От какого церковного праздника отсчитывают 40 морозов. Приметы и обычаи на православный праздник Сороки. Народные традиции и приметы на Сорок мучеников

В это день православная церковь чествует память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть. В народе же праздник называют по-разному: Сороки, Жаворонки, Сорок Сороков, Сорок святых, Сорок мучеников.

Народные традиции и приметы на Сорок мучеников

В народе день сорока Севастийских мученников или Сорок Сороков считался большим праздников - днем второй встречи весны. Первым днем встречи считалось Сретение, третьим днем встречи весны было Благовещение. Существовала поговорка: на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается.

И как же без народных традиций. Они на Сорок Сороков были очень красочные и любимы народом.

Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников. Ведь предвестниками весны были жаворонки, хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц, а сорока вьет гнездо из 40 палочек.

Рецепт теста для выпечки жаворонков на день Сорок Сороков :

  • 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, стакан сахара, 0,5 литра воды, немного соли, смазывали сладким крепким чаем.

На Жаворонки обычно пекли жаворонков с распростертыми крылышками, как бы летящих. Печенье раздавали детям, приговаривая: Жаворонки прилетели, на головку детям сели. Детвора залезала на крыши, привязывала жаворонков к веточкам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну:

  • Жаворонки, прилетите к нам, Тепло летечко принесите нам, Зима надоела, весь хлеб поела! Жаворонки, жаворонки, Летите из-за моря, Несите кус здоровья. Мы вам - посошочек, А вы нам - денег мешочек! Ой вы, жавороночки, жавороночки! Летите в поле, несите здоровье: Первое - коровье, Второе - овечье, Третье - человечье!

Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, … Мужчины вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято, кроме птичек, выпекать сорок «орехов» и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!»

Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнездышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Светлой Пасхи принесли побольше яиц.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы еще бывали сильны. Чтобы защититься от утренников, хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков — сороки святые, колобаны золотые. Их полагалось по одному выбрасывать из окна в течение 40 дней.

Наблюдали в этот день за погодой:

  • если на Сороки тепло, то так же будет еще в течение 40 дней;
  • теплый ветер сулил дождливое лето;
  • первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год;
  • мороз на Сорок сороков, напротив, обещал урожай — особенно проса.

История Дня памяти сорока Севастийских мучеников

Все мученики были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан.

Сороки, Сорок Сороков, Сорок Мучеников. Сороки – встреча весны. День с ночью меряются, равняются. В этот день весне вторая встреча. Сорок разных птиц (пичуг) прилетают, и первая из них - жаворонок. Пекут колобаны золотые (булочки) в форме птиц (жаворонков) – "птички", обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья. День прилёта жаворонков. На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора). Если на Сороки будет тепло, то оно простоит еще сорок дней, а холодно – жди сорок холодных утренников-морозов. Если сороки и галки прилетели на Сорока – к теплу. Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт. "Жаворонок – к теплу. Зяблик – к стуже".
С 22 марта и до Зосима-пчельника (30 апреля) считается 40 утренних морозов - утренников. Если утренники с этого дня идут постоянно, то лето будет тёплое. Тёплый ветер – к дождливому лету.
По древнему обычаю - во второй раз начинают закликать Весну - Живу:
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Если после зазывания весны продолжались заморозки – пекли обрядовые колобки.

Сороки (Жаворонки)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Сорок сороков. Вторая встреча весны. День массового прилета - "сорока сороков" - птиц. Если сороки теплые - сорок дней будут теплыми, если холодные - жди сорок холодных утренников.
По народному календарю считается, что предстоит еще сорок морозов.
Воробьи чирикают особенно старательно перед потеплением.
Медицинские пиявки присасываются к стенкам аквариума или банки, в которой они содержатся, выше уровня воды - к буре.
Созвездие Орион заметно выпрямляется - к осадкам через 1-2 суток.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Сорок сороков.- Окличка весны

На Сороки - сорок утренников.-Во что Сороки, во то и Петровки.-На Сороки прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволья.-На Сороки прилетают жаворонки.
По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники - утренние морозы - и продолжаются ровно сорок дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда они говорят: лето будет теплое.
Исстари ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебенного теста жаворонки. Затейливые старушки пекут эти жаворонки с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их по родным, в гостинцы детям. С раннего утра торговки продают хлебные жаворонки на торгах и около церквей.
По замечанию поселян будто с 9 марта наступает весна. Поселяне Смоленской губернии выходят на этот день окликать весну, как делают первого марта. Предвестниками весны, по их словам, бывает полет жаворонков. Это поверие встречать весну по прилетанию птиц перешло к нам от греков, с тою только разницею, что они встречали весну при появлении соловьев (Вест. Европы 1827 г., № 5, стр. 64). Эта ранняя встреча весны, вероятно, есть только предание, занесенное к нам из южных стран. Москвичи говорят: «Одна ласточка весны не делает».

22 марта Православная Церковь отмечает праздник 40 мучеников, пострадавших в армянской Севастии. События, относящиеся к этому дню, происходили в четвертом веке, во время гонений на христиан, которые организовал нечестивый император Ликиний. У армянского военачальника Агриколая в полку было 40 воинов, которые веровали в Христа, которым военачальник предложил поклониться языческим богам, а когда они отказались, он приказал посадить их в темницу и стеречь там.


Однако, даже после этого, воины не изменили своих намерений, и остались верными Христу. Тогда Агриколай предал воинов на истязание, а затем, видя, что их дух сломить невозможно, решил подвергнуть их более изощренной пытке.
Около города Севастии было огромное озеро, вода в котором не замерзала зимой. В тот день была сильная метель и холод, и воевода, связав воинов, столкнул их в это озеро. На берегу же, для обольщения, была поставлена баня, которая топилась на глазах у страдальцев.

Агриколай предлагал воинам погреться в этой бане, при условии, если они отрекутся от Христа.
Ночью, когда мороз достиг крайней лютости, один из воинов, не выдержав мучений, выбежал из озера, и побежал к бане. Но едва он ступил на порог бани, как упал мертвым.
При этом оставшиеся в озере воины, молились Богу, и Он послал им подкрепление
– в три часа ночи на небе взошло солнце, растопило лед и согрело воинов. Все стражники, охранявшие воинов, к этому времени спали крепким сном, и только один не мог заснуть. Когда ночью взошло солнце, он увидел спускавшиеся с неба 39 венцов, которые сияли над головами мучеников. Тогда он, разбудив своих товарищей, разделся донага, и исповедовав себя христианином, бросился в воды озера. На следующее утро, воевода, придя, и увидев мучеников живых и невредимых, приказал их казнить на площади, после чего тела их были сожжены, а кости брошены в реку.
На следующий день христианский епископ той местности, придя к реке вместе с другими христианами, увидел кости мучеников, лежащие в воде и святящиеся дивным светом. Христиане собрали останки страдальцев и с честью погребли их.
С праздником 40 мучеников связано народное поверье, о том, что после этого дня нужно ожидать еще 40 «утренников», то есть 40 утренних заморозков, прежде чем наступит настоящая весна.
27 марта, в воскресенье, чествуется икона Божьей Матери Федоровская. Это знаменитая икона, которая является покровительницей царской семьи, празднуется 14 марта по старому стилю, в день избрания на царство царя Михаила Федоровича, начинателя династии Романовых.
Сохранившиеся сведения об этой иконе, повествуют о том, что она была обретена в начале Х11 века в чесовне, стоявшей около города Кидекша. Псковский князь Григорий Всеволодович хотел перенести эту чудотворную икону в город, но не мог сдвинуть ее с места. Поняв, что икона желает остаться в этом месте, он велел основать здесь обитель, которая получила название Федоровской, в честь Федора Стратилата, так как часовня, где была обретена икона, носила имя этого святого.
Во время нашествия хана Батыя, монастырь был полностью сожжен, и считалось, что икона также погибла в огне. Однако, в 1239 году князь Василий Квашня, будучи на охоте в лесу, увидел стоявшую на сосне икону Богоматери. Он протянул к ней руки, но икона поднялась в воздух. Тогда князь поехал в город Кострому, созвал священство и народ, и перед чудотворной иконой был совершен молебен, после чего, она сама опустилась в руки князю. Обретенная икона была поставлена в храме великомученика Федора Стратилата, а позже жители Кидекши, приехавшие в Кострому на поклонение, узнали в ней чудотворную Федоровскую икону. Этот образ стал одним из самых почитаемых в Костроме, и от него было немало чудес. Именно с иконой Федоровской Богоматери встретило костромское духовенство московских послов в 1613 году, которые пришли просить юного Михаила Романова встать на царство. Известно, что мать Михаила, инокиня Марфа, не хотела отпускать сына на престол, да и сам он отказывался от царского трона. Тогда Костромской архиепископ, подняв Федоровскую икону, обратился к ним со словами: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то ради этого чудотворного образа Богоматери, исполните повеление Бога»! После этих слов инокиня Марфа благословила сына на царство.
Сама чудотворная Федоровская икона хранится в Костроме, в Богоявленско-Анастасиином соборе, а старинный список с этой иконы находится в Ярославле в Никольской церкви, расположенной рядом с Федоровским собором. В субботу-воскресенье, в честь Федоровской иконы Божьей Матери состоятся торжественные службы в Федоровском соборе Ярославля. Вечером – Всенощное бдение с акафистом, а утром праздничная Литургия с молебном, которую отслужит архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Кстати говоря, Федоровская икона, помимо покровительства царской семье, считается помощницей в родах. Ей молятся беременные женщины и мужья рожениц. А 25 марта ярославские православные христиане отмечают день памяти митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна Ведланда. Он был девяностым архиереем епархии, и управлял с 1967 – по 1984. Преставился владыка в 1989 году.

Подготовила Елена БАТУЕВА.

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому православным разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный язычник. Под его началом был отряд из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, вышедших победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Ночью они услышали глас: “Претерпевший до конца, тот спасен будет”. Когда их на следующее утро привели к Агриколаю, тот стал льстиво восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа. Снова услышав отказ, он велел заковать воинов. Но старший их, Кирион, сказал: “Император не давал тебе права налагать на нас оковы”. Через неделю состоялся суд над воинами; для этого в Севастию прибыл знатный сановник Лисий. Святые твердо отвечали: “Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога”. Лисий велел побить их камнями, но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых окружает какая-то невидимая сила. В темнице воины вновь услышали ночью голос Господа: “Верующий в меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные”.

На следующий день суд перед мучителями и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, неподалеку от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, недалеко на берегу затопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Один из стражников, Аглаий, увидал, взглянув на озеро, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Он насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду и, сказав: “И я – христианин!” – присоединился к мученикам. Наутро воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Тела святых сожгли на костре, а обуглившиеся кости бросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севас-тийскому и повелели предать погребению их останки. Ночью он с несколькими приближенными собрал и с честью похоронил их. Смотрите также все и полезный календарь, где распределены по месяцам. Удобно смотреть какой церковный праздник в Марте вас ждет завтра и что в него можно делать.

Что надо делать на «Сороки»:

  • Следует пригласить в гости родню – чем больше, тем лучше
  • Также рекомендуется сделать выпечку в форме жаворонков и смазать ее медом

Что нельзя делать в этот день:

  • Сороки день с ночью меряются.
  • Сорок мучеников – сорок утренников.
  • С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
  • Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо.
  • Гречу следует сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.
  • Во что Сороки, в то и Петровки (в день недели).
  • Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок. Те, что прилетали раньше, считались “непутящими”.
  • На Сороки обычно пекут фигурки жаворонков. В некоторых местах с их помощью выбирали семейного засевалыцика. Мужчины вытаскивали жаворонков, и тот, кому попадалась птичка с запеченной в ней монетой, первым начинал весною посев.

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2019 года (по старому стилю - 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

История

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром - к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх