Даты пасхи прошлых лет1960год. Как праздновали пасху во времена советской богоборческой власти

Милостью Божиею вновь сподобились мы дожить до празднования величайшего и радостнейшего христианского праздника – “праздников праздника и торжества торжеств” Светлого Воскресения Христова – Святой Пасхи.

С любовью шлем мы всем нашим читателям неизменно-новый, исполненный благодатной силы, вечно-радостный пасхальный привет:

“ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!”

Как счастливы мы, православные христиане, что есть у нас этот дивный праздник, что еще можем мы, забывая все житейская невзгоды и скорби нынешней злокозненной земной жизни, ежегодно наслаждаться “сего добраго и светлаго торжества”! Поистине нет веры более радостной, чем наша православная христианская вера. А это потому, что вдохновляется она радостью о Воскресшем Господе.

Воскресение Христово – краеугольный камень нашей святой веры.

Поэтому и празднование его исполнено особенного торжества и ликования.

“Этот праздник”, говорит великий отец Церкви св. Епифаний Кипрский: “торжественнее всех празднеств. Он составляете для всего мiра празднество и обновления и спасения. Сей праздник есть глава и верх всех праздников”.

Весьма характерно, что в нынешнее время только одна наша св. Православная Церковь празднует “сей нареченный и святый день” так, как он праздновался первыми христианами в глубокой древности, и это само по себе уже является сильнейшим свидетельством истинности нашей св. Православной веры, превосходства ее над всеми иными исповеданиями, называющими себя “христианскими”, но отделившимися от св. Православия.

А как праздновалась св. Пасха в первые века христианства, об этом красноречиво и образно повествует нам св. Григорий Нисский.

“Сегодня”, говорит он: “вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенныя, как бы по данному знаку, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничною одеждою; корчемницы стоят пустыми, исчезли шумныя сборища, как исчезает зима с появлением весны; безпокойства, смятения и бури житейския сменились тишиною праздника. Бедный украшается, как богатый; богатый одевается великолепнее обыкновеннаго; старец, подобно юноше, спешит принять участие в радости, – и больной превозмогает болезнь свою; – дитя, переменив одежду, празднует чувственно, потому что еще не может праздновать духовно; девственница веселится душею, потому что видит светлый торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими, и сама она, и муж ея, и дети, и слуги, и домочадцы, все веселятся… Ныне и праведник радуется, и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печальнаго, который не находил бы утешения в торжестве праздника.”

А наша дивная пасхальная заутреня! Разве может что-нибудь на земле сравниться с умилительнейшим и возвышеннейшим торжеством нашего пасхального Богослужения, которое, как мы это часто видим, влечет в наши храмы в пасхальную ночь, с какой-то неодолимой силой, даже людей, чуждых нам по вере?! В эту “священную и всепразднственную нощь” как бы само небо, какою-то своею частицею, опускается к нам на нашу грешную землю, и нам, в меру каждого – кто сколько может вместить – дается вкусить нечто от райской сладости, от того невыразимого на человеческом языке райского блаженства, которое ожидает всех истинных христиан в будущей жизни.

В чем же заключается коренная причина этой светлой пасхальной радости?

В том, что, как поется в пасхальном песнопении, “От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе , победную поющыя” .

Причина нашей светлой радости в том, что Воскресением Христовым побеждено зло – побеждено последствие зла – наш злейший врагсмерть , и от этой, исполненной зла, грешной земли мы возведены на небо.

Воскресением Христовым мы избавлены от мрачной власти ада, и нам дана возможность иной вечной блаженной жизни.

Торжествуя эту победу над смертью и адом, св. Церковь радостно призывает нас принять участие в ее победном пении:

“Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало”…

“Ныне спасение мiру”, поучает св. Григорий Богослов: “мiру видимому и мiру невидимому. Христос из мертвых – возстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей – восходите и вы! Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха! Отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: “Аще кто во Христе – нова тварь” (2 Кор. 5, 17).

“Будем же праздновать этот величайший и светлый праздник”, взывает св. Иоанн Златоуст: “в который воскрес Господь! будем праздновать его светло и вместе благочестиво, ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собою вселенную”.

Что означает наша радость в день праздника Пасхи, наши светлые возвышенные переживания во время пасхальной заутрени, как не ясный голос, из глубины нашего внутреннего сознания исходящий, что та наша обычная повседневная жизнь, которой мы живем на земле, не есть настоящая жизнь, к коей мы предназначены, что душа наша стремится к иной жизни – к той именно светлой блаженной жизни, возможность которой даровал нам Господь Своим Воскресением, жизни свободной от уз греха, жизни чистой, небесной, что наша подлинная радость, подлинное блаженство – подлинное счастие не на земле, а на небе, не в земном, а в небесном.

А потому с негодованием должны мы отметать от себя, решительно отвергать все, что крепко привязывает нас к земли, что делает нас самих “земными”, неспособными вознестись к небу, безчувственными к мiру небесному, духовному. Мы созданы не для этой тленной земли, а для вечной нетленной жизни, которую Господь, освободив нас от власти греха, вновь даровал нам Своим Воскресением.

Светло празднуя радость Св. Пасхи, пока это еще доступно нам, будем же всячески ограждать себя от тлетворного влияния мiра, Воскресение Христово не приемлющего, будем всячески бегать безчисленных соблазнов, всюду ныне для уловления душ разсеянных, будем тщательно, в тесном союзе с истинною Церковью, готовить себя к вечной нетленной жизни, уготованной нам Воскресшим Господом, радостно воспевая вместе со всеми верными победную песнь:

ПАСХА НЕТЛЕНИЯ – МIРА СПАСЕНИЕ!

Англичанин Дэвид Латимер выбрал для себя второй путь. В 1960 году он решил создать небольшой сад внутри винной бутылки. С тех пор внутри растёт сочная живая зелень. Это удивительно, ведь последний раз мужчина поливал растения в 1972 году.

Англичанин уверяет, уже 57 лет сад здоров и самодостаточен. Всё, что он сделал – выбрал бутылку, на Пасху в 1960 году внутрь уложил грунт и осторожно посадил семена традесканции.Первые 12 лет растения жили сами по себе внутри закрытой бутылки.

В 1972 году Латимер решил открыть её, чтобы добавить воду в небольшую растущую экосистему. Единственная поддержка извне для этого сада состояла лишь в солнечном свете. Без него растения не смогли бы расти, производить кислород и влагу.

Влажность внутри бутылки работает как своеобразный дождь. Опавшие листья разлагаются, вырабатывая углекислый газ, который нужен для развития живого растения. Вуаля — цикл завершен.

Сад в бутылке представляет собой микро-версию того, что происходит на нашей планете. Единственная разница – вмешательство человека. Без нашего воздействия и помощи природа способна развиваться в полную силу, даже в самых, казалось бы, неблагоприятных местах. Таких, как закупоренная бутылка.

Для протестантов Пасха является вторым по важности праздником после Рождества Христова. Традиционно западные протестанты празднуют Пасху в один день с католиками, а российские - в один день с православными.

Разница в датах между православным и католическо-лютеранским празднованием Пасхи определяется разностью стилей.

Формула определения даты была установлена на Никейском соборе в IV веке, согласно которой Праздник Воскресения Христова отмечается в первое воскресенье после весеннего...

Пасха или Песах?
Уверен, что прожив жизнь, многие из нас так и не узнали о первопричинах возникновения многих привычных традиций и праздников. К примеру, сейчас на каждом углу говорят о православной Пасхе и еврейском Песахе. К Пасхе православные красят яйца, готовят пасхальный хлеб, евреи жарят на камнях опресноки. Но никто не объясняет, почему это происходит именно весной? Почему день Пасхи назначается на первое воскресенье после первого полнолуния произошедшего после дня весеннего...

Но над немощною плотью истомленнаго трудами и бдениями паломника, очевидно, все время бодрствует {1} его недремлющий дух. Отдых от трудов паломника в этот святой вечер бывает не продолжителен. Русский богомолец в Св. Земли не забывает ни на минуту.

Что в эту «священную и спасительную ночь» он должен бодро стоять на страже Гроба Господня, чтобы достойно встретить первое радостное приветствие из уст исходящего из Гроба иерусалимскаго патриарха: «Христос воскресе»! Вот почему, после краткаго...

Христиане всего мира в 2007 году отметят Воскресение Христово в один день - 8 апреля, что в определенной мере усложнит организацию паломничества на Святую землю.

В последний раз христианские Пасхи совпали в 2004-м, а до этого - в 2001 году.

Прежний Папа Римский Иоанн Павел II предложил, начиная с первого года третьего тысячелетия отмечать Пасху одновременно, однако эта идея не получила своего развития. Ранее, в 1965 году, с такой же инициативой выступил Второй Ватиканский собор...

Думаю, никого из эзотериков не нужно убеждать в том, что существует реинкарнация и что каждый из нас имел множество воплощений на Земле. Даже те, кто не являются земными душами, те, кто пришел сюда со звезд и по разным причинам стал воплощаться на земном плане, имели достаточно много земных воплощений.

У земных душ воплощения могут исчисляться сотнями и даже тысячами. У звездных душ земных жизней было гораздо меньше, иногда 30-40, а в последнее время на мои консультации приходит все больше...

Доктрина перевоплощения многим представляется ярким доказательством вклада эзотерической науки в развитие человеческой мысли. Она убеждает силой логики, вдохновляет на великодушную жизнь, и когда приходит несчастье, вселяет надежду и мужество. Она не только объясняет многое в человеческой жизни из того, что в ином случае представляется непостижимым и бесцельным, она также позволяет достаточно точно предсказать более широкие очертания будущего. Конечно, это предсказание может не быть таким...

С момента появления на Земле человека развитие культуры стремилось достичь двух целей. Одна из них – это эволюция, прогресс, другая – мир.

Человек совершает неуклонные усилия, чтобы сделать свою жизнь богатой и приятной; иногда он приспосабливается к природе и сотрудничает с ней, а в других случаях подчиняет её себе.

В то же время он сознаёт ограниченность своих способностей и сил, ощущает как бы некоторое беспокойства. Для первобытного человека окружающая природа представлялась особенно...

Мы живём, учимся и работаем весь этот многотысячелетний период от воплощения к воплощению и между ними, пребывая в тонких мирах. За это время наш опыт откладывается в нашей памяти, прячется где-то в подсознании, чтобы не мешать нам, каждый раз, приходя в материальное тело, набирать новый опыт.

Подсознание знает, что нам нужно делать в этом воплощении, но оно не руководит нами, а только подсказывает, когда мы задаём себе правильные актуальные вопросы. Задаём мы их редко и чаще всего не...

.
Новая власть советов в 1920-1930-е годы предпринимает ряд мероприятий для ослабления влияния Церкви. Большевики объявляют «борьбу с поповщиной и пережитками старого быта». В это время церковная жизнь ограничивается Богослужением в стенах храма. Беспартийные трудящиеся до поры до времени имели право отмечать религиозные праздники. Об этом повествует «Календарь коммуниста» за 1926 год. Праздники в нем подразделяются на «революционные» и «бытовые». К последним отнесены все торжества церковного порядка. Так как Пасха была нерабочим днем, и беспартийной массе вроде бы никто не воспрещал праздновать по старинке, потребовалось активное «косвенное» воздействие. Его возложили на комсомол. Так появилась «Красная Пасха». В январе 1923 года вышло постановление следующего содержания: «Признать первый опыт массовых антирелигиозных праздников «Комсомольское Рождество» удавшимся. Считать необходимым организовать «Красную Пасху».
.
Конечно, никаких яиц с серпами-молотами не было. Были лекции и выступления ораторов, на все лады честивших Господа Иисуса Христа, попов-эксплуататоров, страны Антанты и Папу Римского. А основными действиями оказывались театрализованный карнавал или ярмарка, а то и то, и другое вместе. Цель – отвлечь как молодежь, так и людей среднего возраста от церковных обрядов. Старооскольский краевед Валентин Гладков в своей книге «Сказы старого города» так описывает этот момент: «Самая желанная, любимая и долгожданная семидневная ярмарка начиналась на первой неделе после Пасхи. Для маленького провинциального города ярмарка была настоящим подарком. Надо было не ударить в грязь лицом, оказать настоящее гостеприимство и радушие. Показать с лучшей стороны свой любимый город, его замечательные храмы, купеческие хоромы, сады и другие достоинства. Горожан и гостей города частенько развлекали приехавшие на ярмарку бродячие циркачи и артисты, кочующие по всей стране».
.
Из детской памяти
.
Дни Пасхальных торжеств в 30-е годы ХХ века запомнились старожилам Оскольского края. Нина Павловна Корниенко (в девичестве Винникова, 1927 г.р.), уроженка слободы Гумны, вспоминает, что видела, будучи маленькой девочкой:
.
– Наш дом на Гумнах стоял через дорогу от церкви, я часто бывала в храме. Видела венчание. Особенно запомнилось празднование Пасхи, когда вокруг церкви ходили с фонариками. Это было очень красиво. Служил тогда отец Павел, который часто приходил в наш дом. А моя мама дружила с его дочерью Лидой.
.
Вера Васильевна Хаустова (1922 г.р.), жительница села Лапыгино, воспоминая о том времени, рассказывала:
.
– Помню, в 1930 году, когда я училась в первом классе, сельская церковь еще работала. На улице стояли весенние дни, нам повязали галстуки. Позже учитель нас предупредил, что в школу не пустит тех, кто ходит в церковь. Были как раз Пасхальные дни. Мы после уроков, позабыв о предупреждении учителя, все побежали в церковь вызванивать в колокола. Ох, нам и влетело от него тогда!

Учителя в школах понуждали детей к стукачеству

.
«Допустить ночную Пасхальную службу»

.
Наступили сороковые – фронтовые. В годы Великой Отечественной войны власть потеплела и даже изменила свое отношение к Церкви. В период с 1942 по 1945 гг. было разрешено проведение Пасхальных служб на территории, объявленной на военном положении.
.
Из докладной записки от 25 апреля 1945 года Г.Г. Карпова под грифом «Совершенно секретно» Совнаркому Союза ССР тов. И.В. Сталину с просьбой разрешить ночную Пасхальную службу в Москве и других городах, объявленных на военном положении: «Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР полагает целесообразным, по примеру 1942-1943 и 1944 гг., допустить ночную Пасхальную службу в церквах Москвы и других городах, объявленных на осадном и военном положении, и, в связи с этим, разрешить беспрепятственное хождение по городу в ночь с 5 на 6 мая сего года».

Пасха 1945 года

.
3 мая 1945 года в 23.00 было дано разрешение на проведение ночной Пасхальной службы. 5 мая 1945 года большинство предприятий по всей стране не работало – был объявлен выходной день. В магазинах организовали продажу куличей, работники милиции поддерживали порядок возле храмов. Люди восторженно делились своими впечатлениями: «Праздник мы встретили хорошо, кушали святую пасху и кулич. В церкви необычайно красиво». А две беспартийные работницы сообщали об этом событии так: «В этом году народ особенно празднует Пасху. И это очень заметно. Вот вчера рано утром мы шли на работу, и нам встречалось очень много людей, шедших из церкви с куличами и пасхой. Очевидно, попы в этот день много себе подзаработали».
.
На Пасху 1944 года старооскольское духовенство через газету «Путь Октября» (выпуск от 24 апреля) обратилось с призывом к верующим о помощи вдовам и сиротам солдат РККА. Вот слова послания епископа Курского Питирима (Свиридова): «…Я призываю вас, сердобольных христиан, на оказание помощи раненым воинам и детям воинов, погибших на поле брани или сражающихся за нас с ненавистным фашистским зверьем. Призывая на вас благословение Господа нашего Иисуса Христа, я надеюсь, что обращение мое найдет отклик в сердцах верующих, чадах нашей Православной Церкви. Аминь». За период с 1943 года по 1945 год было собрано свыше пяти миллионов рублей.
.
«Почему не надо праздновать Пасху?»
.
Новое «закручивание гаек» началось после декабрьского пленума ЦК КПСС 1958 года, когда по инициативе М.А. Суслова было принято закрытое постановление «Об усилении атеистической работы». Драма «безбожных пятилеток» при этом превратилась в фарс. Трудящиеся узнавали про дату Пасхи из «сезонных» атеистических публикаций «Что такое Пасха» или «Почему не надо праздновать Пасху?», пасхальные яйца люди могли красить цветной краской прямо на рабочем месте. Под громы и молнии заместителей по идеологии различных уровней хлебопекарные предприятия выпекали «кекс весенний», то есть кулич. А Пасхальный Крестный ход становился центром внимания совершенно далеких от религии подростков-школьников. В поддержании порядка во время его проведения принимали участие представители органов правопорядка, дружинники, комсомольцы и коммунисты.

Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей.

.
В это же время вышло постановление правительства об ограничении колокольного звона в Пасхальные дни. Местная власть требовала сокращения времени службы, «ибо в церковь приходят трудящиеся, которые до этого занимались общественно-полезным трудом». Бывало, когда по календарю два праздника – Светлая Пасха и 1 мая – совпадали, тогда власти в Великий праздник Пасхи организовывали «Коммунистический субботник».
.
1960-1970-е годы – период служения протоиерея Анатолия Богуты при Александро-Невском храме. Вот как вспоминает это время сын отца Анатолия протоиерей Александр Богута:
.
– Тяжелое было время. Уполномоченные по делам религий имели буквально архиерейскую власть. В те годы совершать Крестные ходы вокруг храма и вдоль по улице было запрещено. Поэтому папа проводил их внутри храма. Категорически запрещалось проводить и ночные службы. Приходилось Всенощные служить рано утром. Практически на каждой службе был соглядатай. Непременно он присутствовал по большим праздникам – на Пасху и Рождество, внимательно слушал проповеди: искал в словах отца, за что можно было бы его привлечь. Вот такая жизнь была – в постоянном напряжении.
.
Прихожане Александро-Невского храма вспоминают, что когда в 1960-е годы приезжал правящий архиерей, не устраивали торжественной встречи, не звучал колокольный звон. Владыку быстро провожали в храм и плотно закрывали двери. Только в праздник Пасхи прихожане собирались на улице: скрываясь в зелени сада, который располагался в ограде храма, батюшка освящал куличи. Все происходило очень быстро, без огласки.
.
По воспоминаниям Марии Ильиничны Акининой, уроженки села Каплино:

.
– Когда в городе церкви позакрывали, служба была в сторожке в Ильинской церкви. Я с матерью ходила на Пасхальную службу в сторожку. А в другие праздники все работали. С тех пор прошло лет 50… Тогда нельзя было носить крест. Увидят – засмеют. Я лет 30 носила его на скалочке (булавке), к белью пристегивала.

И еще несколько слов к статье :

Антирелигиозная пропаганда велась на государственном уровне, для чего были задействованы все имеющиеся в то время средства массовой информации (СМИ).

Во времена гонений на верующих в правление Н.С. Хрущева интеллигенция никоем образом не обнаруживала своей религиозности, в Церковь ходили только дерзновенные бабушки в платочках и немногие женщины из простых рабоче-крестьянских сословий. Советские мужчины любого социального положения обычно смотрели на веру как на что-то отжившее, невежественное, суеверное и поэтому встретить их в храме можно было крайне редко.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх