мама или папа (ведь он занимается таким «взрослым» делом!); во-вторых, ему будет легче сохранять равновесие при ходьбе. Можно приобрести ребенку кукольную коляску или каталку с ручкой, которую можно катить перед собой. Малыш получит еще большее удовольствие, если эти игрушки при движении будут издавать какие-либо звуки: это станет дополнительным стимулом к ходьбе. Дома в роли коляски может выступить обычный небольшой стул или табуретка, которую малыш будет толкать перед собой во время ходьбы.

При выборе игрушек для малыша не забудьте и о мяче . Хорошо, если он будет «классическим» - ярким резиновым, диаметром примерно 15-20 см. Теперь игры с мячом уже не будут ограничиваться манежем или комнатой, поэтому необходимо, чтобы мяч был достаточно упругим, «прыгучим» и чтобы его легко было мыть. Игры с мячом могут быть разнообразными: дома вы с малышом можете катать мяч друг другу. Эта нехитрая забава будет способствовать развитию у малыша координации движений и поможет освоению пространства. На улице можно бросать мяч - друг другу или об стенку: пусть ребенок не сразу научится его ловить, но уже сами эти попытки стимулируют его двигательную активность, и он будет увереннее держаться на ногах.

Более разнообразными станут игры с кубиками . Требования к кубикам остаются прежними: желательно, чтобы они были сделаны из некрашеного и не оклеенного бумагой дерева или пластмассы: ведь малыш все еще любит пробовать игрушки на вкус.

Пригодятся вам и погремушки (в качестве «ударных инструментов» во время музыкальных занятий ), и заводные или электрические музыкальные игрушки (типа музыкальных шкатулок), но игры с ними теперь тоже несколько изменятся: (как именно, мы расскажем ниже).

И наконец, не пренебрегайте предметами быта : не секрет, что малыш будет по-прежнему любить их больше, чем любые дорогие развивающие игрушки. Запаситесь, например, маленьким радиоприемником (конечно же, играть с ним ребенок будет только вместе со взрослым); не выбрасывайте пластиковые бутылки, баночки и стаканчики. Берегите литровые и пол-литровые пакеты из-под молока или кефира и маленькие - из-под детского питания: этот замечательный строительный материал может затмить любой дорогой конструктор. Не прячьте во время купания разнообразные губки и мочалки, всевозможные приспособления для массажа (конечно, если у них нет острых деталей) - и купание станет любимым развлечением вашего малыша. Не забудьте и о специальных «водных» игрушках: плавающих уточках, лодочках, небольших надувных и заводных плавающих игрушках.

В игрушку может превратиться практически любой предмет быта (конечно, если он отвечает требованиям безопасности), нужно лишь проявить изобретательность и умение взглянуть на мир привычных для нас вещей с неожиданной стороны. Например, кусок картона от обувной коробки может превратиться в рупор: малыша сначала удивит, а потом позабавят те метаморфозы, которые произойдут в этом удивительном устройстве с его собственным или вашим голосом. О других примерах вы узнаете из этой статьи, но мы будем рады, если ваше творчество этим не ограничится.

Крепкие ноги

Чтобы ребенок, начинающий ходить, учился лучше владеть своим телом и сохранять равновесие, предложите ему следующие игры:

  • Устройте для него «гонку с препятствиями»: постройте на его пути низенькие (10-15 см) барьерчики, через которые надо будет переступить, или башни, которые надо будет обойти. В качестве строительного материала можно использовать детский конструктор или пакеты из-под молока или соков. Гуляя с малышом, выбирайте не только асфальтированные дорожки, но и «пересеченную местность» (конечно, в пределах разумного).
  • Вспомните старую игру:
    Поехали, поехали,
    На бочке, на бочке,
    По ровненькой дорожке,
    По кочкам, по кочкам,
    По оврагам, по оврагам,
    В ямку бух!
    (для желающих есть вариант дальнейшего развития событий:
    Распугали сорок мух .)

При этих словах, лежа на спине и подняв согнутые в коленях ноги, посадите на них ребенка и легонько покачивайте, крепко держа за руки (см. фото). При словах: «В ямку бух!» «уроните» ребенка и прижмите его к себе.

Умелые руки

С помощью этих увлекательных игр вы не только сможете занять любопытного малыша, который пришел к вам на кухню, когда вы заняты домашними делами, но и поможете ему научиться координации движений рук.

  • Возьмите небольшой предмет - например прищепку или пробку - и предложите малышу поупражняться в меткости, с небольшого расстояния бросая пробку в пластиковую банку или картонную коробку.
  • Возьмите два пластиковых стаканчика и переверните их, спрятав под один из них печенье или четвертинку яблока. Сначала сами переверните стаканчики и найдите под одним из них вкусный сюрприз, потом предложите сделать то же малышу. Постепенно увеличивайте количество стаканчиков.
  • Из пустых картонных пакетов из-под молока или детского питания вместе с ребенком постройте стену, башню, тоннель для игрушечных машин. Можно соорудить из пакетов поезд, соединив их лентой.

Полезные развлечения, помогающие малышу развить движения рук, можно придумать и во время купания.

  • Позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ребенка во время купания было 2-3 небольшие губки или мочалки (желательно из материала различной фактуры - например из резины и поролона). Покажите ребенку, как выжимать губку. Это занятие доставит ему массу удовольствия и в то же время будет способствовать укреплению мышц кисти.
  • Принесите из кухни в ванную пластиковые баночки и стаканчики. Во время купания можно переливать воду из одной баночки в другую. Через некоторое время можно будет предложить ребенку задание потруднее: наполнить пластиковую баночку водой с помощью ложки.
  • Сделайте в дне пластиковой банки или бутылки несколько отверстий, чтобы у вас получилось что-то наподобие душа. Наполните бутылку водой и предложите малышу «сделать дождик». Научившись, он будет играть самостоятельно.
  • Спрячьте какую-нибудь игрушку для купания (например, пластмассовую уточку) в массажную рукавичку. Сначала сами найдите ее, а потом предложите это сделать ребенку. Поменяйтесь ролями - пусть ребенок спрячет игрушку, а вы найдите ее.

Живой ум

Предлагаем вам несколько упражнений и игр, способствующих развитию речи и интеллекта вашего малыша.

  • Положите перед малышом кучу носков, варежек, детской обуви или любых других парных предметов. Дайте ему одну варежку и попросите подобрать к ней пару. Надо иметь в виду, что на первых порах предметов должно быть не слишком много - пары 3-4. Обратите внимание и на то, что сначала предметы должны быть разных цветов и вообще максимально отличаться друг от друга по размеру, фактуре и т.п. Потом, усложняя игру, можно будет использовать для нее более похожие предметы.
  • Спойте любую несложную детскую песенку, «аккомпанируя» себе с помощью бубна или погремушки. Потом предложите малышу взять роль аккомпаниатора на себя. Как уже говорилось в предыдущих статьях, развитие чувства ритма стимулирует развитие речи.
  • Пусть подготовка ко сну станет для вашего малыша особым ритуалом. Перед сном можно рассказать ему придуманную вами сказку, одним из героев которой будет сам ребенок.
  • Соберите в небольшой альбом несколько фотографий членов вашей семьи. (Важно, чтобы фотографии в альбом не вклеивались, а вставлялись в прозрачные кармашки, чтобы малыш не мог вынуть их из альбома или повредить.) Такой альбом можно рассматривать вместе с ребенком, сначала называя каждого изображенного на них человека, а потом прося ребенка показать, например, дедушку, бабушку, тетю Аню и проч. В дальнейшем можно будет усложнить задание и попросить назвать по имени тех изображенных на фотографии людей, чьи имена малыш уже научился произносить (начать, наверное, лучше всего с мамы и папы).

Продолжаем освоение пространства

С первых месяцев жизни малыша мы играли с ним в игры, основанные на поиске источника звука. Теперь игры, построенные на этом принципе, становятся еще сложнее и их «поле» расширяется.

  • Заведите музыкальную шкатулку или включите маленький радиоприемник. Спрячьте их в комнате, где находится малыш - под кроватью, под покрывалом и т.п. Вместе с малышом найдите приемник или игрушку. Потом спрячьте их еще раз и предложите ребенку самому найти их по звуку. Играть в эту игру можно и на улице - например на даче.

Знакомимся с окружающим миром

Конечно, на прогулке малыш не только дышит свежим воздухом, но и обогащает свои представления о мире. Поэтому важно поощрять исследовательскую активность ребенка, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

  • Во время прогулки собирайте все то, что может заинтересовать малыша: гуляя по лесу, прихватите с собой несколько шишек или веточек; на пляже предложите ребенку поискать ракушки или красивые камешки; осенью возьмите домой несколько ярких листьев. Дома рассмотрите свои находки вместе с малышом, обратив его внимание на цвет и форму ваших находок.
  • Познакомьте малыша с правилами безопасности на улице. Переходя дорогу, каждый раз говорите о том, что надо посмотреть налево, а потом направо, чтобы убедиться, нет ли машин. Попросите его сделать то же самое.
  • И наконец, пусть ваш малыш узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Понаблюдайте, как садится солнце, а во время вечерней прогулки зимой (когда рано темнеет) посмотрите вместе на луну и звезды. Ведь любознательность - замечательная человеческая черта, и основы ее закладываются именно в раннем детстве.

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ 10 МЕСЯЦЕВ ДО 1,5 ЛЕТ

Часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0-1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу от 10 месяцев до полутора лет. Чему уделить особое внимание?

Развитие крупной моторики.

В возрасте около одного года развитие движения всё ещё занимает ведущее место. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

Что вам потребуется?

Обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или, в домашних условиях, мебель, которую ребёнок не сможет сдвинуть, опираясь на неё.

Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.

Не мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений.

Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.

Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п.

Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

В возрасте около одного года у ребёнка начинают формироваться причинно-следственные связи. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

Что вам потребуется?

Любые игрушки, в которых нужно положить предмет в отверстие и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.

Различные рамки-вкладыши.

По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. д.

Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.

Сенсорное развитие.

Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Однако в таком раннем возрасте всё ещё не нужно выделять их в отдельную зону материалов. Развитие происходит в основном в повседневной жизни.

Что вам потребуется?

Лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.

Развитие слуха.

Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

Сенсорные дорожки

Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.

Сенсорные книжки

Сейчас продается множество сенсорных книжек. Но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Развитие речи.

Обычно в возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо пополнять словарный запас.

Что вам потребуется?

Книжки серии «Мои первые слова».

Речевые коробочки для расширения словарного запаса (фигурки животных, фрукты-овощи, транспорт и т. п.).

Упражнения практической жизни.

Около года ребёнок только начинает интересоваться занятиями окружающих его взрослых. Малыш может внимательно за ними наблюдать, но присоединиться к маме или повторить её действия пока бывает сложно. Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереть рот салфеткой, и за окружающими вещами: полить цветы, вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх