Происхождение праздников в разных культурах мира. Российский праздник как феномен культуры. Фестиваль воздушных змеев – Китай

Прамздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.

Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность - это череда практик, повторяющихся изо дня в день. Выходные - это регулярные перерывы в беге повседневности. Повседневность и выходные имеют тенденцию к рутинизации. Чаще всего основным содержанием повседневности является труд. В выходные же преобладает свободное время. В это свободное время может меняться график и содержание питания, индивид может сам выбирать свое окружение. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои силы после рабочих будней.

Сохранившаяся редкая литература, документальные источники свидетельствуют, что наши предки, жившие трудно, сурово, умели отводить душу в празднествах. Праздничные дни были временем необходимого и осмысленного отдыха, часами взрывной радости, встречей с уникальной российской природой, ее незабываемой красотой. Каждый месяц текущего года давал людям повод восхищаться смыслом бытия, с уважением вспоминать глубины и давние традиции.

В силу того, что праздник утверждает принцип ритма (точнее, соответствия ритмов человека, общества и космоса), его становление как особого феномена культуры неразрывно связано с формированием представления о времени и тем самым с появлением календаря. Как отмечал, в частности, известный польский ученый К. Жигульский, «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, - календарь - везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов».

Национальные праздники - это такое состояние, когда ежеминутно находишься в эпицентре урагана: шоу, конкурсы, розыгрыши, развлекательные праздничные программы на основе традиций страны, ее национальных нравов, обрядов.

Значение праздника

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.

Цель государственных праздников - сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.

Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг её руководства.

Праздники используются и бизнесом, преследующим ту же цель, что и государство: сплотить потребителей вокруг своей марки. (например, праздник Пива)

Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник - это инструмент маркетинга.

К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

Функции праздника как интегратора и стабилизатора общественной системы непосредственно связаны с тем обстоятельством, что он является важнейшим элементом механизма традиции, играет огромную роль в деле сохранения и передачи от поколения к поколению социально значимой информации относительно главных ценностных ориентаций и норм поведения. В силу этого праздник всегда выступает как чрезвычайно важный фактор социализации: именно через участие в праздничных церемониях и обрядах во всех культурах происходит первичное приобщение к принятым в том или ином обществе нормам и ценностям.

Праздник и культура

М.М. Бахтин когда-то сказал, что праздник как важнейшая первичная форма человеческой культуры. Специфика праздника как феномена культуры: в нем в максимальной степени отражаются и универсальные черты, и особенности различных типов цивилизаций, и неповторимая специфика той или иной социокультурной общности. Значение праздника как важнейшего элемента любой цивилизационной системы определяется в первую очередь тем, что он представляет собой один из главных механизмов, посредством которых осуществляется действие такого ключевого по своей важности социального интегратора, как система ценностей. В основе формируемой в том или ином культурно-цивилизационном контексте системы ценностных ориентаций и предпочтений лежит избранный определенной социокультурной макрообщностью способ решения фундаментальных проблем - противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидом и обществом, традиционной и инновационной сторонами культуры. Центральное место занимает проблема соотношения мирской и сакральной сфер человеческой экзистенции. Праздник - совершенно особый период непосредственного интенсивного контакта данных сфер, противоположный в этом смысле будням, когда подобного прямого контакта не наблюдается. Причем это относится ко всякому празднику, в том числе, казалось бы, сугубо светскому или даже семейному, ограниченному интимным кругом близких людей. На эту особенность праздника как феномена культуры обращали внимание многие мыслители и исследователи.

Мысль о том, что «утверждение жизни» является одним из наиболее существенных моментов «праздничного события» (Х. Кокс) подчеркивалась многими видными исследователями, как зарубежными, так и русскими (М. Элиаде, Х. Кокс, А.И. Мазаев и др.).

Словом, праздничная культура является одной из составляющих общенациональной культуры, восходит своими корнями к традиционной культуре, которая остается ее ядром и питательной средой для развития. Она есть часть общей культуры, находящееся на пограничье сакральных и профанных миров, первичный этап в принятии культурных инноваций. Она является открытой системой, хотя существует в качестве отдельного культурного института, где реализуется целый набор составляющих его компонентов.

Народная культура представляет поистине удивительное явление. Она создавалась в течении тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Ее основными составляющими подсистемами являются религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная подсистемы.

Народная культура собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. (Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986;)Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах, или общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно- творческой практики – проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность - внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, не специализированный характер культурной деятельности,что, впрочем не исключает высокого уровня мастерства, умения,знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

Традиционность – важное качество народной культуры, определяющее как ее целостно - нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально – организационные формы.

Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

Ярче всего народная культура представлена фольклором , хотя далеко не исчерпывается им.

Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах(Берёзкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора . Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение , постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Афанасьев А.Н. Народ – художник: Миф. Фольклор. Литература. – М.: Сов. Россия, 1986. – 366 с.

Основным и важным элементом народной культуры являются праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов.

Праздник в культурологии принято определять как: «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере» 1. Культурология. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М. политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - Т. 2. - 1184 с.

Праздники как феномен народной культуры представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура славян, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией.Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: / И.Н. Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. - 43 с.

История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный славянский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом. Поэтому актуальным и необходимым остаётся изучение самого праздника, его современного состояния и процессов трансформации в нем. Все это имеет немаловажное значение для решения более широких проблем исторической этнографии славянских народностей, поскольку остаются нерешенными некоторые вопросы формирования и сохранения народной культуры. В этой связи обращение к вопросам историко-культурного развития, в данном случае к вопросам праздничной культуры, актуально, ибо там сохраняется и обще народный, и свой специфический, региональный характер многих -праздничных традиций, что в свою очередь, может прояснить понимание того места, которое занимают в культурной истории праздники и праздничный быт населения Снегирев ИМ. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 1. Л Природа праздника достаточно давно стала объектом научных исследований. Античная философская система рассматривала праздник как феномен, обладавший мощной стабилизирующей функцией, способствовавший укреплению государственных, нравственных и религиозных норм. Аристотель одним из первых задался вопросом о значимости празднеств. Он утверждал, что понять природу праздничного существования так же сложно, как ответить на вопрос «зачем человеку жизнь?». Для него праздник - время соприкосновения с истинной духовностью, смысл существования. Платон в «Законах» показывает значение праздника как содержательного элемента формирования личности: ритм, гармония и игра пробуждают в людях чувство наслаждения и удовлетворения, на фоне которых усиливаются физическое и нравственное совершенствование. Платон также утверждал прямую зависимость между сохранением традиции и незыблемостью государства: «Если же молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перемен, то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это» В V веке до н.э. Геродот утверждал, что общегреческие праздники явились «третьим (наряду с языком и расой) элементом, способствовавшим консолидации греков»

В эпоху Средневековья аскетизм философских доктрин совершил переворот в оценке праздника: на смену понятию «праздник» приходит понятие «ритуал», которое надолго задерживается в научной литературе для определения массовых коммуникаций торжественного характера.

3. Платон. Сочинения: в 3-х т. / Платон; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; всту. ст. А. Ф. Лосева; [пер. с древнегреч.]. - М. : Мысль, 1968. - Т. 1. - 623 с.

4. Геродот. История в девяти книгах / Геродот; пер. и прим. Г. А. Стратоновского. - Л. : Наука, 1972. -

Ритуа́л - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. ...

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритуал

В Новое время, когда значительно возрастает научный интерес к исследованиям, определявшим место культуры в жизни людей, ритуалы и мифы рассматривались как древнейшие формы культуры. Один из ранних заподноевропейских мыслителей Дж. Вико в труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) развивал идею становления ментальности людей первобытного общества на основе «божественной поэзии».

Научные теории XIX и XX веков в основном освещали проблемы формирования смыслообразующих факторов традиционного сознания народностей и наций. В XIX веке широкое распространение получили теории «народного духа», где специфические особенности каждого народа определялись как изначально ему свойственные и неизменные. Возникли эти идеи при изучении реальных объектов и понятий, таких как психология народа и психология масс. Были поставлены вопросы о возникновении и формах проявления массовых феноменов и соотнесенности их с индивидуальным формированием личности. Философия, психология, антропология, этнография и другие науки объединили свои усилия по изучению сложного, трудно поддающегося анализу феномена мифоритуальной и праздничной культуры. Их успехи стали важными стимулами в развитии ведущих школ изучения проблем мифологии и ее интерпретации, имевших принципиальное значение для дальнейшего осмысления праздника. Так, представители натуралистической, или мифологической школы (А. Кун, В. Маннхардт, Ф. Буслаев, А. Афанасьев, А. Потебня) на основе языковых данных анализировали индоевропейскую мифологию. Антропологическая, или эволюционистская школа (Э. Тейлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер), опираясь на конкретные наблюдения быта американских индейцев, считала мифологию отражением представлений о реальной жизни, «первобытной наукой», потерявшей смысл в связи с развитием современных знаний. Дж. Фрезер, вышедший из эволюционистской школы, собрав большое количество информации о ритуалах и мифах, указывал на приоритет ритуала над мифом . Представители кембриджской школы классической филологии (Д. Харрисон, Ф. М. Корнфорд) видели в ритуалах важнейший механизм трансмиссии религии и искусства древнего мира. Ф. Реглан считал, что все мифы являются ритуальными текстами. 5. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. / Дж. Дж. Фрезер; [пер. с англ.]. - М. : Политиздат, 1980. - 831 с.

Одним из первых ученых, разработавших теорию ритуала, исходя из человеческого поведения (его действенной логики), был профессор Чикагского университета Виктор Тэрнер. Свои взгляды он изложил в книгах «Символ и ритуал», «От ритуала к театру» и др. Он рассматривал ритуал как знаковую систему, взаимодействующую со всей ментально-эмоциональной сферой. Интерес к действованиям в ритуале приводит В. Тэрнера к поискам типологических параллелей между ритуалом и театром. В XX веке проблема изоморфизма культа, ритуала и театра приобрела особую актуальность. В контексте антропологических (этнологических) исследований К. Леви-Строса, М. Элиаде, В. Тэрнера и др. развивается театральная теория ритуала, опирающаяся на анализ и выявление этнопсихологических факторов, порождающих лицедейство как особый способ познания мира, связанный с деятельностными проявлениями человеческой духовности.

Осознание праздничной игры как чрезвычайно важного механизма человеческой деятельности получило развитие в ряде работ крупных западных культурологов. В частности, Й. Хейзинга утверждает, что в праздниках человечество «разыгрывает порядок вещей в природе, как оно это воспринимает» в форме сценической или состязательной, образно воплощенной в действии. При этом целью жертвоприношения, состязания или представления является «игра с красотой и святыней» .

6. Хейзинга Й. Homo ludens. (Человек играющий) / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса. -М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 351 с.

В отечественной культурологии (М. Бахтин, С. Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев и др.) праздничность рассматривается как один из важнейших способов регуляции поведения в зрелищно-игровых формах культуры, как особая жизнедеятельность, основанная на канонической эстетизации жизни с элементами импровизации в рамках традиции.

М. Каган, анализируя человеческую деятельность, отмечает, что «социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия», и подчеркивает, что «коллективность является зрелищем самим по себе» , определяя, таким образом, сущность коллективной деятельности в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый исполняет отведенную социальную роль.

В последнее время наметились тенденции к изучению этнографических реалий, заключенных в праздничной жизнедеятельности, в которой наиболее наглядно проявляется этническая специфика. Специалисты разных направлений, изучающие живую культуру, концентрируют внимание на устройстве и функционировании «вторичных моделирующих систем», однако установка на характеристику отдельных элементов расчлененной на части системы не позволяет увидеть главные смыслообразующие элементы, сохраняющиеся в традиционных и современных формах жизнедеятельности, в которых усматривается определяемое нами праздничное лицедейство.

Итак, концепт праздника оказывается встроенным в один терминологический ряд с понятиями мифа, ритуала, традиции, игры, структуры, которых создаются зрелищно-игровыми образами. Все элементы, объединенные в едином тексте праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий парадигму бытия и соответствующий той картине действительности, которая освоена менталитетом и чувством народа. Как целостная структура любой праздник имеет определенные задачи, цели, функции и механизмы их реализации.

На первый взгляд, основной функцией праздника является релаксационная. «Праздное» время ассоциируется с отдыхом, досугом, который служит для компенсации физических и духовных затрат в будни. Но истинное значение праздника много шире. Любой праздник - это веха истории, завершение этапов жизни, время, когда отмечается окончание природного цикла, когда происходит подведение итогов, глубинная задача которых - показать в порубежной ситуации пути к обновлению. Поводом для праздника, смыслообразующим фактором его возникновения является событие, осознаваемое сообществом как явление особой важности, на примере которого происходит формирование парадигмы бытия. В связи с этим оно ритуализируется: переходит из повседневности или мифологизированного прошлого в праздничный контекст и многократно отмечается в определенное время. Событие тем самым акцентируется, воспринимается, оценивается и санкционируется общественным сознанием. Этот психологический механизм переводит событие из мира повседневности в мир интенсивных эмоций, так как массовое переживание имеет тенденцию к усилению, переживание приводит к суггестии. Основная мотивация праздничной жизнедеятельности людей направлена на создание условий для возникновения у них положительных эмоций, на фоне которых происходит закрепление важнейших ценностных ориентации.

Праздник является своеобразным феноменом коллективного творчества. В нем возникают групповые положительные эмоции, настроения, переживания, на фоне которых формируются важные общественные представления, идеалы, мировоззренческие установки, отражаемые в живой ткани действа. В процессе коллективного творчества в отвлеченных и конкретно-чувственных образах реальной жизни, стереотипах и кодах поведения, сформировавшихся в течение длительной жизнедеятельности сообщества, путем отбора лучших образцов этнической практики- создается зрелищно-игровой образ реального мира, несущий потенции идеального будущего. Необходимо отметить, что все элементы, объединенные в контексте праздника, исполняют интегрирующую роль, они не являются суммой отдельных явлений, а представляют целостную картину, хронотоп, соединяющий микро- и макрокосм, соответствующий сознанию народа.

В празднике явления и предметы, помимо собственно утилитарного значения, обретают смысл знака, символа: не просто еда, а обильное застолье как метафора изобилия, культового подношения, жертвы; не обычная ходьба, а шествие, танец; не разговор, а декламация, речи, тосты, пение; одежда особая -праздничная; ритуальная, утварь - специальная обрядовая, парадная и т. д. Эти символы, разнообразные надбытовые действования (обрядность, ритуал) создают особую метафорическую стихию праздника, в которой реализуется его эстетическая функция. В стихию праздника вовлекаются космос, природа, среда обитания, усвоенные в «данный период материальные и духовные ценности» .

7. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с

Богатейший материал раскрывается в народных празднествах, в них отражаются события повседневной жизни, представления о добре и зле, утверждаются притягательные для народа формы быта, трудовой деятельности, сакральные и эстетические ценности. В силу того, что любой этнос является чрезвычайно устойчивым образованием и его существование насчитывает тысячелетия, празднества, основанные на длительно сохраняемых традициях, служат одним из важнейших способов адаптации (имеются в виду кристаллизация и сохранение многих положительных знаний и опыта народа

Важным механизмом, осуществляющим создание моделируемых представлений, утвердившихся в этническом сознании является традиция . Действительно, культурная традиция - это общественная память, аккумулирующая опыт прошлого, своеобразная программа, которая в результате многократного повторения превращается в стереотип поведения, в который заложена информация, способствующая адекватному функционированию сообщества в изменяющихся исторических условиях. Многие традиции сохраняются в праздниках на протяжении тысячелетий, прослеживаются у этноса на всех стадиях исторической жизни от племени до нации. Зачастую семантика их утрачивается, и обыденное сознание не фиксирует их смысловую нагрузку: «Так делали предки» - основное объяснение информаторов в этом случае. Традиция воспринимается ими как специфический элемент этнической культуры. Этнографы и историки считают, что расшифровка и выявление древних значений представляет научный интерес «в разрешении проблем, связанных с этногенезом... обнажает архаические слои древней культуры» . Надо отметить, что некоторые традиции модернизируются, иные же совсем исчезают. Новые явления реальной жизни проходят сквозь призму традиционализации. Эти явления, получив оценку общества, кодируются в праздничной символике и входят в виде новаций в партитуру праздника. Исторически смена форм неизбежна и непрерывна; осуществляется она как в результате прямого развития традиции, так и в появлении новых образов. Этот процесс происходит сложно, конфликтно, становится ареной борьбы и эксперимента, в ходе которого отмирают отжившие элементы, выявляются маложизненные образования. Таким образом, опыт передается из поколения в поколение. Через отбор, сохранение и передачу информации, осуществляемые механизмами праздников, реализуется присущая ему (празднику) трансмиссионная функция.

Слабо изучена и практически не исследована сакральная функция праздника, базирующаяся на вере. Ее задача в традиционной культуре может быть охарактеризована как условный, но опредмеченный в вещах и действиях контакт со сверхчувственным, гарантируемый подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь стимулируется в строго регламентированных ритуалах экстатической возвышенностью чувств и верой в правоту избранной формы взаимодействия. В результате высшие силы становятся тем мыслимым, но основным зрителем, воспринимающим целостно метафорическое действо полифункционального, развертывающегося образ спектакля-праздника. Необходимо отметить, что этнографические данные подтверждают сохранение в народном сознании представлений о празднично-ритуальной апелляции к божественным силам, как действенному методу. Особенно ярко это находит отражение в календарных праздниках.

Существуют разные способы специфических коммуникаций между верующими и божеством. Для нас представляется интересным, что обязательным условием в праздничной коммуникации является выраженная ее коммуникацией эстетическая функция . Красота и художественное совершенство исполняемых эпизодов выступает основным гарантом благополучной трансляции человеческих чаяний трансцендентным силам. Во время праздника, что явствует из народных представлений, раскрываются границы, разделяющие «профанный» и «сакральный» миры. Получается, что если в быту пространственные и временные рамки ограничены материальным миром, то во время праздника рушатся ограничивающие людей пределы, давая им выход на просторы глубокого духовного и нравственного очищения, катарсиса. В связи с этим повышается семиотический статус предметов и действований. Символическая форма ритуалов, загадочная на первый взгляд, сформировалась и утвердилась в качестве высоких духовных ценностей. В празднике всегда благие силы противопоставляются - разрушающим, жизнь - смерти, начало - концу.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Тайирбеков Нарбото Тайирбекович 1 , Романова Екатерина Сергеевна 2
1 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, курсант, специальный факультет, 2 курс
2 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель 17 кафедры русского языка, научный руководитель


Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал религиозных праздников на примере исламских праздников в Кыргызстане – «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам». Отмечается их значительная роль в духовно-нравственном становлении личности. Подчеркивается, что искаженное восприятие этих праздников формирует негативное отношение к этой религии, культуре, что служит препятствием для сближения ислама и христианства, формированию веротерпимости.

THE ROLE OF RELIGIOUS HOLIDAYS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Tayirbekov Narboto Tayirbekovich 1 , Romanova Ekaterina Seergeevna 2
1 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, 2nd year student, special faculty
2 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», teacher 17 Russian Language Department, scientific director


Abstract
The article discusses the pedagogical potential of religious holidays on the example of Islamic holidays in Kyrgyzstan – «Eid al − Fitr"» and «Eid al-Adha». Celebrated their significant role in the spiritual and moral formation of the individual. It is emphasized that the distorted perception of these holidays have a negative attitude towards the religion and culture that serves as an obstacle to convergence of Islam and Christianity, the formation of religious tolerance.

Библиографическая ссылка на статью:
Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]..02.2019).

Воспитание духовно-нравственной личности является одной из важных проблем современности. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах выдающиеся педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

Понятие «духовно-нравственная личность» включает в себя две главных составляющих – «духовность» и «нравственность». Понятие «духовность» неоднозначно. Существует два подхода к объяснению его сущности: религиозный и светский. В религиозном представлении человек имеет трёхсоставное строение: дух, душу и тело. Через душу он общается с Богом, «несет на себе печать Высшего Начала». Духовная жизнь человека устремлена к высшему идеалу, к высшим ценностям человеческой жизни. Другой подход – светский – «связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферой науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями» .

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» трактуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы» , т.е. правила поведения, обусловленные этими нормами.

Так, духовность и нравственность образуют неразрывное единство. По мнению В.И. Хальзова и Т.Л. Женатовой, духовно-нравственное воспитание предполагает «организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств выработки привычек нравственного поведения» . Все это направлено на формирование высших нравственных ценностей, качеств гражданина, патриота, защитника Отечества, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва, М.И. Махмутова, М.Г. Тайчинова и мн. др.

В педагогической науке учитывается все ценное, что входит в опыт духовного достояния ислама и может служить нравственному оздоровлению всего общества, возвышению духовных потребностей каждого человека. Историко-педагогический анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей эта религия функционировала как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей.

Заслуживают внимания работы авторов, в которых определены и обоснованы связи научной педагогики и этики религиозных вероучений; намечены продуктивные пути использования религиозного воспитательного потенциала в полноценном духовном развитии личности (М.Г. Тайчинов, Б.Т. Лихачёв, С.М. Амирова и др.).

Особая роль в духовно-нравственном воспитании личности отводится значительным праздникам национально-религиозного характера. В современное время в культуре мусульманского народа важное место занимают исламские праздники «Ураза – Байрам», «Курбан – Байрам». Они устанавливаются по лунному, мусульманскому календарю. «Составной частью этих праздников являются различные культовые действия и церемонии, праздничные молитвы, которые заключают в себе несомненный духовно-педагогический потенциал» .

Рассмотрим особенности празднования «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» на примере Кыргызстана. В Кыргызстане «Ураза – Байрам» (тюркское название) известен как Орозо Айт или Ид аль-Фитр (праздник разговения). У мусульман Кыргызстана самый важный и почетный месяц − Рамазан. В течение всего месяца соблюдается строгий пост (орозо), который подразумевает отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток. Смыслом воздержания и поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление своего образа жизни, своих приоритетов. Пост для мусульман это, в первую очередь, возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности.

Большой пост в течение месяца Рамадан (или иначе Рамазан), называемый по-тюркски − ураза, обязателен для всех здоровых взрослых мусульман. В исламе девочки начинают держать пост с 9 лет, а мальчики с 12. Больным людям, беременным и кормящим женщинам поститься не рекомендуется. Важным ᴃ исламе является понятие «тахара», что означает ритуальная чистота. Под ней понимается не только чистоплотность, опрятность, но и освобождение от всего греховного, оскверняющего ᴃ религиозно-духовном смысле. Если по каким-то причинам мусульманин был освобожден от соблюдения поста или случайно нарушил его, то он должен поститься после окончания священного месяца в течение потерянных дней.

Во время Рамазана с утра и до заката солнца мусульмане обязаны воздерживаться от питья, курения и чувственных наслаждений. В пост все верующие стараются совершать благочестивые дела и воздерживаться от дурных. По преданию, именно в этом месяце пророку Мухаммеду были ниспосланы Всевышним первые аяты первой суры.

«Ураза – Байрам» отмечается, как правило, 2-3 дня. С утра верующие исполняют все церемонии очищения, надевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей. Празднество включает общую молитву, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков, посещение могил родственников.

В «Ураза – Байрам» установлены обязательные общие молитвы. Они могут совершаться как в мечети, так и на специальных открытых площадках (намазкана). Далее следуют поздравления всех кыргызстанцев от верховного муфтия Кыргызстана. После праздничной молитвы он призывает верующих быть терпимыми, жить в согласии и единстве, проявлять милосердие и милость друг к другу.

По традиции, в каждой кыргызской семье готовят национальные блюда и встречают гостей. Недопустимо, чтобы в этот день на праздничных столах был алкоголь. Существует обычай, по которому каждый мусульманин должен посетить семь домов, вкусить приготовленные блюда и прочитать молитвы.

«Ураза – Байрам» содержит уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого, в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию. «Ураза – Байрам» является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия мусульманской культуры. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.

Другой известный праздник – «Курбан – Байрам» (или «Ид ал-адха»). В основе – жертвенный пир (праздничная трапеза), в котором участвуют родственники, соседи, могут быть приглашены и гости. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Церемония жертвоприношения совершается в торжественной обстановке в соответствии с предписаниями ислама: животное (баран, верблюд, корова, но не лошадь и не домашняя птица) должно быть годовалого возраста, без физических изъянов. Мясо съедается за столом с приглашенными или раздается нуждающимся. Даже шкуру и кости жертвенного животного нельзя оставлять себе.

Таким образом, исламские праздники «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» имеют духовный и педагогический потенциал, т.к. народные традиции, обычаи помогают установить «диалог поколений». Основу этих праздников составляют добродетель и воля к исполнению нравственного закона. Проведение религиозных праздников должно осуществляться в атмосфере духовного торжества. От того, как представлена модель празднования исламских праздников зависит формирование отношения к этой религии, культуре и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об исламе. Изменение этого стереотипа может послужить мостом для сближения ислама и христианства, по мнению З.Э. Абдуллаевой, генетически и духовно-нравственно близких религий (общность корней, упоминание одних и тех же лиц в Священных книгах христиан и мусульман) , а также формированию толерантного отношения представителей этих конфессий друг к другу.

  • Абдуллаева З.Э. Антропологическое пространство в исламской духовной культуре // Исламоведение. 2011. № 2. С. 78-84.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство культуры РФ

    Пермская государственная академия искусства и культуры

    на тему: Праздничная культура

    Введение

    1. Праздничная культура

    3. Масленичная обрядность

    Список литературы

    Введение

    Мы, живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения: культуру, какой бы то ни было, эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.

    1. Праздничная культура

    В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам.

    Итак, существует ряд определений понятия «праздник».(2 с.324)

    Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

    Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории.

    Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому речь идет не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, - а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития.

    Термин «праздник» принадлежит к словарному фонду повседневной речи и часто употребляется. Понимание значения слова «праздник» в народной культуре достаточно широко, однако можно выделить несколько смысловых полей, с единой доминантой в каждом из них.

    Во-первых, одна из особенностей и признаков праздника определяется самой этимологией слова «праздник» (от слова праздный, то есть «незанятый»). Словарь Даля толкует термин «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте). Интересен также ряд значений слова праздновать: очень часто оно употребляется не только в значении «отмечать праздник», «не работать по случаю праздника», но и в более широком смысле как «отдыхать». Так Даль указывает, что праздновать значит «быть праздным, или не делать, не работать». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы.(1.с.87)

    Во-вторых, смысловое поле праздника связано с идеей обязательного застолья. У В.И. Даля праздновать что-то или чему-то - «совершать празднество, отправлять праздник». Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании с идеей гостевания. Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.).Характерно, и существование несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь) (1.с. 88).

    Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником.

    В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.

    Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

    2. Праздничная культура в советское время

    Праздничная культура Советского Союза XX века представляет

    собой уникальное явление. Она - важный элемент социалистического общества, способствующая коммунистическому воспитанию. Институт праздника, удовлетворяющий устойчивые человеческие потребности, сохранен, но праздник ориентирован на новые идейные ценности, ценности социалистического общества. Это, прежде всего, коллективизм, верность идеям партии, интернационализм, подчиненность личного общественному. Участие в праздниках - моральная обязанность каждого члена общества, форма политической идентификации, долг, вытекающий из непосредственного участия в празднующей группе. Если первые три десятилетия существования советская праздничная культура проходила этап становления, во время которого она замещала, вытесняла прежние праздничные традиции (как религиозные, так и светские), то со сменой двух поколений система праздников сложилась полностью, она перестала вызывать отторжение у большинства населения. За годы существования советской власти в стране была создана уникальная праздничная культура, неповторимая по самобытности, разнообразная, призванная формировать и укреплять ценности строителей коммунизма, успешно решать задачи коммунистического воспитания.

    В эпохи радикальной трансформации общества праздники становятся эффективным средством формирования нового мышления.

    Сегодня, когда праздничная культура современной России находится в стадии становления, а её мировоззренческая основа недостаточно ясна, необходимо изучать опыт праздничного календаря советского периода.

    Ведь праздничная культура любого государства напрямую связана с культурной самоидентификацией, для которой характерна, в том числе, и актуализация прошлого, опора на опыт предшествующих поколений.

    2. Масленичная обрядность

    «Зимний период народного календаря» посвящен одному из самых продолжительных периодов года. Поэтапность сезонных изменений в природе, а также мифологические аспекты осмысления этого важного в годовом цикле переходного времени (от летнего к зимнему полугодию и наоборот) делают условными границы начала и завершения зимы, позволяют выделять особые «переходные» периоды осенне-зимнего и зимне-весеннего.

    Основные элементы Масленицы по-разному реализованы в локальных традициях, однако масленичная обрядность в целом выступает как единый комплекс, для каждого ареала проживания русских были отмечены все основные ее элементы катание с гор, катание на конях, масленичное ряженье, масленичный стол, обычаи с молодоженами, проводы праздника. Описанию основных компонентов в структуре праздничного цикла предшествует анализ его символики. Например, раскрывается символика масла, ставшего основным обрядовым блюдом, сопровождавшее в название праздника. (3.с.160)

    Масленица персонифицировалась не только в виде широко распространенной фигуры - женщина со сковородником или метлой.Она изображалась в виде мужика, соломенного чучела (а то и двух чучел, с мужскими и женскими чертами).

    Нередко термин «масленица» переносился на обрядовые блюда, на тех, кто ходит ряженым, а то и на масленичный поезд. Богато представлена в масленичных обрядах символика обработки льна и прядения. Народные гуляния на Масленой всегда имели свою внутреннюю обрядовую структуру. Одним из наиболее характерных элементов масленичного гуляния было катание на конях и катания с гор. Масленичное ряженье редко было самостоятельным и обычно дополняло праздничные игры, катание молодых, проводы Масленицы, было не «страшным», а комическим.

    Особым видом масленичного ряженья были процессии ряженых на санях. Масленичные обычаи с молодоженами были известны в Прикамье в разных формах чествование и катание молодых, гостевание и угощение у молодых, осуждение неженатой молодежи, приуроченность к Масленице последнего этапа свадебного обряда - хлибен Посещать молодых молодафью целовать было принято в субботу или воскресенье масленичной недели; как правило, молодая должна была угостить пришедших пивом. (3.с.175)

    Чаще всего именно во время Масленицы недавно женившийся ехал на хлебины - обычно с подарком теще.С этими же обычаями связана традиция гостевания зятя у тещи «на блинах».

    Наиболее полно обрядовая сторона Масленицы проявлялась в праздновании последнего дня - Прощеное воскресенье, Прощальная Масленка, Целовник, Человник, Соловник.Кроме сжигания чучела или соломы, соломенного снопа полагалось ломать катушки и даже разбивать лотки, на которых катались. Вариантом проводов Масленицы было сжигание антропоморфного чучела. Иногда масленичное чучело не сжигали, а топили в

    Реке. Проводы Масленицы заключались и в сжигании большого вороха соломы на горке-катушке.

    Действия Чистого понедельника, Чистой Масленки можно считать завершением масленичной обрядности. К Чистому понедельнику приурочивались в ряде мест последние проводы Масленицы, те действия, которые обычно совершали в воскресение Чистый понедельник - начало нового календарного цикла, Великого поста - считался также переходным временем, некоторые ритуалы имели очистительное и прогностическое значение. праздничный советский масленица обрядность

    Продолжительный зимний период народного календаря осмысляется как перерыв в хозяйственных работах, природных процессах, в то же время он сохраняет прогностическое и продуцирующее значение для всего года. Многие ритуальные действия святочной и масленичной обрядности призваны обеспечить благополучие на весь предстоящий год.

    Обрядность зимы, как и других периодов года, связана с осмыслением всех основных циклов социального, природного, животноводческого, земледельческого. Значительное место в этом периоде отведено социальным коммуникациям, раскрывающимся в брачных ритуалах и свадебных периодах этого времени, а также взаимодействию мира человеческого и потустороннего, более всего реализовавшегося в представлениях святочного периода. Масленичный же период календарно и может быть соотносим с зимним временем, но семантика и символика многих ритуалов Масленицы связана с весенними праздниками, подготовкой к новому природному и хозяйственному циклу.

    Структура народного календаря русских Пермского края, а также большая часть относящихся к нему обычаев, обрядов и праздников свидетельствует об их единстве на всей территории региона, что позволяет говорить о специфике именно пермского комплекса календарной обрядности. В то же время локальные традиции показывают многообразие и много вариантность календарной обрядности Пермского Прикамья, что обусловлено действием целой группы факторов - исторической спецификой освоения Пермского края русскими, особенностью адаптации переселенческих традиций к новым природно-климатическим, социально-экономическим и этнокультурным реалиям, сложным социальным, конфессиональным составом его населения, влиянием, которое оказало на пермские традиции иноэтническое окружение.

    Список литературы

    1. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

    2. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. -М.: Русская книга,1996.-496 с.

    3. Иванов В. О веселом ремесле и умном веселии // Декоративное искусство СССР. 1990. № 6.

    4. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.

    5. Масленица в Прикамье (конец XIX -первая половина XX в.) -Подюков И.А., Черных А.В.-Пермь, 2004.-60 с.

    6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь.-М.: Правда, 1989.-496 с.

    7. Русский праздник.Праздники и обряды народного земледельческого календаря (Иллюстрированная энциклопедия)/ Авт.: Баранова О.Г.,Зимина Т.А. и др.-СПб.: Искусство-СПБ, 2001.-672 с.

    8.Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX-начале XX в.(по материалам южных районов Пермской области).-Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2002.-260 с.

    9. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье.Праздники и обряды конца XIX-середины XX в.Ч.II.Зима.- Пермь.: Изд. Пушка,2008.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Значение праздничного события (краткий анализ возникновения и развития традиций празднования). Региональные особенности основных отличий праздничной традиции в России. Традиционное содержание праздника. Значение событий, положенных в основу праздников.

      реферат , добавлен 12.05.2009

      Теоретический анализ особенностей и эволюции русской свадебной обрядности. Исторический обзор русских свадебных традиций: их происхождение и влияние других народностей на этот процесс. Характеристика свадебных обрядов, обычаев, суеверий. Обряд венчания.

      курсовая работа , добавлен 01.06.2010

      курсовая работа , добавлен 08.12.2013

      Характерные особенности и тенденции культуры Китая, отображение поэтичной космогонической картины мира, этических норм, разветвленной и стройной системы государственности, сохранение традиций, обычаев и ритуалов. Строительство Великой стены и его роль.

      реферат , добавлен 28.06.2010

      Особенности формирования праздничной обрядности после Октябрьской революции. Основные инструменты влияния партии на массы. Использование средств массовой информации для донесения идеологических идеей до общественности. Принципы антирелигиозной политики.

      магистерская работа , добавлен 14.11.2017

      Праздничная культура как объект антропологического знания. Анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в русской культуре. Современные календарные обычаи и обряды народа как важные условия социального бытия.

      курсовая работа , добавлен 28.11.2012

      Исследование культура быта бурятского этноса, коренного населения Сибири. Основные виды хозяйственной деятельности бурят. Анализ представлений бурят о пространстве, его отражение в фольклоре, сказке. Описания традиционных праздников, обычаев и обрядов.

      статья , добавлен 20.08.2013

      Определение арабской культуры как составной части мировой цивилизации. Естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. Исследование религии, быта и обычаев, искусства и науки Арабского Востока.

      реферат , добавлен 11.10.2011

      Анализ картины мира и исторической системы ценностей народов Южной и Северной Осетии. Характеристика религиозных символов, обычаев, фольклорных традиций и обрядов осетинского народа. Изучение особенностей устного народного творчества нартского эпоса.

      реферат , добавлен 12.05.2011

      Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх