Как занять детей в долгой поездке. Путешествие в автомобиле: чем занять ребенка в дороге? Чем занять ребенка в дороге: ку-ку и другие забавы

Лето — отличное время для путешествий вместе с детьми. И так хочется, чтобы было оно неутомительным и интересным с самого начала — как только сели в автомобиль. Но — дети начинают скучать, капризничать и подвывать: "Ну ско-о-оро мы приедем?!" Предлагаем вам много простых и забавных игр — скучать будет некогда!

Взрослые, когда им нечего делать, легко могут развлечься, погрузившись в свой внутренний мир. Мы размышляем-раздумываем, ведём сами с собой диалоги... У детворы свой собственный внутренний мир пока ещё не сформировался, у них есть только внешний — тот, что вокруг них.

Познакомившись с нашими предложениями, по ассоциации вы, конечно, вспомните и/или придумаете массу своих. (А заодно проведёте занятия по развитию речи, памяти, мышления и воображения).

Совет: начинать играть следует до того, как ребёнок заскучает и закапризничает. Если он разбушуется — будет трудней успокоить.

Первое, что стоит сделать — это проинформировать ребёнка, сколько времени вы проведёте в пути. Это его настроит на определённое ожидание. Но так как дошколята и даже младшеклассники плохо ориентируются во времени, желательно не просто сказать, что ехать столько-то, а наглядно показать расстояние. Например, на корешке книги. Если низ корешка — это точка, откуда вы выехали, а верх — место назначения, то становится легко показать, где именно вы сейчас находитесь — и сколько ещё осталось.

Совет: если дорога дальняя — обязательно покажите, когда намечается остановка. Предвкушение скорого "освобождения" поможет ребёнку спокойнее перенести неподвижное сидение в кресле.

Смотрим в окно и играем

Для начала можно сыграть в перечисления — просто смотреть в окно и называть по очереди всё подряд, что попадается по дороге.

А если ребёнок уже знает буквы — выбирайте любую и называйте те объекты, которые с неё начинаются. Например, "Д" — дорога, деревья, дом. Как вариант (очень нравится детям): называть предметы, начинающиеся с первой буквы собственного имени, фамилии, отчества.

От мелькающих дорожных объектов можно быстро устать, поэтому через какое-то время стоит перенести внимание на что-то более постоянное. Например, на плывущие облака.

Наблюдение за облаками

Для начала стоит поговорить о том, что там, на небе — облака или тучи, и чем они отличаются друг от друга, как появляются, и почему из туч проливается дождь.

Интересно будет понаблюдать, на что облака похожи (отличное упражнение для развития воображения), как они изменяются, превращаясь... во что?

Выберите себе по персональному облаку и начинайте описывать, как оно изменяется: "Мое облако похоже на лодку. Лодка плывёт по небу, словно по морю... вот она догоняет другую, они сливаются и превращаются в...". Вы можете для примера сами начать рассказывать, а потом передать эстафету ребёнку.

Примерно так же можно изучать любые объекты, часто встречающиеся по дороге. Например, мелькают деревья, все зелёные да зелёные. А если внимательно присмотреться? Удивительно, сколько можно заметить оттенков зелёного! Называйте их по очереди, устройте соревнование: кто больше придумает?

Рисование

Можно поиграть в "Закорючки". Суть игры очень проста. Ребёнок, не отрывая руки от листа, рисует какую-нибудь закорючку, а вы доводите её до ума — то есть дорисовываете. Причём так, чтобы стало понятно, что это — вещь, предмет, животное, часть тела. Потом меняетесь — вы проводите линию, а дорисовывает её ваш ребёнок.

А ещё можно "порисовать"... на спине. Вы водите пальцем по спинке ребенка, а он должен, прислушавшись к своим ощущениям, угадать, что за картинку "рисует" мама.

Для начала изображайте что-либо очень простое — овал, треугольник, сердечко. Если ребенок легко угадывает, рисуйте что-нибудь посложнее — птицу, машину, дом.

Угадай-ка

Угадай цифру. Загадываете любую цифру и говорите:

— Угадай, какое число я загадала?
— Три, — говорит ребёнок.
— Нет, — говорите вы, — больше, чем три.
— Десять...
— Меньше, чем десять.

Угадай, что в пакете. Берёте обычный непрозрачный пакет. Кладёте туда несколько разных предметов. И...

  • Предложите ребёнку, ощупав какой-то предмет угадать, что это такое.
  • Описываете один из предметов, находящихся в вашем пакете, а ребёнок должен понять, что это такое. Например: "Это пушистое, желтого цвета, пищит, когда на него нажмёшь...". "Мой цыпленок!" — догадывается ребёнок. Как только угадывает — тут же получает эту штучку в награду.

Совет: обязательно положите в пакетик что-нибудь новенькое. Когда ваша детка по описанию угадает, что у вас спрятано, вручите подарок — и вам будет обеспечена ещё одна передышка.

  • Попробуйте загадывать какой-либо объект, находящийся в автомобиле. Например, "сквозь него я смотрю на дорогу" (окно), "нажмёшь ногою, и машина взвоет" (педаль газа). Чередуйтесь: пусть ребёнок (если захочет) загадывает, а отгадки ищите вы.

Игры в слова

Найди лишнее слово в ряду. Например: колёса, руль, кот, кресло. Лишний здесь "кот".

Назови одним словом. Скажем: кот, собака, крокодил. Все это — животные.

"Всё наоборот" (игра в антонимы). Вы называете слово, ребенок — антоним: например, весёлый — грустный; широкий — узкий.

Об одном по-разному (игра в синонимы). "Человек идёт" — а как можно сказать по-другому? Правильно: человек передвигается, шагает... А ещё?"

Вспомните какое-то длинное слово, и из букв, входящих в него, составляйте другие слова. (Например: зоопарк — парк, рак).

"По цепочке". Придумываете короткое предложение и по очереди его удлиняете. Прежде чем добавить своё новое слово, необходимо точь-в-точь повторить всё ранее сказанное. Например: "Мы едем" — "Мы едем на море" — "Мы едем на Чёрное море" — "Мы едем на Чёрное море купаться".

Произнести скороговорку десять раз подряд — кто не запутается в ней ни разу? Например: "Щетинка у чушки, чешуя у щучки". Малышам предлагайте, конечно, фразы полегче.

Что взять в дорогу с ребенком, когда вы отправляетесь в долгое автомобильное путешествие:

  • питье и еду (воду, сок в пакетах с трубочкой, печенье-бараночки);
  • салфетки влажные, полотенце;
  • туалетную бумагу;
  • одежду на случай резкой смены погоды (и просто затем, чтобы была возможность переодеться);
  • книжки с картинками;
  • книжки с наклейками;
  • настольные игры на магнитиках;
  • бумагу, блокнот;
  • фломастеры (лучше толстые и короткие — так безопасней);
  • несколько любимых игрушек;
  • секретный мешочек. Туда положите несколько забавных мелочей — из тех, что ребёнку нравятся, и что-нибудь новое. Это будет ваш "золотой запас". Только в дороге детка соберётся как следует покапризничать, вы — раз! — и, как фокусник из рукава, достаёте интересную для капризули вещицу.


Игры с пальчиками

Если вы едете с малышом, отличная палочка-выручалочка — игры с пальчиками. Впрочем, и для старших детей они могут быть не менее привлекательны.

Предложите малышу хорошенько растопырить пальцы левой руки. Теперь правой ручкой надо загибать их по одному и приговаривать:

Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — папа.
Этот пальчик — мама.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья! (и покрутили крепким кулачком)

А теперь наоборот: малыш разжимает по одному пальчику, сопровождая его теми же словами. (А если сам ещё не умеет — разжимаете и читаете стишок вы, побуждая ребёнка повторять за вами хотя бы последнее слово). Потом то же самое проделывается с пальчиками на другой руке.

Поймай мою руку

Просто протягиваете руку и предлагаете ребенку её поймать. При всей своей простоте, это очень забавное упражнение: попробуй поймай, если ладонь вроде крутится рядом, но так ловко уворачивается да проскакивает между детских ладошек.

Чтобы малышу было ещё интереснее, ваша кисть может превратиться в собачку, в кошечку, зайчика. Для этого просто сожмите руку в кулак и поднимите вверх два пальца (указательный и мизинец) — вышел зайчик. Если пальцы подогнуть — выйдет котёнок или собачка. А для достоверности можно нарисовать мордочку — прямо фломастером на руке.

Игра "Кто летает"

Просто называете различные объекты. Если этот самый объект умеет летать — надо поднять вверх руки, если он нелетающий — хлопнуть себя по коленкам.

"Голубь летает? Рыба летает? Ворона летает? Самолёт летает? Тарелка летает?" Играть начинайте в медленном темпе, а потом всё убыстряйтесь и убыстряйтесь. При таком ускорении начинается путаница — выходит очень смешно.

Задание можно усложнить: если то, что называете, не летает, а плавает — надо опустить руки вниз и поболтать ими, словно в воде, если объект живёт на суше — надо развести в стороны руки и снова соединить на уровне груди, ну, а если летает — поднять руки вверх и посмотреть на кончики пальцев. (Заметили? Получилась не просто игра, а небольшая зарядка).

Игра "Так или не так"

Суть игры: вы произносите фразу и считаете до трех, а ребёнок должен успеть сказать, верно это или нет. Вот вам фразы для начала игры: "Мы выехали рано утром", "Ещё было совсем темно", "Марка нашей машины — "Нева", "У рыбы есть хвост", "У курицы есть плавники".

Для дошколёнка, конечно, подбирайте фразы полегче, а считайте до трёх так: "Два с половинкой, два с хвостиком...". Тогда малыш успеет сориентироваться и верно ответить. И почувствует себя победителем.

О мультиках и фильмах

Соблазнительно в дороге включить малышу мультики, фильм — тем, кто постарше. Не спешите! По крайней мере, не смотрите подолгу, поберегите детские глазки. Картинки, мелькающие перед глазами, завораживают малышей, они могут смотреть и смотреть, а потом... закатывают истерики. Не из вредности, а от усталости, от нервного напряжения, которое накопилось во время длительного просмотра.

Итак, фильмами, телепередачами, мобильными играми не увлекайтесь, пожалуйста.

А вот запастись аудиозаписями (сказками, детскими песенками) — это просто прекрасно. Ведь их можно не только слушать, но ещё и подпевать — всем вместе. Получится отличный семейный хор!

Заряна Некрасова
Нина Некрасова

Обсуждение

Еще есть игра, для детей, наверное, младше 3-4 лет. Мы берем любимую книжку, где маленькие истории и, когда читаем меняем слова на какое-нибудь новое, и ребенок должен узнать, что не правильно прочитали. Очень весело. Например: Было у с кошки 5 котят. А ты читаешь: Было у кошки 5 поросят. И ребенок кричит НЕТ, не поросята а котята)

Хорошая статья. Очень подходит для семейной поездки. Но вот если Вы сами за рулем и дорога непроста, то сложно сосредоточиться на дороге и одновременно играть с детишками даже в слова. По себе знаю как сложно переключаться. Для пробок много идеальных игр в этой статье;) Спасибо автору за идеи. Ставлю пять!

ЭЭЭЭх, ошиблась с оценкой. случайно за полезность поставила 1, а надо было 5, где исправить не знаю(((практически никогда ничего не оцениваю, а тут статья очень понравилась, хотела оценить и так обидно ошиблась...так что мою 1 не учитывайте! Мне статья показалась очень полезной, т.к. у меня вообще не работает фантазия, тем более в машине). А тут столько идей! Спасибо!

Комментировать статью "Чем занять ребёнка в машине: 25 веселых игр"

Игра – это творчество, общение, радость, которые нам так необходимы в повседневной жизни. Это отличное занятие для всей семьи. Однако в современном мире, полном стрессов и бесконечных забот, мы зачастую не успеваем посвятить время тому, что помогает нам отдохнуть и расслабиться. ИКЕА провела масштабное исследование, чтобы узнать, какое значение игра имеет в нашей повседневной жизни. Оно позволило многое узнать о современной семейной жизни, воспитании и о том, как люди по всему миру проводят...

Игры на улице очень нужны. Правда не все родители стараются сделать их разнообразными, веселыми. Как правило, прогулка состоит из хождения без интереса, смысла, до детской площадки и обратно. А есть другие интересные места на свежем воздухе, есть игры, способные обучить ребенка строению мира, привлечь других детей к совместной игре. Хотите узнать какие? Смотрите видео: [ссылка-1] Если удобней не смотреть а читать, вот ссылка на статью - текстовую версию вебинара. Ловите идеи игр и играйте с...

Занятия физкультурой и спортом очень полезны для здоровья и развития детей. С этим согласится каждый родитель. Хотя многие дети начинают заниматься спортом примерно с дошкольного возраста. В спортивные секции детей принимают лет с 5-7, а то и старше. Для малышей спортивных секций не существует. Ведь малыши не способны выполнять определенные упражнения, тем более несущие физическую нагрузку, выполнять четкие указания. Поэтому вся ответственность за физическое развитие малыша лежит на плечах...

Давайте отвлечемся не на долго от злободневных тем и вернемся к вопросу стратегическому, вопросу о воспитании человека. Ведь как бы далеко мы не уходили в дебри аналитики и актуальной проблематики, важно помнить, что во главе угла всегда человек, он же смысл, цель и способ ее достижения. Труд воспитателя виден не сразу и плодами его творчества мы сможем насладиться в полноценном виде только через много лет, а процесс самого воспитания вообще бесконечен, ведь воспитывает все вокруг, весь мир...

В поезде и в самолете. В автобусе, машине и в самой длинной очереди, которая тянется ну о-очень долго… Чтобы не скучать - берите с собой «Нескучалки»! Эти книжки-сокровищницы с заданиями на сообразительность, головоломками, рисовалками, раскрасками и веселыми подвижными играми не дадут вам соскучиться! Каждая - для малышей определенного возраста - для маленьких непосед 3-5 лет ([ссылка-1]) и любопытных детей 5-7 лет ([ссылка-2]). Бегать или рисовать? Здесь есть и спокойные, и...

По традиции, в субботу магазин «Книги и чудеса» проводит мастер-класс для детей. 16 августа в 13:00 художник Елена Трухан, иллюстратор книги «Нескучалка. Рисуем и играем в дороге», расскажет и покажет, как занять ребенка в поезде, самолете и любом другом скучном месте. Под чутким руководством Елены Трухан дети познакомятся с собакой Бамсом, главным героем книги, и нарисуют его сами. А потом юные посетители научатся, как прогонять скуку, используя подсказки, игры и другие задания из...

Поразмышлять, почему машина не самолет, почему самолет не птица, птица не вертолет и т.д. Считать предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до поворота на шоссе. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора до другого или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ. Игры с номерными знаками - дуплеты и триплеты - ищите...

Топ-5 дорожных игр: Лето – пора отпусков и семейного отдыха. Как минимум на выходных вы с малышом выезжаете куда-то на природу, или навещаете родных. Чтобы в дороге не было скучно, предложите ребенку поиграть с вами в развивающие игры. Не многие дети очень любят поездки в машине, и не начинают грустить, плакать и спрашивать каждые пять минут: «А мы уже приехали?». Если карапузу всегда весело, он знает, чем себя занять, и сам может превратить поездку в машине в настоящий праздник для...

Лето все ближе, и многие семьи собираются в первое далекое путешествие вместе с маленьким ребенком. Компания «Мир детства» подготовила свои рекомендации: что взять в дорогу для малыша. Конечно же, необходимо взять с собой воду и соки в бутылочках и все необходимое для кормления малышей. Если путь предстоит неблизкий и ехать потребуется больше двух-трех часов, то лучше взять с собой несколько бутылочек: в дороге мыть и стерилизовать посуду негде. Если багаж позволяет, то удобнее всего сложить...

Весело и развлечение на 30 мин (пока заряд акку не сядет). На улице можно машинки пускать на радиоуправлении. Лес возле дома - замечательно, погулять, а потом хоть сосиски на костре пожарить:) 25 .03.2014 17:19:21, LЁshik. а детей чем занять? какие игры им придумать? чтоб...

Обсуждение

ПРОГУЛКИ по парку)
Дети на великах/самокатах/площадках, а мы с мужем в обнимку дышим свежим воздухом)
На днях ездили в контактный зоопарк - море восторга, ещё планируем в обычный зоо поехать (ездим каждый год).
На самокатах катаюсь со старшим пока папа с младшими.
Поездки куда-нить на танки поглядеть/полазить.
Катание на великах всей семьей в парках где есть прокат.
Поездки на дачу к бабушкам.
Поход в кино и потом перекусить.
Поездки к бабушкам с тортиками чтобы пообщаться часок вместе.
Ну и всё в таком духе)))

Дома можно вертолеты пускать всем вместе (каждому по вертолету), кто первый до кухни долетит и не упадет. Весело и развлечение на 30 мин (пока заряд акку не сядет). На улице можно машинки пускать на радиоуправлении. Этим всем можно мужа заинтересовать. А самим дома оригами делать, яйца к пасхе раскрашивать, бабушкам открытки рисовать. И не надо целый день с детьми общаться, особенно, если сил нет. 30-60 мин уже хорошо для начала. На улице еще можно мелками рисовать. Дома можно вместе готовить, резать салат, читать вслух. Мы вот любим кино смотреть на стенке. Это уже ритуал. Выбираем, обсуждаем, смотрим трейлеры. Потом готовим какие-нибудь закуски, канапэ и т.п. Вот и общение. Кстати о футболе, можно же настольный футбол купить, жутко азартно, но громко.

Чем занять 2-летку дома? Прошу советов, нам будет через 2 недели 2 года - дома 2 мес. дочь. Как вы проводите ваш день с ребенком? Каталка- машина есть? Можно посылать куда-нибудь, или на веревочке возить. 13.11.2013 00: 25:23, lenalar.

Обсуждение

Соленое тесто! На полчаса ребенок в этом. Можно просто мять. Тыкать пальчиком, делать дырки. Отщипывать кусочки - еда для животных. Катать колбаски и все такое. Вы делаете, она пусть ломает.
Фломастеры на воде. Всегда в доступе и бумага рядом. Рисуйте ей все, что ее впечатляет. Картины дополнчйте деталями. Как гуляли, что видели, где были.
Макаронинки в бутылки опускать. Греметь ими.

13.11.2013 08:02:40, ПоперечинаЯ

сестра занимает 2х летку
на кухне - кастрюльками, половниками, жестяными баночками для выпекания пасок
все складывает в нижние ящики и малая сама вытаскивает и стучит, мешает и т.п.
но шумно, да:)

в комнате - купленный тканевый китайский шалашь в котором накидана куча игрушек и мячиков(типа басейна с мячиками) -может возится там долго

игрушка-повторюшка и котик на планшете -его можно пальчиком гладить или пинать
ребенок занят долго:)

качели в комнате - если любит

В разделе подкастов на сайте 7я.ру опубликован подкаст "Чем занять ребёнка в машине: 25 веселых игр". Не за горами лето - время отпусков и путешествий. Но семьям с детьми приходится быть предусмотрительнее. Если вам предстоит долгая поездка на автомобиле с ребенком, стоит заранее подготовиться. Представляем вашему вниманию новый подкаст, прослушав который, вы узнаете, как превратить утомительное путешествие в веселое и увлекательное.

У меня две дочки: пять лет и полтора года. Чем их продуктивно занять вместе, когда приходится днями сидеть дома во время болезни? То ли дети мои такие творческие, то ли я активно поощряла их совместные игры.

Обсуждение

То ли дети мои такие творческие, то ли я активно поощряла их совместные игры. Трое старших в свое время (с 3 и старше) так интересно и неожиданно играли с младшими, что я только удивлялась и радовалась. Сейчас 6 лет и полтора. Катает на лошадке, на машинке, сажает в коробку и возит на веревке, учит выслеживать кошку, рубить дракона, играть в хоккей палкой от сачка. Продает ему каштаны, забивает голы, просто прятки и догонялки. Еще она принцесса, а он - принц, слуга, ребенок(по желанию). Я прошу поиграть когда мне нужно занять маленького. И говорю, какие молодцы, сами играют, а мама приготовит вкусный ужин. В особых случаях даю премию - если удается больного и капризного развлечь, а у меня неотложные дела.

у меня не такой разброс возраста и еще и мальчишки, и мой совет будет не очень популярен - но что я делаю со своими: с мелким играть самой, а старшего неделю назад начала учить управлять мышкой и сайт Вам в помощь:
[ссылка-1]
с девчонками наверное можно играть в ролевые игры с куклами: мама - дочка (пеленать, кормить, баюкать)+ посудка - готовка кушать
еще со своими любим играть в магазин, но у меня постарше младший, и помладше старший, дать "денюжку" сходить в магазин и купить колбаску, потом купить картошку, потом хлеб, молоко и т.д. И вот так за каждым продуктом с удовольствием носятся туда обратно, с кухни в комнату, и тут же учу "спасибо, дайте пож-ста, здравствуйте", на полчаса хватает. Потом можно поиграть в доктора - тоже ролевая игра, скрутить из бумажки "градусник", укольчик, ваточку и лечить по очереди друг друга. когда сильно болел старший, а младшего еще не было, и пришлось лежать в постели с t 38 - то спасали мультики и книжки, но старшему на то время было чуть больше 3 лет.

11.10.2012 00:56:24, ирина НН с дачной ссылки

Чем вы занимаете дома ребенка полуторогодовалого? В какие игры играете, что рисуете и что лепите? 29.03.2011 17:22: 25, Marishanya. В основном подвижные игры -возить паравозики-затем ломать паравозики, кидаться кубиками и пазлами, рвать бумагу, кататься на машине.

Обсуждение

Как раз в 1,5 года младшей очень понравились игры "со вербальным регулированием действий", типа "снежинки".Я озвучиваю - "снежинки кружатся, летают" - Ксю кружится на месте."Подул сильный ветер, завыла вьюга" - Ксю начинает бегать по кругу. "Ветер стих, снежинки упали на землю" - Ксю ложится на ковер-отдыхает. Подобных игр с вариациями у нас уже масса. "Питон и обезьянки" - обеьянки по команде прячутся на дереве (диване) от питона. "Коршун и цыплята" - цыплята скрываются от коршуна под столом.
А вообще чаще играем в то, что интересно средней дочке-трехлетке: театр из кукол, пальчиковые игры, лего (в дочки-матери они уже без меня вдвоем справляются). Творчеством (лепка, рисование, аппликация) заниматься приходится одновременно с обеими - беспорядка вдвое больше. Зато Ксю, подражая Кире, уже довольно уверенно держит и карандаш и кисточку.

Обсуждение

Когда моя болела аж 2 недели, делали следующее -
- все так же лепили, рисовали:)
- раскрашивали витражики маленькие,
- вместе делали печенье песочное разными формочками - очень увлекательно и главное - полезно:)) - потом можно это все съесть
- читали
- книжки с наклейками и просто наклейки
- понемногу смотрела мульты и играла в комп (по чуть-чуть)
- играли в куклы-машинки
- она фотографировала все, что холчет, потом смотрели фотки:)
- вообще многое вместе делали - цветы поливали, белье стирали (положить/достать из стиралки), на кухне крутились...

А про "не мой ребенок" - Вы не расстраивайтесь, выздоровеет, пойдет в сад - и станет лучше:)) У нас тоже было - прямо ужас-ужас дома, я так поняла, что это результат плохого самочувствия+скука+сбитый режим и неопределенность... Пошла в сад и буквально на второй день - тот же прекрасный ребенок:)
Удачи

А мы ещё в кукольные спектакли играем, когда все игры и развивалки надоедают. Строим на стульях сцену, накрываем покрывалом, выбираем игрушки - участники представления. Рассаживаем в "зрительном зале" игрушки мягкие. Сначала я спектакль показываю. Потом Владик. Иногда разыгрываем по худ.произведениям, иногда просто фантазируем. Весело, интересно и опять -таки развивает связную речь, внимание, восприятие, фантазию:))!!!

Да вот еще сестренку ему родили - есть с кем играть:)Но когда она спит днем - мается. Я иногда ему говорю: Я сейчас занята, хочешь помоги мне, не хочешь - займи себя сам, клоунов Если Вы беспокоитесь насчет его фантазии, то можно поощрять в процессе игры придумки ребенка.

У нас смотрят буквы, цифры, делают нимнастику, собирают конструктор (1г10м) 27.01.2003 16:32: 25, Женя. Я не няня:), но когда мой ребенок чем-то увлекается и сам во что -то играет, то не мешаю ему. ИМХО, ребёнок ведь занят был, исследовал ситуацию, "колечки в коробке"!

Обсуждение

Я-няня. Работаю с 8-18 ч. Веду тетрадь всего режима дня. Что,когда и рефлекс ребенка (понравилось или нет). Ф.минутка, завтрак, развивающие игры, чередование со спортивными (танцевальными), прогулка, обед, тихое чтение и укладывание кукол спать, тихий час, полдник, ролевые игры и др.Ужин. Это неполный перечень, но режим примерно таков. Я очень люблю своих девочек и они отвечают взаимностью.

09.01.2018 08:17:09, Галина Салдина

Няня играет с Надей в куклы, домики, конструкторы всякие, читает книжки. А что еще важнее по-моему она может НЕ играть с ней если та занята своим делом. Няня так же может помыть пол и дать тряпку и Наде чтобы та помогала. И т.п. Я крайне настороженно отношусь ко всякому так называемому раннему развитию. Слава богу наша няня не знакома со всяким методикам Типа Зайцева. Пусть она просто с любовью и нежностью общается с ребенком. Это то что мне подходит.

Приветствую вас всех, мои дорогие читатели и гости!

Не буду говорить о том, как быстро пролетает лето... А то расстроимся мы все тут и загрустим. Расскажу лучше о том, чем занять ребенка в дороге (дальней поездке на машине или в поезде) — а конкретно о том, чем развлекались мы в нашей . А в конце статьи я поделюсь новостями из нашей летней жизни. А также, как всегда, подготовлю небольшую порцию английского языка по теме игр и свободного времяпровождения.

Знаю, что многие из вас уже съездили или слетали отдохнуть, а кто-то еще только планирует. Моя статья будет полезной и для первых, и для вторых — кому-то наш опыт пригодится в следующий раз, а кому-то уже завтра!

Поехали...

Простые игры

  • Слова. Нашаизлюбленная игра. Простая и интересная одновременно. Игроки по очереди говорят слова (можно общие, а можно — по определенной тематике). При этом каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Так как в русском языке много слов, заканчивающихся на букву «А», мы немного подкорректировали правило: если слово заканчивается на «А», то следующее слово мы называем на букву, стоящую перед ней.
  • Рифмы. Это развлечение не только веселое, но и очень полезное! Особенно, для будущих поэтов)). Раньше мы играли так — я говорю слово — Милана рифму к нему. Теперь мы стали составлять четверостишия (как ). Например, я говорю 2 рифмующихся слова: цветок — мотылек , а Милана придумывает стишок: На полянке цвел цветок — на него сел мотылек... Можно и продолжить)). Я заметила, что в процессе такой игры ребенок учится лучше чувствовать язык, длину и звучание слов.
  • Что это? Цель:с закрытыми глазами трогать какой-то предмет и отгадать его. У нас обычно в ход идет содержимое моей сумки, а потом и другие близ лежащие предметы.
  • Отгадай предмет. По наводящим общим вопросам (отвечать на которые можно только да или нет ), игрок должен догадаться, какой предмет из окружающего пространства был загадан другим игроком. Такие вопросы обычно мы задаем: Это большое? Мягкое? Белое? Черное? Это можно взять в руки? Это справа?..
  • Загадай предмет. Здесь, наоборот, игрок загадывает предмет, что находится где-то рядом, описывает его, а другой старается догадаться, о чем идет речь. Кстати, эта игра отлично развивает разговорные навыки ребенка.
  • Назови предметы определенного цвета. Здесь все просто — один называет цвет, другой — все окружающие предметы этого цвета.
  • Угадай мелодию. Старая добрая игра, которую лично я в детстве обожала! Песен сейчас очень много, но если у вас с ребенком есть определенные фавориты, то игра получится захватывающей! Мы имитируем мелодии не только голосом (это слишком легко!), но и выбиваем их в ладоши, стучим кулаком или еще чем-нибудь)). Это бывает очень смешно!
  • Проговори скороговорку быстрее. Тема скороговорок мне лично очень нравится (и , в том числе), поэтому мы иногда играемся в них тоже, когда хочется поболтать)). Суть такой игры в том, чтобы «перескороговорить» своего противника.
  • Угадывать или изучать дорожные знаки. Некоторым детям это занятие очень нравится! И моя дочка относится именно к этой категории. Конечно, нужно для начала их поизучать, рассказывая, что они значат (особенно часто повторяющиеся), можно их даже рисовать вместе. А потом уже, угадывать.
  • Скажи, как будет называться...? Эта игра тоже связана с дорожными знаками, а точнее — со знаками населенных пунктов. Я думаю те, кто часто ездят на машине на дальние расстояния, могли часто встречать на своем пути смешные или странные названия мелких поселков или даже деревень. Так вот, в связи с этим мы с Миланой придумали такую игру — загадываем какой-нибудь вопрос типа "Скажи, какая будет фамилия у твоего будущего мужа? Как будут звать твою лучшую подружку в 10 классе? Куда ты поедешь через 10 лет? Какая будет кличка у твоей собаки? Лучшее прозвище для зануды? Как будет называться ресторан, в который ты скоро пойдешь? " ... и тому подобное. Ну а дальше ждем ближайший населенный пункт, который нам даст ответ! Поверьте, бывает очень смешно:-).
  • Нарисуй с закрытыми глазами предметы. Тут понадобятся цветные карандаши! Для начала загадываем любой предмет из тех, что видим вокруг. Потом закрываем глаза, берем цветные карандаши и рисуем его. Чем точнее мы угадаем с цветами (их придется выбирать вслепую) да и вообще с самим изображением, тем лучше!
  • Случайное слово. А здесь понадобится любая книга и карандаш с листочком. Берем книгу, с закрытыми глазами открываем любую страницу, указываем пальцем на любое место на странице и открываем глаза. То слово, на котором оказался указательный пальчик, записываем. Потом второй человек, или третий делает то же самое. Можно остановиться на 5-7 словах, и потом из них составить забавный рассказ. Игра очень увлекает и когда играешь в нее, время бежит незаметно.
  • Книга расскажет. Это второй вариант игры с книгой, который нам тоже очень нравится. Перед тем как вслепую указывать на слово в любой части книги, мы загадываем какой-то вопрос общего характера (например, мы загадывали такие вопросы: Что интересного нам готовит 2-й класс школы? Как мы проведем следующее лето? Расскажи нам что-нибудь о следующей неделе? Что ты можешь сказать об этом человеке? Как можно одним словом описать какого-то человека?.. и т.д.) . Получается, когда мы указываем на слово в книге, то вычитываем уже целое предложение, к которому оно относится — очень даже забавно получается:-). Попробуйте.
  • Запутанная история. В такую настольную игру мы часто сами играли в детстве. Почему бы не использовать ее в дороге? Мы так и сделали. И были довольны, так как наши получавшиеся истории либо поражали своей запутанностью и несвязанностью, либо, наоборот, удивляли своей складностью. Суть в том, чтобы написать историю. Но каждый игрок может писать только по предложению этой истории, после чего должен обязательно его скрыть от глаз другого, загибая край листа. Можно оставлять для следующего игрока лишь последнее слово, чтобы оно давало некую подсказку. А вообще, перед этой игрой можно сразу договориться о приблизительной тематике. В любом случае, получаются всегда любопытные и необычные истории!

Покупные игры

Некоторые из них я покупала непосредственно перед поездкой (ссылки с описанием будут на названиях. Все брала в озоне — там таких игрушек огромный выбор!).

Словодел

С недавних пор нам с Миланой эта игра очень полюбилась — дочка подросла и стала понимать больше в составлении слов.

Суть игры — из случайно выбранных фишек с буквами составлять слова и располагать их на игровом поле в виде кроссворда.

Так как за каждой буквой закрепляется еще и определенное число баллов, выигрывает тот, кто набирает наибольшее их количество.

Деревянная головоломка


Тоже весьма интересная вещь! Когда звезда находится на своем месте — кажется, что собрать ее не составит труда, но вот попробуйте высыпать все частички на стол и собрать ее заново. Если это окажется непосильной задачей, то на помощь всегда придет инструкция.

Милана собрала ее за 5 минут. У меня почему-то не вышло)). Но время в дороге было — и я, помучившись, сделала дело!

Фанты «Верю -Не Верю»


По идее игра рассчитана на один раз, так как суть ее — читать вопрос на верхней стороне карточки, а потом спрашивать у игроков(а), верят ли они прочитанному. Они говорят свой вариант, а ведущий после этого зачитывает верный ответ на другой стороне карточки.

Так как карточек там целых 45 штук, можно эту игру растянуть на несколько раз. Так было и у нас — часть фантов мы использовали на дне рождения Миланы, другую часть — в дороге.

Вопросы, кстати, очень любопытные и заставляют задуматься даже взрослых!

Волшебный круг


Очень увлекательная игра-развивашка! У дочки она уже давно — лет с 4-х. Поэтому все вариации фигур и рисунков были составлены не один раз.

Но в дорогу я все же решила ее взять — она пылилась в шкафчике уже больше года и я подумала, что Милана с интересом о ней вспомнит. Так и вышло. Игра нам тоже пригодилась, чтобы скоротать долгие километры трассы.

Книги с заданиями

Обычные книжки дочка не всегда читает с охотой (о я написала целую статью), да и в дороге, когда немного потрясывает, как-то для глазок не очень)). Но вот что касается книжек с заданиями, загадками, ребусами и других подобных штучек, это она всегда готова делать! Вот и пришлось мне на всякий случай прикупить несколько таких книженций. Заказывала снова в озоне — мне удобно, так как до пункта самовывоза от дома идти всего 500 метров)).

Вот что я купила. Сразу скажу, все понравилось. Но особенно вот эта книжка :

Она была «проработана» от и до! Мы ей занимались и по дороге на море, и обратно, и даже на месте.

Красивое оформление, что сказать! Интересные задания разного характера. В общем, все как и обещано в названии «Только для девочек!»

Этот малыш-блокнотик , полный разнообразных головоломок, загадок и раскрасок, тоже особо полюбился дочке. Она его поставила на второе место (Да-да! Она присвоила всем книгам свои места!)

А мне он особо понравился за его миниатюрность и удобство в перелистывании страниц)).

Третье место взяла эта книга с головоломками . Хорошая бумага, крутые головоломки, в конце есть ответы ко всем заданиям. Правда, она немаленькая — формата А4. И в отличие от предыдущего блокнотика, не уберется в небольшую сумочку. Но мы ее тоже брали с собой.

Поверьте, 3600 км дороги — это вам не до продуктового магазина за хлебом сходить:-)). Поэтому, в ход идет все!

Эта книжечка пока не разобрана по косточкам — там просто очень много ребусов! И к тому же, они не цветные. Видимо, из-за этого она в нашем рейтинге оказалась на самой низкой позиции.

Ребусы там разной сложности. С какими-то заданиями Милана справлялась самостоятельно, а где-то мы с ней вместе ломали наши головушки)). В ответы мы не заглядывали, так интереснее. Честно сказать, ребусов тут хватит еще на весь 2-й класс!

Аудио книги

Решила тоже о них написать, хотя к играм или развлечениям их вряд ли можно отнести. Но так как на лето нам задали читать много литературы, то решила перед поездкой найти на просторах интернета аудио версии некоторых произведений. И это я сделала не зря — когда хочется отдохнуть, можно просто включать аудио книжку и слушать. Что мы и делали, когда хотелось заснуть, например:-).

Новости

Кроме южной поездки это лето было наполнено также большим количеством гуляний на природе и по городу, приятными событиями, наблюдениями, экспериментами и новыми делами. Вот некоторые из них:

  • Поход в планетарий . Там нам рассказали о том, какие созвездия мы можем наблюдать в июле и августе. Все это было также показано на большом куполе, имитирующем ночное небо. Было красиво и романтично)).

  • Из гусеницы в бабочку. Ну или мотылька)) В общем, нам удалось наблюдать полный цикл развития бабочки! И это было необычно и крайне интересно. Дело было так. Нашла я зеленую гусеницу, когда вытаскивала из холодильника пучок зелени. Решили мы ее оставить у себя — посадили в баночку, дали ей листьев капусты. Она начала их жадно кушать. Кушала несколько дней. Кушала и какала)). Недели через две мы заметили, что она стала что-то плести, типа паутины вокруг себя. В итоге сделала себе домик и затихла. Еще недели через 2 мы заглянули в баночку и увидели мотылька темного цвета! Столько радости было! Это случилось как раз перед поездкой на дачу — ей повезло. Мы доставили её на родину, и она с радостью улетела!
  • Поход за грибами . В это странное лето за грибами мы ходили не как всегда — в августе-сентябре, а в начале июня)). И представьте себе — набрали лисичек и подберезовиков!
  • Юбилеи. Этот год у нас очень насыщен всяческими юбилеями и важностями. Смотрите сами: моему племяннику исполнился ровно годик, племянница получила паспорт, у моих свекров были юбилеи, у нас с мужем — 10 лет совместной жизни, у моей мамы будет юбилей скоро... В общем-то так!
  • Йога. Я кроме бега решила также попробовать заняться упражнениями из йоги. Мне очень нравится. Они прекрасно приводят мышцы в тонус! Кроме этого, помогают сконцентрировать свои мысли. Попробуйте. Нужен лишь коврик и ютуб)).
  • Хлеб. Решила испечь свой домашний хлеб. Вот буквально недавно это свершилось! Для первого раза получилось очень хорошо. Я довольна! Перед этим, правда, нужно было вырастить свою закваску — на ржаной муке. У меня это тоже вышло)). Ура!

  • Мясо. С весны я не кушаю мяса. Правда, я никогда его много и не ела — не особо люблю. Но все же. Решила из рациона вообще его убрать. Возможно, временно, возможно и нет. Загадывать не буду. Главное, что пока мне это состояние очень нравится. А оно совсем другое — поверьте! Все лето я ем фрукты, овощи, зелень, крупы и т.д. .
  • Прогулки . Как я уже сказала, мы много гуляем. Я это дело очень люблю! Для полного счастья нужно еще велосипеды нам всем — чтобы можно было ездить на дальние расстояния. Вот немного фото:

Территория Нижегородского Кремля

Улица Рождественская


Г. Гороховец. Пужалова Гора

Вид на реку Оку

А как вы провели или проводите это лето? Принимаю ответы как на русском, так и на английском

Порция английского

Статья получилась длинной...И вот, как и обещала вам, делюсь порцией полезного инглиша! А так как тема моей статьи сегодня — игры, свободное время, поездки, занятия, то поговорим о них. Даю вам несколько выражений по теме. Уверена, они будут вам полезны!

Travel by car/by train/by plane -путешествовать на машине/поезде/самолетом

It"s a long way — это долгий путь

Entertain oneself — развлекать себя

Spend one"s free/spare/leisure time — проводить свободное время

Easy games — простые игры

Play together — играть вместе

Play words — играть в слова

Play rhymes — играть в рифму

Play different games — играть в разные игры

Guess the melody — угадай мелодию

Guess the item — угадай предмет

Play Scrabble — играть в Словодел

Collect the puzzle — собрать головоломку.

Draw — рисовать

Colour — раскрашивать

Complete tasks — выполнять задания

Solve puzzles — решать ребусы

Listen to audio books — слушать аудио книги

Ride on a seesaw — кататься на качелях

Play chess — играть в шахматы

Watch the night sky — наблюдать за ночным небом

Gather mushrooms — собирать грибы

Celebrate anniversary — отмечать юбилей

Do yoga — заниматься йогой

Bake bread — печь хлеб

Ride a bike — кататься на велосипеде

    Мне кажется, книги в машине не самый хороший выбор. Тем более для детей.
    При чтении в трясущемся транспорте не только глаза быстро устанут, но и укачивает в несколько раз сильнее.
    Я любительница почитать, сколько раз пыталась читать в автобусах или машине, мне уже через 5 минут становилось плохо — начинало тошнить и голова болела. А ведь у меня отличный вестибулярный аппарат. Мне никогда не бывает плохо ни в машине, ни в самолете.
    Я согласна, что можно использовать книжки для игры по картинкам. Но именно чтение в машине — не особо полезно.

    Спасибо за статью. Может мои идеи тоже кому-то пригодятся.Мы с детками играем в игру «Угадай мелодию». Я пропеваю им мелодию из знакомых для них песенок, а они пропевают ее со словами.Карточки с картинками тоже удобно использовать. Например, с их помощью учить английский.Еще дети очень любят, отвечать на вопросы игрушке. Игрушка задает вопросы: Куда вы едете? Откуда вы едете? Что вы видели? Что хотите увидеть? (дети очень увлекаются и даже не замечают, что игрушка в маминой руке разговаривает маминым голосом.

    Нас в дороге очень выручали диски со сказками (детям было 3 года и 6 лет). Главное их записать побольше, чтобы водитель на обратном пути не начал нервничать из-за бесконечно повторяющихся и уже заученных наизусть сказок:)
    В этот раз думаем таблицу умножения записать для сына-школьника, и новых сказок для дочки.

    Да, книжки и рисование в машине — не самый лучший выбор. Мы очень часто путешествуем на машине на дальние расстояния, и могу сказать, что лучше, чем аудиосказки и песенки — ничего нет, но и они надоедают через пару-тройку часов. Игры надо подготовить не печатные, а словесные (загадки, найди предмет на букву или цвета и т.п.), стараться привлечь внимание детей к рассматриванию пейзажей за окном — так меньше риск укачивания. Мы стараемся подгадать путешествие на дневной сон — так и поездка быстрее и спокойнее проходит, и дети меньше утомляются. Остановки обязательны через каждые 1,5-2 часа. Ни в коем случае не кормить до и во время поездки молочными продуктами, а для детей, склонных к укачиванию запастись леденцами или таблетками от укачивания.
    Очень понравился 5й пункт!
    Приятных путешествий!

    А у меня появилась идея: нарисовать свою карту. по пути наносить какие-то обозначения того что встречалось по дороге, сколько городов, деревень проехали, рисовать лес вдоль дороги, и т.д. Нужно правда додумать что еще взять с собой, пластилин, карандаши …. и лепка и рисование и интеллект. А еще мы собираемся ехать на поезде 1,5 суток, можно сделать поезд или нарисовать, в интернете много всяких идей как его сделать, с окошками, с пасажирами, посчитать их, придумать историю про них, выучиться дорожную песенку, например,про голубой вагон. Да уж, нужно подготовиться заранее. Пойду составлять программу в дорогу. Всем удачи и теплого лета.

Весна - время составления планов на летние каникулы, на поездки с детьми.

Использование гаджетов

Самый очевидный способ - взять с собой фильмы на диске или планшете. Но тут надо учитывать, что владеть вниманием детей даже самый любимый мультик может не более полутора-двух часов. После они устают. Особенно в поездке. Лучше поставить малышу аудио сказку. Этот способ еще хорош и тем, что можно обсудить сказку или рассказ с ребенком.

В путешествие стоит запастись жесткой папкой с кольцами формата школьной тетради. Готовые блоки для такой папки можно купить в магазине канцтоваров, а можно сделать отверстия в любых листах бумаги дыроколом. Если скомплектовать эту папку бумагой разного типа - писчей в клеточку и линейку, белой альбомной, разноцветной самоклеющейся - получится универсальная папка. Хорошо бы закрепить на одном из колец с помощью резинки или веревки ручку с пастой нескольких цветов. Если не полениться заранее и соорудить ожерелье из цветных карандашей, закрепив их на веревку сквозь предварительно просверленные отверстия, то у ребенка будет возможность рисовать ими без риска потерять.

Волшебная папка

Такая папка пригодится и для рисования, и для игр, типа морского боя, а если взять ножницы (обязательно с тупыми концами), то ребенок сможет делать аппликации.

Путешествие это хорошая возможность изучить окружающий мир. Ребенок с удовольствием будет описывать происходящее за окном. Для детей с высоким коэффициентом воображения, можно предложить сочинить сказку, например, о проплывающем мимо облаке, проехавшей машине и т.д. Можно включиться в его описание, вставляя свои дополнения или объяснения природных явлений. Если ребенок запишет или зарисует получившийся рассказ в своей волшебной тетради, воспоминания о поездке сохранятся надолго. Кстати, по возвращению листы из этого альбома, вместе с фотографиями достопримечательностей можно использовать и для оформления детского альбома путешественника.

Настольные игры

Если предстоит долгое путешествие на поезде, то можно захватить с собой настольные игры, такие как эрудит (скрабл), домино или пазл. При этом надо быть готовым к тому, что какая-то часть мелких деталей может потеряться. В случае поездки на машине, возможности игр, конечно, более ограничены и здесь на помощь придут игры, которые не требуют реквизита.

Устные Игры

  • Угадай предмет

Легко отвлечь ребенка, загадав какой-либо предмет и отвечая на его наводящие вопросы «да», «нет». Например, «Этот предмет желтого цвета?» - «да». «Этот предмет круглый?» - «нет». После того, как он отгадал - загадывает он.

  • Первая буква

Можно развлечь ребенка, предлагая назвать как можно больше предметов на заданную букву, выискивая эти предметы за окном автомобиля.

  • Смешные загадки

Очень нравится детям игра в смешные загадки. Детская фантазия выдаст неожиданные ответы на необычные вопросы: «От чего кошки прыгают?» - «От пола». Обычно такие отгадки вызывают много смеха и радости.

  • Тренировка памяти

Игра на тренировку памяти. Первый участник говорит короткую фразу, например «Я пошел гулять и нашел на улице…». Второй участник подставляет слово, возможно прилагательное. Следующий - повторяет всю фразу целиком, добавляя свое слово. Выигрывает тот, кто сможет дольше повторять цепочку слов.

  • Игра в синонимы

Нужно придумывать по очереди синонимы к заданному слову. Победитель тот, кто придумал больше синонимов.

Очень полезно запастись «призами» для выигравших в соревнованиях. Это могут быть конфеты, цукаты и другие лакомства.

Музыкальная угадайка

Можно устроить игру «Угадай мелодию», напевая начало знакомых песенок.

Игры с предметами

Можно спрятать небольшую пластмассовую игрушку в мешочек или носок, и предложить ребенку на ощупь отгадать, что спрятано внутри. Наводящие вопросы не возбраняются.

Найди клад

Путешествуя на машине, можно организовать игру «Найди клад», спрятав заранее записки или картинки с указаниями местонахождения следующей подсказки в зоне досягаемости рук ребенка. Кладом может служить любимое лакомство или мелкая игрушка.

Лепим в путешествии

Если ребенок любит лепку, ни в коем случае не стоит брать пластилин - его потом крайне трудно отчищать с обивки автомобиля или одежды. Лучше заранее приготовить пластилин из муки. Рецепт - прост: в кастрюльку налить 2 стакана воды, добавить туда 1 столовую ложку растительного масла. Поставить на плиту, довести до кипения, но не кипятить. Отдельно смешать 2 стакана муки, столовую ложку лимонной кислоты или винного камня и стакан мелкой соли. В эту смесь добавить горячую воду с маслом и тщательно перемешать до однородной массы, которая постепенно будет загустевать. Когда смесь слегка остынет, домесите ее руками до консистенции эластичного теста, которое не липнет к рукам. Его можно разделить на кусочки и окрасить в различные цвета пищевыми красителями или акварелью. С собой его можно взять в пластиковом контейнере.

Из этого теста можно, например, вылепить кукол на пальцы и предложить ребенку стать режиссером спектакля с участием этих персонажей. Персонажей можно и просто нарисовать на пальчиках ребенка фломастерами.

Детям необходимо время от времени размять ножки и подышать свежим воздухом. Поэтому, при путешествии на машине нужно периодически делать остановки для коротких активных игр или разминок, а в поезде не стоит ограничивать физическую активность ребенка и, при всякой более-менее длительной остановке, следует выходить из вагона погулять.

Непременно продумайте, чем вы станете развлекать юного путешественника, когда прогулки по вагону и глядение в окно автомобиля ему уже порядком наскучат. Основная помощь ребенку в дороге — это структурирование пространства и времени.

Извлеките из ситуации максимум пользы: дайте ему лишнюю возможность убедиться в том, что мир устроен любопытно и существует по своим особым законам. 3-летний малыш будет ежечасно спрашивать вас: «Когда же мы приедем?», вот и займитесь изучением вопроса о том, как день сменяет ночь, ведь про это у вас за окном крутится круглосуточное кино. Есть и книжки, которые могут оказаться в тему. Ради такого случая стоит запастись игрушечными часами со стрелками. Дополнительная история может возникнуть, если вы пересекаете границу часовых поясов, едете совсем далеко — в окне можно будет наблюдать смену климатических зон. Обратите внимание чада на то, как стремительно редеет березовый лесок, уступая место пирамидальным тополям или низкой северной растительности.

Отдельное развлечение в поезде — убедиться в том, что солнце, в отличие от близлежащего леска, следует за путешественниками не отставая. Четырехлетка, вдохновленный тем, что земля круглая, с удовольствием выслушает рассказ на тему «Животный мир в разных уголках земного шара». Опять же припасите книжки из серии «Зоопарк» или соответствующий том детской энциклопедии. Когда ребенок устал от контакта с вами, предложите ему рассказать все увиденное и услышанное любимой кукле. Товарищам постарше непременно захватите ручку и персональный органайзер — пусть делают «непутевые заметки».

Малышей прекрасно отвлекают книжки, если их рассматривание сопровождать увлекательным повествованием. Купите десяток новых специально в поездку, «до кучи» прихватите пачку старых журналов — на растерзание. Кроме того, дети обожают рисовать. Ребенку после года понравится графический магнитный планшет. Для трехлетки запасайте фломастеры, карандаши и мелки. У вас также должен быть альбом или много писчей бумаги. Прихватите книжки-раскраски. Убейте двух зайцев — купите карапузику книжки для развития мелкой моторики: картинки в них предназначены для раскрашивания штриховкой, которая должна ложиться в определенном направлении. Придутся кстати любимые малышами книжки-липучки или побольше мелких наклеек. Стены купе (да и салон авто) станут после вашей поездки гораздо веселее! В поезде для разминки можно бегать по проходу, возить по нему любимый грузовичок, ходить в гости к другим детям, на худой конец немного похлопать дверьми. Бесперспективное для нас занятие сравнивать пейзаж в разных окнах одного и того же вагона поезда малышу может показаться восхитительным!

Товарищам вдумчивым, увлекающимся интеллектуальными играми, подойдут рамки-вкладыши, конструкторы с большим количеством деталей (типа «большой сортировщик»), коврики-трансформеры и разнообразное лото. Существуют также наборы игрушечных инструментов специально для мальчиков. Чтобы занять малыша надолго, минимум половина всех «прибамбасов» должна быть новой, другую должны составлять игрушки, заблаговременно спрятанные месяца на два. Выдавайте их по очереди, только когда карапуз окончательно наигрался тем, что у него есть. Надоевшее убирайте с глаз долой. Для маленьких детей припасите «кризисную» игрушку: скорее всего, это что-то вроде электрического пианино или такого же «зоопарка», где каждая зверушка подает голос при нажатии на кнопку. Пригодятся музыкальный молоток и игрушки-пищалки. Извлекайте «палочку-выручалочку» только тогда, когда момент станет критическим. Будет прекрасно, если она вам вообще не понадобится: у вас впереди еще обратный путь. Если в поезде выкуплено все купе или у вас билет в СВ, можете воспользоваться магнитофоном и кассетами с детскими песенками и сказками.

Забавы в дороге

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, а какими вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова

Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов, нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это могут быть и станция, и трубка, и служба, если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам, при этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомните какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, праздновали день рождения или ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Светы, я играл вместе с Ксюшей и Машей в поезд». Вы добавляете: «А тетя Света приготовила вкусный пирог», и еще ваш ребенок вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особого случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-ни- будь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую, если не узнает — продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких как крепление на телефонных столбах, машина с вмятиной, стоящая на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы: «Давай посчитаем, сколько детей в группе?», «Здесь больше старых или молодых людей?», «Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются?», «Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?»

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на рисунке, расспросите его о каждой из них: «Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке?» Однако когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что дома вы подробно их рассмотрите.

Хор в автомобиле

Если вы едете в собственной машине, то можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова, напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских или ваших любимых народных песен и подпевайте. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так: повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом, затем измените манеру речи: говорите очень быстро или медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос, так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь...» можно читать как лирическое стихотворение или как страшную историю, или политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Ане, у которой есть толстая пушистая кошка по кличке Маруся, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Маруси-кошечки

Полоски хороши,

Живут в полосках блошечки,

Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть.

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел...» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь или выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел...» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. Следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры — «Дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту, например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку», следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

У кого лучше память

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию, например: «Я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку- жирафа».

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое», затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении», третья подсказка: «К нему прикасается водитель», «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до дерева или от школы до Универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора к другому или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ.

В городе

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Диск со сказкой

Поездка в машине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плеер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине

Если вы собираетесь пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть, скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и получить сушеные приправы.

Забота о меню

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца и приготовьте настоящую пиццу дома, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая о том, что вы обсуждали в машине.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где «право», а где «лево», помогите ему, посвятив 5 минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть налево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает налево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Кто увидит первым

Пусть дети придумывают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе», если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз нужно верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет 10 очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В час пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — 3 на одной руке и 2 на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Безусловно, в пути невозможно не нарушить режим, но не волнуйтесь, он восстановится в 2 дня после прибытия в пункт назначения. Вспомните известную поговорку: «Хорошее начало — половина дела». Подготовьтесь к поездке тщательно и тогда вы, возможно, скажете, что ваш отдых начался, когда вы с малышом еще только были в пути. Друзья удивятся, а вы ответите: «Невероятно, но факт!»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх