Карнавал масок в венеции. Венецианские маски. Венецианские маски и костюмы

Виды масок

Маски приблизительно можно подразделить на два вида. Маски первого вида – это варианты масок итальянской комедии Дель Арте (commedia dell’arte) - комедия масок - особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего к середине 16 в. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. Ко второму виду относят классические маски (не связанным с театром)- это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды. Ниже даны краткие описания некоторых масок.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, названная в честь, ее неизменно предпочитавшего, Казановы, и отличается от классической Баута наличием tricorno (треугольной шляпы).

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом , серебром , хрусталём и перьями . Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте . Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.

Моретта

Овальная маска из чёрного бархата , изобретена во Франции . У неё нет рта; маска крепится на лице за счёт штырька, который зажимается в зубах, лишая женщину возможности говорить. Другое название маски - "Servetta Muta" ("немая служанка"). В такой маске женщина будет очень загадочна и, судя по отзывам, очень полезная вещь в доме.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

Очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за такое животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Доктор Чумы (Medico della Peste)

Лекарь Чумы

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника...

Ссылки

  • (итал.)
  • Venetian Masks (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Венецианская маска" в других словарях:

    Маска - Знаменитая золотая маска мумии Тутанхамона. МАСКА (французское masque), 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Ритуальные маски надевались… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Карнавальные маски. Венецианская маска традиционный символ ежегодного Венецианского карнавала. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений.… … Википедия

    Участники венецианского карнавала 2010 года Венецианский карнавал … Википедия

    Рафаэль Сабатини Портрет Р. Сабатини на пачке сигарет Дата рождения: 29 апреля 1875 … Википедия

    Вольта может означать: В Викисловаре есть статья «вольта» Реки и озёра Вольта озеро в Гане. Вольта река, протекающая по Буркина Фас … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Венецианская маска. Город Баута Bauta Страна Куба … Википедия

    Дата рождения: 29 апреля 1875 Место рождения: Йези, Италия Дата смерти … Википедия

Ежегодный карнавал в Венеции привлекает в этот город толпы туристов. Многие хотят не только посмотреть, но и поучаствовать в этом зрелище, слиться с толпой и стать ее частью, словно перенесшись во времени на много веков назад. Затеряться и стать неузнанным помогают костюмы эпохи Возрождения, и такой элемент как венецианская маска.

История происхождения венецианских масок

Карнавал – явление захватывающее, оно знаменито на весь мир и является визитной карточкой города точно так же, как каналы и красно-черные гондолы. Его непременным атрибутом являются яркие, непохожие одна на другую маски, за которыми удобно на несколько часов скрыть свою личность и притвориться кем-то другим, . Многим интересно погрузиться в историю этого многоголосого и многоликого города на воде.

История венецианских масок уходит своими корнями в эпоху становления Венеции, как крупного экономического центра средневековой Европы.

  1. Богатые жители Венеции всегда были на виду из-за небольших размеров городка. Поэтому маски были призваны сохранять инкогнито их владельца в передвижениях по городу, для сокрытия тайных и запретных любовных увлечений.
  2. С помощью этой детали скрывались множество воришек и аферистов в большом количестве промышлявших в Венеции.
  3. Третьей причиной была возможность хотя бы на короткий миг сменить личность, превратившись из слуги в богатого горожанина и наоборот. Традиция надевать такой предмет как венецианская маска, богато украшенная мехом, лентами, шелком и перьями, драгоценными камнями и сияющими красками во время ежегодного карнавала настолько пришлась по душе венецианцам, что на протяжении многих столетий он – самое узнаваемое зрелище в Европе.

Венецианские маски – виды и значение

Настоящие оригинальные предметы в отличие от дешевых полумасок – настоящие шедевры и стоят они не дешево. Но, приобретая такую деталь в Венеции и участвуя в ней в карнавальном шествии, можно полностью погрузиться в атмосферу праздника и словно перенестись о времени. Можно обозначить отдельные виды венецианских масок, которые различаются по типам или образам. Каждый из них имеет свое значение и изготавливается мастерами по строгим канонам, разработанным многие столетия назад.

Отличается только декор и украшения, мелкие индивидуальные детали, характерные для работ каждого определенного вида. Среди них можно выделить следующие:

  • самой популярной считается Баута. Этот образ выбирали как аристократы, так и простолюдины;
  • Вольто – это венецианская маска, представляющая собой ничем не примечательный образ человека, желающего затеряться в толпе;
  • Дама и Коломбина – аксессуары, любимые среди женщин разных возрастов;
  • интересна маска Шута, надев которую можно перенять и повадки этого образа;
  • Гатто или Кошка представляет собой стилизованную кошачью мордочку;
  • Моретта – еще одна женская деталь с интересной историей;
  • к относится зловещий аксессуар под названием Доктор Чума;
  • Бабочка – часто представляет собой ажурную полумаску.

Маска Венецианская Дама

Одной из самых ярких и роскошных является карнавальная маска венецианской дамы. Уже по названию видно, что она олицетворяла собой образ знатной венецианки. Для нее характерны такие отличительные черты:

  • обильно украшенная драгоценными камнями, жемчугом, перьями и кружевом, расписанная золотом и покрытая перламутром, Дама олицетворяла собой роскошь и шик;
  • зачастую сверху нее была стилизация под высокую прическу, уложенную локонами или ободок из пушистых страусиных перьев;
  • вокруг глаз, губ или по щекам венецианская женская маска обильно инкрустировалась драгоценными сияющими камнями, крупными натуральными жемчужинами;
  • самые дорогие детали пропитывались восточными благовониями, которые в Европе средних веков ценились дороже золота;
  • существуют разновидности по именам: Фантазия, Валери, Либерта, Реджина, Ольга и Саломея.

Венецианская маска Коломбина

Из комедий дель арте пришли маски венецианского карнавала, известные под названием Коломбина или Служанка. Для нее свойственны такие особенности:

  • это полумаска, закрывающая только верхнюю часть лица;
  • образ Коломбины – это образ хитрой, ловкой и привлекательной девушки-служанки, которая помогает своей госпоже в ее любовных похождениях, ловко манипулирует Арлекином;
  • полумаска Коломбины украшается либо контрастными ромбами, символизирующими заплатки на костюмах Арлекина и Коломбины, либо украшается побогаче, перьями, бусинами, кружевом и росписью;
  • крепится такая венецианская женская маска на широких завязках, но она может иметь и ручку, за которую ее нужно подносить к лицу.

Венецианская маска Вольто

Одними из самых популярных считаются венецианские карнавальные маски Вольто или гражданин – это простой и распространенный образ карнавала. Она имеет такие отличительные черты:

  • повторяет контуры человеческого лица, часто выполнена в , но возможны и вариации других цветов;
  • украшена она умеренно либо золотой росписью и инкрустацией, либо минимально прописанной линией глаз и губ;
  • Вольто разрешали носить обычным горожанам и в другие праздники, а не только во время главного карнавала;
  • имеет либо ручку, закрепленную на подбородке, либо крепится на завязках;
  • Вольто – канонический вариант, ее использовали для сохранения инкогнито.

Венецианская маска Моретта

Если рассматривать венецианские маски, значение одной из них соответствует переводу ее названия. Моретта переводится как «смуглянка», среди ее особенностей можно отметить следующие:

  • имеет черный цвет и покрыта либо черным бархатом, либо черным атласом;
  • она отличается небольшим размером, не имеет завязок и губ;
  • крепится эта венецианская маска благодаря небольшому штырьку, который берется в рот и держится зубами. Отсюда и еще один вариант названия – «немая служанка»;
  • считается, что она была любимой у Джакомо Казанова, поскольку молчание и таинственный язык жестов он считал очень соблазнительным;
  • в настоящее время Моретта – одна из самых редких из-за неудобства ее крепления, ее изготавливают исключительно на заказ.

Венецианская маска Баута

Одним из мужских вариантов, в которых представлены традиционные венецианские маски, является Баута или Призрак. Это единственный образ, в котором можно было есть и пить, сохраняя инкогнито и без лишних неудобств. К ее характеристикам относятся следующие:

  • неузнанность человека сохранялась благодаря особым акустическим особенностям Баута;
  • она расширена снизу и слегка выдвинута вперед, голос, ударяясь о внутреннюю поверхность, становился глухим;
  • классическая Баута красилась в черный цвет, затем ее стали выкрашивать в белый, и только недавно Баута стали делать стальными, серебряными и золотыми;
  • образ Баута дополнялся широким и черной аристократической треуголкой;
  • Баута исторически считалась аристократической, в ней знатные горожане могли прогуливаться по городу в любой день, а простолюдинам надлежало приветствовать каждого прохожего в такой детали.

Венецианская маска Кошка

Единственной, изображающей животное на карнавале, является венецианская маска кота. Издревле венецианцы очень тепло относились к кошкам, которые спасали зернохранилища от мышей. «Кошка» имеет такие отличия:

  • закрывает верхнюю часть лица, оставляя открытыми губы и подбородок;
  • часто в нижней части существует оборка их тонких кружев;
  • полностью повторяет мордочку кота, на ней имеется кошачий нос, щеки, разрез глаз и ушки;
  • принято обильно украшать кружевные венецианские маски узорами, сусальным золотом, сверкающими элементами, лентами;
  • ее выбирают себе как мужчины, так и женщины. Крепится она на голове, благодаря завязкам.

Венецианская маска Доктор Чумы

Самый зловещий образ карнавала – это венецианская маска с длинным носом Доктор Чумы. К ее особенностям относятся следующие:

  • олицетворяет собой что-то потустороннее, неотвратимость смерти;
  • представляет собой однотонный лик с большим птичьим клювом;
  • ее надевали чумные доктора во время вспышки этой смертельной болезни в Италии. В клюв закладывались ароматные и антисептические травы, снадобья, которыми дышали доктора, чтобы избежать заражения этим страшным недугом;
  • на врачах были надеты длинные черные плащи с восковой пропиткой, а в руках они держали длинный посох, чтобы не прикасаться к больному человеку. Увидеть чумного доктора, ходившего из дома в дом, считалось зловещим признаком болезни и неотвратимой смерти. В настоящее время все атрибуты этого образа сохранились.

Венецианская маска Шута

Из комедии дель арте пришли красивые венецианские маски Коломбины и Шута. Последние были при дворах правителей. Они единственные могли сказать королю всю правду и остаться безнаказанными. Это яркий, веселый, дурашливый образ, который отличают такие характеристики:

  • представляет собой хитро улыбающуюся гримасу, с длинным подбородком и носом;
  • украшается узорами, золочеными элементами, на голове – стилизованный колпак с бубенцами;
  • костюм дополняется , сшитым из ромбовидных лоскутов;
  • еще одна вариация Шута – маска Маттачино. Это дерзкий и агрессивный вариант. Во время карнавала ему позволялось многое: выкрикивать оскорбления в адрес прохожих, кидаться в них яйцами и тухлыми овощами. Маттачино имеет один или два рожка с бубенцами.

Венецианская маска Бабочка

Одним из самых популярных вариантов, в которых представлены женские венецианские маски, является Бабочка. Она представляет собой мини-полумаску, закрывающую одни только глаза. Сохранить инкогнито в ней трудно, но она придает образу таинственность и очарование. Деталь прикрывает линию глаз, выполняется из ажурного материала либо покрывается красивым узором или кружевом. Ее можно завязывать лентами, либо она имеет длинную ручку сбоку, за которую ее можно держать в руке.


Венецианская маска с перьями

Варианты Дамы, Коломбины, Бабочки – это женские венецианские маски с перьями, которые занимают особое место в украшении. Исторически страусиные перья считались атрибутом костюмов богатых людей, ими декорировали шляпы и делали из них дорогие веера, поэтому позволить себе такую роскошь на карнавале могли далеко не все. По наличию перьев можно было определить статус того, кто прятался под ней.


Выставка венецианских масок

В разных городах мира проводятся ежегодные выставки, на которых представлены современные венецианские маски. В них принимают участие много частных коллекционеров, которые не могут устоять перед красотой, роскошью и богатой историей атрибутики карнавала. На крупных выставках можно увидеть полные , их исторические прототипы и роскошное современное воплощение. Ведь каждая деталь – это небольшое произведение искусства, которое хочется примерить на себя.


Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется редко, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.


Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.


Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.



Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.

основа для будущей маски

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!


Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал надевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

Маска «Баута»

«Жоли» и «Шут» - женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.


«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.


«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее надевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.

Маска «Гатто»

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Вам также может быть интересно:

За масками люди прячут не только лица, но и тайны. С ними связаны разные мистически-таинственные ассоциации. За маской может скрываться все, что угодно...

Но еще маски - это великолепный аксессуар для карнавала. Именно в такой роли они чаще всего встречаются, исключая ритуальные традиции различных племён. Красивая маска для карнавала - настоящее произведение искусства. В данной статье мы поговорим об этом аксессуаре, вспомним его историю и некоторые разновидности.

Так, в давние времена маски служили способом скрыть свою личность тем, кто имел предосудительные интимные связи, участвовал в противозаконных действиях. Первые такие аксессуары появились в Венеции несколько столетий назад.

Украшению масок придавали огромное значение. Роскошь и красота, которой они блистали, вызывали благоговейный трепет.

Для декора использовался мех, дорогие ткани, драгоценные камни, птичьи перья. Основа изготавливалась из папье-маше. Непосредственно привязка к Венецианскому карнавалу (Карневале) появилась чуть позже. Как атрибуты богатства и всяческого самовосхваления, маски отлично вписались в эти процессии, переливаясь всеми оттенками жизненных наслаждений.

Карнавальные маски

Если обсуждать карнавальные маски, то стоит сказать, что появились они некоторое время назад в Венеции. Носить эти аксессуары начали давно, и поводов для этого было множество.

Маски надевали и забавы ради, и чтобы скрыть свое лицо, совершая некий грех. Случалось, что лица некоторых жителей Венеции были скрыты большую часть года.

В 18 веке слава о венецианских карнавалах стала распространяться по Европе. В них мог принять участие любой желающий, независимо от социального статуса, происхождения. Маски для такого разношерстного сборища носили некую сглаживающую функцию: скрывая персоны своих носителей, они позволяли людям чувствовать себя свободнее.

Разнообразные маски изготовлялись в специальных мастерских. Украшению придавали большое значение: богатые люди могли себе позволить заказать уникальный аксессуар для празднования. Делались маски для карнавала своими руками, и от этого их оригинальность нисколько не страдала.

Баута - самая популярная маска для карнавала

Этот вид маски встречался на чаще всего, и со временем становился все популярнее. Баута служила для того, чтобы носитель не афишировал свое Использовали маску не только в карнавальных шествиях.

Баута, прежде всего, давала своему владельцу свободно себя чувствовать в любом окружении. Влияние социальных норм не столь тяготило, и это было желанным для большей части населения. Маска давала свободу в романтических похождениях, а часто и криминальных.

Баута имеет необычную форму, угловатую и жесткую. Несколько смягчает впечатление декор, а также сочетание маски и традиционной треугольной шляпы. Именно в ансамбле со шляпой, плащом, большим атласным капюшоном обычно носили Бауту в Венеции. Данный тип маски также называют Казанова или Ларва.

Коты в Венеции и маска Гатто

Появлению маски Гатто способствовала красочная история. В то давнее время в городе пышных карнавалов было крайне сложно встретить кота. Бытовала легенда о старом китайском бедняке, пришедшем в Венецию. Кроме столь же старого кота у человека ничего не было. Но животное умудрилось избавить от мышей за что старик был щедро вознагражден.

У истории было продолжение: по возвращению домой, сосед старого китайца вознамерился выручить в Венеции за роскошные китайские шелка много больше, чем за какого-то дряхлого кота. И дож радостно согласился обменять самое дорогое в своем дворце на ткани. Этой ценностью оказался кот, который таким образом вернулся в родную страну.

Маска кота, Гатто, - милая и озорная. Ею охотно пользовались на карнавале.

Шут и Жоли

Известная маска для карнавала, изображающая шута в остроконечном колпаке - один из самых популярных аксессуаров. Ее часто можно увидеть в качестве декоративного элемента благодаря необычной форме, и авантюрному образу.

Эта маска для карнавала изображает характерный тип шутов, существовавший в Европе во времена Средних Веков. Сначала она активно использовалась в театрах Испании, Германии, Голландии, Англии и других стран. К шутам относились тогда по-особенному: их считали владельцами необычного дара ребячества, носителями смеси безумия и смелости. Им охотно подавали деньги взамен на их забавные выходки.

Маска Шута всегда выполнена в ярких тонах. На концах его колпака обычно прикреплялись маленькие бубенчики. Другие названия: Джокер, Буффон. Женский вариант маски назывался Жоли.

Зловещий Дотторе Песте

Пожалуй, одна из мрачнейших масок современного карнавала. История ее появления связана с временами, когда Европа страдала от эпидемии чумы. Маска Доктора Чумы имеет большой, загнутый вниз клюв, похожий на тот, что был на масках, используемых врачами Средневековья для защиты от инфекции.

В целом, наряд Доктора Чумы вместе с Дотторе Песте мрачен и зловещ. Глядя на этот атрибут, можно забыть, что карнавал - это маски, улыбки, веселье, озорство.

Маски своими руками

На современном празднике очень уместна Новогодние карнавалы стремительно приобретают популярность на постсоветском пространстве. Дети и взрослые охотно примеряют разные маски: загадочных амазонок, отчаянных флибустьеров, нежных фей, симпатичных зверюшек. Сегодня их можно не только приобрести, но и сделать самостоятельно, используя одну из многочисленных техник.

Так, маски для карнавала своими руками делают из традиционного папье-маше, отливают из тонкого слоя гипса. Интересны также методики с применением жидкого силикона: специальным пистолетом на бумажной заготовке изображается ажурный контур маски, а затем снимается после высыхания.

Элегантные маски получаются из тканей. Удачно сочетаются фетр, атлас, кружева, формируя причудливые формы, жонглируя цветом.

Заключение

Вот и завершился наш исторический экскурс во времена создания масок. Мы рассмотрели некоторые вариации данного праздничного атрибута, и выяснили, насколько многоликими могут быть маски. Для новогоднего карнавала, и любой другой праздник можно задействовать эти аксессуары, чтобы создать нужное настроение.

Надеемся, что статья была увлекательной и полезной.


Маска означает личина, это предмет, который надевают, чтобы быть неузнанным. На Венецианском карнавале маски были обязательны, а сами традиционные маски делятся на две группы: маски комедии Дель Арте, что и означает комедия масок, и классические маски. Неудивительно, что в XV веке существовала целая профессия, профессия масочника.



Венецианские карнавальные маски - история.


Комедия Дель Арте – это уличный театр. Этот театр возник спонтанно. В средние века в Венеции было полно уличных лавок и торговцев, и так получилось, что в один прекрасный день около одного из торговцев появился очередной скандалист, которых было полно в Венеции. Но в этот день кто-то из торговцев заметил, что это «представление» одного актёра вызывало интерес толпы и привлекало покупателей. Так и появился театр комедии Дель Арте. Уличный театр, в котором существовали различные персонажи и общий сценарий, а вот отдельные роли прописаны не были, здесь была возможна импровизация.


Сначала в комедии Дель Арте был один персонаж, а затем их число увеличилось до сотни. Первым персонажем комедии Дель Арте считается Дзанни (от итальянского имени Джании), который в одиночку разыгрывал перед публикой не большие представления. Сегодня дзанни называют многочисленную группу персонажей-слуг из комедии Дель Арте. Костюм Дзанни состоял из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (практически птичьим клювом) и просторного «крестьянского» наряда.



По другой версии первого актёра, который играл роль слуги, звали Дзан Ганасса, отсюда и название дзанни.


Но не будем углубляться в дебри театра комедии Дель Арте. На Венецианском карнавале самыми популярными масками, взятыми из этого театра, являются маски Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла.


Венецианские карнавальные маски – персонажи.


Бригелла (или как ещё называют этот персонаж Скапино, Буффетто), - первый дзанни, умный слуга; Арлекин (или Меццетино, Труффальдино, Табарино), - второй дзанни, глупый слуга. Они относятся к северному (венецианскому) квартету масок. Ковьелло, первый дзанни, умный слуга и Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга – это маски из южного (неаполитанского) квартета масок. Кроме слуг в квартет также входят маски скупого купца и псевдо-учёного или судьи-заики и хвастливого вояки.



Коломбина или же Фантеска, Фьяметта, Смеральдина - женская маска, служанки. По легенде эта маска была придумана для одной невероятно , которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.


К классическим венецианским маскам относятся маски Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто.


Баута. Название этой маски, скорее всего, происходит от названия выдуманного персонажа, которым пугали детей, наподобие русского Бабая или Буки. Эта маска всегда имеет только два цвета – белый и чёрный. Она состоит из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с чёрной кружевной пелериной. Также кусок чёрного шёлка надевался и на нижнюю часть лица, закрывая шею. С этой маской носили чёрную треугольную шляпу. Маска была очень популярна среди венецианцев. Она хорошо скрывала пол и возраст. Её любили аферисты и любовники. И, что выгодно, в этой маске было возможно есть и пить не открывая лица. Но вот сама маска означала смерть. При этом считалось, что человека в этой маске смерть не узнает и пройдёт стороной.



Кот. Эта маска венецианского карнавала появилась благодаря китайцам. По легенде один китаец приехал в Венецию со своим котом. В Венеции кошек не водилось, а вот мышей было достаточно. Кот отловил многих мышей и за это Дож (правитель Венеции) наградил китайца. Кот же остался жить во Дворце Дожей на случай появления мышей. Довольный китаец вернулся на родину, где и рассказывал о своих приключениях. Его историю услышал второй китаец, который решил собрать шелка и роскошные товары, отправиться с ними в Венецию и получить ещё большую награду, если там готовы платить и за обычного кота. Его путешествие было удачным, и свою награду от венецианцев он также получил, они отдали самое дорогое, что у них было – кота. Благодаря этой истории и появилась маска Кот.




Венецианская дама. Эта маска элегантна и изысканна. Существует несколько её вариантов - Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и другие.


Ещё одна женская маска - Моретта, смуглянка. Эта маска имеет круглую чёрную форму иногда с кружевной повязкой на глазах. У этой маски есть и ещё одно название – «отрада мужей», так как изнутри маски был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом. Таким образом, дамы были вынуждены молчать на протяжении всего карнавала.


Вольто. Наиболее нейтральная маска, она копировала форму человеческого лица и крепилась к голове лентами (или у некоторых масок Вольто на подбородке имелась ручка). У этой маски есть ещё одно название – Гражданин.



Доктор чумы. Эта маска обязана своим появлением страшным эпидемиям чумы, которые бушевали в средневековой Европе. В то время доктора, входя в помещения, где находились больные чумой, одевали маски с длинным носом (наподобие клюва), который имел вполне практическое значение, там находились разнообразные травы и , задачей которых было, как тогда считалось, защитить доктора от заражения чумой. Доктора также носили длинные тёмные плащи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному.


Вот такая история происхождения венецианских карнавальных масок, которые можно приобрести в Венеции или в интернет магазинах.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх