Старую собаку новым трюкам не научишь пословица. Старую собаку новым трюкам не научишь. Десять мифов о собаках 

«Ну, баба, кажется, крепколобая…» - подумал Чичиков.

Н. В. Гоголь

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян.

Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя. Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собственным благополучием.

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» Настасья Петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Маниловым». Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда она отвлекается от интересующего его дела. Настасья Петровна боится продешевить, все остальное ее не беспокоит. Она, «женщина пожилых лет, в каком-то чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай и убытки и держат голову несколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «Мертвые души». Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ».

Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа - беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ «птицы-тройки» - России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Гоголь не был фантастом, он не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ «тройки» символичен. Это почти мечта автора о прекрасном будущем отечества. «Русь, куда же несешъся ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

"Ну, баба, кажется, крепколобая " ^ подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя. Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом.

Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой "гадости и мерзости может дойти человек" в погоне за деньгами и собственным благополучием. Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать "мясо, птицу, пеньку и мед", но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем "дубиноголовая" Настасья Петровна "решила", что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. "Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

" Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней "с большею свободою, нежели с Маниловым". Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, ког-на отвлекается от интересующего его дело. Настасья Пет - боится продешевить, все остальное не беспокоит эту "на - u тдтельницу".

Она, "женщина пожилых лет, в каком-то К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неуро-убытки и держат голову несколько набок, а между тем бирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, разме - щенные по ящикам комодов". Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы "Мертвые души". Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в "настоящих мертвых душ". Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа - беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ "птицы-тройки" - России, которая все же преодолеет всетрудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.Н. В. ГогольБандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит...

  2. Главный характер нашего нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышьябеготня", крик негодования,...

  3. Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался...

  4. «Вся Русь явится в нем!» - говорил Гоголь о сюжете «Мертвых душ». Монументальное эпическое полотно своей поэмы автор составил из бытовых зарисовок, портретов, пейзажей, лирических...

  5. Николай Васильевич Гоголь - прекрасный сатирик, увидев ший сам и показавший широкой читательской аудитории щ бельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 533 просмотров
    • - 11 050 просмотров
    • - 10 540 просмотров
    • - 9 658 просмотров
    • - 8 631 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме, Мертвые души.

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
Н. В. Гоголь

Бандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит любого, а второй за копейку удавится сам.
Э. Севрус

Произведение "Мертвые души", произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой "Божественной комедии" Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение.
Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг - помещики, второй - чиновники, третий - высшие чиновники.
Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души - это не крестьяне, не мужики, это - помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.
Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь "сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы", это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.
В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.
Счастлив тот писатель, "который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностьюЕ". И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить "свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеровЕ". Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, "который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество". В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.
Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод "Мертвых душ" Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.
Сюжет "Мертвых душ" состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.
Почти все персонажа "Мертвых душ" воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством - источник глубокого комизма.
Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизни крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.
Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка - в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее "дубинноголовой" Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов "парит" над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.
Герб Коробочки - комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и "прочая живность". Второй ряд ящиков комода наполнен разным "хозяйственным овощем": картофель, свекла и прочее - для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочкиЕ
Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, - это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.
Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе "гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешкиЕ"
Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными - например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц - на стенах висели картины с какими-то птицами, окно "глядело едва ли не в курятник", дворик перед окнами дома "весь был наполнен птицами - индейкам и курам нет числа". Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости - как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.
Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится "прогадать" в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения - а вдруг они "в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся". В таком неожиданном повороте мысли суть характера "крепколобой" старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним - копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.
Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. "Послушайте, матушкаЕ Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах". Чичиков почти не владеет собой и костит "проклятую старуху".
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: "Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".
Выход в свет "Мертвых душ" стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя "потрясла всю Россию" - вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг "Мертвых душ" кипели ожесточенные споры.
Но сейчас поэма "Мертвые души" остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: "А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?"

Задачи и тесты по теме "Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме, Мертвые души"

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

А теперь о репетициях сцены у Коробочки. Эту сцену В. 0. Топорков играл с замечательной актрисой МХАТа М. П. Лилиной.

«...Станиславский очень остроумно уподобил сцену «Чичикова у Коробочки» починке какого-то странного часового механизма. Часовщик (Чичиков), прекрасно знающий свое дело, пытается заставить действовать этот механизм, но каждый раз в последний момент, когда, пускается маятник, от неизвестных причин пружи на с треском распускается, и все надо начинать сначала.

Чичиков, как опытный мастер, не теряя самообладания, спокой но опять начинает ставить на место мельчайшие детали механизма, подвинчивает винтики вплоть до рокового- момента, когда раздает ся треск и пружина вновь распускается до полного ослабления. Вооружаясь терпением, Чичиков снова начинает работу, и так до бесконечности, пока, наконец, выведенный из терпения, в при падке злобы не швырнул их со всего размаха об пол... и часы неожиданно пошли.

Часовой механизм находится в голове Коробочки, и вся дей ственная задача Чичикова заключается в том, чтобы проникнуть в глубь этого механизма, понять, в чем там неисправность, и устранить все неполадки, мешающие Коробочке понять Чичи кова.

Коробочка искренне хочет продать мертвые души, ей это вы годно, но она боится продешевить, пропустить исключительный слу чай обогащения, попасть впросак. От Чичикова она старается по нять не то, что он фактически говорит, а то, о чем он умалчивает, его «подтекст». Таким образом, на всю сцену для Коробочки одна простейшая задача - только бы не попасть впросак, не продешё вить. Для этого ей нужно хорошенько разгадать Чичикова, выпы тать его точные намерения. Коробочка, конечно, дура дубиного ловая, как ее обзывает Чичиков, Однако просто дурость как та ковую сыграть нельзя, а вот та бесплодная активность Коробочки, ее внутреннее внимание к разрешению несуществующих сложно стей и будут наиболее ярко передавать ее дубиноголовостъ. Для актрисы здесь нужно прежде всего обрести это подлинное внима ние к поступкам и действиям своего партнера».

Далее Топорков пишет, как трудно было актерам найти это полное внимание друг к другу, как постепенно подводил их к этому Станиславский и как, наконец, на одной из репетиций уда лось добиться цели:

«...Дальше сцена пошла, как по рельсам. Мы задавали друг другу вопросы, старались разгадать мысли и намерения друг друга, обмануть один другого, запугать, уговорить, разжалобить, на падали друг на друга с остервенением, отступали, отдыхали и вновь вступали в борьбу. Во всех ваших действиях были логика, целе сообразность, убежденность в важности всего происходящего и на правленность внимания только на партнера. Мы не думали о зри* теле. Нас абсолютно не интересовал вопрос, хорошо ли мы играем. Мы были заняты своим делом. Мне нужно было во что бы то ни стало заставить работать сложный и непонятный механизм, находя щийся в голове Коробочки. И только этого я и добивался. Мы ни чего особенного не делали. Все было просто, без всяких комических , трюков, а между тем немногочисленные зрители во главе со Ста ниславским буквально сползали от хохота на пол. Константин Сер геевич доходил до колик. Мне кажется в этот момент мы были очень близки к Гоголю...»

Оформление несложно. Не ставьте лишней, не нужной по ходу действия мебели и реквизита.

У дам платья длин ные, почти до пола, с высокой талией и широкими юбками. Можно надеть под платье 2-3 нижние юбки в сборку или сшить нижнюю. Коробочка может быть в домашнем чепце, платье тёмное, на плечах шаль.

У мужчин галстуки мягкие, завязаны бантом или повязаны под воротничком наподобие шарфа, а концы воротничков подняты вверх.

Гроза. За закрытым занавесом раздается сильный стук. Перед занавесом пробегает Фетинья.

Фетинья, , Кто стучит?.

Ч и ч и к о в. Пустите, матушка, с дороги сбились.

Ф е т и н ь я. Кто вы такой?

Чичиков. Дворянин, матушка.

Фетинья (бежит через просцениум обратно). Матушка, двор янин.

Коробочка. Ну, впусти.

Занавес-открывается.

Комната Коробочки. Стол на нем - самовар и чайная посуда, стулья.
- К о р о б о ч к а сидит в кресле. Входит Чичиков

Чичиков. Извините, матушка, что побеспокоил неожидан ным приездом.

К о р о б о ч к а. Ничего, ничего. В какое-то время бог вас прин ёс! Гром такой... Вишь, сумятица какая... Чайку выпьете, ба тюшка?

Чичиков . Недурно, матушка.

Коробочка. А с чем прихлебнете чайку? Во фляжке- фруктовая.

Чичиков. Недурно, матушка, хлебнем и фруктовой. А по звольте узнать вашу фамилию... Я так рассеялся...

Коробочка . Коробочка, коллежская секретарша.

Чичиков. Покорнейше благодарю. Фу... Фу... Сукин сын!

Коробочка . Кто, батюшка?

Чичиков. Ноздрев, матушка. Знаете?

Ко ро бочка . Нет, не слыхивала.

Ч и ч и к о в . Ваше счастье.

Коробочка. Блинцов, батюшка. Прошу покорно закусить.

Чичиков. А имя, отчество?

Коробочка . Настасья Петровна.

Чичиков . Хорошее имя. У меня тетка родная, сестра моей матери, Настасья Петровна. У вас, матушка, блинцы очень вкусны.

Гром.

Коробочка . А ваше имя как? Ведь вы,-я чай, заседатель?

Чичиков . Нет, матушка, чай, не заседатель. А так ездим по, своим делишкам.

Коробочка . А, так вы покупщик? Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево. Ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил?

Чичиков . А вот меду и не купил бы.

Коробочка. Что ж другое, разве пеньку?

Чичиков . Нет, матушка, другого рода товарец. Скажите, у вас умирали крестьяне?

Коробочка . Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер та кой все славный народ. Кузнец у меня сгорел.

Чичиков. Разве у вас был пожар, матушка?

Коробочка . Бог приберег. Сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил, синий огонек пошел от него. Истлел, истлел и почернел, как уголь. И теперь мне выехать не на чем. Некому лошадей подковать.

Ч и ч и к о в. На все воля божья, матушка. Против мудрости
божьей ничего нельзя сказать. Уступите-ка их мне, Настасья Пет
ровна..

Коробочка . Кого, батюшка?

Чичиков . Да вот этих-то всех, что умерли.

Коробочка . Да как же уступить?

Чичиков . Да так просто. Или, пожалуй, продайте, я вам за них дам деньги.

Коробочка. Я, право, в толк не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков. Э, матушка... Покупка будет значиться только на бумаге, а души будут прописаны, как бы живые.

Коробочка (перекрестясь) Да на что ж они тебе?

Чичиков. Это уж мое дело.

Коробочка . Да ведь они же мертвые.

Чичиков. Да кто же говорит, что они живые? Вы за них платите, я вас избавлю и от хлопот, и от платежа да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей ассигнациями. Ну, теперь ясно?

Коробочка. Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала.

Чичиков. Еще бы! Это скорей походило бы на диво, если бы вы их кому-нибудь продали.

Пауза.

Так что же, матушка, по рукам, что ли?

Коробочка. Право, отец мой, никогда еще не случалось про давать" мне покойников. Живых-то я уступила отцу протопопу, двух девок по сту рублей каждую, и очень благодарил. ,
Чи чиков. Да не в живых дело. Я спрашиваю мертвых.
Коробочка . Да ведь меня только и останавливает, что они мертвые. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они... того... они больше как-нибудь стоят?

Ч и ч и к о в . Послушайте, матушка. Эк какие вы! Что же они мо гут стоить! На что они нужны?

Коробочка. Уж это точно, правда. Уж совсем ни на что не нужны.

Чичиков. А вы берёте ни за что пятнадцать рублей, ведь это же деньги! Ведь они на улице не валяются. Ну, скажите, ма тушка, почем вы продали мед?

Коробочка. По двенадцати рублей за пуд..

Чичиков. Ну, матушка, взяли греха на душу -по двена дцати не продали. Ну, всё равно, ну ведь то – мёд, а это – ничто! А я в ам за что плачу, и не двенадцать рублей, а пятнадцать рублей, да не серебром, а синими ассигнациями!

Коробочка . Право, я боюсь на первых порах не понести бы как-нибудь убытку. Лучше уж я маненько повременю, авось по наедут купцы, я и применюсь к ценам.

Чичиков . Страм, страм, матушка! Просто страм! Кто ж станет покупать их? Ну, какое употребление он может из них сделать?

Коробочка . А может, в хозяйстве-то, как-нибудь под случай понадобятся?

Чичиков. Мёртвые - в хозяйстве? Эк, куда хватила! Во робьев пугать но ночам в огороде?

Коробочка. С нами крестная сила! Какие ты. страсти го воришь!

Чичиков., А куда же, еще? Куда вы, их хотели пристроить? Да, впрочем, ведь кости и могилы, всё вам останется. .Ну, так что же? Отвечайте, по крайней мере.

Пауза.

О чём вы думаете, Настасья Петровна?

Коробочка. Право, я всё не приберу, как мне быть. Лучше я вам пеньку продам.

Чичиков. Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете.

Пауза.

Так как же, Настасья Петровна?

Коробочка . Ей-.богу, товар такой странный, совсем небы валый

Чичиков. (трахнув стулом). Чтоб тебя черт!..

К о р о б о ч к а. Ох, не припоминай его, бог с ним! Ох!., Еще третьего дня всю ночь мне снился, окаянный. Такой гадкий при виделся, а рога-то длиннее бычачьих!

Ч и ч и к о в. Я дивлюсь, как они вам десятками не снятся? Из одного христианского человеколюбия хотел!.. Вижу, бедная вдова убивается, терпит нужду, да пропади и околей со всей вашей деревней!..

Коробочка . Ах, какие ты забранки пригинаешь!

Чичиков . Да не найдешь слов с вами, право, словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене:
и сама не ест, и другим не дает! "

Коробочка. Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б не прекословила. Изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией.,

Чичиков. Фу, чёрт..(утирает пот) В городе какого-нибудь поверенного или знакомого имеете, которого могли бы уполномочить на совершение крепости?

Коробочка . Как же? Протопопа отца Кирилла сын служит в палате.

Чичиков. Ну, вот и отлично! (Пишет.) Подпишите. (Вручает деньги.)

Коробочка . Только, отец мой, прошу тебя, ты не обидь меня.

Чичиков . Не обижу, матушка, не обижу. Ну, прощайте, ма тушка. .(Уходит);

К о ро б о ч ка. (долго крестясь) Батюшки! Пятнадцать ассиг нацией. В город надо ехать… Узнать, почем ходят мертвые души?.. Фетинья! Фетинья! вели закладывать!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх