А дед мороз был маленьким. Детские стихи про деда мороза. Такой разный Дед Мороз

Маленькому можно то, чего большому нельзя: проситься на руки, требовать утешения, повышенного внимания, подарка «вне очереди». И маленький рядом с большим всегда выигрывает в глазах взрослого - в силу своей подчеркнутой уязвимости и потребности в опеке.

С другой стороны, маленькому много чего нельзя - и часто как раз то, чего очень хочется. Чего-то действительно стоящего, захватывающего, может быть, даже рискованного. Как правило, это ограничения на самостоятельные действия. Нельзя - потому что маленький.

В общем, слово «маленький» в представлении ребенка обладает в одно и то же время прямо противоположными значениями.

Но по отношению к книжным персонажам характеристика «маленький», как правило, сразу делает героя «своим», «близким по духу». «Маленькие» - в частности, маленькие ростом, - почти всегда вызывают у детей симпатию и сочувствие - и своей видимой уязвимостью, и своими попытками эту уязвимость как-то компенсировать - победить, обхитрить или превзойти больших. И это касается детей самых разных возрастов. С того момента, когда взрослые начинают обосновывать свои запреты словами «Ты еще слишком мал для этого», и начинает работать механизм отождествления ребенка с «маленькими» и по этой причине чего-то лишенными персонажами.
Вот почему Маленький Дед Мороз немецкой писательницы Ану Штонер сразу оказывается в ряду любимых детских персонажей.

Но вообще-то маленький Дед Мороз - это своего рода революция в детском сознании.За Дедом Морозом, кажется, изначально «закреплен» определенный визуальный образ: это седовласый ДЕД (т.е. взрослый человек). Он волшебник, даритель. Он приносит подарки. Но голос у него такой громкий, и борода какая-то слишком густая и длинная, и посох волшебный, и вообще… Он же вроде и заморозить может. Уверения в том, что он добрый, всегда принимаются с некоторыми сомнениями: кто его знает! Недаром при нем надо вести себя хорошо...

И вдруг возникает нечто, вступающее в спор с этим каноническом образом.
Оказывается, Дедов Морозов на свете много (ну, это еще ладно, об этом мы и сами давно знаем: один Дед Мороз ко всем и не доберется вовремя). И среди них есть маленький. То есть Дед Мороз - ребенок. Или, точнее, Дед Мороз как ребенок - со всеми присущими ребенку переживаниями и обидами, хотя внешне он отличается от взрослых только размерами. Во всем остальном он их точная копия - у него и одежка та же, и валенки, и даже борода.
Но борода - не как признак старости, а как «обязательный атрибут», связанный с «заснеженностью» и символизирующий причастность к зиме.

Борода Маленького Деда Мороза именно так и выглядит на рисунках Генрики Уилсон - как маленький снежный сугробик.

Иллюстрации - едва ли не самое ценное в книжке про Маленького Деда Мороза. Они очень «красноречиво» дополняют и усиливают словесные образы. Чего стоит один разворот, на котором Маленький Дед Мороз разговаривает с огромными валенками! То есть на самом деле разговаривает он с Главным Дедом Морозом, но наши глаза по воле художника видят всю эту сцену на уровне взгляда Маленького Деда Мороза. А он сам смотрит на старшего снизу вверх, запрокинув голову. И его малость - которая является причиной несправедливого (как нам кажется) отношения к нему других Дедов Морозов - прямо-таки пронзает сердце.

Еще острее ощущаем мы горечь и обиду героя, оставленного дома и отлученного от общего праздника, глядя на другую картинку: на фоне огромного темного неба, на узкой полоске белого снега - малюсенькая сгорбленная фигурка в красном колпачке. А за ней на снегу отпечатки маленьких валенок - как символ первых шагов к самостоятельному решению.

Вообще, зная название книги, по картинкам можно придумать свой текст истории - настолько картинки понятны и последовательны с точки зрения сюжета.
И раскрашены они очень «правильно» с детской точки зрения: узнаваемые контрастные цвета, подчеркнутые контуры.

Вместо глаз у персонажей - точки («точка, точка, два крючочка»), но лица и звериные мордочки очень выразительны, и мы без труда «читаем» по ним эмоциональное состояние героев. При желании эти картинки можно перерисовать (или перевести с помощью кальки).

А сама история так и просится на «сцену» - в настольный театр. Фигурки сказочных персонажей легко, например, вылепить из любого пластического материала. Экономное отношение художника к изобразительным деталям делает эту задачу вполне осуществимой.

Маленький спектакль по книжке мог бы оказаться хорошим праздничным действом у елки.
И ведь какое прекрасное решение конфликта предлагает сказка: Маленький Дед Мороз, который в силу роста и возраста еще не годится для взрослых дел, решает отдать подарки лесным зверятам - стать лесным Дедом Морозом.
Оказывается, при желании можно найти кого-то, кому ты можешь помочь, доставить радость. А это уже - высокая философия.

Марина Аромштам

_______________________________

По книге Ану Штонер «Маленький Дед Мороз»

В прошлом году я возила на отдых в детский санаторий группу детей их 7х, 10х и 11х классов. Специфика коллектива определила форму новогоднего праздника: сначала младшие играли ёлку для взрослых школьников, а потом старшие показывали рождественскую историю для семиклассников. Получилось очень хорошо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГДА ДЕД МОРОЗ БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Ведущий Взрослый: Внимание! В зал приглашаются гости и участники сегодняшнего праздника! Рождественская фантазия начинатеся! Маэстро, музыку! (В зал входят участники, полонез, рассаживаются. Появляются Ведущий 1 и 2)

Ведущий 1: За окном крупными хлопьями медленно падает белый снег, метёт и кружится метель.

Ведущий 2: Перед Новым годом окна разрисованы красивыми листьями, цветами, большими колосьями. И каждое утро эти узоры меняются. (Уходят в сторону . Появляются мама и дочка(Настя Ширяева и Катя Дряхлова)

Катя: Мамочка, кто это рисует так красиво?

Настя: Это Дед Мороз делает тебе подарки.

Катя: А почему же он всегда рисует только травы и цветы?

Настя: Дед Мороз знает, что зимой люди тоскуют по лету и очень ждут его.

Катя: Мама, а Дед Мороз был когда-нибудь маленьким?

Настя: Наверно, был...

Катя: А где он жил, когда был маленьким?

Настя: Не знаю,- ответила мама.

Катя: Почему же всегда приходят только Деды Морозы, а ни когда не приходят мальчики Морозы?

Настя: Наверно, мальчиков таких не бывает...

Катя (задумчиво): Нет, нет, наверно, бывает… Ведь люди не сразу становятся дедушками… (Уходят в зал. Выходит ведущи1)

Ведущий 1: Когда-то все были детьми: И Дед Мороз, и Баба Яга, и Кощей, и Зимняя королева, и Леший, и Снегурочка.

(Садится в зал, появляется М.Мороз и М.Кощей )

Мальчик Мороз (Кирилл): Я, наверное, никогда не пойму, почему на каждой ёлке мне кричат: «Де-душ-ка Мо-роз!!! Де-душ-ка!!! Де-душ-ка!!!». Ну, сколько можно? Какой я дедушка? Тулуп мне большой, шапка вообще сваливается, Я расту-расту, расту-расту, а ёлки мне вести не доверяют.

Мальчик Кощей (Азат): Завидую! За-виду-ю! А давай я за тебя поиграю!

Мальчик Мороз: Это почему?

Мальчик Кощей: Я у тебя загадки заберу на одну минуточку, их отгадают, и я тебе верну. Согласен? (Мороз кивает, уходит) (игра-кричалка) Объявляется Кричалка: Вы должны, уважаемые зрители, закончить стихотворение так, чтобы получилась рифма. Например, Кто накрасил краской нос?
Ну конечно – и вы мне отвечаете … (Дед Мороз)!

В белом платьице фигурка
Это внученька … (Снегурка)!

Вот идут они вперед
На веселый … (Новый год)!

Дед Мороз в плечах широк,
Тащит за спиной… (мешок).

В нем различные игрушки,
Куклы, зайчики, … (хлопушки).

Был их путь, конечно, долог
Вот и показалась… (школа).

И конечно Дед Мороз
Свой мешок на праздник … (нес).

Кто расскажет нам стишок,
Вмиг раскроется … (мешок).

И за танцы всем вам, детки,
Дед Мороз даст … (по конфетке).

Веселись честной народ
Лучший праздник – …(Новый год)!

Появляется Девочка Яга (Лера Забродина)

Девочка Яга: Привет, Кощан! То есть, Кощей-разозли-детей-скорей!

Мальчик Кощей: Я, между прочим, у Морозки волшебные загадки отнял! А потом еще палочку заберу, и буду самый главный зимний волшебник!

Девочка Яга: Здоров ты, братец, хвастаться! Да только я скоро в лесу буду – самая красивая Девочка-Яга!!! Я у Снегурки волшебные ледяные бусы стащила!!! Вот, зацени!!! (показывает, оба приговаривают, ух ты, вот это класс!)

Мальчик Кощей: Это значит, мы у них и загадки, и бусы унесли, осталось посох волшебный и шапку добыть.

Появляется Снегурка (Лера Трифонова), Яга прячет за спину бусы:

Снегурка: А что это ты там прячешь, Ягулечка?

Яга: А это я с ребятками танцую! Эй, честной народ, становись в хоровод, делай, как я! Сначала за руки…

(хороводная «Маленькой ёлочке» )

Снегурка: Ничего не скажу, веселая песенка. Но мне кажется, что-то здесь не то. Кстати, а где мои заколдованные бусики? Мне их мама Весна дарила, надо бы примерить в честь праздника! (Роется в карманах, не может найти). Нет нигде, мама, мамочка, что же делать-то? (Смотрит на Ягу) Твоя работа?

Яга: а вот и не отдам! Объявляю конкурс: « Передай мещочек». Главное в этом конкурсе – передать мешочек за спиной, чтобы Снегурка не видела. А Снегурка пусть попробует отнять. Те, кто мешочек уронил, выходят к Ёлке.

(Конкурс ПЕРЕДАЙ МЕШОЧЕК. Те,которые вылетели из игры, под елкой играют в третий-лишний.Мешочек с бусами отдают Снегурке, та надевает их на себя, ведущий объясняет правила, «Хочу на ручки») (Третий-Лишний с потеряшками, Яга и Кощей встают в круг.

Появляются Лешачонок и Снежинка (Илья и Наташа)).

Снежинка: И больше мне не рассказывай, что в лесу сугробов много, и что все деревья замело, и что тебе побегать негде!!! Вам – мальчишкам – только и бегать!!!

Лешачонок: А вам, снежинкам, только и кружиться, только и плясать!!!

Снежинка: а вот и нет!

Лешачонок: А Вот и да!

Снежинка: А вот и нет!

Лешачонок А вот и да!

Снежинка: А я говорю – нет!!!

Лешачонок: А я говорю – да!!!

Кощей: Завидую!!!

Снежинка и Лешачонок (хором): Завидуй молча !!!

Снежинка: Давай так: проверим, мы с ребятами соревноваться будем. Ты свою команду набираешь, а я свою. Чей игрок победит – тот и прав!

Взрослый ведущий объясняет правила игры. Л.и С. набирают по 5 участников , к левой ноге участников привязывают воздушный шарик. Под музыку участники должны танцевать и попытаться лопнуть правой ногой шарик соперника. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один шарик у победителя.)

(Появляется Мальчик Кощей. Появляются Василисы Премудрые – Аня, Полина, Мариам)

Мальчик Кощей: Вот это здорово! Эй, вы кто такие? Ходят тут все, добро копить мешают!

Василиса 1: - Мы - Василисы-премудрые.

Мальчик Кощей - Кто?

Василиса 1,2,3 (хором): - Василисы-премудрые !

Мальчик Кощей - А вы откуда взялись?

Василиса 2- Прилетели из разных сказок...

Василиса 3- Потому что у нас слёт юных Василис.

Василиса 1, 2,3 (хором): - По обмену премудростями.

Мальчик Кощей - Чем?

Василиса 1, 2,3 (хором): - По обмену премудростями .

Мальчик Кощей: Не хочу! Не хочу! В школе учат, учат. Eщё тут, в сказке, навалились.

Василиса 1: Ты Морозу позавидовал? Позавидовал! Загадки унес? Унес!

Василиса 2: А на ёлки тебя зовут? Нет!!!

Кощей: А я ничего не умею!

Василиса 3: - Ну как, девочки, научим?

Василиса 1,2,3 (вместе): - Научим.

(Взрослый ведущий) Встали в круг – покажем Кощею, как танцуют новогодние игрушки на ёлке: (Танец маленьких утят)Как танцуют стеклянные шары, хрустальные сосульки, мишура, зайчики и белочки, ёлка .

(Выходят под елку все дети-герои, кланяются, расходятся, остается ведущий 3.

Ведущий 3: Дети вырастают, и сказки меняются. Но есть одна, которой уже 2 тысячи лет. (Взмахивает руками, фон) Пусть станет явью волшебство Сейчас в святое Рождество.Уходит, появляется бородатый мудрец.

Мудрец : Близится самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово! У многих из вас уже зажгла огни (показывает на елку в зале ) нарядная Рождественская елочка, так?

Мудрец . А мы сегодня расскажем вам, как мог возникнуть этот замечательный и красивый обычай - наряжать елочку ко дню Рождества Христова. Хотите?

Пастух 1 . Но сначала давайте с вами вспомним библейскую историю о рождении Младенца Иисуса Христа . Библия повествует так. Увидел Бог Творец, что люди, его любимые создания, стали очень несчастными на земле. А случилась такая беда потому, что люди забыли Божьи заповеди и погрязли в грехах. Они стали лживыми, жадными, злыми. И решил Творец послать к человечеству сына своего Иисуса Христа, повелев Ему стать всем людям Спасителем и научить людей жить в добре и любви друг к другу.
Пастух 2 Волею Бога Отца, Спаситель Христос явился людям прекрасным Младенцем. Дитя появилось на свет в Иудее, в городе Вифлееме, и не во дворце, а в пещере-хлеву. Земными родителями Иисуса стали Мария и плотник Иосиф Счастливая мама спеленала родившегося Сына и положила Его в ясли, кормушку для животных, как в обычную колыбель.

Пастух 3: И еще Творец сделал так, что о Младенце Иисусе, первыми узнали не богачи, а бедные пастухи, хозяева пещеры-хлева. В ночь, когда родился Иисус, они пасли стада недалеко в поле. Вдруг над ними вспыхнула прекрасная яркая звезда, и с неба сошли ангелы. Пастухи испугались!

Мудрец : Но ангелы сказали: “Не бойтесь! Мы пришел сообщить вам великую радость: сейчас в Вифлееме родился всем людям Спаситель! И вот вам знак: вы найдете Дитя в пеленах, лежащего в яслях”. Пораженные пастухи поспешили к своему хлеву, чтобы первыми поклониться Великому Младенцу.
Пальма: А согласно одной народной легенде, вблизи пещеры-хлева, к которой спешили пастухи, росли три деревца (представляет по очереди ): елочка, пальма и олива.

Олива: Теперь посмотрите, что рассказывают старые люди, почему мы наряжаем елочку к Рождеству Христову.

Пальма (к Ели и Оливе). Вы слышали? Слышали, что говорят люди? В хлеву Дитя, родившееся спасти мир!

Олива . Давайте осторожненько заглянем в окно. Так хочется посмотреть на Него.

Ель . Какой чудесный Малыш! Его родители счастливы! Они зовут Его Иисусом!

На сцене появляются Мудрецы. В руках у них подарки: золотая шкатулка и амфоры. Ель это замечает .

Ель. Смотрите! Смотрите, какие знатные люди идут сюда.

Пальма . Похоже, это восточные мудрецы.

Олива. Или сами цари!

Мудрецы подходят к хлеву.

1-й мудрец . Звезда привела нас не к дворцу, а к этому жалкому хлеву!

2-й мудрец . И все же, именно здесь мы найдем будущего Царя Мессию.

3-й мудрец . Да! Так сказано у пророков. Что ж, мудрейшие, поспешим внутрь.

Ель . С каким почтением кланяются мудрецы Младенцу!

Пальма . Они подарили ему чудесные вещи!

Олива (увлекая Пальму и Ель от окна ). Мы тоже должны одарить Маленького!

Ель . Мысль чудесная! Но что деревца могут Ему подарить?

Несколько секунд деревца раздумывают.

Олива .Я придумала! Я подарю Младенцу свои золотистые оливы! А взрослым, Он всегда найдет отдых в моих рощах.

Пальма . И мои финики, понравятся Младенцу! Он и его семья смогут кормиться моими плодами всю жизнь. А своими ветвями я буду славить Его!

Ель . Почему же я такая несчастная? Мои шишки горькие, а хвоя такая колючая! Мне нечем одарить Младенца. Я умру от огорчения!

Олива . Погоди, Елочка, не печалься! Мы сейчас что-нибудь придумаем.

Пальма . Есть идея! Мы попросим звездочек украсить твои ветви.

Олива . Верно! Ты засверкаешь и понравишься Маленькому не меньше дорогого подарка!

Появляется Звезды.

1-я звезда . Мы все видели и слышали.

2-я звезда (к Ели ). Прими наш звездный наряд!

Звезды набрасывают на Ель золотой и серебряный дождик.

3-я звезда. А это украшение тебе вон от той прекрасной Звезды (показывает на Звезду в небе) . Это она возвестила миру о рождении Младенца Иисуса.

Звезды надевают на Ель верхушку - золотистую корону в виде той звезды, что сияет на небе.

Ель . Какой бесценный дар!

Все. Как красиво!
Какое чудо!

Какая дивная елка!

1-я звезда. Жаль расставаться, но мы должны возвращаться

2-я звезда. А тебя, Елочка, теперь наряжать станут люди.

3-я звезда. Каждый год в честь рождения Младенца Иисуса они будут украшать тебя, зажигать на твоих ветвях огоньки - звездочки.

Ель. Как я счастлива! Я стану возвещать всему миру светлый праздник Рождества Христова!

Олива : Возле тебя будут счастливы и детвора, и взрослые и люди назовут тебя Рождественской елкой!

Пальма: Самые черствые сердца смягчатся у Рождественской елочки. Люди забудут обиды, вспомнят о милосердии, будут с радостью помогать и одаривать друг друга.

Ель . И все вместе, счастливые, мы станем славить рождение Великого Младенца!

(Появляется Мудрец в костюме деда Мороза:

Дед Мороз: Пусть Новый Год вас осенит,
Подарит вам успех.
И в вашем доме пусть звучит
Веселый, звонкий смех.
Пусть рядом будет верный друг
И в праздник, и в ненастье.
И пусть в ваш дом,
Как снежный ком,
Всегда приходит счастье!

Елена Кобизь
Сценарий новогоднего утренника «Превращение Деда Мороза» (средняя-старшая группа)

(Звучит музыка) Дети, взявшись за руки, входят в зал и встают вокруг елки

Ведущий :

Веселый зал блестит сегодня,

Сверкает множеством огней,

На шумный праздник новогодний

Зовет приветливо друзей!

1-й ребенок

Минувший год уходит

И время торопливое не ждет.

Листок последний сорван календарный

Навстречу нам шагает Новый год.

Песня : «Праздник новогодний »

В этот зимний звездный вечер

Прочь уходит старый год.

Новый год к нему навстречу

К нам с подарками идет.

По волшебному пути

В сказку можешь ты войти.

Только где волшебный путь?

Как нам в сказку заглянуть?

Музыка сейчас раздастся,

В сказку нам попасть удастся. (Музыка о сказке)

Входят Леший и Кикимора.

Леший, Кикимора. Привет! А вот и мы! опоздали?

Ведущий : Нет. Но кто вы?

Кикимора : Я - Кикимора болотная.

Леший :

Лесной я житель пеший.

Зовут в народе Леший.

Физкультурой занимаюсь

Непобедимым называюсь.

Кикимора. Да, Лешенька, померяться силой с тобой ребята не смогут, побоятся, потому что ты у нас непобедимый!

Леший. Правда, правда, я - непобедимый.

Ведущий. Давай посмотрим, какой ты ловкий. Ты не с нашими ребятишками состязайся, а удаль свою покажи в соревновании с зайцем - попробуй его догнать. (дети становятся в круг)

Игра «Догони зайца» (музыка)

Ведущий. Вот видишь, Леший, никогда не надо хвастаться. Заяц-то быстрее тебя бегает.

Леший. Подумаешь, быстрее! (Обиженно, отходит к домику Снегурочки, заглядывает в окошко.) Кикимора, радость моя, посмотри-ка, Снегурочки в домике нет.

Кикимора. Ушла, поди, куда-то.

Леший. Давай, Кикимора, прячься в избушке. Дед Мороз придет , а внучки дома нет. Будешь ты у нас за Снегурочку.

Кикимора прячется в домике.

Дед Мороз

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, зрители,

Дорогие родители!

Мир и счастье всем народам!

С Новым годом! С Новым годом!

Был у вас я год назад,

Снова видеть всех я рад.

Подросли, большими стали.

А меня-то вы узнали (Да)

(Рассматривает елку.)

Что же елочка не светит?

Мы ее попросим, дети,

Скажем, вместе : «Раз, два, три!

Наша елочка, гори!» (Дети повторяют. На елочке зажигаются огоньки) .(музыка)

Светлый праздник новогодний

Мы встречаем каждый год.

Кто желает веселиться,

Становитесь в хоровод.

Песня «Ёлочка красавица»

После хоровода ребята не расцепляют руки.

Вот попался к нам в кружок,

Тут и оставайся.

Не уйти тебе, Мороз ,

Как не вырывайся!

Игра «Не выпустим» (музыка)

Дед Мороз под музыку пытается выйти из круга : подползти под руками ребят, перешагнуть через них, старается найти место, где дети расцепили руки.

Дед Мороз

Как я весело играл

И немножечко устал.

А сейчас я посижу,

На ребяток погляжу.

(Садится на стул около елки.)

Нy-ка, кто стихи расскажет?

Дети рассказывают Деду Морозу стихи .

Ведущая : Дедушка Мороз , а ребята очень хотят спеть тебе песенку.

Песня : «Дед Мороз – гость наш новогодний » .

Дед Мороз . Ох, какая весёлая песенка! Мы веселимся, а где же моя внученька? (Подходит к домику, стучит в дверь.) Снегурочка, выходи (Из домика выходит Кикимора. (музыка)

Кикимора. Вот и я! Здорово, Дед!

Дед Мороз (пятится) . Господи! Свят! Свят! Ты не моя Снегурочка!

Кикимора. Да ты, Дед, глаза протри! Почему я не Снегурочка? Домик мой? Мой! Значит, я - Снегурочка!

Дед Мороз . Ну, уж сказала - Снегурочка! Что я внучку свою не знаю?

Леший. Ты, Дед, не спорь со Снегурочкой, а то она, если осерчает, такой вредной становится.

Дед Мороз . Что вы меня пугаете, даже жарко стало. Ребята, подуйте на меня, а то растаю!

Дети дуют на Деда Мороза . Он поворачивается к ним то одним боком, то другим, и командует : «Сильнее дуйте! Еще сильнее!»

Дед Мороз . Что-то не помогает. Так я разнервничался, что жаром от меня так и пышет.

Ведущий. Ты, Дедушка, снежинок позови. Они холодные, быстро тебя остудят.

Дед Мороз

Снежинки-пушинки, летите ко мне,

Кружитесь, танцуйте в лесной тишине!

Танец снежинок (Музыка)

Дед Мороз . Чуть-чуть попрохладнее стало. Но все равно жарко! (Обмахивается руками.)

Кикимора (протягивает Деду Морозу ковшик ) . На, Дедушка, испей водички ледяной. В раз полегчает.

Дед Мороз пьет из ковшика . Звучит тревожная музыка. Дед Мороз несколько раз обегает вокруг елки. Гаснет свет. Появляется Маленький Дед Мороз .

Маленький Дед Мороз . Ой, что это со мной? Почему я стал маленьким?

Кикимора. Ты же меня Снегурочкой не признал, вот я тебя водичкой болотной и напоила, заколдованной, между прочим.

Леший. Я ж тебе, Дед Мороз , говорил : не связывайся с ней, она вредной бывает.

Маленький Дед Мороз . А что же теперь делать?

Леший. Давайте на помощь настоящую Снегурочку позовем, а гномиков попросим ей путь фонариками осветить.

Маленький Дед Мороз . Гномики, зажигайте свои фонари!

Мой фонарик-огонек

Маленький, лучистый.

Он горит, как светлячок,

На ветвях пушистых.

Танец гномиков с фонариками (Музыка)

В зал входит Снегурочка. (музыка)

Снегурочка

Я к вам пришла

Из сказки зимней.

Я вся из снега, серебра.

Мои друзья - мороз и иней .

Я всех люблю, ко всем добра.

Я песен знаю очень много,

Люблю веселый звонкий смех

И в новогоднюю дорогу

С собою приглашаю всех!

Дедушка, где ты? (Замечает маленького Деда Мороза .) Ой, что это с тобой случилось?

Маленький Дед Мороз . Снегурочка, помоги меня расколдовать.

Снегурочка. Кто это тебя так?

Дед Мороз . Кикимора болотная.

Кикимора. Да-да, это я!

Снегурочка. Пожалуйста, Кикимора, дай Деду Морозу живой водицы испить . Без него ведь и Новый год не настанет.

Кикимора. Что мне за польза от Нового года ? То ли дело Старый год! Я буду очень рада еще раз пожить в Старом году. Он был такой замечательный.

Снегурочка. Интересно, чем же этот год был замечательный?

Кикимора. А меня в этом году Баба Яга научила летать на метле. Хотите посмотреть? (Берет метелку и «облетает» па ней вокруг елки.)

Снегурочка. Кикимора, может быть, ты наших ребят научишь так же летать?

Кикимора. Да запросто! Леший, расставляй пеньки.

Эстафета «Кто быстрее пролетит на метле между пеньками» (музыка)

Кикимора. Вот видите, как замечательно летать на метле!

Снегурочка. Быть может, ты теперь расколдуешь Дедушку Мороза ?

Маленький Дед Мороз . Да, расколдуй!

Кикимора. И не подумаю!

Снегурочка. Не соглашается! Придется ее напугать. Разбойнички, выходите (Музыка)

Разбойник

Мы - разбойнички-душегубчики,

Вот какие большие голубчики.

Разбойники. Амба-карамба-компас (музыка-выстрелы)

Кикимора. Нашли, кем меня пугать! Да я как свистну, все ваши разбойники разбегутся. (Свистит в свисток, разбойники убегают.)

Снегурочка. Не испугалась Кикимора, надо попробовать ее позабавить.

«Камаринская» (музыка)

Дети играют в оркестре. Кикимора пляшет.

Кикимора. Ну, потешили меня. Я даже подобрела. (Протягивает Деду Морозу ковшик .) На, Дед Мороз , испей живой водицы. Леший, наливай!

Леший достает фляжку, наливает из нее в ковш «живую воду» . Дед Мороз выпивает ее и начинает бегать вокруг елки. (музыка) Гаснет свет. Свет зажигается, перед елкой стоит большой Дед Мороз и осматривает себя со всех сторон.

Дед Мороз . Ой, никак я опять вырос. А вас, безобразники, я заморожу .

Дед Мороз прикасается своим посохом к Кикиморе и Лешему. Они застывают на месте.

Снегурочка. Разморозь их , дедушка. Не надо, чтобы на празднике было кому-нибудь плохо.

Дед Мороз . Так уж и быть.

Дед Мороз 3 раза ударяет посохом об пол. Кикимора и Леший размораживаются и, дрожа, убегают из зала.

Раздается звонок телефона. (звук звонка) Снегурочка достает сотовый телефон и слушает*.

Снегурочка

Дедушка, звонит телефон,

Но только ветер воет в нем.

Дед Мороз

Неси его скорей сюда.

Это вьюги и пурга! (Слушает звук метели.)

Вот что, ребята, сказали они :

По улице к нам, обходя фонари,

Лошадка странная топает,

Копытами громко цокает.

И сообщает мне пурга :

Она направилась сюда.

(музыка.)

Дед Мороз . На, лошадка, скушай травки! (Протягивает лошади пучок травы. Она мотает головой.)

Ну, отведай хоть овса! (Лошадь пятится.)

Я не верю этой маске.

Пришла лошадь неспроста!

В лошадке этой кто-то есть.

Заставлю показаться здесь!

На лошадь лихо я вскачу

И вокруг елки поскачу.

Дед Мороз садится на лошадь . Она падает. Из-под попоны показываются Кикимора и Леший.

Дед Мороз

Надо же, опять попались,

Вы под маской к нам пробрались!

Кикимора, Леший

Нас, пожалуйста, простите!

Не морозьте , отпустите!

Снегурочка

Добрый Дедушка Мороз ,

Не могу я видеть слез.

Может быть, мы их простим?

Кикимора (подсказывает)

И конфеткой угостим.

Дед Мороз

Вину должны вы искупить,

Попробуйте добро творить :

Вот это толстое бревно

Под елкою лежит давно.

Его должны вы распилить

И всех ребят тем удивить.

Кикимора. Леший, засучи рукава! Держи пилу!

Кикимора и Леший «пилят» бревно. (музыка)

Распилили мы бревно,

А оно-то, оно все подарками полно.

Дед Мороз

То подарки для ребят,

Для веселых дошколят.

Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки детям. (музыка)

Кикимора. А нам подарки есть?

Дед Мороз . Конечно, есть! Тебе, Кикимора, самый большой зеленый бант, а тебе, Леший, теплые валенки.

Кикимора. Леший, пойдем домой. Я своим бантом Водяному похвастаюсь.

Леший. А у меня в валенках ноги зимой мерзнуть не будут.

Кикимора, Леший. Спасибо, Дед Мороз ! До свидания! (Уходят.)

Ведущий :

Возле елочки пушистой

Закружись, наш хоровод,

Ведь у нас сегодня праздник,

Зимний праздник.

Новый год!

Песня : «Под Новый год»

Дед Мороз

Хорошая в садике елка у вас,

Но многие ждут Мороза сейчас .

Снегурочка

Так будьте здоровы!

Прощайте, ребята!

Дед Мороз

Вам счастья желает

Мороз бородатый !

Какой он, главный персонаж новогодних праздников? Мы собрали 10 фактов о Дедушке Морозе, потому что ждём!

1. Имя. Как оказалось, не одно!

В наши дни, конечно, Дед Мороз. Но когда-то благообразный дедушка был языческим богом Зимником. Другие его имена - Морозко, Трескун, Студенец.

Фото: commons.wikimedia.org/public domain

2. Возраст. Солидный

По разным оценкам, Деду Морозу больше 2 тыс. лет. И за это время он неоднократно менял наряды. Хотя расшитую длинную шубу, валенки и боярскую шапку гроза новогодних ёлок носит уже 700 лет.

3. Характер. Переменчивый

Во времена, когда он звался Зимником, ни один славянин не назвал бы дедушку добрым. В обязанности волшебника входило создание метелей, замораживание рек и… похищение непослушных детей.

В те времена дедушка был небольшого роста с непокрытой головой, носил белую одежду и железную булаву в руках.

Дед Мороз смягчил нрав после принятия христианства. Его образ тогда напоминал образ святого Николая-Чудотворца, который жил в Малой Азии в городе Патары.

При Петре I дедушка стал чаще приносить детям подарки.

А в советское время волшебник стал появляться не только под покровом ночи, но и на торжественных ёлках.

4. Родственники. Представительные

Не все знают, что Дед Мороз родился 18 ноября - в день, когда Зима по-настоящему вступает в свои права.

Его матерью считалась богиня смерти Мара, а отцом - бог мудрости Велес. Кроме внучки Снегурочки, у Деда Мороза есть жена Зима.

Изначально зимний волшебник жил только в лесу.

Советский Дед Мороз поселился в Архангельске. Именно туда посылали письма дети со всей страны. И только недавно дедушка переехал в Великий Устюг Вологодской области.

Фото: Alkhimov Maxim/commons.wikimedia.org/https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en

5. Работа. Монотонная

Всю зиму Дед Мороз ходит по лесу, стучит посохом и призывает холод, покрывая всё вокруг льдом.

Красивые узоры на окнах, конечно, тоже дело рук Дедушки Мороза. Если раньше в печке трескало бревно, то говорили, что это посохом стучит Трескун.

6. Перерыв в карьере (на 20 лет). И ему досталось

Почти 20 лет в России не было Деда Мороза и Нового года. После прихода к власти большевики упразднили все «буржуйские праздники».

Только в 1935 году волшебника реабилитировали. А над образом дедушки тогда поработало несколько идеологов.

7. Дед Мороз / Санта-Клаус. У кого краснее шапка?

Российский дедушка консервативнее иностранного Санта-Клауса. Он носит длинную шубу, расшитую серебром, штаны, валенки, шапку с лебяжьим пухом и варежки.

Санта-Клаус носит красную куртку, штаны и колпак с белым помпоном. На носу у него очки, а во рту иногда можно увидеть курительную трубку.

Принципиальная разница заключается в том, что Санта-Клаус - рождественский святой. А российский Дед Мороз не связан с религией.

Фото: HelgaKa/pixabay.com/CC0 Creative Commons

8. Дед Мороз существует, доказали учёные. Мы знали!

Многие задаются вопросом, как Деду Морозу удаётся посетить миллионы детей за одну ночь?
Физик Кэти Шин, специалист Эксетерского университета в Великобритании, дала этому научное обоснование.

Кэти сделала расчёты, и оказалось, что новогоднему волшебнику удаётся путешествовать со скоростью около 10 млн км/ч, чтобы доставить подарки всем детям.

Из-за высокой скорости сказочный дед перемещается незаметно и бесшумно, может менять свои размеры и спокойно пролезать в дымоход.

Всё это физик описала с помощью специальной теории относительности Эйнштейна.

9. Место жительства. С размахом!

У Деда Мороза в России есть официальная резиденция. На переезд дедушки в Великий Устюг страна выделила $50 млн.

Его терему могут позавидовать многие. В усадьбе есть даже отдельная комната под гардероб. Там у волшебника висят наряды на все случаи жизни, включая летние кафтаны и спортивный лыжный костюм.

10. Контакты. Пишите письма!

За чудесами обращаться по адресу:

162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.

Фото: Yogi555/commons.wikimedia.org/public domain


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх