Как появились духи история создания. Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую европу от эпидемии. История духов и ароматерапия

Реалии современного мира таковы, что натуральным цветом волос может похвастаться лишь небольшая часть женского населения планеты. Каждая из нас хочет изменить свой образ, закрасить седину, быть более интересной и уверенной в себе. И в этом нам помогают краски для волос.

Окрасить волосы можно различными способами. Каждый из них отличается насыщенностью и временем, в течение которого краска держится на наших волосах. Самые простые красители – это природные. Всем известно, что какао и кофе могут превратить девушку в жгучую шатенку, отвар ромашки осветляет пряди, а луковая шелуха придает локонам нежный золотистый оттенок. Однако такие краски держатся недолго, не закрашивают седину, да и не дают такого насыщенного цвета, как профессиональная косметика.

Косметические окрашивающие средства могут быть мощными и более щадящими. Самое простое окрашивание – это тоник. Он не проникает внутрь волоса и остается на поверхности. Он легко наносится, но так же быстро и смывается. Более стойкое средство – безаммиачная краска. Она считается достаточно щадящей, однако не в состоянии кардинально поменять цвет шевелюры. Наиболее стойкая краска – перманентная. В ее основе – аммиак и перекись водорода. Такая краска дает очень красивый и насыщенный цвет, который не сходит месяцами. Пигмент плотно въедается в структуру волоса, проникая внутрь чешуек. Регулярное окрашивание приводит к ухудшению состояния волос – пряди становятся сухими на концах и жирными у корней, кончики секутся, локоны становятся безжизненными. В этом случае волосам нужен особый, интенсивный уход.

Мытье окрашенных волос

Мытье волос – это одна из главных гигиенических процедур, которая определяет состояние наших локонов. Существует несколько правил, соблюдение которых поможет вернуть волосам жизненные силы.

  1. Мыть голову после окрашивания следует не ранее, чем через 2-3 дня. Это обусловлено тем, что большинство окрашивающих средств окисляются и закрепляются даже после того, как вы смыли краску. Цвет становится еще более насыщенным и глубоким.
  2. Мойте голову шампунем, который разработан и предназначен для окрашенных волос. Обычно в серии такой продукции присутствуют витаминные комплексы, предназначенные для лечения и восстановления структуры волоса.
  3. После мытья головы нужно обязательно пользоваться бальзамами для волос. Наверняка вы замечаете, что после окрашивания пряди становятся жесткими, сухими, словно мочалка. Это происходит потому, что краска приподнимает чешуйки волоса, чтобы проникнуть внутрь. Приподнятые чешуйки и дают эту жесткость и сухость, локоны становятся запутанными, их сложно расчесать. А бальзам, как раз-таки, приглаживает чешуйки волоса, делает пряди гладкими, блестящими, живыми.
  4. Чтобы краска как можно дольше сохраняла свой совет, не злоупотребляйте мытьем головы. Не нужно мыть голову каждый день, иначе уже через пару недель волосы «вымоются», станут тусклыми и неухоженными. Самое оптимальное решение – мыть голову раз в 2-3 дня.
  5. Поберегите свои локоны и максимально оградите их от термического воздействия. Хотя бы в первые несколько дней после окрашивания не пользуйтесь феном, утюжком, термобигудями, плойкой и подобного рода приборами. Ведь после окрашивания волосы уязвимы и не защищены. Иначе вы можете безвозвратно сжечь свои пряди.
  6. После мытья головы просушите локоны естественным образом, без фена. Расчесывать волосы лучше всего в высушенном состоянии. Ведь, когда они мокрые, они легко растягиваются и выпадают.
  7. Во время и после мытья головы очень полезно делать массаж кожи головы. Это позволит улучшить кровообращение в луковичках и насытить структуру волоса питательными элементами.

Лечение и восстановление волос

Если волосы стали безжизненными сухими паклями после окрашивания, это значит, что ваша шевелюра нуждается в экстренном восстановлении и лечении. В этом деле лучше любой профессиональной косметики помогут домашние средства. Маски для волос, приготовленные из натуральных и свежих продуктов – настоящий кладезь витаминов. С их помощью вы сможете вдохнуть сияние в безжизненные пряди. Вот несколько полезных и эффективных советов, которые улучшат состояние ваших локонов.

Масла и желток против сухости волос

Эта маска подходит тем, кто обесцвечивает волосы, и, как следствие, имеет жесткие и сухие пряди. Для приготовления живительного бальзама понадобится три желтка (в зависимости от длины волос), кокосовое, миндальное и персиковое масла. Все три масла нужно смешать в равных пропорциях. На волосы средней длины понадобится примерно по столовой ложке каждого масла. Затем масла необходимо прогреть на водяной бане – так они лучше проникнут внутрь волоса. Греть на открытом огне масла нельзя – они могут потерять свои полезные свойства от высоких температур.

После нагревания смешайте масла с желтками и тщательно перемешайте. Нанесите приготовленное средство на волосы, особенно на кончики – они оказываются сухими чаще всего. Если корни волос у вас жирные, не стоит наносить средство на кожу головы – только по длине и на концы. После этого укутайте голову пленкой и оставьте на час. Затем смойте средство шампунем несколько раз. Чтобы вернуть волосам блеск и сияние, нужно делать такую маску пару раз в неделю. И уже совсем скоро ваши локоны преобразятся.

Кефир для питания окрашенных волос

Если вам кажется, что волосы потеряли свой жизненный тонус, их нужно восстановить при помощи кефира. Это легкая, но невероятно полезная процедура. Нанесите кефир на сухие волосы и оставьте на пару часов. После этого промойте пряди и ополосните их лимонной водой (сок одного лимона на литр воды). Это придаст волосам дополнительный блеск.

Витаминное восстановление сухих и секущихся кончиков

Если после окрашивания концы стали сечься, не торопитесь их состригать. Их можно восстановить при помощи витаминов из аптеки. Купите по две ампулы витамина А и Е. Если волосы густые и длинные, дозу можно пропорционально увеличить. Смешайте и нанесите смесь на кончики. Оставьте маску под пищевой пленкой на 40-50 минут. После этого смойте, как обычно. Такой витаминный состав вылечит ваши болезненные кончики.

Ополаскивания для лечения окрашенных волос

Если вы красите волосы постоянно, то и уход должен быть системным и регулярным. Для этого возьмите в привычку после каждого мытья головы ополаскивать волосы травяным отваром. Возьмите сухие или свежие травы подорожника, крапивы, ромашки, зверобоя и шалфея. Заварите из сбора крепкий отвар и ополосните им волосы после мытья. Смывать отвар не следует, просто промокните пряди полотенцем. Крапива – это профилактика перхоти, шалфей увлажняет кожу головы, ромашка питает и насыщает пряди витаминами, подорожник защищает от сухости кончики, а зверобой укрепляет болезненные локоны.

Горчица против выпадения волос после окрашивания

Часто бывает так, что волосы после неудачного окрашивания начинают выпадать. Это может произойти вследствие использования некачественной краски для волос, а также, если окрашивание происходит чаще одного раза в месяц. В любом случае, волосы уже повреждены и их нужно спасать. Для этого нам понадобится горчица.

Если у вас есть горчичный порошок, его следует развести до сметанообразного состояния. Столовую ложку горчицы смешайте с тремя столовыми ложками оливкового масла. Масло немного снижает агрессивное воздействие горчицы и дает волосам питание, поэтому не стоит им пренебрегать. Приготовленную смесь нанесите на кожу головы и накройте волосы пленкой. Время действия маски – 40 минут. В это время вы должны чувствовать легкое покалывание, это нормально. Перед нанесением маски проверьте – нет ли на коже головы ран или болячек, иначе горчица будет невыносимо жечь. После смывания ополосните волосы лимонной водой или травяным отваром, чтобы закрепить результат. Горчица раздражает кожу головы, что приводит к усиленному кровообращению и питанию волосяных луковичек. Это закрепляет волосы в своих гнездах, предотвращая их выпадение.

Бесцветная хна для закрепления цвета

Чтобы окрашенный цвет был более стойким и долго не смывался, нужно сделать маску из бесцветной хны. Смешайте порошок хны с половиной стакана кефира. При сухих волосах вместо кефира следует использовать сметану. Нанесите смесь на волосы по всей длине. Обязательно накрывайте голову после нанесения маски пакетом, пленкой или специальной шапочкой для окрашивания, которую используют в парикмахерских. Смойте маску через час. Такое средство не следует использовать блондинкам, так как светлым волосам хна придает легкий желтоватый оттенок.

Чтобы укрепить цвет волос блондинкам, нужно ополаскивать пряди после мытья ромашковым отваром. Он придает глубину и насыщенность цвета. Брюнетки могут делать маски с коньяком, кофе и шоколадом. А цвет рыжих волос можно усилить при помощи крепкого чая каркаде. Он придаст локонам глубокий золотистый отлив.

Помните, что все домашние маски нужно использовать не ранее, чем через три дня после окрашивания. Иначе они могут проникнуть в структуру и вымыть краску, которая еще не закрепилась. Чтобы сохранить живость и красоту своих волос, окрашивание нужно проводить не чаще, чем один раз в полтора месяца. Если у вас быстро отрастают корни, которые сильно отличаются от остального цвета волос, подкрашивайте только корни, не нужно каждый раз сжигать волосы по всей длине. Эти простые правила помогут вам сберечь локоны и всегда быть неотразимой!

Видео: уход за окрашенными волосами

Искусство парфюмерии и косметики было известно людям с древних времен. Человечество еще не знало, что такое хлеб, но уже широко применяло благовония и средства для умащивания кожи и волос.

В далеком прошлом душистые вещества предназначались исключительно для богослужений. Во время культовых обря­дов многих религий жгли душистые смолы, листья, коренья для создания запахов. Само слово «парфюм» - приятный запах, духи - состоит из двух латинских слов «рег fumum», что озна­чает «через жертвенный запах». Жрецы Древнего Египта вла­дели секретами воздействия запахов на психику молящихся. При помощи тех или иных запахов создавалось определенное настроение (грусти, скорби, жертвенного порыва). Этот обычай дошел и до наших дней. Так, например, при проведении службы в православной церкви воскуривается ладан (душистая смола, получаемая подсочкой коры ладанного дерева босвелии). Запах ладана в парфюмерии носит название «грустного». При вдыхании ладанного дыма у молящихся возникает состо­яние печали, скорби, появляются мысли о смерти, о загроб­ном мире.

Торговля душистыми веществами – «ароматами» - в древние времена находилась в руках арабов, которые привозили их с Цейлона, Суматры, из Индии. Такими веществами считались корица, сандал, мускатный орех, амбра, ладан, камфора, ге­рань, мускус, цибет и др.

Чтобы набивать цену своему товару, древние греки, не рас­полагая научными знаниями, повторяли сказки и басни арабских купцов. Первые подлинно научные сведения об «ароматах» мы находим в трактатах Авиценны (980 - 1037) - ученого, философа и врача, жившего в Средней Азии и Иране.

Первые душистые настои делали на маслах. Масла облада­ют свойством поглощать запахи. Цветы закладывали неболь­шими порциями в нагретое масло (оливковое, касторовое) или баранье сало, настаивали и отжимали. Сырьем для созда­ния благовонных масел служили роза, мята, лаванда, фиалки, лилия, древесина кипариса, апельсиновая и мандариновая цедра и др.

В Древнем Риме существовал сложный ритуал умащивания тела ароматическими веществами: руки - мятой, подборо­док и грудь - душистым пальмовым маслом, волосы и бро­ви - майораном, шею и ноги - цветной эссенцией. О том, как ценилась в те времена парфюмерия, свидетельствует такой, например, факт: стоимость небольшого флакона ароматиче­ской смеси масел доходила до нескольких сестерций (римские серебряные монеты). Однако и в те времена были противни­ки чрезмерного употребления парфюмерии.

Настоящий переворот в парфюмерном деле произошел тогда, когда научились растворять ароматические субстанции в спирте. Спирт был впервые получен в XI в. в Италии. Обы­чай отдушивать одежду был завезен в Европу с Востока кре­стоносцами. В эпоху Ренессанса в Италии и Франции начина­ется производство духов. Климат этих стран позволял выра­щивать многие душистые вещества. В различных городах Франции, особенно в Париже, появились лавочки, владельцы которых занимались производством и продажей духов.

Основа духов - смесь душистых веществ. В некоторых ви­дах духов ароматические вещества составляли половину от об­щего объема. В ходу были крепкие, резкие, яркие ароматы. На смену духам приходит одеколон - душистая вода, в состав которой входит меньше душистых веществ, запах легче, све­жее, менее навязчив.

«Косметика» (от греч. kosmetike - искусство украшать) - уче­ние о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметика появилась раньше парфюмерии.

Первые косметические средства для изменения внешности производились с целью напугать врага, обмануть богов или, наоборот, стать похожими на почитаемое божество. Для этих целей использовали татуировку. Узор наносили кистью на лицо, грудь, спину, ягодицы, ноги и руки, а затем на этих участках тела втирали древесный уголь. Постепенно обычай раскрашивать лицо переходит и к культурным народам. В египетских гробницах находили различные сосуды для хранения белил, румян, протираний (мел, известь, древесный уголь, охра). На территории Египта найден первый справочник по косметике, принадлежащий царице Клеопатре. Рецепты изготовления пудры, румян, белил, губной краски, карандашей для бровей из этого справочника позже неоднократно цитировались в ра­ботах античных медиков.

Слово «косметика» приобрело свое истинное значение - ис­кусство красоты - в Греции. В греческих гимназиях, где пости­гали многие прекрасные искусства, специальные преподавате­ли - косметы обучали, как с помощью различных массажей, ванн, упражнений усовершенствовать тело. Свой вклад в кос­метику внесли знаменитые медики Гиппократ и Гален, дав­шие кроме различных рецептов также рекомендации по про­ведению косметических операций.

В Древнем Риме изобретены средства не только цля рас­крашивания лица, но и для разглаживания морщин, улучше­ния цвета лица.

В королевских дворах Европы употребление грима было обязательным. В летописях упоминается, что когда принцесса Мария Тереза Испанская прибыла во Францию как невеста престолонаследника без грима, это вызвало недовольство при­дворных.

В период французского абсолютизма не признавалось ка­кой бы то ни было гигиены. Купание считалось вредным для здоровья, мыли ежедневно только руки и изредка лицо. Для борьбы с досадными насекомыми придумали способ ношения на груди «меха для блох» - беличьего или норкового, который привлекал насекомых. При такой «чистоплотности» употребле­ние крепких духов и обилия косметики было просто необхо­димо. Во времена барокко все, кто принадлежал к высшему обществу - от детей до стариков, носили напудренные парики и необходимой принадлежностью была спасительная палочка из слоновой кости, завершающаяся миниатюрной руч­кой, - «гарнитуар». С ее помощью самая элегантная дама или господин могли успокоить во время галантной беседы досад­ный зуд, причиняемый грязью или укусами насекомых.

XIX век принес с собой культ чистого тела. Самым глав­ным требованием стала постоянная гигиена.

На Руси пользовались такими косметическими средствами, как сажа, уголь, мел, свекла. Иностранцы, побывавшие в Мос­ковском государстве, отмечали, что русские женщины, краси­вые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, черни­ли брови. Европейская мода на костюмы, прически, косметику пришла на Русь в эпоху Петра I. В дальнейшем русские дво­рянки уже не отстают от европейских представительниц пре­красного пола.

Современная косметика разделилась на врачебную и деко­ративную. Врачебная косметика использует для устранения внешних дефектов не только косметические средства, но и физиотерапевтические, хирургические и другие методы. С по­мощью декоративной косметики маскируют недостатки или подчеркивают отдельные черты лица. К косметическим сред­ствам для ухода за кожей, волосами, зубами, ногтями относят­ся кремы, лосьоны, пудра, зубная паста, а также цветная кос­метика: тушь для ресниц, помада, тени для век, румяна и др.

Промышленное производство парфюмерно-косметических товаров на Руси началось в XIX в. В 1843 г. Московский купец французского происхождения Аль­фонс Анто­нович Ралле основал в Москве фабрику «Товарищество Ралле». В 1899 году была построена в Москве новая фабрика, принадлежавшая то­вариществу «Ралле и К°». Современное здание отвечало самым передовым технологиям архи­тектуры и инженерного дела (основной корпус сохранился до настоящего времени; в нем раз­мещены мыловаренное и косметическое про­изводства).

Товарищество было рекордсменом в России по объему и ассортименту выпускаемой про­дукции: в 1910 году его фабрика производила 675 наименований парфюмерных товаров. Отличалось оно и количеством наград, заво­еванных на различных промышленных вы­ставках.

После революции 1917 года хозяйство ком­пании было национализировано, московская фабрика преобразована в Государственный мыловаренный завод №4, а в 1920-е годы - в фабрику «Свобода».

В 1930 году в Москве была проведена специ­ализация производства: парфюмерную группу с фабрики «Свобода» передали фабрике «Но­вая заря», а все производство туалетного мы­ла, существовавшее в Москве, было сконцен­трировано на фабрике «Свобода».

Сегодня объединение «Свобода» имеет на­учный центр и 5 направлений производства: мыловаренное, глицериновое, тубное, косме­тическое и производство зубных паст и шам­пуней. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 300 позиций.

«Свобода» осуществляет деловое и творчес­кое сотрудничество с ведущими парфюмерно-косметическими компаниями Германии, Фран­ции, Англии, Швейцарии, Египта, Индии и других стран.

Косметические изделия объединения «Сво­бода» отмечены многочисленными наградами на российских конкурсах: только в 2001-2002 годах ему вручили несколько дипломов и 26 медалей, в том числе высшую обществен­ную награду РФ в сфере производства продо­вольствия «За изобилие и процветание России» и Золотую медаль Ассоциации содействия про­мышленности Франции. В 2002 году объедине­ние получило премию «Российский националь­ный Олимп» в номинации «Промышленность. Производство».

В 1864 г. Француз Генрих Брокар создал в Москве мыловаренное производство, ставшее мощным конкурентом компании «Ралле и К°». Сегодня егоимя почти забыто, а на рубеже ХIХ-ХХ ве­ков его знала вся культурная Россия.

Товарищество «Брокар и К°» имело 2 госу­дарственных герба. Один из них был получен в 1896 году на Всероссийской промышленной и художе­ственной выставке в Нижнем Новгороде, второй – Малый государственный герб – в 1913 году вместе со званием «По­ставщик Его Императорского Величества». К 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на всемирных вы­ставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах.

После революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Госу­дарственный мыловаренный завод №5, а в 1922 году ее помещение передано в ведение организации Гознак. Однако рабочие бывшей фабрики Брокара по разрешению властей отстроили старое здание бывшей обойной Фабрики Сладкова, в котором с 1922 года заработал парфюмерно-мыловаренный завод «Новая заря».

Во время войны, в 1941 году, один из цехов был эвакуирован в Екатеринбург. Из него в последующем образовалась фабрика «Ураль­ские самоцветы» (ныне концерн «Калина»).

До недавнего времени вся продукция фабрики выходила под маркой «Новая заря». Сегодня в фирменных магазинах фабрики выставлена продукция с новым названием «Nouvelle Etoile», выпущенная совместным российско-французским предприятием, рос­сийскую сторону в котором представляет «Новая заря». С 1995 года его продукция представляет Россию в знаменитом француз­ском Музее запахов «Osmothegue» в городе Версаль.

­Русской школы парфюмеров не существовало. Главные специалисты на предприятиях были иностранцы, поэтому по­сле национализации парфюмерно-косметических фабрик ос­новной проблемой стала проблема подготовки кадров.

Современный ассортимент духов, одеколонов, парфюмер­ных наборов, выпускаемый парфюмерной промышленностью, насчитывает около тысячи наименований. Косметическая про­мышленность выпускает более 500 косметических и гигиени­ческих средств. Они экспортируются в десятки стран мира. Все шире используются в косметике биологически активные вещества, дары моря, фармакологиче­ские препараты. Поэтому можно утверждать, что в создании парфюмерии и косметики принимают участие медики, хими­ки, звероводы, селекционеры, растениеводы, лесоводы и океа­нологи.

В России объединения профессионалов в индустрии красоты появились не так давно, но они завоевывают авторитет и твердые пози­ции не только в стране, но и в международном масштабе.

Российская парфюмерно-косметическая ассо­циация (РПКА) создана в 1995 году с опреде­ленной целью - представлять интересы пар­фюмерно-косметической отрасли страны. РПКА участвует в разработке нормативно-правовой базы для решения актуальных проблем парфю­мерно-косметической промышленности, под­держивает научные исследования и инновации в отрасли, организует подготовку ведущих спе­циалистов для предприятий-производителей, представляет интересы России на международ­ном уровне.

На сегодняшний день действительными членами РПКА являются 75 компаний - отечест­венные предприятия - производители косме­тики и парфюмерии, российские представи­тельства ведущих мировых производителей косметического сырья, торговые компании, предприятия инфраструктуры отрасли, а также специализированные СМИ.

С 1996 года РПКА является членом Торгово-промышленной палаты РФ, а с 1998 года - чле­ном Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены (СоПра).

Согласно современному законодательству Европейского союза (ЕС), «косметический продукт означает любое вещество или препарат, предназначенные для нанесения непо­средственно на различные части человечес­кого тела (эпидермис, волосяной покров, ногти и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очи­щения, придания приятного запаха, измене­ния внешности и/или коррекции запаха тела и/или их защиты и сохранения в хорошем состоянии...» При этом продукцию для массо­вого и профессионального использования, лечебную и декоративную косметику рассма­тривают одинаково.

В 1976 году государствами-членами ЕС при­нят закон «Косметическая директива», кото­рый регулирует вопросы, связанные с произ­водством и размещением на рынке стран ЕС косметической продукции.

В последние годы парфюмерия и косметика стали круп­ными отраслями промышленности. На плантациях агропромышленных комплексов выращива­ются в большом количестве эфирно-масличные растения, в частности кориандр, роза, герань, мята, лаванда и др. Вырабатываются синтетические душистые вещества, получаемые путем химического синтеза. Синтезированное сырье успешно заменяет природное, оно дешевле, чем нату­ральное. Звероводческие совхозы и колхозы поставляют парфюмерам необходимые в производстве духов вещества - мускус и цибет.

Древний Египет: жертвоприношения, парфюмерные лавки. Аромат свежескошенной травы, запах свежего хлеба — многие ароматы дошли до нас из глубокой древности. История создания духов насчитывает несколько тысячелетий. Тонкий аромат, который окутывает таинственную незнакомку, заставляет оглянуться ей вслед, чтобы ещё раз почувствовать завораживающий запах. Отправимся и мы в путешествие во времени, туда, где рождались первые ароматы.

Магическая субстанция ароматов переносит нас в Древний Египет, где в храмах проходили жертвоприношения. Чтобы перебить запах горелого мяса и создать для молитвы особую атмосферу, применялись благовония. Слово «парфюм» в переводе с французского обозначает запах дымящегося ладана. По сути, ладан является

«прародителем» парфюмерии. Цветы, корни растений и травы, которые сжигались в курительницах, были призваны постичь высший смысл и создать эмоциональный настрой для молитвы. Запахи в древности имели и другое, более приземлённое назначение. Было подмечено, что дерево, смола и травы из храмов придают пищи другой, более приятный вкус и аромат. Так появились парфюмерные лавки, в которых богатые горожане покупали ароматические смеси. Индия, Месопотамия и Персия также были знакомы с искусством создания ароматов, хотя основой их композиции был ладан.

История духов связана с Древней Грецией и Римом

История создания духов продолжается в Древней Греции, а также в Древнем Риме, где появляются способы получения жидких духов. Впрочем, до современных жидких духов ещё очень далеко. Плотные, густые масла и ароматные порошки хранились в золотых и алебастровых сосудах. Пользоваться подобной «парфюмерией» могут лишь состоятельные люди. Античный Рим придавал

запахам целебные свойства, используя их в банных процедурах. Находка современных археологов на Кипре, в Пиргосе, служит доказательством тому, что четыре тысячелетия назад для получения ароматов применялись перегонные кубы, трубки, ёмкости для смешивания. В качестве сырья использовались не только травы, цветы, но и специи, смолы хвойных деревьев. Нашествие варваров перенесло развитие парфюмерии на Восток. Но сейчас уже 21 век и купить арабские духи можно, практически, в каждом специализированном магазине.

История духов и ароматерапия

Древний Восток – дистилляция и розовая вода. Первый век нашей эры вознёс на пик популярности ароматерапию, которая стала возможной благодаря дистилляции, которую изобрёл Авиценна. Эксперименты с розами привели к получению розовой воды, которая ценилась арабами дороже золота. Жидкости, которые применялись в качестве парфюмерии, представляли собой измельчённую смесь трав, лепестков, масел и источали очень сильные запахи.

Европа Средневековья – ароматическая вода и первая парфюмерная фабрика. Духи, отдалённо напоминающие современные парфюмы, стали появляться в Средневековой Европе с развитием торговли после походов крестоносцев. История возникновения духов сохранила легенду о первой ароматической воде, благодаря которой произошло чудесное исцеление королевы Венгрии.

В XIV веке появляется ароматическая вода, которая представляла собой духи на основе спирта и эфирных масел. Самыми распространёнными были ароматы розы, жасмина, фиалки и лаванды. Пользовались ароматической водой для того, чтобы заглушить неприятный запах немытого тела. Ароматными лосьонами с запахами мускуса, камфары, сандала обтирали лицо и тело, наносили на одежду, подушки и перчатки.

Бытует мнение, что католическая церковь была против водных процедур, чтобы избежать разврата, который царил в древнеримских термах. Так или иначе, но водные процедуры в эпоху Средневековья были не в чести, что отчасти способствовало развитию парфюмерии. Только в те времена не было.

История создания духов — Франция город Грасс

Первая парфюмерная фабрика появилась в монастыре Санта Мария Новелла. История создания духов связана с Францией, городом Грасс. В городе, окружённом полями, на которых выращивали мимозы, лаванду, розы, иланг-иланг, жасмин. Там и по сей день занимаются производством душистой продукции сорок парфюмерных домов. Большинство которых основаны в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Сбор цветочного урожая даже в третьем тысячелетии производится по традиции вручную. За час, например, рабочие могут собрать не более семи килограммов роз.

Создание духов требует смешивания нескольких сотен цветочных эссенций, поэтому натуральная парфюмерия стоит немалых средств. Япония, Китай – культура использования ароматов. Китайская и японская культуры ароматов связаны с буддийскими обычаями. Благовония в Китае и Японии применяют для ароматизации помещения. Саше, душистые палочки – это изобретения восточной культуры, в основе которой специи и ароматическая древесина.

Россия – ароматические соли

История создания духов в России связана с ароматическими солями, так как баня была популярна не только в простонародье. Первоначально ароматы были связаны только с богослужением. И лишь в Петровскую эпоху появились мешочки с нюхательной солью, аромат которых успокаивал или бодрил. Затем ароматными мешочками стали перекладывать бельё, чтобы придать приятный запах.

Новая история – парфюмерная революция. Научные открытия девятнадцатого века произвели настоящую революцию в «ароматном» мире. Включение в состав духов синтетических веществ поставило производство духов на производственную основу. Век двадцатый соединил парфюмерию и модельный бизнес и положил начало современной парфюмерной моде. Позволил домам высокой моды дополнять свои коллекции брендовым парфюмом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

"Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла", - говорила великая Коко Шанель.
История парфюмерии уходит вглубь веков. Древние люди приписывали ароматам божественную и магическую силу. Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла. По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.


Египтяне изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождали различные обряды и дополняли женские туалеты. Греки, прославившиеся, как любознательные путешественники, привозили из своих странствий новые и экзотические ароматы. В древнем Риме запахам приписывалась целебная сила.
С завоеванием Европы варварами про волшебную силу запахов на время забыли. В это время начинается расцвет парфюмерии на Востоке. Арабы и персы, благодаря изобретению перегонного куба и улучшив дистилляцию, превратились в несравненных знатоков пряностей и ароматов. Крестовые походы и развитие торговых отношений с исламским миром способствовали тому, что европейская знать наконец открыла для себя полезные свойства ароматов. Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.


Во второй половине XIV века появляются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. По легенде первая ароматическая вода на основе розмарина была подарена королеве Венгрии Елизавете монахом в качестве микстуры от тяжелой болезни. Выпив цветочную воду, королева исцелилась.
В XVI веке в моду входят парфюмированные перчатки. Начиная с эпохи Возрождения, использование ароматов набирает все больше популярности. С их помощью европейские господа маскировали неприятные запахи.
В 1608 году во Флоренции, в доминиканском монастыре Сайта Мария Новелла, создается первая в мире парфюмерная фабрика. Монахам-парфюмерам покровительствовали герцоги и князья, и даже сам Папа Римский.


В 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями в Кёльне, впервые выпустил в продажу душистую воду "Кельнская вода". Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала называеться eau de cologne или одеколон. Императору Наполеону настолько полюбился новый аромат, что он покупал до 60 флаконов в месяц!


В XIX веке производство духов перестало быть кустарным. Появляются первые парфюмерные фабрики.
В 10-е годы XX ст. кутюрье принимают решение соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Полю Пуаре приходит в голову гениальная идея дополнить ароматами линии одежды. Подхватив этот тренд, великая Габриэль Шанель выпускает в 1921 году духи под своим брендом "Chanel №5".


Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с искусственными. В 1917 году он выпускает "Chypre" (Шипр), ставший впоследствии «дедушкой» для целого семейства запахов. Развиваются т.н. восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём. Альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5" совершили настоящую революцию в парфюмерии.
В 50-х годах французская парфюмерия достигает своего подъёма. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux". Она не потеряла высокого качества и изысканности "haute couture", но стала более доступной.


В 80-е годы дизайнеры вовсю экспериментируют с флаконами. Появляется мода на густые, тяжёлые, "амбровые" ароматы. В конце 80-х в лабораториях создаются свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 90-е годы насыщенные запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах живых цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.
Сейчас каждый может купить туалетную воду или духи, исходя из своих индивидуальных предпочтений. Современный рынок парфюмерии предлагает ароматы на любой вкус. Большой популярностью сейчас пользуются парфюмы, изготовленные из органических компонентов, например, такие как Yves Rocher.

История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции жасмин и розы. И только в XII веке с развитием торговых отношений парфюмерия полноценно пришла в Европу. Короли и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока, которые затем попадали во Францию.

К XV веку Грасc и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами. В XVI веке объединились две профессии - перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. Позже потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рждением парфюмерии, т.к. стало возможным творить бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и эссенций животного происхождения.

Переворот в истории французской парфюмерии

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в истории парфюмерная фабрика в мире.

Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Они готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии.

Душистые масла тоже были естественными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (eau de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и не повелел доставлять ее из Германии. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон.

Именно Наполеон создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый день с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин стал официальным.

В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает свою первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создает знаменитые ароматы, в том числе Jicky (1889г.), Mitsouko (1919г.), Shalimar (1925г.)

Затем в XIX веке Жан Герлен (Guerlain), Франсуа Коти (Coty) и Эрнест Дальтроф (Caron) - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на первую декаду XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды.

Французская парфюмерия локомотив моды

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году «синтетические» альдегидные духи с собственным товарным знаком Chanel №5. "И до Шанель другие кутюрье... стали пробовать себя в качестве создателей духов, - пишет биограф Шанель Эдмонд Шарль Ру. - Но никто до нее не рискнул посягнуть на царство цветочных запахов".

Духи продолжают эволюционировать. Еще до Шанель, Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил " Сhуprе " (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В 1929 году огромным успехом пользовались духи "Лиу", названные по имени персонажа оперы Пуччини "Турандот". Лиу - служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи "Лиу" становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи "Ночной полет", название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).

30-е годы - расцвет "мужских" запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака.
Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. Он назвал их Femme.

Три года спустя Кристиан Диор, создав женственную коллекцию "нью лук" со струящимися тканями и разлетающимися юбками, дополняет ее ароматом Miss Dior. Позже последовали "Диориссима", "Диорелла", "Диориссант" (1956, 1972, 1979 годы).

Еще три открытия состоялись в 40-е годы: появились Bandit Пигэ - духи с запахом кожи и меха, Vent vert с запахом травы и листьев, породивший новое направление "зеленых" духов, и цветочный аромат L"air du temps Нины Риччи.

Количество новых духов резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма . Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт ароматы для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом пафрюмов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин, также в это время появляются "бисексуальные" запахи, успех которых был связан с культурой хиппи.

Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Пряная восточная тема проникает и в духи. В моде амбровый запах Chamade Герлена и Fijiu Ги Ляроша.

В 70-е годы пришла мода на коллекции pret-a-porter. Так возникла новая парфюмерия pret-a-porter de lux, не потерявшая высокого качества и изысканности haute couture, но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, "амбровые" ароматы. На исходе этого десятилетия в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. В 1985 году появились Poison Диора, американские Obsession Кельвина Кляйна и Beautiful Эсте Лаудер. В 1987 году духи "Пуазон" были удостоены сразу двух престижных премий - итальянского приза Екатерины Медичи и американского - как духи с наиболее тонким ароматом. Именно этим духам принадлежит абсолютный рекорд по объемам продаж.

В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" (Living-Flower Technology) позволяет теперь "собирать" запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.

Два последних десятилетия в мире духов происходят удивительные изменения. Запахи рождаются в определенный отрезок времени под условным девизом. 1981 -1985-е годы - чувственность и сексуальность. 1986-1988-е годы - женственность и классицизм. 1988-1990-е - загадка, духовность и символизм. 1990-е годы - аутентичность природе, свежесть, естественность и экологичность.

В 1990 году появляются знаменитые Tresor Ланкома. В 1995 году фирма Кристиан Диор выпускает Dolce vita («Сладкая жизнь»).

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются фруктовые запахи.
По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменились.

Французский банк данных в области парфюмерии насчитывает в своем каталоге за 1880-1985-е годы в общей сложности 8 тысяч названий духов, из которых 6 тысяч созданы во Франции, а 2 тысячи - в других странах. Однако французы утверждают, что примерно еще 2 тысячи составов остались без внимания.

Информация о французской парфюмерии составлена по материалам www.mary.kay.com.ua



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх